Научная статья на тему 'Метафорическое представление внутренней политики Германии в российское прессе'

Метафорическое представление внутренней политики Германии в российское прессе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
128
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ОБРАЗ ГЕРМАНИИ / ПРЕССА / МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / METAPHOR / METAPHORIC SCHEME / IMAGE OF GERMANY / PRESS / METAPHORIC PRESENTATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коптякова Елена Евгеньевна

В статье рассматриваются метафорические модели «Политика это спорт» и «Политика это война», доминирующие в описании немецких политических реалий российской прессой. Анализ данных моделей помогает проникнуть в сущность концептуальных метафор, определить активизируемые ими смыслы и тем самым выявить присущее русскому национальному сознанию видение происходящих в Германии политических процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article deals with the metaphoric sсhemes «Politics is sports» and «Politics is war», which are dominant in the presentation of the German domestic policy by the Russian press. The analyses of these schemes helps to understand the nature of conceptual metaphors, to define the meaning they imply and thus characterize the image of Germany typical of the Russian national consciousness

Текст научной работы на тему «Метафорическое представление внутренней политики Германии в российское прессе»

Грошев И.В. Гендерные образы рекламы // Вопросы психологии. - 2000. - №6.

Дашкова Т Идеология в лицах. Формирование визуального канона в советских журналах 1920-х - 1930-х годов // Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века. Форум немецких и российских культурологов. - М., 2002.

Двинянинова ГС. Гендерный аспект дискурсного анализа современной британской прессы // Гендер: Язык, культура, коммуникация. - М., 2003.

Двинянинова ГС. О гендерной ориентации в британской прессе // Гендер: Язык, культура, коммуникация. - М., 2001.

Дубовская И.Н. Женский портрет на фоне рекламы // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2002. - №2.

Ермакович С.П. Гендерный и культурно-языковой параметры в рекламном дискурсе // Гендер: Язык, культура, коммуникация. - М., 2003.

Желтухина М.Р. Суггестивность в рекламе и концепт «женщина» // Гендер: Язык, культура, коммуникация. - М., 2003.

Зверева В. Здесь и теперь. Телереклама: пространство виртуального шопинга // Искусство кино. 2004. - № 7. - С. 5-13.

Кирилина А.В. Гендерные аспекты массовой коммуникации // Гендер как интрига познания. - М., 2000: [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/articles/kirilina.htm

Корочкова С.А. Социолингвистическая характеристика рекламных текстов в гендерном аспекте: дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 2004.

Малышева Н. Г. Гендерные стереотипы в средствах массовой коммуникации, ориентированных на аудиторию разных возрастов // Мир психологии. - 2004. - №3 (39).

Милосердова Е.В. Гендерные стереотипы в современной российской коммерческой рекламе // Гендер: Язык, культура, коммуникация. - М., 2003.

Томская М.В. Гендерный аспект социального рекламного дискурса // Гендер: язык, культура, коммуникация. - М., 2001.

Рогозина И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект: дис. ... д-ра филол. наук. - Барнаул, 2003.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций: [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.feminist.org.ua/library/gender/smi.php

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ

Е.Е. Коптякова

Ключевые слова: метафора, метафорическая модель, образ Германии, пресса, метафорическое представление.

Keywords: metaphor, metaphoric scheme, image of Germany, press, metaphoric presentation.

Когнитивная лингвистика рассматривает метафору не как средство украшения речи, а как форму мышления и познания мира, когда

индивид использует имеющиеся у него знания в одной области для описания другой. Такой подход к анализу языка был впервые предложен Дж. Лакоффом и М. Джонсоном [2004]. Дальнейшее развитие эта идея получила в работах Н.Д. Арутюновой, А.Н. Баранова, Ю.Н. Караулова, Е.С. Кубряковой и др.

Существующую схему связи между одной ментальной сферой (сферой-источником), послужившей основой для моделирования иной понятийной области (сферы-магнита), называют метафорической моделью. В результате такого моделирования сфера-магнит сохраняет не только систему фреймов (слотов, концептов) сферы-источника, но и присущий ей эмотивно-оценочный потенциал.

Эта особенность метафорической модели широко используется средствами массовой информации, которые создают образ политической реальности при помощи концептов сферы-источника. В результате ситуация презентируется как что-то уже знакомое, соответствующим образом воздействует на эмоционально-волевую сферу адресата и создает определенное отношение к описываемым реалиям.

В данной работе объектом рассмотрения является метафорическое представление внутренней политики Германии в российской прессе («Независимая газета» (НГ), «Коммерсантъ», «Известия», «Агентство Политических Новостей» (АПН) и др.). Для систематизации метафор была использована классификация моделей, предложенная А.П. Чудиновым [2001, 2003].

