Можно предложить следующее определение информационного противоборства как социального явления - это борьба противостоящих сторон для воздействия на духовно-информационную среду, общественное и индивидуальное сознание военнослужащих и граждан противоположной стороны, моральный дух военнослужащих, а также защиты собственной духовно-информационной среды и общественного сознания, морального духа военнослужащих, в интересах достижения поставленных целей через содержание духовного мира каждой отдельной личности, общества и государства.
Об особенностях формирования морального духа военнослужащих в условиях информационного противоборства будет рассмотрено в последующих статьях.
Литература
1. Ковылов О.В., Пряхин А.М. Научный журнал «Научные и образовательные проблемы гражданской защиты», 2013г., №4, С. 96-99.
2. Доктрина информационной безопасности РФ (2000 г.)
3. Концепция информационной безопасности РФ (1996 г.)
4. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. - М., 2003. С. 467-478.
5. Пряхин А.М. Моральный дух российской армии как объект информационного противоборства (социально-философский анализ). - М: ВУ, 2009. С. 16-37.
6. Панарин И.Н. Информационная война и геополитика. - М., 2006. С. 172.
УДК 355.58
А.И. Кузьмин, Д.И. Иванченко СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЭВАКУАЦИЮ НАСЕЛЕНИЯ
В статье рассмотрены основные современные взгляды на эвакуацию населения в условиях военных конфликтов.
Ключевые слова: эвакуация населения, мирное население, система жизнеобеспечения.
MODERN VIEWS ON THE EVACUATION OF THE POPULATION
The article describes the main modern views on the evacuation of the population in modern wars and armed conflicts.
Keywords: еvacuation of the population, the civilian population, the life support system.
Во все времена государство защищает население от внешних и внутренних угроз, современный мир не является исключением. Так в Российской Федерации планируются и разрабатываются документы в области защиты населения, материальных и культурных ценностей,
_ 103
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'1
исходя из наихудшего варианта развития событий в военное время, а именно массированного применения противником оружия массового уничтожения (ядерного оружия). Один из основных способов защиты населения - это эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы [4]
Безопасный район - это территория в пределах загородной зоны, расположенная вне зон возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. [4]
Но в настоящее время начинается новый виток в военно-технической революции, который во многом определит характер будущих войн.
Развитию высокоточного оружия и созданию его запасов придается серьезное внимание. Так, в ближайшее время США планирует создать запас высокоточного оружия на 30 суток ведения войны с любым противником, в любом месте с ежедневным расходованием до 1000 крылатых ракет и постоянно увеличивать эту способность. [1]
Следовательно возникает необходимость в переосмыслении взглядов, как на ведение войны в целом, так и на защиту населения. Защиту мирного населения государство сегодня должно планировать и организовывать не только от оружия массового поражения, но и от обычных средств поражения, учитывая всю специфику применения этого оружия.
Опыт защиты населения в военных конфликтах второй половины XX века (Ирак, Югославия, Чечня), также подтверждает необходимость пересмотра взглядов на организацию защиты населения в военное время.
Проблема защиты мирного населения в военных конфликтах заключается в том, что необходимо защищать население не только от поражающих факторов обычных средств поражения, но и от последствий, вызванных этим оружием. При уничтожении критически важных объектов, химически опасных объектов, гидротехнических сооружений (далее объект) вторичные факторы поражения нанесут многократно больше ущерба, чем от самого носителя. Только при уничтожении одного химически опасного объекта, облако химических веществ может распространиться на значительную территорию муниципального образования, что приведет к колоссальным людским потерям. Количество пострадавших будет зависеть от многих факторов: своевременного информирования и оповещения населения, видов и количества аварийно-химических веществ, погодных условий, наличия у населения средств индивидуальной защиты и т.д. Не трудно представить количество жертв и ущерб от поражения противником нескольких подобных объектов.
Имея полную информацию об объекте есть возможность спланировать и разработать документы в области защиты населения и на основе мероприятий, выполняемых согласно этих документов защитить население от первичных и вторичных факторов поражения. Допустим, что от первичных и вторичных факторов поражения население будет защищено с помощью основных способов защиты, но только лишь от поражающих факторов, и проблема возникнет от нарушения систем жизнеобеспечения, что по своей сути несет «скрытую» угрозу мирному населению.
К объектам систем жизнеобеспечения относятся: объекты систем водоснабжения и канализации; объекты систем электроснабжения; объекты систем газоснабжения; объекты систем теплоснабжения; объекты систем медицинского обслуживания населения; объекты транспортных систем; объекты систем связи; объекты систем продовольственного обеспечения; важнейшие объекты органов управления. При их разрушении возникнет целый ряд «скрытых» угроз для мирного населения, которые обнаружатся не сразу, а только при дефиците той или иной продукции или услуг.
