УДК 371.3 ШАМАРИНА Е.В.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра начального, общего и среднего образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева [email protected]
UDC 371.3 SHAMARINA E.V.
Candidate of Pedagogics, Assosiate Professor, Department of pedagogy and psychology of primary, general and secondary education, Orel State University named after
IS. Turgenev E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
METHODICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WAYS OF FORMING READING SKILLS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
В статье описываются психолого-педагогические и методические приемы для развития навыка чтения V младших школьников с трудностями при обучении. Даются задания по чтению в определенной последовательности. Они могут быть использованы при первоначальном обучении чтению детей и на индивидуальных занятиях с учащимися. Представленные практические материалы помогут обеспечить преемственность в деятельности специалистов разного профиля: учителя начальных классов и логопеда.
Ключевые слова: обучение грамоте, младшие школьники, имеющие стойкие трудности в обучении чтению, преемственность в обучении чтению.
The paper deals with psychological, pedagogical and methodical ways of teaching reading skills in young pupils with difficulties in learning. The tasks in reading are given in strict sequence. They can be used first in teaching at school and at the individual classes. Presented practical materials can help provide continuity of work of specialists of different kinds: primary school teacher and speech therapist.
Keywords: teaching reading and writing, primary school pupils with stable difficulties in reading, continuity of teaching reading skills.
Чтение - один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с ее слухоречедвигатель-ным образом и последнего с его значением [1, с.144]. Основной единицей речи является слово. Слово включает, по крайней мере, две составные части: с одной стороны. оно обозначает предмет, заменяя его, выделяя в нем существенные признаки, а с другой - оно обозначает предмет, вводит в систему связей, в категорию предметов на основе обобщения его содержания [3, с.72] Известно, что любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками, могут привести к неуспеваемости по многим предметам, отрицательно влияя на формирование эмоционально-интеллектуальной сферы младшего школьника. Именно с этих позиций Выготский Л.С. и рассматривал речь как средство социального общения, основной функцией которой является коммуникативная.
Речь дает ребенку возможность вербализировать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и контроль собственной деятельности. Чтение здесь служит основным проводником в информационной среде, в целом определяя его образова-
тельные возможности и успешность дальнейшей социальной адаптации. Оно входит в один из видов речевой деятельности - в письменную речь. Учащиеся, для того чтобы точно установить связь между видимой буквой и тем звуком, который она обозначает, должны уметь в устной речи дифференцировать акустико-артикуляционно сходные звуки (например, [б]-[п]), так как в противном случае такие дети не смогут самостоятельно образовывать слоги, далее читать слова, зная все гласные буквы. При целенаправленной работе по формированию навыка чтения, учащихся обучают правильному, медленному, послоговому «проговариванию», потому что процессы «проговаривания» и письма при стойких трудностях в обучении практически не совпадают.
Так, ребенку нужно анализировать сходство и различие в написании элементов многих букв, например, «к» и «п». Такие исследователи, как Горецкий В.Г., Егоров Т.Г., Тикунова Л.И., Цветкова Л.С., выявили ряд условий, от которых будет зависеть развитие смысловой стороны чтения. Это отбор лексики, влияющей на степень овладения значением слов, овладение грамматическими представлениями языка для целостного понимания смысла предложения, знание временных отношений и умение определять их последовательность в тексте, что также является важнейшим инструмента-
© Шамарина Е.В. © Shamarina E.V.
рием понимания любого читаемого детьми материала [6, с.20].Русская азбука - это первая книга, по которой учат детей читать, начиная с момента их поступления в школу, все содержание которой проверяется читаемыми текстами, словами и иллюстрациями. Импровизация игровых ситуаций, используемая здесь учителем, создает необходимые педагогические условия для изучения трудного языкового материала, поэтому важно помимо этого использовать задания проблемного характера. Часто у младшего школьника, имеющего трудности при чтении, речь фонетически правильно оформлена, но такой ребенок будет слабо дифференцировать многие согласные туки, В связи с этим большая роль учителем и логопедом отводится работе по их выделению сначала обучения грамоте (Городилова В.И., Кудрявцева М.З.). Подобные и многократные задания необходимы для того, чтобы ребенок научился грамотно писать и умел делать звуковой анализ слова при дальнейшем обучении, так как с помощью него формируется фонематический слух, что будет являться важной предпосылкой грамотного письма. Технической стороне чтения всегда уделялось значительное внимание. В связи с этим важно знать, с каким начальным навыком чтения ребенок поступил в первый класс. Такая диагностика всегда проводится логопедом с последующими рекомендациями для учителя. Итак, на первоначальном этапе обучения грамоте выделяются те дети, которым трудно дается и фонетический анализ слов. Графические ошибки, которые они допускают, обусловлены несформированностью фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, когда дети ошибаются при анализе и синтезе звучащего слова и неправильно согласуют слова различных частей речи. Искусство обучения чтению здесь будет сводиться к тому, чтобы единицей чтения стал слог. В связи с этим при чтении слогов учитель может использовать следующий методический прием: с помощью закладки-окошечка медленно открыть не все слово, а постепенно каждый последующий слог, помогая детям соблюдать четкую последовательность звуков, составляющих читаемое слово. При дальнейшем обучении чтению ребенку предлагается зрительно разбить слово на слоги, а затем четко его произнести. Выделение последовательности звуков в словах всегда будет сопровождаться заданиями для развития слухового внимания и памяти, так как младшие школьники, имеющие грубые ошибки при чтении не могут самостоятельно определить линейную последовательность звуков в читаемом слове. Ведущая роль тут отводится многим психологическим приемам: дорисовать недостающую фигуру, определить лишний предмет, зачеркнуть букву.
