для потребителей образовательных услуг.
Влияние введения новых учебников на развитие образования оценивается в целом положительно всеми группами респондентов. Однако велика доля затруднившихся ответить во всех группах. Причины такого распределения различны и рассмотрены при анализе отдельно по группам.
Большинство респондентов во всех группах опрошенных согласно с тем, что модернизация образования приведет к повышению его качества. Наиболее уверенная убежденность - у представителей власти. Родители и учащиеся в данном вопросе высказывают согласованную позицию. Однако среди преподавателей велика доля затруднившихся ответить, что показывает настороженность и выжидательную позицию данной группы респондентов по отношению к результатам процесса модернизации.
Респонденты разных групп не уверены в том, что модернизация образования обеспечит равные возможности для получения образования для детей из разных социальных слоев и независимо от места жительства. Достаточно велика доля тех, кто ответил, что не согласен с этим тезисом. Необходимо проанализировать формы освещения в СМИ процессов сглаживания социального неравенства в образовании путем введения ЕГЭ и других элементов реформы.
Респонденты склонны доверять почти в равной степени информации об образовании, полученной из СМИ и от знакомых, друзей, коллег и детей. Родители указали на доверие к названным источникам информации почти поровну; преподаватели и представители власти больше доверяют СМИ, учащиеся высказали такое же мнение. Здесь подтверждается огромный потенциал влияния СМИ на представления всех элементов образовательной среды о ходе процесса реформирования образования. Данный потенциал необходимо использовать грамотно, чтобы сформировать информационную поддержку и положительное отношение населения по отношению к модернизации образования.
Респонденты во всех группах опрошенных утверждают, что склонны доверять в разговоре о проблемах образования представителям федеральной власти. Это свидетельствует о доверии населения к федеральной власти вообще, а также о надеждах на компетентность в решении любых задач социальной политики именно в центре, а не на местах.
Представители местной власти вызывают доверие при обсуждении вопросов образования в большей степени у респондентов, работающих во властных структурах (то есть как бы доверие к самим себе). Остальные группы - преподаватели, учащиеся и родители - доверяют представителям местной власти в меньшей степени. Необходимо учесть этот факт и усилить информационное освещение участия местной власти в решении проблем в образовании для формирования доверия населения местной власти по вопросам образования.
Представители федерального министерства образования вызывают доверие при обсуждении проблем в образовании у респондентов из всех четырех групп опрошенных. Однако у преподавателей тенденция к доверию выражена в меньшей степени (отношение педагогов к действиям федерального министерства). Родители также не смогли однозначно оценить степень доверия федеральным органам управления образования. Видимо, решения, принимаемые министерством, воспринимаются преподавателями и родителями не всегда как взвешенные и продуманные.
Представители региональных органов управления образованием
вызывают доверие в большей степени у представителей власти, что объясняется родом деятельности респондентов. У представителей всех остальных групп опрошенных данные специалисты вызывают доверие в меньшей степени. Таким образом, респонденты высказывают недоверие не только местной исполнительной и муниципальной власти, но и местному управлению образованием. Результаты связаны с несогласованностью и зачастую неграмотными действиями данной власти в решении проблем образования. Необходимо сделать выводы и скорректировать практическую работу и информационное освещение действий региональных органов управления образованием.
Руководители учебных заведений в большей степени вызывают доверие у представителей всех групп опрошенных. Это говорит о том, что респонденты склонны считать самыми компетентными в области решения проблем образования именно низовых руководителей учебных заведений - практиков, ежедневно решающих данные проблемы. Таким образом, респонденты высказывают недоверие и непонимание концепции и принципов проведения процесса модернизации образования на федеральном и местном уровне. Ход образовательного процесса и качество образования респонденты признают зависимым лишь от действий конкретных руководителей образовательных учреждений. Данные мнения свидетельствуют о серьезных проблемах в информационном освещении российских образовательных проектов, так как потребители образовательных услуг, а также представители педагогического сообщества и органов власти не признают значимости комплексного решения проблем современного российского образования.
Представители преподавательского сообщества также вызывают доверие у респондентов в большей степени при обсуждении проблем образования.
Анализируя в целом результаты сравнительного исследования ответов респондентов четырех групп опрошенных на одни и те же вопросы, можно сделать вывод о том, что у всех представленных в выборке групп российского населения отсутствует комплексное, системное представление о целях, задачах, концепции, эффективности и ожидаемых результатах процесса реформирования российского образования.
