Научная статья на тему 'Метакогнитивность надситуативного мышления и стратегии поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях'

Метакогнитивность надситуативного мышления и стратегии поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
591
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ В КОНФЛИКТЕ / СТРЕССЕ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / МЕТАКОГНИЦИИ / НАДСИТУАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ / BEHAVIOUR STRATEGIES IN SOLVING PROBLEM / STRESSFUL SITUATION / PROFESSIONALISATION / METACOGNITION / METASITUATIONAL PROFESSIONAL THINKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серафимович Ирина Владимировна

В статье изложены результаты исследования личностных и ситуативных (средовых) детерминант выбора определенных стратегий поведения в конфликте и стрессе с использованием метакогнитивного подхода (на примере менеджеров по продажам различных товаров). Показано, что использование метакогнитивных характеристик надситуативного мышления способствует успешному решению проблемных ситуаций и выбору целесообразных стратегий поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серафимович Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metacognition and problem solving strategies

Results of a research of personal and situational (environmental) determinants of the choice of certain behaviour strategy at a conflict and at a stress are stated in the article with use of metacognitive approach (on the example of various goods sales managers). It is shown that use of metacognitive characteristics of beyond-situation thinking promotes the successful solution of problem situations and the choice of expedient strategy of behaviour in conflict and stressful situations.

Текст научной работы на тему «Метакогнитивность надситуативного мышления и стратегии поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях»

УДК 159.99; 316.6

Серафимович Ирина Владимировна

кандидат психологических наук, доцент Ярославский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

[email protected]

МЕТАКОГНИТИВНОСТЬ НАДСИТУАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ*

В статье изложены результаты исследования личностных и ситуативных (средовых) детерминант выбора определенных стратегий поведения в конфликте и стрессе с использованием метакогнитивного подхода (на примере менеджеров по продажам различных товаров). Показано, что использование метакогнитивных характеристик надситуативного мышления способствует успешному решению проблемных ситуаций и выбору целесообразных стратегий поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях.

Ключевые слова: стратегии в конфликте, стрессе, проблемная ситуация, профессионализация, метакогниции, надситуативность профессионального мышления.

Высокая интенсивность социально-экономических и политических изменений, интеграционные процессы в естественных и общественно-гуманитарных науках современного общества находят отражение и в практических формах реализации областей менеджмента, маркетинга, экономики, психологии. Так, в экономической сфере приоритетные позиции начинает занимать диалог с потребителем; ценность отношений с клиентами; ориентация на их потребности и интересы, учет возрастных и социально-психологических особенностей. Профессии типа «человек-человек» отличаются от других типов, в частности тем, что существенную роль для достижения результатов взаимодействующих сторон играет интеграция процессов общения и мышления. Во многих видах взаимодействия неотъемлемой составляющей становятся проблемные ситуации, где недостаточно привычных способов решения возникших трудностей, и для того, чтобы их найти, необходимо активизировать процесс мышления, поиска.

Считается, что хорошо структурированный ме-такогнитивный опыт может способствовать поиску вариантов решения возникающих трудных (проблемных) ситуаций М.А. Холодная [10], А.А. Карпов [3], М.М. Кашапов, Ю.В. Пошехонова [5; 6]. Возникающие проблемные ситуации в сфере «человек-человек» не редкое явление, как следствие влекут за собой конфликтные отношения и собственно стрессовые ситуации, и во многих случаях они препятствуют эффективному ходу производственных процессов. Поэтому знание и понимание особенностей поведения не только партнера по общению, клиента, но и своего собственного, а также умение рассматривать каждую ситуацию конфликта, стресса и проблемной направленности в контексте общих событий и ситуаций в профессиональной деятельности, является одним их условий успешной деятельности.

Сделанный нами ранее теоретический анализ иностранной литературы [5] таких авторов

как R.E. Walton, M. Deutch, J.P. Folger, M.S. Poole, G.G. Scott позволил придти к выводам, что понимание конструктивной конфликтности связано с нахождением нового смысла в ситуации конфликта, с позитивной мотивацией на успешное разрешение конфликта, с умением анализировать мысли и чувства, делать выбор оптимального стиля для каждой ситуации с учетом психологических особенностей участников конфликта. В коллективных трудах [5; 6], посвященных метакогнитивным основам конфликтной компетентности, был сделан ряд важных умозаключений: оптимальность стратегии в конфликте детерминируется когнитивным компонентом конфликтной компетентности и креативностью (М.М. Кашапов, М.В. Башкин); в зависимости от профиля и курса обучения в вузе могут быть эффективными и различные стратегии поведения (А.А. Смирнов, А.А. Постнова, А.С. Кашапов); метакогнитивная составляющая конфликтной компетентности предполагает умение видеть больше, чем на первый взгляд, дает условия конкретной ситуации, позволяет ставить добавочные цели, которые помогают решать целый контекст близких проблемных ситуаций (М.М. Кашапов).