Большое внимание на данном этапе обучения будет уделяться работе со схемами слов. Например:
Задание. Составь схемы слов и образуй трехсложные слова.
Лексика: кот, мышь, нож роза, дуб, коза, зерно, ваза, перо.
Задание. Прослушать текст, выделить слова и построить самые основные словосочетания. Выявить основную мысль текста.
В лесу.
В лесу живут медведи, волки, зайцы, белки и лисы. Белка прыгает по веткам. Зайка сидит под кустом. Медведь делает берлогу и спит там всю зиму. Волк бродит по лесу голодный.
Лиса ловит зайцев и ворон.
Составить схему к последнему предложению.
В дальнейшем, учитывая эту особенность, уместно предложить задание на уровне связного текста, но при использовании графических схем. Задание. Запиши с помощью схем следующие предложения.
Расцвела сирень. Уже рассвело. Над лесом солнце. Лиса сцапала цыпленка. На сухой скале расцвел цветик.
По мере выработки правильного навыка чтения слова предъявляются в более быстром темпе, продолжая фиксировать внимание младших школьников на значении отдельных грамматических категорий: звук, слог, слово и предложение. Перед чтением слов по слогам дети упражняются в разделении слов на слоги и звуки на слух. Выделение первого, второго и третьего слога в слове сопровождается их проговариванием. В связи с этим учитель должен использовать большой материал в виде предложений и стишков. Приведем примеры. Задание. Соедини слоги так, чтобы получились назва-ния животных.
ут СИ цы ку зы
вол ли ки ко ры
гу ОБ сы по ни
Для проверки задания: утки, волки, гуси, овцы, лисы, куры, козы, кони, пони._
Таким образом, происходит закрепление по чтению простейших слогов с элементами выразительного чтения стишков учителем. Тут же подбираются упражнения, направленные на развитие графических навыков - это различного рода штриховки, обводка плоскостных геометрических фигур, работа с рисованием недостающих частей предмета. Методические приемы обучения каллиграфическому письму Илюхиной В.А. «Письмо с открытыми правилами» также тут будут уместны. Они позволят сформировать почерк ребенка, испытывающего трудности при восприятии читаемого материала.
Дети, имеющие трудности в овладении читаемым материалом при начале обучения грамоте, лишь начинают выделять речь как особую, новую для них действительность. Под руководством учителя они могут постепенно овладевать различными формами звукового анализа: вычленять отдельные звуки речи в начале, середине и в конце слова, так как последовательное выделение звуков и установление их точного места в слове является одной из ведущих задач при обучении чтению
детей. Такие задания по чтению лучше чередовать с письмом. Приведем пример.
Большое значение при обучении чтению имеет работа со слоговыми таблицами, так как без умения воспринимать слог нельзя научить младших школьников читать, если они лишь перебирают буквы и не научились сразу видеть слог. Например, перед каждым ребенком лежат слоговые таблицы, оформленные на индивидуальных карточках, которые дети будут читать поочередно. Таблицы могут быть оформлены по-разному: цветные сектора либо сектора таблицы, которые обозначены предметными картинками в зависимости от трудностей при чтении. Простейший вариант для чтения представим ниже в таблице.
Таблица 1.
АП ОП УП ип ып ПА ПО ПУ пы пи
AT ОТ уТ ИТ ыт ТА то ТУ ты ти
АХ ОХ УХ их ых ХА хо ХУ хы хи
АС ОС УС ис ыс ИС СА со сы СИ
Далее слоговые таблицы нужно усложнить согласно программному материалу по чтению, а также рекомендациям, данным логопедом.
Следует учитывать, что линейная последовательность действий детей, находит свое отражение не только при формировании правильного навыка чтения, но и при сохранении в памяти содержания прочитанного. На данном этапе чтения дети уже знакомы со всеми гласными буквами, поэтому работа по формированию навыка правильного чтения может быть продолжена на уровне чтения слов. Лучше предлагать детям лексический материал, обозначенный в простых нераспространенных предложениях с использованием картинок. Таким образом, при помощи ряда подобных заданий, связанных с чтением по слоговым таблицам, научив анализировать закрытые, а затем и открытые слоги, усвоив грамматические категории звук, слог и слово, следует проводить работу по активному чтению усвоенных слов. И многие понятия, закрепленные в памяти младшего школьника ранее, будут включены в систему иных учебно-познавательных связей. Так, у ребенка может появиться интерес к предложенному читаемому материалу [4, с. 17]. Приведем пример задания на уровне
тельного чтения детьми предложений вместе с развитие моторных навыков письма.
