64
А. В. Матвеева
3. Лукина, М. М. Технология интервью : учеб. пособие. М., 2005. 188 с.
4. Плотникова, О. А. Стратегии контроля диалогического взаимодействия в интервью : дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2007. 180 с.
5. Привалова, И. В. Интеркультура и вербальный знак (лингвокогнитивные основы
межкультурной коммуникации). М., 2005. 472 с.
6. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса : дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград. 2000. 413 с.
Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335).
Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 64-66.
А. В. Матвеева
МЕСТО РАДИОДИСКУРСА В ДИСКУРСИВНОМ МНОГООБРАЗИИ
Описываются характеристики радиодискурса как одного из типов устного дискурса, а также медиадискурса. Особое внимание уделяется специфике радиодискурса, который, несмотря на наличие универсальных характеристик, приобрел ряд отличительных особенностей, что позволило ему выделиться среди других видов дискурса и занять особую позицию в дискурсивном многообразии.
Ключевые слова: дискурс, устный дискурс, медиадискурс, радиодискурс.
Радиокоммуникация в современном мире является одной из распространенных форм коммуникации, средством массовой информации и одним из основных каналов передачи информации наряду с Интернет и телевидением. Такое положение радиокоммуникации привело к выделению радиодискурса из общего дискурсивного многообразия.
Актуальность исследования радиодискурса обусловлена активным бытованием радиокоммуникации в жизни современного человека, становлением радио в качестве одного из основных каналов передачи информации и одного из средств массовой информации, участвующего в формировании картины мира человека. Кроме того, исследование особенностей радиодискурса и форм речевого воздействия, реализуемых в рамках этого типа дискурса, позволят лучше понять функционирование медиадискурса и устного разговорного дискурса в целом.
Дискурс - широкое понятие, популярное в современной лингвистике, определение которого зависит от традиций и особенностей школ дискурсивного анализа, в рамках которых данное понятие трактуется с разных точек зрения. В самом общем виде можно определить дискурс как текст в совокупности с экс-тралингвистическими факторами его функци-
онирования, контекстом, коммуникативной ситуацией, как «речь, погруженную в жизнь». Н. Д. Арутюнова определяет дискурс как связный текст в совокупности с экстралингвисти-ческими - прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; как текст, взятый в событийном аспекте; как речь, рассматриваемую как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). По мнению Н. Д. Арутюновой, дискурс - это речь, «погруженная в жизнь»1. В. Е. Чернявская отмечает, что в современной лингвистике при подходе к вопросу о сущности понятия «дискурс» существенное значение имеет научная традиция, различные сложившиеся независимо друг от друга школы дискурсивного анализа, которые при разработке своих методологических и теоретических принципов акцентируют различные аспекты экстралингвистического характера, которые, по их мнению, являются дискурсообразующими2. В. Е. Чернявская дает следующее определение дискурса: «текст в неразрывной связи с ситуативным контекстом, определяющим все то, что существенно для порождения данного высказывания/ текста, в связи с системой коммуникативно-прагматических и когнитивных целеустановок автора,
взаимодействующего с адресатом. Дискурс, таким образом, характеризует коммуникативный процесс, который приводит к образованию определенной структуры, коей является текст3.
В современной лингвистике все еще отсутствует единая теория и типология, поэтому виды дискурса довольно разнообразны. Наиболее традиционным подходом является разделение дискурсов по модусу, жанру, типу отношений между участниками коммуникации, потребностям индивида и функциональному стилю. Радиодискурс признается одним из видов медиадискурса, который, в свою очередь, является типом устного дискурса. Будучи тесным образом связанным с медиадискурсом, радиодискурс вбирает в себя некоторые его характеристики, такие как динамичность языковой нормы, неподготовленность публичной речи, снижение нормы устного говорения выступающих, активное включение в речь иноязычных вкраплений, использование неузуального словообразования и сниженной лексики, активизация механизмов свободного построения дискурса, изменение синтаксического построения речи, популяризация интонаций не-официальности, интимности.
Радио (от лат. radio - излучаю, radius -луч) - разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве. Также под радио в обиходе часто понимают радиовещание. Регулярные передачи по радио звуковых программ начались в 1920 г. в США, в Российской Федерации - в 1924 г. Широкое распространение в ряде стран получило многопрограммное проводное вещание (в Российской Федерации - трехпрограммное). История возникновения радио традиционно связывается с изобретением в 1895 г. радиоприемника русским ученым А. С. Поповым. В течение ХХ в. радио приобрело огромную популярность, в современном мире радио является одним из основных средств массовой информации и каналов ее передачи.
Многие исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой радиодискурс является частью, типом более широкого дискурса - медиадискурса, или дискурса средств массовой информации, который в свою очередь является одним из типов устного дискурса, что обусловливает специфику функционирования данных типов дискурса. СМИ в целом выполняют функцию посредника, поэтому не просто передают информацию о реальной дей-
ствительности, но и интерпретируют ее, формируя особую - публицистическую - картину мира4. Н. Г. Нестерова называет следующие характеристики современного медиадискурса: динамичность языковой нормы; неподготовленность публичной речи; снижение нормы устного говорения выступающих; активное включение в речь иноязычных вкраплений; использование неузуального словообразования и сниженной лексики; активизация механизмов свободного построения дискурса; изменение синтаксического построения речи; популяризация интонаций неофициальности, интимности4.
