Научная статья на тему 'Место и роль татарского инструментального творчества в современном этнокультурном пространстве'

Место и роль татарского инструментального творчества в современном этнокультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
331
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭТНОС / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРА / : INSTRUMENTAL CREATIVITY / ETHNIC AND CULTURAL SPACE / ETHNICITY / CULTURE / TRADITION / TRADITIONAL CULTURE / ETHNIC CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Еникеева А. Р.

Татарское традиционное музыкально-инструментальное творчество является неотъемлемой частью всех сфер современного этнокультурного пространства и не может развиваться обособленно, Оно гармонично вписывается в учебную, поисково исследовательскую. концертную и культурно-просветительскую деятельность учебных, научных учреждений этнохудожественной направленности, в деятельность фольклорных и народно-инструментальных коллективов и ансамблей в синкретичном единстве со всеми жанрами традиционной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place and role of the Tatar instrumental creativity in contemporary ethno-cultural space

Tatar traditional music and instrumental works is an integral part of all spheres of modern ethno-cultural space and can not develop in isolation It blends harmoniously into the curriculum, searching research. concerts and cultural and educational activities of educational, scientific institutions etnohudozhestvennoy orientation, activities of folklore and folk-instrumental groups and ensembles in the syncretic unity with all genres of traditional culture.

Текст научной работы на тему «Место и роль татарского инструментального творчества в современном этнокультурном пространстве»

УДК 7.031

А.Р. Еникеева

МЕСТО И РОЛЬ ТАТАРСКОГО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Татарское традиционное музыкально-инструментальное творчество является неотъемлемой частью всех сфер современного этнокультурного пространства и не может развиваться обособленно, Оно гармонично вписывается в учебную, поисково - исследовательскую. концертную и культурно-просветительскую деятельность учебных, научных учреждений этнохудожественной направленности, в деятельность фольклорных и народноинструментальных коллективов и ансамблей в синкретичном единстве со всеми жанрами традиционной культуры.

Ключевые слова: инструментальное творчество, этнокультурное пространство, этнос, культура, традиция, традиционная культура, этнокультура.

Enikeeva Alsou Rashidovna Place and role of the Tatar instrumental creativity in contemporary ethno-cultural space

Tatar traditional music and instrumental works is an integral part of all spheres of modern ethno-cultural space and can not develop in isolation It blends harmoniously into the curriculum, searching - research. concerts and cultural and educational activities of educational, scientific institutions etnohudozhestvennoy orientation, activities of folklore and folk-instrumental groups and ensembles in the syncretic unity with all genres of traditional culture.

Keywords: instrumental creativity, ethnic and cultural space, ethnicity, culture, tradition, traditional culture, ethnic culture.

Прежде чем определить место и роль татарского инструментального творчества в современном этнокультурном пространстве необходимо дать определение понятию современное этнокультурное пространство с нашей точки зрения, и определить из каких структурных элементов оно состоит. Для решения данной задачи необходимо рассмотреть ряд научных терминов необходимых для истолкования понятия этнокультурное пространство. Ими являются: пространство, культура,

традиция, традиционная культура, этнокультура.

Пространство — понятие,

используемое (непосредственно или в словосочетании) в естественных языках, а также в таких разделах (областях) знаний, как философия, математика, физика и т. п. На уровне повседневного восприятия пространство интуитивно понимается как арена действий, общий контейнер для рассматриваемых объектов, сущность некоторой системы. Термин может так же иметь иной, более широкий смысл (как среда, территория, вплоть до метафорического) . Примеры: космическое,

воздушное, степное, межклеточное личное и другие [16; 4 с. 35].

Культура (лат. шйига — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) -предмет изучения культурологии. Культура

— исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и

деятельности людей. Совокупность материальных и духовных ценностей [16].

Традиция- набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами

общественных_______отношений. Понятие

«традиция» генетически восходит к лат. тга-ditio, к глаголу tгadeгe, означающему «передавать» [16].

Традиция рассматривается нами как механизм самосохранения культуры, поддерживающий баланс, состояние динамического равновесия между центробежными тенденциями локальных, этнических культур и

центростремительными тенденциями

современной цивилизации[8, с.45].

Традиционная культура — автохтонная культура традиционного общества, а также народная культура. Как правило, противопоставляется тем элементам

культуры, которые возникли относительно недавно (за последние 100-150 лет), были привнесены извне или имеют элитарное происхождение [16].

