УДК:711.5 Переверзева Н. В.
Метод комплексного анализа центрального планировочного района крупнейшего города
Аннотация
В статье рассматривается комплексный анализ центрального планировочного района Екатеринбурга в контексте формирования Центральной торговой зоны.
Pereverzeva N. V.
METHOD OF THE COMPLEX ANALYSIS OF THE CENTRAL AREA OF THE LARGEST CITY
In the article is the complex analysis of central area of Ekaterinburg in the context of formation of the Central
trading zone considered.
Центральная торговая зона, центральный планировочный район, крупнейший город, градостроительство, метод, комплексный анализ.
В современных социально-экономических условиях крупные и крупнейшие города играют роль центров потребления, предоставления разнообразных услуг и развлечений. На их территории концентрируются как самые крупные универсальные, так и специализированные предприятия торговли, культурно-развлекательные учреждения и предприятия общественного питания, торговые центры, организуются участки пешеходных улиц. Это приводит к исчерпанию территориальной и функциональной емкости центров. Стихийное размещение объектов обслуживания в структуре общегородского центра, обремененного также диссонирующими объектами (промышленные, коммунальноскладские и транспортные предприятия), необеспечиваетфизическую безопасность и комфортность посещения объектов. Названные обстоятельства значительно снижают коммерческую и социальную привлекательность наиболее ценных городских территорий, а также эффективность их использования и доходность.
Процесс развития розничных торговых предприятий, разнообразие их состава и увеличение количества сопровождается заметным сокращением расстояния между магазинами. Предприятия торговли,
общественного питания, развлечений и бытового обслуживания постепенно начинают формироваться в единую систему, в которой они функционируют как взаимосвязанные элементы. Это ведет к распространению в городе своеобразных торговых зон, объединяющих до нескольких десятков объектов торговли, обслуживания, развлечения и общественного питания разной величины.
Тенденции бурного и активного размещения в центрах городов новых объектов массового притяжения, проблемы их рационального размещения и транспортного обслуживания, направили деятельность администрации крупнейших городов на развитие Центральных торговых зон в таких городах, как Екатеринбург, Уфа, Челябинск, Новосибирск, Тюмень и т.д.
Центральная торговая зона (ЦТЗ) определяется нами как сложное функционально-планировочное образование, включающее в себя несколько взаимосвязанных территорий высокой концентрации торгового и сопутствующих видов обслуживания, формирование которого зависит не только от планировочных и градостроительных факторов, но и от социально-экономических, социально-психологических потребностей социума |1].
Переверзева Наталья Викторовна
аспирантка УралГАХА, ст. преподаватель кафедры градостроительства УралГАХА.
Для выявления функционально-планировочной структуры, принципов организации и границ ЦТЗ в центральном планировочном районе (ЦПР) крупнейшего российского города необходим метод комплексного анализа центрального планировочного района крупнейшего города в контексте формирования центральной торговой зоны.
Необходимо рассмотреть центральный планировочный район Екатеринбурга в границах улиц Московская, Челюскинцев, Восточная, Фурманова. Согласно стратегическому проекту «Торговые узлы Екатеринбурга», в городе формируется ряд территорий с активным развитием функции торговли и сопутствующих ей функций: бытовые услуги, развлечения, отдых. В качестве таких формирующихся торговых узлов в ЦПР выступают:
- исторически сложившийся узел Площадь 1905 года -ул. Вайнера, ул. 8 Марта до ул. Радищева и прилегающие отрезки ул. Малышева;
- участки ул. Ленина от ул. Пушкина до ул. Тургенева с прилегающими отрезками ул. К. Либкнехта;
- узел Площадь Парижской Коммуны - ул. Луначарского;
- узел ул. 8 Марта - ул. Куйбышева;
- пр. Ленина - ул. Московская;
- привокзальная площадь и прилегающая ул. Свердлова;
- удалённый от ядра центра узел пр. Ленина от ул. Генеральской до ул. Гагарина [2].
С целью определения основных потребительских групп и мотивов посещения респондентами центральной части города, выявления преобладающих функциональных составляющих ЦТЗ, а также для характеристики объекта как особого социального феномена были использованы разные методы социологических исследований. Информация о реальном поведении потребителя позволяет выявить наиболее посещаемые объекты.
