МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ В РАБОТЕ С «ОБРАЗОМ-Я» У
ПОДРОСТКОВ
О.В. Чурсинова, канд. психол. наук, доцент
Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (Россия, г. Ставрополь)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-2-163-166
Аннотация. В данной статье автор рассматривает понятие «образ-Я», основные функции Я-концепции и структурные компоненты образа-Я. Основной акцент в статье делается на практических техниках и упражнениях в арсенале педагога-психолога, с помощью которых можно исследовать и корректировать «образ-Я» подростка. Эффективным инструментом, позволяющим осуществлять эту психологическую работу, выступают метафорические ассоциативные карты.
Ключевые слова: «образ-Я», Я-концепция, подросток, метафорические ассоциативные карты, техника, упражнение.
В подростковом возрасте важнейшим новообразованием выступает формирование и стремительное развитие самосознания. Подросток может часами рефлексировать свою внешность, личностные качества, составляющие в целом его образ-Я.
«Образ Я» - это целостное представление подростка о самом себе. В структуре «образа-Я» можно выделить такие компоненты как:
- «Я»-реальное - представление подростка о себе, включающее «физическое Я» подростка, то есть его представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях, силе характера, общительности, доброте и других качествах [1]. При этом идентификация подростка с собственным физическим телом затруднена, так как он претерпевает очень быстрые метаморфозы в физической и духовной конституции лица и тела [2];
- «Я»-идеальное - представление о желаемом образе;
- «Я»-зеркальное - представление о том, как его воспринимают окружающие люди.
Между «идеальным-Я» и «реальным-Я» подростка может быть огромная пропасть, в том случае если у него завышенные требования к себе и недостаточное осознание своих способностей, что приводит к снижению самооценки. Во взаимоотношениях с окружающими это может выражаться
в проявлениях злости, обидчивости, упрямства [1].
Рассмотрим основные функции Я-концепции:
1. Обеспечение внутренней согласованности личности. Все воздействия среды сопоставляются с «образом-Я» и либо принимаются, либо искажаются, либо отвергаются.
2. Фильтр для интерпретации жизненного опыта (хорошо-плохо, подходит - не подходит и т.д.).
3. Платформа для выстраивания конструктивных взаимоотношений.
В подростковом возрасте «образ-Я» еще достаточно динамичен и нестабилен, подвержен изменениям. Повлиять на самоотношение подростка могут значимые близкие люди, сверстники, педагоги. В силу физиологических изменений подростки достаточно уязвимы, не понимая, что тело будет еще меняться, поэтому любое слово может выступить в качестве триггера, занижающего самооценку подростка. В целом для подростков характерна острота и особая критичность самовосприятия и самоотношения.
В арсенале педагога-психолога может быть большое разнообразие приемов и техник работы с «образом-Я» на основе метафорических ассоциативных карт (МАК). В рамках курсов повышения квалификации «Метафорические ассоциатив-
ные карты в деятельности педагога-психолога» целый модуль посвящен теме «Образ-Я». Приведем примеры некоторых техник и упражнений, которые разбираем со слушателями в рамках данного модуля.
1. Упражнение «Кто Я?». Для выполнения данного упражнения достаточно эффективно применять колоды МАК с образами животных («Тотемные животные», «Мое тотемное животное», «Животные как метафора» и т.д.).
В открытую из колоды участнику предлагается выбрать изображения животных, про которые можно сказать «это есть во мне» и разложить их перед собой. Исследуя образы на картах записать в столбик все, что приходит в голову как ответ на вопрос «Кто Я?».
Далее необходимо отметить те качества, которые оцениваются как положительные «+», отрицательные «-», знаком «+/-» те, которые сложно оценить однозначно.
Количество ответов - показатель степени рефлексии (чем больше ответов, тем более разработан «Я-образ»). Соотношение положительных и отрицательных характеристик - показатель самопринятия/непринятия себя.
Качественный анализ выделенных характеристик, того, какие сферы представлены в образе «Я»: коммуникативные, интеллектуальные, эмоциональные, волевые, связанные с прошлым, настоящим или будущим, гендерные, ролевые. В каком из этих блоков больше принимаемых характеристик, в каком больше не принимаемых.
2. Упражнение «Если бы я был волшебником» (Н. Буравцова). Для выполнения данного упражнения можно использовать такие колоды МАК как «Nonimals», «Фантастические миры и их обитатели». Участнику предлагается в закрытую выбрать карту и охарактеризовать доставшегося персонажа, как наиболее привлекательного ответив на вопросы:
- Кто изображен на карте?
- Какое имя ему можно дать?
- Какой у него характер?
- Чего он хочет, о чем мечтает?
- Что мешает ему добиться желаемого?
На следующем этапе работы участнику предлагается представить себе, что он стал волшебником и теперь может изменить персонажа так, как ему бы хотелось, ответив на дополнительные вопросы:
- что именно хочется изменить в образе?
- с чем это связано?
- как и в чем эти изменения помогут персонажу?
- изменится ли его имя, если да - каким станет новое?
- какие новые возможности у него появятся?
- как он может использовать их в жизни?
- как это изменит его жизнь?
3. Техника «Иногда я бываю таким», на основе портретных колод МАК («PERSONA», «Портреты и лица», «SELF» и т.д.).
Участники по очереди в закрытую вытягивают по одной карте и описывают через ассоциации по изображению какими они бывают.
