Научная статья на тему 'Метафоризация концепта «Рок» (муз. ) в медиатекстах, адресованных музыкантам и подросткам'

Метафоризация концепта «Рок» (муз. ) в медиатекстах, адресованных музыкантам и подросткам Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
301
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепт / медиатекст / концептуальная метафора / милитарная метафорическая модель / спортивная метафорическая модель / concept / media text / conceptual metaphor / military metaphor / sports metaphor

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хохлова Светлана Николаевна

Рассматриваются особенности метафоризации лингвокультурного концепта «рок» (муз.) в медиатекстах, адресованных музыкантам и подросткам. Наиболее частотными в рассмотренных медиатекстах являются милитарная и спортивная метафорические модели, которые проанализированы через систему фреймов и слотов по методике, предложенной А.П. Чудиновым. Милитарная метафора (‘рок – это война’) приравнивает исполнение музыки к ведению военных действий, гитара становится оружием, музыканты занимают военные посты, а фанаты составляют их армию. Спортивная метафорическая модель (‘рок – это спорт’) эксплицирует ситуацию борьбы и соперничества в мире рок-музыки в более мягкой форме: в понятиях соревнования на скорость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“ROCK” (MUSIC) CONCEPT METAPHORIZATION IN THE MEDIA TEXTS ADDRESSED TO MUSICIANS AND TEENAGERS

The paper focuses on the features of the linguocultural metaphorization of “rock” (music) concept in the media texts addressed to musicians and teenagers. Military metaphor and sports metaphor are the most frequent in these media texts, and we have analyzed them according to “frame and slot system” offered by A.P. Chudinov. Military metaphor (‘rock is war’) equates playing music to the conduction of military actions, guitar becomes the weapon, musicians hold military posts, and fans are their army. Sports metaphor (‘rock is sport’) explicates the competitive fight in the world of rock-music more gently, in terms of speed contest.

Текст научной работы на тему «Метафоризация концепта «Рок» (муз. ) в медиатекстах, адресованных музыкантам и подросткам»

Коммуникативные исследования. 2016. № 1 (7). С. 98-108. УДК 81-119

С.Н. Хохлова Омск, Россия

МЕТАФОРИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «РОК» (МУЗ.) В МЕДИАТЕКСТАХ, АДРЕСОВАННЫХ МУЗЫКАНТАМ И ПОДРОСТКАМ

Рассматриваются особенности метафоризации лингвокультурного концепта «рок» (муз.) в медиатекстах, адресованных музыкантам и подросткам. Наиболее частотными в рассмотренных медиатекстах являются милитарная и спортивная метафорические модели, которые проанализированы через систему фреймов и слотов по методике, предложенной А.П. Чудиновым. Милитарная метафора ('рок - это война') приравнивает исполнение музыки к ведению военных действий, гитара становится оружием, музыканты занимают военные посты, а фанаты составляют их армию. Спортивная метафорическая модель ('рок - это спорт') эксплицирует ситуацию борьбы и соперничества в мире рок-музыки в более мягкой форме: в понятиях соревнования на скорость.

Ключевые слова: концепт, медиатекст, концептуальная метафора, милитар-ная метафорическая модель, спортивная метафорическая модель.

В современной когнитивистике принято определять метафору как «основную ментальную операцию, как способ познания, категоризации, концептуализации, оценки и объяснения мира» [Будаев 2007: 19]. По определению Дж. Лакоффа и М. Джонсона, метафоры «объединяют разум и воображение» [Лакофф, Джонсон 2004: 215] и основываются на «понимании и переживании сущности одного вида в терминах сущности другого вида» [Лакофф, Джонсон 2004: 27] - на взаимодействии так называемых сферы-источника (source domain] и сферы-мишени (target domain].

