В.Г.СОКОЛОВ,
кандидат философских наук, культуролог, старший научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР, Москва
МЕТАИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАСЛЕДИЯ РЕРИХОВ
Именно метаистория с ее космической сутью, с ее причинным характером в историческом процессе может содействовать установлению правильного взгляда на особенности земного исторического процесса.
Л.В.Шапошникова
В наши дни, когда все более актуальным становится осмысление путей будущего развития России, особое значение приобретает обращение к многогранному творческому наследию семьи Рерихов: Николая Константиновича, Елены Ивановны и их сыновей — Юрия Николаевича и Святослава Николаевича. Все творчество этих великих мыслителей неразрывно связано с их Родиной — Россией, которую они горячо любили и которой служили всю жизнь, в каких бы частях мира ни находились.
Наследие Рерихов имеет множество граней, но есть у него одна важная особенность: именно Россия, мысль о ее будущем пронизывает абсолютно все аспекты творчества этой великой семьи. Рерихи глубоко понимали эволюционную роль России в значительных переменах в научной и общественной мысли, начавшихся на рубеже Х1Х—ХХ веков вместе с духовной революцией, которая произошла именно в пространстве России и которая продолжается до сих пор, расширяя свое географическое пространство. Эта роль России глубоко космична.
Необходимо подчеркнуть, что наследие семьи Рерихов — это не только наследие великих людей, каковых в славной истории России было немало. Это наследие имеет ряд особенностей, причем особенностей метаисторического порядка, ставящих
его в русло эволюционных преобразований. А эти преобразования идут к нам из глубин космической реальности, реальности стройно организованной и многомерной. Ведь исторический процесс протекает, по большому счету, в Космосе, на планете Земля, которая является космическим телом. Философия этой космической реальности, Живая Этика, есть методологическая основа нового космического мышления и имеет мировое значение, но, как известно, принесена она Еленой Ивановной Рерих прежде всего для России. Живая Этика — это один из важнейших метаисторических источников, в ней содержится знание более высокого порядка, чем земное. В свою очередь Николай Константинович Рерих отразил в своих литературных трудах и запечатлел на полотнах эти знания, в том числе те вехи исторического прошлого своей родины, которые относятся к непреходящим ценностям: героизм и подвиг, труд на общее благо и стремление к знаниям, эволюционная ценность прекрасного и многое другое. Иными словами, все то, что должно стать стержнем и в настоящем, и в будущем развитии России и что опять же имеет прямое отношение к метаистории. Наследие Рерихов дано России как путеводная нить в ее настоящей и грядущей эволюции.
Вообще, рассматривая тему метаисторического смысла наследия Рерихов, мы поднимаем две важные для современной науки проблемы. Первая — это крайне актуальный вопрос необходимости целостного подхода к историческому процессу. Коль уж мы расширяем рамки понимания природы человека как микрокосма, то необходимо и саму историю изучать в этом же русле: иными словами, что же собой представляет космическая составляющая исторического процесса в целом, активным участником которого как раз и выступает человек-микрокосм. Вторая проблема, связанная с первой, — это осмысление роли высшего и ведущего начала в истории.
При изучении наследия Рерихов, пронизанного высшим началом, конечно, необходимо учитывать реальность метаистории, которую нельзя игнорировать в любом случае, какое явление исторического процесса мы бы ни рассматривали. Ибо метаистория, как отмечает в своих работах академик
Людмила Васильевна Шапошникова, — это духовная часть исторического процесса в целом и причинное явление земной истории; это — космическое сердце земного исторического процесса [см.: 2, с. 209]. А отсюда, при осмыслении упомянутых моментов, будет рождаться правильный подход к особенностям данного процесса [см.: 2, с. 204]. Кроме того, метаистория несет в себе высшие знания, связанные с материей иных миров более высокого состояния; через ме-таисторический процесс космическая эволюция дает знания людям. Это высшее знание, которое наполняет данный процесс, может иметь, как отмечает Л.В.Шапошникова, различные формы: форму информации и форму действия. [См.: 2, с. 200, 737, 450.]
