МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ С ДЕВИАНТНЫМИ
ПОДРОСТКАМИ
О.В. Чурсинова, канд. психол. наук, доцент
Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (Россия, г. Ставрополь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11474
Аннотация. В данной статье представлен краткий обзор колод МАК, но основе которых педагогу-психологу можно достаточно эффективно работать с девиантными подростками. Также в статье рассматриваются универсальные принципы работы с метафорическими ассоциативными картами, описываются основные способы их применения, приводятся примеры упражнений.
Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, девиантное поведение, подростки, метафора, ассоциации.
В настоящее время одной из серьезнейших проблем, с которой приходится сталкиваться педагогам-психологам, работающим с подростками, является их девиантное поведение.
В научных кругах выделяют конструктивные и деструктивные девиации. Конструктивные девиации направленны на преодоление связаны с социальным творчеством и направлены на преодоление устаревших норм.
Деструктивные девиации приводят к дезорганизации принятой в обществе системе норм и ценностей. Как правило, девиация выступает результатом неспособности и нежелания подростка адаптироваться к требованиям общества.
Ввиду нарушения тех или иных норм, выделяют следующие формы девиантного поведения:
- делинквентное (преступное, криминальное);
- аддиктивное (зависимое);
- патохарактерологическое;
- психопатологическое;
- гиперспособное [1].
Следует сказать, что классификация форм девиантного поведения является весьма условной, так как в реальной жизни описанные формы сочетаются в зависимости от индивидуальных и социальных предпосылок личностного развития подростков.
Буравцова Н.В. [2] указывает, что в подростковых девиациях наиболее ярко проявляются следующие особенности:
- высокая аффективная заряженность поведенческих реакций;
- импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;
- кратковременность реакций с критическим выходом;
- низкий уровень стимуляции;
- недифференцированная направленность реагирования;
- высокий уровень готовности к деви-антным действиям.
Девиантное поведение практически всегда сопровождается целым спектром эмоциональных нарушений:
- повышенная тревожность;
- вспыльчивость и раздражительность;
- конфликтность и агрессивность и др.
Незаменимым и эффективным инструментом, в работе педагога-психолога с де-виантными подростками являются метафорические ассоциативные карты (МАК).
Универсальность и уникальность МАК обусловлена тем, что в их основе заложена метафора, непосредственно воздействующая на бессознательную сферу подростка [3].
Метафорические ассоциативные карты представляют собой набор картинок, содержащих только изображение либо изображение со словом или фразой. При этом
важно отметить, что у карт нет закрепленных смысловых значений. Каждый подросток, работающий с картами, сам формирует смысл того изображения, которое он видит на картинке [4]. Извлекая карту, подросток начинает реагировать на картинку, изображенную на ней, погружаться в воспоминания, актуализировать различные уровни сознания. Создавая рассказ по картинке, он углубляется в свой внутренний мир, раскрывая его содержание [5]. Достаточно часто колода метафорических карт содержит два набора: один - с картинками, а другой - со словами.
Введение МАК в процесс работы с де-виантным подростком предполагает размышление над метафорой, скрытой в изображении либо в изображении с фразой или со словом. Как правило, для подростков встреча с метафорой является интересной, она облегчает для них выражение собственных эмоций и подталкивает к активной работе [5].
В настоящее время существует огромное количество колод МАК, которые можно разделить на следующие категории:
- универсальные, применяющиеся в работе с запросами различного характера в широком круге проблем («OH», «Встреча с собой» и «108: пространство бесконечных вариантов» и др.);
- коучинговые («Сила времени», «Стратегии и возможности», «Как» и др.);
- портретные («Лица», «Мир людей» и др.);
- ресурсные («Места силы», «Ресурсы», «Возможности и силы» и др.) колоды направленные на помощь подростку зарядиться верой в себя, положительными эмоциями, мотивацией к действию и др.
Для работы с подростками с девиант-ным поведением наиболее оптимальными являются такие колоды МАК как:
- «Роботы», разработанные Т.О. Ушаковой;
- «Teenagers», разработанные Н.В. Буравцевой;
- «Фоторамка», разработанные О.В. Сысоевой, Е.Н. Марагиной;
- «Nonimals» (автор Н. Буравцова);
- «Personita» (немецкая портретная колода) и др.
