УДК 378
Светлана Викторовна Реттих
(кандидат педагогических наук, доцент кафедры социогуманитарных наук Алтайской академии экономики и права, г. Барнаул) Ольга Александровна Семыкина (старший преподаватель Алтайской академии гостеприимства,
г. Барнаул)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ВУЗЕ ИЛИ КОЛЛЕДЖЕ
Ключевые слова: компетентностный подход, образование, учебно-практическое пособие.
Изменения, происходящие в современном российском обществе, способствуют формированию новых приоритетных ценностей во всех сферах жизни и деятельности, в том числе и в образовании. Одним из исходных приоритетов становится развитие творческой, самостоятельной, социально активной и ответственной личности. Современная педагогическая наука ориентирует на формирование личности, обладающей индивидуальными чертами, имеющей собственные взгляды на события и процессы, умеющей критически мыслить и воспринимать различные точки зрения. В данной ситуации необходимы новые концептуальные подходы к учебному процессу, инновационные методологические, теоретические и психолого-педагогические основания для его конструирования. А это связано с осознанием места обучающегося в процессе образования и, шире, - человека в мире вообще. Сближение и взаимное обогащение науки и искусства, науки и религии, естественно-научного, технического, гуманитарного образования выступают важнейшими условиями повышения эффективности учебного процесса.
Модернизация образования в учреждениях, осуществляющих профессиональное обучение и подготовку в настоящее время, связана с реализацией компетентностного подхода. Отличие компетентностного подхода от традиционного (некомпетентностного) - это изменения прежде всего в системе оценивания результатов освоения основной образовательной программы. При переходе на
компетентностно-ориентированные рабочие программы дисциплин изменяется функция контроля: от аудита знаний необходимо переходить к оцениванию результатов обучения в целом для определения направления улучшения образовательного процесса. Однако в большей части обновление образования строится на введении в федеральный компонент новых предметов, использовании нетрадиционных форм работы, внедрении инновационных учебников. Предлагаемые же образовательные технологии не нацеливают обучающегося на формирование собственных идей, сохраняют дистанцию между педагогом и обучающимся, главенствующее положение первого над вторым. Однозначная ориентация на результат - знания, умения, навыки, на наш взгляд, исключает не менее важные и необходимые составляющие результата образования - наличие мнения, убеждения, осознания действий. В то же время смысл образования заключается в об-разовывании самого себя (образа мысли, слова, поступка), которое непрерывно происходит во взаимодействии с окружающим миром.
Анализ педагогической литературы свидетельствует об усилении интереса авторов к повышению эффективности учебного процесса через учебно-практические пособия, к проблемам их конструирования и направленности. Споры методистов и авторов учебников показывают, что существуют различные точки зрения о характере изложения материала в учебном пособии и организации работы с ними (В.Ф. Баранов, Т.Ф. Кряклина, И.Я. Лернер, С.В. Реттих и др.).
В 1920-е гг. основное внимание отечественной педагогики было сосредоточено на принципах создания учебников нового типа. Выдвигались различные идеи: отмирания школы и, как следствие, исчезновения учебника (В.Н. Шульгин); создания конспекта учебника (В.А. Десницкий, В.Р. Менжинская, Н.А. Рожков); внедрения учебника как «общественно необходимого материала», созвучного ребенку (Н.К. Крупская). Новые формы организации учебного материала в рабочих книгах (целевая установка, отдел источников) призваны были оптимизировать обучение через самостоятельную работу учащихся, но не получили поддержку Наркомпроса.
Следующая попытка оптимизировать учебный процесс посредством введения новых жанров учебной литературы была предпринята в 1960-е гг., когда появились тетради для самостоятельных работ (П.К. Худолеев, И.М. Тенен-баум). Технология работы с ними предполагала изменение организации самостоятельной работы учащихся. Она представляла собой одну из простейших реальных возможностей оптимизации учебного процесса, так как рационализировала деятельность педагога и в ней активно использовались разные типы творческих заданий для учеников [1].
В 90-е гг. прошлого века поиски разрешения кризисной ситуации в обществе коснулись и образования, привели к рождению нового жанра учебной литературы - учебно-практических пособий, рабочих тетрадей, построенных на принципах индивидуализации и диалогизации обучения. Они стали своеобразной материализацией идей гуманистической школы, так как именно обучающийся становится соавтором как самой тетради, так и организации учения и самообучения. Новый жанр учебной литературы позволил не только оптимизировать, но и повысить эффективность учебного процесса на всех этапах деятельности обучающегося: от постановки проблемы до формирования авторской интерпретации. Поэтому одна из основных задач обеспечения эффективности современного образования состоит в разработке и апробации новых жанров учебной литературы. Учебно-практические пособия - это самый мобильный жанр учебной литературы. Они быстрее других жанров откликаются на потребности образования и одновременно формируют их.
