НОСКОВ А. С., ИГОШИНА О. А.
МЕСТО ГОНЗО-ЖУРНАЛИСТИКИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ СМИ
Аннотация. В статье повествуется о гонзо-журналистике, её основоположнике Хантере Томпсоне и о влиянии его наследия на современные СМИ.
Ключевые слова: Гонзо, репортаж, Хантер Томпсон.
NOSKOV A. S., IGOSHINA O. A.
GONZO-JOURNALISM IN MODERN MEDIA
Abstract. The article analyzes the phenomenon of gonzo journalism. Particularly, the authors study the works of its founder Hunter S. Thompson and their influence on modern mass media.
Keywords: Gonzo, reportage, Hunter S. Thompson.
Журналистика США непрерывно притягивает внимание исследователей как отечественных, так и зарубежных. Изучению истории СМИ Америки посвящено большое количество научных трудов. Как пишет известный исследователь С. А. Михайлов: «Средства массовой информации и коммуникации Соединенных Штатов Америки за всю историю своего существования прошли большой и сложный путь, превратившись в мощную, оснащенную по последнему слову науки и техники индустрию» [1]. Действительно, США на сегодняшний день являются самой развитой в информационном отношении державой, что позволяет им деятельно влиять не только на мнение и взгляды собственного населения, но и на события, происходящие далеко за рубежом.
Американская журналистика всегда была одной из ведущих в мире. На методах и жанрах американской журналистики учились многие газеты и журналы различных стран мира. Также стоит упомянуть о том, что именно американская журналистика породила множество новых жанров в журналистике, такие как: «движение макрейкеров», радиовыступления Рузвельта «У камелька». После Второй мировой войны, образования различных протестных движений возникает такое специфическое направление в журналистике, как «новая журналистика» (само понятие «новый журнализм» появилось в 60-х годах и означало вид журналистики, более приближенный к прозе), внутри которой появился жанр гонзо-журналистики. Именно данный жанр, а также биографию и творческие методы создателя жанра Хантера С. Томпсона мы и рассматриваем в данной статье.
Знаменитый журналист, писатель, летописец «американской мечты» Хантер Стоктон Томпсон является создателем жанра гонзо-журналистики. Всем своим образом
1
жизни он давал понять, что не намерен подстраиваться под обычных обывателей, истеблишмент, как он любил их называть. Своим видом, поведением, словами он провоцировал людей, внушая им страх, и не боялся показаться в их глазах сумасшедшим. Он вообще мало чего боялся: Томпсон видел настоящие лица политиков, полицейских, журналистов и прочих представителей власти. Он ненавидел журналистику, считал, что она мешает ему стать настоящим писателем, но был вынужден работать в ней, чтобы заработать. Однако все его книги - это одни большие репортажи, наполненные автобиографией. Хантер Томпсон является, пожалуй, единственным ярким представителем данного течения, однако влияние гонзо-журналистики на последующее развитие всей журналистики в целом неоспоримо. Следы «гонзо» можно, например, заметить в лучших проявлениях музыкальной и спортивной журналистике, а также в Интернет-блогах, дневниковых записях.
Гонзо - это особый вид журналистики, а точнее репортажа, где в противовес объективному взгляду на событие ставится субъективный взгляд. В таком репортаже главную роль играют эмоции и переживания автора от происходящего и окружающей атмосферы. Если в общепринятом понятии «репортаж» подразумевается как освещение фактической стороны события с позиции участника, то в гонзо само событие отходит на второй план и полностью раскрывается то, что происходит вокруг репортёра: обстановка, люди и их поведение. Этот стиль по существу самый правдивый, в нём нет регламентированных норм, и манера изъяснения полностью зависит от характера автора. Но, как правило, главной лингвистической и стилистической особенностью текста является крайняя эмоциональность. Это проявляется в использовании ярко окрашенных выражений, использовании цитат, сарказма, юмора, преувеличений и даже ненормативной лексики, острый и нестандартный взгляд на вещи, попытка докопаться до сути вещей, которая может показаться парадоксальной, ненормальной, даже шокирующей. Также в таком репортаже совсем необязательна структура, в нём, зачастую, отсутствуют чёткие сюжетные разграничения.