Помимо этого, можно также применять любые универсальные и ресурсные колоды.
Применяя данные колоды МАК, педагог-психолог в процессе работы может обеспечить безопасную обстановку, способствующую искреннему доверительному общению с подростком, его раскрытию, самовыражению и рефлексии. Также к числу их достоинств можно отнести:
- создание общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни подростка;
- возможность решения проблем на символическом уровне;
- возможность привлечения неосознаваемых ресурсов психики;
- развитие творческих способностей;
- гибкие правила использования;
- возможность адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации и разрабатывать новые авторские техники;
- привлекательность МАК для подростков: яркие цветные картинки нравятся подросткам и вызывают приятные эмоции [5].
В работе с метафорическими ассоциативными картами следует придерживаться определенных универсальных принципов, выделенных Н.В. Дмитриевой,
Н.В. Буравцовой [6]:
1. Имажинативность и метафоричность. Возникающая при работе с картой метафора позволяет достаточно быстро и безболезненно проникнуть в бессознательный мир подростка.
2. Символизм. Каждый подросток видит в символе определенный, значимый только для него смысл, возникающий в результате интеграции сознательного (мысли, представления, идеи, воспоминания и пр.) и бессознательного материала.
3. Универсальность. МАК могут использоваться с подростками, имеющими различные проблемы: тревожность, конфликтность, зависимость и созависимость, низкая самооценка, ксенофобия, социофо-бия, проблемы детско-родительских отношений и др. При этом работать с подростками на основе МАК различные специалисты.
4. Точность и однозначность, подразумевающее правильное, корректное и точное формулирование вопросов.
5. Доступность обращения к подростку. Обращенная к подростку речь должна быть ему ясна, понятна и должна совпадать с его речевой практикой.
6. Алгоритмизированность. Последовательность предъявления карт и сопровождающих их вопросов, которые строятся с учетом необходимости использования нижеследующего алгоритма психогенеза проблемы: диагностируется первая группа симптомов на основании начальных жалоб, предъявленных подростком, его родственниками или на основании непосредственного наблюдения за его поведением; выявляются симптомы и синдромы, сочетающиеся с уже установленными; анализ карт и ответов на вопросы в контексте оценки этиологических факторов, типа реагирования на проблему (эндогенного, экзогенного, психогенного) и уровня расстройства или психического нарушения.
7. Адекватность и проверяемость. Реализация этих принципов требует уточнения конгруентности обсуждаемых понятий и исключения неэкологичной интерпретации ответов.
8. Безоценочность. Не бывает правильного и неправильного способа вытаскивать карты, также как не существует «правильной» и «неправильной» интерпретации карт. Педагог-психолог не имеет права навязывать подростку собственное мнение и свою интерпретацию о наличии того или иного симптома.
9. Ассоциативность актуализирует проблему посредством возникающих ассоциаций, помогающих заново пережить некоторые главы истории своей жизни.
10. Комплексность воздействия и др.
К основным способам использования метафорических ассоциативных карт можно отнести [6]:
1. Открытый - карты, предъявляются подростку кверху изображениями. Данный способ является наиболее безопасным для подростков, так как снижает уровень тревоги. Карты хаотично раскладываются на столе. Вглядываясь в изображения, под-
росток выбирает наиболее впечатлившие его картинки.
2. Закрытый - карты раскладываются «рубашкой» вверх. Подросток выбирает любую из них. Предварительно (по желанию) он может задать себе вопрос, связанный с проблемой или с ее решением. Разворачивая карту картинкой к себе (контакт с бессознательным) он пытается найти ответ на свой вопрос.
3. Комбинированный - сначала предлагается сделать выбор карты в открытую (осознанное отношение к своей проблеме), затем извлечь несколько картинок вслепую.
4. Работа с картами-словами и картами-изображениями (фотографиями, рисунками).
Метафорические ассоциативные карты педагог-психолог может использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.
