педагогические науки
Галкина Ирина Александровна, Теплых Елена Анатольевна МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО ...
УДК 373.291
МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО ТИПА ТЕКСТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
© 2016
Галкина Ирина Александровна, доцент, кандидат психологических наук Теплых Елена Анатольевна, магистрант
Иркутский государственный университет, Иркутск (Россия)
Аннотация. Овладение родным языком, развитие связной речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Для успешного обучения ребенка в школе в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки: значительный словарный запас, хорошо развитый грамматический строй речи, совершенствование диалогической и монологической речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка. Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания (текста). Наше исследование посвящено особенностям развития описательного типа текста у детей старшего дошкольного возраста на основе метода моделирования. Текст-описание характеризуется определенными средствами связи и структурой. Основу развития связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста составляют элементарные представления о структуре текста, осознание семантики слов и предложений. На современном этапе используются разнообразные методы и приемы по развитию связной речи у дошкольников. Чтобы сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях описаний, а также умение создавать тексты описательного типа разного целевого назначения, композиционно оформленные (наличие начальной, основной и завершающей частей), эффективно использовать метод моделирования. Активное использование наглядного моделирования как метода обучения формирует и совершенствует умственную способность к решению как речевых, так и интеллектуальных задач.
Ключевые слова: связная речь, структура текста, ориентиры ФГОС ДО, предпосылки, текст, категории текста, типы текста, описательный тип текста, структура описания, лучевая связь, метод моделирования, модель, уровни речевого развития, пилотажный эксперимент.
MODELING METHOD AS A MEANS OF DEVELOPING A DESCRIPTIVE TYPE OF TEXT
FOR SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
© 2016
Galkina Irina Aleksandrovna, associate Professor, candidate of psychological Sciences Teplykh Elena Anatolievna, master Irkutsk State University, Irkutsk (Russia)
Abstract. Mastery of the mother tongue, the development of coherent speech is one of the most important acquisitions of the child in the preschool childhood and considered in the modern pre-school education as a common basis for education and training of children. The basic premise should be formed for the successful education of the child in school at preschool age: a considerable vocabulary, well-developed grammatical system of speech, improvement of dialogue and monologue speech, practical mastery of various means of expression language. GEF targets assumes that at the stage of completion of the preschool child is sufficiently fluent speaks language, can use it to express his thoughts, feelings and desires, the formation of verbal expression (text). Our research is devoted to the peculiarities of the development of descriptive type text of children of the senior preschool age on the basis of the modeling method. Text-description is characterized by certain means of communication and structure. The basis of the development of connected descriptive speech of preschool age children makes up the basic concepts of the structure of the text, awareness of the semantics of words and sentences. Variety of methods and techniques is being used at the present stage for the development of coherent speech of preschool children. To create a basic understanding of the structure and function descriptions as well as the ability to create texts of different types of descriptive purpose, composition decorated (the presence of primary, basic and final part) in children, it's effective to use the simulation method. Active usage of visual modeling as a method of learning creates and improves mental ability to solve both speech and intellectual problems.
Keywords: connected speech, text structure, guidance to the GEF, background, text, search the text, type text, type a descriptive text, describe the structure of the radial connection, modeling method, model, levels of speech development, the flight experiment.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи, мышления.
Ушакова О.С. и Струнина Е.М. под связной речью понимают развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно [1]. С.Л. Рубинштейн считал, что связность это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника [2].
Л.С. Выготский, Ф.А. Сохин и др. считают связную речь - высшей формой речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка [3,4]. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к
обучению в школе [5].
Основными показателями развернутого высказывания Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова [6,7] и др. выделяют элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания, семантики слова и предложения.
Для успешного обучения ребенка в школе в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки (значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи; на основе осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка происходит совершенствование диалогической и монологической речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка), которые помогут ему правильно усвоить навыки чтения и письма.
У детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) развитие речи достигает высокого уровня. В этот период накапливается значительный запас слов, растет удель-
Галкина Ирина Александровна, Теплых Елена Анатольевна I педагогические
МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО ... науки
ный вес простых распространенных и сложных предложений [8].
Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста составляет не менее 2000 слов. В нем представлены все основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Обобщающие слова также присутствуют в словаре ребенка.
У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Отчетливая речь для пятилетнего дошкольника становиться нормой не только во время специальных занятий с ним, но и в повседневной жизни [7].
Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания (текста) [9].
Текст как лингвистическое понятие характеризуется следующими категориями, значимыми для нашего исследования: завершенностью, цельностью (целостностью) и связностью. По утверждению Акишиной А.А. цельность есть характеристика текста как смыслового единства, и определяется на всем тексте [10]. Связность же определяет целостность текста.
В научной литературе определены следующие типы текста: описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Наше исследование посвящено особенностям развития описательного типа текста у детей старшего дошкольного возраста на основе метода моделирования. Описание характеризуется наличием общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; перечислением признаков, свойств, качеств, действий; завершающей итоговой фразой, оценивающей предмет [11].
Структура описательного текста отличается вариативностью, позволяющей менять местами его компоненты. Средством связи в описаниях используется лучевая связь, при которой называется объект и каждое качество (признак) объекта присоединяется к его характеристике как лучик.
