средств и методов, применяемых в процессе подготовки спортсмена.
2. Применение физиотерапевтических средств желательно по определенному алгоритму, учитывающему различные аспекты тренировочного процесса спортсмена.
3. Алгоритм применения данных средств в спортивной практике должен опираться на выделенные принципы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Влияние комплекса физиотерапевтических средств на организм спортсменов / А.Н. Тамбовский, Т.А. Сидоренко, Ю.Н. Юрьев, Е.Г. Шурманов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 185-190.
2. Мирзоев, О.В. Применение восстановительных средств в спорте / О.В. Мирзоев. - М. : Спортакадемпресс, 2000. - 95 с.
3. Сидоренко, Т. А. Влияние магнито-лазерного воздействия на показатели функционального состояния студентов, занимающихся физической культурой / Т.А. Сидоренко, А.Н. Тамбовский // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. - С. 63-65.
REFERENCES
4. Tambovskij, A.N., Sidorenko, T.A., Yuryev Yu.N. and Shurmanov, E.G. (2015), "Influence of a complex of physiotherapeutic means on an organism of athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 185-190.
5. Mirzoev, O.V. (2000), Application of recovery means in sport, Sportacadempress, Moscow.
6. Sidorenko, T.A. and Tambovskij, A.N. (2007), "Influence of magneto-laser impact on indicators of a functional condition of the students who are going in for physical culture", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 63-65.
Контактная информация: tambovskij@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 30.12.2015
УДК 796.015.4
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ТРЕНЕРА КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анатолий Николаевич Тамбовский, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Анатольевна Сидоренко, кандидат педагогических наук, старший научный
сотрудник,
Алексей Владимирович Калашников, аспирант, Евгений Геннадьевич Шурманов, соискатель, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка
Аннотация
В статье конкретизированы варианты (механизм) принятия тренером решений, формализованы некоторые составляющие этого механизма и дана их характеристика. Показана важность учета тренером последствий применения восстановительных средств и методов в процессе подготовки спортсмена и принятия им соответствующих решений о целесообразности коррекции тренировочных нагрузок
Ключевые слова: тренер, информационно-аналитические способности, принятие решений, виды, формы, предпосылки, тренировочная нагрузка, восстановительные средства и методы, последствия применения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p250-254
INFORMATIONAL AND ANALYTICAL ABILITIES OF THE COACH AS IMPORTANT COMPONENT OF HIS WORK
Anatoly Nikolaevich Tambovskij, the doctor of pedagogical sciences, professor, Tatyana Ana-Шуегниа Sidorenko, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, Alexey Vladimirovich Kalashnikov, the post-graduate student, Evgeny Gennadievich Shurmanov, the
competitor, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka
Annotation
This article outlines the importance of recording the effects of using the reconstructive means and methods by the coach in the process of preparing the sportsman and making appropriate decisions about expedience of training loads correction. The variants (mechanisms) of making decisions by the couch have been concretized, some constituents of this mechanism are formalized and their characteristics are represented.
Keywords: preparing a sportsman, training load, reconstructive means and methods, effects of, informational and analytical abilities, coach, making decisions, variants, forms, premises.
ВВЕДЕНИЕ
Процесс подготовки спортсмена - многофакторная и многокомпонентная сложная взаимосвязанная система, каждый элемент которой направлен на решение определенной конкретной задачи или даже нескольких из них. При этом одной из самых значимых задач является обеспечение достижения такого состояния организма спортсменов, которое необходимо для успешного выполнения запланированных тренировочных и соревновательных нагрузок, то есть, достижение спортсменом физических, функциональных и психологических возможностей, способствующих своевременному и полноценному решению вопросов процесса его подготовки. Однако сложность решения данной задачи связана с очень высокими объемами и интенсивностями современных тренировочных и соревновательных нагрузок на спортсмена, что предопределяет необходимость применения восстановительных средств и методов (как отдельных, так и в сочетаниях) [1, 2].
Результаты применения таких средств в подготовке спортсмена выявляются в виде различных последствий (эффектов), которые отражаются в изменениях его возможностей или состояний [3]. В этой ситуации одной из важных и вместе с тем одной из очень сложных задач становится объективное и одновременно оперативное знание тренером сдвигов, происходящих в организме спортсмена под влиянием применяемых восстановительных средств. Помимо вышесказанного, специалистам важно представить наиболее значимые изменения (сдвиги) в такой форме, которая была бы полностью понятна и тренеру, и спортсмену [4].
