Т.Н. Иванова
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ...
УДК 316.77(075.8)
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-БЛОГА
© 2015
Т.Н. Иванова, доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Международная компьютерная сеть стала новым общедоступным средством массовой коммуникации, площадкой экономических и политических операций, местом проведения досуга и даже религиозных действий. Интернет проник практически во все сферы общества. Его вхождение в нашу жизнь и быт произошло гораздо быстрее массового освоения таких технических изобретений как телефон, радио, телевидение. Очевидно, что социальный спрос на Интернет оказался очень высоким. Из специализированной компьютерной сети Интернет за короткий срок приобрел черты социальной системы. Сеть Интернет объединяет миллионы компьютеров, которые благодаря использованию единого протокола обмена информацией ТСР IP, особой системе адресации (IP-адреса, доменные имена) идентифицируют и находят друг друга. Взаимодействие в сети Интернет привело к появлению множества «виртуальных миров», субъектами которых являются реальные и виртуальные личности, группы и общности. Одновременно Интернет является огромным, постоянно растущим банком знаний, накопленных человечеством. Кроме того, эта компьютерная сеть является и уникальным киберпространством, дающим ее пользователям возможность виртуальной реализации своей личности в его пределах, возможность творить себя и свой мир. В глобальной сети существует множество форм, как коммуникации, взаимодействия пользователей, так и самовыражения, которое зачастую в киберпространстве представляет собой построение виртуальной личности, игру с самопрезентацией. Например, формой коммуникации в on-line режиме являются такие программы как MiRC (чаты), ICQ, Skype, в off-line - e-mail различные форумы, и функция персональных сообщений в социальных сетях. Очевидно, что перечисленные способы коммуникации в виртуальном пространстве предоставляют возможность самовыражения и самопрезентации в основном лишь с помощью невербальной речи и ограниченного количества символов. При значении, которое Интернет, являясь пространством взаимодействия пользователей, приобретает в настоящее время как для личности, так и для общества в целом, возникла потребность в создании такого ресурса, который будет представлять собой средство и коммуникации, и самовыражения.
Ключевые слова: Интернет, блог, сеть, виртуальность, информационно-образовательная среда, пространство, отношения, человек, технологии, система, развитие, аудитория, идентичность, институт, жизнь, сфера.
В настоящее время, ученые сходятся во мнении, что виртуализация социальных институтов - реальный феномен современности. Данная же работа посвящена противоположному процессу - институционализации устоявшихся форм виртуальных социальных практик. В данной статье будет проведен анализ Интернет-блога. Он будет построен на основе сравнения элементов ин-ституционализации, признаков социального института и соответствующих структурных составляющих, характеристик Интернет-блога. Эмпирическим объектом выступили блоги российского хостинга Dairy.ru.
Diary.ru, @дневники - блог-платформа для размещения персональных блогов и коллективных сообществ, принадлежащих зарегистрированным пользователям сайта www.diary.ru. Сайт был создан «Кубанской интернет-компанией» («Кубик»), в настоящее время является собственностью ООО «Дайри.ру». Администрация блог-платформы - группа сотрудников компании-владельца и ее доверенных лиц.
История создания и функционирования сервера берет начало 5 марта 2002 года с появления проекта Mylife. yuga.ru - онлайновых дневники как части форума http:// forum.yuga.ru. Изначально не предполагалось, что проект получит такое бурное развитие.
Первыми пользователями и авторами дневников были сами Кубики, начавшие увлечённо писать, а также читать и комментировать. Это оказалось настолько занимательно, что очень быстро начали подтягиваться друзья Кубиков, а потом и прочие родственники и знакомые. В самом скором времени появился и оффлайновый клиент.
Описание сервиса в то время, найденное в глубинах Рунета, выглядело вот так:
«Yuga.LIFE (http://mylife.yuga.ru/) - это система онлайновых дневников с возможностью оффлайнового ведения. Теперь каждый из вас может завести себе свой, персональный дневник, и вести в нём те записи, которые вести хочется, рассказывать там о том, о чём хочется, делиться мыслями и выдавать на гора гениальные идеи. Жить, в общем, полноценной виртуальной жизнью. Потому и .LIFE, собственно. На данный момент в Yuga. LIFE существует уже около пяти десятков дневников».
