Cloud of Science. 2018. T. 5. № 4 http:/ / cloudofscience.ru
Метод и базовые модели деловой игры
С. М. Злобин, И. В. Соловьев
Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 119571, Москва, пр. Вернадского, 100
e-mail: nicvagsh@yandex.ru
Аннотация. Развиваются игровые методы обучения руководителей, аналитиков и специалистов-исследователей в интересах выработки решений для определенного класса управленческих задач в сложных антропогенных системах. Дано определение деловой игры. В общем формальном виде представлен метод деловой игры позволяющий формировать решения из набора эвристических правил и руководящих принципов, вырабатывая их в ходе имитационно-игрового эксперимента с предметной моделью путем многократного и многостороннего итерационного проигрывания теоретически обоснованных сценариев. Определены состав и содержание базовых моделей метода деловой игры. Ключевые слова: деловая игра, имитационная модель, игровые методы обучения, сложная антропогенная система.
1. Введение
Функция управления социально-экономическими процессами реальной жизни выполняется органами власти и представляет особый вид деятельности, выражающий направления осуществления целенаправленного воздействия (решения, управления) на управляемый объект [1-3]. Органы управления, информационные и автоматизированные системы управления в совокупности образуют сложные антропогенные системы (САС) [4]. Как в гражданской, так и в военной сфере управление как совокупность методов, позволяющих выработать и обосновать решение, которое принимается для достижения заранее поставленной цели, в условиях как-либо определенной ситуации [5], характеризуется интеграцией взаимосвязанных управляющих, технологических и информационных факторов.
В основе функционирования и развития САС лежат динамические вероятностные процессы, осуществляемые в условиях неопределенности, фазовых и смешанных ограничений, кооперации или противодействия подсистем, которые принципиально невозможно, с приемлемой точностью, описать аналитически. Современные модели управления САС используют как традиционные математические модели, базирующиеся на уравнениях динамики управляемого процесса, так и оперируют логическими, объектно-ориентированными и другими моделями, основанными на знаниях экспертов [6-8].
Математические методы решения любых задач, в том числе и задач управления, требуют их формализации, что создает порой непреодолимый барьер между возможностями математических инструментов и реальной жизнью, по самой своей природе чуждой какой-либо формализации. Человек живет надеждами, расплывчатыми мнениями, приближенными оценками, опытом, который можно приобрести в результате проб и ошибок, но который трудно объяснить, и даже эмоциями, часто заставляющими принимать импульсивные «необдуманные» решения [9].
Использование игровых методов позволяет формировать управленческие решения из набора эвристических правил и руководящих принципов, вырабатывая их в ходе организованного эксперимента с имитационно-игровой моделью путем их многократного и многостороннего итерационного проигрывания в теоретически обоснованных ситуациях и условиях, реализованных в различных сценариях игры. На основе послеигрового анализа, по анализу различных вариантов ситуационных управленческих решений возможна как выработка рациональных алгоритмов поведения участников игры, так и модификация (структурная и процессуальная) изучаемого объекта в соответствии с заданными в игровой обстановке ситуациями [1015].
Структура процесса принятия решений, естественная сложность многих организационных ситуаций, высокая ресурсозатратность, а порою и невозможность проведения натурных экспериментов в реальной жизни, ориентация лиц, принимающих решения (ЛПР), на будущее, подразумевает использование различных методов и моделей принятия решений [16].
2. Деловые игры и имитационное моделирование
Для определенного класса управленческих задач, а именно, для задач поиска достижения цели управления и задач целеполагания (задач среднего и верхнего уровня управления — по классификации [9]), такими методами и моделями являются деловая игра и имитационное моделирование.
Существуют различные варианты определений деловой игры, раскрывающие ее цели и характер — военные, политические, производственные, исследовательские, учебные и др. [17-20].
