Научная статья на тему 'Место и роль образовательного кредита в системе потребительского кредитования'

Место и роль образовательного кредита в системе потребительского кредитования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ / BANKING PRODUCT / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ / CONSUMER CREDIT / РЫНОК РОЗНИЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ / RETAIL LENDING MARKET / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КРЕДИТ / EDUCATIONAL CREDIT / ЕМКОСТЬ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / THE CAPACITY OF THE EDUCATION MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хозуева Ю. А.

Такие явления, как финансовый кризис, способствуют повышенному вниманию к образованию. В условиях кризиса снижаются доходы населения, а темпы роста образовательных кредитов растут. Банкам предоставляется реальная возможность занять нишу в новом секторе розницы. В России доля образовательных кредитов в структуре потребительского составляет менее процента. Однако, емкость рынка образовательных кредитов достаточно велика, что обуславливает предпосылки развития данного банковского продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomena such as the financial crisis, promote increased attention to education. In a crisis, falling incomes, and the growth of educational loans are rising. The Bank provides a real opportunity to take a new niche in the retail sector. In Russia, the share of student loans in the structure of consumption is less than one percent. However, the capacity of the market of educational loans is high enough, which leads to the development background of the banking product.

Текст научной работы на тему «Место и роль образовательного кредита в системе потребительского кредитования»

Хозуева Ю.А.,

аспирант кафедры банковского дела

РГЭУ (РИНХ)

Е-mail: [email protected]

МЕСТО И РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРЕДИТА В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Такие явления, как финансовый кризис, способствуют повышенному вниманию к образованию. В условиях кризиса снижаются доходы населения, а темпы роста образовательных кредитов растут. Банкам предоставляется реальная возможность занять нишу в новом секторе розницы. В России доля образовательных кредитов в структуре потребительского составляет менее процента. Однако емкость рынка образовательных кредитов достаточно велика, что обусловливает предпосылки развития данного банковского продукта.

Ключевые слова: банковский продукт, потребительский кредит, рынок розничного кредитования, образовательный кредит, емкость рынка образовательных услуг.

Hozueva Y.A.

PLACE AND ROLE OF EDUCATIONAL CREDIT SYSTEM CONSUMER CREDIT

Phenomena such as the financial crisis, promote increased attention to education. In a crisis, falling incomes, and the growth of educational loans are rising. The Bank provides a real opportunity to take a new niche in the retail sector. In Russia, the share of student loans in the structure of consumption is less than one percent. However, the capacity of the market of educational loans is high enough, which leads to the development background of the banking product.

Keywords: banking product, consumer credit, retail lending market, educational credit, the capacity of the education market.

Производительные силы в обществе развиваются под влиянием экономических настроений населения. Если в стране ощущается экономическая стабильность, если доходы домохозяйств растут, то население более активно проявляет себя на рынке товаров и услуг, что, в свою очередь, обеспечивает рост валового внутреннего продукта. Однако создание новой экономической реальности возможно и при условии неудовлетворенности населения своими экономическими потребностями. Именно неудовлетворенность стимулирует создание и развитие своего бизнеса, получение новых знаний, переезд на новое место жительства и другое.

По мнению руководителя центра стратегических исследований ООО «Росгосстрах» д.э.н. Зубец А.Н., главным драйвером экономического роста страны является потребительская активность населения. В стране можно ожидать развития экономики, если население готово потреблять товары и услуги. И наоборот - при сокращении доли населения, готового приобретать различные потребительские блага, экономика будет замедляться [4].

Начиная с 2012 г. в России снижаются темпы потребительской активности населения. Падает интерес потребительской активности, что отождествляется с сокращением продаж в различных секторах рынка.

Начавшийся в 2011 г. рост потребительского кредитования в 2012 достиг апогея. Кредиты населению выросли в целом по банковской системе на 40%, до 7,7 трлн руб. (табл. 1). Тем не менее с начала 2013 г. на рынке банковских услуг для населения наметилась тенденция спада интереса к получению новых кредитов, и эта тенденция продолжается до сегодняшнего дня.