Первым дневниковцем не из Краснодарского края стал VitalyOFF, зарегистрировавший дневник 7 марта 2002, а первым зарубежным - создавший дневник 20 марта 2002 kore@n dog.
К тому времени на Mylife.yuga.ru начали появляться и первые авторы из Москвы, Питера, а также более экзотических мест. Но домен оставался прежним, а сами дневники все ещё были интегрированы с форумом и имели общую регистрацию.
Как пишет Re@nimator: «Росли мы росли и выросли. Большие-пребольшие. И понадобился нам новый домен. Нашёл имя Diary.ru нос. Точнее - обнаружил, что владельцы домена умудрились не продлить его регистрацию. Принадлежал домен Агентству Diary, которое какими-то путаными нитями было связано с образованием. Разбираться не стали, домен перерегистрировали. Случилось это знаменательное событие 11 сентября 2002 года».
2 апреля 2003 года поменялся дизайн, изменилось меню, были добавлены новые функции. И стали дневники такими, какими их привыкло видеть большинство из дневниковцев.
В августе 2006 появилась пробная версия платных дневников.
В часто задаваемых вопросах можно найти всю информацию, касающуюся работы дневников (FAQ). В правилах можно узнать, какими правами обладает пользователь @дневников, а также что можно и что нельзя делать на пространствах этого ресурса.
Статистика dairy.ru по количеству дневников по датам выглядит следующим образом:
• 28 ноября 2002 - 500
• 15 марта 2003 - 2000
• 19 октября 2006 - в @diary 213.891 пользователь, 95.625 активных дневников и ещё 49.280 - в архиве.
• 30 мая 2007 - 300000 пользователей, 200000 дневников.
• 7 марта 2008 - 381 613 пользователей, 267 150 дневников, из них 120 316 в архиве.
• 21 августа 2009 - 592 077 пользователей; 414 328 дневников, из них 206 939 в архиве.
Итак, в данной работе был проведен анализ каче-
Т.Н. Иванова
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ...
ственных характеристик Dairy.ru - отечественного коммерческого блог-хостинга. Мы обратились к выделенным в теории общей социологии этапам институци-онализации, представленным в соответствующей теоретической главе настоящего исследования. Было обнаружено наличие каждого из этапов в процессе становления и функционирования Dairy.ru.
Первым этапом институционализации является возникновение насущной социальной потребности.
По словам самих инициаторов создания ресурса, потребность состояла в «полноценной виртуальной жизни». Следовательно, ряд уже существующих форм виртуальной деятельности не удовлетворял множественным потребностям пользователей. Так, ICQ предоставляет возможность on-line взаимодействия, e-mail рассчитан на off-line коммуникацию, передачу файлов и гиперссылок. При том значении, которое Интернет приобрел в жизни современного человека, в его ежедневных практиках информационного и личного взаимодействия, этих функций оказалось мало. Возникновение блога явилось естественным следствием возросших потребностей личности в рамках его виртуальной деятельности. Блог стал персональной платформой, ячейкой индивида в глобальной сети, маркером его существования в Интернете. Блог как индивидуальное пространство ответил на потребность быть личностью в потоке информации и коммуникации.
Блог предстает средством позиционирования пользователя себя как личности за счет технической базы, позволяющей делиться мыслями и эмоциями, общаться и самовыражаться с помощью широкого ассортимента виртуальных средств - файлов мультимедиа, изображений, гиперссылок.
Вторым этапом институционализации выступает постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область.
Основным нормативным документом, действительным на пространстве блогов Dairy.ru является свод Правил дневников [1]. Правила разработаны владельцами и администраторами ресурса. Содержат перечень норм поведения владельца блога Dairy.ru.
