Теория и практика общественного развития. 2022. № 4. С. 19-25. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 4. P. 19-25.
Научная статья УДК 316.422
https://doi.org/10.24158/tipor.2022.4.2
Метавселенная: перспективы создания и социальные последствия
Александр Сергеевич Ваторопин1, Сергей Александрович Ваторопин2, Игорь Игоревич Тепляков3, Наталия Геннадьевна Чевтаева4
123,4Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург, Россия,
1vatoropin-as@ranepa.ru
2vatoropin-sa@ranepa.ru
3teplyakov-ii@ranepa.ru
4chevtaeva-ng@ranepa.ru
Аннотация. В статье рассматривается один из наиболее глобальных и амбициозных проектов, направленных на создание цифрового пространства будущего. Метавселенная, по мнению корпорации Meta и других участников проекта, должна предоставить широкие возможности онлайн-пользователям не только в сфере коммуникации, проведения досуга, но и обучения, организации своего бизнеса и т. д., а непосредственно глобальный цифровой мир должен стать максимально реалистичным. Анализируются социальные риски реализации проекта, в первую очередь связанные с обеспечением безопасности пользователей и морально-этическими основами интернет-взаимодействий. Формулируется актуальность создания новой моральной парадигмы для будущего цифрового пространства. Характеризуются релевантные мотивы и возможности ключевых стейкхолдеров общественных отношений: разработчиков метавселенной, бизнес-сообщества, онлайн-пользователей, государства. Рассматриваются потенциальные социальные последствия широкого внедрения метавселенной в условиях развития новых технологий в ключевых сферах общественной жизни.
Ключевые слова: метавселенная, виртуальная реальность, социальное пространство, социальные последствия
Для цитирования: Метавселенная: перспективы создания и социальные последствия / А.С. Ваторопин [и др.] // Теория и практика общественного развития. 2022. № 4. С. 19-25. https://doi.org/10.24158/ti-por.2022.4.2.
Original article
Metaverse: creation perspectives and social consequences
Alexander S. Vatoropin1, Sergei A. Vatoropin2, Igor I. Teplyakov3, Natalia G. Chevtaeva4
1234Ural Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy
of National Economy and Public Administration, Yekaterinburg, Russia
1vatoropin-as@ranepa.ru
2vatoropin-sa@ranepa.ru
3teplyakov-ii@ranepa.ru
4chevtaeva-ng@ranepa.ru
Annotation. The article examines one of the most global and ambitious projects aimed at creating the digital space of the future. The Metaverse, according to the Meta Corporation and other project participants, should provide ample opportunities for online users not only in the field of communication, leisure activities, but also in education, organizing their business, etc., and the global digital world itself should become as realistic as possible. The social risks of the project implementation are analyzed, primarily related to ensuring the safety of users and the moral and ethical foundations of Internet interactions. Relevance of creating a new moral paradigm for the future digital space is formulated. Outlines the relevant motivations and capabilities of the key stakeholders in public relations: the developers of the meta-universe, the business community, online users, and the State. The potential social consequences of the widespread introduction of the metaverse in the context of the development of new technologies in key areas of public life are considered.
Keywords: metaverse, virtual reality, social space, social consequences
For citation: Vatoropin, A.S., Vatoropin, S.A., Teplyakov, I.I. & Chevtaeva, N.G. (2022) Metaverse: creation perspectives and social consequences. Theory and Practice of Social Development. (4), 19-25. Available from: doi: 10.24158/tipor.2022.4.2 (In Russian).
