В этот плакат включен синквейн - форма японского стиха из 5 строк, пишется по определенному правилу (см. табл. 2), демонстрирует творчество обучающихся. Представляет собой сжатое изложение большого объема знаний, полезно для развития навыков анализа, умений выделять главное, делать выводы и кратко их формулировать [8,11,12].
Таблица 2 - Правила написания синквейна
1 строка Тема (1 слово -существительное) Неопределенность
2 строка Свойства (2 слова -прилагательные) Дробная, степенно-показательная
3 строка Действия (3 слова - глаголы) Определить (вид), упростить, раскрыть
4 строка Смысл (4 слова - фраза) Значение этого выражения неоднозначно
5 строка Ассоциация с первым словом Сомнение
В заключение отметим, средства инфогра-фики могут стать действенным инструментом структуризации и систематизации математических знаний, способствуют повышению познавательной активности и интереса к самому процессу обучения математики, развитию интеллекта студента, стимулом к изучению смежных дисциплин [1-4,9,15], продолжению образования и осуществлению будущей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Валиахметова Ю.И., Григорчук Т.И., Васильева Л.И., Карамова Л.М. Технологии моделирования алгоритмов ортогонального раскроя - упаковки и геометрического покрытия: сравнение эффективности // Нефтегазовое дело. - 2015. - №5. -С. 424-445.
2. Григорчук Т.И. Модели и методы расчета раскроя рулона с дефектными точками : автореферат дис.... канд. техн. наук. - Уфа, 1993.
3. Кантор О.Г., Григорчук Т.И. Решение транспортных задач //Уч. эл. изд. - Уфа, 2013.
4. Павлова Е.В. Задача раскроя в курсе методов оптимизации для экономических специальностей университета // Научный альманах. - 2016. -№ 6-2 (19).-С. 274-275.
5. Павлова Е.В. Прикладные аспекты в курсе методов оптимизации для экономических специальностей университета // Роль инноваций в трансформации современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. ред.: A.A. Сукиасян. - 2016. - С. 146-147.
6. Павлова Е.В. Проблемы индивидуализации процесса обучения в высшей школе // Инновации в образовании. - 2017. - № 1. - С. 47-53.
7. Потанина О.В. Ключевые компетенции - основополагающие элементы системы формирования современного специалиста // Известия Самарского научного центра РАН. - 2008 - № 6. - С. 37-43.
8. Расчетно-графические задания по дисциплине "Математические методы и модели исследования операций". - Уфа, 2008.
9. Розанова Л.Ф., Тарасова Т.Д., Григорчук Т.И. Математическая модель нестандартной задачи раскроя - упаковки // Проблемы нефтегазового комплекса в условиях становления рыночных отношений : сб. ст. - Уфа, 1999. -С. 257-259.
10. Сокова И.А., Шва рева Е.Н.,Фаткул-лин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Корреляционный анализ результатов учебной деятельности студентов с дистанционной поддержкой процесса обучения // Современная высшая школа: инновационный, аспект. - 2016. - Т. 8. - № 4. С. 82-89. DOI: 10.7442/: 2071 -9620-2016-8-4-82-89
11. Фаткуллин Н.Ю. Балльно-рейтинговая система оценивания обучающихся как источник формирования "больших данных" в учебном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 4. С. 75-81. DOI: 10.7442/ 2071 -9620-2016-8-4-75 -81
12. Фаткуллин Н.Ю., Мусина Д.Р., Шамшович В.Ф., Шварева Е.Н. К вопросу о диагностике методами математической статистики успешности обучающихся по заочной форме при их переводе в дистанционную среду// ВестникВЭГУ. - 2016. - № 6 (86). С. 82-91.
13. Шварева Е.Н., Сокова И.А. Актуальные проблемы методики обучения дисциплине "Математика" в высшем техническом учебном заведении // Роль математики в становлении специалиста : материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Уфа, 2016. - С. 6-9.