В определении авторов — деловая игра (ДИ) — это метод имитации принятия решений руководителями, аналитиками или специалистами-исследователями, осуществляемый по заданным правилам в диалоговом режиме с имитационными моделями объекта (системы, процесса, ситуации) и предметной среды (политической, экономической, военной и производственной), имеющих характер информационной неопределенности и многофакторности.
Метод деловой игры основывается на концепции формирования у обучаемых знаний, умений и навыков в контексте выполнения реальных действий в соответствии со схемой ориентировочной основы действий (вариантами сценариев).
Специфика управленческой деятельности предполагает использование моделей, имитирующих функционирование систем, процессов деятельности и иные приближенные к реальности ситуации по определенным правилам, а также произвольных объектов, которые могут описывать любые моделируемые сущности, в том числе и не имеющие таких физических характеристик, как военная и политическая обстановка [21, 22].
Имитационное моделирование по Шеннону [23] — это процесс конструирования модели реальной системы и постановки экспериментов на этой модели с целью либо понять поведение системы, либо оценить (в рамках ограничений, накладываемых некоторым критерием или совокупностью критериев) различные стратегии, обеспечивающие ее функционирование.
Метод деловой игры, в общем формальном виде, включает четыре основные этапа: целеполагание, проектирование игры, собственно игра и извлечение уроков (рис. 1).
Рассмотрим содержание этих этапов.
Этап 1. Целеполагание. Содержание этапа.
1. Определение целей ДИ — ^ е [$} •
2. Формулировка задач — [^}.
Для задач обучения на первом этапе должен быть определен и известен состав обучаемых (участников игры) — [Щ. Для исследовательских задач состав участников игры — [Щ формируется исходя из поставленных задач и характера исследуемого объекта. Гипотетический императив первого этапа — требование решить поставленные и/или сформулировать новые (уточненные) образовательные (исследовательские) задачи. Целеполагание осуществляется в контексте трех основных стратегий:
а) уточнение и конкретизация фактов, очерченных парадигмой игры, как наиболее значимых для понимания сущности исследуемых объектов;
б) обращение к анализу тех явлений, которые спрогнозированы для исследований в рамках игры;
в) разрешение проблем и задач, оставшихся неясными в рамках полученных знаний.
Этап 2. Проектирование игры. Проектирование игры для обучения в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования имеет смысл при условии, что есть обоснованные заказчиком требуемые профессиональ-
ная компетентность и качества специалиста определенного профиля — модель «как должно быть», и есть понимание, что способы их формирования могут быть реализованы в процессе имитационного моделирования. При этом заказчик может оперативно решать задачу изменения квалификационных требований в соответствии актуальным состоянием внешней среды, накапливать новые знания и прогнозировать будущее состояние предметной области.
_^ Начале |_
Этап 1; Целенолагание
ЦЕЛИ —
задачи— Ю
УЧАСТНИКИ— {.V}
Этан Проектирование игры
Определение: г : (Я,)'5*:
Модели «1и 1га» — Лй: .г. О
Модели «ш 15л — Л*г: ¥{Х.,1. г= с.}
Инфраструктуры игры— {Гглы }
Правил и ограничений игры —
Инструментария игры — О Р :
Организации игры— С^
Этап 3: Игра Запуск — Тигр [ТС.Т\ Реализация С. ;го сценария игры Контроль— Щк^Ь:---, 5";,Га,...:} Останов — ,Г]
I
Этап 4: Извлечение уроков Оценка: Лг А5+Д(Х„1 С,) Аккумулирование: ДС^Д-^ С,) Инкремешясщия:
Конец
Рисунок 1. Формализованные этапы деловой игры
Обеспечение перехода специалиста из состояния «как есть» в состояние «как должно быть» определяет необходимость:
- формирования моделей ЫЬ: F{Xi ,у, ^ | С} и N2: Е{Х2 ,У2,Zz | С2}, соответственно, где X, У, Z и С — знания, навыки, умения и компетенции;
- формирования инфраструктуры игры: предметного, когнитивного, операционального и технического пространства игры — [V}, информационных — ШП, временных — Ш, организационных — Шо ресурсов;
- правил и ограничений игры — [и, g ];
- инструментария игры — имитационно-игровых моделей М(Б,О,Р,...) : модели систем (Б), объектов (О), процессов (Р), сущностей и т. д.;
- разработку сценария (алгоритма) игры — [С}.
