УДК 323.383:316.663.23 НИКИФОРОВ СВ.
студент 4 курса, факультет международных отношений МГИМО (У) МИД РФ
UDC 323.383:316.663.23 NIKIFOROV S.V.
fourth year student, International relations faculty, MGIMO University of the MFA of Russia
МЕТОД ГУМИЛЕВА В РЕГИОНАЛИСТИКЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ МОНГОЛОВЕДЕНИЯ GUMILYOV'S METHOD IN REGIONALISM AND PROGNOSIS OF MONGOLIAN STUDIES
В статье через анализ исторической судьбы и современного этапа развития монгольской этнической системы обосновывается использование метода Л. Н. Гумилева в регионолистике (.монголоведении) для составления оценки и прогноза как внутриэтнических процессов, так и международных отношений.
Ключевые слова: теория пассионарности Гумилева, естественный и искусственный геохомогенез, трансформация монгольской цивилизации, комплиментарность монголов и китайцев, концепция «Третьего соседа», развитие монгольской этнической системы.
In the article through the analysis of historical destiny and the present stage of development of the Mongolian ethnic system the use of L. N. Gumilyov's method in regionalism (Mongolian studies) for assessment and prognosis of intra-ethnic processes as well as international relations is proved.
Keywords: Gumilyov's theory of passion arity, natural and artificial geohomogenesis, transformation of Mongolian civilization, the complementarity of the Mongols and Chinese, the concept of "Third neighbor", the development of the Mongolian ethnic system.
Теоретическая база 1
Нам кажется, лучше всего будет использовать метод анализа цивилизационных процессов, который максимально синтезирует в себе направления ведущих научных отраслей в российском монголоведении (историческую, культурологическую, политическую, этническую и философскую). На наш взгляд, подобным качеством обладает метод, созданный Л.Н. Гумилевым в контексте теории пассионарности и этногенеза1. При этом, разумеется, стоит отметить, что сам Л.Н. Гумилев в изучении истории Евразии ограничился периодом до XIX века2, поэтому, заранее оговоримся, что в своем исследовании мы будем базироваться на теории Гумилева и стараться применить (в идеале - развить) ее к новым историческим периодам и в рамках новых условий научного исследования. Таким образом, для анализа первой четверти XX века в истории Монголии как периода цивилизационной трансформации мы будем использовать «метод Гумилева».
Пожалуй, не найдется в нашей стране ученого, который хотя бы немного, но не знал о теории пассионарности и этногенеза Л.Н. Гумилева. Однако традиционно теорию Л.Н. Гумилева принято соотносить с исторической наукой или философией3. До сих пор в научном со-
1 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли//11йр:// gumilevica.kulichki.net/EBE/index/html
2 Ввиду того, что, на его взгляд, чем ближе к нам изучаемая эпоха, тем сложнее объективно ее оценить, особенно используя такой «инструмент», как теория пассионарности и этногенеза.
3 Напр. Дьяконов И.М. «Огненный дьявол» // Нева. 1992.
№ 4. С. 225-228
обществе не утихают споры о том, к какому научному направлению относить деятельность великого русского ученого. Научный подход Гумилева по своей сути междисциплинарен и, кроме самобытной исторической и философской концепции, представляет оригинальный и, в то же время, удобный метод научного исследования, который может быть применим как при исследовании междисциплинарных научных проблем, так и отдельно в рамках той или иной обществоведческой (в широком смысле) научной отрасли. Применим этот метод и в ре-гионалистике, и прогнозировании монголоведения.
Вначале необходимо обратить особое внимание на ряд аспектов в теории пассионарности и этногенеза, которые представляются нам особенно важными в контексте данного исследования. Прежде всего, это концепция этногенеза, жизненного цикла этнических систем, разнообразные фазы которого характеризуются также через развитие человеческой культуры и науки, что, на наш взгляд, выражается в оформлении пассионарных идеалов идеями, также, в свою очередь, усложняющимися до идеологических концепций.
