работаю над увеличением числа заданий для самостоятельной работы, строящихся на интегративной основе (внутрипредметного и межпредметного содержания).
Самостоятельная работа обучающегося должна стать основой организации образовательного процесса, поскольку данная форма обучения наиболее полно обеспечивает реализацию субъектной позиции обучающегося, так как требует от обучающегося высокой самоорганизации и самостоятельности, являющихся признаками человека как субъекта деятельности, именно самостоятельная работа «формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования», дает возможность «быть сознательным и активным гражданином и созидателем».
Литература
1. Фаргиева З. С., Мальсагов М. Х., Агиева М. Т., Агиева З. М. Совершенствование высшего образования с использованием информационных технологий // International scientific review, 2016. № 7 (17). С. 77-80.
2. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие / В. А. Скакун. М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. 336 с. (Профессиональное образование).
3. Купцова Л. И. Портфолио как способ формирования профессиональных компетентностей [Текст] / Л. И. Купцова, Н. В. Мартынова, О. П. Томилина // Специалист, 2010. № 3. С. 18.
Место информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке
12 3
Фаргиева З. С. , Хамхоев М. , Султыгова М. , Горбакова З. С.4, Мурзабекова М. И.5
1Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya Sultangireevna - преподаватель, кафедра математики и ИВТ, физико-математический факультет;
2Хамхоев Магомед /Hamhoev Magomed - магистрант; 3Султыгова Малика /Sultigova Malika - магистрант, технолого-педагогический факультет;
4Горбакова Зарина Султановна / Gorbakova Zarina Sultanovna - преподаватель;
5Мурзабекова Марем Исмаиловна /Murzabekova Marem Ismailovna - преподаватель, кафедра математики и ИВТ, физико-математический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас
Аннотация: информированность становится важным звеном в развитии информационного сознания человека, она способствует профессиональной и общественной ориентации человека, становлению его как всесторонне, гармонично развитой личности, помогает наиболее полному раскрытию его природных сил и дарований. Информатизация современного общества и тесно связанная с ней информатизация всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах образования. Abstract: awareness has become an important link in the development of the information human consciousness, it promotes professional and social orientation human, becoming it as comprehensively and harmoniously developed personality, it helps the most complete disclosure of its natural strength and talents. Informatization modern society and is closely
connected with it all forms of informatization educational activities are characterized by the processes of improvement and mass distribution of modern information and communication technology (ICT). Such technologies are actively used for transmission information and provide interaction of the teacher and the student in the current education systems.
Ключевые слова: электронно-образовательные ресурсы, информационно-коммуникационные технологии, образование, наука.
Keywords: electronic learning resources, information and communication technology, education, science.
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий в образовании и науке является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий.
Под информационными и коммуникационными технологиями предлагается понимать комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.
Современные технологии и телекоммуникации позволяют изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, повысить качество образования, мотивировать процессы восприятия информации и получения знаний. Интеграция информационных технологий в образовательные программы осуществляется на всех уровнях: школьном, вузовском и послевузовском обучении.
Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Система образования сегодня развивается в ситуации «шок от будущего» - человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом.
В этих условиях школа должна формировать новые навыки - умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать другим людям, осваивать новые технологии.
Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль в этой работе должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения. Перед образованием нового тысячелетия стоит задача перехода на более качественный уровень, соответствующий современным требованиям не только по своим целям, но и по своей структуре.
Использование ИКТ не только позволяет повысить эффективность преподнесения материала, но и более рационально и экономно использовать время и силы педагогов. Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе? Ответим на этот вопрос так:
1. В подборе иллюстрированного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. В подборе дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. В обмене опытом, знакомство с наработками других педагогов России.
4. В оформлении групповой документации отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. В создании презентации в программе Power Point для повышения эффективности урока [1].
Использование информационных технологий помогают учителю и преподавателю повышать мотивацию обучения детей и студентов по предметам и дисциплинам, приводит к целому ряду положительных результатов:
- обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
В последнее время учителя создают и внедряют авторские педагогические программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Типология используемых в образовании педагогических программных средств весьма разнообразна: обучающие; тренажеры; диагностирующие; контролирующие; моделирующие; игровые.
В учебном процессе высшего учебного заведения изучение ИТ предусматривает решение задач нескольких уровней:
- Использование информационных технологий как инструмента образования, познания, что осуществляется в курсе « Информатика».
- Информационные технологии в профессиональной деятельности, на что направлена общепрофессиональная дисциплина «Информационные технологии», рассматривающая их теорию, компоненты, методику.
- Обучение прикладным информационным технологиям, ориентированным на специальность, предназначенным для организации и управления конкретной профессиональной деятельностью, что изучается в дисциплинах специализаций.
Например, дисциплина «Информационные технологии в образовании и науке» и синонимичная ей «Информационные технологии в профессиональной деятельности» входит в образовательную программу обучения студентов технолого -педагогического факультета Ингушского государственного университета.
Современный педагог должен уметь понимать обоснованные решения на основе информационных потоков, кроме традиционных педагогических знаний студент должен быть знаком с процессом обработки данных и владеть навыками построения информационных систем.
Методические материалы по данным дисциплинам многочисленно представлены в печати, в электронных вариантах, сопровождаются различными приложениями и прикладными программами. Разобраться в таком обилии предложенного материала самостоятельно достаточно сложно. Если взять, к примеру, тот факт, сколько источников предложено в сети Интернет: список рекомендуемой литературы, интерактивные пособия и онлайн-учебники, рефераты и т. п.
На запрос пользователя «Дисциплина «Информационные технологии в образовании и науке» поисковая система Google.ru выдает около 591 000 тыс. ссылок.
Разобраться в сложившейся ситуации и помочь в освоении материала может только квалифицированный специалист-преподаватель: он не только организует самостоятельную работу студентов (рефераты, тестирование, контрольные и курсовые работы), но в условиях регламента времени на изучение дисциплины умеет выбирать наиболее важные аспекты для изучения [3, с. 78].
Современные средства информационных технологий и созданные на их основе средства обучения предоставляют обучаемому возможность в удобном для него индивидуальном темпе изучать теорию, приобретать практические навыки и умения путем тренировочных действий, осуществлять самоконтроль.
31
Таким образом, использование новых информационных технологий в образовании делает необходимым более глубокое и более конкретное понимание сути самого учебного процесса. В результате чего представляется важным его рациональное структурирование, осмысление места каждой его составляющей и изменение традиционных методов и форм обучения.
Литература
1. Деденева А. С., Аксюхин А. А. Информационные технологии в гуманитарном высшем профессиональном образовании // Педагогическая информатика. Научно-методический журнал ВАК. № 5, 2006. С. 8-16.
2. Деденева А. С., Аксюхин А. А. Мультимедиа технологии в условиях формирования образовательной среды вузов искусств и культуры // Историко-культурные связи России и Франции: основные этапы: сборник статей / Сост. Ивашова И. А.; гл. ред. Н. С. Мартынова. - Орел: ОГИИК, ил., ООО Пф «Оперативная полиграфия», 2008. С. 19-25.
3. Фаргиева З. С., Мальсагов М. Х., Агиева М. Т., Агиева З. М. Совершенствование высшего образования с использованием информационных технологий // International scientific review, 2016. № 7 (17). С. 77-80.