Шакмаева Р.Р.
Студент, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
Аннотация
В статье приводится методическая разработка учебно-исследовательской образовательной экспедиции учащихся по биологии на тему: «Флора и растительность степей окрестностей села Тёплый Стан (Елховский район, Самарская область)».
Ключевые слова: методическая разработка, учебно-исследовательская образовательная экспедиция, флора, растительность.
Shakmaeva R.R.
Student, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities METHODICAL DEVELOPMENT OF TEACHING AND RESEARCH OF THE EDUCATIONAL EXPEDITIONS OF
PUPILS IN BIOLOGY
Abstract
The article provides a methodical development of teaching and research of the educational expedition ofpupils in biology on the theme "The flora and vegetation of the steppes surrounding village Teply Stan (Elkhovskoye district, Samara region)".
Keywords: methodical development, teaching and research of the educational expedition, flora and vegetation.
При изучении биологии важная роль отводится исследовательской деятельности учащихся, которая соответствует одной из целей биологического образования - знакомству школьников с методами и формами научного познания, развитию их познавательного интереса, самостоятельности, интеллектуальных и практических умений [1].
Учебно-исследовательская образовательная экспедиция (далее УИ ОЭ) разработана для Теплостанского филиала ГБОУ СО СОШ с. Елховка. Полевые материалы были собраны заранее, в рамках изучения биологического разнообразия природных территорий Самарской области [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]. Сельское поселение Тёплый Стан Елховского района Самарской области располагается в лесостепной зоне на северо-западе Высокого Заволжья. В его окрестностях берёт начало р. Кармалка. Село окружают степи, луга и сельскохозяйственные угодья.
Полный текст методической разработки включает в себя: аннотацию, обоснование необходимости экспедиции, цель и задачи, основное содержание, ресурсы, партнеры, целевую аудиторию, план реализации и дальнейшее развитие. Далее мы рассмотрим некоторые аспекты УИ ОЭ.
Цель УИ ОЭ: изучить флору и растительность степей в окрестностях с. Тёплый Стан Елховского района Самарской области. Задачи: 1) образовательные: знакомство со степными растениями родного края, выявление редких и охраняемых видов, а так же влияния антропогенного фактора на степные сообщества; 2) развивающие: развитие понятий «степные растения», «степной фитоценоз», мышления, памяти, навыков общения; 3) воспитательные: формирование научного мировоззрения, эстетического восприятия на примере красоты растительных объектов, экологическое - на примере изучения факторов среды влияющих на растение, патриотическое - на примере изучения флоры и растительности родного края.
Основное содержание УИ ОЭ включает в себя следующие этапы:
Этап 1. Теоретический: подробно рассматриваются вопросы подготовки учеников (правила поведения в степной местности, освоение методики изучения биогеоценоза, в том числе флоры и растительности, приемы работы с полевым оборудованием) и самого учителя к УИ ОЭ [9, 10] (разработка маршрута и остановок, изучение степной флоры и растительности, составление инструктажа по соблюдению техники безопасности в полевых условиях, разработка заданий и адаптация материала под определенный возраст школьников).
Этап 2. Практический: прибытие на место проведения УИ ОЭ, знакомство со степной флорой, которая представлена 52 видами высших сосудистых растений, и 3-мя типами фитоценозов (мятликово-полынковым (Artemisia austriaca - Poa pratensis), типчаково-полынковым (Artemisia austriaca - Festuca valesiaca) и ковыльно-типчаково-полынковым (Artemisia austriaca - Festuca valesiaca -Stipa capillata)), выполнение заданий группами учащихся, выводы о проделанной работе.
В практическом этапе после прибытия на место проведения экспедиции - степной склон, ученикам излагается информация о флоре территории, 3-х типах степной травянистой растительности и дается их геоботаническая характеристика. Затем каждая группа школьников получает карточки с заданиями и распределяется на закрепленный за ними ключевой участок. Задания могут быть различного уровня сложности в зависимости от подготовки участников УИ ОЭ, например:
Карточка № 1. «Типичная флора мятликово-полынкового сообщества»: 1) сделайте геоботаническое описание фитоценоза; 2) проведите инвентаризацию флоры в мятликово-полынковом сообществе; 2) соберите гербарий типичных представителей; 3) распределите растения по трем группам: злаковые, бобовые и разнотравье; 4) распределите растения по хозяйственным группам: лекарственные, декоративные и кормовые; 5) сформулируйте вывод об экологическом состоянии степного сообщества.