© Ваторопин А.С., Ваторопин С.А., Тепляков И.И., Чевтаева Н.Г., 2022
В 2021 г. основатель крупнейшей социальной сети в мире Facebook М. Цукерберг анонсировал создание метавселенной - глобального цифрового мира, в котором возможности его участников уже не ограничиваются традиционными коммуникационными средствами соцсетей. При помощи 3D-аватаров - виртуальных двойников, содержащих и воспроизводящих ключевую информацию о пользователях - коммуникацию в рамках цифрового мира планируется вывести на качественно новый уровень, сделав ее максимально реалистичной. Отметим, что речь идет как о новой форме, так и о существенном расширении содержания действий и взаимодействий внутри метавселенной. Как заявляет М. Цукерберг, пользователи получат не только возможности играть, заниматься спортом, получать новые знания и навыки, но и собственный виртуальной дом и рабочее место на основе технологий Horizon Home и Horizon Workrooms1. Конструирующееся цифровое пространство, как предполагается, будет обеспечиваться собственной финансово-экономической системой (например, крупнейший Финансовый холдинг JPMorgan уже открыл салон в метавселенной Decentraland2) и иметь представительства действующих государственных институтов (в 2021 г. соглашение о приобретении виртуального «участка земли» для посольства подписал Барбадос3). Очевидно, что возникает новый социальный феномен, который требует теоретической рефлексии, понимания его сути и релевантных социальных последствий.
Целью данной статьи является исследование текущего состояния и перспектив реализации проекта метавселенной, социальные последствия его влияния на глобальную интернет-аудиторию.
Научное сообщество, венчурные инвесторы и цифровые гиганты фиксируют процессы трансформации интернета в более глобальную и всепроникающую форму - метавселенную (Корнев, 2021). Ожидая всплеск мирового научного интереса к теории и практике создания ме-тавселенных, исследователи систематизируют существующие трактовки термина «метавселен-ная», разрабатываются концептуальные модели метавселенной в Индустрии 5.0 на основе «си-нергетического взаимодействия пространственных цифровых двойников (поддерживаемых цифровыми технологиями блокчейна, Интернета вещей, искусственного интеллекта, виртуальной реальности) и параллельного интеллекта как комбинации искусственных сообществ, компьютерных экспериментов и параллельного образования» (Шкарупета, Колесникова, Белянцева, 2021). Практики фиксируют значительные темпы роста метавселенной. В течение 2020-2021 гг. в 10 раз увеличилась аудитория пользователей, имеющих активные кошельки в различных вариациях метавселенной; концерты, творческие мероприятия, проводимые в цифровом формате, организация совместной удаленной работы для сотрудников, создание виртуальной модели бизнес-процессов - это далеко не полный перечень новых возможностей (Абрамов, Мельник, 2021: 182). В этих условиях в рамках метавселенной возрастает потребность в клиентоориентированном подходе к стандартизации данных, когда клиенту предлагается целый ряд услуг с учетом его персонализированной информации (Гарин, 2021).
Фиксируя тренд создания метавселенной, важно подчеркнуть, что реализация столь глобального проекта сопряжена с целым рядом технологических трудностей и задач. Во-первых, вовлечение массовой аудитории потребует создания удобных и доступных по цене интерактивных устройств для подключения к метавселенной. Во-вторых, необходимо разработать и внедрить новые мощные, скоростные технологии обработки данных. В-третьих, для создания универсального, всеобъемлющего цифрового мира потребуется интеграция метавселенных, создаваемых различными компаниями, на основе единых стандартов совместимости.
Участники проекта метавселенной выделяют множество потенциальных угроз. Так, создаваемое глобальное цифровое пространство, претендующее на альтернативу традиционному социальному пространству, рискует аккумулировать чрезвычайно широкий спектр уже существующих социальных проблем, придать импульс к распространению как виртуальных, так и реальных негативных социальных практик. Специалист в сфере кибербезопасности Э. Степанович отмечает: «Представьте себе кампанию онлайн-троллей, но такую, в которой шквал неприятных слов, которые вы можете увидеть в социальных сетях, вместо этого представляет собой группу сердитых аватаров, кричащих на вас, и вам остается только выключить машину» (Андонов, 2021: 82). Помимо очевидного морально-психологического воздействия на пользователей, возрастают
1 Meta-вселенная Facebook: главное из интервью Марка Цукерберга The Verge [Электронный ресурс] // РБК : сайт. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/617fbbc79a79476037fa0591 (дата обращения: 23.02.2022).