К преимуществам групповой работы с подростками можно отнести следующее:
- развитие необходимых социальных навыков;
- обучение подростков оказанию взаимной поддержки друг другу, а также наиболее эффективному решению общих проблем;
- возможность видеть результаты своих действий и их влияние на окружающих;
- изучение новых ролей, а также наблюдение за тем, какое влияние они оказывают на взаимоотношения с окружающими;
- повышение самооценки;
- развитие навыков принятия решений;
- формирование ассертивного поведения и др. [7].
Метафорические карты достаточно плодотворно можно применять на каждом этапе групповой тренинговой работы.
На первом этапе групповой работы использование техник на основе метафорических ассоциативных карт отлично подходят в качестве так называемых упражнений-ледоколов, позволяя подросткам расслабиться и настроиться на тему группы, ближе познакомиться друг с другом. Примерами таких техник могут служиться следующие:
- «Карта настроения». Каждый участник выбирает одну (или несколько) карт, отражающих их настроение на данный момент времени, затем представляет карту группе. Для проведения данного упражнения можно применять такие колоды как «О природе и погоде», «Спектрокарты», «Небо. Я и мои чувства», «Котомоции» и др.;
- «Иногда я бываю таким...». Колода карт-портретов передается участникам. Каждый участник вытягивает в закрытую одну карту, и, показывая ее группе, рассказывает, каким он иногда бывает, исходя из ассоциаций, вызванных у него вытянутой картой («Лица», «Регеопка» и др.).
- «Я такой же как.». Из любой сюжетной колоды подросток в закрытую достает любую карту, переворачивает ее, смотрит на изображение и называет одно свое качество, связанное с картинкой. Например, «Я такой же, как это дикое яблочко взрывной и непредсказуемый»;
- «Визитная карточка». Подросткам предлагается выбрать метафорическую карту, которая могла бы служить их визитной карточкой и т.д.
На основном этапе тренинговой работы выбор упражнений на основе МАК во многом зависит от тематики и направленности группы. При этом, можно выделить несколько наиболее универсальных упражнений.
К ним относятся так называемые упражнения-диптихи и триптихи, то есть выбор ряда карт. Принцип выбора заключается в следующем:
- 1 карта - «как было», 2 карта - «как есть», 3 карта - «как хочется, чтобы было» (в личностной сфере);
- 1 карта - «как есть», 2 карта - «как хочется, чтобы было».
Упражнения, позволяющие всем участникам вместе подумать о сути того или иного явления, собрать идеи. Например, задается тема «что такое насилие/ агрессия/ зависимость». Далее подросткам предъявляется любая универсальная колода МАК, из которой каждый подросток вытягивает в закрытую 3-4 карты, затем переворачивают их и объясняют, какое отношение эти карты имеют к обсуждаемой
теме. Можно также ввести дополнительное условие, что, хотя бы 2 из 3 карт (или 3 из 4) необходимо увязать с заданной темой. В результате такого круга участникам удастся обширно и глубоко обсудить тему.
«Мозговой штурм». Обозначается проблема, для которой нужно найти решение и собрать идеи. Затем колода карт-картинок (так же из универсальных колод) передается участникам, откуда они вслепую выбирают карту и предлагают идею, которая родилась из ассоциации с картой.
Упражнение «Коллаж» с применением МАК. В зависимости от тематики и направленности группового занятия участникам задается тема коллажа («Мое желаемое будущее», «Я как личность» и т.д.). Коллаж выполняется с использованием карт, которые раскладываются на листе бумаги формата А4 или А3. Подростки также могут что-то дорисовать, дописать на свободном пространстве листа. Упражнение эффективно применяется как в индивидуальной, так в парной или групповой работе.
На заключительном этапе тренинговой работы метафорические ассоциативные карты также могут стать незаменимым помощником педагога-психолога. Основной задачей заключительного этапа тренинга является подведение итогов, а также завершение работы в эмоционально позитивном ключе. Для этого хорошо подойдет упражнение «Пожелание/ подарок соседу». Участникам передается ресурсная колода карт-картинок, из которой они в закрытую достают одну картинку и, исходя из нее, делают подарок или пожелание соседу.
