Научная статья на тему 'Методика полевого этнографического исследования жилища русских в Сибири: проблемы выявления традиций и новаций'

Методика полевого этнографического исследования жилища русских в Сибири: проблемы выявления традиций и новаций Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
323
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПОЛЕВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ЖИЛИЩА / РУССКИЕ / ТРАДИЦИИ / НОВАЦИИ / СИБИРЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Майничева Анна Юрьевна

Статья посвящена особенностям методики этнографического исследования жилища русских в Сибири. Особое внимание уделено выявлению традиций и новаций, которые предлагается рассматривать в историческом контексте. Ставится вопрос о получении, благодаря разработанной методике, материалов по фундаментальной проблеме инерционности культуры. Предложены основные структурные элементы тематики для выявления устойчивых и трансформируемых элементов культуры, включающие такие как: заготовка строительного материала, выбор места для жилища, обряды и ритуалы, связанные с жилищем, этапы строительства жилища, технология строительных работ и инструментарий, планировка и тип жилища, убранство и оборудование жилища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Майничева Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Field Ethnographic Research of Russian Dwellings in Siberia: Problems of Revealing of Traditions and Innovations

The article deals with the peculiarities of ethnographic research techniques of Russian dwellings in Siberia. Particular attention is paid to the revealing of traditions and innovations, which are proposed to be considered in the historical context. The purpose is to get materials on the fundamental problem of persistence of culture according to the developed techniques. The basic structural elements of the subjects are proposed to reveal the stable and transformed elements of culture, such as construction material, location for the house, rites and rituals concerned with the house, the stages of construction, technology of construction and tools, planning and type of the house, furniture and home equipment.

Текст научной работы на тему «Методика полевого этнографического исследования жилища русских в Сибири: проблемы выявления традиций и новаций»

УДК 39+72+694

А.Ю. Майничева, г. Новосибирск

Методика полевого этнографического исследования жилища русских в Сибири: проблемы выявления традиций и новаций

Аннотация

Статья посвящена особенностям методики этнографического исследования жилища русских в Сибири. Особое внимание уделено выявлению традиций и новаций, которые предлагается рассматривать в историческом контексте. Ставится вопрос о получении, благодаря разработанной методике, материалов по фундаментальной проблеме инерционности культуры. Предложены основные структурные элементы тематики для выявления устойчивых и трансформируемых элементов культуры, включающие такие как: заготовка строительного материала, выбор места для жилища, обряды и ритуалы, связанные с жилищем, этапы строительства жилища, технология строительных работ и инструментарий, планировка и тип жилища, убранство и оборудование жилища.

Ключевые слова: методика полевого исследования, жилища, русские, традиции, новации, Сибирь

Жилище традиционно находится в поле особого внимания этнографии, его закономерно рассматривают в качестве этнодифференцирующего маркера. Трансформация и развитие жилищ тесно связаны с вопросом выявления традиционного и новационного, что является одной из фундаментальных проблем. Ученые, занимающиеся разработкой теории, как и исследователи-практики, вынуждены возвращаться к необходимости определения критериев, признаков, особенностей традиционного, инновационного и новаторского в культуре. Существенное продвижение в данном направлении было сделано московскими этнологами в 1970—1980-е гг. благодаря инициированной ими широкой дискуссии на страницах журнала «Советская этнография» [11] и ряду публикаций [2—4, 10, 12]. В результате отечественная наука обогатилась новыми методологическими подходами и понятийным аппаратом в исследовательском поле традиций и инноваций, в частности о значении в распространении традиции информационных потоков, выделении особой культуры жизнеобеспечения [1]. Тогда же философ и культуролог Э.С. Маркарян заложил теоретические основы интегративной науки о динамике традиций — традициологии, в основе которой лежит рассмотрение культурной традиции как универсального механизма воспроизведения и изменения человеческого общества [9]. Указанные разработки не потеряли своей актуальности до настоящего времени. Опираясь на них, исследователи ведут накопление материала в различных областях этнографического знания, о чем, в частности, говорит успешное выполнение Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» 2012—2014 гг. Немалая роль в решении проблемы традиционного и инновационного принадлежит разработке методик по их выявлению [5—8].

