Научная статья на тему 'Методическая система формирования культуры безопасного поведения на дорогах у школьников на основе трансдисциплинарного подхода'

Методическая система формирования культуры безопасного поведения на дорогах у школьников на основе трансдисциплинарного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ / МЕТАФОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толочко Евгения Ивановна

В статье предпринята попытка применения трансдисциплинарного подхода, базирующегося на использовании метафор как важнейшего механизма мышления, при формировании культуры безопасного поведения на дорогах у школьников. Все метафоры, используемые для формирования культуры безопасного поведения на дорогах, объединены общим концептуальным вектором это метафоры воздействия, имеющие ярко выраженный деятельностный характер и ориентированные на постепенное, целенаправленное развитие личности обучающегося. Метафоры предстают и своеобразным средством диагностики, которое позволяет установить связи между пониманием абстрактных ситуаций на дорогах через сопряжение их с конкретными жизненными ситуациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical system of safe behavior culture formation on roads among the schoolchildren through transdisciplinary approach

This article contains the attempt to apply the transdisciplinary approach based on the use of the metaphors as the most important mechanism of thinking during the formation of the culture of safe behavior on the roads among the schoolchildren. The general conceptual vector unites all metaphors used for formation of the culture of safe behavior on roads these are the metaphors of influence with the pronounced activity character and focused on the gradual, purposeful development of the trained personality. Metaphors appear also to be the peculiar means of the diagnostics, allowing establishing the connection between the understanding of the abstract situations on the roads through their correlation with the concrete life situations.

Текст научной работы на тему «Методическая система формирования культуры безопасного поведения на дорогах у школьников на основе трансдисциплинарного подхода»

записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 196-201.

REFERENCE

1. Tambovskij, A.N. (2014), "Some ideas of a problem of usage of consequences of recovery means application and methods in the training process of the athlete", Mater. XVIII International scientific congress "The Olympic sport and sport for all", Almaty, KazAST, Vol. 2, pp. 451-454.

2. Tambovskij, A.N. (2013), "The stimulating effect - realities and prospects", Mater. I All-Russian research-practice conference "Biomechanics of sports physical actions and modern tool methods of their control", Malakhovka, ШЛРС, pp. 46-49.

3. Tambovskij, A.N., Sidorenko, T.A., Seyranov, S.G. and Levina E.A., etc. (2013), Formation of complexes outside of training means of efficiency increase of athletes in cyclic sports taking into account preparation stages, methodical recommendations, Minsport of the Russian Federation-MSAPС, Malakhovka.

4. Furayev, A.N. and Tambovskij, A.N. (2015), "The analysis of mistakes combinations in technology of sports exercises by means of associative rules of the DATA MINING technology", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. - P. 196-201.

Контактная информация: tambovskij@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.12.2015

УДК 37.02

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА

Евгения Ивановна Толочко, аспирант, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Аннотация

В статье предпринята попытка применения трансдисциплинарного подхода, базирующегося на использовании метафор как важнейшего механизма мышления, при формировании культуры безопасного поведения на дорогах у школьников. Все метафоры, используемые для формирования культуры безопасного поведения на дорогах, объединены общим концептуальным вектором - это метафоры воздействия, имеющие ярко выраженный деятельностный характер и ориентированные на постепенное, целенаправленное развитие личности обучающегося. Метафоры предстают и своеобразным средством диагностики, которое позволяет установить связи между пониманием абстрактных ситуаций на дорогах через сопряжение их с конкретными жизненными ситуациями.

