УДК 81.373
Л. О. Трушкова, Л. Э. Григорова
МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ DISAPPOINTMENT
Описание внутреннего мира человека обусловлено особенностями восприятия действительности человеческим сознанием. В языковой концептуализации эмоциональных состояний особое место занимают метафорические репрезентации, основанные на чувственных ассоциациях, вызванных тем или иным переживанием. Категория эмоционального состояния disappointment рассматривается как часть смыслового пространства «внутреннего человека» и эксплицируется в когнитивных метафорах. Исследовательская задача заключается в выделении и описании определенных типов метафорических моделей, актуализирующих эмоциональное состояние разочарования в английском языковом сознании. В результате анализа эмпирического материала было выделено четыре модели: сенсорная, антропоморфная, зооморфная и натурморфная метафорические модели.
Ключевые слова: когнитивное моделирование, когнитивная модель, концептуализация, метафора, эмоциональное состояние, разочарование.
Одной из актуальных проблем современной теоретической лингвистики является категоризация и концептуализация внутреннего мира человека. Эмоции возникают внутри человека и находят свое отражение в языке. Исследования лингвистов в области языковых средств описания эмоций на материале различных языков показывают, что данные языковые средства в высшей степени метафоричны [1-5]. Анализируя метафоры, репрезентирующие базовые эмоции человека, исследователи пришли к выводу о том, что в основе образа этих эмоций можно выделить как одну, так и несколько концептуальных метафор [6, 7].
В данной работе, взяв за основу уже известные в лингвистике классификации метафор [5, 8-10] и полагаясь на опыт выделения когнитивных метафор, концептуализирующих эмоциональные состояния [11, 12], авторы выделяют определенные типы метафорических моделей, актуализирующих эмоциональное состояние разочарования.
Сенсорная метафорическая модель. Данная модель объединяет три типа когнитивных метафор: кинетический (disappointment is a pain, disappointment is a burden, disappointment is bitterness), температурный (disappointment is cold, disappointment is heat) и цветовой (disappointment is a black colour).
В кинетической метафоре disappointment is a pain душевная боль уподобляется боли физической. Как правило, физическая боль причиняет человеку страдания, что, как показано в следующем примере, метафорически переносится на внутреннее, душевное переживание разочарования: She would have to suffer this disappointment alone, but once the lesson was learned, she would surely realize she could only count on her own family (Garwood2, p. 13). Как и физическая боль, боль от переживания разочарования отличается различной интенсивностью. В следующем примере речь идет о страдании от сильного разочарования, что подтверждает употребление лексической единицы severe: They were
relieved, however, not by her own recollection, but by the good-will of Lucy, who believed herself to be_ inflicting a severe disappointment when she told her that Edward certainly would not be in Harley Street on Tuesday, and even hoped to be carrying the pain still farther by persuading her, that he was kept away by that extreme affection for herself, which he could not conceal when they were together (Austen, p. 226). Так же как и от интенсивной и продолжительной физической боли, от переживания разочарования человек слабеет: Suddenly weak from the strain and sorrow of the last day and the present disappointment, her nerves broke abruptly and she screamed: "Oh, Ashley!" (Mitchell, p. 386).
Переживание разочарования может метафорически концептуализироваться в сознании человека как удар ножом. Так, в приведенном ниже примере персонаж сравнивает остроту внутренних переживаний с болью, возникающей от удара острым ножом: She felt a stab of disappointment that she would not have to make any choices (Herring, p. 53).
Сенсорная метафорическая модель также актуализируется посредством когнитивной кинетической метафоры disappointment is a burden. Согласно когнитивной модели, лежащей в основе «весовой» метафоры, эмоциональные состояния передаются схемой «тяжесть - отрицательные эмоциональные состояния, легкость - положительные эмоциональные состояния» [13, с. 258]. В приведенных ниже примерах степень тяжести при метафорической концептуализации переживания разочарования изменяется от ощущения небольшого напряжения до очень тяжелого груза: He felt a little tug of disappointment that he hadn't been in on the last day (Roberts, p. 18); 'I hope not,' he replied, trying to look cheerful; and with a forced smile, presently added, 'It is I who may rather expect to be ill - for I am now suffering under a very heavy disappointment!' (Austen, p. 73). Как явствует из второго примера, тяжесть (разочарование) изматывает человека, причиняет страдания и придает ощущения слабости и болезни.