Нами традиционная культура

рассматривается так же как модель динамического описания состояния

этнических, социокультурных,

конфессиональных отношений применительно к среде обитания человека с учетом локальных этнокультурных традиций [8, 14].

Этнокультура - понятие тождественное термину этнокультурные традиции, что оз-

начает совокупность исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение материальных и духовных ценностей, созданных тем или иным народом.

Этническая культура представляет собой ценностно-отобранный и организованный жизненный и профессиональный опыт этноса. Границей, очерчивающей содержание этнокультуры, являются контуры ее самобытной семиотической системы (язык, символико-знаковая система); содержанием же - положительный социальный опыт, накопленный в формах ценностей, норм, традиций и образцов, обычаев, верований и знаний.

Построение человеком своего этнокультурного пространства имеет главное назначение для человека - развитие его этнической индивидуальности, сущность которого определяется индивидуальностью этнокультуры, культурным наследием,

привитыми этническими стереотипами [13, с.76-77].

Таким образом, одной из форм, в

рамках которой происходит взаимодействие и формирование навыков межэтнического, межкультурного диалога является

этнокультурное образовательное

пространство, которое можно определить, как условие обучения и воспитания

индивида. В рамках этнокультурного пространства формируются

этнонациональные особенности, ценностные ориентации, принципы и стереотипы

поведения людей, представителей различных этнических общностей [1, с. 36] На сегодня всё больше и больше нарушается и постепенно исчезает многовековой опыт межпоколенной передачи этнокультурных традиций. Всё накопленное этносами за всю их жизнь подвергается жестокой опасности. Поэтому в современном мире всё актуальнее становится идея экологии этнокультуры. Наряду с малой долей межпоколенных форм передачи ценностей традиционной культуры народов важное место занимают новые механизмы её изучения, возрождения, развития и распространения. Это в первую очередь научно-исследовате-льская

экспедиционная деятельность научных

учреждений, занимающихся народным наследием, образовательная среда, этнографические, самодеятельные, учебные и профессиональные фольклорные коллективы, концертная и деятельность и фольклорное фестивальное движение.

Таким образом, в нашем понимании современное этнокультурное пространство является средой существования и ареной действий всех этнокультурных проявлений. Сов-ременное этнокультурное пространство формируют: аутентичные проявления

этнокультурных традиций; научно-исследовате-льская экспедиционная

деятельность научных учреждений, занимающихся изучением народного наследия; образовательная этнокульту-рная среда; этнографические, самодеятельные, учебные и профессиональные фольклорные коллективы; концертная деятельность и фольклорное фестивальное движение.

В сотрудничестве с Институтом языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук РТ, Г осударственным центром сбора, хранения, изучения и пропаганды татарского фольклора Министерства культуры Республики Татарстан и Республиканским научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительной работы Министерства культуры Республики Татарстан нами был рассмотрен опыт мастеров-изготовителей музыкальных инструментов, опыт более двадцати музыкальных школ, учреждений дополнительного образования детей, музыкального факультета Татарского Государственного гуманитарного

педагогического университета, творческих коллективов кафедры татарской музыки и традиционного исполнительства Казанской государственной консерватории им.

Н.Жиганова, кафедры этнохудожественного творчества и татарского музыкального фольклора КГУКИ, опыт более 40 этнографических, самодеятельных, учебных и профессиональных фольклорных коллективов; итоги республиканских, всероссийских, международных фольклорных и

инструментальных фестивалей и конкурсов.

В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

1. История развития татарского традиционного музыкально-инструментального

исполнительства с 12 века и по наши дни в культурологическом и общеисторическом плане происходила в проекции трёх историко-стилевых пластов: раннего

доисламского (думбра, кыл кубыз -волосяные струны), курай, сорнай); мусульманского (танбур, дэф, гыжык -кишечные струны) и вхождения татарской культуры в оборот развития европейской культурной системы. Процесс становления татарского традиционного музыкальноинструментального исполнительства так же разделяется на три этапа: I этап - зарождение (У-ХП вв.), II этап - становление (ХШ-ХУШ вв.), III этап - формирование и развитие (Х1Х-ХХ вв.).

2. В направлении татарского традиционного музыкально-инструментального исполнительства ведётся серьёзная научноисследовательская работа в ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова Академии наук РТ, в Центре сбора, хранения, изучения и пропаганды татарского фольклора Министерства культуры Республики Татарстан, РНМЦ, Казанском государственном университете культуры и искусств и Казанской государственной консерватории им. Н.Жиганова.

