Научная статья на тему 'Методическая разработка планирования и контроля капитального ремонта в региональном ЖКХ'

Методическая разработка планирования и контроля капитального ремонта в региональном ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / ЖИЛОЙ ФОНД / СФЕРА ЖКХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Анна Ильинична, Романов Дмитрий Сергеевич

Законодательно, после реформирования системы ЖКХ в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, ответственность за контроль качества жилищного фонда возложена как на потребителя, так и на государство, ввиду высокой социальной значимости жилищной проблемы и принятого закона №271-ФЗ. Сегодня требуется обновленный прозрачный организационно-экономический механизм, позволяющий собственникам эффективно использовать накопленные в фондах средства на проведение капитального ремонта здания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романова Анна Ильинична, Романов Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая разработка планирования и контроля капитального ремонта в региональном ЖКХ»

Методическая разработка планирования и контроля капитального

ремонта в региональном ЖКХ

Methodological development planning and management overhaul in regional

HCC

Романова Анна Ильинична

Anna Romanova Ilyinichna

профессор кафедры «Муниципальный менеджмент»

ФГБОУ ВПО Казанский государственный архитектурно-строительный

университет,

доктор экономических наук e-mail: aisofi 1973 @rambler.ru Романов Дмитрий Сергеевич Romanov Dmitry Sergeevich

Исполнительный директор Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Татарстан

e-mail: [email protected]

Аннотация

Законодательно, после реформирования системы ЖКХ в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, ответственность за контроль качества жилищного фонда возложена как на потребителя, так и на государство, ввиду высокой социальной значимости жилищной проблемы и принятого закона №271-ФЗ. Сегодня требуется обновленный прозрачный организационно-экономический механизм, позволяющий собственникам эффективно использовать накопленные в фондах средства на проведение капитального ремонта здания.

Ключевые слова: общественный контроль, капитальный ремонт, жилой фонд, сфера ЖКХ

Abstract

Legally, after the reform of housing and communal services in accordance with the normative legal acts of the Russian Federation, responsible for housing quality control imposed both on the consumer and the state, because of the high social importance of the housing problem and adopted the law # 271-FZ. Today require an updated transparent organizational and economic mechanism, which allows owners to effectively use accumulated funds of funds for capital repairs of the building.

Keywords: social control, repair, housing, utilities sphere

Разработка стратегии оптимизации программы капитального ремонта жилищного фонда является важнейшей задачей современной экономики. За основу оптимизированной программы приняты исследования российских ученых по разработке программы стратегического планирования капитального ремонта жилищного фонда: В.В.Бузырева, Н.В.Васильевой, М.А.Горенбургова, П.Г.Грабового, А.Н.Кирилловой, И.Г.Лукмановой, С.Н.Максимова, И.В.Смирновой, Е.Б.Смирнова, Л.Г.Селютиной, В.С.Чекалина.

В основе разработки оптимизации лежит стратегическое планирование, методы которого успешно применяются в субъектах РФ (Новгородской и Самарской области, Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Санкт-Петербурге, Владимире, Тольятти и др). Главной целью оптимизации является решение вопроса увеличения срока службы и эксплуатации, а также качества жилищного фонда [1]. Жилищно-коммунальная сфера является важной социальной и экономической составляющей регионов. На практике, однако, она является не привлекательной для инвесторов, за исключением выгодного месторасположения земельного участка.

Разработка методики планирования и контроля капитального ремонта должна производиться на основе анализа широкого спектра данных: учет особенностей жилого фонда, социальной и экономической структур, уровня экономического и социального развития региона, и пр. С учетом всех основополагающих факторов возможно создание и реализация оптимизированной модели планирования и контроля капитального ремонта.

Необходимо изначально исключить затягивание сроков проведения капитального ремонта, так как это приводит к ускоренному износу материалов и конструкций.