Респонденты знают лишь о тех направлениях реформы, которые идут давно, обладают видимыми результатами (новые учебники, введение ЕГЭ и т.д.), то есть непосредственно касаются участников российской образовательной среды. Поскольку респонденты не убеждены и не понимают сути реформ, они не склонны поддерживать ее с оптимизмом.
Опрошенные положительно оценивают реальные достижения реформы, но скептически настроены в плане оценок перспектив российского образования.
Здесь представляется необходимым изменить направленность информационного освещения российской образовательной политики, чтобы создать:
1) понимание необходимости реформирования для встраивания России в мировую образовательную систему при одновременном сохранении ее самобытности;
2) уважение к концепции и принципам решения задач модернизации образования, на основе которых действуют все ветви и уровни российской власти;
3) понимание места и роли всех элементов реформы в решении общих задач модернизации образования.
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ СПОСОБНОСТИ
К ИННОВАЦИОННОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.И. Наумкин, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой основ конструирования механизмов и машин Мордовского государственного университета
Сегодня одной из главных задач высшего профессионального образования России является задача подготовки специалистов, способных к инновационной деятельности. Некоторыми вузами уже осуществляется подготовка таких специалистов, в частности, Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом, Государственным университетом
управления, Московским государственным университетом путей сообщения, Российским государственным университетом инновационных технологий и предпринимательства ведется обучение бакалавров и магистров по направлению «Инноватика». Однако выпускники указанных вузов являются в большей степени менеджерами-организаторами по изучению рынков сбыта и продви-
жению продукции на них. Специалистов же в области техники и технологий, непосредственно производящих инновационный продукт, по-прежнему обучают в основном по традиционным дисциплинарно-поточным методам, без учета особенностей требований, предъявляемых к ним современными инновационными предприятиями. В связи с этим возникает необходимость разработки методической системы формирования у студентов технических вузов способности к инновационной инженерной деятельности (СИИД). В данной работе рассматривается структура самой инновационной инженерной деятельности и описывается разработанная методическая система формирования у студентов СИИД.
Структурируем инновационную инженерную деятельность, как это показано на рис. 1. Сформулируем рабочие понятия и определения ее структурных единиц и элементов, установим их взаимосвязь и степень влияния на формирование у студентов технических вузов способности к инновационной инженерной деятельности.
Под инновационной инженерной деятельностью (ИИД) мы будем понимать [1] разработку и создание новой техники и технологий, конкурентоспособных на отечественном и международном рынках, доведенных до вида товарной продукции, представленной охранными документами на интеллектуальную собственность, технической документацией или промышленными образцами, обеспечивающими экономический, социальный или другой эффект. Ее основными характеристиками являются: усиление творческого характера деятельности; интеграция инженерных функций и видов деятельности; ориентация на потребности рынка; эффективная межпрофессиональная коммуникация.
Они подразумевают под собой следующие виды ИИД: умение творчески и нешаблонно решать профессиональные задачи, быстро ориентироваться в больших объемах информации; эффективное сочетание изобретательских и конструкторских функций при проектировании изделий и технологий и организации их производства, умение самостоятельно принимать решение; стремление непрерывно повышать качество товаров и услуг, соответствующих требованиям рынка; готовность к эффективной работе в команде с представителями других профессий для решения профессиональных задач, а применительно к процессу обучения - готовность к работе с преподавателями различных дисциплин в процессе подготовки будущих инженеров к инновационной инженерной деятельности.
Для подготовки специалистов к ИИД в технических вузах необходимо прежде всего формирование у них способности к инновационной инженерной деятельности т. е. такой совокупности взаимосвязанных индивидуально-психических особенностей личности, которая определяет ее пригодность к успешной инновационной инженерной деятельности, существующую и развивающуюся в условиях этой деятельности, при наличии соответствующих знаний, умений, навыков, а также определяющую готовность к обучению новым способам и приемам этой деятельности. Ее элементами являются [1]: владение фундаментальными знаниями; владение общетехническими знаниями; владение специальными знаниями; владение междисциплинарными знаниями; способность решать творческие задачи; способность решать инженерные задачи; способность к проектированию и конструированию; способность к изобретательству; способность постановки задачи; способность самостоятельно принимать решение; умение работать в команде; способность представлять решение в конечном виде; владение технологией производства. Развитие этих элементов определяют СИИД.