В данной статье рассмотрены некоторые итоги по формированию комплекса методических приемов на примере полевого этнографического исследования сельского жилища русских в Сибири. Теоретической основой послужили разработки в области традицио-логии, культуры жизнеобеспечения и этноэкологиче-ского моделирования, что дает возможность учесть воздействие различных факторов на традиции в возведении и использовании жилищ, показывает ди-

намику трансформаций в сравнении в синхронном, диахронном, территориальном, этническом, историко-культурном и прочих аспектах. Принимая во внимание специфические для этнографии и превалирующие до настоящего времени методы включенного наблюдения и опроса, основное внимание уделено программам исследований in situ. Автор позволила себе откровенно и подробно раскрыть свою исследовательскую «кухню» в надежде на продолжение разговора. В статье использованы материалы Западносибирского, а затем Сибирского этнографического отряда ИАЭТ СО РАН 1990-2014 гг. (начальник отряда и собиратель А.Ю. Майничева), находящиеся в личном архиве автора.

Перспективы изучения инновационного в развитии сельских жилищ русских сибиряков связаны со сложившейся к настоящему времени строительной культурой, терпящей преобразования в связи с процессами модернизации и постмодернизации, происходящими в обществе. Соотнося с ними культурные процессы, ведущие к трансформациям в жилище, можно не только датировать изменения, но и установить, так сказать, «время запаздывания» реагирования культуры на действие социального фактора, то есть поставить вопрос об инерционности культуры, ее устойчивости или восприимчивости к новым влияниям. Выделяются некоторые элементы строительной культуры русских в Сибири, которые составляют ее традиционную часть. Так, в возведении жилищ преобладала срубная система построек. В течение длительного времени и по сей день сохраняются строительные приемы, принципы возведения и украшения зданий при огромном богатстве и разнообразии образных решений и композиционных вариантов, определяемых социально-экономическими и природно-климатическими условиями. Пожары и сравнительная недолговечность дерева вызвали почти полное исчезновение ранних памятников сибирского русского народного зодчества. Единообразие и относительная устойчивость хозяйственно-бытового уклада обусловили общие черты и медленную эволюцию планировочных и объемных решений сибирской избы, в основе которой лежит сруб, с печью и двух- или четырехскатной крышей. Срубная безгвоздевая конструкция образуется горизонтально уложенными бревнами. Жерди-слеги, образующие

основу крыши, опираются на уступы бревенчатых фронтонов-«самцов», продолжающих торцовые стены сруба. Самцовую крышу венчал охлупень (бревно с желобом), прижимавший сверху концы положенных на слеги тесин. С удешевлением пиленого леса после появления в XVIII в. водяных, а затем и паровых лесопилок, распространились более дешевые стропильные конструкции верхов, дощатые фронтоны и декоративные детали, глухую резьбу вытеснили рельефная и пропильная, в формах наличников, фронтонов, балясин появились подражания элементам каменного декора. Типы жилищ, определение которых зависит от планировки и расположения капитальных стен, наличия и взаимосвязи жилых и хозяйственных помещений, вертикального развития жилища, насчитывают несколько десятков. Активизация в 1910-х гг. переселенческого движения привела к притоку в Сибирь населения со своими специфическими традициями зодчества, которые со временем под влиянием природно-климатических, этнокультурных, социально-экономических условий трансформировались, приспосабливались к новым условиям, оказывая влияние на зодчество сибиряков-старожилов. К основным преобразованиям в обществе и культуре XX — начала XXI в., оказавшим в дальнейшем значительное влияние на жилища, можно отнести изменения в политическом устройстве России, коллективизацию, индустриализацию и связанное с ней преобразование природной среды, культурную и научно-техническую революции, последствия Великой Отечественной войны, признание части поселений неперспективными и укрупнение сел, демографические и миграционные процессы. В изучении традиционного и новационного в жилище важны несколько аспектов: особенности сложения той или иной группы русских в Сибири, адаптация их строительной культуры в новых условиях по сравнению с местом выхода, исторические условия пребывания на сибирских территориях.