Капитальный ремонт многоквартирных домов (МКД) - сложный многоступенчатый процесс, включающий в себя большое количество участников. В каждом городе и районе существуют свои муниципальные учреждения, отвечающие за проведение капитального ремонта. Рассмотрим данный процесс на примере города Казань. Ежегодно управляющими компаниями (УК) формируется перечни домов для включения в программу капитального ремонта МКД. Решение о включении МКД в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта утверждается Исполнительным комитетом, Администрациями города, ООО МУП «Службой Технического Надзора» (далее ООО МУП «СТН»). К настоящему времени этот вопрос вызывает массу претензий по поводу необоснованного, необъективного отбора домов для включения в программы со стороны собственников помещений к управляющим организациям и товариществам собственников жилья (далее ТСЖ). Все это объясняется отсутствием ранжирования критериев в зависимости от той роли, которую они играют в повышении качественного состояния всего жилого фонда, стимулировании инициатив собственников помещений в условиях ограниченности предельных объемов финансирования на производство работ.

Необходимо установить такой порядок и процедуру отбора домов, которые позволяли бы обеспечить прозрачность принятия решений органами местного самоуправления при формировании адресных программ проведения

капитального ремонта МКД [4]. В официальных документах формально соблюдено требование Федерального закона Российской Федерации №185-ФЗ о том, что управляющие организации должны привлекать подрядчиков для ремонтных работ [5-8]. Однако, по существу, вся эта работа возлагается на районные администрации по формальному договору с управляющими организациями. Решение, в принципе, правильное, так как на текущем этапе развития управляющих организаций им такая работа не по силам. В то же время, можно было бы избежать ненужного формализма, когда договор с управляющей организацией фактически дублирует Положение, с обоснованием принятого решения.

Прежде чем приступить к разработке комплексной системы организации планирования и контроля капитального ремонта жилых домов, основанной на актуальной для современных экономических реалий нормативно-методической базе, необходимо проанализировать существующие методические подходы к организации и проведению ремонтного обслуживания жилищного фонда.

Нами предлагается модель планирования и контроля капитального ремонта МКД.

Основные требования к ней:

1) расширенный горизонт планирования - в рамках срока эксплуатации объекта;

2) мониторинг - программа опирается на результаты комплексного технического обследования жилого фонда Советского района г. Казань; содержит информацию о состоянии жилого фонда;

3) гибкость системы - возможность внесения изменений в структуру жилого фонда;

4) финансовые затраты в модели - используются и объемы финансирования.

Базируясь на исследованиях по теме капитального ремонта жилищного фонда и существующей схеме реализации проведения капитального ремонта города Казань, предлагается создание организационной модели планирования и контроля результатов капитального ремонта МКД на основе расширения области деятельности «Центра общественного контроля ЖКХ», в соответствии с рис. 1.

Развитие этой схемы мы видим в обновлении действующего организационно-экономического механизма планирования и контроля капитального ремонта с расширением функций «Центра общественного контроля ЖКХ».

Контроль за качеством ремонтных работ выполняемых подрядной организацией осуществляют УК (Заказчик), МУП «СТН» [9], Казанская Городская Жилищная Инспекция (КГЖИ), собственники МКД, а также «Региональный центр общественного контроля ЖКХ»

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ГОСЗАКАЗЧИК

Формирование объемов и источников финансирования

-V

Исполнительный комитет Муниципального образования

Саморегулируемая организация региональное некоммерческое партнерство «Содружество организаций управляющих МКД

Р^»

I

I--1

Технический надзор (О ОО МУП «СТН»)

Основание для начала проведения ремонта

Подрядная организация

I

т

Средства фонда

х

Средства РТ

_

I

Средства МО

Управление Федеральным казначейством по РТ

Региональный оператор

Банк

Управляющая компания контроль

Оплата работ

организации ления_ремонта

Комиссия по отбору подрядной организации: МСАиЖКХ, ГЖИ РТ,

Объект капитального р емонта (МКД)

4- Администрация, Комитет ЖКХ

" контроль г-'-■-

КГЖИ (Казанская государственная жилищная инспекция)

Собственники МКД

Область деятельности «Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ РТ»

Рис. ¡.Организационная модель планирования и контроля капитального ремонта на основе расширения области деятельности

«Центра общественного контроля ЖКХ»

Обобщая вышеуказанную организационную модель планирования и контроля капитального ремонта, участниками процесса являются в соответствии с рис. 1. следующие ниже:

- исполнительный комитет муниципального образования;

- Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ;

- Казанская государственная жилищная инспекция;

- МУП «Служба технического надзора»;

- Управление Федеральным казначейством по РТ;

- региональный оператор;

- комитет ЖКХ;

- администрация района;

- управляющая компания (заказчик);

- подрядная организация;

- собственники МКД;

- саморегулируемая организация региональное некоммерческое партнерство «Содружество организаций управляющих МКД РТ»;

- Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ РТ. Подробно рассмотрим участников планирования и контроля

капитального ремонта в таблице.

