Научная статья на тему 'Метапредметный подход в профессиональной подготовке педагога-музыканта'

Метапредметный подход в профессиональной подготовке педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / METASUBJECT APPROACH / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / VOCAL AND CHORAL TRAINING / СТАРИННАЯ МУЗЫКА / ANCIENT MUSIC / МАДРИГАЛ / MADRIGAL / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сизова Е. Р., Балабан О. В.

В статье раскрывается сущность метапредметного подхода в образовании, характеризуются особенности его реализации в вокально-хоровом обучении студентов на кафедре музыкального искусства Московского городского педагогического университета, обосновывается преимущество метапредметных технологий в определении педагогических методов в работе над интерпретацией музыкально-поэтических сочинений. Применение метапредметного подхода описывается на примере изучения жанра мадригала, который авторы рассматривают как репрезентант стилистики музыкального искусства эпохи Возрождения, подчеркивая мысль о необходимости строгого следования каноническим требованиям в исполнительской практике. Точное воспроизведение эстетических норм и канонов стиля, в свою очередь, обусловливает необходимость преодоления узкопредметных границ музыкального текста и выход в метапредметную область поэтического текста, что требует работы с оригинальными поэтическими текстами и тщательного анализа их художественного содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METASUBJECT APPROACH IN VOCATIONAL TRAINING OF A MUSIC TEACHER

The paper presents a study of an entity of metasubject approach in education, it reveals features of its implementation in vocal and choral training of students at department of musical art of the Moscow city pedagogical university. The study characterizes advantages of metasubject technologies in determination of pedagogical methods in operation over interpretation of musical and poetic compositions. The use of metasubject approach is described on the example of a study of a genre of the madrigal, which the author considers as a representant of stylistics of musical art of Renaissance, emphasizing the thought of the need for strict following canonical requirements in performing practice. Exact reproduction of esthetic norms and canons of a style causes the need of overcoming of boundaries of the musical text and an output in metadata domain of the poetic text that requires operation with original poetic texts and the careful analysis of their art contents.

Текст научной работы на тему «Метапредметный подход в профессиональной подготовке педагога-музыканта»

4. Masaeva Z.V. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti bezopasnosti obrazovatel'nogo prostranstva v usloviyah postkonfliktnogo regiona. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Yuzhnyj federal'nyj universitet. Rostov-na-Donu, 2010.

5. Yashin G.A. Trud kak formoobrazuyuschij faktor chelovecheskoj deyatel'nosti. Av-toreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1996.

6. Serdyukova E.F. Issledovanie strategij vyhoda iz tyazhelyh zhiznennyh situacij s pozicij sistemnogo podhoda. Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2010; T. 7; № 4: 59 - 63.

Статья поступила в редакцию 12.11.17

УДК 378

Sizova E.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector, South-Ural State Institute of Arts n.a. P. I. Tshaikovsky

(Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]

Balaban O.V., Professor, Department of Musical Art, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

METASUBJECT APPROACH IN VOCATIONAL TRAINING OF A MUSIC TEACHER. The paper presents a study of an entity of metasubject approach in education, it reveals features of its implementation in vocal and choral training of students at department of musical art of the Moscow city pedagogical university. The study characterizes advantages of metasubject technologies in determination of pedagogical methods in operation over interpretation of musical and poetic compositions. The use of metasubject approach is described on the example of a study of a genre of the madrigal, which the author considers as a representant of stylistics of musical art of Renaissance, emphasizing the thought of the need for strict following canonical requirements in performing practice. Exact reproduction of esthetic norms and canons of a style causes the need of overcoming of boundaries of the musical text and an output in metadata domain of the poetic text that requires operation with original poetic texts and the careful analysis of their art contents.

Key words: metasubject approach, music education, vocal and choral training, ancient music, madrigal, interpretation.

