102
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
1. Gessen S.I. Basics of pedagogy. Introduction to applied philosophy. M. : Education, 1995. P. 32 2. Danilyuk A.Ya, Theory of integration of education. Rostov-on-Don, Publishing of Rostov Pedagogical University, 2000. P. 67 3. Zhurin A.A. Media-education of pupils at the lessons of Chemistry. Monograph. M. : ISMO RAE, 2004, 185 p. 4. Zverev I.D., Maksimova V.N. Interdisciplinary communication at the modern school. M: Pedagogy, 1981, 159 p. 5. Comensky YaA The Great Didactics. Selected pedagogical works. Ed. by A.A. Krasnovsky. M. : Uchpedgiz, 1955. P. 287. 6. National strategy of ecological education of Russian Federation. Appendix to journal “Bulletin of ecological education in Russia”, M., 2000, № 1. 7. Savenkov A.I. Content and organization of research education of schoolchildren. M. : Prosveshchenie, 2003. P. 10-11. 8. Samarin Yu.A. Essays of the mind psychology. APS RSFSR, 1962. P.72 9. Trostin V.L., Trostina O.V. Ways of integration of the basic and additional content. Actual problems of chemistry and methods of its teaching. Materials of Scientific-practical conference. Nizhny Novgorod, Ed. NSPU, 2009. P. 43. 10. Yunusov K.B. Yunusova T.N. Modern ecological education. Actual problems of chemical and environmental education. Materials of 58 Russian Scientific and practical conference. St.Petersburg, Polytechnic University Publishing, 2011. P. 242. Primechanija
1. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuju filosofiju. M. : Prosveshhenie, 1995. S.32
2. Daniljuk A.Ja. Teorija integracii obrazovanija. Rostov-na-Donu, Izd. Rostovskogo peduniversiteta, 2000. S.67. 3. Zhurin A.A. Mediaobrazovanie shkol'nikov na urokah himii. Monografija. M. : ISMO RAO, 2004, 185 s. 4. Zverev I.D., Maksimova V.N. mezhpredmetnye svjazi v sovremennoj shkole. M.
: Pedagogika, 1981, 159 s. 5. Komenskij Ja.A. Velikaja didaktika. Izbrannye pedagogicheskie soch-inenija. Pod red A.A.Krasnovskogo. M. : Uchpedgiz, 1955. S.287. 6. Nacional'naja strategija jekolo-gicheskogo obrazovanija RF. Prilozhenie k zhurnalu «Vestnik jekologicheskogo obrazovanija v Rossii», M., 2000, №1. 7. Savenkov A.I. Soderzhanie i organizacija issledovatel'skogo obuchenija
shkol'nikov. M. : Prosveshhenie, 2003. S.10-11. 8. Samarin Ju.A. Ocherki psihologii uma. APN RSFSR, 1962. S. 72. 9. Trostin V.L., Trostina O.V. Sposoby integracii osnovnogo i dopolnitel'nogo soderzhanija. Aktual'nye problemy himii i metodiki ee prepodavanija. Materialy Vserossijskoj Nauch-no-prakticheskoj konferencii. Nizhnij Novgorod, Izd. NGPU, 2009. S.43. 10. Junusov K.B., Junusova T.N. Sovremennoe jekologicheskoe obrazovanie v vuze. Aktual'nye problemy himicheskogo i jekologicheskogo obrazovanija. Materialy 58 Vserossijskoj Nauchno-prakticheskoj konferencii. S.Peter-burg, Izd. Politehnicheskogo universiteta, 2011. S. 242.
Статья поступила в редакцию 23.01.2013 г.
УДК 378.14
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ БИОЛОГОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
© 2°13 Разаханова В.П.
________Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматриваются особенности системы методической подготовки студентов - будущих учителей биологии в образовательном процессе педагогического университета.
The article deals with the peculiarities of the system of methodical training of students, future teachers of Biology in the educational process ofPedagogical University.
Ключевые слова: Методика обучения биологии, профессиональная подготовка, методическая подготовка.
Keywords: methods of teaching the Biology, training, methodological training
В условиях модернизации деятельности учителя, актуализируется
образования, изменения характера проблема совершенствования
Психолого-педагогические науки
• ••
103
профессиональной подготовки в педагогическом вузе, включающая в себя владение «совокупностью общих и специальных компетенций,
обеспечивающих успешную работу по определенной специальности...» [1].
В профессиональной подготовке студентов биологов методическая подготовка традиционно строится через знаниево-деятельностную модель
обучения. При этом составляющая «методическое знание» специфична, так как обусловлена характеристикой предметного знания; готовностью и возможностью учащихся работать с этим (предметным) знанием; спецификой организации деятельности учителя и учащихся [5].
Следовательно, методическая
подготовка - дидактическая система, направленная на формирование знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления деятельности по обучению учащихся биологии, через реализацию схемы от «теории к практике», от «абстрактного к конкретному», от «ЗУНов к смыслам», от «содержания к субъекту», где учитель биологии некоторое время адаптируется к реальным условиям профессиональнопедагогической деятельности в конкретном учебном заведении [2].
