О. П. Агафонова
(п. Русско-Высоцкое, Ленинградская обл.)
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье обобщаются результаты исследования субъектной позиции младших школьников в процессе обучения. Устанавливаются критерии для определения уровня субъектности младших школьников
Приоритетными направлениями развития образования являются гуманизация школы, опора на способность учащихся к собственной активности, саморазвитию, использованию развивающих ресурсов обучения не только для знаниевого насыщения, но и для развития личности в целом [4, с. 4-7]. Таким образом, субъектная позиция учащихся выходит на первый план.
Существуют разные подходы к исследованию субъектной позиции школьника в учении. Л. И. Божович определяет внутреннюю позицию ребенка как систему внутренних факторов, «которые обусловливают определённую структуру его отношения к действительности, к окружающим и самому себе» [1]. К таким внутренним факторам развития относятся возникающие новообразования. Для младшего школьника личностным новообразованием является внутренняя позиция переживания себя как социального индивида. Это даёт основание рассматривать понятия «субъектная позиция» и «внутренняя позиция» как тождественные.
Изучение субъектной позиции школьника -это выявление ее реального уровня на определенном возрастном этапе, установление возможных перспектив и зоны ее ближайшего развития у каждого учащегося. Полученные результаты являются основой для планирования учителем дальнейших этапов формирования субъектной позиции ребенка и коррекции своей педагогической деятельности.
В нашем исследовании формирование субъ-ектности младших школьников осуществлялось методом проектов. Данный метод выступал средством субъективации, так как предполагал, что ребёнку в сложной учебной ситуации необходимо проявить умение анализировать учебную ситуацию, соотнести свои возможности с учебной задачей, произвести самостоятельный выбор её решения, преодолеть учебно-познава-
тельные трудности. Поскольку инициатива ребенка не может развиваться спонтанно, формируются приемы применения им своих возможностей на основе различных видов проектов с разным уровнем координации со стороны учителя. Например, в проектах с явной координацией задача учителя, с одной стороны, «быть рядом», помогать, направлять учеников, предостерегая их от ошибок и ситуаций неуспеха, с другой - «быть далеко» и создавать иллюзию самостоятельности, вселять уверенность в учащихся, которые еще только предпринимают первые шаги самостоятельности.
Данные, полученные в ходе эксперимента, свидетельствуют о положительной динамике в экспериментальных группах: увеличение среднего балла успеваемости, осознание личностной значимости изучения английского языка, формирование мотивации не только внешней, но и внутренней (коммуникативной, лингвопознавательной, инструментальной). Метод проектов расширяет и возможности учителя для формирования у младших школьников общеучебных умений по организации, планированию, контролю собственной образовательной деятельности, что выводит ученика на уровень самоуправления.
Экспериментальное исследование показало, насколько важны активность ребёнка в учебной деятельности, уверенность в собственной позиции, адекватность самооценки в ходе деятельности, умение организовывать себя, тактичность в отношении к другим ученикам, помощь, поддержка.
Эти качества развивались и формировались на уроках английского языка при помощи метода проекта на протяжении четырех лет начальной школы. Были разработаны проекты, учитывающие особенности и возможности учащихся данного возраста и направленные на развитие коммуникативной компетенции. Учебные про-
екты позволяют учащимся осознать, что английский язык - не только предмет в сетке расписания. Они начинают понимать английский язык как еще одно средство общения, помимо родного языка, которое можно использовать и вне урочной деятельности (просмотр мультфильмов, чтение адаптированной литературы, компьютерные игры, «секретный язык» для тех, кто не изучал его, и т. д.).
Одним из видов метода проектов являются театральные постановки («сценки»). Их значимость в учебном процессе определяется комплексом тех задач, которые они помогают решить: воспитание нравственности, чувства прекрасного; выявление способностей, наклонностей каждого ребенка; создание условий, которые позволят ребенку свободно, безбоязненно представлять свои творческие работы как сверстникам, так и взрослым. Кроме того, инсценировки являются своего рода демонстрацией отчетного «продукта» родителям, администрации школы, учителям. Большой творческий потенциал сценических презентаций позволяет с каждым годом их усложнять по содержанию, составу участников и аудитории. Ведь принимают участие и дети, и родители, и учителя: выстраивают сюжетные линии, рисуют декорации, придумывают костюмы и создают их.
