Примечания: // Вестник научных конференций. - 2015. - №б.
1. Патаракин Е.Д. Создание учебной гипертексте- - С. 117-119.
вой энциклопедии в среде ВикиВики: общерос- 3. Суворова Н.И. Интерактивное обучение: новые
сийский проект Летописи.ру / Е.Д. Патаракин, подходы / Н. Суворова. - М.: Учитель, 2000. -№ 1.
Я.С. Быховский, E.H. Ястребцева. - М.: Институт раз- - С. 25-27.
вития образовательных технологий, 2006. - 32 с.
2. Смирнов, Н.В. Вики-среда в обучении химии в средней школе / Н.В. Смирнов, Л.М. Ильязова
О си
INFOGRAPHIC5 IN THE THEORY OF LIMITS £
Islamgulova Galia Fayzeevna, Senior Lecturer, Department of Mathematics, Ufa State Petroleum Technological <C
University, Ufa S E-mail: tetgaleiS>mail.ru
The base and the prospects for the use of modern information technologies in teaching mathematics at a technical college. Actuality involvement in the educational process of modern forms of teaching mathematics that enhance cognitive activity.
Keywords: visual aids; information; first-year students; the teaching of mathematics; structuring.
ИНФОГРА ФИКА В ТЕОРИИ ПРЕДЕЛОВ УДК 378.147.227
ВАК РФ 13.00.08 В
си си
m
Рассматриваются основания и перспективы применения современных инфор- @Исламгулова Г.Ф., 2017 КД^ мационных технологий в обучении математики в техническом вузе. Обосновывается актуальность привлечения в учебный процесс современных форм обучения математике, способствующих повышению познавательной активно-
S
Ключевые слова: визуальные средства; информация; первокурсники; препо- 17
давание математики; структуризация.
Модернизация образования предполагает коренное улучшение качества подготовки специалистов, которое в современных условиях является главным ориентиром и критерием оценки деятельности учебных организаций [7]. Вопрос о повышении качества математического образования особенно актуален для технических вузов [13]. Учебные часы на освоение курса математики значительно сокращены, кроме того, первокурсники имеют разный уровень математической подготовки. Традиционные методы не позволяют преподавателю в отведенное учебными программами время дать обучающимся весь необходимый объем знаний [10]. В таких условиях предпочтительно использовать визуальные средства, информационные технологии, методы и средства создания, сбора, хранения и обработки предметной информации.
При изучении, повторении, обобщении материала перспективно использовать средства инфографики, представляющие собой наглядно и красочно оформленный фрагмент теоретической информации, задачи, диаграммы, исторической справки, рисунки и т.д. Все это позволяет сделать преподавание математики содержательнее, интереснее, эмоциональнее [5,14]. Применение инфографики в преподавании дисциплины математика благоприятствует мотивации студентов на изучение этого предмета, лучшему усвоению математических понятий, развитию математического мышления, обнаруживает обратную связь, способствует формированию умений принимать оптимальное решение в сложных ситуациях, прививает навыки в осуществлении экспериментальной деятельности, развивает пространственное воображение и пространственные представления [6].
ИСЛАМГУЛОВА Галия Файзеевна, старший преподаватель, кафедра Математики, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа te Хда!е@таН. г и
¥
ш S
О ш
<
С1 ш
18
Опыт работы и обзор разных способов представления математической информации позволяет выразить мнение: текстовая форма представления нового математического материала малоцелесообразна, она не конструктивна и тяжела для восприятия. Информация, представленная в виде схем, графиков, таблиц и т.д. систематизирована, структурирована, что делает ее более наглядной, доступной для зрительного восприятия,а следовательно и хорошо запоминающейся.
В рамках данной работы рассмотрим использование средств инфогра-фики в преподавании дисциплины математика по теме "Предел функции". При вычислении пределов возникают разные ситуации: предел функции определен, не определен или вовсе не существует. Разобраться в этом массиве информации призван плакат, изображенный на рисунке 1, все приведенные здесь формулы записаны символически.
Известно, на лекции-визуализации информация перестраивается в визуальную форму: чертежи, рисунки, схемы, где отмечены главные элементы. Роль преподавателя сводится к обстоятельному комментированию наглядных пособий. В момент введения нового раздела или темы желательно использовать историческую справку, подготовленную силами самих обучающихся (см. рис. 2).
Рисунок 1 - "Неопределенности" "определенности"при вычислении предела функции
Рисунок 2 - Вводная лекция по теории пределов
В этот плакат включен синквейн - форма японского стиха из 5 строк, пишется по определенному правилу (см. табл. 2), демонстрирует творчество обучающихся. Представляет собой сжатое изложение большого объема знаний, полезно для развития навыков анализа, умений выделять главное, делать выводы и кратко их формулировать [8,11,12].
