УДК 378:377.8
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Е.В. Лапина, Л.А. Обухова
В статье определены критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения педагогов к профессиональной деятельности через актуализацию личностно-профессиональной позиции в системе повышения квалификации
Ключевые слова: ценность, педагогические ценности, ценностное отношение педагога к профессиональной деятельности
«Главным ресурсом развивающегося общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно»
П.Г. Щедровицкий
На современном этапе развития образования усиливается внимание к личности учителя, необходим педагог, ориентированный на базовые ценности своей профессиональной деятельности и способный к такому проектированию образовательной среды, которая предполагает возможность самоопределения, как для учащихся, так и для самого учителя. Таким образом, проблема изучения ценностной сферы личности в настоящее время приобретает комплексный характер, являясь предметом изучения различных наук, и представляет собой важную область исследований.
Если обратиться к научным исследованиям, то можно отметить, что проблема воспитания ценностных основ личности является одним из направлений многочисленных исследований ученых различных областей как исторически складывающегося научного знания о человеке, так и современного человекознания (философов, психологов, педагогов, социологов и т.д.). Проблеме ценностного развития личности посвящен целый ряд работ выдающихся мыслителей - это Т. Мор, И. Кант, М. Шелер и многие другие . [1, с. 341]
Формирование личностно-профессиональной позиции особенно актуально на стадии профессиональной самореализации педагога. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. [2, с. 830]
Курсовая подготовка работников образования на базе (ВОИПКиПРО) строится во взаимосвязи с
Лапина Елена Владимировна - ВОИПКиПРО, канд. пед. наук, декан, e-mail: [email protected] Обухова Людмила Александровна - ВОИПКиПРО, д-р пед. наук, проректор по научно-методической работе, профессор, e-mail: [email protected]
общей системой непрерывного образования, что предполагает построение системы повышения квалификации педагогов через все ее формы, творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики.
Ценностное отношение педагога к профессиональной деятельности в системе дополнительного профессионального образования определяется нами, как многоуровневое личностное образование в структуре сознания личности специалиста. Оно состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов (ценностно-мотивационный; когнитивный; содержательно-деятельностный; оценочно-рефлексивный) и проходит единой нитью в учебных программах курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций и учителей начальных классов по формированию личностно-профессиональной позиции педагогов.
Учебные программы структурно представлены модулями: ценностно-мотивационными и содержательными, направленными на развитие внутренней стороны личностно-профессиональной позиции; и деятельностными - формирующими внешнюю сторону личностно-профессиональной позиции слушателей курсов повышения квалификации. Модули реализуются в различной последовательности в зависимости от потребностей потенциальных слушателей. Как показывает практика, блочно-модульная система эффективна и дает возможность сочетать модули, заменять один другим, а также вводить новые один раз в полгода.
Каждый модуль включает в себя три направления работы (теоретические занятия; практические занятия и разнообразные формы самостоятельной работы слушателей).
Организуемые формы работы предполагают интерактивный, рефлексивный, продуктивный характер деятельности слушателей курсов повышения квалификации: лекция-беседа, лекция-диалог, круглый стол, дискуссия, семинар-практикум и др. Необходимым для формирования личностно-профессиональной позиции педагогов является включение в образовательный процесс курсовой подготовки педагогических
инновационных технологий. Актуализация и
обогащение педагогического опыта слушателей курсов осуществляется в процессе активного внедрения в практику работы педагогов развивающих технологий. Поэтому все формы работы со слушателями в рамках реализации каждого модуля учебной программы предусматривают овладение конкретными рефлексивными практиками, техниками и технологиями. Практико-ориентированный
характер учебной программы курсов повышения квалификации - ее отличительная черта.
В соответствии с выделенными критериями и показателями нами определены уровни ценностного отношения педагогов к профессиональной деятельности в системе дополнительного педагогического образования: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень (20-28 баллов) характеризуется глубокими и
систематизированными знаниями в
профессиональной сфере; сформированными универсальными действиями устанавливать эмоциональный контакт с коллегами, детьми и их родителями; сформированной системой ценностей, нравственных и других социальных норм, принципов, идеалов, установок к
профессиональному росту повышению
квалификации; стремлением профессионально развиваться и совершенствоваться; высоким уровнем умений выбирать и использовать формы, навыки и методы социальной работы; активным участием в профессионально направленных мероприятиях, проводимых в ВОИПКиПРО и за его пределами, по собственной инициативе; умением оценивать свои возможности (как специалиста). Мотивация отличается высокой силой: увлеченность, настойчивость, целеустремленность.
