Научная статья на тему 'Место и роль общественного сектора в социальной адаптации граждан, проходящих и завершивших службу в рядах Вооруженных Сил, органах правопорядка и других ведомств, в которых предусмотрена военная служба (на примере европейских стран)'

Место и роль общественного сектора в социальной адаптации граждан, проходящих и завершивших службу в рядах Вооруженных Сил, органах правопорядка и других ведомств, в которых предусмотрена военная служба (на примере европейских стран) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
338
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАЦИЯ / ASSOCIATION / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / MILITARY PERSONNEL / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ARMED FORCES / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / CIVIL DEFENSE / ЕВРОПА / EUROPE / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ПРОФСОЮЗ / LABOR UNION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арабидзе Ираклий Теймуразович

В статье автор рассматривает место и роль профессиональных союзов, негосударственных, некоммерческих, общественных организаций в социальной адаптации граждан, прошедших службу в рядах вооруженных сил, правоохранительных органов и других ведомств, в которых предусмотрена военная служба (части пожарной охраны, гражданской обороны), на примере европейских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Арабидзе Ираклий Теймуразович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF PUBLIC SECTOR IN SOCIAL ADAPTATION OF THE CITIZENS ARE SERVING AND HAVE FINISHED IN ARMED FORCES, LAW ENFORCEMENT BODIES AND OTHER DEPARTMENTS OF THE MILITARY SERVICE (ON THE EXAMPLE OF THE EUROPEAN COUNTRIES)

The author of the article views a place and a role of labor unions, non-state, non-profit, public organizations in social adaptation of the citizens who has served in armed forces, law enforcement agencies and other departments of the military service (parts of fire protection, civil defense), on the example of the European countries.

Текст научной работы на тему «Место и роль общественного сектора в социальной адаптации граждан, проходящих и завершивших службу в рядах Вооруженных Сил, органах правопорядка и других ведомств, в которых предусмотрена военная служба (на примере европейских стран)»

В-пятых, запретить самостоятельное размещение людей в населенных пунктах, предназначенных для размещения рассредоточиваемых работников предприятий городов, отнесенных к группам по ГО и продолжающих работу в военное время.

Литература

1. Усиков А.В., Бурутин Г.А., Говрилов В.А., Ташлыков С.Л. «Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах» вторая половина XX - начало XXI века МО РФ Институт военной истории, Москва, военное издательство

2. Преступления НАТО в Югославии II том Документальные свидетельства 25 апреля - 10 июня Белград 1999 г. - 568 стр.

3. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1 - ФКЗ «О военном положении».

4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

5. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

6. ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.

7. СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение наружные сети и сооружения.

8. Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. ДГЗ МЧС России. 2005 г.

9. Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, 1996 г.

10. Руководство по организации планирования, обеспечения и проведения эвакуации населения в военное время, 1997 г.

УДК 331.105.445:341.321.3

И.Т. Арабидзе

МЕСТО И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГРАЖДАН, ПРОХОДЯЩИХ И ЗАВЕРШИВШИХ СЛУЖБУ В РЯДАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ, ОРГАНАХ ПРАВОПОРЯДКА И ДРУГИХ ВЕДОМСТВ, В КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЕННАЯ СЛУЖБА (НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН)

В статье автор рассматривает место и роль профессиональных союзов, негосударственных, некоммерческих, общественных организаций в социальной адаптации граждан, прошедших службу в рядах Вооруженных Сил, правоохранительных органов и других ведомств, в которых предусмотрена военная служба (части пожарной охраны, гражданской обороны), на примере европейских стран.

Ключевые слова: ассоциация, военнослужащие, Вооруженные Силы, гражданская оборона, Европа, полиция, профсоюз.

