Научная статья на тему 'Методическая разработка комплекса упражнений для инклюзивного обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на занятиях угг'

Методическая разработка комплекса упражнений для инклюзивного обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на занятиях угг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1385
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА (УГГ) / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ИНКЛЮЗИЯ / АППАРАТ ГРОССА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мороз Анна Александровна

Комплекс упражнений разработан для инклюзивного обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на занятиях УГГ. На инклюзивных занятиях УГГ применяется аппарат Гросса. Принципиальная новизна данного комплекса упражнений состоит в том, что упражнения подобраны таким образом, что подходят для одновременного выполнения здоровыми детьми и детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата выполняют упражнения в тренажере Гросса. Немаловажное значение проведение УГГ имеет для налаживания теплых, доверительных отношений между детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая разработка комплекса упражнений для инклюзивного обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на занятиях угг»

важным является совершенствование технологий в организации воспитательной работы в вузе. Оно направлено на воспитание четкой гражданской позиции у студентов и широкой гуманитарной культуры, что ориентирует на формирование у них прочного духовного иммунитета против проникновения чуждых нашему народу идей и ценностей. Важнейшими профилактическими технологиями в данном процессе являются принципиальные подходы к формированию личности на современном этапе, когда вся работа строится с опорой на субъективный опыт студента, где он является активным субъектом деятельности при обеспечении гуманно-личностного подхода к нему. При этом открываются новые возможности: сокращается время на поиск и доступ к учебной информации преподавателями и студентами; ускоряется обновление содержания образования за счет сокращения времени педагогов на разработку новой учебной и методической литературы; высвобождается дополнительное время у студентов для индивидуальной самостоятельной работы, что способствует обеспечению деятельностного подхода к студентам на основе демократизации педагогических отношений, формированию положительной Я-концепции, высшему уровню развития индивида как личности, оптимальной организации воспитательной работы в системе высшего образования.

Список литературы

1. Рузиева Н.З. Процесс профессиональной подготовки будущих педагогов // Узлуксиз таълим. Т., 2016. № 5. С. 60-64.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЗАНЯТИЯХ УГГ

Мороз А.А.

Мороз Анна Александровна - инструктор по физической культуре и ЛФК, Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области Зарайский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, г. Зарайск

Аннотация: комплекс упражнений разработан для инклюзивного обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на занятиях УГГ. На инклюзивных занятиях УГГ применяется аппарат Гросса. Принципиальная новизна данного комплекса упражнений состоит в том, что упражнения подобраны таким образом, что подходят для одновременного выполнения здоровыми детьми и детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата выполняют упражнения в тренажере Гросса. Немаловажное значение проведение УГГ имеет для налаживания теплых, доверительных отношений между детьми.

Ключевые слова: утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, инклюзия, аппарат Гросса.

Последнее время проводится много исследований в области инклюзивного обучения детей с ОВЗ. В ГКУ СО МО «Зарайский СРЦН» инклюзия осуществляется с 2007 г. В центре совместно проходят реабилитацию дети с ОВЗ и практически здоровые дети, оставшиеся без попечения родителей. В июне 2015 года в спортивном зале центра были установлены вертикализаторы и Аппарат Гросса, обеспечивающие вертикальное положение тела больного с тяжелыми нарушениями функции опорно -двигательного аппарата. В центре регулярно проводятся инклюзивные занятия

физической культурой для детей с ДЦП, на основании практического опыта были разработаны методические рекомендации по выполнению комплекса упражнений для инклюзивного обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на занятиях УГГ.

УГГ (зарядка) - комплекс физических упражнений, выполняемых утром после пробуждения; обязательный элемент здорового образа жизни [2, с. 30].

Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания [1, с. 64].