Иначе говоря, происходит создание идей пассионарием для достижения особых идеалов, процесс, в результате усложнения этнических взаимосвязей приводящий к появлению идеологий, свойственных уже целым социальным и этническим объединениям на уровнях от консорций до суперэтнических систем4.
4 На концепции суперэтнических систем мы остановимся отдельно, чуть ниже.
© Никифоров C.B. © Nikiforov S.V.
P, n+21
P,nM5
2J Р., Р., ^! / - 3< 600^ 1 900 К неспособность регулировать 120Q4"'' 1 i
вожделени! Неспособность удов [летессятъ и ч. ржделения \ V
ФАЗЫ ЭТНОГЕНЕЗА ПОДЪЕМ АХМАТИ-ЧЕСКАЯ НАДЛОМ ИНЕРЦИОННАЯ ОБСКУРА' ция МвМРИАПЬ- НАЯ
схютый яе- реликт
Годи
Прежде всего, нам стоит заранее оговориться, что в соответствии с теорией Л.Н. Гумилёва этнос не является синонимом ни общества, ни государства, однако явления жизни этнической, политической и социальной тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Нередко события политической или социальной сфер могут оказать сильнейшее влияние на судьбы как отдельных этносов, так и этнических систем5. Более того, события эти происходят на этническом (цивилизационном) фоне, который вовсе не статичен, а наоборот, крайне подвижен, многообразен и подчас противоречив. В результате процесса этногенеза, усвоения пассионарности6 человечеством, создаются условия для особых деяний во всех сферах общественной жизни. Согласно теории Гумилева, особенность их выражается в способности человека к по-
ступкам творческим и иррациональным - выработке идеи по достижению абстрактного иллюзорного идеала и дальнейшему претворению ее в жизнь. Причем, стремление воспользоваться данной способностью (страсть, аттрактивность) так сильно, что человек, обладающий уровнем пассионарного напряжения выше инстинкта самоосохранения - пассионарий, будет готов пожертвовать как собой, так и другими людьми ради достижения своей цели.
Теория пассионарности Гумилева позволяет ответить на такие вопросы, как: почему же монголам удалось создать наиболее мощную и крупную суперэтническую систему среди всех, известных нам кочевых цивилизаций? В чем причина последующего распада империи и потери суверенитета в пользу китайской державы? Что послужило успехом достижения монгольским государством независимости в XX веке и насколько значимой оказалась для монгольского этногенеза демократическая революция 1990-х? А также сделать краткосрочный и долгосрочный прогноз монгольского геохомогенеза.
Теоретическая база 2
Геохомогенез - на наш взгляд, термин, необходимый для обозначения всех генезов на нашей планете, касающихся этносферы, а также их совокупного процесса развития и усложнения чьей начальной точкой является генез племени, а конечной генез ноосферы.
Волны этногенеза можно выявить через анализ важнейших для человечества событий в сфере развития науки и культуры. Как правило, вначале гениальная идея впервые высказывается на акматической фазе этногенеза того или иного этноса, то есть тогда, когда в этнической системе присутствует больше всего пассионарности, однако, пройдя сквозь крайне энергозатратную фазу надлома, на практике идея воплощается в жизнь или обретает новое массовое звучание
ноосфера Корпорационный теут
Транснациональная компания
Племя
Ноосфера
Субэтнос или
этнический
субстрат
Племя
Рис. Элементы искусственного геохомогенеза.
5
6
Примером этому может служить история XX века. Биохимической энергии живого вещества.
фоедогенёз
КОНФЛИКТЫ
КОНСОРЦИОГЕНЕЗ
TPIIbOITHt3
ПАССИОНАРИИ
ПАССГОН.-Щ ТОЛЧКИ
ГЕНЕЗЫ ЭТНОСФЕРЫ
уже в рамках инерционной фазы - периода, именуемым Л.Н. Гумилевым «золотой осенью» этноса.
