ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
П. В. Анисимов, Г. Г. Небратенко МЕСТО ПРАВОВОГО ИДЕАЛА В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматривается вопрос о значении правового идеала для юридического образования. Правовое воспитание, по мнению авторов, нельзя сводить к простому информированию населения о требованиях действующего законодательства, оно направлено на формирование менталь-ности стереотипов правосознания, правокультурных ценностей, в контексте которых происходит легитимация действующего позитивного права.
Ключевые слова: правовой идеал, правовое воспитание, юридическое образование, государство, правосознание.
Правовое воспитание и правовое (юридическое) образование - это сложные взаимосвязанные процессы, направленные на достижение необходимого уровня правового сознания и правовой культуры, обеспечивающих правомерное поведения граждан в обществе. Учитывая, что правовое сознание и правовая культура часто противоречат правовым идеям, началам, ценностям и идеалам позитивного права, важно отметить актуальность правового воспитания и образования, в первую очередь в обществах, находящихся на стадии модернизации правовой системы, в частности в современном российском обществе.
В научной литературе под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную деятельность «.. .государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм» [1, с. 623].
В связи с тем, что решение указанной выше задачи возможно лишь при условии создания качественных элементов правосознания и правовой культуры, которые хотя и не являются тождественными, но находятся в неразрывном единстве, следует отметить, что правовое воспитание есть не что иное, как процесс и правового сознания, и правовой культуры граждан. Такая точка
зрения укоренилась в научной и учебной литературе. Так, по мнению С. Н. Братановского, «правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры» [2, с. 154].
Таким образом,правовое сознание и правовая культура как часть правовой жизни общества имеют объективные основания своего существования и функционирования.Такими основаниями, по мнению Н. Н. Вопленко, являются, с одной стороны, юридическая практика, с другой же - правовое воспитание. Так, «юридическая практика выступает объектом правового отражения, критерием истинности правовых идей, взглядов, теорий, чувств и ориентацией субъектов правосознания и правовой культуры. Она аккумулирует в себе явления идейно-психологической жизни права и одновременно служит нормативно-практической почвой для их становления и развития. Возникающие на основе практики правотворчества и правореализации социальные потребности вызывают к жизни явления правосознания и культуры и определяют их направленность и конкретную роль в жизни общества. Особым элементом юридической практики выступает правовое воспитание общества и личности. Данный пласт практики специализируется на развитии и совершенствовании правосознания и правовой культуры» [3, с. 122].
Совокупность задач правового воспитания, которые формируются и решаются в контексте
Философия права, 2014, № 6 (67)
юридической практики, а также то, что оно представляет собой элемент юридической практики, ее форму, объясняет сложность данного явления, его структурную обусловленность многими факторами не только правовой жизни общества, но и государственной политики. Так, очевидно, что правовое воспитание нельзя свести к простому информированию населения о требованиях действующего законодательства, поскольку это не гарантирует обеспечение правомерного поведения. Это процесс, направленный на формирование соответствующей правовой ментальности[4].
Поэтому как сложный процесс решения ряда задач государственной политики посредством обеспечения правомерного поведения на основе механизмов правосознания и правовой культуры правовое воспитание представляет собой «.. .совокупность всех основных частей, элементов правовоспитательного процесса, обеспечивающих его определенный порядок и организацию» [3, с. 122]. По мнению С. Н. Братановско-го, в воспитательном процессе можно выделить следующие части:
«1) субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и другие);
2) объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и так далее);
3) содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т. п.);
4) методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);
5) формы воспитания» [2, с. 155].
Формы правовоспитательного процесса тесно связаны с указанными направлениями. К их числу можно отнести:
«- правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях);
- правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации);
- юридическая практика (способствует пере-
даче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего, правоприменительной деятельности и т. п.);
- самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений)» [2, с. 156].
Такая структура правового воспитания раскрывает его механизм, который, по словам П. П. Баранова, «.представляет собой внутреннее устройство правовоспитательного процесса, обеспечивающего перевод идей, содержащихся в общественном правосознании, в сознание воспитуемых субъектов» [5, с. 491-492].
Системность правового воспитания обеспечивает механизм его действия в обществе, который имеет институциональный характер как нормативно-юридическое закрепление и регламентация форм и направлений правовоспитательной деятельности. Система правового воспитания, полагает Н. Н. Вопленко, «.есть процесс передачи, накопления и усвоения правовой информации, обеспечивающей необходимый уровень правовых знаний субъектов и их законопослушное поведение. Другими словами, это процесс целенаправленного воздействия на сознание и поведение граждан с целью формирования у них высокосознательного отношения к праву и правовому регулированию» [3, с. 123].
Следует отметить, что такое отношение к праву, необходимое для обеспечения правомерного поведения, основано не только и не столько на знании законов, но и на ценностном отношении к правовому порядку и законности.
Литература
1. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: курс лекций. М., 2004.
2. Братановский С. Н. Теория государства и права. М., 2005.
3. Вопленко Н. Н. Очерки общей теории права. Волгоград, 2009.
4. Мордовцев А. Ю. Реальность юридического мира в пространстве национальной культуры: вопросы теории и методологии // Философия права. 2003. № 2.
5. Баранов П. П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права. Н. Новгород, 1993.