В рамках реализации стратегического проекта «Центральная торговая зона» проведено маркетинговое исследование, в результате которого определе-
ны наиболее посещаемые виды учреждений, установлен ранг потребительской ценности этих объектов, выявлена взаимосвязь потребительской активности от транспортной и пешеходной доступности объектов обслуживания. а также распределены потребительские группы по возрастам [3].
Опрос среди основной потребительской группы (молодые люди в возрасте до 30 лет), поведение которой можно характеризовать как «приятное ничего не делание», показал, что для нее предприятия общественного питания и объекты развлечений служат своеобразными «магнитами» и «.якорными» объектами, притягивающими потоки посетителей наряду с посещением торговых объектов. Таким образом, основными функциональными составляющими ЦТЗ являются объекты торговли, общественного питания и развлечений. Важной функциональной составляющей являются объекты бытового обслуживания, которые также дислоцируются в зоне наибольшей концентрации вышеперечисленных объектов.
С целью апробирования метода комплексного анализа центрального планировочного района крупнейшего города в контексте формирования Центральной торговой зоны рассматривались пять крупнейших российских городов: Екатеринбург, Тюмень, Уфа, Новосибирск, Челябинск. Примеры были выбраны в зависимости от нескольких критериев:
- формирование на территории центрального планировочного района города торгово-пешеходных узлов или зон;
- наличие необходимого объема доступной информации по организации градостроительной деятельности;
- наличие электронных информационных ресурсов с достаточным объемом необходимой информации для анализа объекта.
Предлагаемый автором метод основывается на ранее известных методах анализа, а именно: метод градостроительного анализа ресурсного потенциала территории [^.структурно-функциональный метод [6], а также
является результатом его собственных научно-методических изысканий.
В данной статье рассматривается комплексный анализ ЦПР города Екатеринбурга в контексте формирования ЦТЗ. Метод состоит из шести этапов и позволяет определить границы, функциональную и структурнопланировочную организацию объекта исследования.
1 Дислокация объектов на территории ЦПР по определенным функциональным группам ЦТЗ
В соответствии с функциональной спецификой ЦТЗ, определенной методом социологического исследования, а также на основании данных поквартального натурного обследования и данных баз электронных планов городов (ДубльГИС), проведено обследование дислокации объектов ЦПР по четырем группам: предприятия торговли, общественного питания, развлекательных услуг и объекты обслуживания. Дополнительно выделялись административно-деловые объекты, как традиционная непосредственная составляющая общегородского центра.
Картографический анализ дислокации торговых, культурно-зрелищных объектов, предприятий общественного питания и обслуживания позволил выявить непрерывную зону концентрации выше перечисленных предприятий на территории ЦПР города Екатеринбурга. Зона представляет собой двух частную территорию со сложными границами общим радиусом 1,5 км, в которой четко прослеживаются два ядра: первое - в районе площади 1905 года и улицы Вайнера на протяжении от проспекта Ленина до ул. Малышева, второе - по улице Луначарского от проспекта Ленина до улицы Малышева. Формирование двух ядер определяет пойма реки Исеть, которая разделяет ЦПР Екатеринбурга (рисунок 1).
В процессе функционального анализа по признаку концентрации определенной функции на рассматриваемой территории определяются первые территориальные границы.
ющие городской центр. При этом под городским центром и традиционными функциональными составляющими понимается «зона главных административно-политических, культурно-просветительных, транспортных, коммунально-бытовых, торговых и других важнейших учреждений, выполняющих функции эпизодического обслуживания всего населения города» [5].
Для решения задачи используется графоаналитический аппарат и проделываются следующие операции. Исследуемые элементы (за единицу измерения принимаются непосредственно сами предприятия торговли, обслуживания, общественного питания, объекты развлечений и административно-деловые) представляются в виде точечной планограммы, которая на основе регулярной сетки (150x150 м - средняя величина квартала ЦПР исторически сложившихся городов) приводится к формализованному виду. В каждой территориальной ячейке подсчитывается количество элементов и полученной число в виде дроби выставляется в соответствующей ячейке. Знаменатель - это объекты центра, числитель - объекты, определяющие функциональные процессы ЦТЗ.