Таблица 2 - Правила написания синквейна
1 строка Тема (1 слово -существительное) Неопределенность
2 строка Свойства (2 слова -прилагательные) Дробная, степенно-показательная
3 строка Действия (3 слова - глаголы) Определить (вид), упростить, раскрыть
4 строка Смысл (4 слова - фраза) Значение этого выражения неоднозначно
5 строка Ассоциация с первым словом Сомнение
В заключение отметим, средства инфогра-фики могут стать действенным инструментом структуризации и систематизации математических знаний, способствуют повышению познавательной активности и интереса к самому процессу обучения математики, развитию интеллекта студента, стимулом к изучению смежных дисциплин [1-4,9,15], продолжению образования и осуществлению будущей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Валиахметова Ю.И., Григорчук Т.И., Васильева Л.И., Карамова Л.М. Технологии моделирования алгоритмов ортогонального раскроя - упаковки и геометрического покрытия: сравнение эффективности // Нефтегазовое дело. - 2015. - №5. -С. 424-445.
2. Григорчук Т.И. Модели и методы расчета раскроя рулона с дефектными точками : автореферат дис.... канд. техн. наук. - Уфа, 1993.
3. Кантор О.Г., Григорчук Т.И. Решение транспортных задач //Уч. эл. изд. - Уфа, 2013.
4. Павлова Е.В. Задача раскроя в курсе методов оптимизации для экономических специальностей университета // Научный альманах. - 2016. -№ 6-2 (19).-С. 274-275.
5. Павлова Е.В. Прикладные аспекты в курсе методов оптимизации для экономических специальностей университета // Роль инноваций в трансформации современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. ред.: A.A. Сукиасян. - 2016. - С. 146-147.
6. Павлова Е.В. Проблемы индивидуализации процесса обучения в высшей школе // Инновации в образовании. - 2017. - № 1. - С. 47-53.
7. Потанина О.В. Ключевые компетенции - основополагающие элементы системы формирования современного специалиста // Известия Самарского научного центра РАН. - 2008 - № 6. - С. 37-43.
8. Расчетно-графические задания по дисциплине "Математические методы и модели исследования операций". - Уфа, 2008.
9. Розанова Л.Ф., Тарасова Т.Д., Григорчук Т.И. Математическая модель нестандартной задачи раскроя - упаковки // Проблемы нефтегазового комплекса в условиях становления рыночных отношений : сб. ст. - Уфа, 1999. -С. 257-259.
10. Сокова И.А., Шва рева Е.Н.,Фаткул-лин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Корреляционный анализ результатов учебной деятельности студентов с дистанционной поддержкой процесса обучения // Современная высшая школа: инновационный, аспект. - 2016. - Т. 8. - № 4. С. 82-89. DOI: 10.7442/: 2071 -9620-2016-8-4-82-89
11. Фаткуллин Н.Ю. Балльно-рейтинговая система оценивания обучающихся как источник формирования "больших данных" в учебном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 4. С. 75-81. DOI: 10.7442/ 2071 -9620-2016-8-4-75 -81
12. Фаткуллин Н.Ю., Мусина Д.Р., Шамшович В.Ф., Шварева Е.Н. К вопросу о диагностике методами математической статистики успешности обучающихся по заочной форме при их переводе в дистанционную среду// ВестникВЭГУ. - 2016. - № 6 (86). С. 82-91.
13. Шварева Е.Н., Сокова И.А. Актуальные проблемы методики обучения дисциплине "Математика" в высшем техническом учебном заведении // Роль математики в становлении специалиста : материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Уфа, 2016. - С. 6-9.
14. Янтудин М.Н. Прикладные аспекты в курсе математики для экономических специальностей вуза // Научный альманах. - 2016. - № 2-1 (16). - С. 404406.
15. Kartasheva T.A., GrigorchukT.I., Rozanova L.F., Maximenko Z.V. Composition of optimum investment program of business development in conditions of probabilistic uncertainty// сб. ст. Computer science and Informmation Technologies. - 2008. - C.155-158.
О eu
к
Q-<
си eu
kj^ Г
F
19
METHODICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS IN MATHEMATICS
Islamgulova Galia Fayzeevna, Senior Lecturer, Department of Mathematics, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa E-mail: [email protected]
The article discusses the activities organized by the teacher to perform basic educational program. The structure of the plan and the content of students' independent work on discipline mathematics in a technical college. The experience of teaching mathematics for teaching and methodical support of the work of students.