Исследования психологических особенностей поведения в стрессе, с акцентом на когнитивно-де-ятельностном подходе R. Lazarus, S. Folkman [11] В.А. Бодров [1], В.В. Знаков [2], Т.Л. Крюкова [4] также позволяют сделать некоторые выводы. Во-первых, умение преодолевать стресс напрямую зависит от прогнозирования собственного поведения и изменений в ситуации (R. Lazarus, S. Folkman). Во-вторых, стиль поведения в стрессе зависит от взаимодействия как средовых, так и индивидуальных факторов, при этом ведущую роль могут играть факторы среды - экстремальность, этнокультура [7]. В-третьих, успешное совлада-ющее поведение в стрессе обязательным образом взаимосвязано с мыслительными действиями целе-полагания, прогнозирования, творческим поиском разнообразных решений проблемных ситуаций, а непосредственно ситуационный контекст, вос-

* Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Метакогнитивные процессы в профессионализации субъекта» (проект № 15-06-10823а).

© Серафимович И.В., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

75

приятие стрессовых ситуаций как вызова может актуализировать ресурсы субъекта (Т.Л. Крюкова) [4].

Таким образом, на наш взгляд, приобретают новую ценность характеристики надситуативно-го профессионального мышления, позволяющего подходить к каждой ситуации, учитывая общий контекст (как явный, так и не всегда сразу заметный), оценивая и прогнозируя различные последствия партнерства, рассматривая возникающие различного рода проблемные ситуации в профессиональной деятельности как ресурсы и возможности для творчества [5; 6]. Соответственно, в изменившихся социальных условиях возникает дополнительная необходимость изучения детер-минационной основы поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях, являющейся производной, как от внешних факторов и процессов, так и от личностных особенностей. Таким образом, исследование личностных и ситуативных (средо-вых) детерминант выбора определенных стратегий поведения в конфликте и стрессе с использованием метакогнитивного подхода является малораз-работанным и оставляет достаточно широкое пространство для исследований.

Цель - исследование особенностей метакогни-тивных характеристик надситуативного мышления, проявляющихся при решении проблемных ситуаций и их взаимосвязи со стратегиями поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях, установками по отношению к работе.

Задачи:

1. Сравнить группы менеджеров, группы профессии «человек-человек», реализующих продажу различных товаров по комплексу показателей (ме-такогнитивные характеристики надситуативного мышления, стратегии поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях, установки по отношению к работе). Осуществить анализ влияния средовых факторов, а именно - профессиональной среды (преобразующая/изыскательская) при сходстве сферы профессиональной деятельности «человек-человек».

2. Исследовать взаимосвязи личностных характеристик (использование метакогнитивных харак-

теристик надситуативного мышления, установках по отношению к работе) и стратегий поведения в конфликтных, стрессовых ситуациях.

Выборку составили 38 респондентов, менеджеры по работе с клиентами двух компаний (продажа мебели - двадцать респондентов и продажа продуктов общественного питания - восемнадцать респондентов). На наш взгляд, при внешнем сходстве видов деятельности (продавец, менеджер по продажам), существует отличие по особенностям конечных целей, а именно при продаже продуктов общественного питания цели больше связаны с обслуживанием (преобразующая направленность профессий), а при продаже мебели с изобретением, придумыванием, поиском индивидуального стиля (изыскательная направленность профессии). Кроме того, особенности предлагаемых товаров, отличающихся ценовой категорией, потребительской ценностью, мотивацией на покупку могут влиять на социально-психологические особенности субъектов, предлагающих услуги.

Методы: 1. Копинг-стратегии преодоления стресса (Д. Амирхан, адаптация В.М. Ялтонский и С.А. Сирота) и стратегии в конфликте (К. Томас, адаптация Н.В. Гришина). 3. Якоря Карьеры (E. Schein, адаптация В.А. Чикер). 4. Метод ретроспективного описания и прогностического самоанализа испытуемым педагогической проблемной ситуации (М.М. Кашапов, И.В. Серафимович). 5. Методика самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности (М.М. Кашапов, Ю.В. Скворцова).