Сценарий (алгоритм), в соответствии с которым строится игра, основан на наличии определенного набора правил и ограничений, контролирующих способ решения проблемы и обусловливающих природу ее решения.
Этап 3. Игра. Собственно игра представляет собой итерационный процесс взаимодействия обучаемых с имитационно-игровой моделью объекта, который осуществляется в соответствии со сценарием (алгоритмом), основанным на наличии определенного набора правил и ограничений, контролирующих способ решения проблемы и обусловливающих природу ее решения.
Игра начинается запуском игрового времени — Т е[Т ,Т ], в ходе которого
происходит реализация С -го сценария игры. Механизм игрового времени позволяет осуществлять остановку времени, возврат в любое предшествующее событие и запуск, остановку игры — [Т ,...,Т0п ]\[Т0п ,...,Т ]. В ходе игры осуществляется контроль «объективных» и «субъективных» параметров объекта игры — И[И1, И2,...;У1,У2,...}.
Этап 4. Извлечение уроков. Содержание этапа:
Оценка: N2 \ №Ь + Д(X,Zt \ С).
Аккумулирование: Д(Xi ,Т, ^ \ С ).
Инкрементация: М (Б, О, Р)\ М(Б, О, Р) + Д(X, ^ \ С ).
Оценка результатов рассматривается как систематическое определение степени, с которой объект соответствует заданным критериям. Для того чтобы решить, достигнуты ли цели игры, удовлетворяют ли соответствующие параметры и характеристики качества заданным требованиям, должна быть разработана модель качества и на ее основе проводится оценка всех значимых компонент игры — имитационно-игровых алгоритмов и математического аппарата, программных продуктов (моделей), сценариев. Оценка их качества жизненно важна как при проектировании игры, так и при извлечении уроков. Относительная важность различных характеристик качества программного обеспечения зависит от предполагаемого использования или задач игры.
Аккумулирование опыта, знания и умения глубоких профессионалов конкретного рода деятельности важно для использования менее квалифицированными пользователями или теми же профессионалами, но в более производительном режиме. В частности, их следует использовать для объяснения полученного решения.
Процессы инкрементации применимы к жизненным циклам как самой игры, так и ее компонент, и представляют собой процесс частичной реализации игры и постепенного наращивания ее функциональных возможностей и в итоге — эффективности. С помощью инкрементационных моделей ускоряется процесс создания функционирующей системы [24-26]. Этому способствует применяемый принцип компоновки игр из стандартных блоков, благодаря которому обеспечивается контроль над процессом разработки изменяющихся требований [27-31].
В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения ключевыми элементами ДИ являются участники игры и имитационно-игровые модели объекта, поскольку они позволяют реализовать, контролировать и оценивать как участников, так и все известные и/или заявленные для исследования параметры [32-35]. В качестве объекта может выступать организация (система, элемент системы), профессиональная деятельность (процесс), совокупность законов или физических явлений (сущности) и т. п. Модель предметной области должна отражать учет внешнего окружения имитационной модели объекта. Переход имитационной модели из состояния «как есть» в состояние «как должно быть» формирует проблемное содержание игры.
Участниками ДИ являются руководители, аналитики и специалисты-исследователи, организуемые в группы и выполняющие индивидуальные и/или командные роли. При этом и имитационные модели, и действующие лица находятся в игровом пространстве, представляющем профессиональный, социальный и когнитивный контекст, имитируемый в игре профессиональной деятельности специалистов или функционирование исследуемой системы [36, 37]. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия участников на имитационную модель, зависящего от целей и задач игры, осуществляемого в процессе реализации сценария, регламентируемого правилами и ограничениями.