Проведённый эксперимент показал, что становление субъектной позиции ребенка во многом зависит от организации процесса обучения. Для анализа полученных результатов мы использовали следующие критерии:
- позиция, занимаемая учеником, и степень ее осознанности;
- степень освоения форм контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;
- уровень мышления;
- уровень развития рефлексии и самореф-лексии;
- уровень знаний, умений и навыков учащихся;
- удовлетворенность процессом обучения и его результатами;
- уровень адаптивности.
С использованием данных критериев нами была определена следующая качественная характеристика уровней субъективации младших школьников.
1. Низкий уровень сформированности субъектной позиции ребенка в учебной деятельности ориентировочно соотносится с учебным периодом первый класс - первое полугодие второго класса и характеризуется следующими показателями:
- учащиеся занимают исполнительскую по-
зицию, проявляя индифферентность или отрицательное отношение к учебной деятельности;
- выполняют отдельные учебные действия по образцу, формируя общеучебные умения и навыки, нормы поведения в школе;
- основной тип мышления - наглядно-образное;
- познавательный интерес носит неустойчивый характер и зависит от работы учителя, от того, насколько ему удаётся заинтересовать учащихся учебным предметом;
- низкий уровень самооценки и самоконтроля, ориентация на внешнюю оценку учителя.
На данном уровне происходит первое знакомство учащихся с методом проектов, поэтому был выбран индивидуальный, творческий, долгосрочный проект с явной координацией. Именно этот тип проекта обеспечивает полный контроль со стороны учителя и родителей, гарантирует каждому ученику достижение успеха, что создаёт удовлетворённость процессом обучения и результатом своей деятельности. В нашей практической экспериментальной работе этот тип представлен двумя проектами - «Английский алфавит», «Профессии».
2. Средний уровень сформированности субъектной позиции ребенка в учебной деятельности (второе полугодие второго класса - третий класс) характеризуется показателями:
- переход от исполнительской к активной позиции;
- положительное отношение к учению, осознание необходимости учиться, получать хорошие оценки;
- осознанное проявление интереса к учебной деятельности, понимание структуры (компонентов) учения, его этапов;
- переход от наглядно-образного к логическому мышлению;
- развитие самостоятельности, готовности включиться в индивидуальную, парную, групповую учебную деятельность, применять знания в знакомых условиях, заданных ситуациях; умения высказывать собственные идеи (мозговой штурм), самоконтроля и самооценки.
На данном уровне осуществляются проекты индивидуальные, парные, групповые: «Спорт» (кроссворд, стенгазета о зимних и летних видах спорта), «Семья» (семейное древо, выдуманная семья), «Читательский дневник».
3. Высокий уровень сформированности субъектной позиции ребенка в учебной деятельности (четвертый класс) характеризуется показателями:
- учение понимается ребенком как социально значимая деятельность, им осознается свое
место и роль в образовательном пространстве школы, в системе отношений «Я-учитель», «Я-ученик», «Я-класс», «Я-школа»;
- преобладание самостоятельной деятельности;
- доминирование логического мышления;
- положительное активное отношение к учебной деятельности;
- высокая мотивация к изучению предмета (английский язык) на уроке, занятиях кружка, самостоятельно;
- активная позиция в учении, умение переносить имеющиеся знания в новые условия;
- устойчивый интерес к учению, познавательный интерес имеет системный характер;
- использование результатов учения в социальной практике (устная и письменная коммуникация, перенос ЗУН из одной области в другую, расширение кругозора и т.д.);
- самостоятельное освоение новых приемов и средств в обучении (общение, игра, работа с книгой, словарями; применение технических аудио- и видеосредств и др.);
- результаты учебной деятельности носят устойчивый положительный характер;
- адекватность самооценки и самоконтроля.
На данном этапе используются все виды проектов, а также происходит усложнение проектов как в содержательной, так и в оценочной части: «Распорядок дня», «Праздники», «Традиционная британская кухня», «Театральная постановка», «Интервью».
В рамках урока мы создаем условия для обеспечения субъектной позиции младшего школьника либо в полном объеме (от постановки цели до анализа результата), либо частично (на одном или нескольких этапах). В педагогической практике чаще всего субъектность учащихся проявляется на этапе достижения намеченного и предложенного педагогом результата.
