СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.772.4
О. В. Безрукова*
МЕТОД «ACTION RESEARCH» («ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЙСТВИЕМ») В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
В статье анализируется внедрение в современную российскую социологию активистской методологии, обосновывается ее значимость. Рассматриваются возможность включения метода исследования действием в российскую социологию, область применения этого метода, основные этапы проведения исследования, а также определяется роль и место социолога в исследовании.
Ключевые слова: социология действия, активистская методология, исследование действием, практический поворот, изменение социума.
В арсенале социолога имеется огромное количество методов, с помощью которых он может реализовать все свои «амбиции» в достижении задуманных целей. На данный момент социология как полипарадигмальная наука на эмпирическом уровне реализуется в классическом подходе и в качественном. Но с начала 80-х годов XX века начинает набирать силу активистская методология, пытаясь медленно, но достаточно целенаправленно, пока не оформившись в устоявшуюся парадигму, но образуя некий практический поворот, встать на один уровень с классической и качественной. Ее описывают А. Турен с его «социологией действия» и «методом интервенции», А. Алексеев с его «методом стимулирующего наблюдения». Это является неким началом объяснения главной идеи активистской методологии — нацеленности на изменение социума. Активистская методология нацелена на действие, в результате которого изменяется общество. И исследователи начинают «примерять» на себя ее методы. Что же получится, если немного выйти за границы принятого? В социологии начинается метание между старыми, проверенными методами и новыми, которые так стремительно пытаются изменить наш обыденный мир. И «action research», метод, принадлежащий к этой методологии, своеобразным способом реализует идеи активистской методологии.
«Action research» — один из новых, в России практически не осмысленных теоретически методов. Он ставит новые проблемы перед социологией. Но он активно представлен и применяем в странах Северной и Южной Америки.
* © Безрукова О.В., 2014
Безрукова Ольга Васильевна ([email protected]), кафедра методологии социологических и маркетинговых исследований Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Остановимся на анализе этого метода, с точки зрения западных ученых. Что же такое «action research»?
К. Левин (1890—1947), основоположник метода, говорит о том, что «Если вы хотите знать, каковы вещи на самом деле, попытайтесь изменить их» [1, с. 5]. Так он указывает на новую исследовательскую стратегию, с помощью которой исследователь не только получает теоретические знания о социальной проблеме, но и пытается путем непосредственного вмешательства решить ее.
Суть метода заключается в том, что участники исследования сами являются исследователями. Проще говоря, «action research» — это группа людей, определяющих проблему, проводящих мероприятия по ее решению, рефлексирующих результаты собственных действий и в случае отрицательного результата пробующих предпринять что-то иное, чтобы проблема в итоге была решена. Однако, хотя суть подхода именно в этом, существуют другие ключевые атрибуты метода, которые и отличают его от обычной повседневной деятельности по решению проблем.
«Action research» стремится привнести свой вклад в практические проблемы людей, живущих в непосредственной проблемной ситуации, совместно со стремлением к достижению целей социальной науки. Таким образом, существует так называемое «двойное обязательство» «action research»: изучение проблемной ситуации как системы и одновременное сотрудничество с участниками этой системы для изменения того, что они совместно рассматривают как желательное направление. Достижение этой цели требует активного сотрудничества исследователей и исследуемых, а следовательно, подчеркивает важность совместного обучения как основного аспекта исследовательского процесса.
Что же отличает этот тип исследования от ежедневного решения проблем. В процессе «action research» акцент делается на исследовательские практики. Иными словами, изучая проблему, исследователь обеспечивает систематическое вмешательство, информируя участников исследования о своих теоретических соображениях. Много времени исследователя уходит на совершенствование методологических инструментов, необходимых для реализации поставленных задач, в соответствии с требованиями ситуации, а также на сбор и анализ текущих данных.
В процессе «action research» первичным является его нацеленность на включенность участников в исследование. Люди учатся лучше и более охотно применяют то, что они узнали, когда они это делают сами. Но также имеется и социальный аспект — исследование проводится в реальных ситуациях, и оно направлено на решение реальных проблем. И наконец одно из основных отличий метода в том, что исследователь не пытается оставаться объективным. Он открыто признает свою предвзятость к другим участникам.