2 JPMorgan первым из крупных банков открыл представительство в метавселенной [Электронный ресурс]. URL: https://forklog.com/jpmorgan-pervym-iz-krupnyh-bankov-otkryl-predstavitelstvo-v-metavselennoj/ (дата обращения: 23.02.2022).
3 СМИ: Барбадос станет первым в мире государством с посольством в метавселенной [Электронный ресурс] // ТАСС : сайт. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12960839 (дата обращения: 23.02.2022).
риски распространения недостоверной информации, появления новых способов мошенничества, несоблюдения прав интеллектуальной собственности и многие другие.
Не менее остро встает вопрос обеспечения безопасности и конфиденциальности информации. В ситуации, когда на базе платформы планируется создание целой финансово-экономической системы, утечка данных может привести к материальному ущербу колоссальных масштабов. Как показывает опыт функционирования социальных сетей, случаи нарушения безопасности и конфиденциальности информации носят далеко не единичный характер. Только в 2021 г. СМИ сообщали об утечках данных сотен миллионов пользователей Facebook, «выставленных на продажу на черном рынке»1.
Анализируя потенциальное влияние метавселенной на ее участников, некоторые авторы отмечают, что «большинство желаний и фантазий человека в метавселенной Марка Цукерберга будет быстро виртуально в компьютерной фантазии удовлетворено, функциональная система организма остановится, нет никаких желаний и целей (все удовлетворено). А это одна из главных движущих систем стремлений жизни организма, остановка ее работы может привести к непредсказуемым результатам» (Ананьев, Ананьев, 2021: 10). Другими словами, речь идет о создании универсальной комфортной среды, необходимой и достаточной для удовлетворения важнейших потребностей человека. Учитывая увеличение количества интернет-пользователей и времени, проводимого ими в сети, подобный сценарий представляется вполне вероятным.
Среди множества «побочных эффектов» создания метавселенной стоит особо отметить проблемы безопасности пользователей, «токсичного» поведения в сети и нарушения фундаментальных этических принципов взаимодействия, способных привести к тяжелым социально-психологическим последствиям. Решение указанных глобальных проблем ряд авторов видит не в отдельных превентивных мерах, а «в создании новой рациональности, которая позволит преодолеть постфактическую и мета-паразитарную парадигму, являющуюся смертельным вирусом для человечества», в создании новой моральной парадигмы, основанной на «дискуссии между всеми стейкхолдерами общественных отношений» (Гуров, Петрунина, 2021: 128). Соглашаясь с поставленной авторами целью, отметим важность следующего вопроса: кто способен дать импульс к формированию новой моральной парадигмы, оказывающей реальное воздействие на ускоряющийся процесс развития новых технологий, по сути, вводя по отношению к нему дополнительные ограничения? Судя по всему, подобными субъектами могли бы стать: 1) корпорации, создающие метавселенную (в первую очередь, Meta); 2) бизнес-сообщество, финансирующее ее создание и вкладывающее средства в интернет-рекламу; 3) непосредственно интернет-пользователи; 4) государство. Рассмотрим каждый из приведенных субъектов подробнее.