Говоря об особенностях радиодискурса, стоит отметить некоторые экстралингвистиче-ские условия, в которых протекает радиокоммуникация и которые обусловливают уникальность данного типа дискурса: дистантность, опосредованность, отсутствие визуализации, массовость аудитории слушателей, всеохват-ность, скорость передачи информации, связь со временем (одномоментность, необратимость, линейность, непрерывность). Радиодискурс неоднороден, что вызвано диалогичностью и интерактивностью, созданием текстов и использованием языковых средства, характерных для разных типов речи. Особенности радиодискурса также обусловлены жанровыми и целевыми установками, тематикой программы и форматом радиостанции в целом. В данном случае стоит различать информационный радиодискурс, характеризуемый такими свойствами, как установка на объективную позицию ведущего, спокойная тональность текстов, отсутствие ярких выразительных средств, ощущение сдержанности; и информационноразвлекательный дискурс, информационноаналитический дискурс5.
Структурной единицей, организующей дискурс, можно считать эфирный час. То, на какие структурные блоки (реклама, информационные блоки, прогноз погоды, «стол заказов», спонтанные однократные реплики ведущих, сообщения о точном времени) он подразделен и как эти блоки соотносятся между собой, также определяет специфику радиодискурса. Данный тип дискурса также характеризуется интертекстуальностью и даже «гиперинтертекстуальностью», наличием ядра (радиоречь - речь ведущих и других участников коммуникативной ситуации) и периферии (всего прочего)6.
Пространство радиокоммуникации не имеет реальных физических характеристик, «рисуется» при помощи шумов, музыки и слов.
Наличием такого пространства объясняется специфика лексики радиоведущих, цель которых состоит в «материализации» виртуального пространства эфира и подчеркивания его уникальности. Специфическими лексическими средствами радиодискурса являются окказиональные единицы и метафоры, реализующие установку на креативность и спонтанность, которые являются коммуникативными тактиками установления и поддержания контакта с аудиторией слушателей. Диалогичность общения как одна из особенностей радиодискурса, направленная на взаимодействие с адресатом и привлечения внимания к сообщению и радиостанции в целом, достигается такими вербальными средствами, как спонтанно создающиеся «авторские» обращения, этикетные речевые формулы, обращенные к радиослушателям, конструкции, апеллирующие к ментальному опыту адресата'.
Таким образом, экстралингвистические условия, в которых протекает радиокоммуникация, типы взаимодействия участников радиокоммуникации, стремление в материализации радиопространства, структурная организация, тематическая разноплановость, особые языковые средства свидетельствуют о том, что ради-
одискурс, сочетая в себе универсальные черты медиадискурса, имеет свои отличительные особенности и имеет самостоятельный статус в общем дискурсивном пространстве.
Примечания
1 Арутюнова, Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136-137.
2 Чернявская, В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия : учеб. пособие. М., 2006. С. 6.
3 Там же. С. 69.
4 Нестерова, Н. Г. Современный медиадискурс: в поисках подхода к изучению [Электронный ресурс] // Актуальные процессы в социальной и массовой коммуникации, центр теории и практики речевой коммуникации : материалы интернет-конф. 1 октября. Ярославль. иЯЪ: yspu.Org/images/4/46.
5 Нестерова, Н. Г. Коммуникативно-прагматическая специфика спонтанного радиодискурса // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 318. Филология. С.37-38.
6 Там же. С. 38.
7 Там же. С. 39.
Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335).
Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 66-69.
Э. Ш. Никифорова
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКИ СТРАТЕГИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В АМЕРИКАНСКОМ СУДЕБНОМ ДИСКУРСЕ
Анализируются основные тактики стратегии эмоционального воздействия в американском судебном дискурсе, выделяются их наиболее характерные черты, обусловленные национальной и культурной спецификой. Среди рассматриваемых тактик особое внимание акцентируется на таких тактиках, как профессиональная самопрезентация, создание «круга своих», создание «круга чужих», комплимент, аналогия.
Ключевые слова: стратегия эмоционального воздействия, тактика, лингвокультура, судебный дискурс.
Оказывая коммуникативное воздействие на роры и адвокаты - так или иначе оказывают
аудиторию, юрист преследует цели когнитив- эмоциональное воздействие через базовые
ного и коммуникативного плана, реализуемые стратегии защиты и обвинения, но, на наш
посредством стратегий коммуникативного воз- взгляд, правомерно выделить и отдельную
действия. универсальную стратегию эмоционального
Отметим тот факт, что профессиональные воздействия, поскольку степень интерпрета-
участники судебной коммуникации - проку- ции фактов, на которые опирается юриспру-