Далее определяется непрерывное поле «ближайшего соседства», в результате чего устанавливаются и учитываются взаимосвязи каждой территориальной ячейки со всеми окружающими ее ячейками. Для этого к удвоенному значению признака в исследуемой ячейке прибавляются значения признака в восьми окружающих ее ячейках, что позволяет определить относительные величины, характеризующие не количество элементов в каждой территориальной ячейке, а их соотношение с другими.
Для определения функциональных границ зоны распределения элементов на планограмме оконтуривается такое количество ячеек, в котором размещено соответствующее процентное соотношение количества элементов, приведенное ниже. Площадь полученной территории показывает функциональные границы зоны распределения элементов, а конфигурация территории - ха-
рактер их распределения [4].
В результате анализа выделены четыре зоны плотности распределения объектов по приоритетным составляющим ЦТЗ и городского центра (процентное соотношение количества элементов для каждой зоны принято по аналогии анализа плотности распределения объектов по территории района):
I зона - зона наивысшей концентрации объектов, ядро ЦТЗ/ центра - в ее пределах размещено 80-100% максимального количества элементов.
II зона - зона высокой концентрации объектов, территория преимущественной концентрации предприятий ЦТЗ/центра - в ее пределах размещено 60-80% элементов.
III зона - зона средней концентрации объектов, ЦТЗ/городской центр, в ее пределах размещено 40-60% элементов - фактическая граница ЦТЗ/центра.
IV зона - зона невысокой концентрации объектов, территория возможного развития или вынужденного сдерживания ЦТЗ/ центра - в ее пределах размещено 20-40% элементов, предполагаемый территориальный резерв для развития ЦТЗ.
При сравнении фактических границ городского центра в ЦПР и ЦТЗ Екатеринбурга можно сделать следующие выводы:
1) граница ЦТЗ не совпадает с фактической границей городского центра, определенной по вышеизложенному анализу, на основании чего можно сделать вывод: ЦТЗ - это самостоятельное планировочное образование на территории ЦПР, имеющее определенные границы, отличные от границ городского центра, территориально, частично или полностью (как в случае Екатеринбурга) принадлежащее центру города (данная особенность прослеживается в Уфе. Новосибирске, Челябинске и Тюмени);
2) ЦТЗ имеет такой же морфологический тип планировочной структуры, как и городской центр, или находится в стадии перехода от более простого типа к более сложному. ЦТЗ Екатеринбурга имеет явную двухчастную структуру относительно линейной структуры центра, что позволяет уже на этом этапе фор-
мировать первое представление
о дальнейшем развитии объекта, оценить влияние городского центра на структуру и планировочную организацию ЦТЗ (рисунок 2).
Анализ плотности распределения объектов по территории района позволяет определить планировочную структуру ЦТЗ и возможность дальнейшего развития или сдерживания в зависимости от характера формируемых процессов в границах IV зоны.
3 Выявление структурнофункционального каркаса территории ЦПР
Структурно-функциональный анализ основывается на резком ограничении объема информации, выделении только той ее части, которая необходима и достаточна для обобщенного, но адекватного действительности описания процессов городского развития, т.е. для выработки принципиального градостроительного решения [6].
Одним из ведущих аспектов данного этапа анализа является теория «каркаса-ткани», изложенная в диссертационной работе А. Э. Гутнова «Структурнофункциональная организация и развитие градостроительных систем».
Согласно теории А. Э. Гутнова, «каркас» - ведущая, структурообразующая часть градостроительной системы, которая охватывает область сосредоточения функциональной активности наиболее массовых процессов жизнедеятельности населения, связанных с высокой интенсивностью освоения пространства. «Ткань» - часть градостроительной системы, составляющая область преимущественной локализации видов деятельности, не требующих высокой пространственной концентрации,основной материально-пространственный субстрат системы, структурно подчиненный каркасу [6].
Для выявления структурнофункционального каркаса Центральной торговой зоны были выделены три структурообразующие зоны, две из которых образуют «каркас» - зоны системообразующих и средоформирующих объектов (узлы и связи соответственно), третья является «тканью» - зона прочих объектов.