На основе предложенной структуры ИИД (см. рис. 1), была разработана методическая система формирования у студентов технических вузов СИИД (см. рис. 2), основными положениями которой являются:
1) система должна строиться на основе интеграции основных положений существующих передовых методических подходов, теорий обучения и технологий (инновационного, компетентност-ного, деятельностного, развивающего, модульного, дифференцированного, и др.), помогающих формированию у студентов способности к инновационной инженерной деятельности, а также
принципов единства фундаментальности и профессиональной направленности, с учетом индивидуальных особенностей студентов;
2) система должна строиться на основе единства, взаимосвязи и взаимодополнения основного курса «Механика», сопутствующих развитию творческого потенциала курсов («Основы инженерного творчества» (ОИТ), «Патентоведения» и др.) и самостоятельной работы студентов в условиях олимпиадной и научно-исследовательской среды;
3) процесс формирования у студентов технических вузов способности к инновационной инженерной деятельности должен рассматриваться как методическая система, элементами которой являются цели, содержание, методы, формы и средства обучения. Предложенная методическая система была реализована через ее структурные компоненты: целевой, методологический, содержательный, процессуальный и диагностический.
Целевой компонент представленной модели включает: во-первых, развитие творческого потенциала студентов, формирование фундаментальных и теоретических научно-технических знаний студентов по данной дисциплине, профессиональных знаний и умений и их применения в будущей профессиональной инновационной инженерной деятельности, направленной на конкретную инженерную специальность; во-вторых, вырабатывает у студентов мотивацию к осознанному стремлению развивать свой творческий потенциал - залог будущей успешной инновационной инженерной деятельности. Взаимосвязь фундаментальных, профессионально-направленных и проектных знаний и умений оказывают комплексное влияние на курс "Механика". Цели рассматриваемой системы определяют и содержание учебного материала, которое включает фундаментальные законы, понятия естественнонаучных дисциплин, научно-технические теории, профессиональные и проектные знания.
Методологический компонент системы предполагает интеграцию основных положений существующих передовых методических подходов, обеспечивающих формирование у студентов способности к инновационной инженерной деятельности, принципов единства фундаментальности и профессиональной направленности с учетом индивидуальных особенностей студентов, на основе эффективности единства, взаимосвязи и взаимодополнения основного курса «Механика», сопутствующих развитию творческого потенциала курсов («Основы инженерного творчества», «Патентоведение» и др.) и самостоятельной работы в условиях олимпиадной и научно-исследовательской среды.
Содержательный компонент состоит из фундаментальных законов, понятий, научно-технических теорий, изучаемых в общетехнических дисциплинах, профессионально направленных на решение проблем инженерных специальностей, учитывает непрерывность, преемственность, единство и взаимодополнение процесса обучения основного курса «Механика», сопутствующих курсов («Основы инженерного творчества», «Патентоведение», и др.) и внеаудиторной работы студентов (в условиях олимпиадной среды, научных школ, НИРС, СКБ, и др.). Он также базируется на общедидактических и частнодидактических принципах и соответствующих им критериях отбора учебного материала. Содержание обучения помогает достичь поставленной цели, а ее постановка определяет содержание обучения.
Эти реализованные в учебном процессе методы способствуют развитию творческого потенциала студентов - залога их успеха в будущей инновационной инженерной деятельности. При использовании информационно-иллюстративного и репродуктивного методов осуществляется начальный этап изучения дисциплины «Механика». В ходе проблемного изложения преподаватель формулирует проблему в виде учебной или квазипрофессиональной задачи, решение которой требует творческих способностей студентов. Эту задачу преподаватель либо решает сам при активном участии студентов, либо создает условия для ее самостоятельного решения студентами. При частично-поисковом методе студенты самостоятельно исследуют часть учебного познавательного материала по выбранным ими алгоритмам или траекториям изучения физических явлений, процессов, механических систем (лабораторно-практические занятия, курсовое и дипломное
проектирование, обучение в олимпиадной среде). Главное отличие исследовательского метода от других заключается в самостоятельности решения поставленных перед студентами задач
(научные школы, НИРС, СКБ, хоздоговорные и госбюджетные темы, и др.).
Инновационная инженерная деятельность (ИИД) - разработка и создание новой техники и технологий, доведенных до вида товарной продукции, обеспечивающих экономический, социальный или другой эффект и являющихся конкурентоспособными.