Основоположники теории концептуальной метафоры Дж. Лакофф и М. Джонсон утверждают (и с ними согласны многие современные лингвисты, занимающиеся вопросами метафоризации], что «наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы думаем и действуем, по сути своей метафорична» [Лакофф, Джонсон 2004: 25]: «человек не только выражает свои мысли при помощи метафор, но и мыслит метафорами, создает при помощи метафор тот мир, в котором он живет» [Чудинов 2001]. Концептуальные метафоры «охватывают всю сферу человеческого опыта и обладают значимым когнитивным потенциалом» [Будаев 2007: 21], это своеобразный «мост от знакомого к незнакомому, от очевидного к менее очевидному» [Будаев, Чудинов 2008: 41]. В случае концепта можно утвер-

© С.Н. Хохлова, 2016

ждать, что «метафора представляет собой "наглядное" моделирование -одухотворение - чувственно невоспринимаемых сущностей» [Воркачев 2001: 54].

Таким образом, для функционирования концептов в текстах массовой коммуникации часто оказываются важны концептуальные метафоры. С их помощью человек «как бы отмечает пункты наиболее напряженной активности человеческой мысли по выработке адекватного миропонимания», и метафорические модели выступают в качестве своего рода «русла, по которому привычно движется бессознательная творческая активность всенародного сознания», это «дискуссионное поле, творческая лаборатория по созиданию образа мира у человека» [Постовалова 1994: 208].

Для описания метафорической модели А.П. Чудинов предлагает охарактеризовать следующие ее признаки:

1] исходную понятийную область (ментальную сферу-источник, сферу-донор, источник метафорической экспансии];

2] новую понятийную область (ментальную сферу-мишень, денотативную зону, реципиентную сферу, направление метафорической экспансии];

3] типовые для данной модели сценарии, которые отражают наиболее характерные для исходной понятийной сферы последовательности ситуаций: например, сценарий «войны» предполагает ее подготовку, объявление, ведение боевых действий с использованием разнообразного оружия, возможность ранения (с последующим лечением] и смерти участников боев, победу или поражение и т. п.;

4] относящиеся к данной модели фреймы, каждый из которых понимается как фрагмент наивной языковой картины мира и которые структурируют соответствующую понятийную область (концептуальную сферу];

5] составляющие каждый фрейм типовые слоты, т. е. элементы ситуации, которые включают какую-то часть фрейма, какой-то аспект его конкретизации: например, фрейм «Вооружение» включает такие слоты, как «огнестрельное и холодное оружие», «боевая техника», «боеприпасы» и т. п. [Чудинов 2001].

В данной работе мы придерживаемся лингвокультурологического подхода в концептологии и под концептом понимаем «культурно отмеченный вербализованный смысл, представленный в плане выражения целым рядом своих языковых реализаций, образующих соответствующую лексико-семантическую парадигму» [Воркачев 2001]. Исследуемый нами лингвокультурный концепт «рок» (муз.] появился в русской языковой картине мира в 1970-х гг. Рок-культура, изначально заимствованная, быстро адаптировалась и видоизменилась на русской почве, приобрела национально-специфические черты и идеологическую окраску. Вербализу-ясь в медиатекстах, концепт «рок» (муз.] ожидаемо подвергается процессам метафоризации.

Для анализа мы отобрали свыше 800 контекстов употребления имени концепта «рок» (муз.] в современных (вышедших после 2000 г.] русскоязычных СМИ (печатных и сетевых], адресованных музыкантам (Music Box, Guitars magazine, Community Drum, Musician Russia, «Музыкальное оборудование», StepAccord.ru, E-drums, Playdrums.ru] и подросткам («Ровесник», Bravo, «Круто», «Молоток», «Все звезды», «Территория», «Неформал»]. Выбор адресатов обусловлен тем, что, как показала предварительная квотная выборка, в масс-медиа с заявленной целевой аудиторией концепт «рок» (муз.] репрезентируется наиболее частотно и разнообразно.

В результате анализа мы выявили наиболее частотные продуктивные когнитивные метафорические модели со сферой-мишенью «рок» (муз.], которые актуализируются на страницах заявленных изданий - это ми-литарная и спортивная концептуальные метафоры. Принимая во внимание предложенную А.П. Чудиновым методику, рассмотрим их с примерами из указанных медиатекстов, через систему фреймов и слотов.