Практически любому тренеру, стремящемуся к повышению эффективности своей работы, необходимо на протяжении всей своей деятельности постоянно учитывать целый комплекс изменений, происходящих в организме спортсмена, и условий, приводящих к состоявшимся или планируемым изменениям, то есть, оперировать очень большим количеством различных показателей и их количественными значениями. Перечисленные особенности предопределяют анализ большого объема информации, что заставляет тренера интенсивно и оперативно использовать свои информационно-аналитические способности. В конечном итоге результаты такого анализа должны трансформироваться в конкретные методические решения по коррекции тренировочно-соревновательной нагрузки. Вместе с тем на практике тренерами и врачами команд в различных видах спорта это фактически не учитывается как при составлении плана подготовки спортсмена, так и при его выполнении, то есть, практически не принимаются во внимание восстановительно-стимулирующие эффекты (причем и по их уровню, и по их продолжительности). Данное положение можно объяснить тем, что на сегодняшний день затронутая нами проблема
практически никем пока не анализировалась на серьезном уровне [2]. Учитывая все вышесказанное, рассмотрение некоторых аспектов принятия решений тренером с учетом его информационно-аналитических способностей и стало целью данной работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
На основании анализа современного тренировочного процесса можно констатировать, что он характеризуется тем, что при достижении конкретных результатов применения в процессе подготовки спортсмена определенных восстановительно-стимулирующих средств и методов, тренеры по своему усмотрению, практически ничем не обосновывая свои решения, используют достигаемый эффект: кто увеличивает (не понятно на какие величины) объемы, кто интенсивность, кто выделяет это время на технику или тактику, а кто ничего не делает - просто отводит появившееся время на дополнительный отдых своему подопечному [1, 2].
Принимая во внимание последнее замечание, представляется естественным, что успешности решения тренером обозначенной проблемы будет способствовать (на первом этапе) конкретизация механизма принятия им своего решения. При этом тренеру необходимо понимать, что успешность педагогической реализации последствий применения восстановительно-стимулирующих средств и методов в процессе подготовки спортсмена предопределяется учетом этапных задач подготовки спортсмена, его индивидуальными особенностями и информационно-аналитическими способностями тренера.
Учитывая комплексный характер рассматриваемой проблемы, можно утверждать, что ее решению должна способствовать формализация целого ряда моментов отмеченного механизма принятия решения, которые представляют собой комплексную совокупность взаимосвязанных исходных опорных позиций для конкретизации тренером своих последующих педагогический решений.
Данные положения сформулированы нами в следующем виде:
1. Применение восстановительно-стимулирующих средств и методов определяется педагогическими, физиологическими и психологическими задачами конкретного этапа (мезоцикла, микроцикла или даже одного-двух дней) годичного цикла подготовки спортсмена;
2. Тренер должен не просто знать, а и понимать возможности, биофизические механизмы, степень воздействия, сочетаемость намечаемых восстановительно-стимулирующих средств и методов, продолжительность возможных эффектов их применения, а также реакцию организма конкретного спортсмена на данные средства;
3. Выбор конкретных восстановительно-стимулирующих средств или методов определяется целесообразностью их применения индивидуально для каждого спортсмена, сочетаемостью и последовательностью использования выбранных средств и методов;
4. Тренеру необходимо знать целесообразную индивидуальную для спортсмена степень восстановления или повышения его возможностей;
5. Тренер должен обладать информационно-аналитическими способностями, достаточными для анализа соответствующей информации [1].
Опираясь на выделенные исходные положения, в методическом плане важным моментом в успешном решении отмеченной проблемы, должно быть четкое представление как об основных предпосылках, формах, видах и характерах решений, которые необходимо принимать тренеру.
Естественно, что принятию тренерского решения должны предшествовать предпосылки, или, другими словами, знания тренером конкретной информации и умения ею оперировать. В зависимости от этапа подготовки спортсмена, текущего состояния его организма, решаемых задач базовые и т.д., предпосылки принятия решения могут быть разные, но перечень их можно с определенной степенью условности конкретизировать. В него целесообразно включить физиологические, биохимические, биофизические, биоме-
ханические, фармакологические, психологические, мотивационные, конфликтологические (межличностные), метрологические, методические, педагогические, эргономические, логические, теоретические, материальные и другие условия. Обоснованность данного перечня можно пояснить на примере некоторых из условий, в частности, биофизических, биомеханических и метрологических. Первые из них предопределяют знание тренером возможных сочетаний различных средств коррекции возможностей спортсмена с учетом его индивидуальных особенностей, тренировочно-соревновательных нагрузок и конкретных задач этапа спортивной подготовки. Вторые условия требуют определенного уровня знаний в области биомеханики, так как это необходимо для понимания различных аспектов формирования и коррекции техники тренировочных и соревновательных упражнений, выполняемых спортсменом. Метрологические условия объясняются желательностью наличия у тренера четкого аргументационного материала, поясняющего обоснованность применяемых им средств и методов.
Как показывает практика, наставник спортсмена принимает решение в нескольких формах: субъективной, объективной, административной и стороннего мнения. Первая форма практически ничем не обосновывается, кроме варианта «я так считаю». Обычно правильность решения в этом случае не превышает 22^24%. Нередко решение принимается при административном вмешательстве со стороны руководителей тренера или лиц, от которых зависит работа тренера. При этом вероятность принятия правильных решений очень редко достигает 10^12%. Существенное место при принятии тренером своих решений занимает стороннее мнение, которое складывается из мнений знакомых и незнакомых специалистов, друзей, болельщиков.
