УДК 316.422 «19»
Г. А. Гонтарева, О. П. Агафонова
Дидактический потенциал метода проектов в формировании субъектной позиции младшего школьника
В статье раскрывается дидактический потенциал метод проектов для формирования субъектной позиции младших школьников в процессе изучения иностранного языка. Дидактическая значимость метода проектов определяется тем, что он позволяет актуализировать учебно-познавательную деятельность и активизировать учащегося как субъекта этой деятельности.
The didactic potential method project opens in article for shaping subject to positions younger schoolboy in process of the study of the foreign language. Didactic value of the method project is defined that he allows make actual scholastic-cognitive activity and actuate pupil as the subject to this activity.
Ключевые слова: метод проектов, дидактический потенциал, субъектная позиция, начальная школа.
Key words: method of the projects, didactic potential, subject to positions, elementary school.
Метод проектов получил в настоящее время широкое распространение в различных предметных областях, в том числе в области изучения иностранного языка и культуры как личностно ориентированный, реализующий обучение в сотрудничестве.
Популярность данного метода как среди учащихся, так и среди преподавателей иностранного языка объясняется, с нашей точки зрения, прежде всего тем, что проектное задание непосредственно связывает процесс овладения определенным предметным знанием с практикой использования этого знания. Причем комплексный характер проектной работы позволяет ученику выстраивать проект, «собирая» для этого знания «из разных ящичков имеющегося у него банка данных». Это означает, что осваиваемые в учебном процессе знания, умения и навыки перестают быть «ничейными», «разрозненными». Они органично присваиваются учащимся и становятся для него личностно значимыми, личностно мотивированными.
Таким образом, метод проектов позволяет актуализировать собственно учебно-познавательную деятельность и активизировать учащегося как субъекта этой деятельности. Кроме того, данный метод основан на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного
процесса, идее взаимного обучения (co-operative learning), при котором они берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, начинают помогать друг другу, отвечать за успехи каждого. В отличие от фронтального или индивидуального обучения, в условиях которого учащийся выступает как индивидуальный субъект учебной деятельности, отвечая только «за себя», за свои успехи и неудачи, проектная деятельность создает условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик-учитель-группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности [2].
Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С. Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи — так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе» [5, с. 199].
Таким образом, актуализация в процессе использования метода проектов коллективного субъекта учебной деятельности способствует развитию у учащегося необходимых качеств и как автономной, и как социально-активной личности, способной взаимодействовать в учебной группе и принимать на себя ответственность как личную, так и за учебную группу. Это создает условия для социализации личности, развития деловой активности ученика, так как при взаимодействии в ходе обучения и обучении в системе социального взаимодействия, учащиеся принимают и выполняют различные социальные роли (организатора, лидера, исполнителя и др.) в процессе решения проблемных задач в ситуациях реального взаимодействия. Кроме того, современное образование испытывает потребность в формировании новой дискурсивной практики, в которой общение через диалог рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений в школе. Это предполагает создание системы отношений между участниками образовательного процесса, которая способствовала бы, с одной стороны, саморазвитию личности и реализации личностной «Я-концепции», а с другой — формированию стратегии взаимодействия в учебной деятельности, основанных на диалогических коммуникациях.
Метод проектов, по определению Е.С. Полат, «предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполняемых проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоре-
тическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению» [5, с. 198-200].
На основе определения метода проектов Е.С. Полат [5] формулирует следующие основные требования к использованию метода проектов, которые можно считать общедидактическими.
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.
Определение научного аппарата исследования (формулирование проблемы, цели, задач исследования, выдвижение гипотезы их решения; выбор методов исследования; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы; оформление конечных результатов и др.).
Рассмотрим особенности использования учебного проекта на уроках иностранного языка и его влияние на формирование субъектной позиции младшего школьника.
Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно. Таким образом, возросла мотивация к его изучению, но трудностей на пути овладения иностранным языком, особенно в массовой школе, не убавилось. По-прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения.