14. Янтудин М.Н. Прикладные аспекты в курсе математики для экономических специальностей вуза // Научный альманах. - 2016. - № 2-1 (16). - С. 404406.
15. Kartasheva Т.А., GrigorchukT.I., Rozanova L.F., Maximenko Z.V. Composition of optimum investment program of business development in conditions of probabilistic uncertainty// сб. ст. Computer science and Informmation Technologies. - 2008. - C.155-158.
О eu
к
Q-<
си eu
kj^ Г
F
19
METHODICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS IN MATHEMATICS
Islamgulova Galia Fayzeevna, Senior Lecturer, Department of Mathematics, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa E-mail: [email protected]
The article discusses the activities organized by the teacher to perform basic educational program. The structure of the plan and the content of students' independent work on discipline mathematics in a technical college. The experience of teaching mathematics for teaching and methodical support of the work of students.
Keywords: rating system; independent work; training activities; educational and methodological support; training modules.
УДК378.147.227 ВАК РФ 13.00.08
©Исламгулова Г.Ф., 2017
¥
UJ S
о
UJ
<
d UJ
20
ИСЛАМГУЛОВА Галия Файзеевна, старший преподаватель, кафедра Математики, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа ?е 1да1е@таИ. г и
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО МА ТЕМА ТИКЕ
В статье рассматриваются виды деятельности, организуемые преподавателем для выполнения основной образовательной программы. Описывается структура, план и содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине математика в техническом вузе. Представлен опыт преподавания математики по учебно-методическому сопровождению работы студентов. Ключевые слова: рейтинговая система; самостоятельная работа; учебная деятельность; учебно-методическое сопровождение; учебные модули.
I
Тенденция развития современного высшего образования требует реформирования системы подготовки выпускников вузов [9,15, 21, 23]. Выпускник вуза, чтобы выдерживать мощную конкуренцию на современном рынке труда, должен обладать личностными качествами такого типа, как самостоятельность, энергичность, быть профессионально ориентированным и способным повышать свой уровень на протяжении всей своей трудовой жизни [5,13,17]. Для этого необходимо изменить практику подготовки студентов. Приоритетной становится концепция на применение инновационных технологий в обучении, способствующих активизации мыслительной деятельности студентов [1, 20]. Роль преподавателя заключается в учебном планировании и методическом сопровождении учебной деятельности обучающихся [4]. Под методической поддержкой учебного процесса будем понимать следующее:
- основная и дополнительная учебная литература для изучения теории, для выполнения практических и лабораторных работ, изданные в бумажном и электронном виде;
- методические материалы по теоретическим основам;
- методические указания для решения практических задач [10];
- методические указания для выполнения лабораторных работ;
- материалы для самостоятельной работы студентов: контрольные вопросы для самопроверки, расчетные и графические задания (домашняя работа), дополнительные задачи и примеры для самостоятельной работы, лабораторные работы, список рекомендуемой литературы;
-контрольно-измерительные материалы: комплект заданий различной сложности;
- пособия для подготовки к федеральному Интернет-тестированию;
- персональный консультант по решению типовых задач по математике (электронный ресурс);
- памятка для студентов, график сдачи учебных работ;
- критерии оценки, положения балльно-рейтинговой системы оценки знаний [2,3,18,19];
- рабочие программы, семестровые календарные планы;
- Интернет-ресурсы: сайты, Интернет-порталы, веб-сервисы;
- материально-техническая оснащенность: мультимедийное и интерактивное оборудование, компьютеры, программное обеспечение;
-тренажеры: имитационные,учебные,тренировочные, электронные;
- презентации для всех видов учебной деятельности;
- справочная документация, словари, таблицы, схемы;
- творческая деятельность: олимпиадные конкурсы, познавательные, творческие задания, выставки, экскурсии.
В техническом вузе дисциплина математика относится к общеобразовательному учебному предмету, изучается первокурсниками всех специальностей и направлений подготовки. Весь курс разбивается на учебные разделы, содержание которых приведено в таблице 1.