Таблица 1 - Динамика розничного кредитования

(составлена на основе данных официального сайта Сберегательного Банка РФ, О динамике развития банковского сектора Российской Федерации в 2014 году, д.о. 10.09.2015 -

http://www.cbr.ru)

2011 2012 2013 2014

Объем розничного кредитования 5, 5 трлн руб. 7,7 трлн руб. 9,9 трлн руб. 11,3 трлн руб.

Темпы роста розничного кредитования 37,5% 39,4% 28,7%. 14%

До 2012 г. кредитные организации наращивали темпы розничного кредитования, например, за 2011 г. объем кредитов физическим лицам увеличился на 37,5%, а в 2012 г. еще на 1,9 п.п., что в итоге составило 39,4%. Появление новых кредитных продуктов, совершенствование платежных систем, повышение жизненного уровня населения, стабильное развитие экономики, развитие нормативно-правовой базы, наличие информационных ресурсов послужили повышением удельного веса розничного портфеля в активах банковского сектора.

Для некоторых отдельно взятых банков объемы розничного кредитования за 2014 г. удвоились. Однако Банк России увидел угрозу в бурном росте кредитования и начал вводить ограничения, например, банк «Связной» по рекомендации Центрального банка Российской Федерации приостановил выдачу кредитов; ЦБ увеличил размер отчислений в резервы по необеспеченным потребительским кредитам. И проблема не в том, что слишком быстро растут розничные кредиты, а в том, что слиш-

ком медленно кредиты предприятиям. Этот сегмент за 2012 г. вырос всего на 12,8% (до 20 трлн с 17,7 трлн руб.) против 39,4% по потребительскому кредитованию. Казалось бы, бум розничного кредитования и связанный с ним бум личного потребления должны стимулировать экономику. Но в России розничный бум стимулирует не экономику, а импорт.

Следующей причиной снижения темпов розницы являются очень высокие процентные ставки по потребительскому кредиту. Так, если сравнивать процентные ставки по потребительским кредитам, например в США, то взять кредит там гораздо выгодней, чем в нашей стране (табл. 2).

По мнению большинства аналитиков банковского рынка, высокие проценты по кредиту обусловлены быстрыми темпами инфляции в нашей стране. На сегодняшний день по официальным данным уровень инфляции в России находится в рамках от 10% в год (2014 - 11,36%), тогда как в США в среднем он равен 1-3% (табл. 3) [7].

Таблица 2 - Среднегодовые ставки по кредитам в России и США за 2010-2014 гг.1

Год 2010 2011 2012 2013 2014

Россия 10,8 8,5 8,9 8,9 22,0

США 3,25 4,4 4,0 3,6 3,6

1 http://sibac.info - СибАК, Проблемы развития потребительского кредитования в России, д.о. 8.09.2015.

Таблица 3 - Темпы прироста инфляции за 2011-2014 гг.

(http://sci-article.ru - сайт журнала VakBEZ Problem, д.о. 10.09.2015

Год 2011 2012 2013 2014 Июль 2015

США 3,2 2,1 1,5 0,76 0,35

Россия 6,1 6,6 6,5 11,4 15,6

Охарактеризуем рынок розничного кредитования по итогам 2014 года по элементам. Характеристику проведем на примере банков из числа 30 лидеров рынка услуг для частных лиц.

- Рынок кредитования населения характеризовался повышением средних ставок.

В целом банки повышали ставки по таким займам на гораздо меньшие

величины, чем по другим продуктам. К концу года заметно выросли ставки лишь по потребительским кредитам сроком на 5 лет - на 0,72 процентных пункта. По остальным срокам кредитования изменение стоимости не превысило 0,3 п.п. И лишь уже в январе 2015 стоимость потребкредитов отыграла рост ключевой ставки, скакнув на 4,85,7 п.п. (рис. 1).