Ключевые слова: методическая система, трансдисциплинарность, трансдисциплинарный подход, культура безопасного поведения на дорогах, метафора.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p254-259

METHODICAL SYSTEM OF SAFE BEHAVIOR CULTURE FORMATION ON ROADS AMONG THE SCHOOLCHILDREN THROUGH TRANSDISCIPLINARY

APPROACH

Evgeniya Ivanovna Tolochko, the post-graduate student, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education

Annotation

This article contains the attempt to apply the transdisciplinary approach based on the use of the metaphors as the most important mechanism of thinking during the formation of the culture of safe behavior on the roads among the schoolchildren. The general conceptual vector unites all metaphors used for formation of the culture of safe behavior on roads - these are the metaphors of influence with the pronounced activity character and focused on the gradual, purposeful development of the trained personality. Metaphors appear also to be the peculiar means of the diagnostics, allowing establishing the connection

between the understanding of the abstract situations on the roads through their correlation with the concrete life situations.

Keywords: methodical system, transdisciplinary, transdisciplinary approach, culture of safe behavior on the roads, metaphor.

В проектировании логической схемы методической системы формирования культуры безопасного поведения на дорогах на основе интеграции школьного и дополнительного образования нами была предпринята попытка использования трансдисциплинарного подхода.

Понятие «трансдисциплинарность» впервые было предложено Жаном Пиаже. По его определению трансдисциплинарность - это более высокий этап после этапа междисциплинарного, который не ограничивается междисциплинарными отношениями, а размещает эти отношения внутри глобальной системы, без строгих границ между дисциплинами [3].

Феномен трансдисциплинарности заключается в его социокультурном значении, которое не ограничивается только общеобразовательной школой, а распространяется и на дополнительное образование, и на вузовское образование, и науку, и образование в течение всей жизни.

Трансдисциплинарность, в отличие от межпредметности и метадисциплинарности, является многоаспектным, многомерным феноменом, направленным на достижение общекультурных целей, кросс-культурности, диалога и самоидентификации [2].

Согласно Э. Джаджу, трансдисциплинарность делится на четыре вида:

Трансдисциплинарность 0 - исходная форма - это использование в содержании образования иллюстративной метафоры и языка образов как общего средства наглядности различных дисциплин;

Трансдисциплинарность 1 - межпредметные связи, которые реализуются на основе общности элементов содержания близких дисциплин.

Трансдисциплинарность 2 - соответствует метапредметности, соединению методов обучения разных дисциплин в получении общего результата;

Трансдисциплинарность 3 - базируется на использовании концептуальных метафор, как основание деятельности для переноса значений и смыслов из одной области знания в другую;

Трансдисциплинарность 4 - конструирование методической системы, включающей концепцию, язык, дидактические единицы, методы, средства, формы образования

[5].

Российская научная школа трансдисциплинарности в большей степени работает в видовом диапазоне 0-2.

Трансдисциплинарность является способом эффективного взаимодействия науки и общества, направленным на решение социально-релевантных проблем с помощью социального обучения, включения в практику принятия решений знаний социальных акторов и создания исследовательской парадигмы.

Цели и задачи образования в области формирования культуры безопасного поведения на дорогах школьников обусловлены национальным интересом, государственной политикой в образовательной сфере и экономическим потенциалом страны [4].

Культура безопасного поведения на дорогах - это составляющая общей культуры, представляющая собой систему ценностей, норм, правил, опыта, обеспечивающих определенный уровень безопасности человека и безопасности окружающих его людей в сфере дорожного движения.

Задача формирования культуры безопасного поведения на дорогах школьников как комплексная педагогическая проблема, охватывающая разные аспекты развития ребенка в школьном возрасте, обусловливает поиск эффективных способов формирования культуры безопасного поведения обучающихся на дорогах и оценивания уровня ее

сформированное™.

В нашем исследовании предпринята попытка не стандартного оценивания сформированное™ уровня культуры безопасного поведения на дорогах на основе интеграции школьного и дополнительного образования, а оценивания уровня культуры исходя из соответствия видам трансдисциплинарности.

Концепцию методической системы составляют ключевые принципы, включающие в себя цели, содержание, методы и средства, организационные формы, обеспечивающие взаимодействие педагогов и обучающихся и нацеленные на социальный запрос общества и образования. Дидактическими единицами методической системы выступают ситуации на дорогах, их педагогическое и метафорическое насыщение.