В XX в. в отечественной этнографии и отчасти истории архитектуры (эта область знаний в основном занимается профессиональной архитектурой, лишь отдельные исследователи изучали ее народный вариант — на сибирских материалах — Е.А. Ащепков, С.Н. Баландин) в исследовании жилищ существовали разнонаправленные тенденции. Первая была связана с изучением элементов древности и поиском ранних построек. Вторая — с выявлением новых черт советского быта и связанных с ними изменений в жилых комплексах. Впрочем, наблюдался и принцип простой фиксации и описания построек без акцентирования на теме традиционного и инновационного в строительном деле. Казалось, под напором процессов модернизации, развития научно-технического прогресса, новых форм социальной организации старые принципы устройства жилища не устоят. Сохранность видов и типов построек, принципов их возведения, духовной сферы строительных традиций, включающей представления о духах дома, обереги, ритуалы при возведении дома, правила новоселья и пр., находила объяснение в отсталости и удаленности поселений. В конце 1980 — начале 1990-х гг., после распада советской системы, сибирские этнографы, в число которых входила и автор этих строк, изучая деревню, были уверены, что за-

стали уже последние образцы традиционных построек и элементы уходящих традиций домостроения. На новом этапе то, что не было сметено социалистическим переустройством, должно было быть вытеснено мощным воздействием глобализации, действовавшей на фоне процессов постмодернизации. Однако с течением времени с некоторым удивлением пришлось признать, что ренессансные тенденции набирали силу, традиции не только сохранялись, но и получали новый импульс. Не углубляясь в рассмотрение причин такого явления, нужно отметить, что в настоящее время проблема исследования традиционного и инновационного опять выходит на первый план, поскольку решение ее в каком-либо аспекте может вывести на общие закономерности развития культуры, что является одной из задач исторических наук вообще и этнографии в частности. Пожалуй, сейчас уникальность настоящего времени для этнографии состоит в том, что в результате накопления большого эмпирического материала и богатого предшествующего опыта разработки методик созданы теоретико-методологические и практические возможности выявления частных трансформаций культуры, например изменений жилища с учетом смены ряда социальных парадигм и фиксации этапов развития.

Учитывая многоаспектность изучения жилища, можно предложить следующие темы для выявления устойчивых и трансформируемых элементов культуры, касающихся жилища:

1. Общие сведения, включающие современное название населенного пункта, района и области, все прежние названия поселения, а также волости, уезда (округа), губернии по административному делению XIX — начала XX в., фамилии, имена, отчества и этническую принадлежность всех прежних и настоящих владельцев дома, социальное положение и занятия первого хозяина, датировку здания, год или период возведения, данные строителей здания, описание первоначального облика постройки непосредственно после возведения, последующие изменения постройки в целом и ее элементов, местные названия постройки и ее частей, деталей конструкции.

2. Заготовка строительного материала.

3. Выбор места для жилища.

4. Обряды и ритуалы, связанные с постройкой жилища, отдельными моментами строительства, с переходом в новый дом.

5. Этапы строительства жилища (возведение фундамента, стен, крыши и пр.).

6. Технология строительных работ и инструментарий.

7. Оформление и отделка жилища, детали, конструкции, приемы, инструменты, шаблоны и пр.

8. Планировка и тип жилища.

9. Убранство и оборудование жилища, включая мебель, инженерные устройства, утварь.

По указанным темам предполагается подбор адекватных источников, обследование жилищ методом включенного наблюдения, проведение интервью и опросов. Подготовка специальных определителей поможет не упустить важных моментов описания жилища. Например, определитель техники и технологии строительства должен включать название и описание строительных приемов.