I. Arabidze

PLACE AND ROLE OF PUBLIC SECTOR IN SOCIAL ADAPTATION OF THE CITIZENS WHO SERVING AND HAVE FINISHED IN ARMED FORCES, LAW ENFORCEMENT BODIES AND OTHER DEPARTMENTS IN WHICH THE MILITARY

SERVICE (ON THE EXAMPLE OF THE EUROPEAN COUNTRIES) IS PROVIDED

In article the author considers a place and a role of labor unions, non-state, non-profit, public organizations in social adaptation of the citizens who have served in armed forces, law enforcement agencies and other departments in which the military service (parts of fire protection, civil defense), on the example of the European countries is provided.

Keywords: association, military personnel, Armed forces, civil defense, Europe, police, labor

union.

В условиях мирового финансового кризиса и сырьевой ориентации российской экономики проблему социальной адаптации граждан Российской Федерации, завершивших профессиональную карьеру в ведомствах, предусматривающих военную службу (Министерство Обороны РФ, МЧС России, МВД России и.т.д.), по мнению автора, необходимо решать не только государственным органами исполнительной власти. Негосударственные, некоммерческие, общественные организации, бизнес-структуры и профессиональные союзы могут проводить успешную работу по сокращению негативных факторов адаптации к гражданской жизнедеятельности [1], социальной поддержке и отстаиванию законных интересов «людей в погонах».

Проблема, затрагиваемая в статье, обусловлена не достаточной изученности зарубежного опыта деятельности организаций негосударственного сектора, занимающихся решением вопроса социальной адаптации граждан, прошедших службу в рядах Вооруженных Сил, полиции, пожарной охраны, гражданской обороны и других, так называемых «силовых» ведомствах. Цель статьи заключается в анализе и обобщении положительного опыта работы некоммерческих, негосударственных ассоциаций и профессиональных союзов европейских стран по улучшению условий и качества жизнедеятельности отставных «силовиков», соблюдения их законных прав, гарантий и расширения гражданских свобод.

Исходя из цели исследования, в статье решаются следующие задачи: 1) рассмотреть исторические этапы формирования негосударственных, некоммерческих ассоциаций и профессиональных союзов военнослужащих в странах Европы, обозначить проблемы, с которыми сталкивались данные организации в процессе становления; 2) выявить ключевые функции и задачи, решаемые организациями негосударственного сектора, работающими в интересах отставных военных.

Тема изучения зарубежного опыта участия организаций негосударственного сектора в социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, поднималась в публицистических статьях некоторых отечественных профсоюзных деятелей, журналистов, военных политологов. Так, в своей статье «Профсоюзное движение военнослужащих (правовые основы и опыт России и зарубежных стран)» Председатель Общероссийского профессионального союза военнослужащих О.К. Шведков рассматривает правовые основы деятельности профессиональных союзов военнослужащих в рамках европейского и российского законодательств, описывает исторические

_ 107

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'1

этапы развития данных союзов в странах Европы [6]. В статье «Развиваем международное сотрудничество» Л. Коваль затрагивает вопрос поддержки европейскими ассоциациями военнослужащих процесса формирования профсоюзов «силовиков» на территории стран СНГ [3]. Описание деятельности профсоюзов военнослужащих европейских государств приводится в статье И. Иванюка «Зачем военным профсоюзы», построенной на интервью О.К. Шведкова [2]. Необходимость и важность участия организаций негосударственного сектора в работе с военнослужащими отмечена в статье «ПАСЕ шокирована насилием и «дедовщиной» в армиях стран Совета Европы» (ПАСЕ - Парламентская Ассамблея Совета Европы - прим. автора) [4]. Правовые возможности и легитимность деятельности профсоюзов военнослужащих в условиях российского законодательства - тема статьи Д.В. Струговца «Без права на забастовку» [5].

Данная статья подготовлена на основе изучения официальных материалов (устав, руководящие документы, отчеты и.т.д.) на иностранном языке (преимущественно английский, немецкий, голландский) представленных на интернет-сайтах европейских профессиональных союзов и ассоциаций граждан, прошедших службу в рядах Вооруженных Сил, правоохранительных органов и других ведомств, предусматривающих военную службу (части пожарной охраны, гражданской обороны).