Станет ли защита пользователей от потенциального негативного влияния метавселенной ключевой задачей одного из ее главных создателей - Meta (Facebook)? Резонансный скандал 2021 г. вокруг компании, связанный с утечкой внутренних документов, позволил достаточно четко сформулировать основополагающие принципы ее деятельности. Так, почти 6 миллионов VIP-пользователей Facebook обладают более широкими правами относительно распространяемого контента, а стандартные правила модерации к ним не применяются. Более того, компания игнорирует целый ряд случаев рекламы незаконных услуг, подстрекательства к насилию на территории зарубежных стран, призывов к вступлению в преступные организации. Во главу угла ставится вовлечение максимального количества новых пользователей и увеличение прибыли, тогда как безопасность пользователей и моральные основы взаимодействия в сети отходят на второй план2. Примечательно, что на фоне требований об открытости алгоритмов работы сети для общества и государственных регуляторов компания, напротив, приняла решение об ограничении доступа к внутренней документации даже для своих сотрудников3. Вполне возможно, что подобные принципы работы Meta (Facebook) будут распространены и на управление будущей метавселенной.
Весь спектр мотивов представителей бизнес-сообщества относительно метавселенной трудно оценить, однако уже сегодня можно зафиксировать два тренда. В первую очередь, в создание будущего всеобъемлющего цифрового мира крупнейшие корпорации последовательно вкладывают значительные средства. Так, за 2020 и 2021 гг. компания Sony инвестировала в данный проект около 450 млн долл., а Epic Games только за 2021 г. на «поддержку метавселенной
1 СМИ сообщили об утечке данных полутора миллиардов пользователей Facebook [Электронный ресурс] // РИА Новости : сайт. URL: https://ria.ru/20211004/utechka-1753080331.html (дата обращения: 23.02.2022).
2 Из Facebook слили тысячи тайных документов. Автор утечек раскрыла себя [Электронный ресурс] // Газета.ru : сайт. URL: https://www.gazeta.ru/tech/2021/10/04/14048311/fbwhistleblower.shtml (дата обращения: 23.02.2022).
3 От детской тревоги до торговли людьми. В чем обвиняют Facebook и к чему это может привести [Электронный ресурс] // Skillbox Media : сайт. URL: https://skillbox.ru/media/marketing/v-chyem-obvinyayut-facebook-i-k-chemu-eto-mozhet-privesti/ (дата обращения: 23.02.2022).
в долгосрочной перспективе направила около 1 млрд долл.»1. Непосредственно корпорация М. Цукерберга ежегодно вкладывает в проект около 10 млрд долл.2 Во-вторых, многочисленные резонансные скандалы вокруг упомянутой Meta (Facebook) не привели к снижению финансовых поступлений со стороны рекламодателей. В 2021 г. выручка компании, 97 % которой приходится на рекламу, увеличилась до 118 млрд долл. (на 37 % больше, чем в 2020 г.)3. Так или иначе, можно ожидать, что проблемы морально-этического характера не станут препятствием на пути финансирования будущей метавселенной бизнес-сообществом.
Интересно отметить, что снижение финансовых показателей самой компании Meta (Facebook) могли бы если не обусловить сворачивание ее проекта по созданию метавселенной, то внести в него существенные коррективы, связанные с позиционированием безопасности пользователей и моральных принципов взаимодействия в сети в качестве базисных. Скандал вокруг корпорации из-за утечки внутренней документации, крупные штрафы со стороны государственных регуляторов по всему миру, неудачный проект по созданию собственной криптовалюты, активная политика конкурентов (Google) в сегменте интернет-рекламы и другие факторы привели к рекордному падению стоимости акций Meta с сентября 2021 г. по февраль 2022 г. на 45 %, а общая капитализация компании составила 565 млрд долл. (более 1 трлн долл. в сентябре 2021 г.)4. Однако это не обусловило существенных корректировок в планах М. Цукерберга относительно метавселенной. Можно предположить, что необходимость постепенного восстановления финансовых показателей компании лишь поспособствует все большему уклону в сторону экономической целесообразности в ущерб морали и безопасности.