Таким образом, соотнеся великие события в истории человечества с этногенезами, происходившими примерно в одно историческое время, можно обнаружить закономерность. Что, как правило, для этнических систем, возникших в результате одного-двух пассионарных толчков, будет характерен великий культурный вклад в историю человечества также на относительно небольшом, с точки зрения истории, промежутке времени. И вот этот самый промежуток времени, пользуясь терминологией метода Гумилёва, и можно назвать определенной волной этногенеза, для этносов которой будут характерны определённые общие особенности, связанные, например, со схожей социальной структу-
рой общества, правовой структурой государства, созданными данным этносом. Сейчас же, вероятно, мы живем во времена Пятой волны этногенеза, к которой можно отнести, например, российский, османский, судя по всему, переживший в очередной раз пассионарный толчок, китайский суперэтнос, а также, находящиеся в начале пассионарного этногенеза этнические системы Латиноамериканского мира.
Ретроспектива
Можно сказать, что самозарождение монгольской цивилизации в каком-то смысле являлось трансформацией, поскольку, согласно теории пассионарности и этногенеза, возникновение этнической системы возможно исключительно при пассионарном толчке, который по
сути своей является мутацией уже существующих со-циобиологических организмов за счет пассионарной энергии. Таким образом, в Х1-ХП вв. зарождается монгольская этническая система. Монгольские пассионарии загораются идеей трансформации социальной системы как формы выражения монгольского суперэтноса. Соответственно, меняется идеологема монголов от стремления существовавать в гармонии с природой (как при гомеостазе) до создания единого «Монгол улс». В итоге образовалось единое монгольское государство с ханом всех монголов - Темуджином, соответственно и ставшим Чингисханом. В итоге образовалось единое монгольское государство с ханом всех монголов -Темуджином, соответственно и ставшим Чингисханом, Затем возможно выделить смену цивилизационной модели в XIV веке, когда образовавшаяся в период ак-матической фазы великая Монгольская Империя в фазе надлома распадается на отдельные государства. Тогда на смену идеи построения единого монгольского мира приходит идея «построения идеального монгольского государства в отдельно взятом улусе». Монгольский суперэтнос к тому времени вобрал в себя множество иных народностей в результате завоеваний Чингисхана и его потомков. И, несмотря на обилие кровавых битв, число пассионариев было еще очень велико. Однако идти в новые походы с целью покорения мира им было уже трудно, в то время, как сотни идей/идеологем/ идеологий (к которым, разумеется, нужно привести свой народ) существовали в умах сотен пассионариев и стремились воплотиться в жизнь. Но редко когда идеальная картина мира одного человека могла не противоречить воззрениям другого...7 Ярчайшей иллюстрацией является активное распространение культур и верований покоренных народов, например Ислама на Ближнем востоке и Средней Азии и ценностей конфуцианской цивилизации среди монголов Северо-восточной Азии (и в Китае, соответственно). В результате конфликта идеологем происходит процесс трансформации монгольской цивилизации через горнило гражданских войн, например. Крестьянской войны в Китае (1351-1368)8 и Великой замятии (1360-1381)9. Данные события естественны для фазы надлома в процессе этногенеза. Таким образом, в части земель, принадлежавших Монгольской империи, в результате цивилизационной трансформации происходит создание почвы для формирования новых кон-сорций, политических и этнических систем (например. Сибирского, Казанского, Узбекского ханств. Ногайской орды10; Могулистан и Мавераннахр11; государства
7 Подобное явление можно отнести к фактору психологическому. Иначе говоря, подобное явление можно отнести к концепции лидеров и лидерства через призму теории пассионарности и этногенеза. На наш взгляд, именно идея (представление пассионария об идеальной концепции мира) и стремление к ее воплощению является психологическим выражением явления пассионарности.
8 Восстания Красных повязок.
9 В Золотой Орде.