(http://www.bankchart.ru - Рейтинги банковских услуг, д.о. 12.09.2015)

«Центральный банк, в надежде спасти курс рубля и сбить растущую инфляцию, своими действиями привел к росту стоимости фондирования банков. В такой ситуации банки просто были вынуждены поднять ставки по потребительским кредитам.

По мнению аналитиков Bankchart.ru, такие действия приведут к уменьшению объемов займов, что, в свою очередь, приведет к ослаблению потребительского спроса, стимулирующего экономику [10].

- В перечне кредитующих банков (из числа 30 крупнейших) произошли

минимальные изменения. В конце 2014 г. решение покинуть этот рынок приняли «Восточный Экспресс Банк» и «Связь-Банк».

Однако заметные изменения произошли по другим параметрам - максимальной сумме и сроку кредитования.

- Максимальная сумма кредита, которую декларируют банки из числа топ-30, за последний год не изменилась и составила 3 млн рублей. Однако снизилось количество учреждений, предлагающих такой лимит. В этом перечне были пять банков - ВТБ 24, Газпромбанк, Московский кредитный банк, Рос-

банк, Сбербанк России. В 2015 г. в этом сегменте остался лишь Банк Москвы.

- Аналогичная ситуация и по максимальному сроку кредитования - он не изменился и составляет 15 лет, но ряд банков сделали свои программы более короткими.

При этом банк «Возрождение», напротив, повысил срок кредитования с пяти до семи лет. В сегменте долларовых потребительских кредитов стоимость таких займов не менялась с середины года. По итогам 2014 г. снижение составило 0,1-0,4 п.п., 0,6-4,1 п.п. Рынок долларовых потребительских кредитов становится все более неинтересным для банков, и они не концентрируются на ценовой борьбе, как по другим продуктам для частных лиц. За последний год

Так, Россельхозбанк был готов кредитовать на 10 лет, а сегодня - лишь на семь; ВТБ 24 - на семь лет, сегодня -пять. Газпромбанк и Кредит Европа Банк сократили максимальный срок кредитования на один год, Абсолют Банк - на два года (табл. 4).

список кредитующих банков в долларе сократился на шесть организаций, или на 60%. Валютные программы свернули банки «Возрождение», Банк Москвы, Газпромбанк, Кредит Европа Банк, Московский кредитный банк и Сбербанк России (табл. 5).

Для более глубокого анализа рассмотрим распределение розничных кредитов по федеральным округам (рис. 2). На начало 2015 г. объем потребительских кредитов составил 11, 3 трлн руб. Лиде-

Таблица 4 - Основные условия банков по нецелевым потребительским кредитам

наличными в рублях на 02.02.2015 г.

_(http://www.bankchart.ru - Рейтинги банковских услуг, д.о. 12.09.2015)_

Банк Максимальный срок Максимальная сумма, руб. Диапазон эффективных ставок*

Росгосстрах Банк 5 лет 1 млн 14-21%

МДМ Банк 5 лет 750 тыс. 17-25,5%

Промсвязьбанк 5 лет 750 тыс. 17,9%

Зенит 5 лет 1 млн 18-21,85%

Газпромбанк 5 лет 3 млн 23%

Россельхозбанк 7 лет 1 млн 24-37%

Альфа-Банк 5 лет 2 млн 24,99-27,49%

Нордеа Банк 5 лет 800 тыс. 19,5-23,5%

Ханты-Мансийский банк «Открытие» 7 лет 300 тыс. 20-23,5%

ОТП Банк 3 года 300 тыс. 20,13-24,3%

Уралсиб 5 лет 1,5 млн 21,5-27,5%

Банк Москвы 5 лет 3 млн 21,9%

Ситибанк 5 лет 450 тыс. 23%

Петрокоммерц 3 года 1 млн 24%

Возрождение 7 лет 2 млн 24-26,25%

Московский кредитный банк 15 лет 3 млн 25%

Глобэкс 5 лет 750 тыс. 26%

ЮниКредит Банк 7 лет 500 тыс. 26%

ВТБ 24 5 лет 1 млн 26,5%

Сбербанк России 5 лет 3 млн 26,5-28,5%

Росбанк 5 лет 3 млн 27,4-29,9%

Райффайзенбанк 5 лет 150 тыс. 28,18-34,56%

Кредит Европа Банк 4 года 1 млн 30%

Абсолют Банк 3 года 700 тыс. 30-36%

Московский индустриальный банк 5 лет 500 тыс. 31-35%

Хоум Кредит Банк 3 года 200 тыс. 36,9%

* В зависимости от срока кредитования и программы.