3. Использование метода деловой игры для реализации программ дополнительного профессионального образования
Метод деловой игры для реализации программ дополнительного профессионального образования предусматривает разработку следующих базовых моделей (рис. 2): модель обучаемого (участника игры) — №: Р[Х2 ,7г, ^ \ С}; - модель специалиста — №: , ^ \ С};
- модель предметной области (изучаемые cистемы, объекты, процессы и т. п.) — М (Я, О, Р,...);
- модели обучения — С;
- унифицированный интерфейс игры.
Рисунок 2. Базовые модели метода деловой игры
Раскрывая состав и содержание базовых моделей ДИ, его можно представить как комплекс, включающий:
- банк частных моделей обучаемых — N и специалистов (с заданными квалификационными требованиями) — ;
- банк моделей — дедуктивно-номологической, индуктивной, инкремен-ционной моделей программ обучения;
- банк моделей предметной области — унифицированных моделей объектов представляющих предметную область и процессы их функционирования; систем управления; экономических и административных субъектов; политических, военных, социально-экономических и физико-географических условий; планов и программ применения и развития.
- унифицированный интерфейс ДИ в информационно-образовательной среде включающий интерфейсы: пользовательский; управления игрой (игротехнический); управления вычислительной средой; управления
программными компонентами; управления базами данных моделей объектов и задач; поисковой и справочной системы; управления системой безопасности;
- базовых средств проектирования ДИ, обеспечивающих: комплексиро-вание исследуемых моделей объектов и задач (конструктор игры); администрирование баз данных моделей прикладных объектов и задач; визуализацию хода и результатов игры; сбор и обработку игры; аутентификацию и обеспечение безопасности; адаптацию под заданную вычислительную платформу;
- прикладных средств: разработки системы базовых классов и шаблонов моделей объектов и задач; сбора, обработки и хранения результатов моделирования и решения прикладных информационно-расчетных задач; адаптации прикладных моделей объектов и задач; инкрементации базовых моделей объектов и задач.
4. Заключение
Рассмотрены прикладные системы и комплексы, обеспечивающие: управление игровым процессом (образовательной и научной деятельностью); генерацию сценариев, учебно-тренировочных заданий; мониторинг качества игрового процесса; поддержку цифровых карт и моделей местности; оркестрацию в распределенной вычислительной среде, взаимосвязанных элементов игровой платформы.
В отличие от лекционно-семинарской методологии обучения, в рамках которой последовательно решаются задачи передачи знаний и формирование умений и навыков их применения, метод деловой игры как один из методов (педагогических технологий) активного обучения позволяет обеспечить достижение нескольких целей как на образовательном, так и на профессиональном поприще, и параллельно решать ряд производственных, социальных, психологических и исследовательских задач.
Литература
[1] Новиков Д. А. Аналитическая сложность и погрешность решения задач управления организационно-техническими системами // Автоматика и телемеханика. 2018. № 5. С. 107-118.
[2] Белов М. В., Новиков Д. А. Структура методологии комплексной деятельности // Онтология проектирования. 2017. Т. 7. № 4. С. 366-387.
[3] Лушкин А. М., Голосовский М. С. Методика формирования стратегий управления подготовкой авиационных специалистов // Проблемы безопасности полетов. 2015. № 8. С. 30-38.
[4] Козлов В. Н. Системный анализ, оптимизация и принятие решений. — М. : Проспект, 2010.
[5] Лeтoв A. M. Автоматического управления теория // В кн.: Математическая энциклопедия. Т. 1. — М. : Советская энциклопедия, 1977. С. 60-66.
[6] Соловьев И. В., Злобин С. М. Информационное взаимодействие в сложных антропогенных системах // Военная мысль. 2017. № 12. С. 59-65.