10 Там же в первой половине XV века.
11 В Средней Азии на месте Улуса Чагатая.
Джалариидов и Чобанидов12; Северной Юань13), которые все же по сути своей являлись, скорее, осколками прошлого, нежели новыми витками цивилизационного развития. На их место пришли более пассионарные системы, такие, как Россия, Империя тимуридо в и Китай династии Минь.
Казалось бы, данная трансформация привела к краху монгольской цивилизации, однако, монголы, отступившие на родину, на территорию родного вмещающего ландшафта, смогли сохранить свою ци-вилизационную идентичность и также на долгое время свою государственность. Но все же дороги к прошлой цивилизационной модели (бравого воина-язычника) уже не было. Ведь уже произошел процесс трансформации! Соответственно, была крайне необходима новая идеологическая составляющая, способная объяснить крах концепции монгольского мира (в буквальном смысле, под миром здесь понимается Земля как территория единого монгольского государства) и заменить ее новой идеей, ради которой монголы были бы готовы остаться монголами. И, что характерно для фазы обскурации, носителями такой идеи становятся люди духовные. Уже с конца XVI в. в Монголию из Тибета приходит буддизм. В результате его активного распространения в XVII веке большая часть знати становится буддистами,14 и в период с XVII по XVIII век буддизм прочно входит в монгольскую правовую систему (вплоть до узаконенных преследований за исповедание шаманизма). Хотя, подобно любой другой религии,15 окончательное «сращивание» с культурным кодом монголов происходит в результате долгого процесса синтеза буддизма с коренным верованиями этноса.
Таким образом, можно сказать, что трансформационный процесс, запущенный монгольскими муждоу-собицами в XIV веке, в итоге привел формированию «Китайской Монголии в конце XVII века». На протяжении нескольких столетий монгольский этнос существовал в политической форме китайского государства, вновь испытывая громадное культурное влияние. Однако ци-вилизационная идентичность монголов сохранилась. И их культура не была замещена китайской. Причиной этому, бесспорно, стала смена идеологической модели (образа кочевника-тенгрииста на образ ламы-буддиста). Пассионарии-монголы фазы обскурации, сложив луки и мечи, поскольку в отличие от ойратов уже не были готовы жертвовать своей жизнью во имя великих идеалов на поле брани16, вооружились молитвами и «пошли» творить великую культуру, центральной единицей которой стал отныне буддизм.
И так продолжалось практически вплоть до начала
12 На Ближнем Востоке на месте государства Хулагуидов.
13 Остаток монгольской элиты, бывшей правящей династии Китая.
14 Среди ключевых фигур: Нейджи-тойн (1557—1653); ой-ратский Зая-пандита Намкай-Джамцо (1593—1662), Богдо-гэген Дзанабадзар (1635—1723).
15 Тому же христианству в раннем средневековье в Европе.
16 Ввиду уменьшения пассионарности.
XX века. В 1911 году в Китае вспыхивает Синьхайская революция (вероятно, вызванная новым пассионарным толчком).17 Монголы, долго строящие новую -буддийскую цивилизационную модель и мечтающие о воплощении ее в рамках суверенного государства, не преминут воспользоваться этой возможностью. 1 декабря 1911 года халхаскими князьями и ламами была провозглашена независимость Монголии.
Можно выдвинуть несколько гипотез, способных объяснить дальнейшую череду событий в процессе трансформации монгольской цивилизации в XX веке18. Эта тема весьма острая и обширная и требует отдельного исследования, однако мы все же попытаемся, исходя из имеющихся данных, выдвинуть ряд гипотез и выбрать из них ту, что кажется нам на данный момент наиболее правдоподобной.