рами розничного кредитования являются: Центральный федеральный округ, его доля составляет 31% (15% приходится на

г. Москву), Приволжский федеральный округ - 17% и Сибирский федеральный округ - 15%.

Таблица 5 - Основные условия банков для частных лиц по нецелевым потребительским кредитам наличными в долларах на 02.02.2015 г.

(http://www.bankchart.ru - Рейтинги банковских услуг, д.о. 12.09.2015)

Банк Максимальный срок Максимальная сумма, экв. руб. Диапазон эффективных ставок*

Нордеа Банк 5 лет 800 тыс. 12,5-16%

Зенит 5 лет 1 млн 17,1-18,05%

Уралсиб 5 лет 1,5 млн 17,5-23,5%

Россельхозбанк 7 лет 1 млн 20-22%

* В зависимости от срока кредитования и программы.

Где больше коммерческих банков, там шире представлены банковские услуги и больше объем кредитования домохозяйств. Незначительную долю потребительского кредитования фиксируют в двух округах - СевероКавказском и Южном.

Это связано с дотационным характером доходов республик, входящих в округа, этическим подходом к кредитованию, нестабильной политической ситуацией.

В 2015 г. эксперты ожидают значительное замедление темпов роста розничного кредитования [11]. Причин

торможения рынка несколько. Первая -закредитованность населения. «Осталось очень мало людей, которые, желая получить кредит, могут пройти через банковский скоринг. По данным Объединенного кредитного бюро на 1 января 2015 г., в среднем на одного заемщика в России приходится 1,8 кредита, в 2013 г. этот показатель составлял 1,68. В конце 2014 г. 56% заемщиков имели один действующий кредит, 25% - два кредита, 11% - три кредита, 9% - четыре и более. При этом у 63% заемщиков есть займы в одном банке, у 25% - в двух банках, у 8% - в трех банках [12].

Рисунок 2 - Структура выданных кредитов физическим лицам в Российской Федерации в территориальном разрезе на начало 2015 года,

где 1 - Уральский федеральный округ (ФО); 2 - Сибирский ФО; 3 - Дальневосточный ФО; 4 - Центральный ФО; 5 - Северо-Западный ФО; 6 - Южный ФО; 7 - Северокавказский ФО; 8 - Приволжский ФО

Вторая причина - выдавать сейчас розничные кредиты, особенно необеспеченные, очень рискованно для банков. Банкам требуется создавать большие, чем, например, по корпоративным кредитам, резервы на возможные потери. В ситуации дефицита капитала банки предпочитают заниматься менее рискованной и более перспективной деятельностью, такой как корпоративное кредитование, нежели тратить силы и ресурсы на развитие стагни-рующего рынка потребкредитования. Также причинами являются увеличение нагрузки на заработную плату, замедление темпов роста экономики и охлаждение рынка труда. По оценке директора по финансовым организациям Fitch Ratings Александра Данилова, по итогам 2015 г. рост розничного кредитования будет незначительным - меньше 10% [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотренные причины являются классическими для замедления розничного кредитования. А создавшиеся условия, наоборот, могут являться стимулом для развития образовательного кредита. «Мы ожидаем рост объемов кредитования, так как рынок образовательных услуг не подвержен кризису в такой мере, как потребительский рынок, - утверждает Дмитрий Демешко, бывший начальник департамента альтернативных каналов продаж «Банка Сосьете Женераль Восток» (BSGV). Потребность в образовании появляется либо

по достижении определенного возраста (выпуска из школы), либо для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. И такие явления, как финансовый кризис, скорее способствуют повышенному вниманию к образованию» [13].