Цель: вовлечение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в повседневные занятия УУГ с целью их социализации Основные задачи:

- обеспечение плавного перехода от сна к бодрствованию,

- активизация деятельности основных функциональных систем организма,

- восполнение физиологической двигательной потребности больного ребенка,

- улучшение его самочувствия и воспитание полезной для здоровья привычки к систематическим занятиям физкультурой.

Условия проведения УГГ:

1. Упражнения УУГ выполняются совместно детьми с нарушениями двигательного аппарата и здоровыми детьми;

2. Занятия проводятся в спортивном зале, оборудованном аппаратом Гросса;

3. К проведению занятия привлекаются родители или воспитатели.

Таблица 1. Инструкция выполнения упражнений УУГ

Виды упражнений Количество повторений, длительность Методические указания

Повороты головы Повторять 4 раза 1. Поставить ноги на ширине бедер, слегка согнув их в коленях. Положить руки на бедра и смотреть прямо перед собой. 2. Не напрягая и не поворачивая плеч, поверните голову направо до упора. Задержать в таком положении на 2 сек. 3. Поверните голову налево, движения медленные и плавные.

Круговые движения локтями Повторять упражнения 6 раз 1. Ноги - на ширину бедер, колени слегка согните, руки свободно висят вдоль туловища. 2. Положите руки на плечи; 3. Теперь выдвинете локти вперед, одновременно поднимая их. Плечи при этом не подвижны. 4. Максимально поднимите локти. Очертите ими круг и верните в исходное положение.

Ходьба на месте 30-60 с 1. Встаньте прямо ноги расставьте. 2. Слегка поднимите ногу и свободно машите руками, как будто вы маршируете. 3. Поднимите правую ногу, снова будто бы отклеивая ее от пола.

Прыжки «звездой» Повторять упражнение 6-8 раз 1. Поставьте ноги слегка врозь, колени немного согнуты, руки свободно висят. Согните ноги в коленях. 2. В прыжке широко раздвиньте в стороны руки и ноги. Поза при приземлении будет напоминать по форме звезду.

Сгибание рук и ног по 8 махов каждой ногой 1. Поставить ноги врозь, согните их в коленях. Приподнимите руки со сжатыми кулаками. 2. Поднимите руки к плечам, локти по бокам туловища. Начинайте махи правой ногой. 3. Поднимайте руки, пока кулаки не достигнут плеч. Подтяните ногу к ягодицам. 4. Плавно возвратите ногу и руки в исходное положение. Затем - то же упражнение левой ногой. 5. Продолжать работать с удобной скоростью.

Упражнение «Ласточка» 2-3 повторения 1. Сделайте выпад на правую ногу. 2. Руки в стороны, выполняет наклон вниз и отводим прямую левую ногу назад и вверх.

Растяжка мышц ягодиц 1-2 мин. 1. Лягте на спину, ноги согнуты в коленях, ступни стоят на полу. Левую ногу положите на правое колено. 2. Ухватите за правое бедро руками и осторожно потяните ногу к себе так, чтобы ступня оторвалась от пола.

Растяжка подколенного сухожилия 1-2 мин. 1. Сядьте на пол, спина прямая, правую ногу вытяните вперед. Левую согните. Ступня - на полу. 2. Держа спину прямо и втянуть живот, наклонитесь вперед, пока не ощутите, что ваша правая нога растягивается.

Растяжка внутренней поверхности бедра 1-2 мин. 1. Широко расставьте ноги, носки врозь, колени согнуты. Положите руки на бедра. 2. Согните одну ногу еще больше. Затем плавно отодвигайте другую ногу в сторону.

Дыхательные упражнения 2 раза в каждую сторону 1. Ноги на ширине плеч 2. Левую руку отвести в сторону, голову повернуть вправо - вдох 3. Вернуться в исходное положение - выдох 4. Правую руку отвести в сторону, голову повернуть влево - вдох 5. Вернуться в исходное положение-выдох

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 445 с.

3. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / под общей редакцией Н.А. Гросс. М.: Советский спорт, 2005. 235 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.