Виды трансдисциплинарности Характеристики при формировании культуры безопасного поведения на дорогах Примеры при формировании культуры безопасного поведения на дорогах

Трансдисциплинарность 0 - исходный уровень -иллюстрированная метафора и образ Использование художественных метафор для ценностно-смысловых установок личности (необходимость знания Правил поведения в дорожной среде) «Тише едешь - дальше будешь» Объяснение: «Соблюдая ПДД, ты будешь цел и невредим».

Трансдисциплинарность 1 - межпредметные связи Выстраивание логических мета-рамок (жизнь и здоровье человека в дорожной среде зависит от воздействия различных факторов: квалификации водителя, дисциплинированности пешехода, уважительного отношения пассажиров и т.д.), которые помогают определить, что должно быть предпринято в качестве решения определенной дорожной ситуации и в качестве ее объяснения, уточнение перечня нерешенных дорожных ситуаций, и способствование в оценке каждой из них «Не уверен - не обгоняй!» «Шибко ехать - не скоро доехать» «И какой же русский не любит быстрой езды?» (Гоголь Н.В.) Объяснения: «На скорости 60 км/ч требуется на 8 м больше, чтобы остановить машину, чем при 50 км/ч». «Если вы не пристегнуты, авария может быть смертельной уже при скорости 20 км/ч».

Трансдисциплинарность 2 - метапредметность Общепринятые ценности как важная детерминанта поведения людей в дорожной среде, даже если они применяют их разными способами «Домашняя дума в дороге не годится». «Каков поехал - таков и приехал». «Не хвались отъездом - хвались приездом». Объяснения: «Находясь в дорожной среде, необходимо быть внимательным». «Уважая участников дорожного движения, соблюдая ПДД, доедешь до дома живым и здоровым».

Трансдисциплинарность 3 - концептуальная метафора и деятельность Знание (основанное на правилах и предписаниях, принятых обществом), которое передается в процессе обучения, а затем вос-требуется в жизненных ситуациях «Проскочив на красный свет, можно попрощаться с белым». «Сбавь скорость - и тебя дождутся». «Чтобы не пришлось любимой плакать, крепче за баранку держись шофер». Объяснения: Соблюдая правила безопасности, мы сохраняем жизнь.

Трансдисциплинарность 4 - конструирование методической системы Включает концепцию, язык, дидактические единицы, методы, средства, формы образования *

* Вопрос о методической системе «трансдисциплинарность 4» до настоящего времени в мировой педагогике остается нерешенным [2].

По структуре дидактические единицы должны:

- сочетать в себе аксиологическую, когнитивную и деятельностную сторону и их взаимосвязи;

- не разрушать целостность структуры содержания;

- выявлять значимость материала;

- включать в себя нормы социокультурного поведения и развития личности, соотноситься с реальной жизнедеятельностью человека в дорожной среде;

- иметь достаточную степень интегрированности, которая способствует лаконичности содержательных единиц, устранению второстепенного материала, избеганию излишней конкретизации и детализации;

- включать концептуальные мыслеобразы, сочетающие рациональность и иррациональность, социокультурные значения и личностные смыслы;

- являться не только информационными, но и методическими, задающими способы действия с информацией.

К функциональным характеристикам дидактических единиц относятся:

- адаптация содержания обучения безопасному поведению на дорогах обучающихся к возрастным психологическим особенностям, повседневным ситуациям на дорогах;

- образовательный процесс, порождающий смысловую направленность;

- метафоризация (метафора в образовательном процессе выступает не как поэтическое средство, а как средство мышления, когнитивный механизм постижения смыслов и значений); использование концептуальных метафор, аллегорий, символов, аналогий, ассоциаций, пословиц, афоризмов, высказываний великих людей и др.;

- ключ к объяснению закономерностей взаимодействия человека с окружающей его дорожной средой;

- опора на личный опыт; сочетание переживания, познания и практики; аксиологического, когнитивного и деятельностного компонентов; эмоциональной, интеллектуальной и практической сфер личности;

- «исправление ошибок», укоренившихся в российском менталитете, индивидуальном сознании стереотипов мышления.

