Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология.
2007. Вып. 4 (7). С. 41-63
Место духовно-нравственного воспитания
В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Дивногорцева С.Ю.
канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования ПСТГУ
Статья продолжает тему исследования основных позиций в построении системы духовно-нравственного воспитания. Если в первой части исследования1 анализировались такие позиции, как: 1) ориентация детей на нравственные (религиозные) ценности; 2) включение духовно-нравственного компонента во все обязательные дисциплины учебного плана и 3) взаимосвязь базового образовательного курса (а также других школьных предметов) с системой внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе, то во второй части затрагиваются: 4) проблемы взаимосвязи с системой дополнительного образования; 5) формирование окружающей среды и 6) работа с семьей.
(Окончание)
IV
Полноценная система духовно-нравственного воспитания в школе невозможна без взаимосвязи с системой дополнительного образования. Поэтому четвертая позиция в построении системы духовнонравственного воспитания говорит о возможности его реализации во всей своей полноте через привлечение учреждений дополнительного образования.
Системадополнительного образования является наиболее благоприятной для духовно-нравственного воспитания детей, поскольку она ориентирована, прежде всего, на свободный выбор самих детей, их интересы. Здесь реализуется индивидуальный образовательный путь каждого ребенка, свободный от обязательного оценивания. Учреждения дополнительного образования отличаются организационной вариативностью. Это могут быть центры, дворцы, дома дет-
1 См.: Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. № 3. 2007.
41
ского творчества, клубы, детские студии, станции, детские парки, музеи, лагеря и т. п. Особое место с недавних времен в этом ряду стали занимать центры православной культуры. Их деятельность в основном включает в себя включение детей в разнообразную культурологическую деятельность, проведение бесед на духовные темы и т. д. Центры православной культуры организуют также летние детские лагеря.
Плодотворной деятельностью по духовно-нравственному воспитанию детей занимаются также культурно-образовательные центры, соединяющие светское и религиозное образование, пытающиеся выстроить полноценный диалог светской и церковной власти, реализующие связи школы, семьи и Церкви, не противоречащие законодательству страны. Примером такой деятельности может послужить духовный центр «Новая Корчева» в г. Конаково Тверской области, созданный при участии муниципальной власти и Православной Церкви. Здесь дети занимаются музыкой и живописью, прикладным искусством, знакомятся со святоотеческой литературой. Немаловажно и то, что в центре не делят детей на верующих и неверующих, а приглашают всех желающих к освоению христианских ценностей через искусство и культуру.
Важно, что при создании и реализации своей деятельности большинство подобных центров учитывает социокультурные интересы населения того или иного региона и находят оригинальные направления и формы работы. Это может быть церковное краеведение, этнография, туризм в сочетании с паломничеством, духовное пение, традиционные монастырские и народные ремесла, театральное творчество и т. п.
С позиций православной педагогической концепции не может быть полноценного духовно-нравственного воспитания в школе без взаимосвязи с Церковью. Однако в контексте данной работы речь не идет о введении обязательного религиозного преподавания в школе и, тем более, административном подчинении школы духовенству, то есть о внешнем воздействии Церкви на школу. Для полноценного воспитания ребенка, на наш взгляд, целесообразно говорить о духовнонравственном воздействии Церкви на школу.
В современном мире большинство детей растет без какого бы то ни было религиозного влияния. Школа, отделенная от Церкви, отстраняет ребенка от его религиозных запросов, рассекает его духовный мир. В современной, так называемой «свободной» (и от религии в том числе) школе ребенок воспитывается вовсе не в подлинной свободе, поскольку здесь религиозная сфера его души вынуждена затаиться. О свободе, прежде всего, говорит нам христианство, но обращается оно не к внешней, а к внутренней свободе человека. В России именно пра-
вославие является отправной точкой духовной свободы, это корневая система ее духовности. Иронию вызвал бы, наверное, отказ от обучения ребенка родному языку, аргументированный тем, что ребенок сам, когда вырастет, выберет, какой язык ему изучать. Таким же извращением понятия свободы является лишение ребенка всякого участия в духовной жизни. В период становления, когда ребенку особенно необходимо духовно окрепнуть и развиться, школа предоставляет на каком-то уровне развитие умственных сил, в какой-то степени — социальных навыков и полностью отгораживается от духовных исканий ребенка. При этом игнорируется тот факт, что развитие религиозной сферы в детской душе оказывается очень важным для духовного здоровья всех других сфер души.