Е.Р. Сизова, д-р пед. наук, проф., ректор Южно-Уральского государственного института искусств

им. П.И. Чайковского», г. Челябинск, Е-mail: [email protected]

О.В. Балабан, проф. Московского городского педагогического университета, г. Москва, Е-mail: [email protected]

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

В статье раскрывается сущность метапредметного подхода в образовании, характеризуются особенности его реализации в вокально-хоровом обучении студентов на кафедре музыкального искусства Московского городского педагогического университета, обосновывается преимущество метапредметных технологий в определении педагогических методов в работе над интерпретацией музыкально-поэтических сочинений. Применение метапредметного подхода описывается на примере изучения жанра мадригала, который авторы рассматривают как репрезентант стилистики музыкального искусства эпохи Возрождения, подчеркивая мысль о необходимости строгого следования каноническим требованиям в исполнительской практике. Точное воспроизведение эстетических норм и канонов стиля, в свою очередь, обусловливает необходимость преодоления узкопредметных границ музыкального текста и выход в метапредметную область поэтического текста, что требует работы с оригинальными поэтическими текстами и тщательного анализа их художественного содержания.

Ключевые слова: метапредметный подход, музыкальное образование, вокально-хоровое обучение, старинная музыка, мадригал, интерпретация.

Метапредметный подход в педагогике в последние годы становится все более актуальным и востребованным. В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения изначально заложены метапредметные компетенции, формирование которых не может осуществляться на одном предмете, а требует установления межпредметных связей, целостного охвата всех дисциплин учебного плана с целью комплексного педагогического воздействия на обучаемых.

Понятия «метапредмет», «метапредметность» в течение последних лет достаточно прочно вошли в научно-педагогический обиход, хотя и имеют неоднозначную трактовку. Так, например, Ю.В. Громыко трактует метапредметность как деятельность в рамках любого учебного предмета, направленную на актуализацию знаний из разных предметных областей, на обучение общим способам, средствам, операциям мыслительной деятельности [1]. Научная школа А.В. Хуторского, длительное время разрабатывавшая теорию метапредметного содержания, понимает метапредметность несколько иначе - как выход за пределы предмета, но без отрыва от его содержания. Метапредметное содержание, взаимосвязанное разными предметами, находится на основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапред-метность не может быть оторвана от предметности [2].

Несмотря на некоторые различия в трактовках, ученые признают, что «метапредметный подход в образовании обеспечивает переход от дробления на части к целостному восприятию мира, метадеятельности» [3, с. 15]. Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения [4].

Опираясь на мнения ученых, мы понимаем метапредмет-ность в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов

как направленность на формирование у студентов комплексных знаний, умений и навыков, преодоление фрагментарности и уз-копредметности содержания учебных дисциплин. О необходимости такого подхода в музыкальном образовании говорится уже достаточно давно. Музыковеды и педагоги-музыканты неоднократно обращали внимание на недопустимость укоренившегося в профессиональной подготовке музыкантов конца прошлого столетия «узкотехнологического, ремесленного подхода, направленного на овладение конкретными умениями и навыками в рамках узкой цеховой специализации, что выражалось в примате профессионального обучения над художественно-эстетическим и индивидуально-личностным развитием студентов» [5, с. 54]. Для воспитания современного специалиста-музыканта в соответствии с требованиями ФГОС необходимо освоение знаний из смежных предметных областей и видов искусства, установление информационных параллелей с другими учебными дисциплинами, изучение музыки в историко-культурной перспективе и художественно-стилевом контексте. Именно это и может обеспечить метапредметный подход.

Рассмотрим возможный вариант реализации метапредметного подхода в музыкальном образовании на примере обучения вокально-хоровым дисциплинам студентов Московского городского педагогического университета.

В репертуар студентов вокально-хоровых специализаций в последние годы все более основательно входит старинная музыка. В связи с этим встает задача интерпретации старинных жанров, стилистика которых в некоторой степени утрачена или трактуется в свободной, далекой от оригинала транскрипции. В большей степени это относится к вокально-хоровой музыке эпохи Возрождения, которая в советское время исполнялась с поэтическими переводами авторов-переводчиков.

Имея конкретный запрет на духовную и любовную тематику, поэт ограничивался образами живой и неживой природы. Названия, которые поэты-переводчики присваивали произведениям эпохи Возрождения, говорят сами за себя: «Мы рады лету жаркому», «Тучи закрыли небо», «Наступил чудесный май», «Весна», «Ласточка», «Фиалка», «В полдень милая пастушка». Легкий, ни к чему не обязывающий текст, становится доступным и дозволительным для всех исполнительских коллективов, без возрастных и каких-либо других ограничений.