Учебно-практические пособия создают особую мотивацию обучения. На смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное формирование знаний. В немногочисленных исследованиях, касающихся нового жанра литературы (И.Н. Ионов, А.И. Княжицкий, Ю.Л. Троицкий и др.), отражены отдельные вопросы повышения эффективности обучения при помощи учебно-практических пособий, сформулированы некоторые методические принципы организации работы с ними. Однако повышение эффективности формирования компетентностного подхода на основе использования учебно-практических пособий не являлось до настоящего времени предметом специального научного исследования.
Вышесказанное подтверждается рядом реальных противоречий, выявленных в результате анализа массовой практики профессионального обучения между:
- декларируемой необходимостью конструирования учебников нового поколения и недостаточной разработанностью технологий, методов и приемов их использования в компе-тентностном подходе;
- потребностями педагогической практики в личностно-ориентированном обучении, где обучающийся становится субъектом учебного процесса, и реальной картиной живучести авторитарных подходов к обучению и репродуктивных форм работы.
Проблема предполагаемого исследования состоит в поиске форм разрешения противоречия между необходимостью внедрения новых жанров учебной литературы, основанных на принципах социально-ориентированного обучения и формирования самостоятельности добывания обучающимся знания, и преимущественно авторитарным, монологическим характером процесса обучения, базирующегося на пособиях традиционного типа.
Объектом исследования является учебный процесс, построенный на технологии использования учебно-практических пособий.
Предметом исследования являются дидактические основы проектирования нового жанра учебной литературы в аспекте содержательной, процессуальной, технологической стороны повышения эффективности компетентностного подхода.
Цель исследования состоит в разработке, научном обосновании, апробации технологии работы с учебно-практическим пособием как средством повышения эффективности профессионального образования.
Анализ философской, историко-методо-логической, психолого-педагогической и методической литературы, личный опыт авторов позволили сформулировать рабочую гипотезу, согласно которой учебно-практические пособия могут являться средством повышения эффективности учебного процесса, если составлены такие документально-методические комплексы (ДМК) и выбраны такие приемы и способы, которые задают научный, дидактический, психологический и коммуникативный потенциал обучения.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
- раскрыть уровень теоретической разработки и практического использования учебно-практических пособий как средства повышения эффективности учебного процесса;
- выявить специфику нового жанра учебной литературы в преподавании и разработать технологию применения учебно-практических пособий;
- проанализировать влияние нового учебного жанра на содержание и формы профессионального образования;
- сформулировать основные рекомендации по реализации предложенной технологии работы с учебно-практическим пособием.
Для решения поставленных задач использовались методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, моделирование), опроса (анкетирование, беседа), диагностики (тестирование), эксперимента (констатирующий, формирующий), изучения и обобщения передового педагогического опыта.
Опытно-экспериментальной базой предлагаемого исследования стали КГБПОУ «Барнаульский техникум индустрии сервиса и питания», КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства», АНОО ВО «Алтайская академия экономики и права».
В ходе исследования определено, что эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущих
выпускников образовательных организаций является использование учебно-практических пособий, способствующих организации повторения, закрепления, обобщения и систематизации знаний обучающихся, формирования у них специальных умений по профилю дисциплины. Учебно-практическое пособие - это пособие с печатной основой для работы непосредственно на содержащихся в нем заготовках: оно применяется для увеличения объема практической деятельности и разнообразия содержания, форм работы, а также видов деятельности обучающихся [2-4]. Учебно-практическое пособие разрабатывается в полном соответствии с рабочими программами. Ее структура и содержание определяются спецификой дисциплины или междисциплинарного курса.
В ходе исследования был проведен анализ учебно-практического пособия «Контрольно-кассовая техника и расчеты с покупателями» (авторы Т.П. Козлова, О.А. Семыкина [5]), используемого в курсе «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями». Практикум предназначен для изучения профессионального модуля ПМ 03 в рамках реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих сферы торговли.