[7] Соловьев И. В. Фундаментальная информатика для анализа информационного взаимодействия. — М. : ВАГШ, 2017.
[8] Soloviov I. V., Zhigalov O. S. Computer Business Play in Bettering the Higher Education System // Wulfeniajournal. 2016. Vol. 23. No. 4. Р. 2-12.
[9] Васильев С. Н., Жерлов А. К., Федосов Е. А., Федунов Б. Е. Интеллектное управление динамическими системами. — М. : Физматлит, 2000.
[10] Злобин С. М., Сазонов В. П., Поздняков А. И., Царьков Г. Н. Подготовка и проведение военно-деловых игр. — М. : ВАГШ, 2007.
[11] Оуэн Г. Теория игр. — М. : Мир, 1971.
[12] Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. — Рига : Авотс, 1989.
[13] Пирожков Г. П., Пирожкова И. Г. Деловая игра: роль и место в обучении (опыты) //
News of Science and Education. 2018. Т. 2. № 2. С. 23-26.
[14] Отрещенко И. В. Использование деловой игры как метода обучения в вузе // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Т. 13. № 3. С. 850-852.
[15] Огарева Е. И. Практика использования деловой игры как основного метода обучения в рамках компетентностного подхода // Гуманизация образования. 2018. № 2. С. 86-93.
[16] Шпудейко С. А., Богомолов А. В. Методологические основы организации немонотонных процессов обучения сложным видам деятельности на основе теории трансформационного обучения // Информационные технологии. 2006. № 3. С. 74-79.
[17] Лифшиц А. Л. Деловые игры в управлении. — Л. : Лениздат, 1989.
[18] Козленко Н. Н. Деловые игры в принятии управленческих решений. — М. : Издательство ВЗПИ, 1992.
[19] Карчевская Н. В., Труфанова М. К. Деловые игры как метод активного обучения в высших учебных заведениях // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. 2017. № 1-1 (3). С. 21-26.
[20] Долматова Л. А. Специфика проектирования и реализации деловых игр в образовательном процессе вуза // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2017. № 4 (37). С. 102-107.
[21]Хемди А. Т. Введение в исследование операций. — М. : Вильямс, 2007. С. 697-737.
[22] Строгалев В. П., Толкачева И. О. Имитационное моделирование. — М. : Издательство МГТУ им. Баумана, 2008. С. 697-737.
[23] Шеннон Р. Имитационное моделирование — искусство и наука. — М. : Мир, 1978.
[24] Vorobiev A. A., Daneev A. V. Modern practice of application of matrix games // Advances and Applications in Discrete Mathematics. 2018. Vol. 19. No. 2. P. 93-116.
[25] Щеглов И. Н., Печатнов Ю. А., Богомолов А. В. Интенсификация разработки автоматизированных систем обучения на основе нейросетевых технологий // Информационные технологии. 2003. № 4. С. 31.
[26] Соловьев И. В. Инкрементная деловая игра // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 2. С. 48-58.
[27] Голосовский М. С., Солнцев В. И., Лушкин А. М. Методика адаптивного персонифицированного управления подготовкой персонала с использованием автоматизированных систем обучения // Тренды и управление. 2015. № 2. С. 167-176.
[28] Соловьев И. В. Гетерогенная компьютерная игра как образовательная технология // Образовательные ресурсы и технологии. 2015. № 4 (12). С. 8-16.
[29] Голосовский М. С., Есев А. А. Технология синтеза базы психологических и дидактических тестов системы автоматизированного обучения // Программные системы и вычислительные методы. 2015. № 2. С. 170-181.
[30] Соловьев И. В. Рекуррентные компьютерные деловые игры как инновационные технологии обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 1 (103). С. 80-88.
[31] Махнин В. Л. Факторы интенсификации военного образования // Гуманитарный вестник Военной академии Ракетных войск стратегического назначения. 2016. № 4-1 (4). С. 10-14.