Для составления вопросников проводится дета-

лизация тем, что позволяет получить сведения, на основе которых формируются разновременные модели строительной культуры вообще и особенностей развития жилища в частности. Например, в рамках темы «Обряды и ритуалы, связанные с постройкой жилища, отдельными моментами строительства, с переходом в новый дом» в разные исторические периоды рассматриваются вопросы проведения обрядов при закладке жилища, поднятии матицы, устройстве кровли, порядка и времени празднования завершения отдельных этапов строительных работ («окладное», «матошное») и всего строительства, отмечаются обычаи, имеющие обережное значение, выясняются взаимоотношения с мастерами, устанавливается размер и форма их вознаграждения, описываются представления о легких и тяжелых днях для начала строительства, перехода в новую постройку по лунному и солнечному календарю, а также формы, правила, способы, время задабривания духов дома.

Имеет смысл проверять бытование явлений культуры и отдельных фактов среди представителей различных этнических групп, что позволяет установить степень распространенности того или иного явления или факта, их маркирующие свойства, общность или особенность элементов культуры, а также их трансформацию. Например, согласно полевым материалам автора, сообщения чалдонов, проживающих в селах Верхнего Приобья, изобилуют быличками, приметами, присловьями, касающимися домовых, которых здесь называют «суседками», «суседушка-ми», «дедушками-соседушками». Кержаки же, живущие там же, называют домового чертом, «беси» и избегают разговоров о нем [подробнее об этом см.: 5, с. 84—91].

Очевидно, что полевое исследование в виде опросов и интервью, в отличие от архивных изысканий, в значительной степени зависит от глубины памяти информантов, поэтому даже с учетом воспоминаний о прошлом, основанных на рассказах родителей и дедов, в первые десятилетия XXI в. и позже исследователь может рассчитывать на сведения, относящиеся к XX в. Современные явления можно наблюдать лично. Вместе с тем сохранившиеся с более ранних времен и находящиеся в пользовании строения, утварь, убранство и т.п., наряду с записями и заметками краеведов, статистическими данными, архивными документами, фотографиями, музейными предметами и коллекциями, художественными произведениями, игрушками, литературными источниками, данными ономастики и языка, археологическими памятниками (наскальными изображениями, предметами быта и орудиями труда и т.п.) помогут отнести временную границу в прошлое. Неоценимую помощь в выявлении традиций и новых веяний может оказать запись легенд, сказок, верований, примет, поговорок, присловий, касающихся жилищ, их убранства, этапов возведения, технологий и инструментов, обрядов. Личный опыт информантов, их истории жизни, массовость и проверка получаемых сведений обеспечивают достоверность данных.

В обнаружении традиционного и инновационного особое значение приобретает точность датировки, что требует отдельного внимания к выяснению хронологии бытования тех или иных зданий, соору-

жений, технологий строительства, орудий труда. Для датирования построек из дерева возможно привлечение метода дендрохронологии. В беседе с информатором необходимо уточнять место (область, район, селение), в котором он видел описываемые им явления. Нужно не ограничиваться лишь словесными описаниями предметов, а графически воспроизвести внешний вид, согласовав рисунок с информантом. Существенную помощь оказывают таблицы, в которых представлены жилища, их элементы, конструкции, орудия труда, время распространения которых в других регионах уже установлено. Таблицы показывают информантам, предлагая указать период, когда, на их взгляд, появились те или иные постройки, детали и пр. Необходимо акцентировать вопросы на том, что было прежде и когда именно, и как стало теперь, когда исчезли и появились те или иные элементы культуры.

Наблюдается различная степень сохранности сведений о правилах ведения строительства и строительной обрядности среди представителей разных групп русских. Например, чалдоны старшего поколения из сел Верхнего Приобья, а также кежмари Нижнего Приангарья и сейчас обладают обширными знаниями в этой области, чалдоны же, проживающие в русских старожильческих поселениях, стоящих на р. Вагай, с трудом вспоминают отдельные эпизоды.