Милитарная метафорическая модель ('рок - это война')

Как утверждает А.П. Чудинов, «военная лексика - это один из основных источников метафорической экспансии на самых разных этапах развития русского языка» [Чудинов 2001]. Милитарная метафора «навязывает обществу конфронтационные стереотипы решения проблем, ограничивает поиск альтернатив в социальном развитии и решении конкретных проблем» [Чудинов 2001]. Это самая частотная концептуальная метафора в рассмотренных нами медиатекстах, особенно в изданиях, адресованных подросткам. Исполнение музыки приравнивается к ведению военных действий, гитара становится оружием, музыканты занимают военные посты и рекрутируют в свои ряды все больше новобранцев, а фанаты составляют их непобедимую армию.

На основе проанализированного материала мы выделили следующие фреймы и слоты милитарной метафорической модели:

1. Фрейм «Война и ее разновидности»

Чаще всего деятельность рок-музыкантов концептуализируется в категориях революции, государственного переворота. Кроме того, в ме-диатекстах, адресованных подросткам, рок-музыка осмысливается также как захват новых территорий и даже «холодная война».

...у группы есть все задатки для того, чтобы совершить переворот в русской рок-музыке (Musician Russia. 2006. сент.-окт.].

Рок из Страны восходящего солнца завоевал любовь слушателей по всему миру. И можно говорить о полноценной j-rock-экспансии (к примеру, популярная немецкая группа Cinema Bizarre создана по примеру японских вижуал-кей коллективов) (Ровесник. 2009. № 11].

Мир, который проповедовали хиппи, кончился, и, хотя конец света с появлением хэви-метал не настал, в воздухе запахло противостоянием

стилей, исполнителей, имиджей и идеологий. Рок-н-ролл оказался в состоянии «холодной войны» (Ровесник. 2010. № 2).

2. Фрейм «Организация военной службы»

Входящие в данный фрейм слоты характеризуют отношения рок-музыкантов друг с другом и с поклонниками. Наиболее популярные и значимые рок-звезды метафорически занимают высшие руководящие посты, в то время как фанаты формируют их армию.

Слот 2.1. Иерархические отношения военнослужащих

«Контрольным выстрелом» стали выступления генералов русского рока - Арии и Алисы, которых дружно поддерживала их многочисленная армия (Неформал. 2007. № 1).

Слот 2.2. Воинские подразделения

В этом LP музыканты представили на суд публики отличные хард-роковые номера - громкие, яркие и напористые (лучшими из которых были «Rosalie», «Wild One» и «Fighting My Way Back») - и в одночасье в несколько раз увеличили армию своих фэнов (Musicbox. 2006. № 38).

3. Фрейм «Военные действия и вооружение»

Слот 3.1. Военные действия

Метафоры этой группы наиболее частотны в медиатекстах, адресованных подросткам, однако актуализируются и в изданиях для музыкантов. Рок-группы сражаются с обществом и друг с другом, штурмуют хитпарады, завоевывают новые земли.

За основу новой концертной программы взяли хард-рок, благо молодые гитаристы уже разыгрались и неудержимо рвались в бой (Musicbox. 2006. № 38).

Если панки хотели взорвать Америку, то Петти хотел поиронизировать над нею и незаметно признаться в любви. Если панки играли свою музыку наперекор популярным стилям и радиоформатам и в результате часто не попадали в эфир и не могли заключить контракт на выпуск дисков, то Том Петти видел гораздо больший смысл в том, чтобы бросать вызов именно «радиоформатной» музыке, сражаясь с нею на её же территории (Musicbox. 2006. № 40).

В 1979-м, в год триумфа новой музыки - панк-рока, диско, «новой волны», первой «альтернативы», которая на всех фронтах громила ветеранов-классиков, рассчитывать на возрождение традиций было химерой. Но одна такая группа нашлась: Pink Floyd (Ровесник. 2009. № 11).

