Научная статья на тему 'Развитие познавательной активности студентов вуза в процессе проблемного обучения'

Развитие познавательной активности студентов вуза в процессе проблемного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алеева Ю. В., Попова Н. В.

В работе рассматриваются теоретические и практические предпосылки развития познавательной активности студентов в процессе проблемного обучения. Раскрывается и обосновывается авторская педагогическая система развития познавательной активности студентов, состоящая из пяти элементов: мотивационного, ориентационного, содержательно-операционного, ценностно-волевого и оценочного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной активности студентов вуза в процессе проблемного обучения»

УДК 378

Юлия Вениаминовна Алеева

(кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Алтайского государственного

педагогического университета, г. Барнаул) Наталья Владимировна Попова

(кандидат педагогических наук, доцент кафедры основ теории физического воспитания Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: познавательная активность, развитие познавательной активности, учебно-познавательная деятельность, проблемное обучение, педагогическая система.

Педагогический процесс в образовательных организациях высшего образования представляет собой сложную динамичную систему, в которой в органическом единстве осуществляется взаимосвязанная деятельность преподавателя и студента. В этой системе под руководством преподавателя происходит систематическое обучение студента, его развитие и овладение им основами наук, способами деятельности. Поиск путей совершенствования учебно-воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования приводит не только к необходимости изменения и корректировки содержания и технологии образования, но и акцентирования внимания на процессе развития и стимулирования познавательной активности студентов.

В анализе познавательной деятельности мы исходим из того, что она представляет собой систему, в качестве структурной единицы которой можно выделить познавательное действие [1], под которым мы понимаем осознанный, целенаправленный, результативно завершенный познавательный акт, всегда связанный с решением познавательной задачи. Введение указанных характеристик дает нам основание утверждать, что познавательное действие обучающегося является «структурной единицей» познавательной деятельности, так как обладает основными ее свойствами: целью, осознанием и результативной завершенностью. Познавательная деятельность студентов в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру.

Разрабатывая педагогическую систему развития познавательной активности, мы, пре-

жде всего, исходили из того, что деятельность в целом складывается из системы взаимосвязанных действий. Последовательность же типов действий обусловлена общими закономерностями познания и осуществляется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности.

Следующее положение, которое было выдвинуто, состояло в отражении в системе развития познавательной активности основных требований к эффективному учению: формирование стремлений обучающегося к познанию, самостоятельности умственных и практических действий, к проявлению волевых усилий и обучение его навыкам управления собственной учебно-познавательной деятельностью.

При создании педагогической системы развития познавательной активности мы учитывали, что основным признаком, которым следует руководствоваться, определяя системность объектов, является, по мнению представителей философской науки, их органическая целостность. Каждый элемент системы представляет собой самостоятельную ее часть, имеющую специфическое назначение, которое реализуется в его функции внутри системы в целом.

В качестве элементов разработанной нами педагогической системы выступает комплекс средств, направленных на развитие познавательной активности студента в процессе обучения с учетом конкретной цели данного этапа учебно-познавательной деятельности. Такими компонентами являются: мотивационный, ори-ентационный, содержательно-операционный, ценностно-волевой и оценочный. В качестве средств развития познавательной активно-

Развитие познавательной активности студентов вуза в процессе проблемного обучения

сти студента в процессе обучения выступают: учебное содержание, методы и приемы обучения, организационные формы деятельности. Все эти средства в их конкретном проявлении на каждом этапе познавательной деятельности должны обеспечить деятельность обучающихся по достижению конкретной цели этапа.

Целостность педагогической системы развития познавательной активности студентов обеспечивается пятью элементами:

- первый элемент включает основные цели и задачи, направленные на развитие познавательной активности личности;

- второй элемент обеспечивает организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать следующим педагогическим требованиям:

а) активизировать внутренние мотивы учения студентов на всех его этапах;

б) стимулировать механизм ориентировки студентов к предстоящей деятельности, обеспечивающий целеполагание и планирование;

в) обеспечивать формирование интеллектуальных умений по переработке информации;

г) направлять их физические и нравственно-волевые силы на достижение познавательных целей;

д) обеспечивать самооценку познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции;

- третий элемент обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий: сочетание разных источников знаний; использование наглядности для иллюстрации рассказа преподавателя как основного средства познавательной активности; организация самостоятельных действий студента с предметом усвоения; наличие целевой установки и четкое выделение главного содержания знаний; комплекс игровых заданий и учебных упражнений в разных формах педагогической деятельности; контроль за ходом усвоения знаний и учебных умений;

- четвертый элемент является технологическим, включающим поэтапный процесс развития познавательной активности студентов;

- пятый элемент системы включает критерии и уровни развития познавательной активности студентов. В его основу положены степень сложности ситуации-задания, степень осознания студентом познавательной потреб-

ности и выраженная целеустремленность, инициативность, самостоятельность как основные характеристики познавательной активности.

Уровни определены не на основе введения или исключения каких-либо признаков, а на основе корреляции между показателями: степенью осознания познавательной потребности, степенью сложности ситуации-задания и целеустремленностью, инициативностью, самостоятельностью испытуемого.