к и к н о
к а и н и
ей
а й
X
Усиление творческого характера деятельности
л и к
т
ьи § 8 I ^
ре аз
8 И о
<а
ы н ь л ра он
в т
е и
8
^ &
Интеграция инженерных функций и видов деятельности
Эффективная межпрофес си-ональная коммуникация
о в т с ь л е
еат
т
е р
б о
озИ
е и н а в
о р
и
у
рут
с н о
«
е и н а в
о р
и
итк
е о
£
е и н а в
о
д
е л с с и е о н
ч ау
¡3
а в т
с
д
о в
з и
о р
п я
и ц
а з и н а
г р
О
- -н
а
м
о
к
в
е
т
о
б
а е
р д
к
ь
т
с
о
н
в
о
т
о
1-4
Ориентация на потребности рынка
е и н е
В
е р
ь т
и
д
о в
о
д
и н е м У
а
так
у
д о
о г о н н о и
ица
ев о н н и
о
д
к
и т с о н б о с о п с
ы
ытн
е м е л Э
и
иач
даа
3 е и к с е
4 р
о в т
ь
ьат
В
е р
ь т с о н б о с о п
и
на н
з
ы н ь
л а
атн
е
меа
д
н
у
ф
е и н е
еда
л
м
я и н а н з
и к с е ч и н х е т
е ещ
б о е и н е
еда
л
м
и
иач
ы
н р
е н
енж
н и ь
ьат
а
е р
ь т с о н б о с о п
и
а в т
с
д
о в
з и
о р
п
й е и г о л о н х е т
е и н е
аде
л
М
и
иач
и к в о н а т с о п
ь т с о н б о с о п
и
ю и
ина
в
о р
и
итк
е
о р
п к ь т с о н б о с о п
и
у
в т с ь
л е
еат
т
е р
б о з и к ь т с о н б о с о п
и
е и н е
а
е р
ь
ьта
м и н
и р
п е и н е м У
дн а
о к в
е т о
оба р
к ь т с о н б о с о п
и
я и н а н з
ы н
нра
н и л п
и ц
с и
е и н е
еда
л
м
о н ч е н о к
н
е
В
е р
е и н е л в а т
с
д
е
_1_
Способность к инновационной инженерной деятельности - совокупность взаимосвязанных индивидуально-психических особенностей личности, определяющая пригодность студента к инновационной инженерной деятельности при соответствующих знаниях, умениях и навыках.
Рис. 1. Структура инновационной инженерной деятельности
Цель: формирование у студентов технических вузов способности к инновационной инженерной деятельности на основе развития их творческого потенциала
при обучении механике
й о в
е л е
Интеграция основных положений современных методических подходов, обеспечивающих формирование у студентов способности к инновационной инженерной деятельности
Основной курс «Механика» в тех- Развитие творческого потенциала
ническом вузе . студентов
й и к с
е
и
о
л
о
д
о т е
Критерии уровня творческого потенциала студентов технических вузов
й и к с е ч и т с о н г а и
Минимально допустимый уровень творческого потенциала
Средний уровень творческого потенциала
Высокий уровень творческого потенциала
Рис. 2. Модель методической сис При этом наряду с традиционными формами обучения (лекции, курсовое проектирование, лабораторные практикумы, практические занятия и др.) используются инновационные формы обучения (обу-
мы формирования у студентов СИИД
чение в команде, обучение в олимпиадной среде, обучение посредством научно-технического исследования и др.), формирующие у студентов способность к инновационной инженерной деятельности.
В процессе обучения преподаватель выбирает соответствующие данному методу формы и средства обучения.
Средства обучения курса "Механика" на основе развития творческого потенциала - ядра инновационной инженерной деятельности -представляют собой систему заданий, включающую как задания к лекционным, практическим и лабораторным занятиям, так и задания к курсовым, проектно-конструкторским работам в единстве и взаимодополнении процесса изучения основного курса «Механика», сопутствующих курсов (основы инженерного творчества, патентоведение, и др.) и внеаудиторной работы студентов (в условиях олим-пиадной среды, научных школ, НИРС, СКБ, и др.).
Диагностический компонент модели методической системы обучения механике предполагает регулярный мониторинг и диагностику развития элементов, входящих в структурные компоненты творческого потенциала студентов технических вузов, а также их готовность к осознанному выбору будущей профессиональной инновационной инженерной деятельности.