Действие разочарования в когнитивной метафоре disappointment is bitterness уподобляется ощущению горечи, что эксплицируется в следующем примере: Her heart sank with bitter disappointment (Mitchell, p. 145). Персонаж чувствует горечь сердцем, поскольку сердце, как любой другой орган, способно испытывать различные ощущения. Концепт сердце в наивных представлениях функционирует как концепты других материальных внутренних органов, например желудка, в случаях предполагаемого «заполнения» сердца отрицательными чувствами оно не может сразу с ними справиться [10, с. 146].
В рамках сенсорной метафорической модели анализ эмпирического материала позволил выделить температурные метафоры disappointment is heat и disappointment is cold. Определение и обозначение температуры окружающих предметов имеет важное значение для человека, поскольку от этой температуры зависят его здоровье и ощущение комфорта. Благодаря антропоцентризму своего сознания человек принимает себя за норму, с которой сопоставляет температурные признаки.
В метафоре disappointment is heat лексическая единица disappointment употребляется в сочетании с глаголами физического действия (влияния высокой температуры) - burn и smart: There was disappointment burning in her that she could not quite analyze, the disappointment of a child seeing illusions crumble (Mitchell, p. 100); She was smarting with anger and with disappointment as well (Mitchell, p. 412).
На существование метафоры disappointment is cold указывает модель сочетаемости cold chill. В приведенном примере разочарование осмысляется как холодный озноб: Never have I felt such a cold chill of disappointment, Watson (Doyle1, p. 50).
Широко известно, что цвет непосредственно влияет на эмоциональное и психофизическое состояние человека, а также сам выступает инструментом описания различных внутренних состояний. Метафорическая характеристика цвета отличается высокой специфичностью, поскольку включает уникальный опыт человека, полученного в результате вызванных тем или иным цветом впечатлениях. Наличие в английском языке метафоры disappointment is a black colour подтверждается сочетаемостью лексической единицы disappointment с прилагательным black в превосходной степени: And yet it opened in the blackest disappointment (Doyle2, p. 54).
Антропоморфная метафорическая модель. Постижение внутреннего мира производится человеком наравне с освоением мира внешнего. Ассоциативные связи человеческого опыта предопределили соизмеримость «внешнего» человека и человека
«внутреннего», следовательно, и антропоморфные признаки последнего [10, с. 52]. К. Байер отмечает: «Теоретические сложности познания мира возникают потому, что всякое человеческое познание антропоморфно; это значит, что оно несет на себе структуры наших мыслей и работа нашего мозга определяется ими» [14, с. 50].
Основу антропоморфной метафорической модели составляют персонификация и олицетворение [8, 15]. Антропоморфная метафорическая модель представлена концептуальными метафорами disappointment is a living being и disappointment is an enemy.
В когнитивной метафоре disappointment is a living being разочарование как абстрактный феномен уподобляется живому существу. Источником метафоры в данном случае являются двигательные функции. В своем основном значении они обозначают действия человека. Данная модель репрезентируется сочетаемостью лексической единицы disappointment с глаголами stir и throw: Disappointment queerly stirring her, she opened her eyes a trifle and ventured a peep at him (Mitchell, p. 304); Rage, punctured vanity and disappointment threw her mind into a turmoil and, <...> (Mitchell, p. 179).
Метафора disappointment is an enemy основывается на мысли о том, что человек может уничтожить разочарование как своего врага. Разочарование осмысляется как враг в выражении с глаголом squelch: "I'll try and squelch my disappointment," I said (Hamilton, p. 34). Разочарование, как и все негативные переживания, неприятно человеку, и он с ним борется, стараясь полностью победить, что подтверждается существованием выражения с глаголом fight down: Hornblower fired again and then again, doggedly, fighting down the bitter disappointment at each successive miss (Forester, p. 73).