На протяжении последних лет российская экономика переживает значительные трудности, связанные с преодолением последствий кризиса. Рост ВВП замедлился и составил в 2013 г. 1,3% против 8,2% в 2006 г. В 2014 г. всего 0,50,6% [14]. Вследствие экономических трудностей практически перестали расти реальные доходы населения, а с учетом экономических санкций их ожидает снижение. Как раз в данной ситуации образовательный кредит может послужить реальным механизмом улучшения общей экономической ситуации путем активного финансирования образования и повышения его качества. Развитие образовательного кредита как розничного продукта будет стимулировать исключительно экономику. Специалисты утверждают, что в среднем 1% населения с высшим образованием дает рост ВВП на 2,3% [5]. В российских реалиях замена фиктивного высшего образования настоящим как раз обеспечит надлежащий толчок.

Образовательный кредит имеет большое значение для многих субъектов экономических отношений (табл. 6).

Таблица 6 - Значимость образовательных кредитов для различных экономических агентов (составлена автором)

Студенты - Расширение списка доступных вузов - Повышение требований к образовательному процессу - Возможность оплаты сопутствующих образованию расходов - Возможность получения больших доходов в будущем - Развитие интернационализации образования - Эффект перераспределения платы за обучение в пользу более успешных фаз жизненного цикла студента (после того как он начнет работать)

Вузы - Стимулирование спроса на высшее образование - Повышение отдачи образовательного процесса - Повышение рейтинга вуза при дополнительном финансировании - Повышение финансовой самостоятельности вузов - Обратная связь между вузом и рынком труда, реализация новых образовательных продуктов

Банки - Расширение клиентской базы - Формирование репутации банка как социально ответственного партнера - Развитие отношений с государством и возможность работать с бюджетными деньгами - Развитие международной кредитной кооперации банков

Государство - Повышение индекса человеческого капитала (далее ИЧК) - Рост отдачи экономики - Повышение международного рейтинга российского образования - Завоевание международного рынка образовательных услуг

По подсчетам экспертов доходы 10% высокообеспеченных семей в России превышают доходы 10% малообеспеченных семей в России примерно в 16 раз [2], в то время как в Германии и ряде других европейских стран это соотношение вдвое ниже. Еще больше различий - в сбережениях. Чтобы приступить к решению острейшей проблемы - сократить необоснованные различия в уровне жизни богатых и бедных в России, - нужны существенные дополнительные финансовые средства, прежде всего для увеличения доходов малообеспеченных семей. А это возможно в том числе за счет получения качественного образования, которое позволит получать достойную заработную плату.

Объемы государственного финансирования социальной сферы в ближайшей перспективе существенно не увеличатся, соответственно, необходимо найти дополнительные источники доходов сферы образования.

Перспективы платного образования уже не пугают население. По результатам исследования в рамках проекта «Мониторинг экономики образования», проведенного фондом «Общественное мнение» совместно с Минобр-науки России и Росстатом, 57,4% российских семей, имеющих детей от 4 до 22 лет, готовы оплатить их образование.

А в Москве доля таких семей составляет 89% [1]. Однако доходы большинства позволяют дать образование детям исключительно в среднестатистических учебных заведениях. В престижных заведениях слишком высокие цены.

Значительная часть российского населения безоговорочно относится к категории неплатежеспособной. Будущие студенты из таких семей делают выбор: поступать в вуз с менее дорогим и не столь качественным обучением или попытаться найти средства для приобретения образования, сулящего в будущем достойную и высокооплачиваемую работу. Доступ к будущим заработкам студентов возможен посредством образовательного кредита.

В России образовательные кредиты пока не является популярными среди населения, их доля в структуре розницы составляет от 0,05 до 0,08 за исследуемый период. Однако емкость рынка образовательных кредитов достаточно велика и по расчетам экспертов составляет 3,5 млрд долларов [17].