Как говорил крупнейший промоутер в мире рока Чет Хелмс (за продвижение рок-групп хиппи Сан-Франциско его называли «отцом Лета Любви»), «в конце XX века деление групп по признакам таланта потеряло всякий смысл: новички научились штурмовать хит-парады и кассы, где выдают гонорары, не хуже ветеранов (Ровесник. 2009. № 11).

Богатыри отечественного рока сурово глядят в будущее и готовятся завоевывать новые земли! (Ровесник. 2010. № 11).

Слот 3.2. Виды вооружения и его использование

В данном слоте актуализирована метафора взрывчатого вещества, в роли которого чаще всего выступают рок-альбомы, и их воздействие на слушателей производит эффект мегатонной бомбы (Ровесник. 2012. № 7]. Кроме того, можно выделить метафору огнестрельного оружия (в частности, пулемета].

А тут два часа на окончательный вариант каждой из восьми песен, так до «шабашников» не работали даже пулеметчики «битлы» и «рол-линги»! (Ровесник. 2010. № 2].

Японская рок-музыка сдвинулась с мертвой точки лишь в начале 80-х, когда на сцене начали появляться ребята с гитарами, одетые в причудливые шмотки, с выкрашенными во все цвета радуги волосами, толстым слоем грима и стойким желанием взорвать традиционный музыкальный мир к чертовой матери! J-рок не был создан с нуля. Японские умельцы взяли из западного рока самое лучшее, перемешали как следует и добавили щепотку своего извращенного японского колорита. На выходе получилась столь мощная бомба, что последние десять лет остальной мир находится в дикой истерике (Bravo. 2008. № 26].

Что касается Фила, именно тогда фронтмен начал вырабатывать сценический образ неистового рокера, атакующего бас-гитару и обрушивающего на публику «пулемётные очереди» мощнейших грувов (Musicbox. 2006. № 38].

Альбом подарил поклонникам хард-рока целую обойму отменных вещей - «Bad Reputation», «Killer Without A Cause», «Downtown Sundown», а ещё настоящую жемчужину - шпионский фанк «Dancing In The Moonlight», где в полной мере проявилось мастерство басиста Лайнотта (Musicbox. 2006. № 38].

Можно ли разочароваться в профессии после сорока лет не просто успешной - триумфальной карьеры? Чем вызваны всем надоевшие стоны и обещания ветеранов Оззи, Роберта Смита, Status Quo в полном составе и еще не успевших понюхать рок-н-ролльного пороха JLS и Мики «бросить все и уйти из музыки»? (Ровесник. 2011. № 1].

4. Фрейм «Начало войны и ее итоги»

Слот 4.1. Мобилизация и демобилизация

Ситуация призыва на военную службу чаще всего актуализируется в изданиях для музыкантов - все новые и новые поколения музыкантов рекрутируются в музыкальную индустрию. Кроме того, «армию» рокеров составляют фанаты рок-музыки. В то же время в изданиях для подростков основное внимание уделено не мобилизации, а демобилизации военных сил. Ветераны рока, выполнив свой воинский долг, уходят в заслуженную отставку.

Это был мелодичный хард-рок с драйвовыми композициями, обрамлёнными мощными вокальными партиями Стива Уолша и изощрёнными гитарными риффами новобранца Стива Морза (Musicbox. 2006. № 39].

Рок-металисты второго призыва в условиях жёстких мелодических ограничений стиля хард-н-арт стали демонстрировать инструментальную крутость путём скоростной игры в две или три гитары с соответственными примочками и акцентированным риффовым звучанием (Musicbox. 2006. № 41).

Проданы миллионы пластинок, сотни великолепных песен рекрутировали огромную армию поклонников этой музыки по всему миру. Пока жив спрос, будет и предложение. Естественно, найдутся музыканты, которые захотят доказать фэнам хард-рока, что они способны отправить на пенсию этого древнего деда Ронни Дио (Musicbox. 2006. № 38).