Таблица.

Участники планирования и контроля капитального ремонта

№ п/п Участники Функции

1 2 3

1 Исполнительный комитет муниципального образования • реализация и обеспечение решения административных и общественных вопросов городского значения. В структуру исполнительного комитета входят городские районные администрации и отраслевые комплексы. Отраслевые комплексы исполкома разбиты по направлениям: • жилищно-коммунальное хозяйство; • земельные и имущественные отношения; • экономический; • развитие городского хозяйства [3]

2 Министерство строительства, архитектуры и • Формирует и защищает заявку в Фонде содействия реформированию ЖКХ на предоставление финансовой поддержки на проведение капитального ремонта

ЖКХ • Организовывает взаимодействие участников капитального ремонта • Согласовывает муниципальные программы • Определяет объемы финансирования • Участвует в отборе подрядных организаций и подготовке отчетов [4]

3 Казанская государственная жилищная инспекция • Согласовывает дефектные ведомости • Участвует в отборе подрядных организаций • Регистрирует договоры подряда • Осуществляет контроль за ходом работ • Участвует в приемке выполненных работ [5]

4 МУП «Служба технического надзора • Выполняет часть функций технического заказчика • Осуществляет строительный контроль за ходом работ на объектах • Участвует в приемке работ и домов после капитального ремонта [6]

5 Управление Федеральным казначейством по РТ • определяет объем и целевое направление расходов • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета [7]

6 Региональный оператор • Осуществляет сбор, хранение, предназначенных для проведения капитального ремонта жилищного фонда республики Татарстан • Участвует в отборе подрядных организаций, заключает договоры на выполнение работ по капитальному ремонту • Производит финансирование и отслеживает целевое средств

7 Комитет ЖКХ • Принимает муниципальную адресную программу капитального ремонта на соответствующий год • Предоставляет документы в Министерство строительства, подтверждающие выполнение условий предоставления финансовой поддержки • При проведении работ согласовывает акты выполненных работ • Обеспечивает софинансирование средств местного бюджета • Контролирует ход работ и участвует в приемке работ и домов • Предоставляет отчетность по программе

8 Администрация района • формирование программы капитального ремонта • участие в отборе подрядных организаций • контроль за ходом работ и участие в приемке работ

9 Управляющая компания (заказчик) • организация работы по подготовке исполнительной документации • проведение квалификационного отбора • разъяснительная работа с жителями домов • планирование и осуществление мероприятий эксплуатации и ремонта

10 Подрядная организация • проведение входного контроля документации • выполнение ремонтных работ

• оформление актов выполненных работ

11 Собственники МКД (Совет МКД) • осуществление контроля за выполнением обязательств по заключенным договорам; • подписание актов приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД; • подписание актов о нарушении нормативов качества и периодичности оказания услуг и выполнения работ по договорам; • выбор порядка планирования управления и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Саморегулируемая организация региональное некоммерческое партнерство «Содружество организаций управляющих МКД РТ» • принятие решения о выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или об отказе в выдаче лицензии; [7]

13 Центр общественного контроля ЖКХ • создано в целях содействия членам Партнерства в осуществлении деятельности, направленной на содействие развитию механизмов общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере. • оказание правовой и консультационной помощи, защита законных прав и интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства; • просвещение граждан в области правового регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, управления жилищным фондом, потребления жилищно-коммунальных услуг, а также информирование населения о принимаемых мерах органами государственной власти и местного самоуправления мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства; • содействие повышению качества жилищно-коммунальных услуг через участие в разработке, осуществление экспертной оценки предложений по совершенствованию законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, участие в разработке и обсуждении предложений, направленных на совершенствование нормативно-правового, организационно-технического обеспечения управления жилищно-коммунальным хозяйством [8]

Разработанный механизм планирования и контроля капитального ремонта с элементами расширения модернизационных функций Некоммерческого партнерства «Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ РТ» позволит обеспечить объективность

информации, прозрачность принимаемых решений, рациональное распределение полномочий, применение новых материалов и оборудования, сокращение времени проведения ремонтных работ, увеличение срока эксплуатации жилищного фонда.