Зооморфная метафорическая модель. Источником зооморфной метафорической модели служит образ животного. Устойчивые высказывания с зоо-нимами, такие как поговорки, пословицы, афоризмы и т. д., хорошо известны носителям европейских языков. Их высокая номинативная плотность непосредственно связана с социально-психологической релевантностью конкретного феномена мира - мира животных [14, с. 50]. Как отмечает Н. Д. Арутюнова, «отрицательные эмоции, причиняющие душевную боль, охотно грызут, терзают, гложут, сосут, кусают, жалят, колют, ранят, точат, пронзают сердце, режут по сердцу, жгут» [2, с. 395]. Таким образом, внутренние составляющие психики человека, такие как чувства, эмоциональные состояния, страсти, желания и т. д., моделируются по зооморфным признакам.
Зооморфная метафорическая модель актуализируется в когнитивной метафоре disappointment is a beast. В примере ниже разочарование раздирает и терзает человека, подобно дикому животному: My feelings are already lacerated with disappointment at discovering it was my money and not my charming self you wanted (Mitchell, p. 306).
Натурморфная метафорическая модель. Натур-морфная метафорическая модель разочарования актуализируется посредством когнитивных метафор disappointment is a fluid и disappointment is a fire.
В метафоре disappointment is a fluid разочарование сравнивается с жидким веществом, что соответствует традиционному образу многих внутренних состояний человека. Доминирующим представлением об эмоциях и эмоциональных состояниях, полагает Н. Д. Арутюнова, следует считать представление о них как о «жидком теле, наполняющем человека, его душу, сердце, принимающих форму сосуда» [2, с. 389]. В приведенных ниже примерах персонажи осмысляют разочарование как «поднимающиеся» и «обрушивающиеся» волны, бушующие у них внутри: "A meteorite?" A surge of disappointment washed over her (Brown, p. 37); The allusion was lost on her as the tide of her anger and disappointment rose (Mitchell, p. 476). Жидкости при нагревании имеют свойство испаряться, то же самое можно сказать и о разочаровании. На языковом уровне модель репрезентируется глаголом evaporate: He smiled at that ridiculous
thought, knew he could never harm her, and felt some of his disappointment evaporate with the sun's rays (Garwood1, p. 70). В следующем примере при описании состояния разочарования также употребляется лексика, характерная для описания жидкости: but perhaps there was in this love the ruefulness of some deep disappointment (Kral, p. 128). Признак «глубокиш/'deep', относящийся к характеристикам жидкости, переносится на описание эмоционального состояния разочарования.
Выделению метафоры disappointment is a fire способствовал целый ряд примеров, в которых разочарование уподобляется огню и обладает его свойствами. Языки пламени вспыхивают и мерцают, и подобным образом, через метафорический перенос, разочарование концептуализируется в сознании человека: He was about to turn away, but seeing a flicker of disappointment and depression pass over Clyde's face, he turned and added. (Dreiser, p. 40).
Таким образом, анализ эмпирического материала позволил сделать вывод о том, что в английской языковой картине мира образ эмоционального состояния разочарования представлен целым комплексом концептуальных метафор, которые, в свою очередь, образуют концептуальные структуры глобального уровня - когнитивные модели, раскрывающие онтологию разочарования. Целостность образа разочарования, обладающего различными концептуальными признаками, выстраивается на интеграции разномодальных ощущений.
Список литературы
1. Апресян В. Ю., Апресян Ю. Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // Вопросы языкознания. 1993. № 3. С. 27-35.
2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
3. Вольф Е. М. Эмоциональные состояния и их представления в языке // Логический анализ языка. Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов. М.: Наука, 1989. С. 55-75.
4. Kövecses Z. Emotion Conœpts. Frankfurt-am-Main: Peter Lang, 1990. P. 34-56.
5. Lakoff G. Metaphors We Live by. Chicago; London: The University of Chicago Press, 2003. 276 p.
6. Зализняк А. А. Заметки о метафоре // Слово в тексте и в словаре: сб. статей к 70-летию акад. Ю. Д. Апресяна. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 82-90.