Формализованная
Планограмма выровненных значении
Планограмма выровненных значении
цифровая планограмма
распределение объектов на
распределения объектов на
территории ЦПР (учреждения и
территории ЦПР (объекты центра)
предприятия обслуживании)
территории ЦПР
(предприятия и
учреждения
обслуживания/объекты
щитом
Ареалы распределения элементов (учреждения и предприятия обслуживания)
Ареалы распределения элементов (объекты центра)
Рисунок 2. Определение фактических границ концентрации объектов Центральной торговой зоны.
Зона системообразующих объектов (узлы) - «магниты» социального притяжения,доминанты уникального характера, объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, культового и культурно-познавательного характера, спортивнозрелищные.
Зона средоформирующих объектов (связи) - вузы, жилая капитальная застройка с встроенными предприятиями обслуживания, насаждения общего пользования. Связи являются и своеобразными зонами паузы-отдыха.
Зона прочих объектов (потенциал) - административно-деловые, объекты, определяющие статус, имидж, эстетику и комфорт ЦПР.
Терминология вышеперечисленных зон заимствована из обоснования проекта центральной торгово-пешеходной зоны города
- улицы Социалистической в городе Уфа [7], но применена здесь в более обобщенной трактовке.
На этом этапе анализа определяются пространственно-планировочные оси, морфологический
тип структурно-функционального каркаса рассматриваемой территории, уточняются узлы концентрации объектов ЦТЗ, а также зоны паузы-отдыха.
В результате анализа ЦПР Екатеринбурга выделяются два центральных узла, совпадающие с ранее выявленными ядрами ЦТЗ и зонами высокой концентрации объектов, и три формирующихся узла в районе ТЦ «Гринвич», в районе ККТ «Космос» и по улице Белинского от Куйбышева до Декабристов. Между собой центральные узлы имеют достаточно четкие связи, которые являются и пространственно-планировочными осями (улицы Ленина, 8 Марта, Свердлова). Новые узлы начинают формироваться по периметру в радиусе 500-700 м от зон ядер.
Относительно морфологического типа сложившийся структурно-функциональный каркас Центральной торговой зоны Екатеринбурга можно отнести к ядерно-сетевым структурам. В соответствии с выявленным каркасом ЦПР территориаль-
ный ареал имеет площадь 2,5 на 2,5 км (рисунок 3).
4. Оценка обеспеченности территории ЦПР общественным транспортом
В результате социологических исследований была установлена непосредственная взаимосвязь потребительской активности с транспортной и пешеходной доступностью объектов обслуживания |2]. Было определено, что основным способом прибытия в ЦТЗ ведущей потребительской группы является общественный транспорт. В зависимости от характера обеспеченности ЦПР общественным транспортом, размещения остановочных комплексов в непрерывной пешеходной доступности друг от друга возможно выделение зоны «покрытия» городского центра.
Графоаналитический анализ по оценке обеспеченности территории ЦПР общественным транспортом заключается в построении картограммы интенсивности (количества) маршрутов общественного транспорта, в
КАРКАС
зона системообразующих объектов- «магниты» социального притяжения, доминанты уникального характера, объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, культового и культурно-познавательного характера, спортивно- зрелищные
УЗЛЫ
зона средоформирующих объектов- ВУЗы, жилая капитальная застройка с встроенными предприятиями обслуживания, насаждения общего пользования
СВЯЗИ
направления увеличения количества объектов ЦТЗ- ПРОСТРАНСТВЕННОПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСИ
ТКАНЬ
зона прочих объектов- ПОТЕНЦИАЛ, административно-деловые, объекты, определяющие статус, имидж, эстетику и комфорт
Рисунок 3. Выявление структурно-функционального каркаса территории ЦПР.
интенсивность (количество) маршру
тов общественного транспорта
основные направления маршрутов
общественного транспорта
второстепенные направления марш
рутов общественного транспорта
радиус пешеходной доступности
до остановок маршрутов наземного
общественного транспорта:
200 м
300 м
400 м
радиус пешеходной доступности до
станции метро:
до 0,3 км - ядро зоны
0,2-0,6 км - ближнее окружение
условно непреодолимые барьеры
# зона «входа-выхода»
зона«покрытия»
Рисунок 4. Оценка обеспеченности территории ЦПР общественным транспортом.