Таблица 1 - Структура и содержание дисциплины "Математика"
№ Раздел/тема дисциплины часы
1 Линейная и векторная алгебра 42
2 Аналитическая геометрия 39
3 Введение в математический анализ 38
4 Дифференциальное исчисление функции одной переменной 49
5 Дифференциальное исчисление функции нескольких переменных 48
6 Комплексные числа. Многочлены 8
7 Интегральное исчисление функции одной переменной 58
8 Дифференциальные уравнения 56
9 Теория вероятностей. 60
10 Математическая статистика 34
Итого 432
ких личностных качеств обучающихся как самостоятельность, инициативность, способность повышать свой профессионализм на протяжении всей своей профессиональной деятельности [16];
- необходимо изменить концепцию образования с целью активизации самостоятельной работы студентов;
- совершенствовать учебно-методическую поддержку самостоятельной работы обучающихся;
- планировать отбор, объем, переработку учебного материала;
- использовать новаторские технологии, приемы и методы обучения [12,22];
- корректировать методы проверки и аттестации, приобретаемых студентами знаний.
О си
к
Q-<
си си
Изучение всякого модуля подразумевает исполнение студентами разных видов учебной деятельности: усвоение нового материала на лекциях, проработка учебных разделов на практических и лабораторных занятиях, закрепление теоретических и практических умений (индивидуальные поручения, доклады, рефераты, расчетно-графические работы), текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний. Каждый вид занятий подразумевает самостоятельную работу: изучение учебной и специальной литературы [7,8,11], оформление отчета по лабораторной работе, выполнение домашнего задания, подготовка к отчетным контрольным работам, которые приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Основные виды самостоятельной работы студентов
Вид самостоятельной работы часы
Выполнение расчетных графических работ 66
Подготовка к контрольным работам 54
Самостоятельное изучение учебного материала 76
Подготовка к лабораторным занятиям 8
Подготовка к практическим занятиям 52
Всего 256
Выводы:
- в период глобальных преобразований, происходящих в обществе, повышаются требования к подготовке специалистов [6,14];
- требуется поиск новых путей совершенствования обучения в интересах развития та-
Литература:
1. Бахтизин Р.Н., Галлямов A.A., Зари-пов Э.М., Сахарова Л.А., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Усиление эффекта обратной связи у обучающихся дистанционно на основе ассоциативной модели поэтапного прогнозирования // Нефтегазовое дело. - 2015. - Т. 13. - № 1. - С. 173-178.
2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Кластерный анализ данных балльно-рейтинговой системы (на примере дисциплины "математика") // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2016. - Т. 8. - № 2. - С. 62-77.
3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Сокова И.А., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Сравнительный анализ рейтинговых показателей обучающихся при тестовой форме контроля на примере дисциплины "математика" // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2016. - Т. 8. - № 3. - С. 26-38.
4. Вайндорф-Сысоева М.Е., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Исследование результатов обучения учащихся как нелинейной проекции професси-ограмм преподавателей - важный этап формирования кадрового состава системы дистанционного обучения // Педагогика и психология образования. - 2015. - № 1. - С. 45-52.
5. Вайндорф-Сысоева М.Е., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Дифференциация студентов по признаку изменения рейтинговых достижений на основе анализа трендов прогнозных данных // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2014. - Т. 6. - № 2. - С. 74-83.
6. Вайндорф-Сысоева М.Е., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Проверка педагогической гипотезы о повышении рейтинговых характеристик студентов при введении в учебный процесс консультационных занятий в дистанционном формате // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2014. - Т. 6. - № 3. - С. 82-88.
К^7 С
Ё
21
7. Валиахметова Ю.И., Григорчук Т.И., Васильева Л.И., Карамова Л.М. Технологии моделирования алгоритмов ортогонального раскроя - упаковки и геометрического покрытия: сравнение эффективности // Нефтегазовое дело. - 2015. - №5. -С. 424-445.
