пожилых пар способствует расширению возможностей для самореализации личности в семье, совершенствованию внутрисемейных отношений и является профилактическим средством против возрастного выгорания личности [2]. Трепетное отношение к прошлому, действующий механизм актуализации воспоминаний лежат в основе психотерапевтических методов, призванных помочь сохранить внутренний мир от всевозможных деформаций и разрушений: подбор и прослушивание соответствующей музыки, просмотр кинофильмов, фотографий. К примеру, фототерапия, позволяет установить связь с теми чувствами и воспоминаниями, к которым невозможно добраться, пользуясь только словами.
Таким образом, государственная система социальной защиты и неинституциональ-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
*
1. Елютина М. Э. Стратегии выживания пожилой семьи / М. Э. Елютина // Интегрированная старость : практики социального участия / М. Э. Елютина, П. Тейн, П. П. Великий. — Саратов : Наука, 2007. — С. 175 — 185.
2. Елютина М. Э. Пожилая семья : автономия и своеобразие в контексте социальной заботы [Электронный ресурс] / М. Э. Елютина, И. Д. Ивахнова // Психолого-социальная работа в современном обществе : проблемы и решения. — Режим доступа: http://socionom.ru/conferences/ intemetkonferencii/posts/psikhologo_soc.htlm. — Загл. с экрана.
Поступила 28.11.11.
ные формы социальной защиты должны быть настроены на создание комфортной жизни пожилой семье. Новая модель старости, принимаемая мировым сообществом, расценивает пожилого человека как значительный человеческий потенциал, который может и должен быть вовлечен в социально активную жизнь. Совершенно неприемлемым является взгляд на пожилого человека как на балласт общества.
В социальной защите пожилых семей необходимо использовать комплексные методы, например, сочетание социально-экономических методов с социально-психологическими. Субъекты социальной защиты пожилых семей никогда не должны забывать, что их миссия заключается в поддержании социальной активности, преодоления социальной изоляции, эксклюзии и т. д.
МЕСТО ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА А. С. Палибина
В статье проанализировано место православной церкви в системе социальной защиты семьи, материнства и детства. Дана характеристика основных видов и форм защиты семьи, материнства и детства.
Социальная защита представляет собой комплексную систему социально-экономических отношений, которая предназначена для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспе-
чивают общественно необходимого уровня жизни семьи [2, с. 331]. Основным субъектом социальной защиты семьи, материнства и детства является государство, которое реализует свои функции через социальную политику.
Особое место в системе социальной за-
© А. С. Палибина, 2012
щиты семьи, материнства и детства занимает православная церковь со своим уникальным опытом и формами работы. Как институт защиты семьи православная церковь имеет два противоположных значения: литургическое (включающее символ веры) богослужение, все атрибуты духовной жизни; и социальное, задача которого в широком смысле — духовное возрождение всего общества, в узком — оказание помощи и поддержки всем нуждающимся. Православная церковь свою работу по социальной защите семьи ориентирует на два направления: собственно на семью посредством духовного наставления и на членов семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Первое направление деятельности православной церкви в системе социальной защиты семьи можно охарактеризовать как духовное наставничество членов семьи. Идеальная православная семья представляет собой малую церковь, в которой все члены стремятся достичь духовного совершенства. Основными факторами создания счастливой семьи согласно православию являются: любовь, уважение, доверие, верность и пр. Христианская супружеская любовь понимается, прежде всего, как полное и неразрывное нравственное общение жизни для взаимодействия и взаимовспоможения. В браке супруги возвышаются над уровнем личностного и индивидуального. Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что «брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает» [1, с. 329]. Любовь в брачно-семейных отношениях должна проявляться настолько полно, насколько это возможно. В семье должны царить милосердие, прощение, про-
з явление взаимопожертвующей любви. Учитывая все вышесказанное и отмечая нравственное основание брачных взаимоотношений, можно сказать, что любовь между супругами должна быть высоконравственной. То есть таким чувством, которое помогает человеку совершенствоваться и духовно расти. Таким образом, в православном браке благодаря взаимной любви два человека становятся единым существом, единой личностью, единым организмом.