Что касается непосредственно онлайн-пользователей, вопросы морали и безопасности также в большинстве своем не являются определяющими, когда речь идет о широких коммуникативных возможностях, предоставляемых интернет-ресурсами. Так, в 2021 г. стали известны данные внутренних исследований Facebook о влиянии Instagram на психику молодежи: 40 % опрошенных чувствуют себя непривлекательными, 25 % в целом ощущают себя некомфортно вследствие использования соцсети5, сервисы обмена фотографиями и видео часто подталкивают к депрессивным и суицидальным мыслям преимущественно молодых женщин6. Тем не менее результаты этих и других опубликованных исследований не обусловили сокращение количества пользователей Instagram. По данным Meta (Facebook), в 2021 г. аудитория соцсети расширилась еще на 250 млн новых пользователей7, из 2 млн активных пользователей более 70 % составляют именно молодые люди в возрасте до 35 лет8.
На наш взгляд, активная интернет-аудитория в обозримом будущем не только не станет инициатором существенных ограничений, направленных на обеспечение безопасности и моральных принципов в онлайн-пространстве, но и способна противостоять попыткам введения подобных ограничений со стороны других субъектов, в первую очередь государства. Так, в 2019 г., несмотря на значительное противодействие со стороны правоохранительных органов, митинг «Против изоляции Рунета» в Москве собрал больше участников, чем акции против резонансной пенсионной реформы (15 тыс. против 12 тыс. протестующих)9. Учитывая, что большинство интернет-аудитории представлено наиболее активной социальной группой молодежи, возможные
1 Epic Games получила 1 млрд долларов на развитие метавселенной [Электронный ресурс] // Skillbox Media : сайт. URL: https://skillbox.ru/media/gamedev/epic_games_poluchila_1_mlrd_dollarov_na_razvitie_metavselennoy/ (дата обращения: 23.02.2022).
2 Метападение Facebook: временные трудности или начало конца компании Цукерберга [Электронный ресурс] // Forbes : сайт. URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/454895-metapadenie-facebook-vremennye-trudnosti-ili-nacalo-konca-kompanii-cukerberga (дата обращения: 23.02.2022).
3 Лучше бы вообще молчали. Meta (FB) опубликовала отчет за 2021 год [Электронный ресурс] // BestStocks : сайт. URL: https://beststocks.ru/journal/luchshe-by-voobshche-molchali-meta-fb-opublikovala-otchet-za-2021-god/ (дата обращения: 23.02.2022).
4 Владеющая Facebook компания выбыла из топ-10 самых дорогих в мире [Электронный ресурс] // РБК: сайт. URL: https://quote.rbc.ru/news/article/620f74d39a7947745926f8c0 (дата обращения: 23.02.2022).
5 От детской тревоги до торговли людьми...
6 Из Facebook слили тысячи тайных документов.
7 Статистика интернета и соцсетей на 2022 год - цифры и тренды в мире и в России [Электронный ресурс]. URL: https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2022-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 23.02.2022).
8 Instagram: статистика и факты для 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.websiterating.com/ru/research/instagram-statistics/ (дата обращения: 23.02.2022).
9 «Интернетом пытаются управлять люди, которые не умеют пользоваться электронной почтой» [Электронный ресурс] // Коммерсантъ : сайт. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3907444 (дата обращения: 23.02.2022).
более радикальные меры в сфере государственного регулирования интернета способны привести к всплеску социальной напряженности и масштабным социально-политическим протестам.
В свою очередь, государство, потенциально обладающее необходимыми ресурсами для введения ограничений в отношении функционирования новых технологий в целях обеспечения безопасности граждан, продолжает декларировать неотъемлемость принципа свободы интернета.