Школа, которая не хочет иметь дело с религиозной сферой ребенка, отбрасывает от себя огромную творческую силу. И если современная общеобразовательная школа выдвигает идеал всестороннего развития личности, то почему в таком случае не предоставляется возможность духовным проявлениям внутреннего мира ребенка? Поэтому внутреннее отделение школы от Церкви, устранение религиозного воспитания и обучения из задач школы «педагогически ложно»2 и оправданно лишь в системе агрессивного атеизма.
История европейской и русской школы говорит нам о том, что система воспитания всегда теснейшим образом была связана с Церковью, родилась в ее недрах. Суть идеи взаимосвязи Церкви и школы сегодня не в обильном преподавании Закона Божия и не в руководстве ею священниками. Суть в том, чтобы школа была бы внутренне церковной, духовной, по своему содержанию. «Как отдельные люди могут, ни слова не говоря о Боге, привести к Богу одной своей личностью, устремлением души своей к правде, так и школа может вести детей к Богу не тем, как и что будет говорить она детям о Боге, а тем, куда духовно устремляет она движения души, чем зажжет и воодушевит детские сердца», — писал по этому поводу В.В. Зеньковский3.
Взаимодействие Церкви и общеобразовательной школы может идти одновременно в трех основных направлениях:
— работа с администрацией школы и педагогическим коллективом;
— работа с учащимися;
— работа с родителями.
Формы взаимодействия могут быть разными: выступления на педсоветах по вопросам, касающимся духовно-нравственного воспита-
2 Зеньковский В.В., прот. Педагогические сочинения / Сост. Е.Г. Осовский, О.Е. Осовский (Педагогическая библиотека российского зарубежья). Саранск, 2003. Т. 2. С. 200.
3 Там же. С. 202.
ния, классных часах, родительских собраниях, проведение благотворительных акций и т. п.
В существующей практике взаимодействия Церкви и отечественной образовательной системы просматриваются, по крайней мере, три основных подхода. Первый подход священник Олег Чебанов условно называет конфессиональным.
«Цель соответствующей работы, — указывает он, — формирование веры, воцерковление детей в условиях, когда школа, в значительной степени, выступает “заместителем” семьи и церковной общины. Такой подход оказывается эффективным как форма просвещенческой работы прихода. Он эффективен и в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы конфессиональной направленности (православные гимназии, детские сады). Там легче создать особую социальную микросреду, в которой дети учатся и проводят большую часть дня. Но механический перенос такой практики в массовую общеобразовательную школу ныне практически невозможен из-за несоответствия духовных потребностей большинства населения России и законодательной базы, в соответствии с которой Церковь до сих пор отделена от государства, а школа от Церкви.
Другой подход принято называть религиоведческим. Он предусматривает изучение знаний о традиционной религии в контексте и в связи с изучением религии вообще, как сферы общественной жизни. Но при таком подходе, к сожалению, теряется самое главное — Бого-познание, и изучение носит схоластический характер.
Третий подход, в рамках которого можно достичь гармонического синтеза из двух первых, условно может быть назван симфоническим. Он. предусматривает не только знания о традиционной религии, но и высоко ценностное, эмоциональное, личностное отношение к православной духовной традиции»4.
В организационном плане, в зависимости от пожелания администрации школы, работа с учащимися может носить ситуативный, концентрический или линейный характер.
Если встречи со школьниками не имеют строгого плана проведения, то они будут ситуативными. «В таких случаях содержание и форму общения с учащимися следует определять в зависимости от цели беседы, — пишет священник Олег Чебанов. — Предварительно необходимо встретиться с классным руководителем: выяснить возраст учащихся, проблемы взаимоотношений в классе, интересы ребят, их социальное положение и т. д.»5.
4 Чебанов Олег, cвящ. Православный священник и современная школа. Опыт Курской области. Курск, 2004. С. 31—32.
5 Там же. С. 32-33.
Встречи священника со школьниками будут носить концентрический характер в том случае, если в течение учебного года он будет поочередно встречаться с учащимися разных классов. При этом содержание, как указывает священник Олег Чебанов, можно разделить на три блока: догматический, нравственный и исторический.
