17. Шляхта Н.Ф. Психологическая структура познавательной активности / Совершенствование подготовки учащихся малокомплектной школы: сб. науч. тр. / Н.Ф. Шляхта.- Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996. -С. 127-134.
18. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
Педагогика
УДК: 378.2
магистрант Штефан Светлана Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье отражена актуальность использования метода моделирования в процессе логопедической коррекции нарушений связной речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Представлены результаты экспериментального изучения особенностей связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: метод моделирования, логопедическая коррекция, дошкольник, общее недоразвитие речи, связная речь.
Annotation. The article reflects the relevance of the method of modeling in the process of speech therapy correction of disorders of coherent speech of preschool children with General underdevelopment of speech. The results of an experimental study of the characteristics of coherent speech of the senior preschool children with General underdevelopment of speech.
Keywords: a method of modeling, speech therapy correction, a preschooler, a General underdevelopment of speech, connected speech.
Введение. Развитие связной монологической речи определяет основы вербально-личностного развития ребенка дошкольника. Связную речь характеризует развернутость, четкость и взаимосвязь отдельных компонентов текстового сообщения.
По мнению Ф.А. Сохина связная речь представляется не просто последовательностью связанных друг с другом мыслей, она вбирает в себя все достижения дошкольника в процессе овладения родным языком, освоения его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя [5]. Потому, как дошкольники выстраивают свои высказывания, возможно судить об уровне их речевого развития. Связная речь представляется любой единицей речи, составные языковые компоненты которой являются организованным по законам логики и грамматического строя данного языка единым целым. Связная речь, по мнению Т.Б. Филичевой, служит наиболее сложной формой речевой деятельности, которая носит характер последовательного систематического развернутого изложения [8].
Ушаковой О.С. принадлежит наиболее современное определение понятия «связная речь»: «Связная речь - это такая речь, которой присущи такие качества как содержательность (раскрытие смысла текста, его объем), самостоятельность и композиция высказывания (наличие четких структурных компонентов текста)». Осуществление связной речи происходит в двух основных формах - диалоге и монологе, каждая из которых имеет ряд особенностей, определяющих характер методики их формирования [7].
Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой ряд различных сложных речевых расстройств, при которых у дошкольников при нормальном слухе и сохранном интеллекте нарушается процесс формирования всех компонентов речевой системы. Группой риска выступают дошкольники первых двух лет жизни, имеющие предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, в связи с чем они нуждаются в специальном логопедическом, и, нередко, медицинском воздействии. Процесс своевременного выявления таких дошкольников и проведение соответствующих коррекционных мероприятий способствует значительному ускорению хода их речевого и умственного развития [3, 4].
Построение традиционного подхода в преодолении ОНР у детей старшего дошкольного возраста, в том числе и такого компонента, как связная речь, происходит на получении ими разнообразной и уже готовой информации. В таком случае дошкольники воспринимают чужой опыт в соответствии со своими возможностями, а это не может способствовать развитию в полной мере его имеющихся способностей, мышления, познавательного интереса умения постановки и достижения цели, а также самостоятельного открытия чего-то нового для себя. Ряд трудностей в процессе овладения дошкольниками понятийным мышлением и, соответственно, в усвоении новых слов способствует задержке процесса развития навыков связной речи.
Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день проблемы, которые связаны с процессом формирования связной речи, представляются центральной задачей речевого воспитания дошкольников с ОНР. Именно в связной речи происходит реализация основной коммуникативной функции языка. Правильно сформированное связное высказывание может позволить дошкольнику рассказать и описать какое-либо событие. При условии, что такой рассказ будет являться точным и полным, будет состоять из нескольких логически связанных друг с другом предложений, такая речь дает возможность называться связной, содержательной, логичной, последовательной и понятной для окружающих.