Подходы в объяснении сущности методической подготовки используют различные составляющие, среди которых устанавливающий, что система методической подготовки учителя как педагогическая система, включает в себя совокупность функциональных и структурных компонентов,
взаимодействие которых порождает методическую готовность,
ориентированую на цели педагогической системы более высокого порядка -профессиональную подготовку» [4]; деятельностный подход, определяющий «методическую подготовку будущего учителя как овладение деятельностью, которая обусловлена структурой и функциями методики обучения предмету как самостоятельной научной
деятельности» [6]; интегративный подход, рассматривающий методическую подготовку студентов как обеспечение
формирования необходимых
методических знаний и умений, оказывающих влияние на перестройку структуры профессионального
мышления, готовность учителя к самообразованию и
самопроектированию; компетентностный подход,
раскрывающий методическую
подготовку педагога как «способность конструировать эффективный учебный процесс для широкого круга педагогических ситуаций в контексте учебного предмета» [3].
Компетентностный подход следует считать наиболее перспективным переходом от воспроизведения знания к его применению и организации; к результату образовательного процесса, ориентированного на педагогическую деятельность по решению разнообразных профессиональных задач.
Таким образом, методическая подготовка студентов предполагает усвоение методологических основ, овладение закономерностями
функционирования методической
системы в образовательном учреждении, навыками и умениями применения различных учебных ситуаций, разработке методики обучения отдельным понятиям, фактам, организацию учебновоспитательного процесса (планирование урока, постановка его целей, выбор форм, средств и методов их достижения и т.д.).
Методика обучения предмету как обязательная базовая учебная дисциплина занимает центральное место в системе методической подготовки к профессиональной деятельности
будущего учителя биологии.
При этом как междисциплинарный курс в условиях реализации новых образовательных стандартов выполняет функции:
- коррекции и интеграции знаний и умений студентов-биологов, полученных при изучении различных дисциплин профессиональной образовательной программы;
- составление индивидуальной траектории в системе непрерывного педагогического образования.
104
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
Целью изучения дисциплины является формирование системы
профессиональных знаний, опыта организации процесса обучения биологии, воспитания и развития учащихся средствами школьного
предмета биологии.
Задачами «Методики обучения биологии» выступают:
- ознакомление с современными подходами в обучении биологии;
- выбор эффективных методов, приемов и форм организации учебного процесса;
-ознакомление с учебно-
воспитательной работой по биологии в средней школе, с материальной базой этой дисциплины;
- теоретическая и практическая
организация внеклассной и внешкольной работы по биологии; -
- ознакомление с особенностями
организации современного
образовательного процесса по биологии в разных типах школ общего образования и т.д.
В методике обучения биологии главным является содержательный
аспект предметной подготовки учащихся, который определяет круг
знаний и умений, их обоснование с точки зрения теории изучаемой дисциплины, дидактических и методических характеристик процесса обучения.
Вопрос «Как учить?» раскрывает проблему выбора организации обучения (принципы, формы, методы, средства, приемы и технологии).
Вопрос «Почему так учить, а не иначе?» раскрывает существующие способы обучения в практической
деятельности учителя биолога, новые системы и технологии обучения (новые подходы), новые методические средства.
Методическая подготовка
обеспечивается следующими формами обучения: лекции и семинары,
лабораторный практикум, педагогические практики (на 4 и 5 курсах), учебноисследовательская (подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ) деятельность.
Лекционный курс призван обеспечить знакомство студентов с теоретическими
основами содержания дисциплины, с фундаментальными положениями и общими закономерностями обучения биологии в школе. При этом логика построения содержания лекционного курса предусматривает их соответствие основным принципам (научности, фундаментальности,
междисциплинарности) и отражение достижений методической науки и отечественного, и зарубежного педагогического опыта.
Система семинарских (практических) занятий курса должна обеспечивать связь теоретических знаний с практикой, освоение методики преподавания отдельных разделов школьного курса биологии, для чего осуществляется ознакомление студентов с конкретными темами школьной программы, с особенностями школьного
биологического эксперимента, с организацией и методикой проведения уроков, практических занятий и экскурсий, а также апробация педагогических технологий применяемых при обучении биологии.
На практических занятиях необходимо делать упор на исследование следующих актуальных проблем
методики обучения биологии
(обновление содержания биологического образования): определение его
деятельностного компонента; воспитание в процессе обучения; формах, методах, современных технологиях, материальной базе и средствах обучения биологии; стандартизации биологического
образования (определение регионального и школьного компонентов; разработки элективных курсов по биологии; организация полевых практик, экспедиций; подготовке школьного биологического проекта); методике преподавания отдельных разделов и тем школьной биологии и др.