Линейный подход предполагает еженедельные встречи с учащимися определенного класса. В их содержательную основу может быть положен, например, православный календарь. Указанные направления и формы работы носят коллективный характер непосредственного взаимодействия школы и Церкви, выступающей носительницей определенной части содержания образования. Задачами подобного рода взаи модей ст вия мо гут быть следую щие:
— показать культурообразующую роль православия в становлении Российского государства;
— раскрыть духовные (православные) истоки и основы отечествен ной культуры;
— ознакомить с элементарными сведениями из истории христианства и основными религиозными понятиями;
— дать представление о Заповедях Божиих как основе нравственной жизни;
— воспитывать желание подражать благим образцам, жить по Заповедям Божиим.
Основными направлениями работы могут быть следующие: изучение православной культуры, совместная подготовка и проживание церковных праздников, раскрытие их подлинного жизненного смысла, ознакомление детей с событиями жизни Иисуса Христа, житиями святых, библейскими и евангельскими заповедями, традициями соблюдения их в православии и опасными последствиями нарушения заповедей, выполнение дел милосердия (благотворительность).
Однако современные реалии таковы, что указанные виды взаимодействия встречаются не так часто в силу занятости священнослужителей или нежелания администрации школы идти на контакты. Более распространенной на сегодня является ситуация взаимодействия Церкви и ребенка вне школы. Инициаторами такого взаимодействия выступают, как правило, родители или другие близкие ребенку люди (крестные, бабушки, тети). К формам такого взаимодействия относится посещение детьми богослужений, участие в церковных Таинствах, жизни прихода, посещение занятий в воскресной школе.
Но для того, чтобы приход действительно стал институтом духовно-нравственного воспитания своих прихожан и в первую очередь детей, он должен быть живым литургическим соборным единством, где
главным является дух личного и соборного покаяния, а значит, и возрождения. Без духовного и соборного стержня, отмечает митрополит Амфилохий (Радович), приход будет существовать лишь как «местная организация религиозного типа, как прибежище для психологического удовлетворения религиозного инстинкта или место для исполнения религиозных обычаев. но при этом он перестает быть тем, чем должен быть — школой покаяния и жертвенной любви. он не может быть тем, к чему он призван, — закваской и светом миру»6.
Если участие в богослужениях и церковных Таинствах, жизни прихода имеет в основном воспитательное значение для ребенка, то учеба в воскресной школе является на сегодня одной из самых распространенных форм получения религиозного образования. Воскресные школы организуются при храмах, приходах и православных братствах, курируются настоятелями приходов, епархиальным священноначалием и соответствующим отделом Патриархии. Воскресные школы являются важным звеном в возрождении приходов как первичной христианской общины единоверцев, молитвенно связанных с определенным храмом, духовно окормляемых священниками во главе с настоятелем прихода. Создаваемые так называемые «воскресные школы» при клубах, загсах, общеобразовательных светских школах, не связанные со структурами Русской Православной Церкви, в большинстве случаев не имеют ничего общего с православием. Православной может считаться только та воскресная школа, которая имеет своим духовным руководителем священника и связана со структурами Православной Церкви.
Вообще воскресная школа — это как бы условное наименование данного типа учебных заведений, существующих при приходах и братствах. Занятия в них могут проходить в любой день недели. Поэтому, по замечанию протоиерея Глеба Каледы, подобные школы было бы точнее называть церковными. Он же выделяет несколько типов таких школ.
1. Школы начальной катехизации, задачи которых состоят в первичной катехизации детей из верующих, но невоцерковленных семей и из семей, лишь сочувствующих христианству и православию.
2. Школы повышенной катехизации для семей, считающих себя православными, но мало воцерковленных, где дети не посещают регулярно богослужения.
3. Школы церковно-евхаристического типа, в которых дети приучаются жить церковной жизнью, где закрепляются навыки, приобретенные в семье, и дети участвуют в той или иной форме в бого-
6 Митрополит Амфилохий (Радович). Человек — носитель вечной жизни / Пер. с серб. С. Луганской. М., 2005. С. 135.
служениях, регулярно исповедуются у определенных духовников и причащаются.
4. Школы церковно-евхаристического типа с повышенной общеобразовательной и богословской подготовкой. По существу они представляют собой старшие классы школ третьего типа.
