Научная статья на тему 'Проблемы формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи'

Проблемы формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2443
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ИНТЕРАКТИВНАЯ СЕНСОРНАЯ ПАНЕЛЬ / PRESCHOOLERS / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / COHERENT SPEECH / INTERACTIVE TOUCH PANEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна

В статье представлен теоретический анализ особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Отмечены важность и значимость развития фразы и связности для речи ребенка дошкольника. Раскрывается содержание экспериментального исследования и на этой основе предъявляется анализ полученных данных. Определяется целесообразность использования интерактивной сенсорной панели, позволяющей интенсифицировать коррекционный процесс и повысить уровень развития связной речи у изучаемой категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION COHERENT SPEECH OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

The article presents a theoretical analysis of the peculiarities of the connected speech of the senior preschool children with General underdevelopment of speech. The importance and significance of the phrase and connectivity for the speech of a preschool child are noted. The content of the experimental study is revealed and the analysis of the obtained data is presented on this basis. The expediency of use of the interactive touch panel allowing to intensify correctional process and to increase the level of development of coherent speech at the studied category of children is defined.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

 в области чтения: - работать с военно-профессиональными текстами авиационной направленности в целях поиска актуальной информации (просмотровое чтение); - понимать прямолинейные научные и технические тексты (руководства, технические описания и инструкции по эксплуатации воздушных судов); - понимать содержания документов, удостоверяющих характер перевозимого груза, маршруты движения (флайт план); - реферировать и аннотировать иноязычные тексты общенаучного и военно-прикладного характера.

ВЛАДЕТЬ: - технической терминологией, применяемой для объяснения назначения, принципа работы и характеристика оборудования; - основами процедуры ведения радиообмена на английском языке при возникновении особых случаев (пожар на борту, недостаток топлива, сложные метеоусловия, неисправности авиационной техники на земле и во время полета, авиационная безопасность (террористическая угроза, человеческий фактор, опасные грузы), медицинские вопросы; оформление грузоперевозок и планирование рейсов, военная активность в воздушном пространстве и т.д.); - современными источниками информации на иностранном языке для самообразования.

Выводы. В результате исследования нами были проанализированы выполняемые речевые функции в предметных сферах и ситуациях профессионального общения военных лётчиков, а также детализированы критерии и уровни сформированности иноязычной коммуникативной компетенции курсантов 3-5 курсов филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Сызрани. С учетом полученных результатов преподавателями кафедры иностранных языков был разработан научно-методический комплект речевых упражнений и тестовых заданий, который вошел в состав фонда оценочных средств по дисциплине «Авиационный английский язык».

Литература:

1. ICAO Document 9835: Manual on the Implementation of ICAO Language Proficiency Requirements, 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www4.icao.int Doc 9835 2nd Edition.pdf (Дата обращения 10.09.18)

2. Воздушный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/vozdushnyj-kodeks-rossijskoj-federacii (Дата обращения 10.09.18)

3. Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд. М.: Флинта, 2003. 320 с.

4. Мельниченко, С.А. Проблемы языкового обучения авиаспециалистов в России и их решение. Часть 2 - Пути решения проблем / Мельниченко, С.А. // Новости аэронавигации. - 2002. - № 3. - с. 17-21.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 25.05.04 «Лётная эксплуатация и применение авиационных комплексов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/55171413/paragraph/1:1 (Дата обращения 10.09.18)

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Ольхина Елена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Отмечены важность и значимость развития фразы и связности для речи ребенка дошкольника. Раскрывается содержание экспериментального исследования и на этой основе предъявляется анализ полученных данных. Определяется целесообразность использования интерактивной сенсорной панели, позволяющей интенсифицировать коррекционный процесс и повысить уровень развития связной речи у изучаемой категории детей.

Ключевые слова: дошкольники, общее недоразвитие речи, связная речь, , интерактивная сенсорная панель.