Результаты и обсуждение. Анализ особенностей поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях показал, что значимые отличия обнаружены в использовании избегания и поиска социальной поддержки в стрессовых ситуациях, которые чаще применяются у сотрудников компании общественного питания (табл. 1). Существуют разные точки зрения об оптимальности и причинах использования вышеуказанных стратегий. E. Frydenberg [12] считает, что избегание в ситуации стресса может быть оптимально и адаптивно, если ситуация

Таблица 1

Особенности стратегий поведения в стрессе, конфликте

Стратегии поведения в стрессе Стратегии поведения в конфликте

Решение проблем Поиск социальной поддержки Избегание Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление

Компания сети по реализации мебели 20,3 18,8 17,5 6,1 6,4 7,0 5,8 4,8

Компания сети общественного питания 20,8 20,8 20,9 6,7 6,3 5,0 5,6 5,0

Т-критерий Стьюдента -0,49 -2,51 -4,65 0,58 0,01 3,46 0,21 -0,45

Примечание: t критическое = 2,101, при р < 0,05, t = 2,87 при р < 0,01.

Вестник КГУ _J 2017

76

плохо контролируема и очень сильно зависит от объективных факторов, или, когда вышеуказанное поведение препятствует развитию деструктивных отношений. M.A. Griffith, E.F. Dubow, M.F. Ippolito [13] установили, что в случае стресса подростки по отношению к родителям чаще используют избегание, чем по отношению к сверстникам. Меньшую отзывчивость подростков по преодолению препятствий в отношениях с родителями авторы связывают с меньшей значимостью отношений подросток-родитель, чем подросток-подросток.

На основании вышесказанного, мы можем предположить, что преобладание стратегии избегания у испытуемых группы социального питания, связано с умением предвидеть и прогнозировать последствия тех или иных действий в профессиональной деятельности. Работа в сети предприятий общественного питания предполагает продажу разового товара, имеющего краткосрочный характер использования. Важно при этом, что обратная связь от клиентов зависит не только от объективного качества продукта, но и субъективного состояния клиента, и умение это понимать и не реагировать на сиюминутные отзывы клиентов, может быть важным для сохранения психологического равновесия. Обращает на себя внимание и специфика некоторых подвидов деятельности, так при организации корпоративов и вечеринок, умение не усугублять ситуацию, не вступать иногда во взаимодействие с клиентами, находящимися в разных эмоциональных состояниях, может быть оптимальным способом сохранения имиджа организации и психологического комфорта самого сотрудника. В общей массе клиентов, при возможном наличии постоянных партнеров, клиенты являются быстро меняющимися, значимость отношений с ними вполне возможно не является высокой и требующей усилий по выбору иной поведенческой стратегии. Сходные с нашими результатами (в отношении стратегии поиска социальной поддержки) являются данные, полученные T.J1. Крюковой [4]

на выборке учителей. Автор показала, что умение находить социальную поддержку в общении с семьей, коллегами, близким социальным окружением способствует профилактике эмоционального выгорания, но, к сожалению, с увеличением педагогического стажа является редко используемой стратегией. Заслуживают внимания в контексте нашего исследования данные, полученные Н.В. Та-рабриной, И.С. Хажуевым [6] о том, что ресурсами для снижения стресса и противодействия ему являются такие способы поведения как обращение за помощью к окружающим, социальная поддержка и успешная социальная интеграция. Что касается стратегий поведения в конфликте, то нами выявлено преобладание компромисса в выборке менеджеров, реализующих продажу мебели, что дает нам основание предположить, что данные специалисты чаще идут на компромисс, приветствуют в спорных ситуациях соглашение на основе взаимных уступок. Поскольку покупка мебели является более дорогостоящей, чем, например, покупка продуктов в сети общественного питания, более осознанной, и зависящей, в том числе, от общего финансового благополучия покупателя, то прилагаются различные усилия, чтобы удержать клиента, и компромисс является тем вариантом, который одновременно дает выгоду, и в тоже время требует взаимных уступок.

Анализ отличий в профессиональных мотивах, социальных установках по отношению к карьере, уровне профессионального мышления выявил достоверные отличия в установках по отношению к работе, профессиональных мотивах таких как автономность ^ = 2,23, р < 0,05), служение людям ^ = 4,12, р < 0,01) и интеграция стилей жизни ^ = 3,08, р < 0,01), которые выше в выборке компании сети по реализации мебели (рис. 1). Это позволяет предположить, что для сотрудников мебельной компании немаловажным является возможность работать самостоятельно, планируя и организуя деятельность, ориентация на служение клиентам, гармоничность отношений и дости-

Компания сс|и по реализации мебели А Компания сеш общественного питания Рис. 1. Особенности мотивов, установок по отношению к работе (Э. Шейн «Якоря карьеры»)

жений в таких сферах как карьера, семья, личные интересы.