В свое время протоиерей Василий Зеньковский был глубоко убежден, что настоящую церковную школу может создать только самодеятельность церковного общества без вмешательства государства. Церковная школа, отмечал он, должна быть «внутренне нужной и дорогой всему народу»7.
Поскольку такая школа должна вести человека к Церкви, то, прежде всего, в ней должна присутствовать православная духовная атмосфера. Далее нужен особый организационный подход. Так, например, целесообразно создавать не только школы разного типа, но и группы в каждой из них по возрастному принципу. В процессе своего развития школа или группы одного типа могут переходить в школы или группы другого типа. Совмещение детей разного возраста и различного уровня религиозно-церковной подготовки порождает, как правило, ряд педагогических трудностей.
Принято считать, что основная задача православных воскресных школ — это просвещение и научение Закону Божию детей прихожан. В то же время протоиерей Глеб Каледа считал, что церковная школа должна быть школой воспитания благоговения и христианской нравственности, школой радости, выполняющей задачу «культивирования» интереса к богословскому просвещению, поскольку «жить одной верой, без христианского просвещения, очень трудно»8. Поэтому на самом деле основной задачей воскресных школ является не передача информации о Священной и церковной истории, а воспитание чувства благоговения и любви к Богу и к людям, «связывание» души ребенка с Церковью. Для этого необходимо предоставить детям «насколько возможно более положительную и духовную систему жизненных ценностей, достижений. И мало того, чтобы эти ценности были положительными и духовными, необходимо, чтобы они одновременно с этим были социально значимыми. Православное образование просто обязано строиться на такой деятельности, которая позволяет воспитанникам ощущать нужность и важность своих занятий даже в среде неверующих»9.
Воспитание в воскресной школе должно быть связано с устроением жизни ребенка, оно должно вести ребенка в жизнь, а не уводить от
7 Зеньковский Василий, прот. Педагогика. М., 1996. С. 109.
8 Там же.
9 Церковь, дети и современный мир: Сб. статей. М., 1998. С. 68.
нее. И лучше всего воспитательную работу вести как дополнительную к соци аль но значи мой дея тель ности.
Как это реализовать? Практика показывает, что наиболее целесообразно закладывать в детях духовные понятия параллельно с теми занятиями, которые вызывают в них усердие и интерес. Примером реализации этого положения может служить деятельность уже упоминавшегося нами культурно-образовательного детского центра «Новая Корчева». На определенном этапе своей деятельности педагоги этого центра отказались от создания школы на 10—15 воцерковленных детей и начали искать возможности, направленные на работу преимущественно с нецерковными детьми и их семьями. Исходили они из того, что уже имелось в г. Конаково: кружки, спортивные секции, студии. Изучали их профессиональный уровень, старались найти точки соприкосновения. В итоге образовательная деятельность центра разделилась на несколько направлений: хоровое пение, рисование (иконопись), керамика и т. п. Таким образом, православное обучение и воспитание оказались как бы растворенными в профессиональной деятельности.
Также немаловажными задачами духовно-нравственного воспитания в воскресной школе являются приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям, раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных качеств.
Работа по религиозному образованию и духовно-нравственному воспитанию в воскресной школе должна проводиться постоянно. Поэтому целесообразно при школе организовывать работу разнообразных кружков, проводить беседы на различные духовно-нравственные темы, обучать чтению на церковнославянском языке, пению, давать детям возможность не только посещать богослужения, но и в меру своих возможностей деятельно участвовать в них, заниматься уборкой храма и его территории и т. п. Общая храмовая молитва, активное участие в богослужении и любой общий труд на пользу Церкви сближают детей. Также для учащихся воскресных школ следует организовывать совместные чаепития и завтраки, отдых в летних лагерях, паломнические поездки. Все это дает возможность общения, в котором так нуждаются современные дети и подростки.
Поскольку церковная школа призвана играть значительную роль в возрождении приходских общин, то весьма полезно привлекать к деятельности воскресных школ родителей (создание родительского комитета, участие родителей в преподавании, учении и т. п.). Такая работа способствует укреплению духовных связей между прихожана-ми-родителями и их семьями, создает благоприятную среду для воспитания молодого поколения. В то же время необходимо отметить,
что семья может сводить на нет нравственное воздействие церковной школы на ребенка. Поэтому целесообразно параллельно с занятиями, проводимыми для детей, организовывать специальные кружки для взрослых. В этих кружках следует преподавать взрослым основы православия, проводить различные беседы, например, по некоторым вопросам православного воспитания.