Самая первая статья в стиле гонзо была опубликована в 1970 году в американском журнале «Scanlan's Monthly» и представляла собой бессвязные наброски, которые были перепечатаны с присланных в редакцию блокнотных листков. Репортёром являлся американский писатель и журналист Хантер Стоктон Томпсон, отправившийся за репортажем в Кентукки на лошадиное дерби вместе с британским художником Ральфом Стедманом, но из-за алкоголя, наркотиков и отсутствия мест для прессы они не смогли напечатать статью. «Полный хаос, нельзя увидеть ни забег, ни даже трэк... всем наплевать. Люди стоят в длинных очередях у наружных окошек для ставок, затем встают сзади,
2
чтобы увидеть выигрышные номера на большом табло, словно это гигантское лото» [2]. Статья была названа соответствующе: «Дерби в Кентукки упадочно и порочно». Позже друг и коллега Хантера Томпсона, редактор журнала «The Boston Globe», Билл Кардозо в своей рецензии на статью охарактеризовал ее: «Это чистый гонзо-журнализм». В дальнейшем он объяснил, что взял слово из ирландского сленга. Согласно другой версии, этот термин может происходить от испанского gonzagas, что означает «я тебя одурачил», «нелепости». Также в устной биографии Томпсона говорится, что слово «гонзо» было взято из названия песни Нью-орлеанского джазового музыканта Джеймса Букера. А в американском сленге слово Gonzo означает - сумасшедший, спятивший, чокнутый, рехнувшийся. В дальнейшем Хантер Томпсон продолжил работать в этом жанре, и из-под его пера вышли такие интересные художественно-публицистические репортажи, как: «Страх и отвращение в Лас-Вегасе: Дикое путешествие в Сердце Американской Мечты» (экранизирован в 1998 году), «Ромовый дневник» (экранизирован в 2011 году), «Страх и отвращение в ходе 72 избирательной кампании», «Большая охота на акул» (последние два экранизированы в 1980 году под названием «Там, где бродит бизон» и его описание жизни изнутри крупнейшего и нашумевшего в своё время клуба мотоциклистов «Ангелы Ада»: «... подобно Чингиз-Хану на железной лошади, они восседают на своих монстрах-конях с огнедышащим анусом, отрывая с мясом крышки пивных банок и успевая пощупать за ляжку твою дочь, не рассчитывая на хороший прием, не моля о пощаде и не щадя никого; показывая цивилам своего рода класс, давая им слегка дернуть от запаха тех приколов, о которых они, цивилы, никогда не узнают.» [3].
Хантер Томпсон даже придумал символ гонзо-журналистики (см. рис. 1). Это шестипалый кулак с зажатым большими пальцами цветком пейота. Кулак переходит в меч, гардой (перекрестьем) которого является слово «GONZO». Сжатый кулак - символ и жест единства, свободы, самовластия, сопротивления, справедливости, неприятия политической действительности и готовности отстаивать свои права и твёрдо защищать свою позицию. Пейот (пейотль) - это название маленького коричневого кактуса, из которого получают галлюциногенное вещество мескалин, которым увлекался основатель гонзо-журналистики. Рис. 1.Символ гонзо- журналистики.
Г
Он символизирует мышление без границ. Два больших пальца указывают на аномалию, ненормальность. А меч показывает силу и власть журналистского слова. Гонзо-журналистику ассоциируют с американской культурой, но это явление не прошло незамеченным и в других странах [4].
3
Россия не стала исключением, так как этому явлению больше сорока лет, в нашей стране оно появилось только в начале XXI века, благодаря развитию сети Интернет. Вопрос принадлежности сетевых дневников к средствам массовой информации - не новый, но по-прежнему острый и актуальный. Новейшие технологии электронных коммуникаций за какие-нибудь несколько месяцев могут внести смятение в отлаженную систему работы древнейшей профессии. Массовый Интернет меняется слишком быстро, поэтому традиционные СМИ не всегда успевают адаптироваться и принять как данность новые формы и вариации журналистики, трансформированные потребностями электронной аудитории и уникальным каналом передачи информации - сетью Интернет. Сегодня многие нетрадиционные и новаторские течения в российской журналистике могут функционировать только в сети. Некоторые игнорируются, остаются незамеченными. Современные публицистические течения в сети можно рассматривать только вместе, как единый электронный процесс. Поэтому консервативные теоретики, пытающиеся вписать блоги в контекст печатных СМИ и не учитывающие особенностей несколько иной природы этого информационного явления, не всегда оправданно описывают тенденции.