Annotation. The article presents a theoretical analysis of the peculiarities of the connected speech of the senior preschool children with General underdevelopment of speech. The importance and significance of the phrase and connectivity for the speech of a preschool child are noted. The content of the experimental study is revealed and the analysis of the obtained data is presented on this basis. The expediency of use of the interactive touch panel allowing to intensify correctional process and to increase the level of development of coherent speech at the studied category of children is defined.

Keywords: preschoolers, General underdevelopment of speech, coherent speech, interactive touch panel.

Введение. В последнее время в дошкольные образовательные организации все чаще поступают безречевые дети, в языковом арсенале которых насчитывается всего несколько лепетных слов. Число детей с различными речевыми расстройствами в настоящий момент растет, среди них особое место занимают дети с

общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) - термин из психолого-педагогичесской классификации речевых нарушений, введенный Левиной Р.Е., который может быть применим только к детям с нормальным слухом и интеллектом. Среди других речевых патологий ОНР занимает достаточный процент - 43,7%. Так Волкова Л.С. указывает на следующие процентные соотношения - 1% среди детей дошкольного возраста, 0,2-0,6% среди школьников, из этого количества 33% занимают девочки, 67% мальчики, а среди всего населения в среднем 0,1% имеет ОНР 1 уровня.

Такая ситуация способствует тому, что на речевое развитие детей обращается все больше и больше внимание со стороны науки и практики. Разрабатывается аппарат диагностических и коррекционных методик.

Изложение основного материала статьи. Речь относится к высшим психическим функциям. Самой сложной ее формой является связная речь. Ее изучению были посвящены труды многих ученых-исследователей, таких как: Выготский Л.С., Лурия А. Р., Рубинштейн С.Л., Жинкин Н.И., Зимняя И.А. и другие.

Так, Рубинштейн С.Л. писал: «Связной <...> мы называем такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания» [10]. Связную речь принято разделять на монологическую и диалогическую. Из них первой в онтогенезе появляется диалогическая, обеспечивающая возможность беседы между ребенком и взрослым, и подготавливающая формирование монологической речи.

Диалог - процесс речевого взаимодействия, включающий в себя чередование говорения одного собеседника и слушания им другого. Среди лексических средств часто используются фразеологизмы, разговорная, профессиональная, жаргонная лексика. Предложения могут быть как простыми, так и сложными. Диалог - это всегда спонтанная, непроизвольная речь.

Монолог является более сложной и поздно формирующейся формой речи. Для него характерно отсутствие собеседника, даже не всегда предполагается наличие слушателя или читателя, если это письменная речь. Монолог всегда обладает намного более развернутыми и полными формулировками, всегда есть длительная внутренняя подготовка высказывания.

В дошкольном возрасте выделяют три основных типа монологической речи: описание, повествование, рассуждение, основные виды деятельности - диалог, пересказ, рассказ. Диалогическая и монологическая речь могут вступать во взаимодействие, составляя особые типы высказывания. Как писал Глухов В.П., «.монологическая речь, возникающая у ребенка на основе диалогической, впоследствии органично включается в разговор, беседу» [2]. По данным Филичевой Т.Б., в норме уже в дошкольном возрасте эти две формы речи мирно сосуществуют и активно включаются в речевое взаимодействие [13].

По мнению Выготского Л.С., монологическая речь является высшей формой речи, которая обладает внешним и внутренним планом. Внутренний план это мысль, которая имеет четкую направленность, смысловую цельность и «совершается в слове» [1]. Внешний же план речи - это собственно звучащая речь. При этом внутренний план речи может быть вполне оформленным, а внешний не совпадать с ним или внутренний план вообще не находит выражение в словах.

Таким образом, опираясь на данные Выготского Л.С. структуру речи можно представить в виде схемы: мотив - мысль - речь.

Согласно учению А.Р. Лурия процесс речевого высказывания включает в себя несколько звеньев: во-первых, мотив, потребность выразить что-либо через речь, без него речевое содержание будет не связным; во-вторых, первичный замысел, который определяет содержание и структуру высказывания; формирование «целостной системы», которая включает в себя цепь взаимосвязанных неделимых предложений, подчиненных одной теме; собственно связное высказывание [8]. Таким образом, согласно А.Л. Лурия психический процесс порождения речи обладает той же структурой, что и любая другая психическая деятельность. Также как и Л.С. Выготский, А.Р. Лурия отмечает, что овладение связной речью происходит только после того, как внешняя эгоцентрическая речь переходит во внутренний план.