Упражнение «Сочинение сказки». В упражнении можно применять различные сказочные колоды МАК, например, «Мастер сказок», разработанную Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, немецкие колоды «Мифы», «Сага» и др. Первый подросток в закрытую вытягивает одну карту и на основе изображенной на ней картинки начинает рассказывать историю (2-3 предложения), второй подросток достает вторую карту кладет ее рядом с первой и продолжает рассказ. Таким образом, все подростки,
принимающие участие в тренинге, участвуют в сочинении общей сказки.
В индивидуальном консультировании девиантных подростков метафорические ассоциативные карты также являются достаточно эффективными.
Алгоритмы упражнений на основе МАК для коррекции девиантного поведения подростков разработаны Н.В. Буравцевой в книге «Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками». Это такие упражнения как «Два полюса агрессивности», «Управление гневом» и др.
Практический психолог Н. Львова также предлагает достаточно большой спектр упражнений («Город эмоций», «Без маски» и др.), направленных на проработку эмоциональных проблем девиантных подростков.
Т.О. Ушакова в приложение к колоде «Роботы» разработала замечательное методическое руководство по их применению с примерами упражнений, направленных на проработку различных проблем де-виантных подростков, в частности, связанных с самооценкой и детско-родительскими отношениями.
На основе данных алгоритмов педагог-психолог, имеющий багаж знаний и опыт
практической работы с МАК может создавать собственные техники и использовать их в своей работе, учитывая индивидуальные особенности подростков и их потребности.
Таким образом, метафорические ассоциативные карты представляют собой инструмент, успешно применяемый педагогом-психологом в работе с девиациями подростков. Они могут использоваться в рамках проективной диагностики, консультативной и коррекционной практики, могут быть включены в содержание как индивидуальной, так и групповой формы работы. Существует огромное количество техник работы с использованием метафорических ассоциативных карт, при этом педагог-психолог, имеющий опыт их применения на практике, может придумывать собственные варианты. Включение МАК в работу с подростками позволяет педагогу-психологу создать комфортную обстановку, а также предложить безопасные упражнения для исследования проблемы подростка, даже такой, которая связана с травматичными событиями, так как карты позволяют выявить причины девиантного поведения подростков, зачастую неосознаваемые ими и таящиеся в сфере бессознательного.
Библиографический список
1. Ральникова Л.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины и проявления // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2015. - №13/3. - С. 34-41.
2. Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками.
- Новосибирск, 2017. - 200 с.
3. Чайковская И.А., Аргунеев Э.П. Возможности метафорических ассоциативных карт в работе с личностным ресурсом клиента (на примере комплекта «Мой жизненный сценарий») // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2018. - №2 (214). -С. 91-96.
4. Гордина О. Крылья для воображения: практика работы с метафорическими картами.
- М: Издательские решения, 2019. - 134 с.
5. Казанцева Е. В. Метафорические ассоциативные карты как «магическая» психотерапевтическая практика // Концепт. - 2017. - №1. - С. 163-170.
6. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Принципы и способы использования ассоциативных карт в психологии и психотерапии // Смальта. - 2015. - №1. - С. 19-23.
7. Мартынова М.А. Метафорические карты и возможности их применения в работе практического психолога // Материалы V Международной научной конференции «Современная психология». - Казань: Бук, 2017. - С. 65-78.
METAPHORICAL ASSOCIATIVE CARDS AS THE EFFECTIVE TOOL OF THE EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST IN WORK WITH DEVIANT TEENAGERS
O.V. Chursinova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Stavropol Regional Institute for the Development of Education, Advanced Training and Retraining of Educators (Russia, Stavropol)
Abstract. The short review of packs of MAC is presented in this article, but the basis of which to the educational psychologist can work with deviant teenagers rather effectively. Also in article the universal principles of work with metaphorical associative cards are considered, the main ways of their application are described, examples of exercises are given.
Keywords: metaphorical associative cards, deviant behavior, teenagers, metaphor, associations.