Становится необязательным не только оригинальный текст, но и выполнение исполнительских средств и приемов (штрихов, динамических нюансов и пр.), которые определяют стилистику сочинений эпохи Возрождения. Подпадая под влияние экспрессии музыки Романтизма, современные исполнители отдают предпочтение яркости подвижных нюансов, перенасыщая «глубоким», «волнительным» звуком изначально легкую и изящную в своей выдержанности партитуру композиторов эпохи Возрождения, чем нарушают эстетические нормы стиля. Становится очевидным, что без глубокого погружения в стилистику, а, следовательно, и в историю жанра как репрезентанта эпохи, невозможно использовать музыкальный материал не только в художественно-исполнительских, но и учебно-образовательных целях.

Одним из выразительнейших образцов вокально-хорового искусства эпохи Возрождения является мадригал - самый распространенный светский музыкально-поэтический жанр того времени, истоки которого восходят к народной поэзии, к старинной итальянской одноголосной пастушеской песне, жанр, возникший в XIV веке и просуществовавший до наших дней.

Музыкально-поэтические произведения, созданные в этом жанре, имеют в основе своей любовную лирику. Диапазон любовных высказываний чрезвычайно разнообразен: от интимных нежных восторгов в адрес любимой до шуточных гротесковых насмешек над незадачливым престарелым любовником, от пробуждения первых нежных чувств до желания смерти от неразделенной любви и жизненных разочарований.

Изысканность любовных восторгов красотой и грацией любимой, ее благонравного поведения всегда носят характер благородного преклонения перед совершенством. Для более яркой выразительности детали внешнего облика любимой сравниваются с образами природы: «нежные лучи», «ласковый ветерок», «ласкающий слух журчащий ручей», «нежные капли дождя», «аромат весны». Это достаточно сближает мадригал с народной песней, так как прием поэтического параллелизма человека и природы также характерен и для народной поэзии.

Отказываясь от исполнения мадригалов на языке оригинала, хормейстеры попадают в зависимость от точности и талантливости поэта-переводчика, и не только. Перевод, в частности с итальянского на русский язык, значительно затрудняет исполнение не только с точки зрения фонетических сочетаний «нота-буква», но и техники исполнения мелких длительностей (шестнадцатых и тридцать вторых) в быстром темпе с развитым ритмическим рисунком на русском языке, который изобилует глухими согласными. Даже гласная буква, оказавшаяся «невпопад» музыкального контекста, может вызвать дополнительные тесси-турные затруднения и неудобства вокального исполнения. Именно с такими сложностями и сталкиваются хормейстеры в работе над сочинениями, поэтический текст которых представлен не в оригинале, а в переводе.

Указанные выше проблемы в вокально-хоровой работе побудили авторов статьи отказаться от переводных текстов и обратиться к оригинальным итальянским. Исполнение мадригалов с оригинальными текстами потребовало осуществления их перевода и анализа поэтического содержания, для чего нами использовался метапредметный подход.

В педагогической практике с вокальными ансамблями Московского городского педагогического университета работа была построена таким образом, что каждый учебный год был направлен на практическое изучение определенного вокально-хорового, преимущественно камерного, жанра: обработки народных песен разных национальных культур, каноны и мотеты, вилла-неллы, гальярды и мадригалы.

Кроме практического ознакомления с партитурами необходимым оказался и музыкально-исторический экскурс, погружение в особенности гармонии, мелодики, знакомство со стилевым кодом конкретного жанра и отдельного композитора. С помощью экскурс-презентаций, осуществляемых самими студентами перед практическим изучением каждого нового жанра или композитора, удалось довольно успешно не только осуществить исполнение сочинений, но и проследить в исторической перспективе

изменение вокально-хорового письма мадригала. Так в общих дискуссиях был выявлен наиболее интересный и показательный с точки зрения исторической трансформации камерный жанр.

Выявились и личные предпочтения исполнителей, которые уже не носили характер эмпирического высказывания, лишенного объективной логики и убедительной аргументации. Студенты приняли участие не только в исполнительской деятельности, но и смогли опытно-теоретическим путем проследить и регламентировать систему художественно-выразительных средств исторически изменяющегося жанра мадригала от XIV до XXI века, пройдя путь от мотивационно-познавательной деятельности к рефлексивно-творческой.