Основными санкциями администраторов сайта в сторону пользователей, не соблюдающих установленные нормы, выступают бан (ограничение дневниковой деятельности) и удаление учетной записи и дневника.
Если говорить о второй ступени в иерархии управления ресурсом - об администраторах и модераторах создаваемых сообществ на Dairy.ru, - то они составляют свои своды правил для пользователей, входящих в сообщества. Санкции в данном случае заключаются в ограничении деятельности нарушителя в рамках сообщества или его исключении из участников сообщества.
Так же, можно рассматривать как неписанные нормативные элементы ссылки, сноски, цитаты, представляющие собой своеобразное уважение к авторским правам других пользователей. Существует феномен солидарности пользователей, нормой в рамках которой является предупреждение об опасности спама и вирусов со стороны отдельных дневников. В таких случаях составляются черные списки, которые постит и цитирует большинство владельцев дневников.
Третий этап - создание особой системы знаков, символов.
На фоне существующего Интернет-языка, блоггеры имеют свой сленг, включающий и некоторые неологизмы:
- постить, перепостить, запостить, перепост (образованы от существительного «пост», с англ. «post» - запись);
- блог, блоггер (образованные от англ. «weblog»);
- комментить (сокращение от глагола комментировать);
- лайкить (образованное от англ. «like»);
- мем (с англ. «meme»).
Последний также являет собой символ блогосферы. Интернет-мем - в средствах массовой информации и бытовой лексике название информации или фразы, ча-
сто бессмысленной, спонтанно приобретшей популярность в интернет-среде посредством распространения в Интернете всеми возможными способами (по электронной почте, в мессенджерах, на форумах, в блогах и др.). Также обозначает явление спонтанного распространения такой информации или фразы. Вошло в употребление в середине первого десятилетия XXI века.
Мемами могут считаться как слова, так и изображения. Словом, любые аудиальные или визуальные сегменты интернета, высказывания, картинки или звук, который имел значение и распространился в сети Интернет.
Широкое использование мемов в блогах обусловлено техническими возможностями редактирования личной страницы: пользователь волен помимо текста использовать изображения (*.jpg, *.р^ форматы), анимацию фортмат),и другие мультимедийные файлы (*.тр3, *.mpeg4) с целью полноценного выражения мыслей и эмоций.
Символом блога так же предстают и так называемые демотиваторы - изображения, состоящее из картинки в рамке и комментирующей её надписи-слогана, составленное по определённому формату. Демотиваторы выступают и как средства коммуникации, и как способ самовыражения и творчества.
Что касается отличительных символах, то следует упомянуть логотипы блог-платформ. Логотип есть у каждого блог-хостинга. Именно с помощью логотипов идентифицируются блоги той или иной платформы, например, при использовании поисковой системы, логотип выступает как своего рода маячок. В разросшейся сетевой структуре в пространстве Инетрнет владельцы различных серверов приходят к сотрудничеству и появляется такая функция, как перепост со стороннего сайта, ресурса. Обычно данный процесс имеет следующий вид: под материалом, бызирующимся на стороннем ресурсе приведен ряд иконок - логотипов блогов и социальных сетей - нажимая на один из них, пользователь автоматически помещает выложенный материал на свою страницу. Следовательно, логотип выступает средством идентификации среди других ресурсов глобальной сети.
Вне виртуального пространства индивид может использовать логотип, с целью позиционирования себя как блоггера, приверженца определенной блог-платформы.
Четвертый этап институционализации включает возникновение соответствующей системы статусов и ролей.
Так как Dairy.ru - это коммерческий хостинг, имеет место быть хоть и минимальная, но все-таки система управления, на вершине которой расположены владельцы хостинга. Они в свою очередь делегируют свои управленческие полномочия доверенным лицам - администраторам сайта, которые контролируют функционирование сервера, следят за соблюдением правил и оказывают техническую поддержку, предоставляют дополнительные платные услуги.