Например: смысловая установка «обходи трамвай спереди, автобус - сзади», которая давно устарела, в последний раз о ней упоминалось в «Правилах движения транспорта и пешеходов» в 1958 г.

Смысловые установки лежат в основе поведенческих стереотипов, стабилизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стандартных ситуациях на дорогах [6].

Наиболее распространенными методами, обеспечивающими формирование адекватных смыслов, являются: становление ценностной жизненной позиции обучающихся, проявляющейся в самостоятельной познавательной активности. Превращение обучающихся из объектов влияния и воздействия педагогов в субъектов личностного и профессионального самоопределения [1].

Инструментом смыслопередачи и обмена личностным опытом выступает метафора (пословица, афоризм, высказывания великих людей и др.), расширяя освоенное человеком семантическое пространство. С помощью метафоры можно описать недоступные для непосредственного наблюдения объекты или модельные, гипотетические объекты, не включенные в эмпирические исследования.

Смысл и метафора тесно связаны с категорией понимания. Благодаря метафорическому образу сложнейшие ситуационные моменты на дорогах, которые трудно охватить сознанием, упрощаются и становятся доступными в каждом возрасте. Метафоры являются одним из важнейших механизмов мышления: постижения смыслов и знания, их интеграции во внутренний мир обучающегося, систему ценностей, повседневную практическую деятельность. Обращение к метафорам способствует развитию мышления, сочетающего в себе использование однозначных понятий одновременно с интуитивным целостным пониманием ситуации на дороге во всей ее многомерности и неоднозначности.

Таким образом, посредством использования метафор происходит активное участие обучающегося в процессе обучения, в котором он получает информацию, демонстрацию личного примера взрослых, при этом пробуждаются заложенные способности, побужда-

ется интерес к действиям. Обучаемый осваивает и перерабатывает полученный материал, формирует знания, умения и навыки, вырабатывает характер.

Нами проведено пилотное исследование с тремя категориями участников образовательного процесса (школьники, учителя и педагоги дополнительного образования) для определения отношения к роли использования метафор в образовательном процессе при формировании культуры безопасного поведения обучающихся на дорогах (рисунок). Выборка: 152 школьника, 46 учителей и 42 педагога дополнительного образования.

100%

60% 40% 20% 0%

88% 72%

22%

2% 3% 5% 5% у/о

Положительно

Отрицательно Школьники ■ Учителя ■ ПДО

Затрудняюсь ответить

Рис. Отношение субъектов образовательного процесса к роли использования метафор при формировании культуры безопасного поведения обучающихся на дорогах

Исследование показало, что респонденты, которые затруднились ответить, не готовы изменить традиционные формы работы. Из положительно ответивших на вопрос, наименьший интерес к роли использования метафор в образовательном процессе проявили педагоги дополнительного образования, объясняя свое отношение тем, что нынешнему поколению обучающихся будет сложно использовать данные средства в силу снижения интереса обучающихся к чтению литературы, несколько выше - учителя и наибольший интерес - школьники. Можно предположить, что школьники получают интеллектуальное и эмоциональное разнообразие в образовательном процессе, противоположное тому, которое представлено в стандартном изучении правил дорожного движения.