Британское рок-ветераны STATUS QUO взяли в свои ряды нового барабанщика по имени Leo Cave (http://www.playdrums.ru/news/5637-status-quo-new-drummer.html).

Но мы не собирались позволить рок-н-роллу умереть. Об этом рассказывает альбом Black Dog Barking. Это - призыв к оружию. Если ты с нами, ты находишься на нашей стороне. Если ты не с нами, то мы идем дальше без тебя (http://www.playdrums.ru/rock/5626-airbourne-no-one-fits.html).

Но бывает, что звезды рока без лишних разговоров и барабанного боя выбирают почетную отставку и удаляются от дел. Часто мы узнаем об этом случайно - будучи уверенными, что наши кумиры где-то в тиши кабинетов и студий готовят новые шедевры. А оказывается, они уже давно заняты совсем другими делами, и это тема нашего нового рейтинга! (Ровесник. 2011. № 1).

В проекте принимают участие ветераны панк-движения барабанщик Брюс Смит и гитарист и клавишник Лу Эдмондс, а также молодой басист Скотт Ферт (Ровесник. 2009. № 11).

Слот 4.2. Начало и завершение военных действий

В изданиях для подростков актуализируется метафора победы -«военные действия» рокеров, как правило, заканчиваются победой рока.

Лучшей песней года была признана "Johny B. Goode" Чака Берри, и рок-н-ролл уже победной поступью шагал по планете, готовясь взорваться безумными 60-ми! (Ровесник. 2009. № 11).

5. Фрейм «Воинские символы и атрибуты»

Во многих контекстах актуализируется метафора флага - знамена рока, под которые стягивается рок-армия.

30 тому назад этот гребаный мир потрясла очередная революция, которая грянула под рваными и грязными знаменами панк-рока

(МузТорг. 2007. № 2).

Оптимисты могут с полным основанием ссылаться на эпохальные концерты «Для Бангладеш», 1971, который организовал Джордж Харрисон, и «Для Кампучии», 1979, прошедший под эгидой Пола Маккартни. Не выторговывая для себя ни пенни послабления в части налогов (может, потому, что, как выразился Джаггер, они просто не замечали, что их грабят), экс-

битлы и стянувшиеся под их знамена сливки рока в сумме собрали около полумиллиона долларов (Ровесник. 2010. № 2).

Спортивная метафорическая модель ('рок - это спорт')

Спортивная концептуальная метафора менее частотна в рассмотренных медиатекстах, чем милитарная, однако нельзя не отметить большое количество контекстов, где деятельность тех или иных рок-групп концептуализируется в понятиях соревнования на скорость - будь то марафон, спринт или эстафета. Таким образом, конкуренция в сфере рок-музыки подвергается метафорическому переосмыслению не только в терминах из области военной конфронтации, но и в более мягкой форме спортивного противостояния.

1. Фрейм «Виды игры и спорта»

Занятие рок-музыкой рассматривается как один из видов спорта, в котором участники соревнуются в скорости - в данном контексте это скорость достижения успеха (известности, признания своего профессионального мастерства, выгодных контрактов, высокого уровня продаж рок-альбомов и т. п.).

Слот 1.1. Соревнования в скорости передвижения

Группа с интересно выбранным стилем и выразительным названием Stereophonies быстро набрала скорость на разбеге, получила ценные очки и теперь (как минимум) лидирует в числе первой десятки адекватных и позитивно мыслящих «рокеров» Британии (да и Европы) (Musicbox. 2006. № 38).

Дио - это целая эпоха вокала в рок-музыке. Он один из немногих, кто, переняв эстафету у предыдущих поколений, возвёл роковое пение на качественно новый уровень (Musicbox. 2010. № 56).

