В целях преодоления негативных явлений, существующих в обществе, представляется необходимым создание и осуществление федеральной целевой программы для решения проблем и организации социальной поддержки мигрантов и граждан без определенного места жительства. Считаем актуальным проведение научных исследований социальных процессов, протекающих в обществе, определение подходов и методов по уменьшению влияния неблаготворных факторов на мобилизационную готовность Вооруженных Сил РФ в социальноэкономическом, правовом, морально-этическом и военном аспектах.
Одним из способов решения насущных проблем представляется организация взаимодействия различных ведомств федерального и регионального уровня, общественных фондов, занимающихся вопросами миграции и бродяжничества населения и призванных помогать беженцам и вынужденным переселенцам, с местными органами военного управления - военными комиссариатами в сфере ведения оперативного воинского учета мигрантов и лиц без определенного места жительства. Очевидно, что необходимо совершенствовать формы организации воинского труда, систему воинского учета, обучения и подготовки военнообязанных, привлекаемых в состав аппарата усиления военных комиссариатов. Решение перечисленных проблем требует учета региональных особенностей.
Библиографический список
1. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» [Текст] // Российская газета. - 2006. - 6 дек.
2. Указ Президента РФ от 1 сентября 2007 г. № 1132 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» [Текст] // Российская газета. - 2007. - 7 сент.
УДК 32.01+004.9 ББК 66.04+32.973-018.2
Д.в. Акаев
МЕСТО ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОМ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
^Одной из самых важных мировых тенденций двух последних десятилетий ученые считают чрезвычайно возросшие возможности коммуникации. В начале 1990-х годов Интернет из специализированных систем научного сообщества перешел в более совершенную с точки зрения употребления систему, трансформировавшую модель социального общения.
Стремительное развитие глобальной компьютерной сети Интернет и освоение людьми ее возможностей оказывают влияние на самые разные области
жизни и деятельности человека. Это приводит в том числе к возникновению новых видов общественных отношений и организационных структур.
За последние несколько лет Интернет стал частью нашей жизни. По данным как общероссийских [1], так и региональных [2] исследований, пользователем глобальной сети в России является уже каждый четвертый житель страны старше 18 лет. Говоря о качественном составе Интернет-пользователей, достаточно тяжело выделить тех, кто потребляет услуги информационной среды постоянно, становясь ее частью, и тех, кому Интернет интересен опосредованно.
Доля ежедневных посетителей виртуальных территорий и тех, кто заходит в Интернет несколько раз в день, увеличивается. В целом этому способствует массовое развитие сети широкополосного доступа, особенно в регионах, в течение последних двух лет. Появление новых игроков на рынке, предложение новейших форм подключения вкупе с удешевлением услуги приобщают массовые слои к Интернету не как к игрушке, а как полноценному источнику информации, для части потребителей - как к средству общения и месту жительства. В связи с этим особую роль приобретают исследования места Интернет-сообществ в политической жизни общества и в системе государственного управления.
Проблема феномена Интернета, его общественно-политической стороны уже не первый год привлекает ряд ученых. В последнее время новый толчок исследованиям придает заинтересованность власти в содействии организации взаимодействия государства, граждан и бизнеса на основе современных информационно-коммуникационных технологий. Потенциал и значение Интернета в таком ракурсе, безусловно, понятны. Во-первых, учитывая размер территории России, Интернет является самым доступным из всех средств связи, предлагая при этом намного более развитый функционал коммуникации. Во-вторых, использующая возможности Интернет система государственного регулирования и контроля действий ответственных должностных лиц становится оптимально прозрачной и понятной. В-третьих, немаловажен сам механизм получения объективной обратной связи через Интернет в диалоге общества и власти, позволяющий миновать различных посредников.
Интернет-сообщество представляет собой группу лиц, которые, находясь в состоянии взаимозависимости друг от друга, координируют и согласовывают свою совместную деятельность при помощи Интернет-технологий. Существуют непосредственно виртуальные сообщества и оффлайновые, использующие Интернет в качестве одного, но не превалирующего в отношении иных средств коммуникации. Как и обычное сообщество, Интернет-сообщество создается с определенной целью (даже если эта цель - приятное времяпровождение). Сообщество людей, увлеченных общей целью, является мощным средством ее достижения, особенно в современном обществе и бизнесе, где основную ценность приобретает человеческий талант.
Принципиальная особенность Интернет-сообществ заключается в том, что использование Интернет-технологий в процессе совместной деятельности людей позволяет в большей степени, чем ранее, осуществлять ее регулирование на
основе прямых информационных обменов и взаимодействий между всеми членами сообщества. Эти новые возможности позволяют членам Интернет-сообществ конструировать новые правила социально-экономического поведения и соответствующие регулирующие институциональные механизмы.