Анализ уровня профессионального надситуа-тивного мышления позволяет заметить большую выраженность общей надситуативности в выборке компании по реализации мебели (табл. 2, 3). Показатели глубины и достаточности анализа проблемной ситуации более заметно представлены в речемыслительном анализе, что дает нам основание полагать, что группа менеджеров, реализующих продажу мебели склонна глубоко оценивать степень осмысления установленных противоречий, осознавать, фиксировать, наблюдать и анализировать различного рода проблемную ситуацию, потенциально или реально существующую при взаимодействии с клиентами, включающую межличностную или групповую коммуникации. При этом анализ имеет важную характеристику достаточности и умения не «застревать на мелочах». В нашем исследовании при наличии отличий в над-ситуативности, достоверных отличий в метакогни-тивных знаниях и метакогнитивной активности (М.М. Кашапов, Ю.В. Скворцова) между группами не обнаружено, при этом есть тенденция к отличиям в параметре управление временем, который выше в группе, реализующей продажу мебели.

Выполненный корреляционный анализ (Ч. Спирмена) связей между предпочитаемыми стратегиями поведения в конфликтных, стрессовых ситуациях, с преобладающими мотивами по отношению к работе и надситуативностью мыш-

ления дал возможность увидеть следующее. Глубина анализа проблемной ситуации положительно связана с компромиссом (г = 0,427, при р < 0,01) и служением людям, установкой по отношению к работе (г = 0,472, при р < 0,01), что дает основание сделать допущение, что чем выше степень осмысления противоречий в проблемной ситуации у испытуемых, тем чаще они находят соглашение с участниками конфликта путем взаимных уступок, больше стремятся приносить пользу клиентам, обществу, приоритетным является наблюдение результатов своей деятельности, удовлетворенность клиентов и, соответственно, конкурентоспособность компании. В свою очередь стратегия поведения «компромисс» (достоверные отличия между выборками) имеет прямые корреляционные взаимосвязи со шкалами автономии (г = 0,358, при р < 0,01), стабильности работы (г = 0,428, при р < 0,01), служения (г = 0,474, при р < 0,01), интеграции стилей жизни (г = 0,511, при р < 0,01).

Можно предположить, что большая независимость, а на практике и большая ответственность за результаты собственной работы при продаже мебели, лучшее понимание внутреннего мира клиента, за счет собственных приоритетов гармоничных отношений и необходимости достижений, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни, стимулирует большее желание делать клиентам приятное, служить им, что, в свою очередь, обуславливает выбор стратегии взаимных уступок. При этом достаточность анализа имеет пря-

Таблица 2

Качества надситуативности в профессиональном мышлении

Сферы услуг, производства/качества мышления Адекватность Глубина Полнота Оперативность Достаточность Оригинальность Обоснованность Общая надситуативность

Компания сети по реализации мебели 0,70 0,35 0,05 0,85 0,20 0,15 0,75 3,05

Компания сети общественного питания 0,72 0,00 0,00 0,61 0,00 0,00 0,56 1,89

Т-критерий Стьюдента 0,24 3,2 1,0 2,04 2,19 1,13 1,36 2,68

Примечание: 1 критическое = 2,101, при р < 0,05, 1 = 2,87 при р < 0,01. Уровни профессионального мышления (М.М. Кашапов, И.В. Серафимович)

Таблица 3

Характеристика решения Баллы %

Компания сети по реализации мебели Компания сети общественного питания

Преобладают ситуативные решения. 0-1 15 39

Чаще ситуативные, чем надситуативные решения. 2-3 50 61

Чаще надситуативные, чем ситуативные решения. 4-5 30 0

Преобладают надситуативные решения. 6-7 5 0

Вестник КГУ Л 2017

78

мые корреляционные взаимосвязи со стратегиями поиска социальной поддержки (г = - 0,405, при р < 0,01) и избегания (г = - 0,323, при р < 0,01). Это свидетельствует о том, что чем выше успешность распознавания признаков сложности проблемной ситуации, тем реже испытуемые обращаются за помощью к близким при решении проблем и избегают ее решения.

