Научная статья на тему 'Методическая система становления учебной деятельности старшеклассников с использованием электронных средств обучения математике'

Методическая система становления учебной деятельности старшеклассников с использованием электронных средств обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
STUDIES / СТАРШЕКЛАССНИКИ / HIGH SCHOOL STUDENTS / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ELECTRONIC TEACHING TOOLS / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябыш О. В.

В статье раскрываются компоненты авторской методической системы, которая направлена на развитие учебной деятельности старшеклассников с применением электронных средств обучения математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SYSTEMS OF DEVELOPING HIGH SCHOOL STUDENTS STUDY SKILLS BY MEANS OF ELECTRONIC TEACHING TOOLS IN TEACHING MATHEMATICS

The article presents the authors methodological system aimed at developing high school students study skills by means of electronic teaching tools in teaching mathematics.

Текст научной работы на тему «Методическая система становления учебной деятельности старшеклассников с использованием электронных средств обучения математике»

#

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

METHODOLOGICAL SYSTEMS OF DEVELOPING HIGH SCHOOL STUDENTS' STUDY SKILLS BY MEANS OF ELECTRONIC TEACHING TOOLS IN TEACHING MATHEMATICS

О. В. Рябыш

В статье раскрываются компоненты авторской методической системы, которая направлена на развитие учебной деятельности старшеклассников с применением электронных средств обучения математике.

O. V. Ryabysh

The article presents the author's methodological system aimed at developing high school students' study skills by means of electronic teaching tools in teaching mathematics.

Ключевые слова: учебная деятельность, старше- Keywords: studies, high school students, electronic классники, электронные средства обучения. teaching tools.

Условия жизни в современном обществе требуют от выпускников не только наличия определенного объема знаний, умений и навыков (ЗУН), но, прежде всего, - умения учиться, систематически занимаясь самообразованием, совершенствованием своих знаний и навыков [1]. Иными словами, в школьном обучении необходима смена приоритетов «с научить - на научить учиться» [2]. Согласно психолого-педагогическим (Г. А. Вергелес, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Д. Б. Элько-нин и др.) и методическим (О. Б. Епишева, Н. Г. Калашникова, А. М. Пышкало и др.) исследованиям, формирование у учащихся умений учиться означает формирование у них учебной деятельности (УД).

УД определяется как процесс, в котором получение знаний, овладение соответствующими способами являются главной и осознаваемой целью субъекта обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин).

УД обладает особой структурой, которая определяется характером взаимодействия ее элементов [3]. Опираясь на труды методистов (Ю. А. Иванов, Н. Г. Калашникова, А. М. Пышкало и др.), мы выделяем такие взаимосвязанные компоненты УД:

• понимание, принятие и постановка учеником учебной задачи на основе его потребностей и мотивов (действия целеполагания, целеобразования);

• учебные действия учащегося по решению учебной задачи (действия по планированию решения учебной задачи, исполнению этого планирования);

• действия самоконтроля и самооценки, осуществляемые непрерывно самим школьником.

Задача формирования у учащихся умений учиться не является новой. В диссертационных исследованиях (Ж. В. Арутюнян, Г. И. Вергелес, Ю. А. Иванов, Н. Г. Калашникова, Н. А. Янковская и др.), посвященных поиску путей ее решения, основное внимание уделено формированию УД младших школьников. Считалось, что имен-

64

но в начальной школе у учащихся должно быть сформировано умение учиться. Однако в дальнейших исследованиях психологов (Т. Г. Ивошина, А. К. Маркова и др.) доказано, что в младшем и подростковом школьных возрастах не происходит полноты овладения структурой УД. Следовательно, в старшей школе должно происходить дальнейшее формирование и развитие учебной деятельности учащихся.

Изучение практики в рамках нашего исследования показало, что у большинства старшеклассников обнаруживаются проблемы в осуществлении ими действий целеполага-ния, планирования, самоконтроля и самооценки. Проводя анкетирование старшеклассников, посещая и анализируя уроки математики, мы пришли к определенным выводам о состоянии практики сформированности УД у учащихся.

