Методические аспекты оценки эффективности деятельности предприятий и организаций сферы услуг в современных условиях инновационного развития экономики.
Methodological aspects of assessing the effectiveness of the activities of enterprises operating in the modern conditions of innovative development of the economy.
Юсупов Р. М.
Аспирант
Кисловодский институт экономики и права.
Yusupov R. M.
Graduate Kislovodsk city Institute of Economics and law
Ключевые слова: сфера услуг, инновации, экономическая
эффективность, ресурсы, интенсификация производства, эффективность использования инновационных ресурсов, комплексный анализ.
Краткая аннотация: В статье изложен подход к комплексной оценке эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций сферы услуг с учетом инновационной составляющей
Keywords: services, innovation, economic efficiency, resources,
intensification of production, efficiency of use of innovative resources, complex analysis.
Annotation: In the article an adjusted system of indicators of complex evaluation of efficiency of financial and economic activity of the enterprises of sphere of services taking into account the innovation component.
Сфера услуг завоевывает в последние десятилетия все более устойчивые позиции в мировой экономике. Для многих стран характерны увеличение объемов производства услуг, возрастание доходов от сервисной деятельности, повышение занятости в этой сфере, расширение экспорта и
импорта услуг. Изменения, происходящие в сервисном секторе, столь существенны в мировом масштабе, что современная экономика удостоилась определения «сервисная», или «экономика услуг». [7]
Развитие рыночных отношений в нашей стране во многом зависит от формирования экономики услуг, или сервисной экономики, в рамках которой основным фактором, определяющим эффект, является способность максимально удовлетворять требования потребителя. Стратегия ориентации на потребителя означает, что клиент является центром внимания фирмы, организации, которая должна стремиться к тому, чтобы как можно лучше понимать тенденции развития системы значимости заказчика.
Услуга, как вид деятельности, находится в непрерывной связи с процессом оказания или выполнением этой услуги, т.е. обслуживанием. Объектами обслуживания могут быть физические и юридические лица -население и предприятия. Однако сферу услуг традиционно ограничивают обслуживанием населения. В рассматриваемом аспекте вполне правомерно выделять две группы услуг по характеру их потребления:
1) производственное потребление услуг, т.е. услуги, оказываемые юридическим лицам - предприятиям;
2) конечное потребление услуг, т.е. услуги, оказываемые физическим лицам - населению.
Последние определяют роль услуг в экономике, поскольку, в отличие от товарного оборота материальных ресурсов, конечное потребление услуг потенциально значительно превышает их производственное потребление.
В наши дни роль сферы услуг возрастает вследствие создания определенных социально-экономических условий. Они возникли в результате научно-технического прогресса, значительного роста производительности труда в производстве материальных благ, а также изменений значения и степени неотложности удовлетворения различных потребностей современного общества.
С переходом на систему национальных счетов сфера услуг стала рассматриваться в качестве самостоятельного сектора экономики, по которому, наряду с производством товаров и другими видами экономической деятельности, обеспечивается статистическое наблюдение и подготовка статистической информации для сопоставлений на внутригосударственном и международном уровне.
В настоящее время сфера услуг играет определяющую роль в экономике развитых стран. Наибольшая доля сферы услуг в структуре ВРП развитых стран зафиксирована в настоящее время до 80%. (США, далее идут страны Западной Европы с показателями 67-71%) и др.
В нашей стране по роли сферы услуг в экономическом развитии все субъекты РФ могут быть разделены на 5 групп: I группа - с долей сферы услуг в валовом выпуске, не превышающей 30%; II группа - с долей сферы услуг в валовом выпуске, равной 30-40%; III группа - 40-50%; IV группа - 5060% и V группа - с долей сферы услуг, превышающей 60%.
В структуре валового выпуска сферы услуг в абсолютном большинстве субъектов РФ превалируют рыночные услуги. При этом минимальная доля рыночных услуг в структуре сферы услуг находится на уровне 60-67%.
Исключение составляют слабо развитые субъекты РФ, в которых выпуск нерыночных услуг превышает объем рыночных услуг или равен ему -республики Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Алтай, Тыва и АО Сибирского федерального округа.
Анализ роли сферы услуг в экономике регионов за последние годы позволил выявить некоторые современные тенденции в ее изменении, с точки зрения которых, в изменении роли сферы услуг в производстве ВРП, сложившихся за последние годы, можно выделить следующие группы регионов:
- с явной тенденцией к увеличению роли сферы услуг в формировании ВРП (31 субъект РФ);
- с неустойчивой тенденцией роли сферы услуг в ВРП (45 субъектов);
- с относительно устойчивой долей сферы услуг в ВРП (3 субъекта РФ);
- тенденцией к снижению этой доли (1 субъект РФ).