3. Во все времена большинство татарских традиционных музыкальных инструментов изготавливались вручную в домашних условиях.

4. Возрождением и реконструкцией музыкальных инструментов всех историко-сти-левых пластов татарской традиционной культуры занимались в прошлом музыканты -исследователи И.Ф. Мусин, И.Хисамов; занимаются в наши дни Р.Г илязов, Г.Макаров.

5. Современное этнокультурное пространство формируют:

- аутентичные проявления этнокультурных традиций;

- научно-исследовательская экспедиционная деятельность научных учреждений, занимающихся изучением народного наследия;

- образовательная этнокультурная среда;

- этнографические, самодеятельные, учебные и профессиональные фольклорные коллективы;

- концертная деятельность и фольклорное фестивальное движение.

6. До 80-х годов 20-го столетия

обучение игре на татарских традиционных музыкальных инструментах происходило, как правило в лоне народной педагогики. В конце 80 -х годов в связи с демократическим преобразованием

Российского общества, по-зитивным изменением отношения к традиционной культуре в целом и введением в образовательное пространство национальнорегионального компонента активно в музыкальную образовательную среду стало внедряться обучение и исполнительство на традиционных музыкальных инструментах.

7. В современной образовательной сре-

де в системе музыкального образования высоко квалифицированными,

самоотверженными, увлечёнными делом сохранения, возрождения и развития

татарского традиционного музыкального исполнительства специалистами детям активно прививаются навыки игры на курае, мандолине, гармонях хромках, тальянках, венской гармони и маленьких

Череповецких гармошках разной величины.

8. В музыкальных школах, как правило,

изучения татарской традиционной

музыкальной инструментальной культуры

происходит обособленно без должной взаимосвязи с другими жанрами татарского фольклора. Изучение татарской традиционной музы-кально-инструментальной культуры в единстве с другими жанрами татарского фольклора представляется возможным в системе дополнительного образования детей и подростков.

9. Серьезная работа по изучению,

сохранению, возрождению и развитию

татарской традиционной музыкальной инструментальной культуры ведется Халитовым Р.Ф. на отделение «Учитель музыки в татарской школе» Казанского государственного гуманитарно-

педагогического университета, Хабуллиным С.М. на кафедре татарской музыки и исполнительского искусства КГК им.

Н.Жиганова.

10. На кафедре этнохудожественного

творчества КГУКИ в синкретичном единстве всех жанров фольклора успешно осуществляется образовательная,

фольклорно-экспе-диционная, научно-

исследовательская и культурно-

просветительская деятельность в области изучения, сохранения и распространения татарской традиционной татарской инструментальной культуры. Созданным на ка-федре татарским фольклорным ансамблем «Домга кен» осуществляются творческие показы, курсовые и дипломные проекты в виде сценических обрядовых постановок, вокальных композиций под аккомпанемент старинных татарских музыкальных инструментов думбра, дэф, гыжик, кубыз, сорнай, курай, таш сыбызгы.

11. Татарские этнографические и

самодеятельные фольклорные

инструменталь-ные коллективы являются основным звеном в процессе сохранения и развития татарской традиционной

инструментальной культуры

осуществляющим механизм межпоколенной передачи этнокультурных традиций татарского народа.

12. Профессиональные фольклорные

коллективы призваны на самом высоком профессиональном уровне, используя все известные татарские традиционные

музыкальные инструменты, развивать и пропагандировать лучшие образцы татарской традиционной культуры на самых больших концертных площадках, во всех средствах массовой информации, в CD и DVD продукции Республики Татарстан, России и всего мира.

13. Показателем проявления роли и места всех жанров народного творчества, в том числе и татарской традиционной музыкально - инструментального исполнительства во всех сферах этнокультурного пространства является Фольклорное фестивальное движение.

14. Жюри инструментальных конкурсов

обычно состоит из представителей классического музыкального

исполнительства, которое предъявляет к конкурсантам высокие исполнительские требования. Эти требования сложно, а порою просто невозможно выполнить на иконно старинных традиционных музыкальных инструментах, какими являются: думбра, кыл кубыз и др. Поэтому многие конкурсанты предпочитают исполнять произведения татарской традиционной музыки на баяне,

домре, балалайке и даже на электронных музыкальных инструментах. Таким образом происходит вытеснение традиционных инструментов ранних слоёв татарской

традиционной культуры из процесса

традиционного музыкального

исполнительства.