Некоторые учителя, иногда неполно и неосознанно, формируют у небольшой части учащихся умение учиться. Однако в основном педагоги уделяют внимание овладению старшеклассниками предметными действиями. В частности, при выполнении конкретных математических заданий учитель чаще всего ориентирует учащихся на получение конкретного результата (ответа). В редких случаях деятельность ориентируется на поиск общего способа решения некоторого класса однородных задач. Предполагается, что чем больше ученики «нарешают» типовых заданий, тем лучше они усвоят новый способ действий. Но, имея дело с конкретными задачами, школьники овладевают лишь частными способами их решения [3]. Выполняя типовые задачи, различающиеся фабулой или формулировкой, данными и др., ученики испытывают затруднения, объясняя это тем, что «мы такие задания не решали».

Довольно часто учитель сам делает за школьника ту или иную работу: формулирует вопрос и дает готовый ответ, показывает ход решения задачи. Распространенной является ситуация, когда учитель, сформулировав задание для самостоятельной работы, сразу при-

глашает учащегося к доске и начинает задавать наводящие вопросы. Такими действиями учитель нарушает условия, необходимые для развития у старшеклассников самостоятельности.

Контрольно-оценочные действия осуществляются в основном учителем. Большинство старшеклассников практически не владеют действиями самоконтроля и самооценки. Они не имеют потребности подвергать разумным сомнениям и проверке каждый шаг выполняемых действий, в результате чего у них складывается неадекватная самооценка.

В ходе изучения практики выяснилось, что у многих старшеклассников - недостаточный уровень сформированное™ УД.

Одним из ведущих направлений современного образования является его информатизация. Основная ее цель состоит во внедрении электронных средств обучения (ЭСО) для повышения качества и эффективности учебного процесса. Проблемы использования ЭСО, компьютеров и других средств ИКТ в обучении математике широко обсуждаются в диссертационных исследованиях последних лет (Ю. С. Брановский, Ю. А. Иванов, С. А. Кругликов, С. И. Макаров, Л. П. Мартиросян, С. Н. Суханова и др.). Диссертанты рассматривали ЭСО как компоненты методической системы обучения, способствующие повышению мотивации учения; качества усвоения учащимися предметных ЗУН; развитию математических способностей. Однако вопрос формирования и развития УД старшеклассников с использованием ЭСО не являлся предметом исследований и поэтому целостно не изучался.

Таким образом, возникли противоречия между: 1) требованиями, предъявляемыми современным обществом, к умению выпускников учиться и состоянием практики сформированности УД старшеклассников; 2) повсеместным внедрением в учебный процесс средств ИКТ для решения задач развития и воспитания и неразработанностью методики становления УД старшеклассников с использованием ЭСО. Выявленные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: методические особенности становления УД старшеклассников при обучении математике с использованием ЭСО.

В ходе решения проблемы нами была создана соответствующая методическая система (МС). МС обучения математике (по А. М. Пышкало) включает компоненты: цели, содержание, методы, формы и средства обучения математике, а также все возможные двусторонние непосредственные связи между компонентами. Она функционирует, подчиняясь определенным закономерностям, которые связаны с ее внутренним строем и внешними связями. Закономерности, связанные с внутренним строем МС, определяются тем, что изменение одного или нескольких ее компонентов влечет изменение всей системы в целом. Закономерности внешних связей МС определяют принадлежность ее к более общей системе и составляют внешнюю среду [4].

Внешней средой созданной нами МС выступают требования современного общества, конкретизированные в основных направлениях развития образования: гумани-

зация, гуманитаризация и информатизация. В контексте внешней среды цель МС заключается в создании условий для становления УД старшеклассников при обучении математике и, как следствие, для повышения качества овладения учащимися предметными ЗУН.

Существенное влияние внешняя среда (в частности, информатизация образования) оказывает на средства обучения, которые в настоящее время качественно переосмысливаются. Основными средствами обучения в конструируемой нами МС выступают ЭСО, созданные с помощью средств ИКТ. Согласно внутренним закономерностям МС, изменение средств обучения приводит к пересмотру всех ее компонентов по отдельности и всей системы в целом.

Предполагается, что МС будет функционировать в условиях сложившегося содержания школьного математического образования. При этом содержание обучения представляется через набор учебных задач, представленных в ЭСО. При его конструировании мы использовали приемы-задания, выполнение которых ориентировано на формирование и развитие у учащихся умений ставить, понимать и принимать цель предстоящей деятельности; определять этапы ее достижения; осуществлять контроль и оценку хода и результата собственной деятельности. Математическая часть предлагаемых приемов-заданий ориентирована на получение общего способа решения некоторого класса задач и применение предметных ЗУН в стандартных и нестандартных ситуациях.