В основном статьи в жанре гонзо проявляются в блогсфере и других социальных сервисах, так как Интернет-ресурсы меньше всего подвергаются цензуре, и это позволяет каждому писать так, как он хочет и то, что он хочет. Собственно, такая свобода и дала развитие гонзо в России и других странах. Но такой интерес к этому жанру проявился не только в связи с отсутствием ограничений в плане цензуры. Первопричиной является та сухая, однотипная подача информации в современной прессе, в которой от выпуска к выпуску меняются лишь имена и цифры. Простота подачи информации в гонзо и её экспрессивная насыщенность воспринимаются лучше и позволяют, на наш взгляд, глубже и подробнее ощутить и проанализировать событие. Также гонзо предоставляет аудитории свободный и независимый взгляд на происходящее в виде авторского мнения. За сорок с лишним лет такая форма предоставления информации проникла во все типы СМИ: прессу, телевидение, кино, радио, Интернет. Снимки на запретные темы, намеренное нарушение пропорций и других параметров приводят к дополнительному эффекту. Характерным приемом является включение в репортаж тех кадров, которые обычно вырезаются.
Гонзо-журналист может быть одновременно и корреспондентом, и оператором, комментируя происходящее за кадром. Такие сюжеты не попадают на телевидение, но в Интернете пользуются большой популярностью. Например, приведем подборку некоторых Интернет-ресурсов, связанных с явлением гонзо: онлайн-газета «Lenta.ru» (рубрика «Офтопик»), онлайн-газета «Газетами» (рубрика «Портфель»), Gonzo National
4
Press-Club, Доктор Гонзо^ Journal (LiveJournal), Данила Блюз (Livejournal), Портал о рок-музыке и кино Rock-Review.Ru, онлайн-журнал YE!NOT.
В связи с несгибаемой системой СМИ в России, в частности, всех государственных изданий, стиль гонзо проявился наименьшим образом. Но некоторые журналы и частные газеты используют отдельные приёмы гонзо не совсем осознанно. К примеру, журнал «Русский репортёр» или тот же самый «Rolling Stone», аналог американского одноимённого журнала, стоявшего у истоков гонзо-журналистики, и публиковавшего статьи основоположника и «короля» гонзо Хантера Томпсона, имеет рубрику «Общество потребления», при написании которой корреспондент выпивает с известной личностью и таким образом узнаёт более «интимные» стороны собеседника. В традиционной журналистике это зачастую не практикуется, но вот для гонзо такой подход в самый раз. А в телевизионных СМИ наиболее показательными являются программы творческого объединения Реутов-ТВ на телеканале «2х2». И если гонзо частично проникло во многие структуры масс-медиа, мировое сообщество СМИ и широкие круги публики не воспринимают всерьез подобный вид подачи информации и репортажи. Этот стиль не преподают ни в одном университете или другой школе. Но, несмотря на это, многие последователи стиля гонзо пытаются бороться за это право на полном серьезе. Ярким примером является украинское товарищество гонзо-журналистов или доказательством может служить Образовательный форум «3D Журналистика», который прошёл в Санкт -Петербурге 28-29 апреля 2012 года. Одной из тем, вынесенных на обсуждение, как раз является проблема гонзо-журналистики.
Из всего вышесказанного можно судить о том, что гонзо-журналистика - не молодое, но совсем неразвитое явление, проявляющееся не столько в системе традиционных СМИ, сколько в эклектичных Интернет-ресурсах. И благодаря своей оценочной насыщенности и простоте восприятия, задача гонзо-журналиста не заключена в том, чтобы дать объективную картину или понравиться всем без исключения, его основная цель - удивить читателя и бросить вызов обществу. Этот жанр входит в «новую журналистику», связанную с небезывестными авторами, такими как Том Вульф, Норманн Мейлер, Лестер Бэнгс, Терри Саутерн, Джон Бирмингем. Но «новая журналистика» склоняется к эстетике романов и эссэ, а гонзо-журналистика - нечто иное, более наглое, бесцеремонное и беспощадное в плане социального разоблачения. Но сколько бы ни было подражателей, Хантер Томпсон, безусловно, был и остаётся «королём» жанра.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. - 320 а
2. Соколов-Митрич Д. Русское гонзо [Электронный ресурс] // РИА-новости. - Режим доступа: http://ria.ru/authors/20090728/178891630.html.
3. Томпсон Х. С. Ангелы Ада. - М.: АСТ, 2011. - 416 с.
4. Дерби в Кентукки упадочно и порочно [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/TOMPSON/derbi.txt. - Загл. с экрана.
5. http://azat-sattarov.livejournal.com/