Несколько слов об особенностях записываемых нарративов. Даже те из информантов, кого можно отнести к категории экспертов, то есть те, кто сам строил себе дом или работал по найму или «помочи», участвовал в новоселье, обладая личным опытом и интересом, сообщают, казалось бы, избыточные сведения. На вопрос о том, были ли крестовые дома, ответом был такой рассказ: «А как же. Вот в деревне был кузнец. У него дом большой, крестовый, жили все вместе — двенадцать сыновей и двенадцать снох. Они гоняли ямщину, имели двадцать четыре выездных коня. Утром встают — каждый по стакану самогона — хлоп, пьют, и — поехали. В обед приехали, поели мяса, опять по два стакана самогона. Вечером — до отказа самогона. На реке у них баня стояла, зимой прорубь сделают, попарятся. Голые выскакивают — и в прорубь, потом опять парятся» (записано от В.Д. Соболева, д. Ача Болотнинско-го района Новосибирской области).

А простой вопрос: «Каких домов раньше больше было?» вызвал такой рассказ: «Раньше в деревне были в основном пятистенники. Улицы узкие, телега слесом не развернется. Сидит в избе, чай пьет, с соседками через улицу переговариватся.

Жила я со свекровью, тесно в комнате. Спать негде. Свекровь хату продала, купила у зажиточных баню. Я ей не перечила: «Давай, давай, продавай, ты хозяйка». Оказалось, что и баня тоже негодна. Тогда свекровь еще хату купила, а там окна больши. Говорю: «У нас как в магазине теперь — окна огромны». Зима наступила, из-за окон в хате мороз. Еще купила другу избу, а там калмыки жили, в очень плохом состоянии дом оставили. Ремонт свекровь делала. Хозяйка, что хочет, то и делат. Нову купила, а та с клопами. Не выдержала самому (мужу) сказала: «Ты хоть и мужчина, почему допускашь такое, все люди смеются, уже рты порвали. Что твоя мать делат, сколько можно негодных изб продавать-покупать».

А ему хоть бы что» (записано в д. Старобибеево Бо-лотнинского района Новосибирской области).

Вместе с тем необходима полная запись ответов, так как дает материал более широкий, чем избранная исследователем тема, показывая особенности восприятия и репродуцирования информации респондентами.

Можно резюмировать, что к настоящему времени выполнена значительная часть работы по разработке методики полевого этнографического исследования жилищ русских в Сибири; одним из существенных аспектов стали проблемы выявления традиций и новаций.

Список использованных источников

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989. — 247 с.

2. Арутюнов С.А., Васильев В.И., Джарылгасинова Р.Ш. Древние уральско-восточноазиатские этнографические параллели (на материалах жилища) // Советская этнография. — 1991. — № 2. — С. 28—37.

3. Арутюнов С.А., Маркарян Э.С., Мкртумян Ю.И. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса // Советская этнография. — 1983. — № 2. — С. 22—31.

4. Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этно-кулътурологического исследования (на материалах армянской сельской культуры). — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1983. — 319 с.

5. Майничева А.Ю. Архитектурно-строительные традиции крестьянства северной части Верхнего При-

обья: проблемы эволюции и контактов. Середина XIX — начало XX в. — Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2002. — 144 с.

6. Майничева А.Ю. Зодчество как предмет исследования этнографии: методология и методика работы // Этнография Алтая и сопредельных территорий: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. — Барнаул: БГПУ, 2005. — С. 244—248.

7. Майничева А.Ю. Методические основы этнографических исследований объектов деревянного зодчества // Баландинские чтения: VII науч. чтения памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск: НГАХА, 2013. — С. 257—263.

8. Майничева А.Ю. Программы этнографического обследования недвижимых объектов культурного наследия // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.: Археология, этнография, устная история. — Барнаул: АлтГПА, 2009. — С. 132—135.

9. Маркарян Э.С. Культура как способ социальной самоорганизации. Общая постановка проблемы и ее анализ применительно к НТР. — Пущино: АН СССР, 1982. — 56 с.

10. Мкртумян Ю.И. Основные компоненты культуры этноса // Методологические проблемы исследования этнических культур: мат-лы симпозиума. — Ереван: Изд-во АН АрмССР 1978. — С. 42—46.

11. Советская этнография. — 1981. — № 2. — С. 78—115.

12. Типология основных элементов традиционной культуры. — М.: Наука, 1984. — 252 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.