УДК: 159.9.:316.77-057.875 ББК: 88.53
Магомедова Тамара Ибрагимовна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра методики преподавания русского языка и литературы Дагестанский государственный университет г. Махачкала Magomedova Tamara Ibragimovna doctor of pedagogical sciences, professor
of the Department of methodology of teaching Russian language and literature
University of Dagestan Makhachkala slovakia68@mail.ru
Методическая культура преподавателя вуза в контексте технологизации
учебного процесса Methodical culture lecturer in the context of technologisation of educational process
Повышение уровня методической культуры преподавателя через овладение технологиями управления учебной деятельностью студентов является сегодня одним из компонентов инновационной стратегии вузовского образования. Модульно-рейтинговая технология обучения предполагает создание учебнометодического комплекса изучаемой дисциплины, включающего модульнорейтинговую программу на основе технологической карты обучающего модуля и модульное учебное пособие.
Improve methodical teaching culture through mastery of technology management training activities students is now a component of the innovation strategy of higher education. The module-rating technology learning involves the creation of educational and methodical complex studied discipline that includes the module-rating program on the basis of the technological card training module and modular training manual.
Ключевые слова: методическая культура, модульно-рейтинговая технология, учебно-методический комплекс, технологическая карта обучающего модуля.
Key words: methodical culture, the module-rating technology, educational and methodical complex, process map training module.
Современная инновационная стратегия вузовского образования нацелена
на создание нового типа учебно-воспитательного процесса, который характеризуется следующими чертами:
1) личность преподавателя или организатора образования по-прежнему выступает как ведущий элемент данного процесса, но при этом изменяются взаимоотношения преподавателя и студента в сторону продуктивного и творческого взаимодействия. Главным становится диалог учителя и обучающегося, преобразовывающий информацию в знания и понимание. Деятельность преподавателей меняется: от «транслятора» знаний педагогических технологий через работу «мастера», организующего совместную деятельность с целью формирования у студентов знаний, умений и навыков, к позиции «консультанта», совместно со студентом проектирующего его будущую профессиональную деятельность;
2) изменение функции знаний и способов организации их усвоения: сами знания из основной и единственной цели традиционного образования превращаются в средство развития личности, процесс их усвоения перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции, заменяется продуктивным творчеством и реализуется в разнообразных формах поисковой мыслительной деятельности;
3) выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения и развития личности, с чем связана ориентация не на индивидуальные, а на групповые формы обучения, совместную деятельность, на многообразие форм
V-» /• гр Ч-/
взаимодействия, межличностных отношений и общения. 1еперь основной целью образования считается формирование способности к активной поисковой деятельности, труду во всех его формах и в том числе к творческому профессиональному труду [5].
Сегодня очевиден переход от дисциплинарно-ориентированной образовательной системы вуза к проектно-созидательной, которая основана на личностно-деятельностном подходе в обучении. В соответствии с ним, по утверждению И.А. Зимней [1], основой учебного процесса становятся: усвоение как знаний, так и способов самого усвоения, развитие познавательных сил и творческого
потенциала обучающегося. Иначе говоря, в новой модели обучения знания становятся не объектом, а средством развития обучающегося.
Переориентация вузовского учебного процесса от знаниевого к деятельностному подходу, по мнению А.М. Новикова, выдвигает два круга проблем:
1) построение системы знаний студентов, необходимой и достаточной для полноценного овладения ими основами профессиональной деятельности, совершенствование взаимосвязи чувственных и рациональных (теоретических) знаний, лежащих в основе овладения деятельностью; совершенствование системы знаний о деятельности, ее целях, способах, средствах и условиях; поиск возможностей повышения уровня обобщения формируемых знаний о деятельности;
2) поиск возможностей соединения формирования теоретических знаний студентов с их практическими потребностями, их ценностными ориентациями; поиск путей расширения возможностей применения теоретических знаний в практической деятельности студентов непосредственно в процессе обучения
[4].