Другим важным основанием семьи выступает уважение. Только через взаимное уважение можно достичь гармонии в семейной жизни: «Люби своего ближнего, как самого себя» (Мф. 22:39). Православная церковь считает необходимым разъяснять о важности доверия, без которого настоящая любовь невозможна. Любовь предполагает
92
взаимопроникновение, которого не бывает без открытости. Но открыться другому человеку, пусть и близкому, трудно, потому что всегда есть риск быть непонятым. В этом плане православие выделяет два ключевых момента. Для женщины — это послушание, а для мужчины — ответственность. Действительно, как может женщина слушаться, то есть доверять своему мужу в решении важных вопросов семейной жизни, если она не чувствует, что он готов в самом высоком смысле отвечать за последствия своих решений? И как можно требовать от мужчины ответственности, если жена его не слушается, спорит по любому поводу? За что и за кого ему тогда отвечать? Ответить можно только за свой выбор и за тех, кто полностью тебе доверяет. Абсолютное доверие возможно только тогда, когда человек в своей жизни руководствуется не эгоизмом и собственными чувствами и даже не умом и прочими талантами, а стремится к всеобщей любви. Понятно, что современная жизнь полна проблем и трудностей. В нашем обществе строго соблюдать все православные обряды и нормы сложно. Тем не менее, человек может духовно раскрыться, если он научится оценивать свои поступки.
Серьезную озабоченность православной церкви вызывает переориентация ролей мужчины и женщины в современном обществе. Отчего так происходит? В результате массовых колоссальных изменений происходит девальвация личностных качеств. Не видя в муже главу и опору семьи, эти функции принимает на себя супруга, мать семейства. Такой «перевернутый мир» — настоящая катастрофа для семьи и общества. Сейчас мать гораздо чаще, чем отец, является для подростков авторитетом. У матерей подростки ищут сочувствия и поддержки, с ними обсуждают учебные дела, взаимоотношения с друзьями, свои занятия в свободное время. Поэтому важно, чтобы священнослужители помогали отцу и мужу осознать свою ответственность перед семьей и обществом за домочадцев. Отец является центром семьи, вокруг которого сосредоточены ее члены. Он законодатель, в характере которого проявляются наиболее твердые качества: активность, целеустремленность, порядочность, настойчивость, мужество, усердие и полезная деятельность. Се-0 годня нередко можно услышать призывы к уравниванию участия женщин и мужчин в каждой сфере -человеческой деятельности. Православная церковь рассматривает назначение женщины не в простом подражании мужчине и не в соревновании с ним,
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | N9 1
а в развитии всех своих способностей, в том числе и тех, которые присущи только ей. Не делая акцент лишь на системе распределения общественных функций, христианская антропология отводит женщине высокое место в семье и общественной жизни.
Православные деятели склонны рассматривать семью как главную и нерушимую базу для религиозного мировоззрения.
Действительно, в современном обществе существует тесная связь между церковью и семьей. Сегодня практически вся церковная деятельность направлена на женщин и детей. Мероприятия, нацеленные на укрепление семьи, оказание помощи и поддержки ее членам, составляют второе направление деятельности православной церкви в системе социальной защиты семьи, материнства и детства (таблица).