И если мы говорим о наследии Рерихов, то в нем ярко выражен метаисторический аспект, который во многом связан именно с Россией. Как известно, в 1926 году Рерихи, основные участники Центрально-Азиатской экспедиции (1924—1928), привезли в Россию рукопись одной из книг серии Живой Этики — «Община». Тогда же, в 1926 году, Николай Константинович подарил родине знаковую серию картин, состоящую из семи полотен и имевшую название «Майтрейя». Название серии не случайно, ибо великое имя Майтрейи на Востоке нераздельно связано с будущим. Сами же легендарные сюжеты этих картин повествовали о новом времени, в котором будут править добро и справедливость под высшим, мудрым водительством. Эти подаренные картины имели самое прямое отношение к будущему России. В картинах серии «Майтрейя» ярко выражена метаисторичность — то самое космическое сердце и внутренний мир земного исторического процесса, борьба эволюционных сил, или сил Света, с тьмой и невежеством, ведущая роль высшего в эволюции нижестоящего и т.д.
Кроме того, картины Николая Константиновича — это не только прекрасные художественные полотна. Они несут в себе высокую энергетику, тем более картины, созданные на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, проходившей через места больших духовно-культурных накоплений. Серия «Майтрейя» — это именно такие картины. Энергетика же —
крайне важное обстоятельство в эволюции, в самом историческом процессе. С энергетикой связано изменение сознания человека, а сознание, в свою очередь, характеризует качественный уровень самого исторического процесса. Высокая энергетика действует в метаисторическом пространстве, что качественно влияет на исторический процесс в целом.
Но тогда, в 20-е годы прошлого века, полотна серии «Май-трейя», как и другие привезенные Рерихами в Москву дары родине, а именно: рукопись книги «Община» вместе с теми предупреждениями, которые в ней содержались, письмо Великих Учителей к советскому народу и ларец со священной землей Гималаев, — официальными представителями власти восприняты не были. Притом надо подчеркнуть, что все перечисленные дары имеют отношение к духовной части исторического процесса, это явления метаисторического порядка. Тем самым руками конкретных людей, представителей тогдашней власти, внутренний мир земного исторического процесса (или мета-история) искусственно отделялся от самой земной истории. А что такое тело без сердца, мы прекрасно понимаем. Все это весьма печально, так как высшее знание, или метаисториче-ское знание, дается в определенный срок.
Двадцать шестой год был выбран Рерихами и их Учителями не случайно. Еще не взял в свои руки власть Сталин, и страна, стоявшая на распутье, в случае верного выбора могла укрепить важные завоевания в культурной и социальной сфере и в целом стать на путь развития истинной общинности, основанной на законах космической эволюции. Официальные лица сделали выбор, но, к большому сожалению, не в пользу этой эволюции. Неприятие высшей помощи, которому сопутствовало катастрофическое для государства упущение сроков, ввергало страну в бездну насилия и репрессий, уничтоживших в конце 20-х — начале 50-х годов ХХ века целый культурный слой нации, многие памятники культуры и извративших до неузнаваемости светлое понятие коммуны. Трагедия коснулась и новых знаний, в какой бы форме они ни возникали — были ли это философские идеи или научные открытия и предвидения. Достаточно вспомнить судьбы таких великих
русских мыслителей, как В.И.Вернадский, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский и многие другие. Это напрямую касалось и книг Живой Этики, пути распространения которых в России были необыкновенно сложны.
В целом же изъятие из исторического процесса метаисто-рической составляющей, как, например, высшего знания, высшей действенной помощи, в последующем отражается самыми неожиданными бедствиями, в том числе и в истории ряда независимых республик, возникших на постсоветском пространстве. Чего только стоит разгулявшаяся ныне в невиданных масштабах в некоторых из них идеология фашизма и неонацизма... Нет ничего страшнее бездуховной истории, лишенной космического сердца. Именно это мы сейчас наблюдаем в разных проявлениях.
Ситуация особенно усугубляется, если подобные, отвернувшиеся от высшего, силы пытаются всячески оскорбить и оклеветать Россию. Этого не следует делать ни в какой форме! Ибо в конце концов такие силы так или иначе бросают тень на духовное пространство России, которое представляет собой мощнейшее проявление метаистории. Поэтому все нападки на Россию крайне опасны и неплодотворны для самих нападающих.
Возвращаясь к сложному пути продвижения идей Живой Этики, надо сказать, что эта философская система в наши дни крайне необходима по целому ряду причин.