В результате проведенного анализа было выявлено, что самыми распространенными сферами-мишенями метафоризации являются следующие: политический курс руководства страны, предвыборные кампании разных уровней и личность главы государства. Российские СМИ используют разнообразную палитру метафор для создания образа Германии, но сфера-источник «Социум» является доминантной областью метафорического переноса для обозначения реалий, входящих в понятийное поле «Внутренняя политика Германии». Активизация данной системы метафор в дискурсе масс-медиа России объясняется прежде всего антропоцентричностью сознания человека, а также тем, что современной политической сфере созвучны прагматические смыслы, заключенные в концептах «преступность», «война», «спорт», «игра», «театр».

В представлении внутренней политики Германии российской прессой наиболее продуктивными являются метафорические модели «Политика - это спорт» (она часто пересекается с моделью «Политика -это игра»), и «Политика - это война».

Метафорический перенос из понятийной сферы «Спорт» в ментальную сферу «Политика» возможен благодаря тому, что обе сферы оперируют такими концептами, как «соперничество», «борьба», «победитель», «побежденный» и др. Т.Г. Винокур, указывая на социальный характер газетного текста, отмечает, что обращение к массам обязывает адресанта учитывать особенности языкового сознания общества [Винокур 1993], а спорт занимает особое место в человеческой деятельности, обладает высокой популярностью и практически имеет мало соперников по силе эмоционального воздействия.

Как показал проведенный анализ, для российских газет наиболее употребительным является фрейм «Виды игры и спорта», который представлен пятью основными слотами.

В слот «Игра вообще (без конкретизации)» объединяются метафоры, передающие самое общее значение игры как деятельности. Обозначая реалии политической жизни Германии, эти метафоры несут негативный прагматический смысл, указывая на неискренность участников происходящих событий. Ср.: Избиратели опасаются, как бы это не оказалось очередной предвыборной игрой социал-демократов (Известия, 01.09.05).

В состав слота «Бытовые игры» входят метафоры, относящиеся к играм, которые традиционно не считаются спортивными: это карточные игры, бильярд, домино. В результате метафорического переноса сфере-магниту, то есть немецкой политической реальности, приписываются черты, присущие сфере-источнику, то есть: азарт, риск, страсть и кураж. Ср.: Ставки в этой избирательной кампании очень высоки (НГ,14.09.05);В целом популярная внешняя политика как козырь правительства Германии не играет сейчас существенной роли (НГ, 12.09.05); Наступление левых спутает все политические карты на федеральном уровне (Известия, 02.02.08); Появление такой фракции в бундестаге может перетасовать привычную партийно-политическую колоду (НГ, 18.08.05).

При описании политики Германии широко представлены метафоры, относящиеся к слоту «Командные спортивные игры». Эти образы отражают коллективный характер политической деятельности, а также передают определенный эмоциональный настрой, свойственный командным играм. Ср.: Однако кабинет Шредера меньше всего напоминает сегодня единую команду (НГ, 31.05.05); Так что обыграть левых на их «родном» социальном «проблемном поле» Штойберу не удалось (Вести, 23.09.02).

В политике, как и в спорте, очень важно, кто преодолеет дистанцию первым. Метафорический образ забега, гонки, эстафеты, марафона помогает осмыслить быстроту и накал страстей проходивших в Герма -нии выборов 2002 и 2005 годов Поэтому столь широко распространены метафоры, которые относятся к слоту «Соревнования в скорости передвижения»: Предвыборную гонку возглавляют христианские демократы, но правящие социал-демократы стремительно сокращают разрыв (Вести, 13.09.05); Оба основных кандидата - действующий канцлер Герхард Шредер и баварский премьер-министр Эдмунд Штойбер -шли «голова к голове» (Вести, 23.09.02).

К данному слоту относятся также концепты старт и финиш. Ср.:Финал германской предвыборной гонки (заголовок в НГ, 16.09.05;) Тот старт, который был дан сегодня канцлером, дает основания полагать, что разговор пойдет интенсивный и принесет позитивный результат (НГ, 16.06.2000).

Журналисты широко употребляют и метафоры, восходящие к иным видам спорта: тяжелой атлетике, спортивным единоборствам и др. Ср.: Итогом закрытого заседания германской партии «Христианский социальный союз» стала новость о том, что один из главных тяжеловесов немецкой политики - премьер Баварии и председатель ХСС Эдмунд Штойбер вскоре завершит карьеру (Коммерсантъ, 19.01.07); Партия Шредера находится почти в нокдауне (НГ, 18.08.05); Пат на германских выборах (заголовок в АПН, 19.09.05).