выявлении основных направлений маршрутов общественного транспорта, в определении зоны «покрытия», а также зон «входа-выхода» в ЦТЗ. Зона «входа-выхода» в зону «покрытия» определяется как участок территории ЦПР. находящийся на пересечении основных направлений маршрутов и границы зоны «покрытия». Здесь же ЦПР оценивается по интенсивности освоения пространства, выявляются «провальные» участки с низкой обеспеченностью общественным транспортом. При определении зоны пешеходной доступности между остановками общественного транспорта -зоны «покрытия», использовано несколько параметров: радиусы пешеходной доступности до остановок наземного общественного транспорта - 200 м, 300 м, 400 м [8], до станций метро - 200 м и 600 м [9].
При построении картограммы интенсивности по центральной части города Екатеринбурга четко определились активные
направления маршрутов общественного транспорта. Основными меридиональными направлениями являются улицы Свердлова - К. Либкнехта -Р. Люксембург, улица 8 Марта до ул. Б. Ельцина, а также ул. Луначарского. Основными широтными направлениями определены ул. Ленина на всем протяжении, ул. Малышева до пересечения с ул. 8 Марта, а также участки ул. Куйбышева и Декабристов от ул. Луначарского до ул. 8 Марта. Определена зона «покрытия», которая также представляет собой двухчастную структуру. ареал зоны составляет 2,35 км на 1,75 км. Выявлено центральное кольцо концентрации маршрутов и остановок общественного транспорта, где на пересечении активных направлений соответственно появляются узлы - зоны входа-выхода: первая -пересечениеул.Ленина,Вайнера.
8 Марта: вторая - пересечение ул. Ленина и Луначарского: третья - пересечение ул. Белинского и Декабристов: четвертая - пе-
ресечение ул. Декабристов и 8 Марта (рисунок 4).
5 Оценка территориального потенциала ЦПР для развития ЦТЗ
Под территориальным потенциалом понимается возможность территории городского центра, в зависимости от освоения общественной и жилой функциями, разместить объекты, характерные для ЦТЗ. Данный этап ориентирован на выделение общественной, смешанной, жилой зон, определение зон «конфликта», на прогнозирование функционального развития отдельных участков городского центра, а именно на выделение ареалов увеличения жилой, общественной и смешанной функции по преимущественному признаку. При этом под общественной зоной понимаются участки территории городского центра с преобладанием общественно-деловых объектов (не более 25% жилой застройки), под смешанной зоной - участки с относительной равномернос-
общественная зона
смешанная зона жилая зона
«дыры»
зона «конфликта»- граница между общественной и жилой зонами
ареал наиболее вероятного увеличения общественной зоны
ареал наиболее вероятного увеличения жилой зоны ареал наиболее вероятного увеличения смешанной зоны
По анализу плотности распределения объектов обслуживания по территории ЦПР:
фактическая граница ЦТЗ
IV зона- зона регулирования ЦТЗ
По анализу определения структурно* функционального каркаса территории ЦПР:
узлы концентрации объектов Ь — — обслуживания
По анализу обеспеченности территории ЦПР общественным транспортом:
основные направления маршрутов общественного ф *т ч транспорта
зона «входа-выхода» зона «покрытия»
По анализу выявления территориального потенциала ЦПР для развития ЦТЗ:
зона «конфликта» «дыры» Прогноз развития объекта ■к прогнозируемая граница ЦТЗ
Зоны регулирования объекта
зона роста зона трансформации зона сдерживания
Рисунок 5. Оценка территориального потенциала ЦПР для развития ЦТЗ.
Рисунок 6.
результатов и определение зон регулирования объекта.
тью распределения жилья и общественно-деловых объектов, под жилой зоной - участки с преобладанием жилой застройки (не более 25% общественноделовых объектов). Для их выделения применяется поквартальный анализ территории по определенной выше градации, которая отражает функциональное соотношение по преобладающим элементам. В результате получается схема сложившегося функционального зонирования территории центра по трем признакам.
Надо отметить, что смешанная зона является своеобразным буфером между общественной и жилой зонами. На участках ЦПР, где границы общественной и жилой зон находятся в непосредственном соседстве, возникают зоны «конфликта», характеризующиеся постоянной экспансией общегородского центра на жилую зону (размещение личных автомобилей посетителей центра внутри дворовых пространств; активные городские процессы, связанные с появлением массовых потоков людей, происходящие рядом с жилыми территориями, приводящие к нарастанию экологического и морального дискомфорта и т.д.). Также на территории ЦПР выявляются диссонансные участки, так называемые «дыры» - пустыри, заброшенные территории, промышленные площадки, территории с ветхим жильем.