В системе методической подготовки важное место занимает учебно-полевая практика, целью которой выступает совершенствование профессиональных умений и навыков (компетенций) специалиста в области биологического образования. Будущие учителя биологии должны уметь организовать школьников
Психолого-педагогические науки •••
105
на проведение опытнической и натуралистической работы,
фенологических наблюдений, экскурсий и экологического практикума; научиться составлять коллекции и раздаточный материал для урока. Часть практических и лабораторных занятий необходимо проводить в школах, где студент имеет возможность ознакомиться с различными типами современных уроков, системами обучения. Ориентация на формирование у студентов педагогического опыта обучения биологии, определяет характер и содержание педагогической практики, в ходе которой студенты должны освоить усложняющиеся разнообразные
профессионально значимые виды деятельности. Важным направлением деятельности студентов в период педагогической практики является изучение педагогического опыта учителей на уроках биологии.
Одной из форм методической подготовки студентов является научноисследовательская работа студентов, направленная на постановку
педагогического эксперимента,
применение разнообразных
исследовательских методов.
Методическая подготовка должна обеспечить выраженную
профессионально-педагогическую направленность образовательного
процесса в педагогическом вузе, охватывая все курсы обучения, эффективную адаптацию студентов биологов к выполнению функций учителя в условиях внедрения школьных стандартов II-го поколения, и постоянно меняющихся требований неэффективно проводимых сегодня образовательных реформ.
Методическая подготовка студентов направлена на формирование системы методических умений, выступающих основой методической культуры как
части профессионально-педагогической культуры.
Методическая подготовка будущих учителей биологии может быть представлена как совокупность
методических знаний, умений, навыков, личностных качеств; комплекс элементов учебного плана, обеспечивающих методическую подготовку (учебные дисциплины, педагогическая практика, курсовые работы, квалификационная работа, самостоятельная работа студентов); поэтапный процесс методической подготовки (цель,
содержание, педагогический
инструментарий, результат).
Система методической подготовки учителя биологии должна быть ориентирована на исследование (изучение) педагогического процесса, анализ ситуации (деятельности, приемов, методов); устранение разрывов, несоответствия в деятельности; сравнение существующих подходов организации обучения, отбор учебного материала, методическое сопровождения; корректировку, изменения способов
работы; установление взаимодействия с участниками образовательного процесса; преобразование, переформирование целей деятельности.
Таким образом, система
методической подготовки студентов биологов должна включать
взаимосвязанные элементы:
теоретический курс методики
преподавания биологии (и частные методики), практические занятия,
различные виды педагогической
практики и научно-исследовательскую работу студентов. Она должна обеспечивать её качественный уровень, отвечающий требованиям, изложенным в концепции модернизации отечественного образования и в стандартах третьего поколения.
Примечания
1. Боровских Т. А. Методическая подготовка учителя в педвузе // Педагогика. 2008. № 7. С. 5965. 2. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. М., 1999. 3. Гребенев И. В., Чупрунов Е. В. Фундаментальная научная подготовка учителя как основа его профессиональной компетентности // Педагогика. 2010. № 8. С. 65-69. 4. Земцова В.И. Система методической подготовки учителя: структура и содержание // Наука и школа. 2002. №3. С. 2-7. 5. Модели образовательного процесса. Ростов н/Д., 2005. 6. Саранцев Г. И.
106
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
Методическая подготовка будущего учителя в современных условиях // Педагогика. 2006. №7. С. 61-68.
Notes
1. Borovskih T.A. Methodical teachers' training in Pedagogical University // Pedagogy. 2008. № 7. P. 59-65. 2. Verbitsky A.A. New educational paradigm and context-based learning: Monograph. M., 1999. 3. Grebenyov I.V., Chuprunov E.V. Fundamental scientific teachers training as a basis of his professional competence // Pedagogy. 2010. № 8. P. 65-69. 4. Zemtsova V.I. System of methodical training of teachers: the structure and content. // Science and School. 2002. № 3. P. 2-7. 5. Educational process models. Rostov n/D, 2005. 6. Sarantsev G.I. Methodical training of future teachers in modern conditions // Pedagogy. 2006. № 7. P. 61-68.
Primechanija
1. Borovskih T. A. Metodicheskaja podgotovka uchitelja v pedvuze // Pedagogika. 2008. № 7. S. 5965. 2. Verbickij A. A. Novaja obrazovatel'naja paradigma i kontekstnoe obuchenie: Monografija. M., 1999. 3. Grebenev I. V., Chuprunov E. V. Fundamental'naja nauchnaja podgo-tovka uchitelja kak os-nova ego professional'noj kompetentnosti // Pedago-gika. 2010. № 8. S. 65-69. 4. Zemcova V.I. Sis-tema metodicheskoj podgotovki uchitelja: struktura i soderzhanie // Nauka i shkola. 2002. №3. S. 2-7. 5. Modeli obrazovatel'nogo processa. Rostov n/D., 2005. 6. Sarancev G. I. Metodicheskaja podgotovka budushhego uchitelja v so-vremennyh uslovijah // Pedagogika. 2006. №7. S. 61-68.
Статья поступила в редакцию 18.01.2013 г.