Необходимость заниматься переводами поэтических текстов обратила студентов к расширенному изучению поэзии эпохи Возрождения, в частности сочинений Ариосто, Бембо, Тассо, Гуидиччони, и особенно Петрарки. Ведь именно с сочинения книг итальянских мадригалов в результате увлечения поэзией Петрарки начал свою композиторскую деятельность величайший музыкант эпохи Ренессанса Орладно Лассо.

Мадригалы О. Лассо студентами были выделены в отдельную группу, в которой благодаря доскональному изучению поэтических текстов, обнаружилась исторически обусловленная социализация содержания. При этом детально отражающий развитие поэтической мысли музыкальный текст значительно полифони-зируется. И именно полифоническое насыщение отражает всю гамму чувств. Выделение верхнего голоса в пяти-, шестиголос-ной полифонической партитуре символизирует метафорическое сопоставление личности героя и текущей вокруг него жизни, что подтверждает поэтический текст, изобилующий высказываниями: «Часто в бедных жилищах», «Горю, но не люблю тебя», «Бежим все прочь от любовных утех, как от огня!».

Наряду с выделенной декламационной рельефностью верхнего голоса, в партитурах О. Лассо просматривается, как и в мадригалах других композиторов XVI века, тенденция к своеобразной музыкальной символике, которая выражается в использовании определенных музыкально-выразительных средств:

- разделение или прерывание слова паузой трактуется как «томление» или «вздох»;

- хроматизм и диссонанс олицетворяют мрачные, скорбные чувства;

- диатоническая структура символизирует порядок и свет;

- напряжённая, обусловленная хроматизмами интонация символизирует смерть.

Однако развитая полифония как бы вуалирует эту символику, не позволяя проявляться открыто. Поэтому исполнительская интерпретация представляется процессом кропотливым и очень непростым.

Следует также обратить внимание, что динамические оттенки в ранних и некоторых современных изданиях многих композиторов эпохи Возрождения отсутствуют, что позволяет отдельным исполнителям вольно трактовать нюансировку, которая до определенного периода не допускала наличие подвижных нюансов. Именно выдержанность в определенной динамической шкале позволяла искусно воспроизводить истинное звучание трудных для вокально-хорового исполнения сочинений эпохи Возрождения, таких как мадригалы О. Лассо и К. Монтеверди.

Изучая мадригалы композиторов XX вв. (в России - Р. Бойко, Ю. Фалик, А. Королев, за рубежом - Джордж Крам), необходимо отметить, что музыкально-поэтический язык значительно усложнился, раздвинув рамки художественной выразительности. Благодаря этому исполнители оказались перед еще более трудной задачей, связанной с отражением в исполнительской интерпретации художественного содержания, воплощенного композитором посредством усложненного музыкального языка, решить которую невозможно без изучения закономерностей и эстетических норм исторически сложившегося стиля и анализа оригинального поэтического текста. Это еще раз подчеркивает целесообразность применения метапредметного подхода.

Метапредметный подход позволяет обогатить конкретно-музыкальные знания широким историко-культурным контекстом, изучить художественные особенности различных исторических эпох и композиторских стилей, благодаря чему детерминирует стилистически точное исполнение, оправдывая своё преимущество не только в вокально-хоровом, но и в любом виде музыкального исполнительства. Наш педагогический опыт работы над вокально-хоровыми сочинениями эпохи Возрождения показал, что именно метапредметные технологии позволяют наиболее полноценно и точно создать необходимую когнитивную базу для исполнительской интерпретации.

Библиографический список

1. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. Минск: Технопринт, 2000.

2. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. Москва: Эйдос, 2012.

3. Ратникова И.Н. Метапредметный подход в практике образования. Муниципальное образование и эксперимент. 2015; 1: 15 - 17.

4. Громыко Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов. Available at: http://www. ug.ru/archive/36681

5. Сизова Е.Р. Теоретические основы развития системы классического музыкального образования в России. Москва: АПК и ППРО: Челябинск: ЧГИМ, 2008.