[32] Подвербных О. Е., Краев В. М., Тихонов А. И. Современное управленческое образование инженерных кадров // Сибирский журнал науки и технологий. 2017. Т. 18. № 4. С. 97980.
[33] Богомолов А. В., Климов Р. С. Автоматизация обработки информации при проведении коллективных сетевых экспертиз // Автоматизация. Современные технологии. 2017. Т. 71. № 11. С. 509-512.
[34] Волкова В. В., Махнин В. Л., Емельянов А. П., Ермаков Ю. В., Поляков В. Т. Анализ методов интенсификации обучения и форм подготовки военных специалистов // Педагогика и просвещение. 2016. № 4. С. 400-412.
[35] Прудников Л. А., Волкова В. В. Активизировать образовательную среду // Вестник военного образования. 2016. № 3 (3). С. 16-21.
[36]Махнин В. Л., Волкова В. В. Современные подходы к обучению в системе российского военного образования // Современное образование. 2016. № 4. С. 38-55.
[37] Скочихин А. Б., Волкова В. В. Знать, уметь, владеть // Вестник военного образования. 2016. № 2 (2). С. 22-28.
Авторы:
Сергей Михайлович Злобин — кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник военного института (управления национальной обороной), Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
Игорь Владимирович Соловьев — доктор технических наук, профессор, старший научный сотрудник военного института (управления национальной обороной), Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федераци
Method and Basic Models of the Business Game
S. M. Zlobin, I. V. Soloviev
Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation Vernadsky prospect, 100, Moscow, Russia, 119571 e-mail: nicvagsh@yandex.ru
Abstract. Game methods of training managers, analysts and research specialists for the development of solutions for a certain class of management tasks in complex anthropogenic systems are developing. The definition of a business game is given. In a general formal form, a business game method is presented that allows to formulate solutions from a set of heuristic rules and guidelines, developing them in the course of an imitation-game experiment with an object model by repeatedly and multilaterally iterating the theoretically grounded scenarios. The composition and content of the basic models of the business game method are determined.
Keywords: business game, simulation model, game training methods, complex anthropogenic system.
References
[1] NovikovD. A. (2018) Avtomatika i telemekhanika. 5:107-118. [In Rus]
[2] BelovM. V., NovikovD. A. (2017) Ontologiyaproyektirovaniya. 7(4):366-387. [In Rus]
[3] Lushkin A. M., Golosovskiy M. S. (2015) Problemy bezopasnostipoletov. 8:30-38. [In Rus]
[4] Kozlov V. N. (2010) Sistemnyy analiz, optimizatsiya i prinyatiye resheniy. Moscow, Prospekt. [In Rus]
[5] Letov A. M. (1977) Avtomaticheskogo upravleniya teoriyey. In book: Matematicheskaya entsiklopediya. Vol. 1. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya. P. 60-66. [In Rus]
[6] Solov'yev I. V., Zlobin S. M. (2017) Voyennaya mysl'. 12:59-65. [In Rus]
[7] Solov'yev I. V. (2017) Fundamental'naya informatika dlya analiza informatsionnogo vzaimodeystviya. Moscow, VAGSH. [In Rus]
[8] Soloviov I. V., Zhigalov O. S. (2016) Wulfenia journal. 23(4):2-12.
[9] Vasil'yev S. N., Zherlov A. K., Fedosov Ye. A., Fedunov B. Ye. (2000) Intellektnoye upravleniye dinamicheskimi sistemami. Moscow, Fizmatlit. [In Rus]
[10] Zlobin S. M., Sazonov V. P., Pozdnyakov A. I., Tsar'kov G. N. (2007) Podgotovka i provedeniye voy-enno-delovykh igr.Moscow, VAGSH. [In Rus]
[11] Ouen G. (1971) Teoriya igr. Moscow, Mir. [In Rus]
[12] Bel'chikov Ya. M., Birshteyn M. M. (1989) Delovyye igry. Riga, Avots. [In Rus]
[13] Pirozhkov G. P., Pirozhkova I. G. (2018) News of Science and Education. 2(2):23-26.
