УДК 340.132.1
Жинкин Сергей Алексеевич
декан юридического факультета Кубанского государственного университета
Головченко Галина Александровна
аспирант кафедры теории и истории государства и права
Кубанского государственного университета
ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ЗАКРЕПЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРАВОСОЗНАНИИ ЛИЧНОСТИ
Zhinkin Sergey Alekseyevich
Dean of Law Faculty, Kuban State University
Golovchenko Galina Aleksandrovna
PhD student, Theory and History of State and Law Department, Kuban State University
THE VALUE OF LEGAL EDUCATION IN REINFORCEMENT OF SOCIO-LEGAL VALUES IN THE LEGAL AWARENESS OF A PERSON
Аннотация:
В статье рассматриваются актуальные вопросы правового воспитания в контексте закрепления социальных ценностей в правосознании. Гпавная цель правового воспитания состоит в формировании высокого уровня правосознания граждан, ориентированного на социально полезную деятельность.
Ключевые слова:
личность, правовое воспитание, социальные ценности, правосознание.
Summary:
The article discusses the current issues of legal education in the context of reinforcement of social values in the legal awareness. The main goal of the legal education is to foster a high level of legal awareness of citizens, focused on socially useful activity.
Keywords:
individual, legal education, social values, legal consciousness.
Правовое воспитание по праву считается одним из важнейших факторов развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Современное видение вопросов правового воспитания и обучения как систематической деятельности государственных органов, направленной на формирование правосознания, неразрывно связано с духовно-нравственной составляющей жизни общества. Само отношение к праву как к ценности, способной воплотить стремление к социальной справедливости, зарождается в недрах духовности, высокой нравственности. Учитывая органическую связь права и морали, можно с твердой уверенностью сказать, что правовое воспитание - это одно из направлений целостного духовно-нравственного воспитания [1, с. 84].
Правовое воспитание понимается в литературе как целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовых культуры, опыта, идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом, призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями и ценностями правового государства [2, с. 364]. Именно посредством правового воспитания возможно изменить представления человека о праве, научить его уважать закон, выработать потребность в правовом поведении, а следовательно, качественно преобразовать общество.
Теория правового воспитания нуждается в новых теоретических разработках, касающихся ее аксиологических аспектов, в научном поиске. Перед обществом стоит проблема переосмысления системы правовых ценностей. В настоящее время это воспитание должно быть направлено на идеи правового государства с системой ценностей, в центре которой находится личность.
Правовое воспитание как многогранная проблема затрагивает, наравне с правовыми аспектами жизни общества, политические, психологические, нравственные и педагогические. Кроме того, правовое воспитание имеет неразрывную связь с другими видами социального воспитания, среди которых патриотическое, семейное, нравственное, культурное, школьное и т. д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей.
Проблемы правового воспитания в современном правоведении получают новое звучание. Их сложность и многоплановость предполагают использование многообразных методов. Аксио-
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2016, № 1)
логия права предлагает ряд возможностей для определения эффективных способов совершенствования правовоспитательного воздействия. С этой точки зрения освоение правовых ценностей представляется важнейшей целью и содержанием правового воспитания.
Теория правового воспитания предполагает рассмотрение его в широком и узком смыслах. В широком толковании оно рассматривается как общий процесс формирования правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, нравственно-правовой атмосферы. В узком - определяется как один из видов общественной деятельности, которая выражается в организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на создание правовой культуры и воспитание правопослушных граждан.
В литературе различают ряд целей правового воспитания: а) ближайшую - организация системы правовых знаний; б) промежуточную - формирование правовой убежденности; в) конечную - вырабатывание мотивов и привычек правомерного поведения [3, с. 26]. Следует указать и на освоение правовых ценностей как важнейшую цель правового воспитания.
В правовоспитательной деятельности большое значение имеет правильное определение реальных потребностей и интересов людей, основанных на ценностных представлениях. Это качество оказывает прямое влияние на выработку уважительного отношения к закону и на правовые убеждения. Можно предположить, что существует логическая последовательность смены ценностных моделей правового воспитания: вначале в центре личность, затем государство, впоследствии общество [4, с. 5].
Потребности личности должны становиться неотъемлемым компонентом формирования социально-ценностных установок. Аксиологический аспект правовоспитательного процесса состоит в том, чтобы все усилия субъектов правового воспитания были направлены на организацию внутренней потребности человека в правомерном поведении, основанном на ценностном восприятии права.
Правовое воспитание, как, впрочем, и весь воспитательный комплекс, выполняет две основные функции. Первая состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, вторая - в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании указанных субъектов.