Карточка № 2. «Типичная флора типчаково-полынкового сообщества»: 1) сделайте геоботаническое описание фитоценоза; 2) проведите инвентаризацию флоры в типчаково-полынковом сообществе; 2) соберите гербарий типичных представителей; 3) распределите растения по жизненным формам: кустарники, травянистые многолетники и однолетники; 4) распределите растения по экологическим группам: ксерофиты и мезофиты; 5) сформулируйте вывод об экологическом состоянии степного сообщества.
Карточка № 3. «Типичная флора ковыльно-типчаково-полынкового сообщества»: 1) сделайте геоботаническое описание фитоценоза; 2) проведите инвентаризацию флоры в ковыльно-типчаково-полынковом сообществе; 2) соберите гербарий типичных представителей; 3) распределите растения по фитоценотипам: лесостепные и степные; 4) распределите растения по хозяйственным группам: медоносные, сорные, пищевые и ядовитые; 5) сформулируйте вывод об экологическом состоянии степного сообщества.
После выполнения заданий участники УИ ОЭ делают выводы о проделанной работе: нами была изучена степная флора и растительность предложенной территории, определены доминирующие виды и дана оценка экологического состояния ключевых участков. Таким образом, во всех трёх описанных фитоценозах выявлено наличие типичных видов, характерных для коренных степных сообществ. Это свидетельствует о том, что они обладают относительной устойчивостью в условиях антропогенного окружения (сельскохозяйственные угодья, пастбища).
Литература
1. Боброва Н. Г. Виды учебно-познавательной деятельности в обучении биологии: дидактическая и методическая характеристика // Самарский научный вестник. - 2014. № 2 (7). - С. 11-15.
2. Симонова Н. И., Соловьёва В. В., Митрошенкова А. Е., Саксонов С. В. Редкие мохообразные Самарской области // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008. Т. 10. № 5-1. - С. 85.
3. Ильина В. Н., Ильина Н. С., Митрошенкова А. Е., Устинова А. А. Ко второму изданию Красной книги // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. Т. 14. № 1(7). - С. 1742-1744.
4. Кулешова Н. А., Митрошенкова А. Е. Эколого-биологическая характеристика флоры карстовых форм рельефа пригородных лесов города Самары // Успехи современного естествознания. - 2012. № 6. - С. 208-209.
5. Ильина В. Н., Митрошенкова А. Е., Устинова А. А. Организация и мониторинг особо охраняемых природных территорий в Самарской области // Самарский научный вестник. - 2013. № 3 (4). - С. 41-44.
44
6. Митрошенкова А. Е. Эколого-фитоценотическая характеристика степных сообществ горы Маяк (Челно-Вершинский район, Самарская область) // В сборнике: Ботаника и природное многообразие растительного мира: материалы Всероссийской научной Интернет-конференции с международным участием. - Казань, 2014. - С. 140-146.
7. Митрошенкова А. Е. Кустарниковые степи Самарского Высокого Заволжья // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2015. № 1. - С. 52-63.
8. Митрошенкова А. Е. Природный комплекс «Горы на реке Казачка»: современное состояние и охрана (Сергиевский район, Самарская область) // В сборнике: Структурно-функциональная организация и динамика растительного покрова: материалы II всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию со дня рождения д.б.н., проф. В.И. Матвеева. - Самара, 2015. - С. 147-152.
9. Митрошенкова А. Е. Особо охраняемые природные территории как потенциальные объекты для научно-исследовательской и учебной деятельности студентов // Самарский научный вестник. - 2014. № 2 (7). - С. 68-71.
10. Митрошенкова А. Е., Ильина В. Н. Ботаническое краеведение Самарской области: актуальные проблемы и перспективы развития // Самарский научный вестник. - 2014. № 2 (7). - С. 71-74.
References
1. Bobrova N. G. Vidy uchebno-poznavatel'noj dejatel'nosti v obuchenii biologii: didakticheskaja i metodicheskaja harakteristika // Samarskij nauchnyj vestnik. - 2014. № 2 (7). - S. 11-15.
2. Simonova N. I., Solov'jova V. V., Mitroshenkova A. E., Saksonov S. V. Redkie mohoobraznye Samarskoj oblasti // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. - 2008. T. 10. № 5-1. - S. 85.
3. Il'ina V. N., Il'ina N. S., Mitroshenkova A. E., Ustinova A. A. Ko vtoromu izdaniju Krasnoj knigi // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. - 2012. T. 14. № 1(7). - S. 1742-1744.
4. Kuleshova N. A., Mitroshenkova A. E. Jekologo-biologicheskaja harakteristika flory karstovyh form rel'efa prigorodnyh lesov goroda Samary // Uspehi sovremennogo estestvoznanija. - 2012. № 6. - S. 208-209.