В работах В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Т. Б. Филичевой и др. было установлено, что старшие дошкольники с ОНР имеют ряд значительных трудностей программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. У них наблюдаются нарушения связности и последовательности
изложения, смысловые пропуски и низкий уровень используемой связной речи. Проблема формирования связной речи дошкольников с ОНР достаточно давно и активно разрабатывается отечественными учеными. Но на сегодняшний день актуальным является вопрос о поиске новых форм работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР [1, 2, 8, 9].
Познавательно-исследовательская деятельность представляется основой существования человека в мире. С самого раннего возраста дошкольники выступают в роли исследователя, познавая окружающий мир, предметы и их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Это познание начинается с самых простых и обычных действий: ребенок умывает лицо по утрам - познает свойства воды; завтракает, обедает и ужинает - познает съедобное и несъедобное и т.д.. Таким образом, происходит его знакомство с речевым обозначением предметов, явлений [6].
В деятельности экспериментирования дошкольник выступает в роли своеобразного исследователя, самостоятельно воздействующего различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Сам процесс узнавания, исследования - экспериментирования нравится детям, активизирует их познавательную деятельность. Знания, приобретенные самостоятельно, всегда являются более осознанными и прочными. Познавательно-исследовательская деятельность имеет большое значение в развитии познавательных способностей детей, в коррекции речевых патологий, в психическом развитии и формировании личностных качеств.
У ребенка к старшему дошкольному возрасту происходит рост познавательной потребности в новых впечатлениях, что является основой процессов возникновения и развития познавательно-исследовательской деятельности, которая направлена на познание окружающего мира. Чем разнообразнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается, а это значит, что детское экспериментирование представляется в роли эффективного средства познания закономерностей и явлений окружающего мира. Дошкольники познают мир в результате любой деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности они получают возможность самым непосредственным способом удовлетворить свою любознательность [4].
На современном этапе развития логопедической науки установлено, что благодаря использованию метода моделирования повышается мотивационный компонент детской деятельности на дальнейшее развитие и запоминание нового материала. Это обусловлено тем, что указанный вид деятельности является для ребенка новым и интересным. Несмотря на результаты имеющихся исследований о значимой роли метода моделирования проблема остается недостаточно изученной. Наблюдается потребность в практике располагать новыми подходами и методами с оценкой их продуктивности, однако таких научных рекомендаций на сегодняшний день недостаточно. Проблема состоит в том, чтобы определить наиболее продуктивные технологии для развития связной речи дошкольников с ОНР.
Предметом нашего исследования явился процесс моделирования как достаточно новый способ формирования связной речи. Исходным тезисом в данном случае выступает тесная взаимосвязь развития речи и познания, поскольку познавательное развитие дошкольника, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов - понятий, закрепляющих новые знания и представления. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, моделирование является одним из основных видов деятельности в детской организации наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной и изобразительной. Моделирование в познавательно-исследовательской деятельности рассматривается учеными с позиции структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности и предстает как своеобразное проявление природного, социального и индивидуального.
Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №114. В исследовании участвовало 20 дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи второго и третьего уровня. Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста использовались следующие методы:
- изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми;
- наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;
В целях комплексного исследования связной речи дошкольников нами использовались серии заданий по В.П. Глухову [1], которые включали:
- составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
- составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
- пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- сочинение рассказа на основе личного опыта;
- составление рассказа-описания.
Результаты выполнения заданий фиксировались в протоколе и оценивались количественно и качественно. По итогам обследования можно сделать вывод, что связная речь старших дошкольников находится на уровне, классифицируемом как недостаточный и низкий.
Рисунок 1. Уровни развития связной речи старших дошкольников с ОНР
На рисунке 1 представлены сводные результаты исследования уровня развития связной речи (монологическая и диалогическая речь) старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Из диаграммы видно, что высокого уровня развития связной монологической речи в исследовании зарегистрировано не было, при этом выявлено 15% развития диалогической речи. Среднему уровню монологической речи соответствовало 17% ответов, диалогической - 51%. Недостаточный уровень развития монологической речи был зарегистрирован в 58% случаев, диалогической - 9%, у 25% дошкольников был выявлен низкий уровень как монологической, так и диалогической речи. Таким образом, проведенное исследование показало, что у дошкольников, принимавших участие в исследовании в основном, преобладает низкий и средний уровень развития связной речи.
