Научная статья на тему 'Церковь и конфессиональные объединения в системе социальной работы'

Церковь и конфессиональные объединения в системе социальной работы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
191
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковь и конфессиональные объединения в системе социальной работы»

ЦЕРКОВЬ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

З.Х. Саралиева

Включение церкви и конфессиональных организаций и объединений в систему социальной работы обосновано не только тем обстоятельством, что значительная часть населения — люди верующие или находящиеся под нравственно-духовным и психологическим влиянием религии. Главным образом это делается потому, что церковь реализует самостоятельную, но дополняющую государственные усилия социальную политику.

Полезно сопоставить официальные, программные документы церковных организаций различных стран и конфессий и их практическую деятельность.

Сильны позиции религиозных организаций и ассоциаций в социальной работе Германии. Это

• протестантское Дьяконическое общество (Diakonisches Werk);

• католическая ассоциация (Caritasverband);

• еврейская община Германии.

На примере их участия в социальной работе можно многое узнать не только о церковной деятельности, но, главным образом, о многообразных формах самой социальной работы.

Очень своеобразное учреждение — детский сад при евангелической церкви в рабочем районе Эссена Катернберге, находящийся в едином комплексе помещений с церковью. Воспитательницы — прихожанки церкви или мамы кого-то из детей. Воспитанники — не только дети прихожан или вообще верующих людей. Школьники самых разных возрастов, этнической и расовой принадлежности приходят туда после школы. Работает садик на средства самой церкви, благотворителей, помогают просто добрые люди. Небольшой церковный дворик отдан под детскую площадку.

Евангелистская община другой церкви фактически содержит Дом молодежи, куда стекаются школьники и подростки с соседних улиц. Наша беседа со священником состоялась во время благотворительного обеда (очень многие церкви раз в неделю устраивают такие обеды, причем в разные дни). Церковь проводит самую настоящую социальную работу с подростками, предупреждая их возможные девиантные увлечения. Здесь также нет ни возрастных, ни этнических, ни имущественных, ни конфессиональных предпочтений. Занимается этим священник, по его словам, потому что у муниципальных молодежных центров не до всех доходят руки.

В другом районе Эссена — Альтендорфе — при евангелической церкви создана служба «Новая работа». Основная цель — трудоустройство иммигрантов, инвалидов, престарелых. В магазине для малообеспеченных жителей района, который патронирует церковь, оборудован интернет-центр с выходом в банк данных о рабочих вакансиях. Магазин торгует и одеждой («second-hand») по сниженным ценам, и новыми товарами, предоставленными спонсорами. Весь доход идет на содержание самого магазина и оплату нескольких рабочих мест.

Диаконическая церковь Берлина имеет разветвленную сеть «социальных станций» (Sozialstationen) в разных районах города. Эти пункты составляют четвертую часть всех работающих социальных организаций подобного рода.

Церковь в Г ермании предлагает свои услуги и в такой области, как проблемы семейных отношений. В г. Мюнстере, например, работает служба Церковного семейного права под эгидой епископата. В одном из буклетов, с названием «Что делать, если брак разрушен?», предлагаются консультационные услуги. Смысл содержания буклета чрезвычайно интересен: по гражданскому семейному праву, брак не нерасторжим («nicht unaufloslich»). По церковному брачному канону, браки заключаются на всю жизнь. Церковь не хочет и не может согласиться с признанием расторжения брака, но предлагает верующим в случае угрозы развода путь, который сможет оказать помощь. Церковь может признать брак недействительным, если на то есть причины. В этом случае верующий может вступить в новый церковный брак. «Оснований для признания брака недействительным существует больше, чем многие думают». Далее следуют адреса и телефоны, по которым можно обратиться за советом и правовой консультацией.

Эта сфера церковной деятельности представляется имеющей непосредственное отношение к социально-психологической работе в области проблем семейных отношений. Церковь хочет и помочь спасти брак, и найти путь решения проблем, не нарушая церковных канонов. В сегодняшней ситуации агрессивного нарастания числа разводов подобная церковная работа более чем актуальна.