Как известно, цель обучения иностранному языку в школах разных типов состоит в овладении коммуникативной компетенцией, т. е. предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), сколько практическому овладению. При этом необходимо обучать таким образом, чтобы в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью в сознании учащегося формировалась система языка [4]. Кроме того, в основе обучения любому виду речевой деятельности лежат слухомоторные связи. Поэтому одна из закономерностей методики обучения иностранному языку гласит: изучение его должно основываться на развитии, у школьников слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений и по возможности в индивидуальном режиме [6].
К сожалению, практически все учебники по иностранному языку не учитывают эти особенности предмета и разрабатываются в расчете на
некоего среднего ученика. Компенсировать этот недостаток можно и нужно за счет подбора методов, которые могли бы обеспечить выполнение следующих требований:
создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно;
стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым достигать успехи в обучении;
затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс интеллект, чувства, эмоции, ощущения;
учитывать потребности ребенка, обеспечивая смену приемов, методов, форм обучения;
активизировать деятельность детей за счет использования игры как способа обучения/учения;
превратить ребенка в активное действующее лицо учебного процессе, который осознает, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приемами и средствами обучения;
создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом; это меняет функции учителя, делая его наблюдателем, консультантом и участником детских игр;
постепенно научить ребенка работать над языком самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.
Всем этим требованиям отвечает метод проектов, который не является новым ни для отечественной, ни для зарубежной школы [3], но в области раннего обучения иностранного языка метод проектов до настоящего времени широко не использовался. Хотя именно для начальной школы, в которой обучение ребенка совпадает с периодом его интенсивного личностного развития, проектные методы особенно актуальны.
Основанием для доказательства данного утверждения являются следующие характеристики метода проектов как одного из методов обучения.
Проект представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игра, анкетирование, выпуск стенгазеты и др.).
Работа по проекту есть процесс творческий. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения лич-
ностно значимой для них проблемы, что обеспечивает перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию.
Проект позволяет привнести в учебный процесс так называемые социальные (интерактивные) формы обучения. Да и сам проект по сути своей является интерактивной формой работы. Он создает ситуации, в которых дети сосредоточивают свое внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании. Важной при этом является цель совместной деятельности: узнать новую информацию и определенным образом ее оформить, сделать что-либо вместе с другими и т. д. Иными словами, в условиях проекта учебный процесс выходит за узкие рамки языковых аспектов в область личностных отношений и интересов как детей, так и учителя.
В ходе проекта ребенок активен, он проявляет способности к творчеству и самостоятельности. Он не является пассивным исполнителем воли учителя. Таким образом, проектный метод позволяет исключить формальный характер изучения младшими школьниками языка (по принципу «Надо знать») и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата изучения языка.
Проект в принципиальном плане меняет функциональные обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения иностранному языку и конкретного урока; второй выступает в роли советчика, помощника, участника детских игр и занятий. Иными словами, метод проектов позволяет при правильной организации реализовать принцип личностноориентированного, личностно-деятельностного обучения иностранным языкам, формировать субъектную позицию школьника [3, с. 9-15].
Эти аргументы дают нам основание предположить, что сегодня метод проектов, обеспечивающий интерактивный характер упражнений и заданий, является адекватным целям обучения иностранным языкам в начальной школе. Кроме того, этот метод и технология его реализации вполне органично вписываются в классно-урочную систему, не затрагивают содержание обучения, позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемые результаты обучения и раскрывать способности каждого ученика, предоставляя возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.
Говоря о методе проектов в начальной школе можно так же выделить цели, требования, структуру, этапы введения этого метода в педагогическую практику младших школьников.
Главными целями введения этого метода в начальную школу являются [1, с. 28-32]:
развитие интереса к предмету; приобретение исследовательского опыта;
развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;
развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и
т.д.;
получение дополнительных знаний по теме; развитие навыков монологической речи (по заданным образцам). При использовании метода необходимо соблюдение ряда требований:
практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время; структурирование содержательной части проекта.
Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и его проведения:
представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение гипотез;
обсуждение возможных источников информации, оформление результатов;
собственно работа над проектом;
защита проектов с оппонированием со стороны всех присутствующих.
Основные принципы использования метода проектов в начальной школе:
формулировка конкретной цели, направленной на достижение не «языкового», а практического результата (употребить язык в коммуникативных целях, позволяющих узнать/ открыть новое; совместно сделать что-либо и т.д.);
получение каждым учеником конкретного задания, нацеленного на выполнение практического действия с помощью языка;
самостоятельное выполнение детьми задания и помощь учителя в случае необходимости;
обоюдная ответственность учеников и учителя за результаты работы.
Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности методом проектов становится как бы исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной деятельности. А ее результат, с одной стороны, влияет на результат групповой и коллективной работы, а с другой, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива. Каждый учащийся пользуется результатами как групповой, так и коллективной работы, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и при-
нятии общего решения, либо при работе над следующим, новым заданием / проектом / проблемой, когда школьники используют знания, полученные и отработанные усилиями всей группы. Совместная работа дает хороший стимул и для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Учитель же может уделить значительно больше внимания отдельным ученикам, поскольку все заняты делом. Это и есть осуществление личностно-ориентированного подхода в условиях классно-урочной системы, один из возможных способов его реализации.
Работа по проектам происходит в определенной последовательности и включает в себя, как правило, следующие этапы:
подготовительный: выбор темы и ее формулировка, определение цели и конкретного результата её достижения, обсуждение организации и содержания предстоящего проекта;
сбор материала, накопление и оформление детьми материала, в том числе и языкового; обсуждение первых результатов и уточнение конечных результатов работы; поиск новой, дополнительной информации в различных режимах работы (индивидуальной, парной, групповой);
использование полученного материала в процессе речевого общения; завершение оформления продукта проектной работы; подведение итогов и презентация проекта.
В силу своего дидактического потенциала метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Однако, как это часто бывает, происходит смешение или даже подмена понятий. Понятие «проект» предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т.п. При этом имеется в виду поиск, формулирование не только главной идеи, но и условий ее реализации. В последние же годы в педагогической практике проектом необоснованно стали называть такие школьные мероприятия, как: неделя английского языка, создание общешкольного альманаха, спортивные соревнования. Иногда это оправдано, если речь идет действительно о проекте, а не о работе по теме, групповой работе, просто мероприятии. Следует различать широкое толкование проекта как понятия и метода проектов.
Метод — это дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе учебных проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели.
В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат,
который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Вот почему мы и обратились к методу проектов на начальном этапе освоения и творческого применения языкового материала. Кроме того, в процессе изучения иностранного языка метод проектов является комплексным видом учебной деятельности, он интегрирует различные виды иноязычного речевого общения в целях решения определенных конструктивно-практических, информационных, исследовательских, сценарных и других проблемных и творческих задач. Эти задачи могут быть ориентированы на создание учащимися различных видов конструктивных творческих продуктов, диапазон которых может варьироваться от детских иллюстраций и подписей под картинками до исследования реальных культурно-исторических проблем и конкретных социальных обследований, написания сценария собственного фильма, подготовки к изданию, например, буклета о школе и т.п.
При этом с одной стороны, изучаемый иностранный язык выступает в качестве средства образовательной, информационной, конструктивно-творческой деятельности учащегося, а с другой — в процессе создания проекта и одновременно с этим происходит освоение изучаемого языка в различных аспектах его непосредственного использования.
Таким образом, метод проектов при изучении иностранного языка создаёт условия для создания учащимися личностного образовательного продукта в аутентичной ситуации образовательной или социально культурной деятельности. В силу этого проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранного языка в продуктивную творческую самостоятельную деятельность.
Список литературы
1. Брейгина М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 2. - С. 28-32.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.
3. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 3. - С. 9-15.
4. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. -М.: Академия, 2007.
5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. - М.: Академия, 2001.
6. Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. - М., 1980.