Надситуативность мышления отрицательно связана со стратегией избегания (г = - 0,386, при р < 0,01), что говорит о том, что чем надситуатив-ней мышление у испытуемых, тем реже они избегают решения проблем. В свою очередь, стратегия избегания имеет обратную корреляционную взаимосвязь с интеграцией стилей жизни (г = - 0,420, при р < 0,01) и прямую корреляционную взаимосвязь со шкалой вызова (г = - 0,337, при р < 0,01), что позволяет с высокой долей вероятности предположить, что при выборе избегающей стратегии менеджеры в меньшей степени готовы рисковать, пробовать иные варианты поведения и в большей степени проявляется конформность поведения. Показатель надситуативности мышления имеет обратную корреляционную взаимосвязь с установкой, мотивом деятельности «профессиональная компетентность» (г = - 0,347, при р < 0,01), что свидетельствует о том, что чем надситуативнее мышление у испытуемых, тем меньше менеджеры ищут признания своих заслуг в профессиональной деятельности, и тем больше они готовы расширять свои компетенции и осваивать новые сферы деятельности.

На наш взгляд, полученная корреляционная связь позволяет сделать допущение, что для успешной профессионализации и профессиональной самореализации в современном мире зачастую необходимы знания и умения из смежных профессиональных сфер, а соответственно негибкость и трудность принятия необходимости постоянной пожизненной профессионализации, необходимости обучения и самообразования связана с недальновидностью профессионального мышления, его ситуативностью, сложностью увидеть перспективы тех или иных действий и бездействий в плане дальнейшей профессиональной карьеры. Полученные нами факты и возможная их интерпретация с позиции акмеологического подхода подтверждается, в частности, выводами Н.П. Фетискина [9], что для управления психолого-акмеологическими ресурсами личности важна полипрофессиональная подготовка, которая обеспечивает решение разного плана интегративных как внутрипрофессиональ-ных, так и межпрофессиональных задач.

Заключение и выводы.

1. Сравнение группы менеджеров, реализующих продажу различных товаров, по комплексу показателей позволило осуществить анализ влияния средовых факторов, а именно - профессиональной

среды (преобразующая/изыскательская) на особенности стратегий поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях: менеджеры сферы общественного питания чаще используют избегания стрессовых ситуаций, а менеджеры мебельной компании чаще применяют компромисс при решении конфликтных ситуаций.

2. Исследование взаимосвязи личностных характеристик (использование метакогнитивных характеристик надситуативного мышления, установках по отношению к работе и стратегий поведения в конфликтных, стрессовых ситуациях позволило установить, что глубина анализа проблемной ситуации, обеспечивающая выход в метапозицию, способствует поиску компромисса в ситуации конфликта и положительно связана с мотивом служения людям. Надситуативность мышления отрицательно связана со стратегией избегания и поиском признания, положительно связана со стремлением к непрерывному образованию и расширению спектра профессиональных компетенций.

3. Полученные нами предварительные данные создают дополнительные возможности для разработки практикоориентированных видов социально-психологического сопровождения профессионализации с опорой на формирование и развитие, метакогнитивных характеристик надситуативного мышления.

Библиографический список

1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление». - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.

2. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 2. - С. 95-105.

3. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология ме-такогнитивных процессов личности. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 352 с.

4. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - Т. 19. - № 5. - С. 184-187.

5. Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под ред. проф. М.М. Кашапова. -Ярославль: ЯрГУ 2012. - 428 с.

6. Психология конструктивной конфликтности личности / под ред. А.В. Карпова, М.М. Кашапо-ва. - Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. - 336 с.

7. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под. ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 512 с.

8. Тарабрина Н.В., Хажуев И.С. Посттравматический стресс и защитно-совладающее поведение у населения, проживающего в условиях длительной чрезвычайной ситуации // Экспериментальная психология. - 2015. - Т. 8. - № 3. - С. 215-226.

9. Фетискин Н.П. Управление психолого-акме-ологическими ресурсами личности и малых групп в образовательной и профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2008. - Т. 14. - № 4. - С. 207-211.

10. Холодная М.А. Интеллект как ресурс со-владающего поведения // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН (12-13 февраля 2009 г.). - М.: Институт психологии РАН, 2009. - С. 236-249.

11. Folkman S., & Lazarus R.S. If it changes, it

must be a process: A study of emotion and coping during three stages of a college examination. // Journal of Personality and Social Psychology. - 1985. -№ 48. - P. 150-170.

12. Frydenberg E. Beyond Coping. Meeting goals, visions and challenges. - Oxford University Press. -2002. - 272 p.

13. Griffith M.A., Dubow E.F., Ippolito M.F. Developmental and cross-situational differences in adolescents' coping strategies // Journal of youth and adolescence. - 2000. - № 29 (2). - P. 183-204.

14. Siegert W., Lang L. Führen ohne Konflikte. Verlag: expert. - 1990. - 123 s.

80

Вестник КГУ _J 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.