Серафимович И.В.
к.психол.н., доцент Ярославского филиала РЭУ
ivserafimovich@rea-yar. ru
К ВОПРОСУ О МЕТАКОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАДСИТУАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИЙ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА)1
Ключевые слова: коппинг стратегии в стрессе, проблемные ситуации, профессионализация, надситуативное мышление, метакогниции, профессионализация, профессиональные мотивы, профессии социономического типа.
Keywords: coping strategies, stress, problems, professional development, non-contextual thinking, metacognition, career intentions, professions of the socionomy type.
Психологические знания становятся неотъемлемой составляющей практической деятельности во многих отраслях и сферах, особенно явно в сфере профессиональной деятельности «человек-человек» (М.М. Кашапов, Н.Ф. Мельниченко, И.В. Серафимович, П.А. Чирков, В.В. Кашковский). При этом важно понимать, что для активного продвижения новых товаров и услуг важно не только знать психологические особенности клиентов, способы воздействия на чувства и эмоции, но и важно, чтобы сами инициаторы (кампании, фирмы, организации, учредители) имели определенные социально-психологические характеристики, свойства личности, навыки взаимодействия, а также уровень профессионального мышления, позволяющие грамотно реализовывать поставленные цели, с наименьшими затратами добиваться желаемых результатов, оптимально использовать различные имеющиеся ресурсы. Последнее из указанных нами направлений, является мало разработанным и оставляет достаточно широкое пространство для исследований, а именно изучение особенностей профессионального надситуативного мышления в профессиях типа «человек-человек». При этом современные данные показывают, что дают основу для функционирования и развития проявлений профессионального мышления метакогнитивные способности, которые помогают эффективно решать различные профессиональные задачи, в том числе, проблемные ситуации, возникающие в процессе профессионализации. Метаког-ниции активно изучаются как в России, так и за рубежом.
Нами процесс профессионализации рассматривается в контексте изменений в мышлении и мировоззрении личности, в появлении надситуативного подхода, который позволяет эффективно разрешать проблемные ситуаций. Все более востребованными становятся составляющие надситуативного мышления, которое является необходимым уровнем профессионального мышления и предполагает умение эффективно общаться, рассматривая каждую ситуацию, учитывая контекст (как явный, так и не всегда сразу заметный), договариваться с партнерами (клиентами), предвидя различные последствия партнерства, ориентироваться на значимые и ценные для партнера предикаты и одновременно учитывать свои интересы, готовность работать в ситуации неопределенности и рассматривать возникающие различного рода проблемные ситуации в профессиональной деятельности как ресурсы, четко осознавать и понимать свои возможности и умение их принять в практической действительности. В связи с этим, исследование поведения людей в различных проблемных ситуациях, проблемах межличностных конфликтов во взаимоотношениях, умения разрешать и управлять ими имеет актуальное значение на сегодняшний день.
Цель исследования - изучение особенностей метакогнитивных характеристик надситуативного мышления, стратегий поведения в стрессе и ведущих профессиональных мотивов.
Выборка: две компании, предлагающие субъектам товары: одна из которых реализует продажу мебели (МР) -20 человек, вторая - (СГ) компания-предприятие общественного питания. Обе компании осуществляют продажу определенных товаров, различающихся существенно ценой, ценностью, потребностями клиентов, подходом к возможности покупки.
Методы:
- Тест «Якоря Карьеры» на определение ведущих профессиональных мотивов, системы ценностных ориентаций человека, его социальных установок по отношению к карьере и работе вообще (E. Schein, в адаптации В. А. Чикер).
- Метод ретроспективного описания и прогностического самоанализа испытуемым педагогической проблемной ситуации (М.М. Кашапов, И.В. Серафимович).
- Индикатор копинг-стратегий преодоления стресса (Д. Амирхан).
Для математико-статистической обработки данных была использована программа SPSS Statistics 22.0, для упорядочивания и сортировки данных использовалась программа Microsoft Excel. Для сравнительного анализа был выбран t-критерий Стьюдента и корреляционный анализ Ч. Спирмена.
1 Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ «Метакогнитивные процессы в профессионализации субъекта» (проект № 15-06-10823а).
Отличия в стратегиях поведения в стрессе между выборками. Выявлены достоверные различия по показателю стратегии избегания (в стрессовых ситуациях). Данный показатель выше в подвыборке СГ (1 = 4,1, при р < 0,01). Это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем. То есть группа людей СГ чаще пытаются уйти от решения проблемы.
Таблица 1
Описательная статистика по стратегиям поведения в стрессе (среднее значение)
Показатели описательной статистики Стратегии поведения в стрессе
Решение проблем Поиск социальной поддержки Избегание
МР 20,3 18,8 17,5
СГ 20,8 20,8 20,9
Мы считаем, что преобладание стратегии избегания связано с наличием большого количества признаков стрессовых ситуаций в случае продажи товаров общественного питания (недовольство может быть связано с субъективным состоянием клиента, с объективными условиями продаж, с качеством продаваемого продукта, зависящим от внешних обстоятельств, на которые невозможно повлиять напрямую и пр.). Необходимость сохранять психологическое равновесие содействует выбору стратегии, при которой продавец уходит от возникающих проблемных ситуаций (во внутренний мир или не реагирует на ситуацию внешне).