Разумеется, фундаментальный декларируемый принцип не означает отсутствие государственного регулирования как такового, однако существенно сужает его рамки. Кроме того, ускоряющееся развитие онлайн-технологий и, соответственно, все более широкое разнообразие интернет-практик пользователей в условиях тренда на свободу интернет-пространства часто обусловливают несвоевременную реакцию со стороны государственных регуляторов, недостаточную степень регулирующего воздействия. Радикальный же вариант решения - полное отключение интернета на территории страны, как показывает зарубежный опыт, способен не только привести к росту протестных настроений среди интернет-аудитории, но и нанести значительный ущерб экономике страны1. Так или иначе, обладая мотивацией для увеличения собственного влияния на крупнейшие корпорации и виртуальные практики пользователей (в частности, опыт 2010-2020-х гг. показал, как социальные сети становились площадкой для организации выступлений против действующей власти во время «арабской весны», на постсоветском пространстве, в США и многих других странах, а руководство корпораций вмешивалось в политическое противостояние на стороне оппозиционных сил, например, блокируя в 2021 г. аккаунты действующего в тот период президента США Д. Трампа2), значительными ресурсами правового и административного воздействия, государство на сегодняшний день имеет весьма ограниченное влияние на развитие интернета.
На наш взгляд, не следует утверждать, что активизация широких дискуссий, направленных на установление общественного консенсуса и создание новой моральной парадигмы, в первую очередь в цифровом пространстве, является невозможной. Потенциально субъектом, способным дать необходимый импульс к обсуждению, созданию, реализации новой парадигмы, могут стать национальные государства. Однако с учетом значительных финансовых, политических, социальных ресурсов бизнес-структур, заинтересованных в функционировании экономически эффективного всеобъемлющего цифрового мира без выраженных моральных императивов, создание метавселенной со всеми упомянутыми возможностями и социальными угрозами представляется вполне вероятным. Впрочем, стоит отметить, что данная проблема может решаться в разных странах по-разному: там, где государства имеют возможность в большей степени контролировать эгоистические действия бизнеса, например, в России или Китае, этический аспект ме-тавселенной, вероятно, не сможет быть полностью проигнорирован.
Хотелось бы также обратить внимание и на другие социальные последствия «внедрения» метавселенной.
Метавселенная в первую очередь ассоциируется с дополненной реальностью, виртуальной реальностью, сопровождающими искомую реальность человеческого существования. Возникает вопрос: способна ли метавселенная, потенциально расширяющая границы практик, взаимодействий, ощущений ее участников, претендовать на создание новой основной человеческой реальности? Другими словами, способна ли цифровая реальность метавселенной стать собственно реальностью?
На первый взгляд, подобный сценарий представляется невозможным. Современные цифровые технологии во многом могут удовлетворить потребности человека в общении, познании, развлечении и т. д., однако не способны удовлетворить базовые биологические и физиологические потребности. Это, как минимум, обусловливает необходимость зарабатывать средства для обеспечения собственного существования и удовлетворять базовые потребности вне пределов цифрового мира. С одной стороны, растущее год от года количество интернет-бизнесов и интернет-профессий не отменяет необходимости в реальном производстве товаров и услуг, строительстве, транспорте, логистике и т. д. С другой стороны, способность участников метавселенной зарабатывать внутри виртуального мира посредством создания цифровых продуктов (например, произведений искусства) в условиях конкуренции также весьма ограничена для основной массы.
Генеральный директор NVidia (одной из компаний, объявивших в 2021 г. о создании метавселенной) Д. Хуанг делает такой прогноз: «Метавселенная создаст новую экономику, которая превысит по размеру глобальный ВВП... В будущем мы будем покупать 30-дома и автомобили,
1 В мире все чаще практикуют отключение интернета во время протестов [Электронный ресурс] // Nag News : сайт. URL: https://nag.ru/material/34095 (дата обращения: 23.02.2022).
2 Трампа заблокировали в соцсетях. Законно ли это [Электронный ресурс] // РБК : сайт. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/11/01/2021/5ffc13cb9a794777cf0cbb13 (дата обращения: 23.02.2022).