Исторические аспекты

Одни из первых предпосылок к созданию профессиональных союзов, отстаивающих интересы граждан, проходящих и завершивших службу в военных, полицейских и спасательных ведомствах, появились в первой половине двадцатого века в странах Северной и Центральной Европы. Так в Нидерландах в 1907 году был создан, действующий и в настоящее время, профессиональный союз полицейских. В Финляндии законодательство страны позволило в 1929 году офицерам Вооруженных Сил образовать свою независимую профессиональную ассоциацию для защиты и продвижения интересов, касающихся прохождения воинской службы, а так же государственного обеспечения после увольнения в запас. На начальном этапе существования в ассоциации, согласно внутреннему уставу, могли состоять только унтер-офицеры. Однако с течением времени возможность стать полноправными членами получили все военнослужащие, независимо от звания и занимаемой на момент увольнения со службы должности.

Вторая мировая война, охватившая европейские страны на рубеже 1930-40-х годов, по мнению автора, явилась неким сдерживающим фактором в процессе формирования независимых профсоюзных движений и ассоциаций, представляющих интересы такой категории граждан - как военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и других ведомств, в которых предусмотрена военная служба. Первая послевоенная негосударственная организация, целью которой стала защита интересов «граждан в погонах», появилась в Германии в 1956 году. В Ассоциацию военнослужащих Бундесвера может войти любой действующий или бывший военнослужащий, независимо от звания и выслуги лет. Главный принцип, которым в своей деятельности руководствуется Ассоциация - «Гражданин носящий форму имеет те же права, что и рядовой житель Германии». Немногим позже немецкой, в 1959 году в Дании создаётся «Ассоциация констеблей и капралов». Изначально право на вступление в нее имели только констебли. На сегодняшний день организация является крупнейшей в Дании и объединяет военнослужащих всех званий, проходящих как контрактную, так и срочную службу. В течение нескольких лет с момента образования ассоциация находилась в сотрудничестве с ассоциацией

военнослужащих Вооруженных Сил Дании, руководимой уполномоченными лицами из Министерства обороны. Но в 1984 году выделилась в независимую общественную структуру.

Образование, становление и формирование негосударственных организаций, ассоциаций, профсоюзов, занимающихся решением проблемы социальной адаптации граждан, завершивших профессиональную деятельность в ведомствах, предусматривающих военную службу (Министерство обороны, полиция, силы пожарной охраны, части гражданской обороны) в странах Европы особенно активно происходило в 90-х годах ХХ века. Так, в 1991 году создается «Ассоциация офицеров Вооруженных Сил Республики Ирландия». Это стало возможным благодаря законодательным изменениям, которые коснулись, в том числе, порядка регистрации и функционирования профессиональных союзов страны. До этого момента существовали правовые ограничения, запрещающие военнослужащим создавать, либо вступать в какие-либо не подконтрольные государству объединения, направленные на защиту интересов «людей в погонах». В Бельгии ключевым можно назвать 1992 год, когда несколько независимых друг от друга и государства общественных организаций объединились в единую аполитичную структуру, целью которой стала борьба за интересы действующих и отставных военных, сотрудников полиции.

При поддержке министерства социального развития в Италии, в том же 1992 году, создается беспартийная и некоммерческая организация «Ассоциация солидарности военнослужащих «Закон и прогресс». Ее основная задача - контроль соблюдения социальных прав и гарантий военнослужащих независимо от воинского звания и выслуги лет. Кроме того, в 1992 году, на фоне намерений властей Португалии принять новый закон о военной службе и воинской обязанности, не устраивавший действующих офицеров Вооруженных Сил этой страны, появляется «Ассоциация офицеров Вооруженных Сил Португалии». Еще одной предпосылкой, помимо нового закона, стала общая тенденция ущемления и ограничения гражданских прав ветеранов военной службы. Появление относительно новых общественных структур, работающих на благо интересов граждан, завершивших и проходящих профессиональную деятельность в ведомствах, предусматривающих военную службу (Министерство обороны, полиция, силы пожарной охраны, части гражданской обороны), в тех странах, где их прежде не было, связано, как считает автор, не только сугубо с личным желанием военнослужащих отстаивать свои закрепленные законодательством права наравне с гражданами, занятыми в негосударственном секторе экономики, но и определенными социально - экономическими преобразованиями внутри самих стран Европы.