Зимняя И.А., обобщив знания и представления о психологической структуре порождения речевого высказывания, вывела следующую схему: «побуждение», оно же мотив; «общий смысловой образ», он же замысел, он же программа высказывания, который включает в себя «внутреннюю схему высказывания» и «выбор слов по значению»; «внешняя реализация замысла», то есть собственно высказывание, во время которого всегда должен присутствовать слуховой контроль [4].

Вне зависимости от того монолог это или диалог, у связной речи есть ряд характеристик. Так, Ф.А. Сохин пишет: «Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно» [12]. Связность речи обеспечивается группами связей: логических, функционально-стилевых, психологических, грамматических [3]. Для связной речи характерна содержательность, точность, логичность, ясность, разнообразие.

Сформированная связная речь предполагает, по мнению Н.Н. Ивановой и П.В. Скрибцова, развитие мыслительно-языковых способностей [5]. Для реализации речевого замысла в связное речевое высказывание необходимо иметь базу в виде объемного словарного запаса, усвоенных правил использования грамматических категорий, умение запланировать и реализовать программу высказывания и так далее.

Как утверждает Ширикова О.А., овладение родным языком - важнейшее достижение в дошкольном возрасте [14]. Принято считать, что к 3-м годам речь детей уже полностью сформирована. К 4 годам, по мнению Рысковой Р.А., детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание и повествование [11]. К пяти годам дети уже могут свободно использовать в речи предложения со сложными структурами, которые складываются в короткие рассказы. В этом возрасте ребенок может пересказать текст сказки из 40-50 предложений [7]. У детей с ОНР первая фраза может появиться после 3-х лет и даже после 4-х лет.

В настоящий момент в психолого-педагогической литературе не так много работ, посвященных изучению развития и становления связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Все это требует обращения к данной проблематике с целью расширения путей и средств формирования связного высказывания у ребенка дошкольного возраста с ОНР [9].

Детальный теоретический анализ позволил определить цель экспериментального исследования.

Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального изучения особенностей связной речи у старших дошкольников с ОНР, разработать и внедрить комплекс коррекционных упражнений и заданий с

использованием интерактивной сенсорной панели.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе дошкольных образовательных организаций в группах компенсирующей направленности города Нижнего Новгорода.

Для организации и проведения исследования были отобраны две группы детей старшего дошкольного возраста: контрольная - 30 детей с нормальным речевым развитием и экспериментальная - 30 дошкольников с общим недоразвитием речи.

С учетом цели и задач исследования нами был составлен диагностический инструментарий, включающий в себя серию из пяти заданий, которые направлены на изучение:

• уровня сформированности фразовой речи;

• уровня сформированности навыков пересказа;

• уровня сформированности умения составлять рассказы по серии картинок;

• уровня сформированности умения составлять рассказ-описание;

• составление рассказа на заданную тему.

Количественная и качественная система оценивания была основана на бальной системе, указанной В.П. Глуховым [2] и В.Л. Сиротиной [6]. Стимульный и речевой материал был подобран с учетом возрастных особенностей детей развития умения составлять рассказ на заданную тему.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: разрыв в качественном уровне развития связной речи у детей с ОНР и у детей с нормой речевого развития весьма значителен. Несмотря на то, что в разных заданиях и на разном речевом материале ошибки и нарушения у детей проявляются по-разному, все же можно выделить типологические трудности.