В своем исследовании мы пришли к пониманию того, что метафоры выступают в роли когнитивного механизма, средства постижения и восприятия действительности, которое проявляется в осмыслении одного объекта сквозь призму другого, абстрактного -через конкретное, в результате чего происходит вычленение и актуализация значимых дорожных ситуаций и безопасного поведения в них. Все метафоры, используемые для формирования культуры безопасного поведения на дорогах, объединены общим концептуальным вектором - это метафоры воздействия, имеющие ярко выраженный деятель-ностный характер и ориентированные на постепенное, целенаправленное развитие личности обучающегося. Метафоры предстают и своеобразным средством диагностики, которое позволяет установить связи между пониманием абстрактных ситуаций на дорогах через сопряжение их с конкретными жизненными ситуациями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии / А.Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2002. - 480 с.

2. Дзятковская, Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. "Зеленые аксиомы". Трансдисциплинарность / Е.Н. Дзятковская. - М. : Образование и экология, 2015. - 328 с.

3. Пиаже, Ж. Генетическая эпистемология / Ж. Пиаже. - СПб. : Питер, 2004. - 160 с.

4. Станкевич, П.В. Стратегия развития педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности / П.В. Станкевич // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: теория и практика : материалы II Международной научно-практической конференции. - Ка-

зань : Центр инновационных технологий, 2012. - С. 17-20.

5. Трансдисциплинарные исследования [Электронный ресурс] // URL : http://transstudy.ru/xartiya-transdisciplinarnosti-2.html (дата обращения: 22.07.2015).

6. Узнадзе, Д.Н. Установка человека. Проблема объективизации / Д.Н. Узнадзе // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб. : Питер, 2000. - С. 87-91.

REFERENCES

1. Asmolov A.G. (2002), On the other side of consciousness. Methodological problems of non-classical psychology, Smysl, Moscow.

2. Dzyatkovskaya, E.N. (2015), Education for Sustainable Development in school. Cultural concepts. "Green axiom." Transdisciplinary, Education and ecology, Moscow.

3. Piaget, J. (2004), Genetic epistemology, Peter, St. Petersburg.

4. Stankevich, P.V. (2012), "The development strategy of teacher education in the field of health and safety", 2nd International Scientific and Practical Conference on the modern problems of life safety: theory and practice, Center for innovative technology Kazan.

5. Transdisciplinary Research, available at: http://transstudy.ru/xartiya-transdisciplinarnosti-2.html (the accessed 22 July 2015).

6. Uznadze, D.N. (2000), "Setting rights. The problem of objectification", in book Psychology of personality in the writings of local psychologists, Peter, St. Petersburg, pp. 87-91.

Контактная информация: tolochko_1969@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.12.2015

УДК 796.015.83

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОГО ОТБОРА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА-ЯКУТИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Светлана Гаврильевна Ушканова, старший преподаватель, Марианна Ивановна Васильева, старший преподаватель, Галина Гаврильевна Горохова, старший преподаватель, Любовь Прохоровна Бугаева, старший преподаватель, Институт физической культуры и спорта, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

Якутск

Аннотация

В республике Саха-Якутия выступление спортсменов в различных видах спорта доказывает не достаточное рассмотрение проблем отбора и тренируемости спортсменов, которая является замедляющим фактором развития, во многих видах спорта культивирующих у народов Севера. В статье раскрыли, основываясь на литературных источниках особенности физического развития у детей народов Крайнего Севера, для определения физиологических особенностей данного региона.

Ключевые слова: тренируемость, одаренность, экстремальный климат, «хапсагай», генофонд.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p259-263

ANALYSIS OF SPORTS SELECTION OF YOUNG ATHLETES IN THE REPUBLIC

OF SAKHA-YAKUTIA

Svetlana Gavrilyevna Ushkanova, the senior teacher, Marianna Ivanovna Vasilyeva, the senior teacher, Galina Gavrilyevna Gorokhova, the senior teacher, Lyubov Prokhorovna Bugae-

va, the senior teacher, Institute of Physical Culture and Sport, North-East Federal University

named after M.K. Ammosov, Yakutsk

Annotation

In the Republic of Sakha-Yakutia the performance of athletes in various sports proves insufficient consideration of the problems of selection and training of the athletes, which presents in itself the factor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.