Содержание правового воспитания как процесса формирования правовой культуры личности включает в себя следующие структурные компоненты: информирование о праве (информационный); выработка отношения к праву (оценочный); воспитание установки на правомерное поведение (регулятивный); воспитание чувства необходимости правомерного поведения (когнитивный); организация деятельности субъектов правового воспитания в рамках государственных и общественных институтов (организационный) [5, с. 12].
Правовое воспитание не просто призвано формировать личность, ее мировоззрение, корректировать пути достижения личных целей, оно играет ключевую роль в организации гражданского общества как основы правового государства, имеет огромный потенциал в правовой жизни людей. «Правовое общество, - справедливо отмечает В.В. Стреляева, - невозможно без высокой правовой культуры населения, а деятельность государства по укреплению правопорядка -без ее неуклонного повышения. Важнейшим компонентом этой культуры выступает правовоспи-танность граждан, без которой невозможно их правомерное поведение» [6, с. 4].
Интерес представляет рассмотрение Р.В. Кравцовым правового воспитания как целевого воздействия, направленного на формирование системы нравственно-правовых ценностей личности, обеспечивающей высокий уровень правовой культуры. Сущность правового воспитания в этом плане заключается в целенаправленном влиянии на структуру иерархии ценностей личности, в результате которого правовые ценности занимают максимально высокое положение. В отличие от распространенных в современной науке взглядов, согласно которым правовая информированность выступает основной целью правового воспитания, названный автор считает необходимым в процессе правового воспитания прежде всего закладывать ценностную установку на правомерное поведение и ценностное отношение к правовым явлениям вообще [7, с. 8].
Непосредственной целью правового воспитания является правомерное поведение, то есть строгое, точное соблюдение личностью юридических предписаний, ее активность в осуществлении предоставленных ей прав, высокий уровень ответственности. Правовое воспитание ориентировано на осознание восприятия правовых норм и обязанностей.
Воспитание представляет собой не просто трансляцию, передачу понятий, идей, убеждений, накопленных и сконцентрированных в социальном опыте предшествующих поколений. Оно прежде всего призвано способствовать верному отражению общественных условий жизни в сознании граждан, формированию таких взглядов и установок в их поведении, которые диктуются насущными потребностями развития общества [8, с. 30-31].
Как отмечается в литературе, основная задача правового воспитания состоит в организации высокого уровня правосознания граждан, ориентированного на повышение их социально-правовой активности. Исходя из этой задачи, правовое воспитание нужно сосредоточить на формировании в правосознании граждан России следующих компонентов:
а) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;
б) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;
в) умение самостоятельно применять правовые знания на практике;
г) привычка поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
д) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет к совершению любых нарушений правовых норм [9, с. 48].
Систему мер правового воспитания необходимо конструировать с особой четкостью, не допускающей постановки пространных задач и заведомо недосягаемых целей, устанавливая и используя не случайные, а их закономерные зависимости, придавая ей, с одной стороны, формализм, а с другой - творческий практицизм. Это позволяло бы говорить не только о существовании собственно самого механизма правового воспитания, но и о его эффективности.
Правовоспитательные мероприятия, отмечает Е.К. Матевосова [10, с. 33], должны проводиться в отношении всех категорий граждан без исключения, в том числе независимо от субъективной оценки собственного уровня правовоспитанности. Однако принуждение к правовому воспитанию с использованием силовых методов и способов таит серьезную угрозу - обратный эффект, при котором необходимость правового воспитания как чего-то, насаждаемого властью, слепо отрицается.
Одни из главных целей правового воспитания - выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям.
Итак, правовое воспитание - это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм. Целями правового воспитания являются достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь тех норм, которые непосредственно касаются человека, стимулирование социально полезной активности и, конечно, формирование ценностной системы личности.
Ссылки:
1. Бугаенко Ю.Ю. Правовое воспитание современной молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4.
2. Гук А.А. Средства формирования правовой культуры личности // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6 (31).
3. Головченко В.В. Эффективность правового воспитания: понятие, методика, критерии измерения. Киев, 1985.
4. Бабенко А.Н. Значение правовых ценностей для процесса правового воспитания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2008. № 2.
5. Долгополов О.А. Организация правового воспитания в современной России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004.
6. Стреляева В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
7. Кравцов Р.В. Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006.
8. Певцова Е.А. Актуальные проблемы формирования правовой культуры юристов. М., 2010.
9. Баранов П.П., Русских В.В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания : учеб. пособие. Ростов н/Д., 1999.
10. Матевосова Е.К. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства // Юридическое образование и наука. 2012. № 2.