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа достоверности отличий выборочных средних
Показатель Значение 1-критерия Стьюдента Уровень значимости Среднее арифметическое значение
МР СГ
Глубина анализа проблемной ситуации 3,0 р<0,01 0,4 0,0
Стратегия избегания 4,1 р<0,01 17,5 20,9
Автономия 2,7 р<0,05 3,3 2,3
Стабильность работы 2,4 р<0,05 2,5 1,8
Служение 4,0 р<0,01 4,1 2,4
Интеграция стилей жизни 2,3 р<0,05 3,8 2,8
Отличия в ведущих профессиональных мотивах, социальных установках по отношению
к карьере между выборками
Обнаружены достоверные различия:
1) По критерию автономности 1 = 2,7, при р < 0,05), данный показатель выше в подвыборке МР, что позволяет предположить, что для сотрудников мебельной компании важна возможность работать самостоятельно, решать, как, когда и что делать для достижения тех или иных целей и, кроме того, карьера для них - это, прежде всего, способ реализации их свободы.
2) В уровне выраженности потребности в стабильности работы (1 = 2,4, при р < 0,05), т.е. люди группы МР испытывают выше потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования. Они очень ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, как правило, их выбор места работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке. Показатель выраженности по критерию служения выше в подвыборке МР (1 = 4,0, при р < 0,01), что свидетельствует о том, что люди группы МР, ориентированные на служение другим (клиентам).
3) По критерию интеграции стилей жизни он выше в подвыборке МР (1=2,3, при р<0,05). Основываясь на данных показателях, можно сказать, что представители группы МР склонны выбирать и поддерживать определенный образ жизни. Развитие карьеры их привлекает только в том случае, если она не нарушает привычный им стиль жизни и окружение. Для них важно, чтобы все было уравновешено - карьера, семья, личные интересы и т.п.
Таблица 3
Описательная статистика по Тесту Э. Шейна «Якоря карьеры» (среднее значение)
Сферы услуг Профессиональная компетентность Менеджмент Автономия Стабильная работа Постоянство места жительства Служение Вызов Интеграция стилей жизни Предпринимательство
МР 2,50 2,90 3,30 2,50 1,90 4,10 3,05 3,75 2,90
СГ 2,50 2,83 2,28 1,83 1,56 2,39 2,89 2,83 2,33
Таблица 4
Представленность критериев ситуативности-надситуативности в профессиональном мышлении
Сферы услуг, производства Адекватность Глубина Полнота Оперативность Достаточность Оригинальность Обоснованность
МР 0,7 0,4 0,1 0,9 0,2 0,2 0,8
СГ 0,7 0,0 0,0 0,6 0,0 0,0 0,6
Корреляционный анализ позволил выделить нижеследующие взаимосвязи:
Показатель достаточности анализа имеет прямые корреляционные взаимосвязи со стратегиями поиска социальной поддержки (r = - 0, 405, при р < 0,01) и избегания (r = - 0, 323, при р < 0,01). Это свидетельствует о том, что чем выше успешность распознавания признаков сложности проблемной ситуации, тем реже испытуемые обращаются за помощью к близким при решении проблем и избегают ее решения.
Показатель общего надситуативного мышления имеет обратную корреляционную взаимосвязь со стратегией избегания (r = - 0, 386, при р < 0,01), что говорит о том, что чем надситуативней мышление у испытуемых, тем реже они избегают решения проблем.
Показатель стратегии разрешения проблем имеет прямую корреляционную взаимосвязь со шкалой менеджмента (r = 0, 378, при р < 0,01), что свидетельствует о том, что чем чаще испытуемые решают свои проблемы, ищут оптимальные решения, тем выше у них ориентация на управление людьми, процессом, стремление к власти.
Показатель глубины анализа имеет прямую корреляционную взаимосвязь со служением (r = 0, 472, при р <
0.01., что говорит о том, что чем выше степень осмысления противоречий в проблемной ситуации у испытуемых, тем чаще они стремятся реализовать в работе свои идеалы и ценности. Подтверждением вышесказанному является и показатель выраженности глубины анализа проблемной ситуации, который значимо выше в подвыборке МР (t = 3,0, при р < 0,01), дающий нам основание полагать, что группа МР склонна осознавать, фиксировать, наблюдать и анализировать любую проблемную ситуацию, не только межличностную, но и связанную с интересами компании потенциально существующую при взаимодействии с клиентами (в том числе в ситуациях выбора/не выбора данной компании для приобретения покупки). В процессе своей работы представители данной группы более глубоко оценивают степень осмысления установленных противоречий.