Новые экономические отношения и проводимые в России реформы сформировали в нашей стране благоприятные условия для развития сервисной деятельности. Реформирование экономики обеспечило предпосылки для совершенствования работы сервисных организаций и возникновения новых форм и методов обслуживания и видов услуг.
Сервисные организации стали уделять большее внимание индивидуальным запросам потребителей, начали приспосабливаться к более жестким требованиям к качеству обслуживания. Возникли конкурентные отношения между отечественными и зарубежными организациями, внедряющимися на российский рынок. Создавшаяся конкурентная ситуация явилась дополнительным стимулом для развития и совершенствования работы сервисных предприятий России, поиска новых потребителей, формирования ассортимента услуг для обеспеченных и малоимущих слоев населения с соответствующими для них ценами на услуги. Перечисленные факторы обеспечили реструктуризацию рынка услуг, определили адресность работы сервисных предприятий. Возникли новые направления сервисной деятельности, удовлетворяющие современным потребностям, как индивидуальных потребителей, так и организаций (услуги банков, туристские услуги, информационные услуги, охранные услуги личной, информационной, финансовой безопасности). Основным фактором роста сферы услуг и повышения конкурентоспособности является инновационная деятельность, максимальное использование которого в нашей стране является одним из путей преодоления кризиса и обеспечения инновационного развития экономики. В условиях нарастающего динамизма социально- экономических изменений и усиливающегося давления мировой экономики наша страна должна в кратчайший срок осуществить ускоренный переход на инновационный путь развития сферы рыночных услуг, восстановить данную стратегически значимую отрасль экономики на
качественно новой технико-технологической основе, отвечающей современным тенденциям. [5]
В связи с этим важнейшей задачей является совершенствование методического инструментария оценки текущего состояния финансовохозяйственной деятельности предприятий сферы услуг, интенсивности использования ими ресурсов, эффективности их инновационной деятельности.
Схема анализа сферы услуг, общепринятая в современной финансовоэкономической практике, заключается в следующем: [2]
1-й этап. Рассмотрение общего объема услуг, их структуры по видам, типам организаций, предоставляющих услуги в зависимости от формы собственности, и организационно-правовых форм, по социальноэкономическим группам потребителей и т.п. Виды платных услуг населению в разных странах могут различаться. В России их перечень определяется, как указывалось выше, Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН).
2-й этап. Анализ динамики предоставления услуг, то есть оценка изменений объемов предоставления отдельных видов услуг.
Динамика "услугооборота" отражает (с некоторыми оговорками) основные закономерности потребительского спроса на услуги и тенденции его удовлетворения. Результатами этого этапа анализа должны стать выявление и моделирование закономерностей динамического развития сферы услуг и ее прогнозирование. Здесь уместно использовать все известные методы исследования динамических процессов: построение
динамических рядов, расчет его показателей, построение трендовых и регрессионных моделей динамики, группировка отдельных предприятий и регионов по темпам роста оборота в этой сфере.
3-й этап. Анализ эффективности предоставления услуг и процесса удовлетворения спроса.
На этом этапе представляют интерес показатели обеспеченности потребителей предприятиями сферы услуг и показатели темпов роста цен и тарифов на услуги.
4-й этап. Региональный анализ.
Задачами регионального анализа являются оценка структуры, уровня и динамики объемов предоставления услуг в каждом отдельном регионе; выявление зависимостей и развития сферы услуг от состояния и развития экономики и социально-демографических условий региона; характеристика доли региона на рынке страны; анализ региональных различий; выявление и моделирование факторов, обусловивших эти различия, и т.д.
Естественно, что в ходе решения задач по оценке и анализу сферы услуг неизбежно возникают дополнительные задачи по выявлению и интерпретации причинно-следственных связей, характеристике факторов, которые в отдельности или в комплексе обусловили данный характер ее развития.
Несмотря на многочисленные публикации и значительный вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие методологий оценки функционирования сервисной экономики в рыночных условиях, постоянное возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику на всех ее уровнях вызывает необходимость проведения дальнейших многосторонних исследований с целью выявления уровней регулирования услуг, оценки и путей повышения их инвестиционной и инновационной привлекательностей, а также социально-экономической эффективности в той или иной сфере сервисной экономики.
Нами уточнен перечень основных факторов, которые должны быть приняты во внимание в процессе комплексного анализа финансовохозяйственной деятельности предприятий и организаций сферы услуг.
В плане решения этой задачи предложено в существующую систему сбалансированных показателей (ССП) на основе использования известной структуры ССП, обеспечивающей возможность оценки таких Перспектив,
как: Финансы; Клиенты; Ресурсы (Потенциал); Инвестор». [1-3;4;6],
дополнить оценкой такой Перспективы, как «Инновации».