как сегодня покупаем 20-песни и книги»1. Однако это на сегодняшний день мало реалистично ввиду очевидной полезности и относительно небольшой стоимости книг и музыки в цифровом формате и обратного соотношения «полезность - цена» для 30-моделей домов и автомобилей. Исходя из этого, большинство экономически активного населения будет вынуждено, как минимум, покидать пределы виртуального мира, осуществлять коммуникации с другими людьми для достижения профессиональных целей, тратить время, ресурсы и прилагать усилия для развития профессиональных компетенций и т. д., что в конечном счете обусловит существование реальности метавселенной в качестве дополнительной.
Вместе с тем ускоряющееся развитие новых технологий не ограничивается потенциальным созданием метавселенной, а их внедрение оказывает значительное влияние практически на все сферы жизни общества. Так, в условиях роботизации и автоматизации в первую очередь в реальном секторе экономики все острее встает вопрос положения человека на рынке труда. Потенциальная технологическая безработица, связанная с вытеснением человека с рынка труда более конкурентоспособными роботами, искусственным интеллектом и т. д., на сегодняшний день уже находится в центре внимания не только представителей науки, но и органов государственной власти, а непосредственно уровень технологической безработицы, по некоторым прогнозам, может достигнуть 75 %2.
При этом успешная саморегуляция и адаптация рынка труда путем создания новых профессий для людей сопряжены с целым рядом рисков (например, не смогут ли самообучающиеся роботы вытеснить человека из вновь появляющихся профессий или способны ли работники постепенно исчезающих профессий массово освоить новые компетенции (Ваторопин, Чевтаева, Ваторопин, 2017)) и являются, по сути, лишь вероятностным сценарием. То же касается и возможности безработных, которые могут получить базовый доход от государства, массово реализовать свои способности в творческих специальностях. Не возникнет ли ситуация, при которой большинство людей сможет на минимально необходимом уровне удовлетворять свои физиологические и биологические потребности за счет базового дохода, не тратя на это значительное количество времени и усилий, а основную деятельность осуществлять внутри искусственно созданного цифрового мира метавселенной, тем самым превращая виртуальную реальность в собственно реальность человеческого существования со всеми вытекающими? На наш взгляд, данный вопрос требует дальнейшего научного осмысления.
Список источников:
Абрамов В.И., Мельник А.Д. Метавселенные: перспективы и возможности для бизнеса // Менеджмент в социальных и экономических системах : сб. докл. XIII Юбилейн. Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2021. С. 179-183.
Ананьев В.Н., Ананьев А.В. Метавселенная Марка Цукерберга с точки зрения теории функциональных систем академика П.К. Анохина // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 80-7. С. 6-10. https://doi.org/10.18411/trnio-12-2021-308.
Андонов А.А. Метавселенная Цукерберга // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 44. С. 81-85.
Ваторопин А.С., Чевтаева Н.Г., Ваторопин С.А. Автоматизация и роботизация как факторы роста технологической безработицы в современном обществе // Вопросы управления. 2017. № 4 (47). С. 70-78.
Гарин А.В. Направления повышения качества цифровых платформ на основе интеграции // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2021. № 3 (61). С. 113-116.
Гуров О.Н., Петрунина М.А. Мораль и безопасность: темы размышления для метавселенной // Гуманитарное знание и духовная безопасность : сб. материалов VIII Междунар. науч.-исслед. Конф. (г. Грозный, 10-11 декабря 2021 г.). Махачкала, 2021 г. С. 125-132.
Корнев М.С. Метавселенная: что будет после интернета? //Журналист. 2021. № 11. С. 16-19.