Произошло снижение темпов кредитования на покупку бытовой техники, мебели, автомобилей, на ремонт (табл. 7). И совершенно другая тенденция наблюдается по образовательному кредиту - его темпы роста значительно выросли (рис. 3).

Таблица 7 - Динамика темпов роста потребительского и образовательного кредитов

(составлена автором на основе данных сайтов http://www.cbr.ru, gks.ru)

——^^^^ Год Показатели ' ——— 2011 2012 2013 2014

Объем розничного кредита (млн руб.) 5500000 7700000 9900000 11300000

Темпы роста 37,50% 39,40% 20,70% 14,00%

Объем образовательного кредита (млн руб.) 4568 4973 5270 6438

Темпы роста -0,50% 8,90% 6,00% 22,20%

Темпы роста розничного кредита • Темпы роста образовательного кредита

т гип п^

37,9т— - 39,40%

22,10%

_ ,__¿г

-0,90%

2011 2012 2013 2014

Рисунок 3 - Динамика розничного и образовательного кредитов

(составлен автором по данным таблицы 7)

В условиях модернизации российского образования, акцентов на повышение его качества и признания на мировом рынке образовательных услуг однозначно будет наблюдаться рост стоимости образовательных услуг при одновременном снижении доходов населения, и вот здесь реальная возможность банков занять нишу в новом секторе розницы. Это, конечно, тенденция не совсем свойственна российскому банковскому сектору, привыкшему к сверхприбыли, получаемой в короткие сроки, но достаточно надежный вектор долгосрочного движения, хотя бы в плане привлечения новых клиентов.

На основании данных опроса потенциальных заемщиков, проводимого Росгосстрахом, выявилось, что доля мужского населения, готового взять кредит, составляет 54%, что превышает долю женщин на 8% (табл. 8).

В условиях возросших потребностей в инженерных кадрах и других «мужских» профессиях эта тенденция

вполне оправданна. Население с высшим образованием является самым большим кластером потенциальных клиентов банков (58% в 2013 г.), следовательно, в долгосрочной перспективе кредитным учреждениям есть смысл завоевать доверие данной группы населения. Возрастной ценз самой активной доли заемщиков от 18 до 30 лет, готовой получать образование (34%), также говорит в пользу развития образовательного кредита [3].

В то же время домохозяйства заинтересованы в образовательном кредитовании. Многие достоинства образовательного кредита существуют только в теории или в зарубежной практике. В действительности же очень ограниченное количество российских банков выдают образовательный кредит.

Преимущества финансирования высшего образования за счет кредитов учащимся расценивается выше издержек, связанных с введением этого института.

Таблица 8 - Доля потенциальных заемщиков по социально-демографическим группам населения

(составлена на основе Зубец А.Н., Тарба И.В. Кредитная активность населения в 2013 г. -

Режим доступа http://www.fa.ru/)

Собираетесь ли Вы брать кредит? (Да)

Пол:

Мужской Женский

2013 г. 54% 46%

2012 г. 38% 62%

2011 г. 54% 46%

Возраст:

18-30 пет 30-40 лет 40-50 лет 50-60 лет Более 60 лет

2013 г. 34% 24% 17% 10% 8%

2012 г. 24% 25% 21% 22% 8%

2011 г. 31% 2В% 20% 15% 5%

Образование:

Среднее и неполное среднее Среднее техническое Высшее и послевузовское Незаконченное высшее

2013 г. 10% 23% 58% 9%

2012 г. 12% 32% 50% 6%

2011 г. 9% 26% 56% 9%

Оцените пожалуйста, Ваш сегодняшний уровень жизни:

Денег с трудом хватает на питание Питаемся хорошо, можем приобрести предметы первой необходимости Можем купить крупную бытовую технику, но не новый автомобиль Могу купить новый автомобиль, но не квартиру Могу купить квартиру или новый дом

2013 г. 7% 29% 49% 13% 2%

2012 г. 8% 40% 38% 11% 2%

2011 г. 0% 37% 38% 12% 3%

Систему образовательного кредитования необходимо качественно проработать, тогда можно добиться минимизации его недостатков как вида потребительского кредита. Разработанная система образовательного кредита должна обладать тремя обязательными параметрами:

- размер кредита должен быть значительным;

- процентная ставка по кредиту -рациональной;

- механизм возврата ссуженных средств должен быть эффективным, справедливым и осуществляемым [6].