Таблица
Практическая деятельность православной церкви в социальной защите семьи
Организации, учреждения, мероприятия Основные направления деятельности
1 1 I 2
Церковный фонд помощи многодетным семьям (г. Волгоград) Материальная и натуральная помощь, православное образование, помощь в воспитательном процессе
Христианский православный центр детства и родовспоможения во имя преп. Серафима Саровского (г. Нижний Новгород) Открытие часовен при родильных домах, проведение бесед с беременными женщинами в ряде женских консультаций, а также в отделениях патологии родильных домов. Разработана брошюра «Семья в ожидании ребенка», содержащая практические советы подготовки к родам, уходу за новорожденными
Воскресная школа для детей из неблагополучных семей при Иоанно-Сергиевском храме (г. Красно-уральск) Изучение духовных наук, участие в церковных праздниках и внутрицерковной жизни; оказание материальной и натуральной помощи
Родительский семинар школа православной семьи при московском храме Трех святителей на Кулиш-ках (г. Москва) Семинар действует 5 лет. По материалам школы была выпущена книга «Подвиг семейного воспитания»
Координационный совет женских благотворительных организаций (создан по благословению Патриарха Алексия II в декабре 1995 г.) Данный совет активно сотрудничает с православными сестричествами и женскими благотворительными организациями. Председатель Координационного совета входит в комиссию при Правительстве Российской Федерации по вопросам улучшения положения женщин
Благотворительный фонд защиты семьи, материнства и детства при участии Отдела по церковной благотворительности Защита материнства как отдельное направление социального служения: Антикризисный центр в защиту семьи,, материнства и детства имени св. Луки (Воино-Ясенецкого) (г. Волжский), Благотворительный фонд защиты семьи, материнства и детства (г. Москва, г. Орел), Центр защиты материнства «Колыбель» при отделе социального служения Екатеринбургской епархии, Благотворительный фонд защиты жизни и традиционных семейных ценностей городской общественной организации «Культпроект Нижневартовск» (Нижневартовск)
Детский приют при Свято-Троицком соборе (г. Вязьма Смоленской области, апрель 1996 г.) Выполняет функции временной реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В феврале 2004 г. Департаментом по образованию и молодежной политике была получена лицензия на право ведения образовательной деятельности
Социально-реабилитационный центр «Детский приют Саввино-Сторожевского монастыря» для детей-сирог и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (г. Звенигород, август 2001 г.) Основные задачи: воспитание детей в традициях православной нравственности, патриотизма; создание условий, максимально приближенных к домашним, для получения детьми полноценного физиче-
1 2
ского и умственного развития; подготовка детей к выбору своего дальнейшего жизненного и профессионального пути; воспитание в детях ответственности и самостоятельности
Специальный (коррекционный) детский дом МЬ 43 для детей-с и рот и детей, оставшихся без попечения родителей (бывшая Школа-интернат преподобного Сергия Радонежского, г. Москва, 1992 г.) Работа по духовно-нравственному воспитанию отличается неформальным подходом. Помимо занятий она ведется норой неявно, как бы подспудно, как с детьми, так и со взрослыми. Предмет «Духовность и нравственность» призван решать задачу воспитания детей на основе системы православных ценностей
Создание православных интернет-ресурсов, ориентированных на поддержку семьи и семейных ценностей www.pravmir.ru («Православие и мир»); посвященные материнству, деторождению и воспитанию детей: www.materinstvo.ru («Материнство»), www.orthomama.ru («Страничка православной матери»), http://pedagog.eparhia.ru (Методический кабинет сайта Церковная школа), www. portal-slovo.ru (образовательный портал «Слово»), www.glagol-online.ru (православный педагогический журнал «Глагол»); по поддержке особо нуждающихся семей: www.miloserdie.ru («Милосердие»), http://semya.org.ru/ (Благотворительный фонд защиты семьи), www. r-komitet.ru (сайт Некоммерческого партнерства «Родительский комитет»)
Учреждение специальной награды для многодетных матерей «Патриарший знак материнства», имеющий две степени (5 декабря 2006 г.) 1 Этой награды удостаиваются лица, «воспитавшие в традициях православной веры пять и более детей; явившие образец духовно-нравственного воспитания детей (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); явившие исключительный пример подвига чадолюбия, материнства, служения семье и укрепления семейных ценностей в российском обществе»
Необходимо отметить, что важнейшим видом деятельности по социальной защите семьи в республике является работа с близким окружением детей, в том числе и с семьей. Семья является главным центром социализации детей, поэтому необходимо развивать это направление. Основным видом работы в этом направлении православная церковь называет совместную деятельность семьи, детей и церкви. Родители и другие родственники посещают вместе с детьми богослужения, проходят причастия, исповедуются. Большое значение имеет совместное участие в социально-трудовой деятельности (работа на огородных участках, помощь братии в мастерских, трапезной, участие в церковных празднествах, спектаклях, учеб-но-воспитательном процессе и т. д.). Такая совместная деятельность способна более эффективно решить проблемы детей и семьи, чем новые технологии.