Ниже в иерархии расположены администраторы и модераторы сообществ. Тут мы можем наблюдать более свойственную Интернет-пространству сетевую структуру с минимальной иерархией. Основным принципом функционирования сообществ является самоорганизация, источником санкций и норм выступает инициативная группа, создавшая сообщество.
В итоге, как роли в блогосфере следует выделить:
- владелец сайта;
- администраторы и модераторы сайта;
- персонал, оказывающий техническую поддержку;
- модераторы сообществ;
- участники сообществ;
- владельцы дневников;
- владельцы дневников в архиве;
- незарегистрированные пользователи, читающие блоги.
Очевидно, что в данном случае перечень ролей представлен в соответствии со статусностью каждой.
Факторы, которые влияют на статус пользователя
Т.Н. Иванова психолого-педагогическое
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ... направление
следующие:
- доступ к власти, к возможности санкционирования;
- доступ к ресурсам (возможность отключения рекламы на своей странице, создания и использования индивидуального оформления персональной страницы);
- инициативность, активность (участие в деятельности сообществ, общение с другими пользователями, наполнение своей страницы материалами, публикация собственного творчества).
Попадая в Интернет-сообщество, пользователь обретает определенный статус, который определяется его востребованностью или/и властью в этом сообществе. В блогах высоким статусом обладает пользователь, у которого большое количество читателей и оставляемых ими комментариев к тому, что он пишет. Так, например, блог-геры, имеющие более 1000 читателей (френдов), называются тысячниками и обладают высоким статусом.[2].
Установки и ожидания являются важной составляющей статусно-ролевой системы. В блогосфере существует ряд установок и ожиданий, касающихся пользователей с определенной ролью. Например, от анонима изначально ожидают агрессивных действий и не оказывают ему доверия [3-7]. Сам принцип ведения публичного дневника зиждется на ожидании его владельца реакции от других пользователей, в роли которой выступает комментирование.
Создание материальной базы социального института - это пятый этап.
Интернет - пространство виртуальное, информационное, поэтому изначально говорить о создании материальной базы в его рамках представляется затруднительным. Однако материальная база подразумевает ресурсы. В глобальной сети такими ресурсами выступают базы данных, серверы и электронные носители, на которых хранится информация о пользователях и их деятельности в виртуальном пространстве, материалы и файлы, задействованные в ведении дневника [8-12].
Шестой этап институционализации представляет собой включение сложившегося института в существующую социальную систему.
В рамках данного этапа следует обратить внимание на взаимодействие Интернет-блога с существующими социальными институтами. В настоящее время распространенной практикой является использование блогов различными сферами деятельности человека. Например, свой блог ведет президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. Ряд других политиков также имеют свои персональные страницы в Интернете. Блоги используют целях рекламы и публикации литературных произведений и т.д.
Из проведенного анализа видно, что Интернет-блог обладает признаками социального института, но для более широкого раскрытия темы стоит обратиться к такой характеристике социального института как системность, то есть наличие структуры, включающей функциональные элементы.
Интернет-блог включает следующие элементы:
1. Личный блог, персональная страница, дневник. Функция данного элемента заключается в непосредственном ведении записей, выкладывании материалов пользователем, который руководствуется своими целями, интересами и желаниями.
2. Сообщества. Функция - совместная деятельность участников сообщества с определенной целью. Это может быть общение, обмен мнениями и эмоциями; создание творческих продуктов; организация деятельности вне пространства Интернет; идентификация сообщества как группы с определенными интересами и идентификация пользователя как участника данной группы.
3. Комментирование. Данный элемент несет в себе функцию коммуникации, обратной связи владельца дневника и его читателей, обмена мнениями и дискуссий.
4. Цитирование, ссылки, перепост. Позволяют вы-
кладывать в дневник необходимый материал с обращением к непосредственному источнику. Таким образом, сохраняется принцип авторского права и читатель может по гиперссылке перейти к оригиналу, то есть к другому блогу. Следовательно, возможно осуществление сетевого принципа взаимодействия пользователей.