Практикум был разработан на основе таких документов, как:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
- Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» от 4 сентября 2013 г. №56-ЗС;
- Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии 100701.01 «Продавец, контролер-кассир», утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. №723 «Об утверждении ФГОС СПО по профессии Продавец, контролер-кассир»;
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. Практикум составлен для приобретения практического опыта работы обучающихся на различных типах кассовых машин, анализа производственных ситуаций по профессии. Цель практикума -подготовить обучающихся к работе на кассовой
технике и расчетам с покупателями, самостоятельной деятельности по осваиваемой профессии «Продавец, контролер-кассир», а также освоение профессиональных компетенций, полученных обучающимися в процессе обучения, таких как:
- ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями;
- ПК 3.2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков;
- ПК 3.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги;
- ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям;
- ПК 3.5. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
Задачи практикума в связи с этим были сформулированы следующим образом:
- приобретение опыта самостоятельной работы на кассовых машинах различных типов;
- изучение технической и технологической документации на кассовые машины;
- адаптация обучающихся в конкретных производственных ситуациях;
- воспитание у обучающихся сознательного бережного и ответственного отношения к оборудованию;
- формирование умений согласовывать свой труд в коллективе.
Перечень заданий практикума ориентирован на достижение следующих результатов:
Иметь практический опыт эксплуатации контрольно-кассовой техники и обслуживания покупателей.
Уметь:
- осуществлять подготовку ККТ различных видов;
- работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах POS-терминал), фискальных регистраторах;
- устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;
- распознавать платежность государственных денежных знаков;
- осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;
- оформлять документы по кассовым операциям;
- соблюдать правила техники безопасности.
Знать:
- документы, регламентирующие применение ККТ;
- правила расчетов и обслуживания покупателей;
- типовые правила обслуживания, эксплуатация ККТ и правила регистрации;
- классификацию устройства ККТ;
- основные режимы ККТ;
- особенности технического обслуживания ККТ;
- признаки платежности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета;
- правила оформления документов по кассовым операциям.
Практикум составлен на 48 часов практической работы, он предусматривает выполнение заданий на кассовых машинах и на компьютере. По отдельным практическим работам предусмотрено домашнее задание. Задания практикума выполняются обучающимися самостоятельно или под руководством преподавателя.
Рассматриваемая нами модель учебно-практического пособия включает 4 блока: основной, контрольный, вспомогательный и справочный. Основной блок содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания изученного материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание обучающихся на обсуждаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать вербальным способом. Контрольный блок предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку обучающихся, требует владения умением сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Вспомогательный блок содержит материал для выполнения заданий основного блока.
Справочный блок содержит перечень рекомендуемой литературы по изучаемой дис-
циплине. Предлагаемая в этой части учебно-практического пособия информация может заинтересовать обучающихся и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и творческой активности студентов.
Учебно-практическое пособие состоит из разделов и снабжено электронным приложением. Разделы следуют логике расположения учебного материала в основном учебнике с учетом требований ФГОС и содержат несколько учебных тем. Каждая тема включает задания следующих видов: вопросы, основные задания, задания для проверки знаний, задания творческого характера и тематика сообщений. Вопросы направлены на активизацию опорных знаний по теме.
Основные задания носят различный характер: тренировочные упражнения, практические работы. Тренировочные упражнения выполняются в тетради, в специально отведенных блоках. Практические задания, как следует из учебного пособия, необходимо представлять преподавателю на проверку в печатном виде на листах формата А4. При подборе вопросов и заданий авторы пособия реализуют дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения известной информации, до заданий, требующих установления межпредметных связей, или заданий, необходимых для умения сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Следует отметить, что все задания начинаются побудительными словами: изобразите, сделайте, обозначьте, выделите. Предлагаемые задания, хотя и одинаковые для всех обучающихся, вызывают у каждого из них чувство личной ответственности, так как деятельность каждого проверяется и оценивается. Процесс выполнения заданий, а также результаты могут фиксироваться тут же в материалах.
Задания для проверки знаний содержатся в блоке «Проверь себя», входящем в каждую из тем. Он представлен в форме теста с однозначным или многозначным выбором ответов и предназначен для проверки знаний по рассматриваемой теме. Бланк ответов предложен в конце теста. Для оперативности проверки знаний все тесты представлены в электронном
варианте и входят в состав электронного приложения. Проверка знаний обучающихся позволяет осуществлять обратную связь между обучающимися и преподавателями, дает конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, недочеты в образовании обучающихся.
В данном пособии не даются ответы к заданиям. Это изменяет отношение обучающихся к процессу решения, требует критического отношения к полученным результатам, усиливает общение обучающихся между собой. Очень важна и другая причина отсутствия ответов - необходимость коллективно обсуждать разные пути решения и искать правильные ответы. Самостоятельное нахождение правильного решения, тренировка по вопросам и заданиям способствуют формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой.
Задания творческого характера разделены на два блока: творческий и индивидуальный. Для формирования творческого мышления важно ознакомить обучаемых с основными методами научного познания хотя бы в минимальном объеме: в пособии имеется ряд заданий на сравнение, выделение существенных признаков, систематизацию, формирование определений и понятий [6].