Фрейм «Квалификация спортсменов и итоги соревнований» представлен двумя слотами. Языковые метафоры слота «Фавориты, лидеры, аутсайдеры» помогают дифференцировать участников определенной деятельности до подведения окончательных итогов. В анализируемом нами материале самым частотным компонентом данного слота оказался концепт «лидер». Ср.: Пока Герхарда Шредера тоже нельзя исключать из списка возможных послевыборных лидеров Германии (НГ, 24.05.05).

Языковые репрезентации слота «Победитель, призеры, неудачники» метафорически представляют итог деятельности терминологией спортивной жизни: выбором победителя, награждением призеров, признанием поражения. Ср.: В январе 2002 года на партийных праймериз он без труда обошел председателя ХДС Ангелу Меркель. Казалось, вскоре Эдмунд Штойбер станет для немецких консерваторов вторым Гельмутом Колем. Но у него не вышло - выборы в бундестаг консерваторы

проиграли (Коммерсантъ, 19.01.07); У Меркель абсолютный рекорд:

прошло всего лишь 15 лет с тех пор, как она, физик по образованию и профессии, занялась политикой, стала министром в правительствах Гельмута Коля, лидером ХДС и в итоге федеральным канцлером ФРГ (НГ, 30.01.06).

Как видно из представленных материалов, спортивная метафора является одним из распространенных средств осмысления политических реалий Германии. Ярче всего концептуальный потенциал данной метафоры раскрывается при описании выборов и сопутствующей борьбы политических лидеров и партий, что является вполне закономерным, поскольку основным концептуальным вектором спортивной метафоры выступает соперничество, разграничение на «своих» и «чужих».

Еще одним продуктивным способом концептуализации немецкой политической действительности является милитарная метафора. Причину представления мирной жизни в терминах войны исследователи видят в том, что сущность политики заключается в борьбе за власть.

Анализ материала показал, что в структуре метафорической модели «Политика Германии - это война» присутствуют все основные фреймы и входящие в их состав слоты, традиционно выделяемые в данной сфере-источнике.

Распространенность употребления метафор, относящихся к фрейму «Война и ее разновидности», говорит о том, что современная политическая реальность Германии воспринимается российскими журналистами как военный конфликт, реализуясь в номинациях: баталия, схватка, реванш, бунт, бой и другие. Ср.: За этими предупреждениями -негласная угроза самого канцлера уйти в отставку. На протяжении последнего года он не раз прибегал к такому маневру, чтобы прекратить «бунт» либо в собственных партийных рядах, либо в коалиции (НГ, 17.10.03).

В составе фрейма «Военные действия» активизируется следующая терминология: глухая оборона, совершить маневр, форсировать подготовку, вторгаться, теснить, сражаться, занять позиции, оживление сил на фланге, прорыв. Политические реалии Германии, обозначенные данными метафорическими наименованиями, ассоциируются с агрессией, применением силы. Ср.: Результаты земельных выборов в Гессене и Нижней Саксонии дали неожиданный результат: под напором левых христианские демократы сдают позиции. (Известия,

02.02.08); Но курс этот взят. Отступать правительству уже некуда (НГ, 17.10.03).

Любая война - это прежде всего люди в их взаимодействии. Поэтому в составе фрейма «Участники войны» так активны слоты «Враги», «Союзники», «Жертвы», «Воинские подразделения», в соответствии с которыми субъекты политической деятельности Германии номинируются как реальные участники боевых действий - мятежники, союзники, заложники, жертвы, пленники. Ср.: Канцлер прибыл на два дня в Шлезвиг-Гольштейн для предвыборной поддержки своих соратников (НГ, 04.02.05); Альтернативы действующей коалиции нет (НГ,

21.01.08); Тем не менее в лагере оппозиции нервничают, пожалуй, еще больше (НГ, 09.14.05); Однако «сильный ход Шредера» застал противостоящий ему политический лагерь врасплох (НГ, 07.03.03); Власть их противников - христианских демократов Гельмута Коля продлилась еще на восемь лет (НГ, 27.09.07); С общегерманской политической и парламентской арены в Берлине окончательно сходит «старая боннская гвардия» (НГ, 06.09.02).

Поскольку внутренняя политика Германии представляется российскими журналистами как война, то начало и завершение разного рода действий, происходящих в рамках данной сферы, также интерпретируется в соответствующих этой тематике терминах. Поэтому так активен фрейм «Ход войны», к которому относятся слоты «Начало войны» и «Окончание войны». Особенно распространены следующие метафоры: развязать войну, втянуть в войну, объявлять войну, мобилизовать силы, победить, одержать верх, проиграть, капитулировать и т.д. Ср.: Серьезная проблема для Шредера - мобилизация партии (НГ, 18.08.05); Ангела Меркель бросает вызов Шредеру (НГ, 31.05.05); Германия: победителя может и не быть (Вести, 07.09.05); Убеждать Эдмунда Штойбера уйти в отставку пришлось почти неделю. И лишь вчера утром сопротивление «баварского бульдозера» удалось сломить (Коммерсантъ №5, 19.01.07); Саарский Наполеон идет на Берлин (НГ, 14.07.05).