Первая гипотеза: на рубеже XIX и XX вв. происходит новый пассионарный толчок на территории Монголии, обуславливающий появление национальных движений, выступающих за суверенитет монгольского государства, завершение процесса трансформации буддийской монгольской модели в монархию Богдо-гэгэна, а также народную революцию 1921 года, героизм монгольского народа в период Второй мировой войны и Демократическую революцию 1990 года. Поскольку подъем только начинается, то, в соответствии с концепцией Л. Н. Гумилева, на начальном этапе он является скрытным (уровень пассионарности повышается постепенно и только несколько пассионариев могут себя ярко проявить). Тихо формируется новая идеологема, которая должна прийти на место старой. В результате трансформации события первой четверти XX века станут свидетельствовать о постепенном росте уровня пассионарности монгольской цивилизации. Но идеология теократической монархии, а затем пришедшая ей на смену социалистическая идеология будут являться лишь путем к выработке новой цивилизационной модели, начало которой может быть положено, как раз, после политической бескровной революции 1990 года. Её также можно связать с ростом потребности в стремлении к прекрасному, поиску лучшей жизни, пусть даже с риском для оной, что, несомненно, характерно для фазы скрытого подъема. Более того, недостаточную активность пассионариев и их могущее показаться недостаточное проявление в период трансформаций можно объяснить тем, что они, большей частью, являлись представителями духовенства в первой четверти XX века, а, как нам известно, буддийские ламы были репрессированы в период правления Чойбалсана.
Однако эта гипотеза не позволит нам ответить на вопрос, почему до сих пор в монгольском обществе высокий уровень коррумпированности, почему Монголия в международных делах все еще является недостаточно надежным партнером и почему в XXI веке эта страна по-прежнему придерживается идей лавирования между великими державами, а не пытается сама создать но-
17 См. табл.
18 См. табл.
вую. привлекательную для всего мира цивилизационную модель или хотя бы сформулировать возможность самой сравниться в чем-то с сильными мира сего? Ведь все это можно объяснить исключительно превалированием в этнической системе субпассионариев над пассионариями, что, скорее, характерно для мемориальной фазы этногенеза.
Вторая гипотеза: в первой четверти XX века Монголия получает независимость исключительно в результате поддержки сначала царской, а затем советской России. Сами монголы не обладали достаточной пассионарностью для сохранения суверенитета19. Среди монголов можно назвать немного пассионариев, способствовавших развитию идей панмонголизма, в то время как среди представителей иных этносов их много. Ярчайшие примеры - генерал-лейтенант фон Унгерн-Штернберг. видевший своей идеей воссоздание великой монгольской империи и отвоевавший суверенитет для монголов в 1920 г. Причем как лидер монгольского государства, духовный и политический, он не обладал достаточной пассионарностью для ведения независимой политики. Примером тому явилось то. что он не смог противодействовать ни китайской оккупации, ни тихому отстранению себя от власти после событий 1921 года20. В дальнейшем монголы следуют во всем советскому образу построения общества, что также может говорить об отсутствии собственной новой цивилизационной идеологемы, а политические лидеры, как правило, проводят политику, копирующую политику руководства СССР. При этом во всем активно проявляется стремление к сохранению памяти о славном прошлом, которое подавлялось долгое время СССР, ввиду угрозы развития национализма. Это стремление после 1990 г. воплощается в качестве возрождения практически культа почитания Чингисхана и вновь распространившегося по всей стране буддизма, что характерно для мемориальной фазы этногенеза. Разумеется, не до конца в таком случае остается понятна причина революции 1990 года.
Трансформация монгольской цивилизации первой четверти ХХвека будет относиться, скорее всего, к периоду перехода монгольского этноса из фазы обскура-ции (снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт )21 в фазу мемориальную (состояние этноса после фазы обскурации, когда отдельными его представителями сохраняется культурная традиция).22 Построение теократической монархии Богдо-гэгэна, в свою очередь, является проявлением начала мемориальной фазы. Уникальность же ее заключается в том, что монгольская этническая система в силу политических событий не
19 Пример: Китайская оккупация 1918-1919 г.г.
20 Чему активно способствовал советский же Коминтерн, а также буряты и монголы, им подготовленные.