Литература

1. Грабовый П.Г. Сервейинг и профессиональный девелопмент, недвижимости: теория, практика // науч. ред. П. Г. Грабовый; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Московский гос. строит. ун-т".Сер. Библиотека научных проектов и разработок МГСУ, 2012. -часть 2. 469с.

2. Романова А.И. Методологические проблемы экономического развития инвестиционно-строительного комплекса в условия конкурентной среды (на примере Приволжского федерального округа). Дисс...д.э.н. 08.00.05, М.: ЦНИИЭУС, 2003.

3. Zagidullina G.M., Romanova A.I., Kleshcheva O.A., Sirazetdinov R.M., Faizullin I.E., Ivanova R.M. PECULIARITIES OF HOUSING CONSTRUCTION DEVELOPMENT IN THE REGION // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 16. № 4. С. 490-495.

4. Бельских И.Е. К вопросу формирования общественного контроля и эффективном взаимодействии с федеральными органами власти в сфере ЖКХ России// Социодинамика, 2014. № 6. С. 28-43.

5. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.06.2011 №492 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного строительства Республики Татарстан на 2011-2015 годы».

6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

7. Капитальный ремонт в многоквартирных домах: вопросы и ответы. Комментарии и разъяснения экспертов государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства. - М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2014. - 80 с.

8. www.gji.tatarstan.ru - Официальный сайт государственной жилищной инспекции Республики Татарстан.

9. www.stn-kazan.ru - Официальный сайт МУП "Служба технического надзора г.Казани".

10. www.gkh1.ru - Информационный портал ЖКХ-1. 45. www.kzn.ru -Официальный портал органов местного самоуправления города Казани.

11. www.srogkh-rt.ru - Официальный сайт СРО РНП «Содружество организаций управляющих многоквартирными домами республики Татарстан».

12. www.gkhkontrol.ru - Официальный сайт НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль».

References

1. Grabovy P.G. Serveying and professional development, real estate: the theory, practice // Scientific. Ed. PG hornbeam; M of Education and Science of the Russian Federation, VPO "Moscow State. Building. Univ" .Ser. Library research projects and development MSUCE, 2012. - part 2. 469р.

2. Romanovа A.I. Methodological problems of economic development of the investment and construction of the complex in terms of the competitive environment (on the example of the Volga Federal District). Diss ... Doctor of Economics. 08.00.05, M .: TSNIIEUS 2003.

3. Zagidullina G.M., Romanova A.I., Kleshcheva O.A., Sirazetdinov R.M., Faizullin I.E., Ivanova R.M. PECULIARITIES OF HOUSING CONSTRUCTION DEVELOPMENT IN THE REGION // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 16. № 4. С. 490-495.

4. Bielskih I.E. On the question of the formation of public control and effective cooperation with the federal authorities in the sphere of housing and communal services in Russia // Sociodynamics, 2014. № 6. P. 28-43.

5. Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan of 20.06.2011 № 492 "On approval of the long-term target program" Development of Housing Republic of Tatarstan for 2011-2015".

6. Presidential Decree of 07.05.2012 № 600 "On measures to ensure the citizens of the Russian Federation, affordable and comfortable housing and improve the quality of housing and communal services".

7. Overhaul of apartment buildings: questions and answers. Comments and explanations of experts of the state corporation - Fund of assistance to reforming housing and communal services. - M .: JSC "RG Library", 2014. - 80 p.

8. www.gji.tatarstan.ru - Official site of the State Housing Inspectorate of the Republic of Tatarstan.

9. www.stn-kazan.ru - Official site of the MUP "Technical Supervision Service of Kazan".

10. www.gkh1.ru - HCS-1 Information Portal. 45. www.kzn.ru - Official web-site of the local government of the city of Kazan.

11. www.srogkh-rt.ru - The official website of SRO RNP "Community organizations manage apartment buildings of the Republic of Tatarstan".

12. www.gkhkontrol.ru - Official site of NP "National Center of public control in the sphere of housing and communal services" Housing Control ".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.