Анализ территории ЦПР Екатеринбурга по вышеперечисленным критериям позволил выделить территории, имеющие низкую плотность освоения, перегруженные территории, «конфликтные зоны», определить ареалы наиболее вероятного увеличения ведущей функции.
Преобладающая зона на территории ЦПР - общественная. По периметру в северной части преобладает смешанная зона, в восточной и южной частях определены наиболее выраженные конфликтные зоны (рисунок 5).
6 Определение зон регулирования объекта
На данном этапе рассматривается перспектива развития ЦТЗ в крупнейшем городе: необходимость и возможность рас-
ширения границ ЦТЗ, основные направления развития, увеличение плотности использования территории, качественное преобразование или уменьшение нагрузки в соответствующих зонах.
Цель данного этапа заключается в определении зон регулирования развития объекта - сдерживания.роста.трансформации. Зона сдерживания предназначена для установления регламентов по ограничению развития преобладающих функций ЦТЗ. Зона роста предназначена для установления регламентов, способствующих росту и развитию ЦТЗ. Зона трансформации предназначена для установления регламентов по ограничению возможного развития одной из преобладающих функций или по увеличению развития одной из функций ЦТЗ.
При сопоставлении результатов комплексного анализа ЦПР Екатеринбурга в контексте формирования ЦТЗ определилась граница прогнозируемого развития ЦТЗ и зоны регулирования. Центральная торговая зона Екатеринбурга представляет собой компактное образование, линейно вытянутое в широтном направлении до первого транспортного кольца - по ул. Радищева и Ленина в западном направлении, Первомайской и Малышева в восточном направлении. В меридиональном направлении зона увеличивается до ул. Куйбышева по ул. Вайнера и Луначарского, до ул. Декабристов по ул. 8 Марта и Белинского.
Основная зона роста предполагается в зоне поймы реки Исеть от ул. Малышева до Декабристов. По периметру границы ЦТЗ, в ранее выявленных зонах «конфликта», определяется зона сдерживания в целях устойчивого развития территории ЦПР. Также определена зона трансформации непосредственно внутри и за периметром границы ЦТЗ, для избегания новых конфликтных ситуаций и безопасности жизни населения ЦПР (рисунок 6).
Заключение
По результатам комплексного анализа в пяти исследуемых городах определились принципы
организации функциональнопланировочной структуры Центральной торговой зоны крупнейшего города.
Комплексный анализ территории ЦПР в контексте формирования ЦТЗ необходимо проводить на предпроектной стадии, что позволяет опираться на него при комплексной реконструкции ЦПР, а также учитывать при определении градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки крупнейших городов.
Список использованной литературы
1 Переверзева Н. В. Поведенческие мотивы как основа формирования центральной торговой зоны // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. Томск, 2008. № 3. С. 47-52.
2 Санок С. И. Градостроительные основы формирования центральной торговой зоны в г. Екатеринбурге // Стройкомплекс Среднего Урала. 2005. № 3. С. 29-34.
3 Маркетинговое исследование центральной торговой зоны города Екатеринбурга и разработка предложений по ее реконструкции. ООО «Урал-Гермес» по заказу комитета по товарному рынку администрации г. Екатеринбурга. 2004. 93 с.
4 Сосновский В. А„ Русакова Н. С. Прикладные методы градостроительных исследований Учеб. пособие. М.: «Архитектура-С», 2006.112 с.
5 Бочаров Ю. П. Кудрявцев О. К. Планировочная структура современного города. М.: Стройиздат, 1972.160 с.
6 Гутнов А. Э. Структурно-функциональная организация и развитие градостроительных систем: авто-реф. дис. ...докт. арх. М., 1980.
7 Официальный сайт Главархитектуры города Уфы - Проект центральной торгово-пешеходной зоны города - улицы Социалистическая. Пояснительная записка. Режим доступа: \у\у\у^огос1иГа.ги/?р=133
8 Ставничий Ю. А. Транспортные системы городов. М.: Стройиздат, 1990.224 с.
9 Кудрявцев О. К. Городские транспортные коммуникации. М.: Знание, 1981. 64 с.