5. Медиа-файлы. Открывают широкие возможности для выражения своих мыслей и эмоций, настроения, а так же идентификации себя с точки зрения интересов, мировоззрения, эстетических предпочтений. Функция вставки медиа-файлов позволяет публиковать творческие работы блоггеров.
6. Избранное, френлента. Функция, в первую очередь, информационная. Дает возможность следить за материалами, выкладываемыми в дружеских дневниках. Так же френдленты являются хранителями социальных связей.
7. Теги. Основное их назначение - специализированный поиск информации. Тег - это своеобразный тематический маячок, который фильтрует информацию исходя из интересов пользователей.
Проведенный анализ - попытка обнаружить в Интернет-блоге признаки и характеристики социального института. Изложенный материал представляет собой теоретическое логическое построение, требующее эмпирических данных и обращения к более широкому и разнообразному кругу объектов исследования. Тем не менее, есть основания сделать вывод, что признаки социального института свойственны Интернет-блогу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Правила Diary@дневников. // Режим доступа: Ь1р:/Лпй^агу.тЛМех^р?Ш1е (дата обращения 16.04.2015).
2. Силаева, В.Л. Интернет как социальный феномен // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 106.
3. Ярушкин Н.Н., Сатонина Н.Н. Информационный экстремизм в интернете как средство манипулирования сознанием // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 140-144.
4. Нелюбина Е.А., Амитрова М.В., Гусарова Ю.В. Языковые особенности интернет-дискурса // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 21-23.
5. Белкина Ю.А., Куценко Е.В. Мем как часть интернет-дискурса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 77-79.
6. Ясаревская О.Н., Юртайкин П.В. Языковые особенности развлекательного веб-сервиса "Редудл" // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 123-126.
7. Шуйская Ю.В. Структура текста в интернет-формате (на примере интернет-версии журналов «9 месяцев» и «Мама и малыш») // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 381-384.
8. Абрамова О.А. Переходи на ноль: предельно дешевые ресурсы изучения поведения потребителей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 12-15.
9. Савина Т.В. Специфика оказания информационных услуг и повышения их качества как основа проблематики развития рынка интернет-услуг // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 2 (34). С. 109-111.
10. Чирков Д.К., Саркисян А.Ж. Преступность в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации как угроза национальной безопасности страны // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 219-226.
11. Никишкин В.В., Твердохлебова М.Д. Влияние юзабилити сайта банка на восприятие его имиджа корпоративными клиентами // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 1 (16). С. 78-85._
И.В. Морквян
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ...
12. Башмачникова Е.В. Перспективы развития рынка ного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № интернет-услуг // Вестник Поволжского государствен- 4 (36). С. 71-75.
THE FORMATION OF SOCIAL INSTITUTIONS IN MODERN SOCIETY ON THE EXAMPLE
OF AN ONLINE BLOG
© 2015
T.N. Ivanova, doctor of sociological Sciences, Professor of «Sociology»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. International computer network has become the new public means of mass communication, a platform of economic and political operations, leisure facilities and even religious activities. Internet has penetrated almost all spheres of society. Its occurrence in our life and the life was much faster mass development of technical inventions as the telephone, radio, TV. Obviously, the social demand for the Internet has been very high. Specialized computer network in a short time acquired the features of the social system. The Internet connects millions of computers that through the use of a single communications protocol TCP IP, a special addressing system (IP-addresses, domain names) identify and find each other. The interaction of the Internet has led to the emergence of many «virtual worlds», which are the subjects of real and virtual personalities, groups and communities. At the same time the Internet is large and growing bank of knowledge accumulated by mankind. In addition, the computer network is a unique and cyberspace, giving its users the opportunity to realize their virtual identity within it, the opportunity to create themselves and their world. In the global network there are many forms, such as communication, user interaction and self-expression, which is often in cyberspace is the construction of a virtual identity, a game with self-presentation. For example, a form of communication in the on-line mode are programs such as MiRC (chats), ICQ, Skype, in the off-line - e-mail various forums, and the function of personal messages in social networks. Obviously, the above methods of communication in the virtual space provide an opportunity of self-expression and basically only via the non-verbal speech, and a limited number of characters. If the value that the Internet, as a space for users to interact, becomes now for the individual and for society as a whole, there was a need to create such a resource that will provide the means and the communication and self-expression.