8. Григорчук Т.И., Розанова Л.Ф., Максименко З.В., Чендулаева К.Б. Стратегия учета инвестиционных рисков на нефтеперерабатывающих производствах // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. - 2014. - №6. - С. 545-561.
9. Карпов В.Г., Фаткуллин Н.Ю. Ассоциативный подход в решении задач педагогической прогностики // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2013. - № 1. -С. 71-74.
Ю.Павлова Е. В. Дифференциальные уравнения: руководство к решению задач : учебное пособие. -Уфа, 2011,- 113 с.
П.Павлова Е.В. Задача раскроя в курсе методов оптимизации для экономических специальностей университета // Научный альманах. - 2016. -№ 6-2 (19).-С. 274-275.
12. Павлова Е.В. Прикладные аспекты в курсе методов оптимизации для экономических специальностей университета // Роль инноваций в трансформации современной науки : сб. ст. Международной научно-практической конференции / отв. ред.: A.A. Сукиасян. - 2016. - С. 146147.
13.Павлова Е.В. Проблемы индивидуализации процесса обучения в высшей школе // Инновации в образовании. - 2017. - № 1. - С. 47-53.
14.Сокова И.А., Шварева E.H.,Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Корреляционный анализ результатов учебной деятельности студентов с дистанционной поддержкой процесса обучения // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 4 (34). - С. 82-89.
15.Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф., Вайндорф-Сысоева М.Е. Выявление особенностей процесса индивидуального оценивания учащихся преподавателем на основе ассоциативной модели педагогической прогностики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2016. - № 2. - С. 151-163.
16.Фаткуллин Н.Ю., Мусина Д.Р., Шамшович В.Ф., Шварева E.H. К вопросу о диагностике методами математической статистики успешности обучающихся по заочной форме при их переводе в дистанционную среду // Вестник ВЭГУ. - 2016. - № 6 (86).-С. 82-91.
17.Фаткуллин Н.Ю. Влияние ознакомления обучающихся с данными индивидуального прогнозирования на результаты их учебной деятельности / / Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2016. - Т. 8. - № 4. - С. 59-64.
18.Фаткуллин Н.Ю. Балльно-рейтинговая система оценивания обучающихся как источник формирования "больших данных" в учебном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 4 (34). - С. 75-81.
19.Фаткуллин Н.Ю. Оценка результатов внедрения в балльно-рейтинговую систему элементов компьютерного тестирования // Научный диалог. - 2016. - № 12 (60). - С. 426-435.
20.Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф., Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С. Двухпараметрическая педагогическая модель прогнозирования успешности результатов дистанционного обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2015. -№ 4,- С. 124-130.
21.Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф., Сокова И.А. Выработка стратегии управления объектами региональной ассоциации электронного обучения на основе кластерного анализа // Нефтегазовое дело. - 2015. - Т. 13. - № 4. - С. 278-284.
22.Шамшович Е.О.,Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. // Имитационное моделирование в задаче распределения сейсморазведочных партий по объектам// Нефтегазовое дело. - 2016. - № 1.- С. 71-88.
23.Шамшович Е.О.,Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Перспективные направления деятельности ассоциативных организаций в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Вестник молодого ученого УГНТУ. -2016. -№1.- С. 97-102.
THE PROBLEMS OF RESEARCH COMPETENCE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS
Kutepova Otga Sergeevna, Post-graduate student, Chair of French Language and Linguistics, Moscow City Pedagogical
University, Moscow
E-mail: [email protected]
Sorokovykh Gaiina Viktorovna, DSc of Pedagogical Sciences, Professor, Chair of French Language and Linguistics, Moscow City Pedagogical University, Moscow E-mail: [email protected]
This article describes the process of formation research competence of foreign language teachers at the modern stage. The authors identified a range of research skills, which they have classified the groups; laid out the criteria and levels of development of these skills, as well as outlined the main pedagogical conditions of development research competence future foreign language teachers.
Keywords: research competence; foreign language teacher; nomenclature; criteria; ie veis of research skills; pedagogical conditions.