References

1. Gromyko Yu.V. Mysledeyatel'nostnaya pedagogika: teoretiko-prakticheskoe rukovodstvo po osvoeniyu vysshih obrazcovpedagogicheskogo iskusstva. Minsk: Tehnoprint, 2000.

2. Hutorskoj A.V. Metapredmetnyjpodhod vobuchenii. Moskva: 'Ejdos, 2012.

3. Ratnikova I.N. Metapredmetnyj podhod v praktike obrazovaniya. Municipal'noe obrazovanie i 'eksperiment. 2015; 1: 15 - 17.

4. Gromyko N. Metapredmetnyj podhod v obrazovanii pri realizacii novyh obrazovatel'nyh standartov. Available at: http://www.ug.ru/ archive/36681

5. Sizova E.R. Teoreticheskie osnovy razvitiya sistemy klassicheskogo muzykal'nogo obrazovaniya vRossii. Moskva: APK i PPRO: Chelyabinsk: ChGIM, 2008.

Статья поступила в редакцию 15.11.17

УДК 378

Tretyak N.A., Cand. of Sciences (Economy), Head of Department of Economics, Far Eastern Federal University (branch) (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]

Shemahanova V.V., MA student, School of Education, Far Eastern Federal University (branch) (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]

Dyakov I.I., MA student, School of Education, Far Eastern Federal University (branch) (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]

EVALUATION OF THE PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF COMPETITIVENESS. The article reveals a problem of evaluation of the personnel management system of institutions of higher education. Currently, educational institutions operate in a competitive environment. Their competitiveness is largely determined by the effectiveness of the personnel management system. The article examines the competitiveness indicators of universities, depending on the effectiveness of the personnel management system. In the course of the research, the effectiveness of the personnel management system was assessed using the example of the Far Eastern Federal University (FEFU) in terms of indicators reflected in the monitoring of universities. The expediency of comparative analysis of the above listed indicators with the indices of the universities of competitors is shown. The conclusion substantiates the need and outlines the main directions for improving the existing system of personnel management in FEFU.

Key words: competitiveness of universities, effectiveness of system of personnel management, indicators of competitiveness, assessment, comparative analysis, benchmarking.

Н.А. Третьяк, канд. экон. наук, зав. каф. экономики филиала Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск, E-mail: [email protected]

В.В. Шемаханова, магистрант Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск, E-mail: [email protected]

И.И. Дьяков, магистрант Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск, E-mail: [email protected]

ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

В настоящее время образовательные учреждения функционируют в условиях конкуренции. Конкурентоспособность вузов во многом определяется эффективностью системы управления персоналом. В статье раскрываются проблемы оценки системы управления персоналом учреждений высшего образования, рассмотрены показатели конкурентоспособности вузов, зависящие от эффективности системы управления персоналом. В ходе исследования выполнена оценка эффективности системы управления персоналом на примере Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) по показателям, отражённым в мониторинге вузов. Показана целесообразность сравнительного анализа выше перечисленных показателей с показателями вузов конкурентов. В заключение обоснована необходимость и намечены основные направления совершенствования существующей системы управления персоналом в ДВФУ.

Ключевые слова: конкурентоспособность вуза, эффективность системы управления персоналом, показатели конкурентоспособности, оценка, сравнительный анализ, бенчмаркинг.

В настоящее время сфера образования находится в фазе динамичного развития и модернизации. Инновационный вектор развития экономики определяет новые требования к качеству профессионального образования, обновлению технологий обучения. В то же время социально-экономические реалии обостряют конкуренцию на рынке образовательных услуг, что порождает проблему поиска адекватных методов повышения конкурентоспособности, как отдельных образовательных учреждений, так и российской системы образования в целом.

Как отмечают многие авторы, в сложившихся условиях возникает потребность в совершенствовании систем управления

деятельностью учреждений высшего образования и, в первую очередь, в разработке систем эффективного управления ресурсами, среди которых приоритетное значение имеет персонал вуза [1; 2; 3].

Так, по мнению И.В. Жуплей и М.И. Осиной «уровень профессиональной подготовки педагогических кадров является значимой качественной характеристикой конкурентоспособности в сфере образования» [4].

Система управления персоналом в образовательной организации является основой повышения ее конкурентоспособности. Это обусловлено ведущей ролью кадрового потенциала в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.