Шкарупета Е.В., Колесникова В.Б., Белянцева О.М. Метавселенная как пространственный цифровой двойник в индустрии 5.0 // Экосистемы в цифровой экономике: драйверы устойчивого развития / под. ред. А.В. Бабкина. СПб., 2021. С. 96-116. https://doi.Org/10.18720/IEP/2021.4/5
References:
Abramov, V.I. & Melnik, A.D. (2021) Metavselennye: perspektivy i vozmozhnosti dlja biznesa [Metaverses: Prospects and Opportunities for Business]. In: Menedzhment v social'nyh i jekonomicheskih sistemah [Management in Social and Economic Systems] Penza, p. 179-183. (In Russian)
Ananiev, V.N. & Ananiev, A.V. (2021) Metavselennaja Marka Cukerberga s tochki zrenija teorii funkcional'nyh sistem akad-emika P.K. Anohina [Mark Zuckerberg's Metaverse From the Point of View of the Theory of Functional Systems by Academician P.K. Anokhin]. Tendencii razvitija nauki i obrazovanija [Scientific and Educational Trends.]. (80-7), 6-10. Available from: doi:10.18411/trnio-12-2021-308 (In Russian)
1 Nvidia CEO says the metaverse will be "larger than the physical world" [Электронный ресурс]. URL: https://www.digitaltrends.com/computing/nvidia-ceo-metaverse-larger-than-real-world/ (дата обращения: 23.02.2022).
2 Технологическая безработица [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.by/2017/11/05/texnologicheskaya-bezrabotica/ (дата обращения: 23.02.2022).
Andonov, A.A. (2021) Metavselennaja Cukerberga [Zuckerberg's Metaverse]. Innovacii. Nauka. Obrazovanie [Innovations. Science. Education]. (44), 81-85. (In Russian)
Garin, A.V. (2021) Directions for Improving the Quality of Digital Platforms Based on Integration. Informacionno-jekonomich-eskie aspekty standartizacii i tehnicheskogo regulirovanija [Information and Economic Aspects of Standardization and Technical Regulation]. (3), 113-116. (In Russian)
Gurov, O.N. & Petrunina, M.A. (2021) Moral' i bezopasnost': temy razmyshlenija dlja metavselennoj [Morality and Security: Topics of Reflection for Metaverse]. In: Gumanitarnoe znanie i duhovnaja bezopasnost' [Humanitarian Knowledge and Spiritual Security]. Makhachkala, ChSPU, ALEF, p. 125-132. (In Russian)
Kornev, M.S. (2021) Metavselennaja: chto budet posle interneta? [Metaverse: What Will Happen after the Internet?]. Zhur-nalist [Journalist]. (11), 16-19. (In Russian)
Shkarupeta, E.V., Kolesnikova, V.B. & Belyantseva, O.M. (2021) Metaworld as a Spatial Digital Twin in Industry 5.0. In: Babkin, A.V. Jekosistemy v cifrovoj jekonomike: drajvery ustojchivogo razvitija [Ecosystems in the Digital Economy: Drivers of Sustainable Development]. St. Petersburg, POLITEH-PRESS, p. 96-116. Available from: doi:10.18720/IEP/2021.4/5 (In Russian)
Vatoropin, A.S., Chevtaeva, N.G. & Vatoropin, S.A. (2017) Automation and Robotization as the Factors of the Growth of Technological Unemployment in the Modern Society. Management Issues. (4), 70-78. (In Russian)
Информация об авторах А.С. Ваторопин - доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры теории и социологии управления Уральского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=286350.
С.А. Ваторопин - кандидат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом Уральского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=722576.
И.И. Тепляков - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Уральского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=719214.
H.Г. Чевтаева - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой управления персоналом Уральского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=691511.
Information about the authors A.S. Vatoropin - D.Phil. in Sociology, Associate Professor, Professor of the Department of Management Theory and Sociology, Ural Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Yekaterinburg, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=286350.
S.A. Vatoropin - PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Human Resources Management, Ural Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Yekaterinburg, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=722576.
I.I. Teplyakov - PhD in Law, Associate Professor, Department of Constitutional Law, Ural Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Yekaterinburg, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=719214.
N.G. Chevtaeva - PhD in Sociology, Professor, Head of the Department of Human Resources Management, Ural Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Yekaterinburg, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=691511.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 17.02.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 10.03.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 05.04.2022.