На современном этапе очень разнообразно использование методов и приемов по развитию связной речи у дошкольников. Но одним из эффективных методов считается моделирование. Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной и др., широко применяется в развитии речи [11]. Использование этого метода создает для детей возможность получить доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам вещей. Кроме того, при овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений - отношений моделей и оригинала [13]. Применение метода моделирования дает возможность дошкольникам знакомиться с графическим способом предоставления информации — моделью, которая представлена в дидактике тремя видами: предметной, предметно-схематической и графической моделями.
Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Учёные отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Активное использование наглядного моделирования как метода обучения формирует и совершенствует умственную способность к решению как речевых, так и интеллектуальных задач: создавать тексты описательного типа разного целевого назначения, композиционно оформленные (наличие начальной, основной и завершающей частей); раскрывать существенные связи и отношения предметного мира, внешние особенности опи-212
сываемых объектов; более успешному развитию умения использовать в речи точные определения, строить синтаксически оформленные и логически завершенные, образные высказывания.
Эти положения обусловили выбор темы нашего исследования и определили основные позиции деятельности: разработать и апробировать систему работы по развитию связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста на основе метода моделирования.
Для изучения уровня речевого развития у детей в старшей возрастной группе был проведен пилотажный эксперимент.
Цель эксперимента: выявление уровня развития связной речи у старших дошкольников, определяемого на основе таких показателей, как объем активного словаря, состояние контекстной речи, грамматический строй языка.
Для исследования был использован комплекс заданий, который включал следующее: ассоциативное дополнение слова в словосочетании, предложении; подбор и активное употребление глаголов, имен прилагательных, предлогов, союзов, местоимений и наречий; применение грамматических (морфологических) правил изменения слов; исправление грамматических ошибок в предложении; построение предложения; построение описательного рассказа по картине.
Наше исследование проводилось на базе МБДОУ г. Иркутска детский сад № 167. В результате проведенного исследования каждый ребенок набрал по данным показателям определенное количество баллов, свидетельствующее об уровне развития его речи. Выборочную совокупность составили 24 ребенка старшей группы в возрасте 5-6 лет: 11 мальчиков и 13 девочек.
В ходе эксперимента дети показали следующие результаты, которые представлены диаграммой (рисунок 1).
Рисунок 1 - Уровень развития речи дошкольников
Уровни сформированности по итогам проведенного комплекса заданий в старшей группе:
1 уровень (низкий) 21 % детей. Речь детей бедна, объем словаря не соответствует возрасту, они испытывали затруднения при выполнении предлагаемых заданий. При составлении описательного рассказа по картине дети использовали формальную связь, допускали более 5 пауз и повторов, объем высказывания составлял 4 предложения.
2 уровень (средний) 62 % детей. В речи детей использовались различные части речи, но недостаточно активно. Эти дети испытывали некоторые затруднения при выполнении заданий, делали небольшие ошибки. Составляя описательный рассказ, дошкольники использовали формальную и цепную местоименную связь, преобладали простые и распространенные предложения. Дети допускали от 4 пауз и повторов; объем высказываний составлял 5-7 предложений.
3 уровень (высокий) 17 % детей. У детей не возникало затруднений при выполнении заданий, они проявляли явный интерес к предлагаемым заданиям. Отмечено со-
педагогические науки
Галкина Ирина Александровна, Теплых Елена Анатольевна МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО ...
ответствие уровня объема активного словаря возрастной норме.
Дети безошибочно подбирали слова в предложении, использовали различные части речи: существительные, глаголы, союзы, наречия, местоимения и предлоги. В речи детей использовались глаголы в единственном и множественном числах (например, стирает-стирают), глаголы в настоящем и прошедшем времени (например: поливает - полил), имена существительные и прилагательные в единственном и множественном числах и их согласование (например: маленький стул-маленькие стулья).
При составлении описательного рассказа по картине дети использовали различные средства связи: союзную, цепную местоименную, синонимическую, лексические повторы. В описаниях использовались не только простые и распространенные предложения, но и сложные (сложноподчиненные); объем высказываний составил 8-11 предложений.
Таким образом, нами установлено, что в испытуемой группе преобладающим является средний и низкий уровни развития связной речи. Выделены возрастные и специфические особенности связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста, которые характеризуются недифференцированностью, «размытостью». Самостоятельные описания дошкольников составляют несколько предложений, текстовая связь в них мало выражена, представляет в большей мере набор предложений, чем связный текст. В грамматическом отношении речь детей характеризуется преобладанием простых (односоставных и двусоставных) предложений и наличием формальной связи.
Итоги пилотажного констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости проведения формирующего эксперимента.
Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. - Екатеринбург: ИРО, 2013. - 199с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. . - М.: ВЛАДОС, 2010.
2. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М. М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 560с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Издательство АСТ, 2008.
4. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002 - 224 с.
5. Галкина И.А. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Иркутск: ИГПУ, 2006
6. Смирнова Е.А. Формирование связности речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин: Диссертация. канд. пед. наук. М. , 1987. - 133 с.
7. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников. - М., ТЦ «Сфера».2008
8. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1985.
9. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет 3-е изд., дополн. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 с. - (Развиваем речь).
10. Акишина А. А. Структура целого текста / А. А. Акишина - М.: 1979.
11. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: ТЦ Сфера, 2013, - 56 с.
12. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. - М., 1998.
13. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В.,
Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С.,_