Большинство детей легко справляются с заданиями направленными на изучение уровня развития связной речи на уровне фразы и составлением рассказа по серии картинок. Однако, уже на этом этапе стал заметен разрыв в объеме составленного рассказа, отмечена склонность детей экспериментальной группы к использованию в речи простых нераспространенных предложений. Составление рассказа-описания у детей с ОНР сводилось к простому перечислению признаков игрушки, при этом они нарушали последовательность изложения рассказа; делали необоснованные паузы. Составление рассказа на заданную тему стало самым трудным заданием для обеих групп детей. Регистрировалось достаточное количество отказов в выполнении данного задания. Для детей с ОНР были характерны малые по объему и приближенные к сюжетам сказок рассказы, в которых присутствовали аграмматизмы. Дети затруднялись в построении предложений, неверно оформляли связи слов, допускали пропуски, ошибки при образовании глагольных форм, повторы, паузы и др. Помимо этого при выполнении практически всех заданий мы наблюдали у детей «поиск» нужного слова или артикуляции. Дети с нормой речевого развития проявили большие способности и составляли подробные большие по объему рассказы без значительных грамматических и лексических ошибок. С заданием на пересказ дети с нормой речевого развития справились в абсолютном большинстве. Дети с ОНР постоянно нуждались в помощи экспериментатора.

Полученные результаты определили необходимость совершенствования технологий логопедической работы по развитию связной речи детей, включающей формирование навыков конструирования различных видов высказываний.

В нашей работе такой технологией стала работа с интерактивной сенсорной панелью. Интерактивная сенсорная панель обладает собственным программным обеспечением, которое можно эффективно применять в коррекционной работе различной направленности. Кроме этого есть еще одно преимущество - возможность разработки и реализации авторских игр, приложений и разработок, создающихся на базе MS PowerPoint, либо других программ. Интерактивные игры в области логопедии успешно применяются как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях в таких направлениях коррекционной работы, как развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, автоматизация нарушенных фонем, дифференциация нарушенных фонем и пр.. Мы считаем, что возможности интерактивной сенсорной панели можно успешно применять и в развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

На логопедических занятиях мы использовали интерактивную сенсорную панель. Занятия соответствовали изучаемым лексическим темам. Для формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР коррекционная работа была разделена на 5 разделов: «Развитие фразовой речи», «Формирование навыков пересказа», «Формирование навыков составления рассказа по картине и серии картинок», «Обучение составлению описательных рассказов», «Обучение составлению творческих рассказов». Каждый раздел имеет свои направления работы, но все разделы были взаимосвязаны и каждый из них являлся логичным и последовательным продолжением предыдущего. Так, процесс развития фразовой речи не ограничивался только рамками первого раздела, а продолжался и усложнялся при работе над формированием навыков пересказа, составления рассказа по картине и т.д.

Рассмотрим особенности использования интерактивной сенсорной панели в формировании связной речи на примере развития фразовой речи. Этот этап является основой для всей работы над развитием и коррекцией нарушений связной речи у старших дошкольников с ОНР. Формирование фразовой речи предполагает постепенный переход от репродуктивных высказываний к собственной речевой продукции детей. Первоначальным материалом для проведения занятий выступали следующие лексические темы: «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные наших лесов и их детеныши», «Животные жарких стран» (всего 9 занятий).

Например, игра «Назови животное». Она направлена на развитие умений отвечать на вопросы (Кто это?) полным ответом; активизацию словарного запаса по теме. На занятиях данное задание предъявлялось в нескольких формах: 1) дети по очереди называют появляющихся на экране животных; 2) дети называют животных изображенных на предметных картинках, полученных в результате игровой деятельности; 3) дети называют животных, показанных в мультфильме. Кроме этого, чтобы закрепить в речи обобщающие понятия «домашние животные», «дикие животные наших лесов», «животные жарких стран», в начале каждого занятия задавались уточняющие вопросы: Что это за животные? Почему их так называют? Если животное живет рядом с человеком, то оно какое? и так далее. Также данная игра позволяла расширять, уточнять, обогащать и активизировать словарный запас. В разделе «Формирование навыков пересказа» активно использовался денотативный план. При работе над описательным рассказом на интерактивной панели появлялась картина, которую дети могли самостоятельно составлять. Использование интерактивной сенсорной панели всегда способствовало повышению мотивационного компонента деятельности детей,

закреплению усвоения различных фразовых конструкций.