— Будучи вершиной русского космизма, она несет в себе ту новую методологию, которая позволяет целостно изучать любые явления и процессы, без их отрыва от общего тока космической эволюции и существующих законов Мироздания. Это касается и истории.
— Кроме того, Живая Этика дает современной науке новый импульс посредством содержащейся в ней новой системы познания, представленной синтезом таких способов познания, как эмпирическая наука и метанаука (обретение знаний через внутренний, духовный, мир человека). Здесь надо вспомнить, что синтез эмпирической науки и метанаучного познания был краеугольным принципом работы Гималайского Институ-
та научных исследований «Урусвати», основанного Рерихами в Индии. Этот Институт, в основу деятельности которого были положены идеи Живой Этики, также выступает конкретной составляющей метаистории.
Однако необходимо учитывать, что новая система познания может состояться только при развитии в человеке внутренней культуры, так как, например, качество и эффективность метанаучного способа напрямую обусловлены уровнем его культурного развития, или развития духа, через который человек и выходит в высокую сферу надэмпирического постижения, сопровождаемого интуитивными озарениями и другими подобными моментами. Высокое притягивается только подобным, и ничем иным. В этой связи Живая Этика несет в себе смысл необходимости взращивания культуры в человеке, повышения культурного уровня как неизбежного этапа его космической эволюции. Как известно, метаисторические явления идут через культурное поле.
Если мы говорим о космической эволюции и о неотъемлемой от нее метаистории, то необходимо вспомнить о такой важной составляющей наследия Рерихов, как Международный договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакт Рериха), подписанный в 1935 году рядом государств и направленный на международную охрану культуры. Культура же, если ее рассматривать глубоко и с точки зрения целостного подхода к человеку, является важнейшим устоем космической эволюции человечества. Поэтому Пакт Рериха, как в свое время уже отмечала Л.В.Шапошникова, направлен не только на защиту культуры, но и на защиту нашей космической эволюции. Вот важнейший аспект понимания этого Пакта — уникального явления в человеческой истории, явления метаисторического, в котором присутствует необходимый для нас импульс космической эволюции.
Не случайно ныне мы переживаем время нового витка популяризации культуросозидательных идей Пакта Рериха как в России, так и на международном уровне. У этого явления две стороны: внешняя и внутренняя. Внутренняя сторона имеет
отношение к метаистории, а метаистория есть результат творчества космической эволюции [см.: 2, с. 200]. И то, что в наши дни Международный Центр Рерихов выступил инициатором и главной движущей силой масштабного культурного проекта по проведению в жизнь идей Пакта Рериха, — это дальнейшее развитие эволюционного импульса, который был заложен таким метаисторическим действием Рерихов, как Международный договор по охране культуры.
Всегда важно учитывать, что все эволюционные действия Рерихов были осуществлены в сотрудничестве с Великими Учителями Востока: и философская система Живой Этики, и Пакт Рериха, и Центрально-Азиатская экспедиция, и Гималайский Институт научных исследований «Урусвати». Эти Учителя как раз и формируют сам метаисторический процесс, как формируют его те, кто теснейшим образом с ними сотрудничает.
Итак, действия Рерихов были связаны с формированием метаисторического процесса на территории России и, конечно, в определенных регионах Центральной Азии. Если говорить о России, то, как известно, в том же 1926 году Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами были заложены энергетические магниты — в Москве и на Алтае (эти регионы входили в общий маршрут их Центрально-Азиатской экспедиции). Те источники энергии, которые использовали Рерихи при закладке магнита, были связаны с творчеством космической эволюции, а сам процесс закладки магнитов явился важнейшим метаисторическим действием, заложившим эволюционные причины земной истории. Все это раскрывается в работе Л.В.Шапошниковой «Земной маршрут космической эволюции» [1, с. 28—55.]. Думается, можно утверждать, что определенным развитием того явления, которое именуется закладкой магнитов и которое, как уже говорилось, в 1926 году в России было осуществлено Е.И.Рерих и Н.К.Рерихом, можно считать основание в Москве их младшим сыном, Святославом Николаевичем, Советского Фонда Рерихов (СФР), в 1991 году преобразованного в Международный Центр Рерихов (МЦР). С 1926 года прошел тибетский
век, который охватывает временной цикл в шестьдесят лет, и в СССР началась перестройка — время важных преобразований в жизни страны, а три года спустя был основан СФР. (Эти шестьдесят три года вместили в себя девять семилетий, а семилетие, как известно, — это важный временной период цикла развития явления, системы и т.п.) Надо отметить, что МЦР является метаисторическим пространством.