Таким образом, по нашему мнению, в указанные группы должны входить следующие показатели:
- «Финансы» - абсолютные показатели результатов финансовохозяйственной деятельности (стоимость продукции или услуг (доход; оборот по реализации; выручка от реализации); размеры прибыли; себестоимость и цена продукции или услуги; собственный оборотный капитал; экономическая добавленная стоимость); показатели рентабельности и деловой активности (фондоотдачи); показатели (категория) финансовой устойчивости; эффект финансового рычага.
- «Клиенты» - объем спроса и предложения товаров или услуг; план производства и ассортимента услуг; качество товара (услуги); эластичность спроса и предложения; цена услуги и др.
- «Ресурсы (Потенциал)» - эффективность использования материальных ресурсов, основных фондов; трудовых ресурсов; уровень интенсивности (и экстенсивности) использования ресурсов; эффект операционного рычага; порог рентабельности; производственная функция предприятия (предельная производительность ресурсов); эффективность проведения организационных мероприятий по управлению организацией и ее персоналом и др.
- «Инвестор» - показатели эффективности использования инвестиционных ресурсов; рыночная стоимость капитала (MVA); инвестиционная привлекательность отрасли (предприятия), оцениваемая на базе комплексной оценки эффективности деятельности предприятия или отрасли по трем предыдущим группам сбалансированных показателей.
- «Инновации» - показатели объема реализованных инноваций и эффективность деятельности предприятий сферы услуг за счет внедрения инновационных технологий.
Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности различных
отраслей сферы услуг, проведенного с использованием вышеуказанной системы сбалансированных показателей, дают возможность провести комплексную оценку эффективности услуг, оказываемых в той или иной отрасли сервисной экономики. Мы предлагаем следующий подход к оценке этого показателя эффективности (КПЭФФУСЛ). По нашему мнению, при комплексной оценке эффективности услуг необходимо учитывать качественный показатель использования имеющегося экономического потенциала анализируемой отрасли, т.е. всех ее ресурсов (основные фонды, финансовые, материальные и человеческие ресурсы), а также относительного показателя экономии затрат (1).
Эффективность услуг является функцией: ЭФФУСЛ. = f (ПРТ, ФООФ, ФООБФ, АО, ЗПО, МО, РО, КО, К, РЕС, ОТН. ЭКЗ, ЭФФ. ИННОВ,.) (1)
Здесь: ПРТ - производительность труда в отрасли; ФОоф;ФОобф;АО; ЗПО; МО; РО; КО - соответственно, фондоотдача по основным и оборотным фондам, амортизациоотдача, зарплатоотдача, материалоотдача, ресурсоотдача, капиталоотдача; К; РЕС. - стоимость капитала и ресурсов отрасли; ОТН.ЭКЗ - стоимость относительной экономии затрат, полученной в результате фактического уровня и интенсивности использования
задействованных в производство имеющихся в отрасли ресурсов (определяется процентным отношением размера экономии затрат к их общей стоимости, ЭФФ. ИННОВ - экономическая эффективность производства за счет внедрения инновационных технологий (предельная производительность инновационных ресурсов).
Комплексный показатель эффективности оказываемых отраслью услуг рассчитывается по формуле геометрической средневзвешенной: (2):
КПэфф.усл. = (Т Р ро * Т Р ко * Т Р отн.экз., * ППиннов.) (2)
гр Р гр Р гр Р
где: Т РО ; Т КО ; Т ОТНЭКз.;- соответственно, темпы роста
показателей ресурсоотдачи, капиталоотдачи, относительной экономии затрат; ППИННОВ. - предельная производительность инновационных ресурсов,
задействованных в рассматриваемой отрасли услуг.
Критерием оценки предложенного показателя мы считаем значение КПЭФФУСЛ. > 1, т.е., соответствующее такому состоянию развития
предприятий и отраслей сферы услуг, когда показатели:
Р Р Р
Т ро ; Т ко ; Т отн.экз - соответственно, > 1;
ППиннов - > 2,
характеризуют условия роста экономики предприятий сферы услуг, интенсивное использование инновационных технологий и преимущественную интенсификацию производства.
Литература:
1. Алхазов Ш. Т. Оценка и управление эффективностью использования материальных и нематериальных фаторов развития экономики региона на основе совершенствования системы сбалансированных показателей: автореферат канд. дисс.- Кисловодск: КИЭП, 2010.
2. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма: Учебник / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина - М.: Международные отношения, 1999.
3. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: 2-ое изд., испр. и доп.. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.
4. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.
5. Предводителева М.Д., Балаева О.Н. Управление организациями сферы услуг. - М.:. - Фикшнбук, 2009.
6. Цушба А. С. Теоретико-методическое обоснование условий повышения инвестиционной привлекательности и эффективности услуг в курортно-рекреационной сфере: автореферат канд дисс.-Кисловодск: КИЭП, 2011.
7. Шнякина Ю. Временная парадигма управления инновационным развитием сферы рыночных услуг // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренции.- 2012. - №1.