7. Успенский В. А. О вещных коннотациях абстрактных существительных // Семиотика и информатика. 1979. Вып. 11. 147 с.
8. Красавский Н. А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. Волгоград: Перемена, 2001. 498 с.
9. Москвин В. П. Русская метафора. Волгоград: Перемена, 1997. 165 с.
10. Пименова М. В. Этногерменевтика языковой наивной картины внутреннего мира человека. Кемерово: Кузбассвузиздат; Laundau: Verlag Empirische Paedagogik, 1999. 262 c.
11. Трушкова Л. О. Эмоциональный концепт sadness: когнитивно-дискурсивный анализ: дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2010. 170 с.
12. Григорова Л. Э. Концепт curiosity в английской языковой картине мира: дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2013. 168 с.
13. Пименова М. В. Концепты внутреннего мира (русско-английские соответствия): дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2001. 497 с.
14. Красавский Н. А. Биоморфная метафора как способ экспликации эмоций в немецких и русских художественных текстах // Известия ВГПУ, 2013. № 9. С. 49-52.
15. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. М.: Наука, 1976. 383 с.
Список источников примеров
Austen J. Sense and Sensibility. London: Penguin Books, 1994. 374 p.
Brown D. Deception Point. New York: Simon & Schuster Adult Publishing Group, 2003. 760 p.
Doylel A. Memoirs of Sherlock Holmes. London: Wildside Press, 2004. 543 p.
Doyle2 A. The Return of Sherlock Holmes. London: Wildside Press, 2004. 645 p.
Dreiser T. An American Tragedy. Moscow: Foreign Languages Publishing House, 1951. Vol. I. 606 p.
Forester C. S. Flying Colours. New York: Back Bay Books, 1989. 390 p.
Garwood1 J. Gentle Warrior. New York: Pocket Books, 1989. 456 p.
Garwood2 J. The Prize. New York: Thorndike Press, 1991. 628 p.
Hamilton L. Blue Moon. London: Penguin Books, 2002. 418 p.
Herring L. T. Morning Song. Michigan: Zondervan Publishing House, 1984. 283 p.
Kral T. Being People. Washington, D.C.: United States Information Agency, 1999. 234 p.
Mitchell M. Gone with the Wind. New York: Warner Books, 1993. 967 p.
Roberts N. Inner Harbor. New York: Jove Books, 1999. 342 p.
Трушкова Л. О., кандидат филологических наук, доцент. Братский государственный университет. Ул. Макаренко, 40, Братск, Россия, 665709. E-mail: ljuba_bratsk@mail.ru
Григорова Л. Э., кандидат филологических наук, доцент. Иркутский государственный университет. Ул. Карла Маркса, 1, Иркутск, Россия, 664003. E-mail: l.grigorova@list.ru
Материал поступил в редакцию 20.08.2015.
L. O. Trushkova, L. E. Grigorova
METAPHORICAL IMAGE OF EMOTIONAL STATE OF DISAPPOINTMENT
The description of human inner world is conditioned by special features of anthropic perception of the reality. In the language conceptualization of emotional states there is a special place for metaphorical representations based on sensory associations caused by one or another emotion. The image of any human emotion has a complex of multiple fold conceptual metaphors in its base. The category of emotional state of Disappointment is considered to be the part of semantic space of human inner world which is reflected in cognitive metaphors. The research task involves differentiation and description of specific types of the metaphorical models actualizing the emotional state of Disappointment in the English perception of the world. The analysis of empirical material enabled to distinguish four models: sensorial, anthropomorphous, zoomorphic and nature-morphic metaphorical models. It is stated that with a variety of conceptual features, the integrity of the image of disappointment is built up on the combination of different feelings.
Key words: cognitive modeling, cognitive model, conceptualization, metaphor, emotional state, disappointment.
References
1. Apresyan V. Yu., Apresyan Yu. D. Metafora v semanticheskom predstavlenii emotsiy [Metaphor in sematic representation of emotions]. Voprosy yazykoznaniya - Issues of linguistics, 1993, no. 3, pp. 27-35 (in Russian).