Теоретические и практические задания, предлагаемые слушателям, отличаются: по содержанию - научностью и новизной; по форме подачи - интерактивностью и проблемностью; по характеру - ориентацией на диалоговое профессиональное общение.
Для выявления уровня сформированное™ ценностного отношения педагогов к профессиональной деятельности нами были разработаны соответствующие критерии, показатели и уровни прогнозируемого результата (таблица).
Слушатели курсов устанавливают высокий порог требований, предъявляемых в качестве самооценки собственной педагогической деятельности, осознается значимость профессионального мастерства. Так, для педагогов с высоким уровнем -предусматривается больше самостоятельности в процессе курсовой подготовки.
Средний уровень (12-16 баллов) характеризуется проявлением стремления профессионально развиваться и
совершенствоваться, хорошими знаниями в профессиональной сфере; средним уровнем развития коммуникативных способностей, участием в профессионально направленных мероприятиях (в ВОИПКиПРО и за его пределами, в том числе, по собственной инициативе); анализ внешних условий. Творческая активность проявляется в рамках курсов повышения квалификации. В структуре мотивации участия в семинарах, конференциях присутствуют побуждения разного плана. Оценка педагогической деятельности не является постоянной. Интерес к профессиональному росту ограничен
определенными условиями.
Низкий уровень (0-8) характеризуется фрагментарностью знаний в профессиональной сфере; несформированный интерес к профессиональному росту, повышению
Критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения педагогов к профессиональной деятельности
критерии показатели уровни баллы
ценностно-мотивационный формирование ценностно-ориентированной мотивации педагогической деятельности на основе личной рефлексии проявляется в полной мере 5-7
проявляется частично 3-4
проявляется незначительно или не проявляется 0-2
когнитивный адаптация к постоянно меняющимся условиям, позитивная динамика профессионального роста, создание программы самообразования как личностно - важного смысла проявляется в полной мере 5-7
проявляется частично 3-4
проявляется незначительно или не проявляется 0-2
содержательно-деятельностный повышение квалификации (активное участие в различных проектах, семинарах, конференциях др.) в течение всей профессиональной деятельности 5-7
в рамках курсовой подготовки 3-4
не всегда 0-2
оценочно-рефлексивный оценка своей педагогической деятельности (умение анализировать изменения условий профессиональной деятельности, оценивать соотношение возможностей педагога и внешних условий, анализировать ситуацию, корректировка собственной деятельности) адекватная 5-7
адекватная не всегда 3-4
не адекватная 0-2
квалификации; несформированная система ценностных ориентаций и низкая нацеленность на успех; не принимается участие в профессионально направленных мероприятиях по собственной инициативе; низкие навыки сотрудничества, общения; не принята необходимость актуализации самообразования, не замечаются условия педагогической деятельности. Наблюдается неразвитость мотивации в профессиональной сфере, о чем свидетельствует отсутствие соответствующих мотивов, либо наличие одного-двух мотивов, не представляющих социальной ценности. В работе с педагогами, имеющими низкий уровень, акцент делается на формирование рефлексии своей педагогической деятельности. Л. С. Рубинштейн писал, что «испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или, в чем он заинтересован, является для него потребностью, интересом, порождает направленность на соответствующую деятельность» [3, с.305] «Сознательность знания» свидетельствует о том, какой смысл приобретают знания для развития личности. Как только личность переходит от интереса к знанию и взаимодействию со смысловыми аспектами, так сразу же интерес перерастает в ценностное отношение.
Данная статья направлена на изучение путей развития ценностного отношения педагогов к профессиональной деятельности через
актуализацию их личностно-профессиональной позиции. Представленный процесс формирования ценностного отношения педагогов к профессиональной деятельности используется в сфере дополнительного педагогического образования Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования в рамках реализации инновационных подходов, достигает эффективных результатов, требует непрерывного системного повышения качества становления
профессионализма педагога.
Литература
1. Шелер, М. Избранные произведения. М., 1994.
2. Современный философский словарь / [под общ. ред. В.Е. Кемерова]. - 3 изд., испр. и доп. - М., 2004.
3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т./ С.Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989.- Т.1. - 458с.; Т.2. - 322с.
Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
UPDATED PERSONAL-PROFESSIONAL POSITION OF THE TEACHER IN THE TRAINING
E.V. Lapina, L.A. Obuchova
This paper defines the criteria, indicators and levels of formation value attitude of teachers to the profession through the actualization of personal-professional positions in the training
Key words: value, educational value, value relation to teacher professional activities