Показатель достаточности анализа имеет прямые корреляционные взаимосвязи со стратегиями поиска социальной поддержки (r = - 0, 405, при р < 0,01) и избегания (r = - 0, 323, при р < 0,01), чем выше успешность распознавания признаков сложности проблемной ситуации, тем реже испытуемые обращаются за помощью к близким при решении проблем и избегают ее решения.
Показатель надситуативности мышления имеет обратную корреляционную взаимосвязь со стратегией избегания (r = - 0, 386, при р < 0,01) и прямую корреляционную связь со служением (r = 0, 402, при р < 0,01), что дает основания для гипотезы о том. что высокий уровень надситуативности в профессиях сферы «человек-человек» способствует реализации мотива служение людям, стимулирует активных поиск разнообразных вариантов решений проблемных ситуаций, а также о том, что чем рефлексивнее мышление у испытуемых, тем реже они избегают решения проблем.
Выводы
- Выявлены отличительные особенности стратегий поведения в стрессовых ситуациях. У сотрудников сферы общественного питания сильнее выражена стратегия избегания стрессовых ситуаций, а у сотрудников мебельной компании чаще используется компромисс при решении конфликтных ситуаций.
- Качества надситуативного мышления, обеспечивающие выход в надситуативную позицию в профессиях сферы «человек-человек» (продавец) способствуют поиску активной личностной позиции при решении стрессовых ситуаций и повышают мотив служение людям.
- Существуют отличия в ведущих профессиональных мотивах в профессиях социономического типа, при этом у представителей мебельной компании (по сравнению с общественным питанием) выше мотивы автономности, потребности в стабильности работы, интеграции стилей жизни.
Список литературы
1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995. - 347 с.
2. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 352 с.
3. Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Учебное пособие / Под ред. проф. А.В. Карпова. - Москва;
Ярославль: Ремдер, 2003. - 183 с.
4. Кашапов М.М., Серафимович И.В., Огородова Т.В. Метакогнитивное обоснование ситуативности/надситуативности мышления в
качестве критерия оценки решения проблемных ситуаций в коммуникациях // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. - Т. 157, кн. 4. - С. 189-202.
5. Кибальченко И.А., Зурначан Г.М. Роль метакогниций в интеграции интеллектуального и творческого ресурса студентов // Извес-
тия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. - № 10 (147). - С. 213-217.
6. Литвинов А.В., Иволина Т.В. Метакогниция: понятие, структура, связь с интеллектуальными когнитивными способностями (по
материалам зарубежных исследований) //Современная зарубежная психология. 2013. - № 3. - С. 59-70.
7. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя
и учащихся / Под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. - М: НИИОП АПН СССР, 1980. - С. 37-52.
8. Мельниченко Н.Ф. Проблемы развития малого бизнеса в современной рыночной экономике // Статистика и экономика. 2012. - №
1. - С. 13-17.
9. Прохоров А.О., Чернов А.В. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности // Экспе-
риментальная психология. 2014. - Т. 7, № 2. - С. 82-93.
10.Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Метакогнитивный мониторинг в решении учебных задач: соотношение обобщенных и предметно-специфичных навыков // Шестая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Калининград, 23-27 июня 2014 г. - Калининград, 2014. - С. 533-534.
11.Серафимович И.В., Базанова Г.Ю. Роль интеллектуальных и метакогнитивных особенностей для эффективной коммуникации студентов в процессе профессионализации // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2016. -№ 4. - С. 507-521.
12.Чирков П.А., Кашковский В.В. Некоторые проблемы тактики производства следственных действий с участием педагога // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. - № 5-6. - С. 227-231.
13.Anderson J.R. Cognitive psychology and its implications. Carnegie Mellon University: A Macmillan Education Company, 2015. - 406 p.
14.Flavell J.H. Metacognitive aspects of problem solving // The nature of intelligence. - N. Y., 1976. - P. 231-235.
15.Hacker D. J., Bol L., Keener M. C. Metacognition in education: A focus on calibration // Handbook of metamemory and memory. - N.Y.: Psychology press, 2008. - P. 429-455.
16.Kelemen W. L., Frost P. J., Weaver C. A. Individual differences in metacognition: Evidence against a general metacognitive ability // Memory and Cognition. 2000. - Vol. 28. - P. 92-107.
17.Schraw G. 1997. The effect of generalized metacognitive knowledge on test performance and confidence judgments // The Journal of Experimental Education. - Vol. 65. - P. 135-146.
18.Schraw G., Dennison R. S., Assessing metacognitive awareness // Contemporary Educational Psychology. 1994. - Vol. 19. - P. 460-475.
19.Schraw G., Dunkle M., Bendixen L., Roedel T. Does a general monitoring skill exist? // Journal of Educational Psychology. 1995. -Vol. 87. - P. 433-444.
20.Schraw G., Moshman D. Metacognitive theories // Educational Psychology Review. 1995. - Vol. 7. - P. 351-371.