Выполненный в ходе исследования педагогический эксперимент среди студентов Мордовского государственного университета, обучающихся по направлению «Агроинженерия», позволил оценить эффективность использования описанной методической системы формирования СИИД. В ходе эксперимента уровень владения студентами перечисленными выше элементами инновационной инженерной деятельности оценивался по 3-х бальной порядковой шкале: 1 - низкий, 2 - средний, 3 - высокий. Количественная оценка уровня владения студентами перечисленными элементами СИИД определялась коэффициентом С, вычисляемым по формуле [2]: С = (а + 2Ь + 3с)/ 100, где а, Ь, с - процентно выраженное количество студентов, находящихся на низком, среднем и высоком уровнях подготовки.
По полученным данным были построены диаграммы для экспериментальной и контрольных групп до и после эксперимента (см. рис. 3).
Рис. 3. Диаграммы изменения среднего показателя элементов, характеризующих способность к инновационной инженерной деятельности: а) - до эксперимента; б) - после эксперимента
Цифрами обозначено, соответственно: 1 - уровень владения фундаментальными знаниями; 2 - уровень владения общетехническими знаниями; 3 - уровень владения специальными знаниями; 4 - уровень владения междисциплинарными знаниями; 5 -способность решать творческие задачи; 6 - способность решать инженерные задачи; 7 - способность к проектированию и конструированию; 8 - способность к изобретательству; 9 - способность к постановке задачи; 10 - способность самостоятельно принимать решение; 11 - умение работать в команде; 12 - способность представлять решение в конечном виде; 13 - владение технологией производства.
Полученные данные свидетельствуют о том, что до эксперимента уровни развития указанных элементов и в экспериментальной, и в контрольных группах были примерно одинаковы и не превышали значения 1,6. Кроме того, несмотря на достаточный потенциал накопленных знаний по циклам учебных дисциплин, у студентов в целом по другим показателям оставалась низкая и неравная способность к инновационной инженерной деятельности. После проведения эксперимента в контрольной группе уровни развития элементов, характеризующих СИИД, сохранились примерно такими же, как и до него, сохранился и характер их распределения по осям диаграммы. А в экспериментальной группе эти уровни увеличились для всех элементов примерно в два раза и достигли величины свыше 2; но что самое важное, их значения выровнялись, и огибающая их кривая приблизилась по форме к окружности, описывая равномерность формирования
элементов СИИД. В экспериментальных исследованиях рассматриваемой модели использовался непараметрический критерий Х2 (кси-квадрат). Оказалось, что во всех случаях его значение [1] для контрольной группы ниже критического (Х2 = 5,99), а для экспериментальной - выше. Это позволяет говорить о том, что достоверность различий в экспериментальной группе составляет 95%, а поэтому гипотеза исследований подтверждается.
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что современное общество нуждается в специалистах, способных к инновационной инженерной деятельности. Их подготовку в условиях технического вуза можно осуществить на основе методической системы формирования СИИД, основными положениями которой являются: формирование процесса образования на междисциплинарном подходе к обучению; интеграция фундаментальных и прикладных знаний; использование инновационных методов обучения; понимание неразрывной связи информации и опыта; привитие навыков творческого использования знаний в реальном деле; использование института интеллектуального права; формирование правового сознания студентов - важной составляющей образования будущих специалистов эпохи высоких технологий.
Литература
1. Наумкин Н.И. Оценка эффективности формирования у студентов технических вузов способности к инновационной инженерной деятельности в процессе обучения общетехническим дисциплинам [Текст]// Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С.А. Чичиланова, Челябинский государственный агроинженерный университет
Известно, что не все выпускники хорошо и в одинаковой самостоятельно работать над языком, у них нет устойчивой при-
степени владеют иностранным языком. Подлинным вла- вычки черпать новые знания и освежать старые, работать само-
дением иностранным языком можно считать способность стоятельно с техническими средствами обучения. Наличие по-
выражать свои мысли непосредственно в форме данного языка, добной проблемы и лежит в основе разработанной нами техноло-
не прибегая к родному, уметь читать, понимать, говорить и пи- гии формирования иноязычной коммуникативной компетенции
сать с достаточной степенью умения и точности, владеть страно- студентов.
ведческой информацией и уметь использовать полученную ин- В рамках нашей работы педагогическую технологию форми-
формацию в общении. К сожалению, наши студенты не умеют рования иноязычной коммуникативной компетенции студента