Стефан Кеммис (Stephen Kemmis) разработал простую модель циклического характера, типичную для процесса применения «action research». Каждый цикл состоит из четырех шагов: планирование, действие, наблюдение, размышление [2].
Однако Джеральд Сусман (Gerald I. Susman1983) предлагает более сложную процедуру проведения исследования. Он выделяет пять этапов на протяжении каждого цикла исследования. Первоначально выделяется проблема и начинается сбор данных для ее более подробного анализа. Это сопровождается коллективными обсуждением и выделением нескольких возможных решений, из которых выбирается и реализуется один план действий. После его реализации данные о результатах воздействия собираются и анализируются, по их результатам делаются выводы о том, насколько вмешательство в проблему было успешным. На данном этапе проблема вновь подвергается оценке, и в случае недостижения цели начинается новый цикл. Этот процесс продолжается до тех пор, пока проблема не будет решена [3].
Сбор данных является важнейшим шагом в решении того, какие действия нужно предпринимать. Необходимо использовать несколько источников данныгх, чтобы лучше понимать происходящее.
С использованием информации собранных данных и при анализе текущей литературы разрабатывается план действий, который позволит внести изменения и изучить их [4]. Но можно предположить, что в процессе исследования изменения необходимо вносить в каждую переменную в отдельности, затем анализировать полученный результат и делать вытодыг. Это необходимо для того, чтобы понимать, какие действия повлияли на изменение какой-то конкретной ситуации. Иначе будет трудно определить, какие действия отвечают за полученный результат. Соответственно, на данном этапе необходимо продолжать документирование и сбор данных о производительности.
После проведения вмешательства необходимо оценить его последствия, чтобы понять, произошли ли изменения. Если таковые произошли, то необходимо сформировать наглядное подтверждение данных. Если же изменений нет, то по результатам исследования существует необходимость в возврате к первому этапу сбора данных, определения дополнительных вопросов и составления нового плана дополнительных действий и изменений. Таким образом продолжается цикличный процесс исследования действием до тех пор, пока не будет достигнута основная цель исследования.
Рори О'Брайан (Rory O'Brien) говорит о том, что «action research» используется в реальных ситуациях, а не надуманныгх. Метод применяется не в экспериментальных исследованиях, так как его основной упор делается на решение реальных проблем. Однако не исключено, что метод может быть использован социологами для предварительного или экспериментального исследования тогда, когда ситуация слишком неоднозначна для того, чтобы сформулировать точную цель исследования [3]. Например, когда исследуемый не готов достаточно четко сформулировать имеющуюся проблему, а может назвать лишь некоторые выдержки из того, что он хотел бы изменить. В таком случае применение метода может позволить более глубоко включиться в ситуацию и путем реализации задач добиться основной цели. Но в основном в соответствии с его принципами этот метод выбирается тогда, когда обстоятельства требуют гибкости, участия людей в исследовании или когда изменение должно происходить быстро и целостно.
Те, кто применяет этот метод, чаще всего являются практикующими специалистами, которые хотят улучшить понимание своей деятельности. Либо это общественные деятели, которые пытаются организовать действие компании, или, скорее, ученые, которые быии приглашены в организацию лицами, принимающими решения по осознанию проблем, требующих применения «action research», но которыгм не хватает методологических знаний для реализации проекта и для борьбы с имеющимися проблемами.
Поэтому «action research» («исследование действием») — это не то, что обычно приходит на ум, когда мы слышим слово «исследование». «Action research» — это не кабинетное исследование, в котором мы больше узнаем об интересующей нас теме. Проблема решается не путем выгаснения того, правильная она или нет, а путем поиска знаний о возможности ее решения. «Action research» — это метод не об исследовании людей и не о поиске всей доступной информации по теме с поиском правильных ответов. Этот метод вовлекает людей, которые работают на улучшение своих навыков, методов и стратегий. «Action research» — метод не о том, почему мы делаем определенные вещи, а о том, как мы можем сделать вещи лучше [4].