Это можно увидеть на примере Польши, где масштабная реструктуризация Вооруженных Сил, начатая в 1980-х годах ХХ века, привела не только к сокращению численности личного состава, но, и как следствие, породила проблему социальной адаптации военнослужащих запаса, в отставке, к условиям жизнедеятельности в рамках рыночной экономики. На этом фоне, преодолев трудности легализации, в 1995 году начинает функционировать негосударственная, некоммерческая организация «Союз старших офицеров корпуса регулярной армии Польши».

С началом двухтысячных годов негосударственные организации, ассоциации, профсоюзы, деятельность которых направлена на снижение рисков социальной адаптации граждан, завершивших и проходящих профессиональную деятельность в ведомствах, предусматривающих военную службу (Министерство обороны, полиция, силы пожарной охраны, части гражданской обороны) появились в таких странах как: Франция, Кипр, Литва, Словения. Во Франции по инициативе отставных военных создается «Ассоциация защиты прав военнослужащих

_ 109

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'1

Вооруженных Сил Франции» (основана в 2001 году). Ассоциация образована строго в соответствии с нормами европейского и международного права, что дает ей возможность отстаивать интересы своих членов на самом высоком политическом уровне. На Кипре, при поддержке Министерства обороны и Министерства внутренних дел, в 2008 году проведена активная информационная кампания, ставшая успешной, по привлечению членов во вновь созданную Ассоциацию офицеров армии Кипра. Ущемление прав действующих и бывших военнослужащих, сокращение численности Вооруженных Сил, проблемы в области социального обеспечения военных пенсионеров и членов их семей, привели к созданию в Литве «Центра защиты прав военнослужащих» (год основания - 2009). Подобные тенденции невнимания и игнорирования проблемных направлений, связанных с соблюдением положенных законодательно прав, социальных гарантий и обязательств перед действующими, а так же отставными военнослужащими, послужили импульсом к появлению в 2009 году профсоюза военнослужащих Словении [7].

Подводя итог приведенного выше описания исторических этапов становления и развития профессиональных союзов, ассоциаций, негосударственных, некоммерческих организаций, занимающихся решением проблемы социальной адаптации граждан, прошедших службу на воинских должностях в рядах Вооруженных Сил, правоохранительных органов (частях пожарной охраны, гражданской обороны) в различных странах Европы, выделим ряд общих и отличительных признаков данного процесса. Общие: социально - экономические преобразования, коснувшиеся, в том числе, и Вооруженные Силы в части сокращения численности личного состава и финансового обеспечения; стремление военнослужащих к защите своих законных прав и гарантий; систематичность случаев ущемления, нарушения со стороны государства законных прав и гарантий как бывших, так и действующих военнослужащих. Отличительные: главным образом кроются в различии законодательства европейских стран в части, касающейся возможности создания военнослужащими независимых, негосударственных профсоюзных организаций, ассоциаций и объединений.

Направления деятельности

Для понимания места и роли негосударственных некоммерческих организаций стран Европы в процессе социальной адаптации граждан, завершивших профессиональную деятельность в ведомствах, предусматривающих воинскую службу, целесообразно провести анализ целей, задач, изучить направления и формы работы данных организаций.