В связи с этим одним из основных квалификационных требований к преподавателю вуза сегодня является требование поиска инновационных технологий обучения, отличающихся вариативностью методик, цель которых - активизировать умственную деятельность студентов в соответствии с целями, задачами, содержанием обучения, требованиями государственных стандартов, программ, квалификационных характеристик, спецификой учебного заведения, профессиональными особенностями и личностными интересами будущего специалиста.
К таким образовательным технологиям относятся следующие: технология проектного обучения, технология контекстного обучения, технология совместной продуктивной деятельности, технология естественнонаучного обучения, информационные технологии и системы компьютерного обучения, технология проблемного обучения, технология модульного обучения и т. д.
Важным компонентом в инновационных технологиях становится мониторинг образования, когда вместо традиционной пятибалльной системы оценки и анализа качества образования по итогам экзаменов и зачетов предлагается оценивать результаты учебной деятельности студента с учетом его реальных возможностей и исходного уровня знаний.
Так, модульно-рейтинговая технология приходит на смену традиционной организации обучения, требуя нововведений и в методическом, и в содержательном направлениях вузовского образования.
Наряду с компетентностным подходом, ориентированном на накопительную систему кредитных единиц, модули являются базовым понятием в рамках европейского процесса совершенствования образовательных программ и достижения взаимной прозрачности систем обучения в различных вузах и странах.
Модульно-компетентностный подход в высшем профессиональном образовании России представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение содержания и структуры профессионального обучения, в качестве системы учета трудоемкости обучения - зачетные единицы (баллы), начисляемые за освоение каждого модуля.
Обучающий модуль - это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучающимися данным модулем.
При этом отдельно взятый модуль остается компонентом системы, его содержание может варьироваться, заменяться полностью или частично. Мобильность, перегруппировка модулей позволяет осуществлять интеграцию и дифференциацию предметного содержания обучения, обеспечивать гибкое со-
четание базовых и дополнительных дисциплин в зависимости от специальности, форм обучения и других условий [6].
Модульное проектирование учебного процесса предполагает, прежде всего, создание учебно-методического комплекса изучаемой дисциплины, включающего модульно-рейтинговую программу и модульное учебное пособие.
При модульной интерпретации учебной программы дисциплина разделяется на определенное количество модулей, устанавливается их число, наименование, очередность, нормативная продолжительность изучения каждого модуля, соотношение теоретической и практической частей в каждом из них, формы организации обучения (лекция, семинар и т.д.) и проведения входного, текущего, выходного (промежуточного) и итогового рейтингового контроля, методы и средства усвоения содержания данной дисциплины, даются методические руководства для обучающегося и для преподавателя.
В целях наглядного и систематического изложения содержания обучающего модуля нами разработана модель технологической карты обучающего модуля как интегральной составляющей модульно-рейтинговой программы. Структура модели включает в себя инвариантные компоненты модуля: целевой блок, результативный блок, учебный блок, методический блок и контрольнокоррекционный блок [2].
Процесс конструирования модульно-рейтинговой программы первоначально предполагает выделение ее структурных компонентов. Нами разработана модель модульно-рейтинговой программы обучения студентов вуза со следующей структурой:
1. Организационный раздел - включает комплексную дидактическую цель и задачи обучения, требования к уровню освоения содержания дисциплины, объем и нормативную продолжительность обучения.
2. Учебно-методический раздел - включает технологические карты обучающих модулей и методическое руководство для преподавателя.
3. Информационный раздел - включает информационное обеспечение дисциплины (литература основная, дополнительная и дополнительно рекомендуемая); материально-техническое обеспечение дисциплины; нормативы и материалы рейтингового контроля (входного, промежуточного и итогового).
Эффективность любой технологии обучения в значительной степени определяется качеством учебного пособия, принятого в качестве базового дидактического средства. Учебник одновременно является носителем содержания образования, форм фиксации его различных элементов, и проектом учебного процесса. В нем реализуются содержательная и процессуальная стороны обучения в их органическом единстве, образующие так называемую тактическую модель реального обучающего процесса.