21 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М. : Изд-во «Аст». 2003.'С. 826-834.
22 Там же
могла до конца реализовать себя в создании собственной культурно-ценностной системы вплоть до 1911 года, что и воплотилось в формировании теократической монархии23.
Однако эта монархия не претендовала на создание великой монгольской империи - максимум, на собирание осколков суперэтноса в рамках традиционных границ вмещающего монголов ландшафта.
А потому не обладала достаточно пассионарностью для противодействия новому - социалистическому курсу как выражению новой, а значит, более пассионарной идеологемы, чьими носителями также являлись более пассионарные индивиды24. Что обусловило, как и построение социалистической и просоветской государственности после 1921 года, так и общества капиталистического после 1990 г., ввиду того, что «ветры силы подули прежде всего с Запада».
Таким образом, начиная со второй четверти XX века Монголия становится не генератором, но проводником глобальных идей иных этнических систем. В результате же самого процесса трансформации монгольская цивилизация сохраняет свою традиционную культуру, несмотря ни на какие обстоятельства, и в итоге получает государственность, хоть и в результате помощи России, а не самостоятельно. Более того, низкий уровень пассионарности позволил Монголии минимизировать риски внутренних конфликтов в течение всего данного исторического периода.
Прогноз
Сегодня Монгольскому государству удается постепенно развиваться в условиях и сложной мировой экономической ситуации, и сохраняющейся напряженности в международных отношениях, как между ведущими мировыми державами, так и между соседями в связи с региональными вопросами, спорами и проблемами.
Тем не менее, препятствием активному росту также служит ряд нерешенных проблем социального, политического и экономического характера внутри самого монгольского государства. Это достаточно высокий уровень коррупции, неопределенная в краткосрочном периоде внутриполитическая ситуация, во всяком случае, для стороннего наблюдателя, а также вопросы снижения безработицы, повышения качества и доступности образования и медицинских услуг, развития аймаков, городов и поселений, находящихся относительно далеко от столицы.
Сегодня политическое руководство страны видит решение в развитии экономики Монголии в нескольких направлениях. Это и, ставшее уже традиционным, привлечение иностранного капитала в развитие горнобраба-тывающей отрасли экономики, и попытка осуществить мощный рывок в развитии промышленности, и популяризация Монголии как страны, привлекательной для туристов со всего мира, и развитие ВИЭ, а также, что
23 Накопленная веками культурная составляющая приняла форму суверенного буддийского государства.
24 Советские граждане, а до того большевики.
является крайне важным и для стран-соседей Монголии, участие в масштабных инфраструктурных евразийских проектах, становление платформой для развития китайских. российских и совместных китайско-монгольско -российских проектов, прежде всего, экономического плана, направленных на развитие транспортных линий связи между (центрально-) евразийскими государствами. Активнее всего, несомненно, на текущий момент развиваются первое и второе направления. В чем причина и что нам ждать в ближайшем будущем?
Здесь мы будем придерживаться той гипотезы, согласно которой монгольский этнос сейчас находится в мемориальной фазе, и регенерации в ближайшее время в нем не произойдёт.
Соответственно, ставка на человеческий капитал и материальную поддержку из-за рубежа в таком случае более чем рациональна. Иначе говоря, сейчас создать мощную экономику самостоятельно, а тем более попытаться сгенерировать уникальную культурную идею монгольская этническая система не в состоянии - недостаточно пассионарности.