15. Старинные традиционные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

музыкальные инструменты гармонично существуют в естественной этнокультурной среде фольклорных коллективов. Здесь они естественно вписываются в синкретичную картину многообразного народного творчества с песнями, обрядами, народными играми, фольклорным театром. Такими являются этнографические, самодеятельные и учебные фольклорные ансамбли:

«Пирмэнкэ» Балтасинского района РТ; ансамбль деревни Ташкермень Лаишевского района РТ; «Сорнай», «Ак калфак», «Жомга кон» г Казани; «Шытыр-Шатыр» д.Чикча Тюменской области РФ.

16. Представителями музыкально-инструментальных кругов, входящих, как

правило, в состав жюри народно -инструментальных конкурсов и

инструментальных номинаций фольклорных фестивалей предлагается поставить изготовление традиционных музыкальных инструментов на основу фабричных технологий изготовления. Это на наш взгляд может привести к утери истинного строения, звучания и внешнего вида аутентичных музыкальных инструментов. Именно это произошло с русской балалайкой, которую унифицировал в свое время Андреев. В связи с этим считаем необходимым, развивать изготовление старотради-ционных

музыкальных инструментов именно в том виде, в котором они изготавливались в традиции, открывая для народных умельцев -изготовителей традиционных музыкальных инструментов персональные мастерские.

Таким образом, татарское традиционное музыкально-инструментальное творчество является неотъемлемой частью всех сфер современного этнокультурного пространства и не может развиваться обособленно, оно гармонично вписывается в учебную, поисково-исследовательскую, концертную и культурно-просветительскую деятельность учебных, научных учреждений

этнохудожественной направленности, в деятельность фольклорных и народноинструментальных коллективов и ансамблей в синкретичном единстве со всеми жанрами традиционной культуры.

Литература

1. Багдасарова А.Б. Этнокультурное образовательное пространство как поле социализации

человека в современной России . - Ставрополь, 2002.

2. Баклушинский Н.Г. Орлова // Этнос. Идентичность. Образование. - М., 1998. - С. 248-267

3. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М.: Наука, 1987. - 224 с.

4. Берлянт А. М. Образ пространства: карта и информация. — М.: Мысль, 1986. - 240 с.

5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1972.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. / Волков Г.Н. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. - 376 с.

7. Ежегодная научная конференция Сорокинские Чтения. Актуальные проблемы социологической науки и социальной практики. МГУ им. М.В. Ломоносова, социологический фак-т. - М., 2002 г.

8. Лысенко О.В. Примерная программа дисциплины «Этнография восточных славян», Раздел IV: «Этнокультурное пространство как интегрированная модель традиционной культуры», Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, С-Пб, 2004 г.

9. Макаров Г.М. К вопросу об изучении татарского музыкально-инструментального искусства позднего средневековья /Макаров Г.М.// Материалы научной конференции Казанской государственной консерватории «Музыкальная наука среднего Поволжья. Итоги и перспективы».

- Казань: КГК, 1997. - С. 80-91.

10. Мациевский И.В Традиционная инструментальная музыка народов Европы и Азии: перспективы исследовательского сериала и консолидация этноинструментоведов. / Вопросы инструментоведения. - Санкт-Петербург, 1993. - С. 28- 35.

11. Нигмедзянов МН. Татарские народные музыкальные инструменты // Музыкальная фольклористика. Вып. 2. (Ред.-сост. А.А. Банин). - М.: Сов. композитор, 1978. - С. 266 - 297.

12. Сборник II Всероссийской научной конференции СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2005. 1415 декабря 2005 г. - М., 2005 г.

13. Собильская А.С. Место человека в этнокультурном пространстве/ Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (2009 год, Том 2, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.. - Ставрополь, 2009 г.

14. Ханбиков И.Я Из истории педагогической мысли татарского народа / Ханбиков И.Я. -Казань: Татарское книжное издательство, 1967г. - 232 с.

15. Щиголева Н.В., Структура культурно-образовательного пространства. М., 2003, - с. 45

16. Электронный источник: ru.wikipedia.org

17. Электронный источник www. £э1кт&.ш/?р=2176

18. Электронный источник http://anthropo1ogy.ru

19. Электронный источник http://1ib.socio.msu.rU/1/1ibrary

20. Яковлев, 1991: Яковлев В.И. Традиционные музыкальные инструменты народов Среднего Поволжья. - Казань, 1991. - 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.