2. Arutyunova N. D. Yazyk i mir cheloveka [Language and human world]. Moscow, Yazyki russkoy kul'tury Publ., 1999, 896 p. (in Russian).
3. Vol'f E. M. Emotsional'nye sostoyaniya i ikh predstavleniya v yazyke [Emotional states and their language representation]. Logicheskiy analiz yazyka. Problemy intentsional'nykh i pragmaticheskikh kontekstov [Logical analysis of language. Problems of intensional and pragmatic contexts]. Moscow, Nauka Publ., 1989. Pp. 55-75 (in Russian).
4. Kovecses Z. Emotion Concepts. Frankfurt-am-Main, Peter Lang, 1990. Pp. 34-56.
5. Lakoff G. Metaphors We Live by. Chicago; London, The University of Chicago Press, 2003. 276 p.
6. Zaliznyak A. A. Zametki o metafore [The notes about the metaphor]. Slovo v tekste i vslovare: sb. statey k 70-letiyu akademika Yu. D. Apresyana [Word in the text and in the dictionary: Collection of articles for the 70th anniversary of academician Yu. D. Apresyan]. Moscow, Yazyki russkoy kul'tury Publ., 2000. Pp. 82-90 (in Russian).
7. Uspenskiy V. A. O veshchnykh konnotatsiyakh abstraktnykh sushchestvitel'nykh [About material connotations of abstract nouns]. Semiotika i informatika - Semiotics and Informatics, 1979, vol. 11, p. 147 (in Russian).
8. Krasavskiy N. A. Emotsional'nye kontseptyvnemetskoyirusskoylingvokul'turakh [Emotional concepts in German and Russian linguo-cultures]. Volgograd, Peremena Publ., 2001. 498 p. (in Russian).
9. Moskvin V. P. Russkaya metafora [Russian metaphor]. Volgograd, Peremena Publ., 1997. 165 p. (in Russian).
10. Pimenova M. V. Etnogermenevtika yazykovoy naivnoy kartiny vnutrennego mira cheloveka [Ethnogermeneutics of linguistic natural worldview of human inner world]. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat, Laundau, Verlag Empirische Paedagogik, 1999. 262 p (in Russian).
11. Trushkova L. O. Emotsional'nyy kontsept sadness: kognitivno-diskursivnyy analiz. Diss. kand. filol. nauk [Emotional concept sadness: cognitive-discursive analysis. Diss. cand. filol. sci.]. Irkutsk, 2010. 170 p. (in Russian).
12. Grigorova L. E. Kontsept curiosity v angliyskoy yazykovoy kartine mira. Diss. kand. filol. nauk [Concept curiosity in English linguistic worldview. Diss. cand. filol. sci.]. Irkutsk, 2013. 168 p. (in Russian).
13. Pimenova M. V. Kontsepty vnutrennego mira (russko-angliyskiye sootvetstviya). Diss. doct. filol. nauk [Concepts of human inner world. Diss. doct. filol. sci.]. St. Petersburg, 2001. 497 p. (in Russian).
14. Krasavskiy N. A. Biomorphnaya metafora kak sposob eksplikatsii emotsiy v nemetskikh i russkikh khudozhestvennykh tekstakh [Biomorphical metaphor as a method of explication of emotions in German and Russian literary texts]. Izvestiya VGPU- VGPU News, 2013, no. 9, pp. 49-52 (in Russian).
15. Arutyunova N. D. Predlozheniye iego smysl. Logiko-semanticheskiyeproblemy [The sentence and its meaning. Logical and semantic problems]. Moscow, Nauka Publ., 1976. 383 p. (in Russian).
Trushkova L. O. Bratsk State University.
Ul. Makarenko, 40, Bratsk, Russia, 665709. E-mail: ljuba_bratsk@mail.ru
Grigorova L. E. Irkutsk State University.
Ul. Karla Marksa, 1, Irkutsk, Russia, 664003. E-mail: l.grigorova@list.ru