1. Все будущие и действующие студенты должны иметь право на получение кредитов на образование. Это позволит с ранних лет развивать частную ответственность. Чтобы покрыть все затраты на обучение (проживание, проезд, приобретение учебной литера-

туры и прочее), размер кредита должен быть достаточным. Форма грантов поможет студентам из малообеспеченных семей получить освобождение от оплаты, а остальные должны возмещать часть стоимости обучения.

2. Выплаты по кредиту на образование необходимо соотносить с доходами заемщика. Они автоматически подгоняются под возможность их оплаты. Заемщики с низким уровнем доходов могут не производить выплаты, а за пределами определенной отметки выплаты увеличиваются или сокращаются по отношению к доходу по разумной ставке. По мнению Поповой Т.Л., в результате ни один должник не столкнется со слишком большими выплатами, и государство не будет вынуждено субсидировать определенный период неэффективной отсрочки в то время, когда

получатель средств уже может начать погашать кредит [6].

3. Субсидирование процентной ставки достаточно дорого обходится государству, поэтому студенты должны выплачивать определенный процент, что, в свою очередь, позволяет студенту закончить обучение в вузе. Однако завышенные процентные ставки могут ограничить спрос на кредиты, что приведет к сокращению количества получающих высшее образование. Ставки по образовательному кредиту должны быть ограничены инфляцией на время обучения, а после окончания вуза вырасти на 1-2%.

Таким образом, образовательный кредит в системе потребительского кредитования представлен как инструмент формирования «длинных денег», с высокими перспективами к повышению активных действий населения, направленных на создание новой экономической реальности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Отчет Министерства образования и науки Российской Федерации о результатах мониторинга системы образования за 2013 год.

2. Аганбегян А.Г. Об альтернативном подходе к финансированию здравоохранения и других отраслей социальной сферы // Деньги и кредит. -2013. - № 9. - С. 17-23.

3. Зубец А.Н., Тарба И.В. Кредитная активность населения в 2013 г. -Режим доступа: http://www.fa.ru/

4. http://www.fa.rU/chair/priklsoc/D оситеПя/ 13_09.%20Потребительская%2 0активность%20населения.pdf

5. Карпенко М.П. Образование XXI века (развитие отрасли высшего образования) // Высшее образование XXI века : материалы II Междунар. науч. конф.

6. Попова Т.Л. Образовательные кредиты в России: опыт, проблемы, перспективы // Экономика высшего образования. - 2006. - № 4. - С. 59-64.

7. http://www.cbr.ru - официальный сайт Сберегательного Банка РФ (О динамике развития банковского сектора Российской Федерации в 2014 году, д.о. 10.09.2015).

8. http://sibac.info - СибАК (Проблемы развития потребительского кредитования в России, д.о. 8.09.2015).

9. http://Kredit-2014.ru - гид по кредитам (д.о. 11.09.2015).

10. http://sci-article.ru - сайт журнала VakBEZ Problem (д.о. 10.09.2015).

11. https://www.statbureau.org/ru -СтатБюро (д.о. 5.09.2015).

12. www.aif.ru - сайт газеты «Аргументы и Факты» (д.о. 9.09.2015).

13. http://www.bankchart.ru -рейтинги банковских услуг (д.о. 12.09.2015).

14. http://www.banktest.ru - свежие новости экономики и финансов (д.о. 10.09.2015).

15. http://lf.rbc.ru - РБК личные финансы (д.о. 5.09.2015).

16. http://www.gks.ru -Федеральная служба государственной статистики (д.о. 30.08.2015).

17. http://newslab.ru/news/175996 -интернет-газета Newslab.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.