4. Техника «Я глазами других». Данная техника предполагает групповую работу. Каждому участнику предлагается выбрать карту с изображением животного, которое ассоциируется с собой. Затем необходимо
разделить белый лист формата A4 на две колонки. В левой колонке вверху листа написать негативное качество животного, в правой колонке вверху листа - позитивное. Затем перегнуть лист так, чтобы записи не было видно и вместе с карточкой передать своему соседу слева.
Процедура повторяется до тех пор, пока лист с карточкой не вернётся хозяину, который разворачивает лист и знакомится со всеми характеристиками.
Вопросы для обсуждения:
- Что произвело на вас наиболее сильное впечатление?
- Какие ощущения, мысли возникли в ходе чтения?
- В какой мере характеристики отражают вашу личность?
Для исследования «образа-Я» также хорошо подходит колода МАК, разработанная Т.О. Ушаковой «Роботы» [3]. Можно предложить различные варианты работы, например, создать робота, похожего на
меня в данный момент или создать три портрета роботов «Я сейчас», «Я в прошлом», «Я в будущем». Еще один вариант «Я, какой я есть» и «Я, каким бы я хотел быть». Дальше между получившимися образами можно предложить из ресурсных метафорических карт выложить мостик «Что поможет мне прийти к желаемому образу».
На основе метафорических ассоциативных карт также достаточно эффективно можно применять классическую технику «Окно Джохари».
Предлагаем участникам поле из четырех квадратов: Арена, Слепое пятно, Фасад, Черная дыра. На каждый квадрат участник вытаскивает по одной карте из портретной колоды, отвечая на вопросы:
- Какой Вы видите себя?
- Какой Вас видят другие, а Вы этого не замечаете?
- Что Вы о себе знаете и скрываете от других?
- Что вы о себе не знаете и другие о Вас не знают?
Еще одна очень интересная техника на познание себя и того, какими нас видят окружающие, которую можно предложить подросткам называется «Живой подарок».
Предлагаем участникам представить, что в день их рождения они получили по почте 4 «живых подарка»: от родственника, от друга, знакомого и коллеги по работе (одноклассника для детей). На каждом подарке была надпись «ЭТО ТЫ».
На следующем этапе участники в закрытую вытягивают 4 карточки с изображением животных («Тотемные животные»). Задача участников рассказать о каждом животном, дать от 3 до 5 характеристик и выбрать из карточек со словами несколько стратегий поведения для каждого животного.
После этого сделать предположения, кто сделал им этот подарок: родственник, друг, знакомый, коллега (одноклассник).
Проработать «образ-Я» также можно с помощью объектных метафорических ассоциативных карт. Очень хорошо в работе с подростками идет работа через метафору
дерева (колода «Дерево как образ человека») и метафору дома (колода «Дом» Н. Буравцовой). Рассмотрим примеры техник на основе данных колод МАК.
Техника «Дом, похожий на меня».
Участнику на выбор в открытую (ВО) или в закрытую (ВЗ) предлагается выбрать одну карту, внимательно рассмотреть ее и представить, как «Дом, похожий на меня», ответив на вопросы:
- Что это за дом, какой он?
- Как он воспринимается окружающими?
- Что за место, в котором он находится?
- В чем он нуждается? и т.д.
Техника «Какое я сейчас дерево».
Участники ВО или ВЗ выбирают одну
карту из колоды «дерево как образ человека». Затем предлагаем им описать доставшееся изображение через пять прилагательных (какое это дерево).
Вопросы для проработки образа:
- где находится дерево?
- как оно себя чувствует в этом месте?
- что истощает, а что питает это дерево?
- в чем оно нуждается? и др.
Для того, чтобы у подростка сформировалось целостное восприятие себя можно поработать с ним по следующему алгоритму:
1. Извлечение чужих идеалов и освобождение от них;
2. Формирование согласованного с ценностями личности образа Я-идеальный;
3. Сближение Я-реального и Я-идеального;
4. Перенос новых качеств в реальность. Планирование действий. Сопровождение проявлений нового Я.
Таким образом, метафорические ассоциативные карты в довольно быстрые сроки позволяют педагогу-психологу установить контакт с подростками и достаточно эффективно исследовать и корректировать «образ-Я». Для этой работы необходимо в своем арсенале иметь определенный набор МАК: портретные колоды, колоды с образами животных, любую универсальную или ресурсную колоду.
Библиографический список
1. Кнутова А.И. Особенности «Образа-Я» в подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2019/192010.htm.
2. Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками. - Новосибирск, 2017. - 200 с.
3. Ушакова Т.О. Метафорические карты «Роботы»: работа с детьми, подростками и родителями - М.: Генезис, 2019. - 48 с.
METAPHORICAL ASSOCIATIVE CARDS IN THE WORK WITH THE IMAGE "I" AT
THE SUBSURFACE
O.V. Chursinova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Stavropol regional institute for the development of education, advanced training and retraining of educators (Russia, Stavropol)
Annotation: In this article, the author considers the concept of "image-I", the main functions of the self-concept and the structural components of the self-image. The main emphasis in the article is on practical techniques and exercises in the arsenal of the teacher-psychologist, with which you can explore and correct the image of a teenager. An effective tool, which allow this psychological work to be carried out are metaphorical associative maps.
Keywords: Image of Me, I-concept, Teenager, Metaphorical associative maps, Techniques, Exercise.