Для успешного развития любого дела необходимо такое явление, как преемственность. В пространстве МЦР это явление существует: духовную преемственность от самих Рерихов осуществляет генеральный директор Центра-Музея Л.В.Шапошникова.
Надо сказать, что в наши дни Международный Центр Рерихов — это важнейший центр развития общественной культуры в России. Вся непростая история становления и развития данного Центра ярко свидетельствует о том, что культура — явление общественное. Общественное состояние культуры естественно и с точки зрения самой природы человека. Ведь культура — это его эволюционирующий дух, имеющий естественную связь с высшими структурами космической реальности, под влиянием контактов с которыми и формируется самоорганизующаяся система духа, или культура. Можно сказать, что само явление общественной культуры и ее развитие — это одно из следствий того формирования метаисторического процесса на территории России, которое осуществили в свое время Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи.
Другой важный момент, характерный для МЦР, — развитие в его пространстве новой системы познания, о которой выше уже было сказано. Этот факт для дальнейшей эволюции российской (и не только) науки имеет большое значение. Кроме того, Международный Центр Рерихов прилагает большие и конкретные усилия к тому, чтобы в Индии возродился Гималайский Институт научных исследований «Уру-свати», что также содействует развитию новой системы познания, в том числе и на международном уровне. Вспомним, что в свое время, в 30-е годы XX века, этот Институт, работа
которого обозначила новую веху в развитии мировой науки, осуществлял широкое международное сотрудничество с научными учреждениями Индии, Америки, Европы. «Урусвати» включал в круг своих контактов 250 институтов, университетов, музеев, научных обществ; среди ученых, связанных с Гималайским Институтом, были лауреаты Нобелевской премии (А.Эйнштейн, Р.Э.Милликен, Л. де Бройль), а также другие видные деятели науки и искусства (Н.И.Вавилов, С.И.Металь-ников, Ч.Р.Ланман, С.А.Гедин, Дж.Ч.Бош, Ч.Раман, Р.Тагор, Р.Чаттерджи и др.).
Развитие нового космического мышления и вхождение в научное пространство его методологической основы — философской системы Живой Этики — вызывают сильное сопротивление старого мышления, ограниченного грубым пониманием материи, а также тех сил, жизненное пространство которых базируется на бескультурье и невежестве. Поэтому в происходящей сейчас битве столь ярко присутствуют и имена Рерихов, и их наследие, и само место, где сконцентрировано это наследие, — Международный Центр Рерихов. С удивительным постоянством появляются отдельные личности, которые, зачастую даже не утруждая себя ознакомлением с источником, искажают идеи Живой Этики, приписывая ей исключительно собственные домыслы. За этими деструктивными шагами, мешающими продвижению открытого, непредубежденного и свободного познания, за такими нелогичными на первый взгляд действиями стоит достаточно сильное желание адептов старого сознания. В какие бы одежды они ни рядились, будь то ряса приверженца религии или светский костюм ученого, осуществляется попытка вывести Живую Этику из употребления как явление, мешающее некой ортодоксальной идеологии, нетерпимой ко всему новому и даже игнорирующей объективные факты, которые противоречат укрепившимся догмам. На самом деле идет борьба, упорная и жесткая, с новым мышлением, основанным на космическом мировоззрении. В истории России это уже было. Подобные действия могут привести лишь к застою и полному вырождению науки как таковой, ибо любая закрытая систе-
ма, как известно, обречена. Антиэволюционные явления, существующие рядом с нами, сражаются с метаисторией, с метаисторическими, или духовными, знаниями, а поле этой битвы сконцентрировано в душах и сердцах людей. Ибо, как известно, главное пространство таких знаний сосредоточено во внутреннем мире самого человека. Каков будет результат этой великой битвы — зависит от нас самих.
Литература
1. Шапошникова Л.В. Земной маршрут космической эволюции // Культура и время. 2008. № 4.
2. Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, 2011.