Задание. Прочитай написанные предложения.
Лод - казап - лы-ла в бо-ло-то. По - ни ка - тит ки - бит-ку. У ма-мы ка-туш-ка. Жук жуж - жит в са-ду. У Ка - ти са - по - ги.
Следует указать, что вышеуказанная деятельность сопровождается заданиями, направленными на дальнейшее развитие фонематического слуха и фонематического восприятия младших школьников. Например, при выполнении следующих заданий.
Задание. Ответь, кто быстрее, а кто медленнее'.'1 Ответь на вопрос к заданию.
Распредели слова к нарисованным картинкам: если звук [и] в начале слова отнеси его к самолету, если в конце к человечку, если в середине - к поезду.
Слова: избушка, изюм, иволга, бензин, камин, миг, колени, люди.
В словах: иволга, избушка, камин, люди определить коли-чество слогов_
Таким образом, подводя итог сказанному, отметим, что при использовании системы практических заданий как непосредственно по выбранному учителем читаемому материалу, так и заданиям развивающего характера. можно сформировать действие контроля у детей при чтении, начиная с первого класса. В группе продленного дня следует устанавливать специальный «час чтения». Здесь важно учитывать исследования Божович Л.И., которая утверждает мысль, что учащиеся начальных классов интересуются всеми видами серьезной учебной деятельности. Их привлекают те задания, которые требуют известной детям интеллектуальной активности и умственного напряжения. Именно учебная деятельность, согласно Божович Л.И., может активизировать все психические процессы и формировать у учащихся индивидуальный читательский стиль деятельности. побуждая младших школьников к чтению все более сложного материала. При таком подходе ребенок может получить удовольствие от читаемого материала и осознать тот факт, что чтение нужно ему, а не взрослым[2, с.250].
Впоследствии использование учителем различных способов при обучении должно быть автоматическим и правильным. Это будет составлять практические «умения и навыки» по отношению к самому читаемому материалу. Одним из рациональных приемов при обучении чтению является использование большого познавательного материала, способствующего воспитанию культуры чтения и дальнейшего выбора книг младшими школьниками.
слов и предложений._
Задание. Прочитай. Выдели слова, а затем слоги. Сок, сук, суп, псы, бо - бы, ба - ба, бо - ты, хо - бот, бо - ка, су - хо, со - ва, ком, Са - ша, со-вы, со - вок, вы -со - та, гу-си, гу-ба.
Задание. Возьми ручку и листочек бумаги. Нарисуй крестик (X) и галочку (V). Крестик ты будешь рисовать, если услышишь звук [э] после мягкого согласного, а галочку. если звук [э] прозвучит после твердого согласного. Все значки пиши в строчку один за другим.
Лексический материал: этаж, эскалатор, свет, клей, женский, мелкий, левый, шерсть, петух, снег, цепь, лес, мел, прицеп.
Далее мы рекомендуем задания на уровне самостоя-
Библиографический список
1. Аксенова A.K. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М.: Владос, 2000. 320 с.
2. Божович JI.II. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. 315 с.
3. Глухое В.П. Основы психолингвистики. М.: ACT, 2005. 351 с.
4. Метинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. 224 с.
5. Назарова JI.K. Использование таблиц при обучении грамоте с учетом разной подготовленности первоклассников // Начальная школа. 1983. №9. С.16-19.
6. РусецшяМ.Н. Нарушения чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин. СПб.: Каро, 2007. 192 с.
References
1. Aksenova A.K. Methods of teaching the Russian language in a special (correctional) school/ A.K. Aksenova. Moscow: Vlados, 2000. 320 p.
2. Bozhovich L.I. Personality and its formal ion in childhood (Psychological research)/ L.I. Bozhovich. Moscow: Prosvyaschenie, 1968. 315 p.
3. GliMiov VP. Basics of psycholinguistics/ V.P Glukhov. Moscow: AST, 2005. 351 p.
4. Menchinskaya N.A. Problems of teaching and mental development of a pupil/ N.A. Menchinskaya. Moscow: Pedagogika, 1989. 224 p.
5. Nazarova L.K Using tables in teaching literacy with regard to different degree of preparedness of first-graders// Nachalnaya shkola, 1983, №9. Pp. 16-19.
6. RusetskayaM.N. The уoimgers'violations in reading: analysis of verbal and visual reasons/ M.N. Rusetskaya. Saint Petersburg: Karo, 2007. 192 p.