Учебно-практическое пособие предполагает самостоятельную параллельную работу обучающихся с учебником. Задания в учебно-практическом пособии представлены в разных формах: тестовой с выбором ответа, классификации и обобщения множества фактов, решения расчетных задач различных типов. Выполнение заданий обеспечивает усвоение знаний как на репродуктивном уровне, так и на творческом. Предполагается формирование не только предметных, но и надпредметных знаний и умений: логически мыслить, рассуждать, систематизировать и классифицировать факты, обобщать, делать выводы. В процессе выполнения заданий развивается техническое и художественное мышление, раскрываются способности обучающихся, формируются их мировоззрение и навыки делового бесконфликтного общения.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет расширить кру-
гозор обучающихся, раскрыть их индивидуальные способности. Преподавателю приходится сформировать и развить умения обучающихся самостоятельно и творчески подходить к выполнению работы, находить оптимальный путь при решении задач, работать с документацией и правильно ее оформлять. Предлагаемые критерии оценивания работы обучающихся:
- оценка «5» - все задания работы выполнены в полном объеме, в полном соответствии с эталоном;
- оценка «4» - все задания работы выполнены, но имеются от одного до трех несоответствий с эталоном;
- оценка «3» - задания выполнены не в полном объеме, имеются несоответствия с эталоном;
- оценка «2» - задания выполнены менее 1/3 части работы.
Успешное выполнение всех контрольных заданий может стать основанием для положительной аттестации обучающихся по дисциплине без проведения контрольного мероприятия (дифференцированного зачета).
Постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка в решении вопросов и заданий, самостоятельное нахождение правильного ответа способствуют формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой. Известно, что усвоение любого материала происходит более эффективно на положительном эмоциональном фоне.
Повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе учебно-практических пособий на печатной основе в целом достигается в условиях активного при-
Библиографический список
влечения обучающихся к самостоятельной работе, включения их в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет [7].
Использование обучающимися учебно-практических пособий улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, предоставляет возможность и для реализации перспективных методов обучения.
В ходе исследования нами были сформулированы следующие выводы:
1. Учебно-практические пособия являются специфическим жанром учебной литературы, который интегрирует не только инновационную технологию образования, но и задает новую траекторию обучения.
2. Образовательный потенциал учебно-практических пособий представляет собой совокупность научной, дидактической, психолого-педагогической информации, которая становится условием повышения эффективности учебного процесса.
3. Положительная динамика роста эффективности учебного процесса, основанного на актуализации всех компонентов знания (номо-тетического, герменевтического, майевтическо-го) как результатов разработанной технологии, используемой в учебном процессе, позволяет рекомендавать данную технологию для использования в системе массового профессионального образования.
4. Эффективность использования учебно-практических пособий необходимо рассматривать в контексте интеграции усилий колледжа или вуза по подготовке и переподготовке обучающихся [8].
1. Белоруссова, Е.В. Рабочая тетрадь по дисциплине - средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы студентов / Е.В. Белоруссова // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Международной научной конференции (г. Челябинск, июнь 2014 г.). - Челябинск : Два комсомольца, 2014. - С. 106-108.
2. Рязанцева, М.В. Рабочая тетрадь по дисциплине «Документационное управление персоналом» как инструмент самостоятельной работы и формирования компетенций студентов / М.В. Рязанцева, А.О. Субочева // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - №1. - С. 72-74.
3. Кряклина, Т.Ф. Актуализация изучения инноваций и инновационной культуры в философии / Т.Ф. Кряклина, С.В. Реттих // Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - №2. - С. 185-186.
4. Реттих, С.В. Программно-целевой подход к распространению инновационного опыта образовательного учреждения (на примере Алтайской академии экономики и права) / С.В. Реттих // Вестник Алтайской акдемии экономики и права. - 2012. - Вып. 1. - С. 118-123.
5. Козлова, Т.П. Контрольно-кассовая техника и расчеты с покупателями : практикум / Т.П. Козлова, О.А. Семыкина. - Барнаул : Азбука, 2013. - 43 с.
6. Косинова, В.Ф. Использование гибких технологий практического обучения для формирования профессиональной готовности / В.Ф. Косинова // Среднее профессиональное образование. - 2007. - №6. - С. 40-41.
7. Реттих, С.В. Развитие профессионального образования в условиях рынка / С.В. Реттих // Вестник Алтайской акдемии экономики и права. - 2011. - Вып. 2. - С. 70-74.
8. Кряклина, Т.Ф. Менеджер инновационного типа: компетенции, деловая карьера : учебное пособие / Т.Ф. Кряклина, С.В. Реттих. - Барнаул : Изд-во ААЭП, 2013. - 190 с.