Не остается церковь в стороне от образовательных программ. Журнал «Neue Caritas», издаваемый католической церковью Германии, имеет подзаголовок «Политика. Практика. Исследования».

В одном из номеров за 2002 год помещен большой материал (на 16 полосах) под заголовком «Позиция Немецкого Католического союза об изменениях в структуре профессионального образования для заботящихся о пожилых, больных и работающих по уходу за больными детьми». Впервые вопрос этот был поставлен в 1997 году. Данная публикация — реакция на развернувшуюся дискуссию. Союз считает себя ответственным за качество и развитие этого образования. Внимание привлекается к двум обстоятельствам. Во-первых, демографический спад приведет в ближайшие годы к существенному сокращению числа выпускников, поэтому привлечение молодых работников и инвестиций в профессиональное образование приобретает особое значение. Необходимо содействовать привлекательности и престижу социальной работы. В статье приводятся данные о том, что увеличивающееся сокращение молодежи до 20 лет в странах Европейского Союза приведет к тому, что в 2050 году в его странах будет жить всего 52 миллиона молодежи этого возраста, что составит 19% населения [1].

Во-вторых, и это, может быть, более значимо, растет число пожилых людей, нуждающихся в уходе. Растут требования к более современным и дифференцированным формам и методам социального ухода.

Изменение возрастной структуры населения влияет на изменения структуры семьи. Семейный ресурс уже не справляется с трудностями социального обслуживания пожилых и престарелых людей. Рассчитывать все больше приходится на государственные, общественные учреждения и организации.

В-третьих, изменения в системе здравоохранения, развитие страховой медицины смещают центр лечебных услуг из стационарных лечебных учреждений, где требуются круглосуточный уход, в амбулаторную сферу. Значение превенции болезней и реабилитации возрастает в сравнении с оказанием прямых медицинских услуг. И в самих больницах уход за тяжелобольными старыми людьми, стра-

дающими деменцией и старческим слабоумием, тоже требует скорее опыта и умения социальных работников.

В-четвертых, профессиональная подготовка социальных работников для работы с пожилыми людьми ведется в трех различных подсистемах:

• в государственных профессионально ориентированных школах;

• в медицинских училищах;

• в профессиональных училищах.

В федеральных землях действует 17 программ обучения, различных по целям, содержанию, продолжительности, структуре.

29 сентября 2000 г. бундестаг принял новый закон «О профессиях для обслуживания и заботе о пожилых». Цели обучения:

• становление профессиональной компетентности на основе теории социальной работы, особенно медико-социальных знаний;

• овладение гериатрическими и геронтопсихиатрическими программами реабилитации;

• всестороннее обслуживание для сохранения и активизации социальных связей, самостоятельного образа жизни больных и др.

По мнению авторов статьи, в Германии необходима подготовка специалистов на межпрофессиональной основе и на более высоком уровне образования. Германия является маргиналом в ЕС, так как только здесь нет подготовки социальных работников на уровне специалистов для обслуживания пожилых [2].

Столь подробно мы остановились на характеристике участия церкви в социальной работе Германии, потому что имели возможность непосредственно познакомиться с ее деятельностью. Это, естественно, не означает, что церкви других конфессий менее активны или значимы. Во всех справочниках о социальных учреждениях, например, Великобритании вы обязательно встретите более или менее подробную информацию о церковных общинах. «Путеводитель по социальным услугам» включает сведения — в разделе о добровольческих организациях — о Католическом совете детского благосостояния Лондона. Этот Совет входит в федерацию католических агентств, обеспокоенных заботой о детях. Он содействует улучшению благосостояния детей, предлагает консультации и помощь в обучении в соответствии с высокими стандартами профессиональной практики. Эта федерация оказывает разнообразные услуги для детей по всей Великобритании [3].

Англиканская община Лондона предлагает обслуживание для одиноких родителей. Многие епархиальные агентства зарегистрированы как детские приюты. Информацию об их работе можно получить в комитете по социальной политике (указан, в частности, адрес и телефон одного из офисов) [2, а 37].