Однако, развитие туризма и различных экологических программ способно органично сочетается с нынешним этапом монгольского этногенеза, т. к. на мемориальной фазе этнос как никогда чтит свои выдающиеся достижения в культуре и искусстве, а также вспоминает особенно значимые легендарные подвиги прошлых лет своей истории и в тоже самое время пытается вновь обрести гармонию в отношениях с природой, что была характерна для него еще во времена гомеостаза. Но стоит ли ожидать прорыва в промышленности? Увы, это возможно лишь в том случае, если другие государства или транснациональные компании станут заинтересованы в развитии масштабных производственных комплексов на территории Монголии. Исторически сложившийся быт кочевого народа, оставшийся неизменным на протяжении многих столетий, куда более пассионарных для монголов, чем нынешнее, не смог изменить традиционный хозяйственный уклад. Сельское хозяйство, прежде всего скотоводство, - вот что было, есть и будет оставаться основой монгольской хозяйственной деятельности.
Таким образом, на наш взгляд, важнейшим рычагом развития монгольского государства в ближайшие десять лет может стать активное привлечение зарубежных инвестиций в развитие туризма и экономико-экологических программ, наравне, разумеется, с уже устоявшимся сотрудничеством Монголии и зарубежных инвесторов в области горного дела и инфраструктурных проектов, что уже сейчас постепенно начинает воплощаться в жизнь.
Ключевые же проблемы Монголии также будут связаны с низким уровнем пассионарности этноса. Разумеется, вряд ли социальные проблемы внутри самой Монголии смогут привести к каким-либо мощным внутренним конфликтам, однако, существует, может, пока и не столь значительная угроза постепенного размывания этноса в потоке истории. А если говорить
ФАЗЫ ЭТНОГЕНЕЗА НА СУПЕРЭТНИЧЕСКОМ УРОВНЕ
о
1 МЕМОРИАЛЬНАЯ 1 ФАЗА '
СКРЫТЫЙ ПОДЪЕМ
|МЕМЕ0РИАЛЬ I на Я ©АЗА *
¿ПАССИОНАРНЫМ
?толчок
ПОДЪЕМ
7 ПЕРЕГРЕВ, ИЛИ АКМАТИЧЕСКАЯ ФАЗА
□
НДДЛОМ
ИНЕРЦИОННАЯ ФАЗА
□
ОБСКУРАЦИЯ
ДЕПОПУЛЯЦИЯ
□
ГОМЕОСТАЗ ИЛИ МЕМОРИАЛЬНАЯ ФАЗА
Здесь мы приводим таблицу, изначально опубликованную в качестве иллюстрации к книге Л Н, Гумилева «Этногенез и биосфера земли». На наш взгляд, данная таблица явилась прекрасной задумкой, однако, в ходе дальнейшего исследования нами были обнаружены некоторые неточности, ошибки, а также спорные моменты, которые во многом, думается, были вызваны многообразием работ Л Н. Гумилева, а также существованием множества разночтении в трактовке его ключевых научных тр}дов.
В связи с этим мы доработали и изменили данную таблицу (в основном № вторую хронологическую половину), «продлили» указанные в ней периоды вплоть до XXI века включительно п планируем и также в дальнейшем редактировать, и развивать
«Хронологическо-цивилизационную таблицу этногенеза».
прямо, то возможная ассимиляция монгольского этноса в рамках другой куда более пассионарной этнической системы. Процесс этот может быть длительным. Однако менее естественным он от того быть не перестает. Так, к концу XXI века вполне может оказаться так, что Внешняя Монголия повторит судьбу Монголии Внутренней, но даже без каких-либо насильственных действий со стороны Китая. Разумеется, подобный процесс может и не являться негативным вовсе и, вполне может быть, что он логичен с точки зрения тех закономерностей, что были выявлены нами в геохомогенезы. Но, думается, вряд ли сегодняшние монголы будут согласны с подобной позицией.
На данное утверждение можно возразить, что комплиментарно сть монголов и китайцев практически всегда была отрицательной по отношению друг к другу. Но в истории было немало примеров тому, что отрицательная комплиментарность не мешала синтезу двух разных этнических систем через поглощение одной другой системой. А если учесть, что в XX веке китайский этнос пережил очередную регенерацию, то подобный процесс становится чуть ли не неизбежным.