104 -
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'1
Представим себе, что в военное время мирное население уже находится в безопасных районах, все эвакуационные мероприятия выполнены в полном объеме. Противник современными средствами поражения уничтожает все объекты водоснабжения обеспечивающие питьевой водой безопасный район, а согласно нормативным документам потребность в воде на одного человека в сутки достаточно велико. [6] Данная проблема потребует немедленного решения, дополнительных затрат сил и средств и это с учетом того, что мирное население уже находится в безопасном районе и ему ни что не должно угрожать.
Так в Югославии водонасосная станция "Бадовац", снабжающая водой большую часть города Приштина, численность населения которого составляет около 200 тысяч жителей, была подвергнута нападению в ночь с 1 на 2 мая 1999 г. Здание, в котором были расположены насосные и электрические установки, было частично повреждено, а водонасосные установки были полностью разрушены, после чего население города Приштина испытывала дефицит в питьевой воде. [2]
Не трудно представить какой сценарий развития событий будет при вывода из строя одновременно нескольких объектов систем жизнеобеспечения при том, что современными средствами поражения достичь этой цели противником возможно. Можно предположить, что мирное население будет искать выход из сложившейся ситуации и не исключен тот вариант, когда мирное население начнет самостоятельно покидать свои места проживания.
Согласно действующих нормативных документов безопасные районы могут быть в черте города, что в свою очередь еще больше подвергает мирное население опасности и в данном случае безопасные районы будут условно безопасными.
Не мало важен фактор не совершенности современных средств поражения, которые не всегда попадают в назначенную ей цель и по опыту в войне в Югославии, когда современные средства поражения противника поражали жилые дома, деревни, больницы и даже колонны с эвакуируемым населением, можно сделать вывод, что для решения данной проблемы нужно соответствующим образом корректировать планы эвакуации и существующую нормативно-правовую базу.
Во-первых, разрабатывать план эвакуации населения с учетом автономности безопасных районов.
Под понятием автономность понимать способность безопасных районов самостоятельно обеспечивать все потребности и соблюдать все нормы в области жизнеобеспечения населения в условиях современных войн и вооруженных конфликтов.
Во-вторых, разрешить применение личного транспорта в период эвакуации установленным порядком только по заранее определенным маршрутам, что в разы уменьшит время, силы и средства на проведение эвакуационных мероприятий, данный способ законодательно ни где не предусмотрен. Производить учет личного транспорта, как на городских, так и на загородных магистралях.
В-третьих, принять меры к учету населения и личного транспорта, прибывшего в загородную зону во избежание нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм.
В-четвертых, организовывать заблаговременную выдачу эвакуационных предписаний на предприятиях или соответствующими подразделениями администраций с обязательным указанием разрешенного места размещения. Не допускать размещения людей в загородной зоне без соответствующих предписаний.
_ 105
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'1
В-пятых, запретить самостоятельное размещение людей в населенных пунктах, предназначенных для размещения рассредоточиваемых работников предприятий городов, отнесенных к группам по ГО и продолжающих работу в военное время.
Литература
1. Усиков А.В., Бурутин Г.А., Говрилов В.А., Ташлыков С.Л. «Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах» вторая половина XX - начало XXI века МО РФ Институт военной истории, Москва, военное издательство
2. Преступления НАТО в Югославии II том Документальные свидетельства 25 апреля - 10 июня Белград 1999 г. - 568 стр.
3. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1 - ФКЗ «О военном положении».
4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
5. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
6. ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.
7. СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение наружные сети и сооружения.
8. Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. ДГЗ МЧС России. 2005 г.
9. Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, 1996 г.
10. Руководство по организации планирования, обеспечения и проведения эвакуации населения в военное время, 1997 г.
УДК 331.105.445:341.321.3
И.Т. Арабидзе
МЕСТО И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГРАЖДАН, ПРОХОДЯЩИХ И ЗАВЕРШИВШИХ СЛУЖБУ В РЯДАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ, ОРГАНАХ ПРАВОПОРЯДКА И ДРУГИХ ВЕДОМСТВ, В КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЕННАЯ СЛУЖБА (НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН)
В статье автор рассматривает место и роль профессиональных союзов, негосударственных, некоммерческих, общественных организаций в социальной адаптации граждан, прошедших службу в рядах Вооруженных Сил, правоохранительных органов и других ведомств, в которых предусмотрена военная служба (части пожарной охраны, гражданской обороны), на примере европейских стран.
Ключевые слова: ассоциация, военнослужащие, Вооруженные Силы, гражданская оборона, Европа, полиция, профсоюз.
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'1