5. Il'ina V. N., Mitroshenkova A. E., Ustinova A. A. Organizacija i monitoring osobo ohranjaemyh prirodnyh territory v Samarskoj oblasti // Samarskij nauchnyj vestnik. - 2013. № 3 (4). - S. 41-44.
6. Mitroshenkova A. E. Jekologo-fitocenoticheskaja harakteristika stepnyh soobshhestv gory Majak (Chelno-Vershinskij rajon,
Samarskaja oblast') // V sbornike: Botanika i prirodnoe mnogoobrazie rastitel'nogo mira: materialy Vserossijskoj nauchnoj Internet-
konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - Kazan', 2014. - S. 140-146.
7. Mitroshenkova A. E. Kustarnikovye stepi Samarskogo Vysokogo Zavolzh'ja // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2015. № 1. - S. 52-63.
8. Mitroshenkova A. E. Prirodnyj kompleks «Gory na reke Kazachka»: sovremennoe sostojanie i ohrana (Sergievskij rajon, Samars kaja
oblast') // V sbornike: Strukturno-funkcional'naja organizacija i dinamika rastitel'nogo pokrova: materialy II vserossijskoj nauchno-
prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvjashhennoj 80-letiju so dnja rozhdenija d.b.n., prof. V.I. Matveeva. - Samara, 2015. - S. 147-152.
9. Mitroshenkova A. E. Osobo ohranjaemye prirodnye territorii kak potencial'nye ob#ekty dlja nauchno-issledovatel'skoj i uchebnoj dejatel'nosti studentov // Samarskij nauchnyj vestnik. - 2014. № 2 (7). - S. 68-71.
10. Mitroshenkova A. E., Il'ina V. N. Botanicheskoe kraevedenie Samarskoj oblasti: aktual'nye problemy i perspektivy razvitija // Samarskij nauchnyj vestnik. - 2014. № 2 (7). - S. 71-74.
Шевцов В.В.1, Коковкин А.В.2, Сидоров А.В.3
1Кандидат педагогических наук, профессор 2кандидат педагогических наук, 3кандидат педагогических наук, Тюменское военно-инженерное командное училище (институт) РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГИРЕВЫМ СПОРТОМ
Аннотация
В статье представлена методика исследования работоспособности спортсменов, занимающихся гиревым спортом и результаты исследования особенностей адаптации сердечно-сосудистой системы спортсменов к специфическим физическим нагрузкам.
Ключевые слова: работоспособность, субмаксимальная проба, энерготраты, дозирование, адаптация.
Shevchov V.V.1, Cocovcin A.V.2, Sidorov A.V.3
'PhD in Pedagogy, professor 2PhD in Pedagogy, 3PhD in Pedagogy,
Tyumen Military Engineering Command Institute
ENERGY CAPABILITIES AND FEATURES OF ADAPTATION OF CARDIOVASCULAR SYSTEM FOR THOSE WHO
DEAL WITH WEIGHT LIFTING EXERCISES
Abstract
Research technique of efficiency of the athlets playing kettlebell sports and research results of adaptation features of sportsmen cardiovascular system to specific physical activities are presented at the article.
Keywords: operability, submaximal sample, energy spending, dozing, adaptation.
Цель нашего первого исследования заключалась в определении оптимального объема нагрузки спортсменов-гиревиков с учетом индивидуальных энергетических возможностей и веса тела. В исследовании приняли участие 110 юношей, от новичков до первого спортивного разряда. Приводим методику расчета объема индивидуальной физической нагрузки.
1. Определить работоспособность испытуемого при пульсе 170 уд. мин. (PWC170). Решение этой задачи осуществлялось с помощью специфической субмаксимальной пробы, заключающейся в выполнении двух нагрузок различной мощности.
Первая нагрузка - 30 подъемов 16-килограммовой гири, вторая нагрузка - 30 подъемов (рывок попеременно правой и левой рукой по 15 раз) гири 24 кг. Мышечная работа выполнялась в течение 2,5 мин. На один цикл отводилось 5 сек.: подъем 1,5 сек., отпускание - 1,5 сек, фиксация наверху - 2 сек. Отдых между первой и второй сериями нагрузок - 3 мин. Расчет работоспособности и МПК проводились по формулам В. Л. Карпмана [1].
PWC170=N + (Nj-NO * 170-f1,
f2-f1
где PWC170 - работоспособность спортсмена в кгм.;
Ni - мощность первой нагрузки;
N2 - мощность второй нагрузки;
f1 - ЧСС уд/мин при первой нагрузке;
f2 - ЧСС уд/мин при второй нагрузке;
45