Выводы. Таким образом, основным средством формирования связной речи у дошкольников с ОНР может выступать интерактивная сенсорная панель, которая на первых этапах логопедической работы является связующим звеном между ребенком и его окружением. Интерактивная сенсорная панель способствует повышению самостоятельности речи ребенка. Одним из основных блоков подготовки дошкольников с ОНР к овладению связной речью выступает работа по формированию фразовой речи. Литература:

1. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - Изд. 5, испр. / Л.С. Выготский. - М.: Издательство «Лабиринт», 1999. - С. 285

2. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. Пособие для студентов педвузов (Высшая школа) / В.П. Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - С. 5.

3. Ерастов, Н.П. Культура связной речи / Н.П. Ерастов. - Ярославль.: 1969. - С. 64.

4. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. Избр. Психол. Труды в 70-ти томах / И.А. Зимняя. - Москва - Воронеж, 2001. - С. 242.

5. Иванова, Н.Н. Технология формирования описательной связной речи у детей с лексико-грамматическим ее недоразвитием / Н.Н. Иванова, П.В. Скрибцов // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2011. - №1. - С. 91-95.

6. Изучение связной речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие /

B.Л.Сиротина. - Челябинск: Челябинский государственный педагогический колледж № 2, 2012. - 28 с.

7. Курнаева Е.А Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и современных логопедических технологий / Е.А. Курнаева, Л.Н. Морозова, С.Н. Владимирова // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2016. - №4(8). -

C. 92-119.

8. Лурия, А.Р. «Язык и сознание» / Под редакцией Е. Д. Хомской. - М: Изд-во Моск. Ун-та, 1979 -С. 196-221.

9. Медведева Е.Ю. Особенности работы по обогащению лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушением речи // Вестник Мининского университета. - 2014. - №3. - С. 21-24.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии (в 2-х томах) / С.Л. Рубенштейн. - М.: «Педагогика», 1989. - С. 404.

11. Рыскова, В.А. Развитие связной монологической речи у детей младшего дошкольного возраста при описании игрушек / В.А. Рыскова / Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: актуальные проблемы образовательного процесса в гетерогенных организациях, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. - 2016 - С. 399-402.

12. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада / Ф.А. Сохин. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - С. 115.

13. Филичева, Т.В. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. / Т.В. Филичева. - М.: Дрофа , 2000. - С. 29.

14. Ширикова, О.А. Сравнительная характеристика исследования речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием при помощи творческих игровых приемов и средств / науч.рук. В.И. Селиверстов // Вестник Череповецкого государственного университета. -2012. - №4. - С. 130-133.

Педагогика

УДК 796.332.015.12

кандидат биологических наук, доцент Миннахметов Рустем Рафикович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); старший преподаватель Мухаметсафин Рамиль Сунгатович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); старший преподаватель Шафикова Наталья Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПИТАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ХОККЕИСТОВ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей питания квалифицированных хоккеистов по индивидуальным потребностям в калорийности и основных нутриентах в суточном рационе питания, по питательной ценности суточного рациона, по оценке фактическое питания. Авторами разработан дневник питания, включающий оценку антропометрических параметров спортсмена; определение индивидуальной потребности в калорийности и основных нутриентах в суточном рационе питания; подсчет питательной ценности суточного рациона; оценку фактического питания и рекомендации по коррекции индивидуального питании, которые заполняет диетолог или спортивный врач команды.

Ключевые слова: особенности питания, квалифицированные хоккеисты, дневник питания, тренировочная и соревновательная деятельность.

Annotation. The analysis of features of food of the qualified hockey players on the individual needs for caloric content and the main nutrients for a daily food allowance, on nutritional value of a daily diet, by assessment actual food is presented in article. Authors have developed the diary of food including assessment of anthropometrical parameters of the athlete; definition of individual need for caloric content and the main nutrients in a daily food allowance; calculation of nutritional value of a daily diet; assessment of the actual food and the recommendation about correction individual food which are filled by the nutritionist or the sports doctor of team.

Keywords: features of food, the qualified hockey players, the diary of food, training and competitive activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.