Данные уровни познавательной активности легли в основу диагностики процесса развития познавательной активности студентов и вполне соответствовали задаче классифицировать по степени данной активности исследуемые группы студентов в процессе учебных занятий.

Невозможно охарактеризовать весь процесс стимулирования познавательной активности студентов в связи с его многообразием. Однако можно назвать те средства стимулирования, которые являются магистральными. К таким относится проблемное обучение студентов. Выделение именно этого средства развития как основополагающего связано с тем, что проблемность лежит в основе познавательной активности, а самостоятельная работа является формой реализации проблемного обучения, ибо существенными признаками познавательной активности являются, во-первых, высокая интеллектуальная ориентировочная реакция на содержание изучаемого материала на основе возникшей познавательной потребности и, во-вторых, выполнение студентами ряда последовательных и взаимосвязанных познавательных действий, направленных на достижение определенного познавательного результата [2]. Таким образом, можно утверждать, что развитие познавательной активности есть, прежде всего, организация на учебных занятиях действий студентов, направленных на осознание и разрешение конкретных проблем.

Проблема - это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности для удовлетворения возникшей познавательной потребности. Она выражается в форме познавательной задачи (вопроса) теоретического или практического характера, разрешение которой создает цельное представление об объекте изучения. Проблема не дана вне познания, она рождается в процессе познания. Процесс зарождения проблемы является познавательным актом [3]. В процессе занятий осознание проблемы

Раздел 2. Профессия

чаще всего специально организуется преподавателем. Очень важен в этом плане начальный момент познания, момент зарождения познавательной потребности.

Возникшая познавательная проблема может быть разрешена с разной степенью самостоятельности студентов и на разных уровнях познавательной активности. Самая низкая степень познавательной самостоятельности студентов будет в случае, когда преподаватель сам сообщает новые сведения, разрешая тем самым поставленную учебную проблему. Без такого пути в практике невозможно обойтись. Во-первых, потому что не во всех случаях учебный материал позволяет организовать самостоятельный поиск студентов, во-вторых, потому что в отведенные сроки обучения невозможно пройти весь исторический путь поиска истины, которым шло человечество. Однако у преподавателя всегда есть возможность использовать различные приемы, которые обеспечили бы познавательную деятельность студентов в процессе его рассказа. Эта деятельность, прежде всего, связана с целевой установкой: осознанием цели поиска; определением путей поиска; выявлением главного, существенного содержания [4-6].

В процессе рассказа преподавателя учение студентов может осуществляться путем выполнения заданий такого типа, как показ образца разрешения проблемы. Преподаватель рассуждает, ставит вопросы, дает сам ответы. Возможно разрешать проблему и совместными усилиями преподавателя со студентами. В этом случае часть сведений преподаватель

Библиографический список

может сообщать сам, а на отдельные вопросы студенты ищут ответ в учебных видеофильмах, применяют свой опыт, наблюдения, логически рассуждая. Именно такой подход в разрешении проблем целесообразен для студентов, так как в полной мере использовать исследовательский метод здесь трудно из-за отсутствия у них необходимых умений и навыков, например, умения «увидеть» проблему. Поэтому в группе использование исследовательского метода начинается на этапе самостоятельного разрешения проблемы. Процесс же осознания проблемы, как правило, организуется преподавателем. Анализ передового педагогического опыта преподавателей показывает, что они используют проблемность в обучении как одно из действенных средств стимулирования познавательной активности, что и обеспечивает более полную реализацию принципа активности в обучении [7].

Таким образом, педагогическая система развития познавательной активности студентов должна обеспечить активизацию всех компонентов процесса учения. В то же время конкретное выражение системы обусловлено целью деятельности на данном этапе обучения, так как система развития познавательной активности студентов в процессе обучения является производной от ее функционального назначения. Эта система нераздельно связана с компонентами учения, а они функционируют только в единстве. Проблемный подход в обучении может выступать ведущим средством развития познавательной активности студентов в процессе занятий в образовательных организациях высшего образования.

1. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность : монография / В.А. Беликов. - М. : Изд-во Акад. естествознания, 2010. - С. 152.

2. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М. : Педагогика, 1975. - С. 97.

3. Пидкасистый, П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. - 3-е изд. - М. : Юрайт, 2012. - С. 348.

4. Проблемы модернизации и повышения качества профессиональной подготовки специалистов в вузе : монография / Т.Ф. Кряклина, Л.В. Тен, Л.И. Сазонова, А.В. Астахова, С.А. Бондаренко. - Барнаул : Изд-во ААЭП, 2004. - 164 с.

5. Кряклина, Т.Ф. Актуальные проблемы модернизации российской системы образования / Т.Ф. Кряклина // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2013. - Спецвып. 32. - Т. 3. - С. 73-75.

6. Инновационные образовательные технологии в высшей школе: теория и практика : монография / Т.Ф. Кряклина, С.А. Бондаренко, С.В. Реттих и др. - Барнаул : Изд-во ААЭП, 2010. - 180 с.

7. Кряклина, Т.Ф. Организационно-педагогические аспекты перехода на тьюторскую модель обучения в российских вузах / Т.Ф. Кряклина, Ю.Ю. Кочетова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2013. - Спецвып. 32. - Т. 3. - С. 76-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.