Хотя различные виды Интернет-сообществ уже реально существуют с середины 1990-х годов, их комплексное научное исследование еще только начинается. Недостаточный уровень разработанности проблемы объясняется некоторым отставанием в научном осмыслении феномена Интернет-сообщества от темпов реального формирования данных сообществ и связанных с их функционированием глобальных социально-экономических изменений. Первым к социологическому анализу данного феномена обратился М. Кастельс, чья концепция оказала большое влияние на формирование научного знания по этому вопросу [3]. Howard Rheingol, Albert Benschop, Robin В. Hamman работают над феноменом «виртуальных» или «онлайновых» сообществ, объясняя принципы их формирования, функционирования и конструирования [4].
Одним из проявлений Интернет-сообщества, конечно же, является Интернет-блог. Интернет-блоги (от англ. web-log - веб-журнал) впервые появились в США и получили распространение как личные сетевые дневники, в которых можно обсуждать то, что интересует автора и его друзей-подписчиков («френдов»). По сути, это было творческое развитие идеи Интернет-форумов в сторону их индивидуализации, повышения прав и возможностей отдельных пользователей. По-видимому, популярность блогов связана с возросшим стремлением современного человека к самовыражению, к самостоятельному формированию своего круга общения и круга источников информации. Блоги просто предоставили для этого удобные технические возможности. Их использование позволяет быстро создавать новые социальные сети-сообщества по интересам, увлечениям и симпатиям, не ограниченные государственными границами.
Термин «блогосфера» появился еще в 1989 г. и обозначал «совокупность всех блогов». Тогда их было во всем мире всего несколько сотен, а сейчас, по некоторым экспертным оценкам, их более ста миллионов. По данным «Яндекса», сегодня в Рунете более 3 млн Интернет-дневников (блогов). Русскоязычная блогосфера растет быстрее мировой и увеличилась на 74% за последние полгода, в то время как мировая - лишь на 41% [5].
До сих пор продолжаются дискуссии о природе Интернет-дневников. Некоторые правоохранительные инстанции в России рассматривают блоги именно в качестве Интернет-СМИ и применяют законодательство о средствах массовой информации к нарушителям правовых норм в Интернет-блогах. Часть исследователей определяет их как средства массовой информации, но вряд ли такая точка зрения является правильной: в блогосфере нет непосредственно журналистов. В ином случае каждого участника следует считать автором и журналистом, а блогосферу признать многосторонней коммуникационной средой.
В последнее время часто ведутся дебаты по вопросу о том, насколько Интернет-блоги способны оказывать влияние на формирование общественного мнения. Эта проблема занимает не только социологов и экспертов по медиа, но и политтехнологов, которых интересуют возможности использования блогов в
предвыборных технологиях, в оказании влияния на политическую ситуацию в стране в целом.
Очень много публикаций и примеров влияния Интернет-дневников имеется в практике американских политологов. Выборы 2008 г., со всеми праймериз, уже отметились реализуемыми в глобальной сети довольно яркими и интересными проектами противоборствующих сторон. Особенно на этом поприще выделяется Барак Обама, сделавший большую ставку на молодое поколение и внедривший в свои материалы элементы игры и клипы популярных артистов. Российские же сетевые издания как средства агитации в прошедшие парламентские и президентские выборы не были настолько интересны и оригинальны. Даже партийные ресурсы, обычно изобилующие новинками творческой мысли, на этот раз не были так креативны, хотя на период предвыборных мероприятий многие партии, например в Саратовской области, набирали определенный штат для наполнения сайтов и работы с электоратом в Интернете.
Многие дневники «партийно-политической направленности» используются политиками для привлечения сторонников, предоставления им информации, координации действий во время проводимых мероприятий. Например, во время подготовки «Русского марша» была распространена инструкция, призывавшая тысячи сторонников собраться на одной из станций московского метро. К счастью, этот сценарий, грозивший обернуться массовой давкой, был отменен.
Подобные флэш-мобы зачастую возникают стихийно и подчас ограничиваются только Интернет-пространством. Выплескивая эмоции перед экранами мониторов, многие блоггеры отнюдь не торопятся выразить свою позицию «в реале» - на митинге, на уличной демонстрации. Есть, впрочем, и другая тенденция, когда разного рода манифестации предпринимаются в основном для того, чтобы тут же «пропиарить» их в блогах. Они рассчитаны не столько на каких-то случайных прохожих, сколько на заранее приготовленные фото- и телекамеры, моментально передающие «картинку» в блоги. Нередки случаи, когда крупные международные события не получали и половины рейтинга какой-либо местной акции, поддержанной блоггерами. Эксперты расходятся во мнениях, чего здесь больше - вреда или пользы для эффективного выражения политической позиции. Как бы то ни было, это те тенденции, которые необходимо учитывать при исследовании современной публичной политики.