Если говорить о том, что непосредственным исследователем в данном методе является сама исследуемая сторона, то поднимается вопрос о месте и роли социолога в проведении исследования. И эта роль весьма неоднозначна. Объект исследования как
постановщик проблемы собственными силами будет пытаться наладить сложившуюся ситуацию. Опираясь на этапы проведения «action research», данные будут собраны, проанализированы, составлен план действий, и наступит реализация поставленных задач. По итогам будут получены некоторые результаты. Казалось бы, по имеющемуся плану легко достичь поставленной цели. Однако не каждый исследуемый обладает достаточными методологическими знаниями, чтобы грамотно сформулировать цель, поставить перед собой задачи, а также после проведения вмешательства в процесс проанализировать полученные данные. Тут можно говорить о том, что социолог может выступать как специалист по интерпретации данных. Но без знания методики проведения исследования, без включенности социолога не гарантирована достоверность полученных данных. Следовательно, социолог необходим с самого начала проводимых мероприятий.
Причем если раньше социологу ставилась задача после проведения исследования предоставить факты, то теперь ему предстоит указать на варианты решения поставленной проблемы. А это значит, что социолог должен быть компетентным специалистом в той области, которую он исследует. Но сможет ли директор компании, а чаще всего проблема формулируется руководствующим лицом, доверить свою фирму постороннему человеку, пусть даже исследователю? Здесь встает вопрос о том «багаже», с которым социолог придет в фирму. Ведь единственным доказательством его компетентности будет уже полученный опыт в проведении подобного рода исследований. И только с опорой на научные факты и доказательства успешности планируемых действий можно достичь полного понимания между исследуемым и социологом, которые впоследствии станут одной командой в проводимом исследовании.
Таким образом, зная те сферы, в которых применение метода «action research» является наиболее адекватным, следуя описанным выше этапам и опираясь на имеющийся опыт, мы можем смело реализовывать этот метод с социологической точки зрения на практике.
Конечно, метод «action research» ставит множество немаловажных методологических вопросов, одним из которых является вопрос: насколько сильно это идет вразрез с традиционной деятельностью социолога? И эту тему еще предстоит осмысливать и обосновывать как теоретически, так и на практике.
Библиографический список
1. Андреенков В.Г. Проблемы сравнительного анализа в современных социологических исследованиях // Методологические и методические проблемы сравнительного анализа в социологических исследованиях. Кн. 1. М.: ИСИ АН СССР, 1982. С. 5.
2. Dan MacIsaac. An Introduction to Action Research. 1995. URL: http:// physicsed.bufTalostate.edu/danowner/actionrsch.html (дата обращения: 30.10.2013).
3. Rory O'Brien. An Overview of the Methodological Approach of Action Research. URL: http://www.web.ca/~robrien/papers/arfinal.html (дата обращения: 30.10.2013).
4. Eileen Ferrance. Themes in education Action Research Northeast and Islands Regional Educational Laboratory At Brown University/2000 Brown University. URL: http:// www.lab.brown.edu/pubs/themes_ed/act_research.pdf (дата обращения: 30.10.2013).
References
1. Andreenkov V. G. Problems of comparative analyze in modern sociological researches, Methodological and methodic problems of comparative analyze in sociological researches. Vol. 1. М.: ISI AN USSR, 1982, p. 5. (in Russ.)
2. Dan MacIsaac, «An Introduction to Action Research» 1995. Available at: http:// physicsed.buffalostate.edu/danowner/actionrsch.html(accesed:30.10.2013)
3. Rory O'Brien. An Overview of the Methodological Approach of Action Research. Available at: http://www.web.ca/~robrien/papers/arfinal.html (accessed: 30.10.2013).
4. Eileen Ferrance. Themes in education Action Research Northeast and Islands Regional Educational Laboratory At Brown University/2000 Brown University. Available at: http:// www.lab.brown.edu/pubs/themes_ed/act_research.pdf (accesed: 30.10.2013).
O.V. Bezrukova*
«ACTION RESEARCH» METHOD IN SOCIOLOGYCAL RESEARCHES:
BASIC IDEAS
In this article the introduction in modern Russian sociology of activist methodology is analyzed, its significance is substantiated. The possibility of including of Action Research method in Russian sociology and area of application of this method is viewed; basic stages of carrying out research and also the role and place of sociologist in this research is defined.
Key words: sociology of action, activity methodology, action research, practical turn, social changing.
*Bezrukova Olga Vasilievna ([email protected]), the Dept. of Methodology of Sociological and Marketing Researches, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.