Большая часть из созданных и в настоящее время функционирующих профсоюзных объединений военнослужащих в странах Европы изначально, на стадии своего формирования, ставили перед собой главной целью борьбу за соблюдение всех законодательно положенных военнослужащим прав и гарантий. Профсоюз военнослужащих Голландии, одна из старейших подобных организаций на территории Европы, оказывает своим членам, действующим военнослужащим и завершившим воинскую службу гражданам, всестороннюю помощь по следующим направлениям: предоставление социальной помощи военнослужащим и членам их семей; индивидуальная правовая поддержка; содействие в трудоустройстве инвалидов и ветеранов военной службы. Финская ассоциация защиты прав военнослужащих, наиболее активно реализует свою деятельность на направлении, связанном с заключением и реализацией коллективного договора между гражданином и оборонным ведомством. Кроме того, члены ассоциации могут рассчитывать на помощь и поддержку в правовых вопросах, имеют возможность пройти

110 -

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'1

переподготовку на гражданскую специальность, могут обратиться с просьбой о содействии в трудоустройстве после завершения воинской службы. Профсоюзная организация военнослужащих Бундесвера, помимо правовой поддержки своих членов в вопросе выполнения государством всех обязательств перед ними, оказывает всестороннюю помощь семьям военнослужащих, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, занимается страхованием здоровья и жизни граждан, проходящих воинскую службу. Решение проблемы трудоустройства граждан, завершивших воинскую службу - ключевая задача Ассоциации констеблей и капралов Вооруженных Сил Дании. Члены ассоциации имеют право бесплатно пройти переподготовку на желаемую гражданскую специальность. Кроме того крепкие связи ассоциации с бизнес -сообществом позволяют с одной стороны, обеспечивать частные предприятия сотрудниками из числа бывших военнослужащих, с другой, способствуют желающим в открытии и развитии собственного дела, что как полагает автор, в целом имеет положительное влияние на экономику и деловой климат государства.

За 23 года существования значительного прогресса в улучшении социально-экономического положения военнослужащих запаса, в отставке и членов их семей удалось добиться у себя на родине Ассоциации офицеров Вооруженных Сил Республики Ирландия. Пенсионные выплаты военным пенсионерам за этот период увеличились на 40%, создана гибкая система кредитования, интересы «граждан в погонах» активно лоббируются на самом высоком государственном уровне. Профсоюзная организация военнослужащих Бельгии выстраивает работу на принципе специфичности профессии военного как таковой. Забота об общем благосостоянии членов профсоюза сочетается с работой на местах - в воинских частях и формированиях. Уделяется внимание решению проблем, возникающих не только у действующих, но и отставных военных, по средствам взаимодействия со средствами массовой информации поднимается общий престиж воинской службы. Итальянская Ассоциация солидарности военнослужащих «Закон и прогресс» осуществляет работу по двум ключевым направлениям.

Первое: защита индивидуальных и коллективных прав военнослужащих (как проходящих службу, так и находящихся в отставке, либо на пенсии), социальная поддержка нуждающихся.

Второе: реализуются мероприятия по вовлечению лиц, прошедших военную службу и членов их семей в активную общественную деятельность, направленную на повышение общего уровня благосостояния граждан страны. Профсоюз военнослужащих Португалии напрямую занимается вопросами социально-профессиональной адаптации бывших военнослужащих к условиям гражданской жизнедеятельности. Кроме того, профсоюз выступает посредником между государством и военнослужащим в решении возможных проблем связанных с соблюдением полагающихся «военному» человеку прав и гарантий, как во время, так и после завершения службы. Широкий круг актуальных, по мнению автора, задач в интересах «граждан в погонах» решает «Ассоциация защиты прав военнослужащих Вооруженных Сил Франции».