94
Таким образом, сегодня православная церковь занимает важное место в системе социальной защиты семьи, материнства и детства. Оказывая помощь семье, православная церковь в отличие’ от традиционных субъектов социальной защиты семьи регулирует следующие структурные элементы семьи: отношения между мужем и женой, между родителями и детьми, выступает за увеличение рождаемости и защищает многодетные семьи, настаивает на сохранности брачно-семейных отношений и верности в супружеской жизни. Кроме того, важно понимать необходимость сотрудничества всех субъектов социальной защиты семьи, которые могут выражаться в организации:
— выездных семинаров, тренингов для специалистов в области социальной защиты семьи и священнослужителей;
— православных летних лагерей для детей из неблагополучных семей;
ВЕСТНИК Мордовского университета { 2012 | 1
— обучающих семинаров для родителей по основам православного воспитания детей;
— мероприятий по сбору средств для особо нуждающихся семей;
— повышения квалификации специалистов по социальной работе, социальных педагогов, социальных психологов, представителей церкви (участие в Рождественских, Макаровских образовательных чтениях и т. д.).
Также службы социальной защиты семьи могут применять основные формы ра-
боты православной церкви в деле защиты семьи:
— раскрытие внутреннего потенциала семьи, направленного на решение собственных проблем;
— привлечение близкого окружения к решению проблем семьи;
— воспитание «веры в себя» у личности, которая самостоятельно может справиться со всеми испытаниями;
— обучение семьи и ее членов по программе духовно-нравственного воспитания на основе православных ценностей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Православная энциклопедия : [К 2000-летию Рождества Господа Нашего Иисуса Христа] / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М. : Православ. энцикл.,
2000. - Т. 6. - 751 с.
2. Холостова Е. И. Социальная работа : учеб. пособие / Е. И. Холостова. — М. : Дашков и К°, 2010. - 800 с.
Поступила 28.11.11.
АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОИМУЩИХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Е. Н. Рябова
В настоящее время в практике организации социальной помощи малоимущим семьям используются два подхода — категориальный и адресный. Зарождение адресного подхода связывается с пер>еходом страны к рыночным отношениям и резким ростом количества бедных семей. В статье представлен опыт организации адресной социальной помощи малоимущим семьям в субъектах Российской Федерации с середины 1990-х гг. XX в. и по настоящее время, анализ законодательных и нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня, в которых речь идет о государственной адресной социальной помощи малоимущим семьям.
Современная российская семья, являясь динамичным социальным институтом, неизбежно сталкивается с самыми разнообразными социально-экономическими проблемами, оказывается в тех или иных ситуациях, порождающих напряжение и стресс, а следствие этого — кризис. Сегодня, как никогда, мы должны быть заинтересованы в том, чтобы семья стала мощным фактором стабилизации и укрепления общества. Начатое реформирование системы социальной помо-
щи семье в России должно быть направлено на развитие социально-институциональных ресурсов ее поддержки. В настоящее время приняты важные правовые акты, защищающие, прежде всего, права семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, регламентирующие деятельность системы учреждений социального обслуживания, социальной помощи семье и детям. С середины 1990-х гг. адресность декларируется как приоритетное направление социальной под-
Е. Н. Рябова, 2012