Но если концерт - это всегда только одна группа (или две, если есть группа разогрева), то рок-фестиваль позволяет выявить лидеров своего времени в ходе марафона, очень напоминающего соревнование в прямом эфире. Мы попытались составить рейтинг самых массовых - и потому самых представительных - шоу рок-музыки, и вот как он выглядит (Ровесник. 2010. № 11).

2. Фрейм «Квалификация спортсменов и итоги соревнований»

Рок репрезентируется как спортивное состязание, где каждый мечтает занять призовые места (т. е. получить престижные музыкальные награды) и попасть в высшую лигу - на вершины хит-парадов.

Слот 2.1. Победитель, призеры и неудачники

В итоге ансамбль DIO выпустил 10 студийных альбомов и, несмотря на несколько весьма продолжительных отпусков и бесчисленных смен состава (единственным неизменным участником группы оставался Рон-ни), успешно удерживался в высшей лиге тяжёлого рока более четверти века, потеснив в личной легенде Дио другие супергруппы с его участием (Musicbox. 2010. № 57).

Время неприлично юных звезд рок-н-ролла миновало: граждане по-прежнему приходят в музыку очень молодыми, но добиваются славы - если она вообще их посещает - все позже и позже. Даже в рэпе, где удачу бьют влет бейсбольной битой, возрастная граница, за которой начинается признание, поднялась к тридцати. Сегодня 35-летний новичок высшей лиги рока - не исключение, а скорее правило: это не значит, что человек почувствовал вкус к музыке так поздно, это значит, что его так поздно заметили [Ровесник. 2011. № 1].

Собрав данные по продажам, статистики ахнули: мало того, что по скорости реализации диск сбросил с первого места предыдущего рекордсмена "Definitely Maybe" группы Oasis, так он еще обошел по «тиражу первого дня» самих «битлов», Элвиса, Led Zeppelin и Pink Floyd! Так с результатом почти l2Q тысяч проданных дисков только за сутки (за неделю это было уже около полумиллиона) новички Arctic Monkeys вписали свои имена в историю рока [Ровесник. 2009. № 11].

Выводы

Милитарная и спортивная концептуальные метафоры оказались наиболее частотными в рассмотренных медиатекстах, и нам это представляется вполне закономерным. Обе эти метафорические модели предполагают соперничество и «резкое разграничение на «своих» и «чужих» [Чудинов 2001], часто используются для описания одних и тех же или аналогичных явлений, и многие исследователи отмечают их взаимосвязь и способность перетекать друг в друга. Так, при описании конкурентного характера какого-либо явления спортивная метафора «в случае ярко выраженной вербальной агрессии переходит в милитарную» [Каслова 2003: 10]. Когда же ситуацию соперничества нужно представить в менее категоричной форме, авторы прибегают к спортивной метафоре, которая, по мнению некоторых исследователей, является сублимацией милитарной метафоры, поскольку «противоборство в спорте, как правило, не связано с причинением непоправимого ущерба другому человеку» [Филиппова 2011: 80].

Как отмечает А.П. Чудинов в отношении функционирования мили-тарной концептуальной метафоры в современном отечественном политическом дискурсе, ее активное использование «отражает особенности национального самосознания наших современников, имеющиеся в нем мощные векторы тревожности, опасности, и агрессивности, а также традиционные для русской ментальности предрасположенность к сильным чувствам и решительным действиям, уважение к военной силе и боевой славе» [Чудинов 2001]. Рок-культура, как часть национальной русской культуры, также содержит в себе указанные концептуальные векторы тревожности и агрессивности, однако в более «сконцентрированном» виде. Так, по данным лингвистического эксперимента М.А. Солодовой и Е.Н. Поповой, психологическими доминантами рок-культуры являются агрессия, деструк-

ция, экспрессивность и фрустрация [Солодова, Попова 2005: 170]. Мили-тарная метафора также занимает важное место в образном представлении художественной действительности в дискурсе русской рок-поэзии [Шин-каренкова 2005: 92], создавая в рок-текстах «агрессивный эмоциональный фон» [Шинкаренкова 2003: 37].