Разумеется, в связи с этим возникает вопрос о Монголии в рамках международных отношений. К сожалению, у Монголии крайне мало шансов в ближайшие десятилетия стать весомым игроком на международной арене. Более того, можно выделить два глобальных сценария развития Монголии в МО на протяжении текущего столетия, при которых, вероятнее всего, Монголия будет вынуждена поступиться частью своего суверенитета. Здесь необходимо учитывать очередную волну
геохомогенеза, которую ныне переживает человечество. Волну, на которой, скорее всего, должны возникнуть фоеды (от лат. «йэескш» - союз, союзный, клятвенный договор), а транснациональные корпорации (их союзы) стать антогоничными им центрами силы.
1. В связи с этим, вероятно, Монголия либо будет вынуждена окончательно войти в сферу влияния своих традиционных соседей (России или Китая). А может быть, и в совместную сферу влияния этих двух суперэтносов, при условии формирования совместного фоеда.
2. Либо, наоборот, стать аванпостом искусственного геохомогенеза - платформой для развития транснационального мирового движения, что будет являться гармоничным эволюционным развитием концепции «Третьего соседа».
3. И все же, есть и третий вариант. Который, на наш взгляд, увы, куда менее вероятен. Монголия сохранит нынешний нейтралитет и на глобальном уровне. Этническая система попытается соединить внутри себя элементы как естественного, так и искусственного гео-хомогенезов. Но в таком случае крайне высоким будет риск формирования «химеры»25 нового уровня, в рамках геохомогенеза. А также будет повышена и вероятная конфликтогенность данного региона.
Таким является наш прогноз развития монгольской этнической системы в краткосрочной и долгосрочной перспективе, основанный на применении авторской концепции. базирующейся на методологии Л. Н. Гумилева.
25 Химера - форма контакта несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при которой исчезает их своеобразие (Гумилев Л. Н.)
Библиографический список
1. ГолышиM.II. Современная Монголия в оценках западных авторов. М.: ИВ РАН, 2009.
2. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М. : Изд-во «Аст», 2003.
3. Гумилев Л.Н. Древние тюрки http://gimiilevica.kulicliid.net/OT/index.html
4. Гулит ев Л.Н. От Руси до России, М. ACT Москва, 2006.
5. Гужтев Л.Н. Этногенез и биосфера 3eM®/Aittp://gimiilevica.kuHclifci.iiet/EBE/iiidex/litiiil
6. ДьяконовII.M. «Огненный дьявол» //Нева. 1992. №4. С. 225-228
7. Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. Проблема исторической преемственности. // М.: «Восточная литература», 1993.
8. Хазанов^4.М. Кочевники и внешний мир. Изд-еЗ, доп. Алматы: Дак-Пресс, 2002.
9. ЧулууныДалай. Монголия в XIII-XIV веках. Москва: Изд-во «Наука» > 1983.
References
1. Golmcm M.I. Modem Mongolia in estimates of Western authors. M.: RAS Institute of Oriental studies, 2009.
2. Gumilyav L.N. Ancient Rus and the Great steppe. M.: Publishing house "AST", 2003.
3. Gumilyav L.N. The ancient Turks http://guniilevica.kulicliki.net/OT/index.htnil
4. Gumilyov L.N. From Rus to Russia, M. AST, Moscow, 2006.
5. Gumilyov L.N. Etlinogenesis and biosphere of the eartlVAittp://guniilevica.kulicliki.net/EBE/iiidex/litnil
6. Dyakotffiii I.M. "Fire devil" //Neva. 1992. No. 4. Pp. 225-228
7. Trepavlov V.V. The state system of the Mongolian Empire of the XIII century. The problem of historical continuity. // M.: "Eastern literature", 1993.
8. Khazatiov A.M. Nomads and the outside world. 3-d ed., added. Almaty: Duk-Press, 2002.
9. Chuluuiiy Dalai. Mongolia in XIII-XIV centuries. Moscow Nauka, 1983.