Во многих странах действуют еврейские религиозные общины, хорошо известные фактически осуществлением социальной работы. Хэсэды — система благотворительных центров стран СНГ — опубликовали итоги социологического опроса своих клиентов. Цель опроса — выявление эффективности предоставляемых услуг, в частности в рамках продовольственных программ, патронажных услуг по уходу за престарелыми на дому, медицинских услуг и проката реабилитационного оборудования. Опрос проводился в 1998 г. в 16 городах шести стран СНГ, в том числе в Нижнем Новгороде, опрошено было 3 945 человек [4].

Информация о хэсэдах:

• работают во всех странах СНГ, более чем в 100 городах;

• первый хэсэд создан в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов ХХ в.;

• три принципа в основе модели хэсэда: добровольность, еврейские ценности; возрождение и развитие еврейской общины;

• управление местными попечительскими советами;

• многофункциональные центры;

• опора на волонтеров;

• подготовка кадров для центра в Институте социальных и общинных работников им. Вильяма Розенвальда в Санкт-Петербурге [4, с. 6-8].

Продуктовые программы предусматривают:

• повышение качества питания престарелых;

• организацию домашних кухонь и мини-столовых;

• раздачу продуктовых наборов нуждающимся;

• «обеды на колесах» — доставку бесплатных обедов на дом [4, с. 9-10].

Служба по уходу на дому основана на следующих принципах:

• сохранение независимости клиента;

• общинности;

• дополнительности оказания услуг (чтобы не дублировать услуги государственных социальных органов) [4, с. 11].

Прокат реабилитационного оборудования предусматривает опору на принципы:

• обеспечение самостоятельности клиента;

• приспособление оборудования к нуждам клиента;

• универсальность и бесплатность предоставления помощи;

• залог и ограниченный срок проката;

• в случае хронической инвалидности и дряхлости клиента — на неограниченный срок и др. [4, с. 12]. Реабилитационное оборудование частично изготавливается на специально созданном мини-заводе в Санкт-Петербурге.

«Программа «Теплые дома», «Открытые дома» способствует встречам одиноких людей в частных домах, преодолению чувства изоляции и одиночества. Встречи обычно 1 раз в неделю [4, с. 12-13].

В выборку социологического исследования было включено пожилое еврейское население, получающее услуги хэсэдов.

Эффективность предоставляемых услуг, удовлетворение клиентов услугами и «узкие места» в работе хэсэдов исследовались по трем параметрам: на уровне страны, на уровне отдельного хэсэда, по каждой услуге. В Нижнем Новгороде — это обеды в столовой, «Теплый дом», патронаж, прокат, посылки [4, с. 15-16].

Большие традиции социального служения имеют религиозные конфессии, традиционно существующие в России. «Основы социальной концепции Русской Православной церкви» были приняты Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 г. [5] Выделим некоторые разделы, имеющие непосредственное отношение к социальным, медико-социальным и социально-психологическим аспектам Концепции.

«Церковь призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни.

Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на уважении целостности, свободного выбора и достоинства личности. Недопустима манипуляция человеком даже ради самых благих целей...

Не отдавая предпочтения какой-либо модели организации медицинской помощи, Церковь считает, что эта помощь должна быть максимально эффективной и доступной всем членам общества, независимо от их социального положения» [5, с. 105].

«Демографические проблемы находятся в сфере постоянного внимания Церкви. Она призвана следить за законодательными и административными процессами, дабы воспрепятствовать принятию решений, усугубляющих тяжесть ситуации. Необходим постоянный диалог с государственной властью, а также со средствами массовой информации для прояснения позиции Церкви по вопросам демографической политики и охраны здоровья. Борьба с депопуляцией должна включать активную поддержку научно-медицинских и социальных программ по защите материнства и детства, плода и новорожденного. Государство призывается всеми имеющимися у него средствами поддерживать рождение и достойное воспитание детей».

«Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров.

Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока.

Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь».

Православная Церковь считает нужным высказаться по поводу проблем биоэтики, в частности, употребления контрацепции, биомедицинских методов преодоления недуга бесплодия! К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на коммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания».