При отборе методов и форм обучения мы исходили из того, что позиция ученика должна качественно измениться: от объекта научения, получателя готовой информации - до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую учебную информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. В условиях использования ЭСО на уроках возможны различные сочетания методов и форм обучения, при которых:

• учитель объясняет, показывает, демонстрирует, привлекая ЭСО; учащиеся воспринимают и выполняют указания учителя (методы: рассказ, беседа; форма -фронтальная);

• учитель совместно с учениками организует поиск решения учебных задач с помощью ЭСО; как правило, работа осуществляется в группах или парах (методы: беседа, самостоятельная работа; форма - групповая);

• учащиеся самостоятельно решают учебные задачи, работая с ЭСО (методы: беседа, самостоятельная работа; форма - индивидуальная).

Методологической основой построения МС выступают дидактические принципы обучения. При этом речь идет не о замене традиционных дидактических принципов на новые, а о пересмотре и наполнении их таким содержанием, которое позволило бы в изменившихся условиях использовать их конструктивно [5].

Взаимосвязанными компонентами построенной нами МС, направленной на становление УД старшеклассников при обучении математике с использованием ЭСО, выступают цели обучения, содержание, методы, формы организации УД и ЭСО.

65

#

В ходе исследования нами создано ЭСО - электронная рабочая тетрадь, реализующая положения сконструированной нами МС. В настоящее время, с учетом результатов ее внедрения в учебный процесс, тетрадь корректируется и дополняется.

Качественный и количественный анализ результатов экспериментального обучения, проводимого с 2006 г. по настоящее время, показал эффективность разработанной МС и подтвердил сформулированные теоретические положения нашего исследования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Математика в школе. - 2000. - № 2.

2. Далингер В. А. Экскурс в историю развития целей математического образования в российской школе // Вестник Омского государственного пе-

дагогического университета. - 2007. - [Электрон. ресурс] - Режим доступа: www.omsk.edu.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Интер, 1996.

4. Пышкало А. M. Преемственность в обучении математике: Сб. статей / Сост. А. М. Пышкало. -М.: Просвещение, 1978.

5. Рябыш О. В. Дидактические принципы использования электронных средств обучения для формирования учебной деятельности учащихся: Матер. всерос. науч.-практ. конференции «Математическое образование на Алтае и в регионах России», 21 ноября 2008 г. - Барнаул : БГПУ, 2008.

6. Иванов Ю. А. Особенности формирования учебной деятельности младших школьников при обучении математике с применением персональных компьютеров: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1990.

РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА АЛГЕБРЫ В 8-9-х КЛАССАХ НА ОСНОВЕ ВНУТРЕННЕЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

VARIOUS VARIANTS OF DETAILED STUDY OF ALGEBRA IN 8-9 CLASSES BASED ON INTERNAL DIFFERENTIATION AT VILLAGE SCHOOLS

Н. А. Шкильменская

Одним из приоритетных путей реализации профильного обучения в сельской школе является организация углубленного изучения предмета на основе внутренней дифференциации. В статье подробно рассматриваются три способа построения углубленного изучения алгебры.

Ключевые слова: углубленное изучение алгебры на основе внутренней дифференциации, сельская школа.

N. A. Shkilmenskaya

One of the priority paths of specialised teaching at village schools is the organization of detailed study of a subject based on internal differentiation. The article gives a thorough account of three ways of detailed study of algebra.

Keywords: detailed study of algebra based on internal differentiation, village school.

В настоящее время возрастает внимание к обучению и развитию способных и одаренных детей, которым предстоит в будущем составить кадровую основу социального и научно-технического прогресса российского общества. Одной из ведущих идей в области преподавания математики становится дифференциация обучения, направленная на полную реализацию всех позитивных задатков и склонностей личности.

При организации обучения математике необходимо учитывать желание и способности части учащихся к углубленному изучению данного предмета. Традиционный путь организации углубленного изучения предметов -создание специализированных классов - не решает пол-

66

ностью проблему, поскольку далеко не везде есть возможность открыть такие классы. Это, прежде всего, относится к сельским школам, где в силу ряда экономических причин, нехватки квалифицированных учителей, недостаточности материально-технической базы. невозможно раздельное обучение школьников. К тому же раздельное обучение не всегда дидактически целесообразно. Выделение лучших учеников в особую группу для занятий по программе углубленного изучения предмета существенно ослабляет состав класса, лишает его прежней работоспособности. Дробление малочисленного класса нецелесообразно еще и потому, что ведет к существенному обеднению общения детей друг с другом в процессе обуче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.