Целесообразно выделить следующие направления работы: защита и лоббирование профессиональных интересов; борьба с расизмом и оказание помощи жертвам дискриминации на основе расовой, религиозной, национальной, этнической принадлежности; борьба с дискриминацией по половому признаку военнослужащих; защита интересов и поддержка ветеранов Вооруженных Сил; борьба со случаями проявления неуставных отношений; оказание помощи инвалидам военной службы, гражданам, получившим ранения или увечья в ходе выполнения воинского долга; осуществление вклада в культурную составляющую воинской

жизни, повышение дисциплины; профессиональная переподготовка на гражданские специальности [7].

На основании изучения исторических этапов создания профессиональных союзов, негосударственных, некоммерческих, общественных организаций, занимающихся проблемой социальной адаптации граждан, прошедших службу в рядах Вооруженных Сил, правоохранительных органов и других ведомств, в которых предусмотрена военная служба (части пожарной охраны, гражданской обороны) в странах Европы, а так же их целей, задач и направлений деятельности, автор пришел к следующим выводам:

- проблема социальной адаптации граждан, прошедших службу в «силовых» ведомствах, на сегодняшний день остается актуальной в странах Евросоюза;

- актуальность проблемы привела к появлению организаций негосударственного сектора, ставящих своей целью ее решение;

- законодательные ограничения не помешали созданию профсоюзных, общественных организаций и ассоциаций военнослужащих;

- ключевые задачи и цели подобных организаций в большинстве своем сводятся к: правовой поддержке военнослужащих; контролю над соблюдением установленных законодательством гарантий и обязательств перед действующими и бывшими военнослужащими; содействию в переподготовке и трудоустройстве; социальной работе с семьями военнослужащих; заботе об инвалидах и ветеранах военной службы; повышению престижа воинской службы.

Справочные, аналитические и статистические материалы, полученные автором в ходе подготовки данной стать, могут быть использованы при преподавании (в особенности семинарских и практических занятий) такой дисциплины как «Демография». Кроме того, автор полагает, что проблема, затронутая в статье, может послужить основой для создания и решения кейсов по применению положительного зарубежного опыта в деятельности российских профессиональных союзов, негосударственных, некоммерческих, общественных организаций, занимающихся проблемой социальной адаптации граждан, прошедших службу в рядах Вооруженных Сил, правоохранительных органов и других ведомств, в которых предусмотрена военная служба (части пожарной охраны, гражданской обороны).

Литература

1. Арабидзе И.Т., Мухин В.И. Социальная адаптация увольняемых в запас военнослужащих: проблемы мегаполиса // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2012. № 2. С. 68-72.

2. Иванюк И. Зачем военным профсоюзы [Электронный ресурс]. // www.old.redstar.ru. [сайт]. [2003]. URL. http://old.redstar.ru/2003/10/04_10/1_03.html (дата обращения: 24.02.2014).

3. Коваль Л. Развиваем международное сотрудничество [Электронный ресурс]. // www.profvesti.org. [сайт]. [2009]. URL. http://profVesti.org/2012/07/05/8556 (дата обращения: 24.02.2014).

4. ПАСЕ шокирована насилием и «дедовщиной» в армиях стран Совета Европы [Электронный ресурс]. // http://www.newsru.com. [сайт]. [2006]. URL. http://www.newsru.com/world/12apr2006/dedov.html (дата обращения: 25.02.2014).

5. Струговец Д.В. Без права на забастовку [Электронный ресурс]. // www.ng.ru [сайт]. [2004]. URL. http://www.ng.ru/nvo/2004-07-16/11_union.html (дата обращения: 25.02.2014).

6. Шведков О.К., Нестеров В.С. Профсоюзное движение военнослужащих (правовые основы и опыт России и зарубежных стран) [Электронный ресурс]. // www.portalus.ru [сайт]. [2004]. URL.

http://www.portalus.ru/modules/internationallaw/print.php?subaction=showfull&id= 1095960127&archive=&start_from=&ucat=1 & (дата обращения: 24.02.2014).

7. EUROMIL - European Organization of Military Associations [Электронный ресурс] // www.euromil.org [сайт]. [2010]. URL. http://www.euromil.org/news (дата обращения: 25.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.