Если рассматривать социально-политический аспект блоггерства, то для этих форм информационного взаимодействия пользователей сети характерны резкие столкновения различных мнений и личностей с взаимоисключающими общественно-политическими и культурно-идеологическими позициями. Такие столкновения происходят зачастую в весьма острой форме, вызывающей неприятие как у людей, привыкших к традиционной этике взаимоотношений, так и у некоторой части самих блоггеров, особенно пришедших в сеть недавно. Специфика данного вида коммуникации отнюдь не исключает попыток различного рода манипулятивных воздействий, учитывая специфику Интернет-аудитории. Некоторые неправительственные организации, действующие на территории Российской Федерации и занимающиеся, например, мониторингом выборных процессов, принципиально не проверяют публикуемую ими информацию. Со-
гласно аналогичному принципу действуют некоторые виртуальные сетевые сообщества. Подобная практика представляется, как минимум, некорректной. Она уже неоднократно становилась объектом внимания со стороны российских неправительственных структур (в частности, организации «Гражданский контроль»).
В последнее время государство в лице правоохранительных и силовых структур пытается постепенно устанавливать свои правила игры в Интернете. Нельзя сказать, что это удалось, но резонанс от дел подобных делу «Алкснис - Шевя-ков», заставил многих задуматься о неподконтрольности Интернета и независимости участников Интернет-сообществ.
Среди недостатков блогов как средства коммуникации часто называют то, что их аудитория ограничена кругом активных пользователей Интернета. Однако степень ограниченности не следует преувеличивать. Во-первых, число пользователей Интернета в России стремительно растет. Во-вторых, аудитория блогов зачастую имеет непосредственную связь с интеллектуальной и политической элитой страны и способна служить мощным ретранслятором информации. По некоторым данным, около 10% пользователей составляют журналисты, пишущие по общественно-политической тематике. Все чаще наблюдается «выход в реал» того, что происходит в виртуальном пространстве.
Исследователи, основываясь на статистических данных, приходят к выводу, что расширение онлайновой аудитории не усилило политической активности граждан. Напротив, давние пользователи Интернета политически более активны, чем новички. С другой стороны, опыт Великобритании показывает, что через Интернет к политической жизни привлекаются люди, вообще не склонные к традиционным формам политического участия. Согласно комплексному исследованию российской блогосферы, проведенному компанией «Яндекс» в 20072008 гг., средний возраст автора сетевого дневника составляет 22 года [6].
Процессы, происходящие в российской блогосфере, очевидным образом связаны с общими тенденциями развития молодежной субкультуры и настроений в этой среде. Молодежь более способна к усвоению новых технологий и представляет наибольший интерес для государственного управления. Во-первых, указанная часть общества менее всего вовлечена в «оффлайновую» политику, и, во-вторых, являясь сегодня школьниками, студентами, завтра становясь работниками и специалистами в различных областях, молодые люди привнесут определенную культуру Интернет-взаимодействия с основными государственными институтами.
Различные Интернет-сообщества начинают играть все более заметную роль в общественно-политической жизни страны. Стихийно сложившаяся на данный момент, эта часть нашего общества пока не выработала свои каноны, этические нормы, нуждается в окультуривании, в очищении ее хотя бы от наиболее вызывающих форм хамства и экстремизма. Однако делать это должны не столько чиновники, сколько сами участники Интернет-сообществ. Интернет - лишь средство, которое можно использовать в самых разных целях. Государству же необходимо переходить от декларативного характера электронных форм взаимодействия с населением к более конструктивным и осязаемым.
1. Опросы «Интернет в России». Основные результаты / Фонд «Общественное мнение» // http://www.fom.ru/projects/23 .htm
2. Акаев, Д. В. Интернет-коммуникации в современном обществе (на примере Саратовской области) [Текст] / Д. В. Акаев // Исследование социально-экономических и политических институтов и процессов : мат-лы Всерос. науч. конф. молодых исследователей. - Киров, 2008.
3. Кастелъс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кас-тельс ; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М., 2000.
4. Rheingold, Howard. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier [Текст] / Howard Rheingold. - N.Y., 1993.
5. Арешев, А. Г. Виртуальная политика, сетевой электорат. Блоги стирают границы между наблюдателями и игроками [Текст] / А. Г. Арешев // Информационное право и становление основ гражданского общества в России. - М., 2008.
6. Блогосфера российского Интернета. Информационный бюллетень // http://download. yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2008.pdf
УДК 32.001 ББК 66.0
А.К. Калямин
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО
ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
политической науке вопросы наличия информационного пространства политики и его функциональных характеристик впервые получили теоретическое обоснование в рамках теории политических систем. Сторонник функционалистского подхода Д. Истон описывает функционирование политической системы как процесс взаимодействия трех элементов посредством перемещения информации: «входа», «конверсии» и «выхода». Уточнение взаимосвязи «входа» и «выхода» посредством циркулирования информации между ними произвел сторонник структурно-функционального подхода Г. Алмонд. В информационно-кибернетической трактовке политической системы К. Дойча политическая система описывается как организованная совокупность информационных связей. В логике К. Дойча государственная власть функционирует на основе спиралевидных цикличных информационно-коммуникативных процессов, при которых конец одного цикла перетекает в начало следующего.
Теоретические положения, выработанные в рамках системно-кибернетического подхода, подразумевают существование информационного пространства политики как условия функционирования политической системы и наличие в ней коммуникативной подсистемы. Политическая коммуникация связана с