Keywords: Internet, blog, network, virtual reality, Informatics-educational environment, space, relationships, people, technology, system, development, audience, identity, Institute, life, sphere.
УДК 378.147.091.3:0004.85
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
© 2015
И.В. Морквян, преподаватель кафедры «Информатика»
Харьковская гуманитарно-педагогическая академия Харьковского областного совета,
Харьков (Украина)
Аннотация. В статье рассмотрены требования к профессиональной компетентности будущих учителей информатики. На основе сравнительного анализа различных научных подходов к определению структуры профессиональной компетентности учителя определены их пересечения в таких аспектах, как обще-профессиональные и психолого-педагогические компетентности, которые включают в себя наличие обязательного интеллектуального блока, к которому относится совокупность интеллектуальных умений, что является необходимым условием для формирования всех других компетенций. На основе ранее проведенного анализа сущности понятия «интеллектуальные умения» приведено определение, которое больше всего отвечает цели исследования. Рассмотрены подходы к классификации интеллектуальных умений. Указанны характеристики, которые должны быть сформированы у учителя XXI века. На основе перечня навыков XXI века, которые необходимо формировать у учащихся; функции ИКТ в обучении и системы профессиональных компетенций учителя информатики определен перечень необходимых интеллектуальных умений, которые должны быть сформированы у будущего учителя информатики. Сделан вывод о необходимости формирования у него профессиональных компетенций, одной из важных составляющих которой является интеллектуальные умения. Определён их перечень, в состав которого входят аналитико-синтети-ческие умения; умения и навыки эффективного восприятия информации (способность к самообразованию); умения и навыки создания программного образовательного продукта.
Ключевые слова: навыки XXI столетия, составляющие профессионально-педагогических компетентностей учителя информатики, интеллектуальные умения, подходы к классификации интеллектуальных умений.
Постановка проблеми в загальному вигляд1 та и зв'язок з важливими науковими та практичними за-вданнями. Одним iз стратепчних напрямiв розвит-ку освгги е И шформатизац1я, тобто впровадження в освггнш процес сучасних шформацшно-комушкацшних технологш, що забезпечують удосконалення навчально-виховного процесу, доступшсть та ефектившсть освгга, тдготовку молодого поколшня до життед1яльносп в шформацшному суспшьста [1]. З метою щдвищення ефективносп практично! даяльносп майбутшх випускниюв збшьшуеться необхвдшсть формування у них умшь i на-вичок навпацп в шформацшному простора Важлива роль у цьому процеа належить вивченню шформатики, що також сприяе оволодшню учнями такими сучасни-ми методами наукового тзнання, як формалiзацiя, мо-делювання, проектування власно! дiяльностi на базi
шформацшно-комушкацшних технологш (1КТ), прове-дення комп'ютерного експерименту, тощо. Як зазнача-ють у сво!х працях М. Победоносцева, М. Шутжова та iншi [2, 3, 4, 5, 6], багато умшь та навичок, що форму-ються в учшв при вивченш шформатики е загальнонав-чальними, серед яких видiляються так штелектуальш вмшня, як аналiз, порiвняння, ствставляння, про-типоставляння, синтез, абстрагування, узагальнення, класифжащя, умовиведення тощо. В. Сухомлинський власною педагопчною дiяльнiстю доводив, що одним iз факторiв формування штелектуальних умшь зале-жить ввд ерудици вчителя, його свггогляду i культури; змюту навчальних програм i правильного використан-ня методiв навчання; оргашзацп штелектуально! пращ в освгтньому процеа [3]. Це можливо лише тод^ коли у майбутнього вчителя сформоваш зазначеш якосп та