Содержание учебной деятельности, ребенка в школе - это процесс овладения знаниями и умениями, а также способами пополнения знаний. Рассматривая учебную деятельность ребенка в процессе обучения, необходимо иметь в виду, что сам школьник является субъектом учебной деятельности, а знания и способы их получения выступают в качестве объекта. В то же время учебная деятельность позволяет включать учащегося в систему существующих общественных отношений. В процессе обучения происходит существенное изменение состояния субъекта деятельности, развитие его личности. Все это указывает на то, что становление субъектной позиции ребенка во многом зависит от организации процесса обучения.
Итак, решение проблемы формирования субъектной позиции школьника в учении во многом зависит от направленности деятельности педагога, использования им активных методов, форм и средств обучения. Вместе с тем успешность формирования «субъектности» ребенка не является результатом отдельных мер педагогов. Она во многом зависит от результата деятельности всей системы образовательного учреждения. Иными словами, помимо педагогических условий в процессе обучения должны быть созданы благоприятные организационноуправленческие условия в образовательном учреждении в целом.
Учебно-воспитательный процесс в современной школе представляет собой сложную динамическую и многоступенчатую систему управления. Ее основной задачей является координация действий всех членов педагогического коллектива, осознание ими целей и задач проводимой работы, понимание своего места и роли в образовательном пространстве школы. Это в конечном счете влияет на эффективность результатов деятельности. Следует особо подчеркнуть, что процесс формирования субъектной позиции ребенка должен осуществляться всеми участниками педагогической системы целенаправленно и непрерывно в рамках специально разработанной программы действий.
Субъектная позиция учащихся складывается далеко не у всех детей. Кроме того, она развивается неравномерно - становление одних ее компонентов может обгонять формирование других. Причем у разных детей эта неравномерность индивидуально вариативна. У одних западает личностно-смысловой компонент. У других - когнитивный (осознанность действий, понимания того, что нужно делать). У третьих -большие трудности с формированием деятельностного компонента (последовательность действий, приёмов, операций).
Однако, как показали результаты опытноэкспериментального исследования, возможность возникновения и развития субъектной позиции есть у всех школьников. Правда, у одних она успешно складывается стихийно и становится личным приобретением самого ученика, другим нужны поддержка и педагогическая помощь при ее формировании в процессе обучения.
Итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью пред-
ставления своей «малой родины», участие в благоустройстве двора, улицы, что может сопровождаться ведением дневника на иностранном языке, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты и т.д.). Хорошо, когда оба вида продукта выступают в их диалектическом единстве.
Метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в малых группах, в коллективе. При обучении иностранным языкам это в основном работа с разнообразными источниками информации с использованием поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, а также сформировать свою точку зрения, обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной, эстетически значимой форме.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учеников, умений самостоятельно добывать информацию, связанную в основном со страной изучаемого языка, ориентироваться в этой информации, обобщать ее, а также представлять свою страну и осуществлять диалог культур.
Литература
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с. - (сер. Мастера психологии).
2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Академия, 2004. - 282 с.
3. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 1984. - С.45-47.
4. Кондакова А. М., Кузнецова А. А. Концепция федеральных и государственных образовательных стандартов общего образования. -М., 2009. - С.4-7.
5. Ляудис В. Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / под ред. В. Я. Ляудис. - М., 1984. - С.64-73.
6. Маркова А. К. Психология обучения подростка. - М.: Политиздат, 1975. - С.64.
7. Нелюбов С. А. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции школьников в учебной деятельности. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003. - С.72-73.
Использование метода проектов при обучении иностранному языку дает следующие результаты. Во-первых, проект чаще всего бывает межтематическим и, тем самым, актуализирует знания из различных образовательных областей, способствуя интеграции учебных предметов. Во-вторых, включает иностранный язык в разные виды деятельности: исследователь-
скую, трудовую, эстетическую. В-третьих, работа над проектом - это сочетание самостоятельной работы ученика с работой в паре, группе, коллективе по решению какой-либо проблемы. Осуществление коллективного творческого дела требует умения поставить проблему, наметить способы ее решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал, систематизировать его, обсудить с членами группы, как лучше его представить, и, наконец, выступить на самой презентации, будь то выставка, конференция или итоговый урок.
Таким образом, проведённое исследование доказало эффективность метода проектов как одного из средств субъективации младших школьников в процессе обучения.