Практически всем тренерам приходится оперировать следующими видами решений: педагогическими (которые нужно подразделить на стратегические и оперативные), организационными, материально-техническими, кадровыми и научно-методическими.
В свою очередь все эти виды решений предусматривают разные и при этом вполне понятные характеры решений: частичный, интегральный, логический, интуитивный, принципиальный.
ВЫВОДЫ
1) сформулированные нами основные аспекты принятия решений тренером в его профессиональной деятельности подчеркивают важность информационно-аналитических способностей тренера;
2) формализация структурных особенностей принятия тренерских решений должна способствовать конкретизации механизма принятия таких решений, что в свою очередь должно положительно влиять на качество и своевременность принимаемых решений в процессе подготовки спортсмена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тамбовский, А.Н. Некоторые положения проблемы использования последствий применения восстановительно-стимулирующих средств и методов в процессе подготовки спортсмена / А.Н. Тамбовский // Олимпийский спорт и спорт для всех : материалы ХУШ Междунар. науч. конгресса. - Алматы : КазАСТ, 2014. - Т. 2. - С. 451-454.
2. Тамбовский, А.Н. Стимулирующий эффект — реалии и перспективы / А.Н. Тамбовский // Биомеханика спортивных двигательных действий и современные инструментальные методы их контроля : материалы I Всеросс. науч.-практ. конф. / Московская гос. акад. физ. культуры. -Малаховка, 2013. - С. 46-49.
3. Формирование комплексов внетренировочных средств повышения работоспособности спортсменов в циклических видах спорта с учетом этапов подготовки : методические рекомендации / А.Н. Тамбовский, Т.А. Сидоренко, С.Г. Сейранов, Е.А. Левина [и др.]. - Малаховка : [б. и.], 2013. - 69 с.
4. Фураев, А. Н. Анализ сочетаний ошибок в технике спортивных упражнений с помощью ассоциативных правил технологии DATA MINING / А.Н. Фураев, А.Н. Тамбовский // Ученые
записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 196-201.
REFERENCE
1. Tambovskij, A.N. (2014), "Some ideas of a problem of usage of consequences of recovery means application and methods in the training process of the athlete", Mater. XVIII International scientific congress "The Olympic sport and sport for all", Almaty, KazAST, Vol. 2, pp. 451-454.
2. Tambovskij, A.N. (2013), "The stimulating effect - realities and prospects", Mater. I All-Russian research-practice conference "Biomechanics of sports physical actions and modern tool methods of their control", Malakhovka, ШЛРС, pp. 46-49.
3. Tambovskij, A.N., Sidorenko, T.A., Seyranov, S.G. and Levina E.A., etc. (2013), Formation of complexes outside of training means of efficiency increase of athletes in cyclic sports taking into account preparation stages, methodical recommendations, Minsport of the Russian Federation-MSAPС, Malakhovka.
4. Furayev, A.N. and Tambovskij, A.N. (2015), "The analysis of mistakes combinations in technology of sports exercises by means of associative rules of the DATA MINING technology", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. - P. 196-201.
Контактная информация: tambovskij@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 30.12.2015
УДК 37.02
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА
Евгения Ивановна Толочко, аспирант, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Аннотация
В статье предпринята попытка применения трансдисциплинарного подхода, базирующегося на использовании метафор как важнейшего механизма мышления, при формировании культуры безопасного поведения на дорогах у школьников. Все метафоры, используемые для формирования культуры безопасного поведения на дорогах, объединены общим концептуальным вектором - это метафоры воздействия, имеющие ярко выраженный деятельностный характер и ориентированные на постепенное, целенаправленное развитие личности обучающегося. Метафоры предстают и своеобразным средством диагностики, которое позволяет установить связи между пониманием абстрактных ситуаций на дорогах через сопряжение их с конкретными жизненными ситуациями.
Ключевые слова: методическая система, трансдисциплинарность, трансдисциплинарный подход, культура безопасного поведения на дорогах, метафора.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p254-259
METHODICAL SYSTEM OF SAFE BEHAVIOR CULTURE FORMATION ON ROADS AMONG THE SCHOOLCHILDREN THROUGH TRANSDISCIPLINARY
APPROACH
Evgeniya Ivanovna Tolochko, the post-graduate student, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education
Annotation
This article contains the attempt to apply the transdisciplinary approach based on the use of the metaphors as the most important mechanism of thinking during the formation of the culture of safe behavior on the roads among the schoolchildren. The general conceptual vector unites all metaphors used for formation of the culture of safe behavior on roads - these are the metaphors of influence with the pronounced activity character and focused on the gradual, purposeful development of the trained personality. Metaphors appear also to be the peculiar means of the diagnostics, allowing establishing the connection