[14] Otreshchenko I. V. (2017) Aktual'nyyeproblemy aviatsii i kosmonavtiki. 13(3):850-852. [In Rus]
[15] Ogareva Ye. I. (2018) Gumanizatsiya obrazovaniya. 2:86-93. [In Rus]
[16] Shpudeyko S. A., Bogomolov A. V. (2006) Informatsionnyye tekhnologii. 3:74-79. [In Rus]
[17] Lifshits A. L. (1989) Delovyye igry v upravlenii. Leningrad, Lenizdat. [In Rus]
[18] Kozlenko N. N. (1992) Delovyye igry v prinyatii upravlencheskikh resheniy. Moscow, Izdatel'stvo VZPI. [In Rus]
[19] Karchevskaya N. V., Trufanova M. K. (2017) Vestnik Luganskogo natsional'nogo universiteta imeni Vladimira Dalya. 1-1(3):21—26. [In Rus]
[20] Dolmatova L. A. (2017) VestnikSankt-Peterburgskoy yuridicheskoy akademii. 4(37):102-107. [In Rus]
[21] KhemdiA. T. (2007) Vvedeniye v issledovaniye operatsiy. Moscow, Vil'yams. P. 697-737. [In Rus]
[22] Strogalev V. P., Tolkacheva I. O. (2008) Imitatsionnoye modelirovaniye. Moscow, Izdatel'stvo MGTU im. Baumana. P. 697-737. [In Rus]
[23] Shennon R. (1978) Imitatsionnoye modelirovaniye — iskusstvo i nauka. Moscow, Mir. [In Rus]
[24] Vorobiev A. A., Daneev A. V. (2018) Advances and Applications in Discrete Mathematics. 19(2):93-116.
[25] Shcheglov I. N., Pechatnov Yu. A., Bogomolov A. V. (2003) Informatsionnyye tekhnologii. 4:31. [In Rus]
[26] Solov'yev I. V. (2015) Integratsiya obrazovaniya. 19(2):48-58. [In Rus]
[27] Golosovskiy M. S., Solntsev V. I., Lushkin A. M. (2015) Trendy i upravleniye. 2:167-176. [In Rus]
[28] Solov'yev I. V. (2015) Obrazovatel'nyye resursy i tekhnologii. 4(12):8-16. [In Rus]
[29] Golosovskiy M. S., Yesev A. A. (2015) Programmnyye sistemy i vychislitel'nyye metody. 2:170-181.
[30] Solov'yev I. V. (2016) Distantsionnoye i virtual'noye obucheniye. 1(103):80-88. [In Rus]
[31] Makhnin V. L. (2016) Gumanitarnyy vestnik Voyennoy akademii Raketnykh voysk strategicheskogo naznacheniya. 4-1(4):10-14. [In Rus]
[32] Podverbnykh O. Ye., Krayev V. M., Tikhonov A. I. (2017) Sibirskiy zhurnal nauki i tekhnologiy. 18(4):97-980. [In Rus]
[33] Bogomolov A. V., Klimov R. S. (2017) Avtomatizatsiya. Sovremennyye tekhnologii. 71(11):509-512. [In Rus]
[34] Volkova V. V., Makhnin V. L., Yemel'yanov A. P., Yermakov Yu. V., Polyakov V. T. (2016) Pedagogika i prosveshcheniye. 4:400-412. [In Rus]
[35] Prudnikov L. A., Volkova V. V. (2016) Vestnik voyennogo obrazovaniya. 3(3): 16-21. [In Rus]
[36] Makhnin V. L., Volkova V. V. (2016) Sovremennoye obrazovaniye. 4:38-55. [In Rus]
[37] Skochikhin A. B., Volkova V. V. (2016) Vestnik voyennogo obrazovaniya. 2(2):22-28. [In Rus]