На основе модульно-рейтинговой технологии обучения, с учетом основных функций вузовского учебника, в соответствии с разработанной программой обучения нами спроектирована модель и на ее основе создано модульное учебное пособие «Русский язык и культура речи» для студентов юридического профиля [3].
Модульный принцип, последовательно и системно реализованный в структуре учебного пособия, предусматривает блочную структурализацию его содержания с учетом программной организации обучающих модулей.
Предлагаемая нами модель указанного пособия отражает двухмодульную структуру модульно-рейтинговой программы, предполагает обязательную самостоятельную подготовку студента и дает возможность проведения промежуточного и итогового контроля знаний и навыков.
Каждая тема сконструирована в виде отдельного элемента модуля, содержащего теоретическую часть в сжатой, тезисной форме (опорный конспект) и практикум, включающий список литературы с указанием страниц для самостоятельной работы и практические задания. В структуру модульного пособия также включены: блок материалов контроля, список рекомендованной
литературы и материалы приложений, которые обеспечат студентов справочной и иллюстративном информацией, необходимом для выполнения практических заданий. Модульная структура пособия дает возможность трансформировать учебный материал в зависимости от форм обучения: очной, заочной, индивидуальной; увеличивать (уменьшать) объем и количество модульных элементов, вычленять и формировать новые модули.
Модульное проектирование учебного процесса предполагает изменения в оценке достижений студентов. В модульном обучении оцениваются в баллах каждое задание, устанавливаются его рейтинг и сроки выполнения, т.е. основной принцип рейтингового контроля - это контроль и оценка знаний и умений с учетом системности работы студентов. После окончания обучения на основе модульных оценок определяется общая оценка, которая учитывается при определении результатов итогового контроля по предмету.
Таким образом, процесс внедрения в вуз инновационных образовательных стратегий и тактик должен интенсифицировать индивидуально-творческую и коллективно-творческую деятельность, изменить отношения между участниками учебно-педагогического процесса в сторону развития субъектных отношений, совершенствовать структуру самостоятельной работы студента через введение рейтинговой системы контроля, изменить уровень методической культуры преподавателя через овладение технологиями управления учебной деятельностью студентов.
Библиографический список
1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
2. Магомедова, Т.И. Русскоязычная профессиональная коммуникативная компетенция студентов юридического профиля: модель и технология формирования в условиях полиязычия [Текст]: монография / Т.И. Магомедова. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co.KG. Deutschland, 2011. - 233 c.
3. Магомедова, Т.И. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие для студентов юридического профиля. Рекомендовано ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специ-
альности 021100 - «Юриспруденция» / Т.И. Магомедова. - Махачкала, 2012. - 224 с.
4. Новиков, А.М. Профессиональное образование России - перспективы развития [Текст] / А.М. Новиков. - М., 1997. - 254 с.
5. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Д.В. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ , 2002. - 436 с.
6. Юцявичене, П. Теория и практика модульного обучения [Текст] / П. Юцявичене. - Каунас, 1989. - 271 с.
Bibliography
1. Zimnjaja, I.A. Educational psychology [text]: the textbook for high schools/I.A. Zimnjaja. -М.: logos, 2001. - 384 p.
2. Magomedova, T.I. Russian professional communicative competence of students of law: a model and technology of formation in the multilingualism [text]: monograph/T.I. Magomedova. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH Co.KG &. Deutschland, 2011. - 233 p.
3. Magomedova, T.I. Russian and culture of speech [text]: handbook for students of law. Recommended «the Moscow State Pedagogical University "as an educational tool for the students of higher educational establishments, student on speciality" jurisprudence "- 021100/T.I. Magomedova. - Makhachkala, 2012. -224 p.
4. Novikov, A.M. Russian professional education - prospects [text]/A.M. Novikov. -M., 1997. - 254 p.
5. Chernilevskyj, D.V. Didactic technology in high school [text]: handbook for students of high schools/D.V. Chernilevskyj. - M.: Uniti, 2002. - 436 p.
6. Jucevichene, P. Modular training theory and practice [text]/P. Jucevichene. -Kaunas, 1989. - 271 p.