Дети демонстрировали большое количество ошибок при составлении фраз по картинкам. Им доступно простое перечисление предметов без использования различных категорий языка. При составлении рассказа по сюжетным картинкам преобладающее большинство детей справлялось с заданием только с помощью наводящих вопросов, при этом демонстрировали пропуск смысловых вех, нарушение логики высказывания. При описании предмета наблюдалась неспособность самостоятельно составить описательный рассказ. Дети демонстрировали бедность грамматических конструкций, персеверации и длительные паузы.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у дошкольников с ОНР связная речь развита недостаточно. На следующем этапе работы в соответствие с выделенными программой лексическими темами с детьми были проведены занятия на основе традиционных методик и с использованием метода имитационного моделирования.
Имитационное моделирование в условиях обучения детей дошкольного возраста позволяет воссоздать предметное содержание реальной деятельности, что способствует усилению способов развития связной речи у дошкольника.
В нашем исследовании технология имитационного моделирования рассматривалась как современная технология продуктивного обучения детей дошкольного возраста, которая является средством познания и развития связной речи через моделирование конкретных ситуаций, создание упрощенной модели текста в системе средств, актуализирующих их вербально-личностное становление.
В процессе исследования разработана, обоснована модель технологии имитационного моделирования, в которой определяются функции речевой деятельности через приближение содержания коррекционного процесса к реальным условиям их практического применения. В модели имитационного моделирования отражены идеи личностно-вербального образования.
Технология имитационного моделирования в коррекционном процессе ДОУ рассматривается как использование готовой модели анализируемой системы или ее проектирование, ролевое взаимодействие в условиях решения учебных и практических задач, направленных на развитие коммуникативной компетентности и вербально-личностное развитие дошкольников с ОНР в процессе обучения с последующей возможностью воспроизведения этой деятельности в реальных условиях.
Методика использования имитационного моделирования рассматривается как целостная дидактическая система, в которой отражены идеи компетентностного и личностного подходов в образовании. Компонентами системы являются цели, функции, содержание, принципы, результаты «вхождения» дошкольников в активную речевую практику. В целях и функциях отражается ценностно-мотивационная направленность технологии, ее ориентация на вербально- личностное становление дошкольников с ОНР. Содержание и принципы технологии имитационного моделирования раскрываются через организацию деятельности дошкольников и учителя-логопеда (иногда воспитателя) в специально создаваемых имитационных формах. В результатах отражены показатели коммуникативной компетентности и вербально-личностного развития старших дошкольников с ОНР.
Методика использования имитационного моделирования обоснована как модель, стимулирующая формирование коммуникативных умений и вербально-личностное становление дошкольников. В качестве основных форм имитационного моделирования обоснованы и представлены имитационная ситуация и упрощенные модели текста.
Выводы. Таким образом, проведение занятий с использованием имитационного моделирования способствовало выполнению поставленных целей. Дети во время занятий вели себя активно, заинтересованно, старательно выполняли все задания. Дошкольники старшего дошкольного возраста осваивали потенциальную возможность использовать монологическую и диалогическую виды речи. В собственной речи они научились использовать небольшие рассказы, строить вопросительные предложения и т.п.
При подведении итогов контрольного этапа исследования были подсчитаны количественные нарушения связной речи у каждого дошкольника с ОНР. Полученные результаты контрольного этапа свидетельствуют о том, что у детей улучшились показатели связной речи в среднем на 17,3%. Выявленные данные достоверно свидетельствуют об эффективности использования имитационного моделирования в коррекционной работе учителя-логопеда.
Литература:
1. Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для пед. и гуманит, вузов. (Авт.-сост. В.П. Глухов) / В.П. Глухов. - М.: МГТУ им. М.А. Шолохова, 2007. - 312 с.
2. Гуменная Г. С. Психолого - педагогическая типология детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991. - С. 41 - 52.
3. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории, практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: изд-во Эксмо, 2011. - 288 с.
4. Ломакина О.С., Жулина Е.В. Развитие диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций. - Синергия Наук. 2018. № 5. С. 981-988.
5. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1983. 349 с.
6. Суворова О.В., Черемисова И.П., Мамонова Е.Б. Влияние эмоционального взаимодействия матери на самоотношение старшего дошкольника // Вестник Мининского университета. - 2017. - №1.
7. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. - N 11. - с. 8-12.
8. Филичева Т.Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое / Т. Б. Филичева // Логопедия. - 2008. - №3. - С. 5-9.
9. Ястребова А.В. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи / А.В. Ястребова, О.Л. Лазаренко. - М.: АРКТИ, 2001. - 84 с.
Педагогика
УДК 371.2
доктор медицинских наук, профессор, академик АМТН Шувалова Ирина Николаевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта) инженер Ли Сангку
Директор компании НовуМедикал (Корея)
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ВУЗА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ «NOVUMEDICAL»
Аннотация. Технологии, сохраняющие здоровье, способствуют саморазвитию, самообразованию студентов, их адаптации в условиях изменяющейся внешней среды и эффективному овладению навыками по сохранению своего здоровья в условиях целостного образовательного процесса вуза. Для планирования и внедрения таких технологий в образовательное учреждение необходимо соблюдать два условия: во-первых, нужно знать, что способствует или вызывает неблагоприятное состояние; во-вторых, какими практическими действиями их можно устранить. Внедрение в практику здоровьесохраняющих технологий, аппаратов «TopRelax» и «NovuEye» отвечает этим условиям. Эти новейшие технологии комфортны, просты в использовании и высокоэффективны в профилактике проблем позвоночника и заболеваний глаз, а именно эти системы наиболее подвержены напряжению в процессе обучения.
Ключевые слова: здоровьесохраняющие технологии, образование, уменьшение напряжения глаз и мышц спины.
Annotation. Technologies, that save health, facilitate self-development, self-education of students, their adaptation to the changing environment and effective mastery of skills in a holistic educational process of the university. It is necessary to comply with two conditions in order to plan and implement these technologies in educational institutions: firstly, it is necessary to know what makes or causes an adverse condition; secondly, by what practical actions it can be eliminated. Implementation in practice of health recovery technologies, devices «TopRelax» and «NovuEye» meets these conditions. These latest technologies are comfortable, easy to use and highly effective in the prevention of spinal problems and diseases of the eye, and these exact systems are mostly exposed to stress during training.
Keywords: health recovery technology, education, eye strain and back muscles.
Введение. Основными стратегическими направлениями развития системы охраны здоровья в РФ на период до 2035 года и включенными в дорожную карту стали: «Здоровье и долголетие», «Превентивная медицина», «Спорт и здоровье», «Биомедицина» и др. И это совершенно не случайно. По мнению большинства российских и зарубежных экспертов, основными трендами развития национальных систем охраны здоровья на ближайшие 20 лет станут: персонализация медицины, массовый переход к превентивной медицине, курс на активное долголетие, устойчивый рост популярности натуропатических и превентивных методов профилактики и лечения заболеваний [2, 3, 7].
Снижение уровня заболеваемости, болезненности, инвалидности, а также сохранения, укрепления и восстановления здоровья, увеличения продолжительности жизни можно достигнуть, только используя инновационные превентивные методы диагностики, лечения и профилактики. Ранняя диагностика заболеваний крайне необходима, однако, не имея средств, влияющих на коррекцию выявленных патологических нарушений, говорить о предиктивной медицине некорректно[1, 5, 6].
В 2002 году, в Париже была создана Европейская ассоциация антивозрастной медицины (ESAAM), которая в настоящее время носит название «Европейская ассоциация превентивной, регенеративной и антивозрастной медицины». Ассоциация открыла новое междисциплинарное направление в медицинской науке и практике - Медицина - "4P"; предсказательная, превентивная, персонализированная партисипативная