Кроме того, при коммуникации метафора - «важное средство воздействия на интеллект, чувства и волю адресата» [Чудинов 2001], это действенное «средство формирования у адресата определенного эмоционального состояния и создания соответствующего отношения к рассматриваемым реалиям» [Шинкаренкова 2005: 40], поэтому она так часто используется в медиатекстах как средство суггестивного речевого воздействия. В нашем случае наиболее частотная милитарная метафора «представляет положение в обществе как напряженное, опасное, а главное взрывоопасное, и этот взрыв провоцируют они, носители рок-культуры» [Шинкарен-кова 2003: 37], а спортивная метафорическая модель эксплицирует ситуацию борьбы и соперничества в мире рок-музыки в более мягкой форме. Это соотносится с дифференциальным концептуальным признаком 'протест', ранее выделенным нами в структуре концепта «рок» (муз.] и формирующим его уникальность [Хохлова 2014: 225].

Список литературы

1. Будаев Э.В. Становление когнитивной теории метафоры // Лингвокуль-турология. Вып. 1. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2007. С. 19-35.

2. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Метафора в политической коммуникации: монография. М.: Флинта: Наука, 2008. 248 с.

3. Воркачев С.Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты // Известия РАН. Серия лит-ры и языка. 2001. Т. 60, № 6. С. 47-58.

4. Каслова А.А. Метафорическая репрезентация культуры политического поведения (на материале текстов предвыборной агитации 2000 г. в США) // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. Екатеринбург, 2003. Т. 10. С. 5-10.

5. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / пер. с англ. А.Н. Баранова, А.В. Морозовой. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.

6. Постовалова В. И. Судьба как ключевое слово культуры и его понимание А.Ф. Лосевым // Идея судьбы в контексте разных культур / под общ. ред. Н.Д. Арутюновой. М.: Наука, 1994. С. 207-214.

7. Солодова М.А., Попова Е.Н. Рок-культура: взгляд изнутри и извне (опыт лингвистического эксперимента) // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. Вып. 8. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. С. 164-171.

8. Филиппова Н.Б. Спортивная метафора как сублимация военной метафоры (на материале политической коммуникации) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. № 130. С. 80-87.

9. Хохлова С.Н. Деидеологизация концепта «рок» (муз.) в медиатекстах, адресованных музыкантам // Политическая лингвистика. 2014. Вып. 3 (49). С. 224228.

10. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000): монография. Екатеринбург: УрГПУ, 2001. 238 с.

11. Шинкаренкова М.Б. Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург: Ур. гос. пед. ун-т, 2005. 324 с.

12. Шинкаренкова М.Б. Милитарная метафора в рок-поэзии // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. Екатеринбург, 2003. Т. 10. С. 34-45.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Budaev, E.V. (2007), Stanovlenie kognitivnoi teorii metafory [Establishment of cognitive metaphor theory]. Lingvoculturologiya [Cultural Linguistics], Yekaterinburg, UrGPU publ., Iss. 1, pp. 19-35.

2. Budaev, E.V., Chudinov, A.P. (2008), Metafora vpoliticheskoi kommunikatsii [Metaphor in political communication], Monograph, Moscow, Flinta publ., Nauka publ., 248 p.

3. Vorkachev, S.G. (2001), Kontsept schast'ya: ponyatiinyi i obraznyi kompo-nenty [Concept of happiness: conceptual and figurative components]. Izvestiya RAN. Seriya literatury i yazyka [Russian Science Academy Proceedings. Series of Literature and Language], Vol. 60, No. 6, pp. 47-58.

4. Kaslova, A.A. (2003), Metaforicheskaya reprezentatsiya kul'tury politichesko-go povedeniya (na materiale tekstov predvybornoi agitatsii 2000 goda v SShA) [Metaphorical representation of culture of political behavior (according to election campaign texts in the USA in 2000)]. Lingvistika: Bulleten' Ural'skogo lingvisticheskogo obshche-stva [Linguistics. Ural Linguistic Society Bulletin], Yekaterinburg, Vol. 10, pp. 5-10.