Использованная в последнем примере метафора приобретает особую яркость в сочетании с интертекстуальностью.

Вне зависимости от того, каков исход войны, война несет разрушительные последствия. Входящие в состав фрейма «Последствия войны» метафоры (например, понести потери, нанести урон, уничтожение) передают негативную смысловую оценку происходящих в немецкой политической жизни явлений. Ср.: Левая партия понесла тяжелый урон (НГ, 19.09.06); На взгляд приезжего россиянина, в этой стране все вроде бы в порядке, да и все материальные потери, которыми грозят столь беспокоящие немцев законопроекты, не отбросят людей в ни-

щету (НГ, 17.10.03); На выборах в Гессене христианские демократы потеряли абсолютное большинство в ландтаге (Известия, 02.02.08).

Человечество за всю историю своего существования прошло через огромное количество войн. В разных культурах возникли и закрепились особые ритуалы, связанные с проведением войны. Использование когнитивных возможностей метафор фрейма «Воинские символы и атрибуты», таких, например, как подхватить знамена, равнение на знамя, победные марши, сигналить отбой - придает торжественность и пафос войны политическим реалиям Германии. Ср.: Кох сделал главным предвыборным лозунгом борьбу с молодежной преступностью (Известия, 02.02.08); Знаменательным итогом прошедших выборов стал победный марш Левой партии (Известия, 02.02.08); Естественно, что команда Штойбера трубит «гром победы раздавайся» (НГ, 05.08.02).

Таким образом, проведенный анализ показывает, что милитарная метафора широко используется в качестве сферы-источника российскими средствами массовой информации для представления реалий внутренней политики Германии.

Для метафорического описания проблем, с которым сталкиваются немецкие власти, используются фреймы «военные действия», «последствия войны», «исход войны» (в негативном значении) и слоты «жертвы», «враги», для которых характерен явный отрицательный концептуальный вектор. В результате адресату, российскому читателю, передается соответствующий этому способу концептуализации эмоциональный настрой.

Сопоставление рассмотренных метафорических моделей показывает, что спортивная метафора менее конфликтна, чем милитарная. В результате ее использования относящиеся к внутренней политике Германии процессы представляются на страницах российской прессы не в виде военного конфликта, а как спортивное состязание, то есть с меньшей степенью агональности. Однако данная модель воспринимается носителями русского национального сознания двояко: с одной стороны, все, что связано с концептами игры и спорта интересно и привлекательно, с другой - имеет негативный оттенок, обусловленный спецификой сферы-источника. А.П.Чудинов объясняет это тем, что игра изначально подразумевает имитацию деятельности, а не собственно деятельность, тогда как политика должна ориентироваться на высшие социальные ценности [Чудинов 2003]. Следовательно, используемая при моделировании образа Германии в российских средствах массовой информации метафора «спорт» ярко и образно передает присущий политической жизни Германии дух соперничества, но вместе с тем способствует фор-

мированию в русском национальном сознании негативного отношения к описываемым фактам действительности.

Таким образом, широкое использование милитарной и спортивной метафор российскими масс-медиа в метафорическом представлении внутренней политики Германии обусловлено прежде всего хорошим знанием соответствующих сфер-источников, актуальностью спортивных и военных реалий, присутствием в российском национальном сознании концептуальных векторов соперничества и характерным для него уважением к силе и славе. Кроме того, используемые в прессе концептуальные метафоры отражают сложившиеся стереотипы немецкой нации в русском национальном сознании: законопослушность (и как следствие - практическое отсутствие криминальных метафор) и милитаризм (в результате - преобладание образов, связанных с войной).

Литература

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. - М., 1993.

Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. - Екатеринбург, 2003.

Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). - Екатеринбург, 2001.

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. - М, 2004.

ЭМОТИВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ГАЗЕТЕ (на материале российской и британской прессы)

Е.Д. Соколова

Ключевые слова: эмотивные высказывания, язык СМИ, средства

эмотивности.

Keywords: emotive utterances, Media Language, emotive means.

Исследование эмоций в языке и речи является одним из актуальных направлений лингвистики. Изучаются типология эмотивных знаков, коммуникация эмоций, критерии эмотивности текста и его знаков, эмоциональная окраска текста и пр. Особый интерес представляет изучение национальной специфики выражения эмоций. Чем различаются русские и англичане в выражении эмоций в речи? Какие средства они для этого используют? Какие эмоции преобладают в русско- и англоязычной прессе? В данной статье мы попытаемся ответить на эти вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.