Как видим, РПЦ касается многих неоднозначно воспринимаемых верующими и неверующими людьми медико-социальных проблем. Как и всякая концепция, мнение церкви о социальной поддержке населения имеет несомненное позитивное начало, хотя некоторые положения могут стать объектом научной дискуссии.

РПЦ ведет несколько социальных программ. Антиалкогольная программа осуществляется по принципу так называемых «семейных общин трезвости», где

параллельно с лечением алкоголиков проводится терапия с членами их семей. В 1990 г. был открыт Православный центр наркологической помощи в Московской области, где работа ведется в индивидуальной и групповой форме [6].

Работа с заключенными осуществляется РПЦ во многих исправительнотрудовых колониях. Задача — не просто побеседовать и утешить, но и «разделить непосильную нравственную ношу, сострадать вместе с ним» [6, с. 81].

Оказание консультативной и материальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам, особенно на территории Северного Кавказа. Помощь оказывается независимо от национальной и религиозной принадлежности.

РПЦ постоянно осуществляет Детские программы: духовно-религиозное образование, профессиональная подготовка воспитанников детских домов, помощь сиротам и детям-инвалидам, открытие школ-приютов, разработана модель «территориальных центров реабилитации детей-инвалидов» [6, с. 83]. Не оставляет РПЦ без внимания престарелых и инвалидов, ветеранов войн.

Нередко РПЦ действует при благотворительной и финансовой поддержке зарубежных церквей, частных спонсоров из Франции, Италии, Англии, Германии.

Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московской патриархии активно развивает сотрудничество с фондами других конфессий: мусульманскими, буддийскими. В учебном пособии «Милосердие» есть приложение с перечнем религиозных социальных организаций, в их числе Каритас Европейской части России в Москве Каритас Азиатской части России в Новосибирске Штаб-квартира Армии Спасения (Москва)

Христианский центр служения РО «Церковь Божия» (Москва) Информационно-аналитический центр при Московской методистской церкви Христианская медицинская ассоциация при ЕХБ (Москва)

Адвентистское агентство помощи и развития Европейского дивизиона (Москва)

Адвентистский центр здоровья (Москва)

Департамент благотворительности и милосердия Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России (Москва)

Буддийский центр Карма Че Линг (Москва)

Яшкульскяй хурул (Калмыкия)

Еврейский Благотворительный комитет (Москва)

Еврейский Благотворительный Центр «Хэсэд Авраам» (Санкт-Петербург) Центральное общество Сознания Кришны (Москва).

Милосердие и благотворительность в мусульманской социальной практике является фактором сглаживания социальных, межэтнических и межрелигиозных противоречий.

Буддийские общины имеются во многих городах России и претворяют в жизнь главные практические стороны учения Будды — милосердие и сострадание. Придавая большое значение образованию, буддизм выступает не только за развитие интеллекта, но и воспитание высоких моральных качеств: понимание добра и зла, симпатии к окружающим, осознание своего долга перед родителями, старшими, обществу в целом, государству, своему этносу [6, с. 164].

Возрожденная в конце 80-х годов ХХ века благотворительная деятельность религиозных организаций России [7] за последние годы прошла нелегкий путь к превращению в социальное служение. Церковь становится полноправным субъек-

том социальной политики. Объединение нравственных и интеллектуальных сил государства и церкви пойдет на пользу людям.

Литература

1. Neue Caritas. — 2002. — Heft 21. — 28 Nov. — S. 33.

2. Ibid. — S. 34.

3. Guide to the Social Services. Social Policy and Legislation Explained. — 2002/2003. — P. 37.

4. Хэсэды. Система еврейских общинных благотворительных центров в странах СНГ. — СПб., 1999. — С. 4-5.

5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // ЭКО. — 2000. — № 11. — С. 86-98; 2000. — № 12. — С. 101-109; 2001. — № 1. — С. 112-124.

6. Милосердие: Учебное пособие / Под ред. М.П. Мчедлова. — М.: РОС-СПЭН, 1998. — С. 80-81.

7. До этого времени она была запрещена на территории Советского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.