5. Lakoff, G., Johnson, M. (2004), Metafory, kotorymi my zhivyom [Metaphors We Live], Moscow, Editorial URSS publ., 256 p.

6. Postovalova, V.I. (1994), Sud'ba kak kluchevoe slovo kul'tury i ego ponimanie A.F. Losevym [Fate as a key word of culture and its understanding by A.F. Losev]. Ideya sud'by v kontekste raznykh kul'tur [Idea of fate in different cultures], ed. by N.D. Arutyunova, Moscow, Nauka publ., pp. 207-214.

7. Solodova, M.A., Popova, E.N. (2005), Rok-kul'tura: vzglyad iznurti i izvne (opyt lingvisticheskogo eksperimenta) [Rock-culture: view from inside and outside (linguistic experiment)]. Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst [Russian rock-poetry: text and context], Collection of scientific works, Tver, Iss. 8, pp. 164-171.

8. Filippova, N.B. (2011), A Sport Metaphor as Sublimation of a Military Metaphor (Based on Political Communication). Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, No. 30, pp. 80-87. (in Russian).

9. Khokhlova, S.N. (2014), Deideologization of the concept "Rock" in media texts addressed to musicians. Political Linguistics, Iss. 3 (49), pp. 224-228. (in Russian).

10. Chudinov, A.P. (2001), Rossiya v metaforicheskom zerkale: kognitivnoe issle-dovanie politicheskoi metafory (1991-2000) [Russia in metaphorical mirror: cognitive research of political metaphor (1991-2000)], Monograph, Yekaterinburg, URGPU publ., 238 p.

11. Shinkarenkova, M.B. (2005), Metaforicheskoe modelirovanie hudozhestven-nogo mira v disburse russkoi rok-poezii [Metaphorical modeling of art world in the Russian rock-poetry discourse], Dissertation, Yekaterinburg, UrGPU publ., 324 p.

12. Shinkarenkova, M.B. (2003), Militarnaya metafora v rok-poezii [Military metaphor in rock-poetry]. Lingvistika: Bulleten' Ural'skogo lingvisticheskogo obshchestva [Linguistics. Ural Linguistic Society Bulletin], Yekaterinburg, Vol. 10, pp. 34-45.

S.N. Khokhlova Omsk, Russia

"ROCK" (MUSIC) CONCEPT METAPHORIZATION IN THE MEDIA TEXTS ADDRESSED TO MUSICIANS AND TEENAGERS

The paper focuses on the features of the linguocultural metaphorization of "rock" (music) concept in the media texts addressed to musicians and teenagers. Military metaphor and sports metaphor are the most frequent in these media texts, and we have analyzed them according to "frame and slot system" offered by A.P. Chudinov. Military metaphor ('rock is war') equates playing music to the conduction of military actions, guitar becomes the weapon, musicians hold military posts, and fans are their army. Sports metaphor ('rock is sport') explicates the competitive fight in the world of rock-music more gently, in terms of speed contest.

Key words: concept, media text, conceptual metaphor, military metaphor, sports metaphor.

Сведения об авторе: Хохлова Светлана Николаевна,

аспирантка кафедры журналистики и медиалингвистики

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: hohlando@rambler.ru

About the author: Khokhlova Svetlana Nikolaevna,

graduate student at the Chair of Journalism and Mass Media Linguistics

Dostoevsky Omsk State University 55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: hohlando@rambler.ru

Дата поступления статьи 19.03.2016

Для цитирования: Хохлова С.Н. Метафоризация концепта «рок» (муз.) в ме-диатекстах, адресованных музыкантам и подросткам // Коммуникативные исследования. 2016. № 1 (7). С. 98-108.

For citation: Khokhlova, S.N. (2016), "Rock" (music) concept metaphorization in the media texts addressed to musicians and teenagers. Communication Studies, No. 1 (7), pp. 98-108. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.