V
Работа с семьей, взаимосвязь работы школы, учреждений дополнительного образования и семьи в деле духовно-нравственного воспитания выступает пятой позицией в построении этой системы.
Семья является основой воспитания ребенка, идеальным типом социальной структуры. Значимость семейного воспитания обусловлена следующими факторами:
— любовью и постоянством,
— длительностью воздействия во времени,
— эмоциональностью,
— доверием ребенка к самым близким людям и др.
В природе семьи, как указывал протоиерей Василий Зеньков-ский, скрыты глубокие возможности, из нее берет начало подлинная иерархичность. Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика. Ребенок не может жить вне семьи, и даже в самой наихудшей из них вырабатывается нечто незаменимое для него. Индивидуально-личностные черты и качества, сформированные в семье, очень устойчивы. Именно в семье закладывается характер человека, его мировоззрение, ценностная ориентация. В семье ребенок может и должен научиться общению, любви, добру, заботе о близких, и эту функцию по-настоящему передать никому невозможно, поскольку воспитывать детей — это отдавать семье самого себя. Дитя изучает мир через семью и в свете семьи. С точки зрения социологии семья — это часть общества, малая социальная группа, своеобразный воспитательный коллектив, члены которого связаны общностью быта и взаимной моральной ответственностью. А с точки зрения православной педагогики семья есть преддверие Царствия Божия, малая домашняя Церковь.
Семья призвана выполнять:
— репродуктивную функцию, которая состоит в физическом воспроизводстве, причем не только «количественном», но и «качественном»;
— педагогическую функцию, состоящую в воспитании здоровых в нравственном, психическом и физическом плане детей;
— экономическую (хозяйственно-бытовую) функцию, которая состоит в удовлетворении разнообразных потребностей членов семьи (в пище, крове, духовных потребностях, образовании и т. п.);
— функцию семейного общения (психотерапевтическая, эмоциональная), направленную на удовлетворение потребностей членов семьи в любви, понимании, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите;
— функцию формирования духовно-нравственной области в жизни ребенка, которая реализуется через взаимное духовное обогащение детей и родителей, родителей между собой;
— супружескую функцию, которая заключается в удовлетворении половых потребностей супругов и осуществляет регулирование полового поведения ее членов;
— социальную функцию, призванную развивать два главных навыка в детях: умение повиноваться и умение повелевать;
— функцию организации быта, поскольку семейный быт — самый комфортный в психологическом отношении.
Нами перечислены лишь основные функции семьи, которые характеризуют степень ее благополучия. Однако сегодняшняя действительность дает нам грустную картину все возрастающего ослабления семейных отношений, упадка семьи. Современная семья уже не справляется в полном объеме с выполнением своих функций. Причин этому множество, среди них есть внешние, не зависящие от семьи как таковой (например, высокий уровень состояния тревожно сти совре мен ных людей, про исходя щее в обще ст ве расслоение населения по степени материального достатка, выдвижение на передний план материальных ориентиров и утрата таких ценностей, как доброта, сотрудничество, ответственность и т.п.), и внутренние, обусловленные мировоззрением, привычками, ценностными ориентациями самих членов семьи (исчезновение труда внутри семьи, совместного делания, изменение положения женщины в современной семье, тревога родителей за жизнь и здоровье детей, нервозность, вызванная материальными трудностями, усталостью, сокращение рождаемости, увеличение числа разводов, изменение отношения к отцовству и материнству, которые все чаще воспринимаются сегодня как некая обуза, алкоголизм, наркомания, насилие внутри семьи и т. п.).
При этом необходимо отметить, что внешние причины имеют не столь большое значение в кризисе современной семьи, как это принято считать. Как бы ни тяжелы были они, крепкая семья переносит их как единое целое; муж, жена, дети становятся при этом только ближе друг другу. Все основные трудности семейной жизни, приведшие ны-
не к кризису семьи, лежат, как правило, не вне ее, а в ней самой — в личности людей, образовавших семью.
Важным является то, что обозначенные проблемы, а также различные дефекты воспитания детей в семье, вызванные педагогической безграмотностью родителей, породили на сегодняшний день особые отношения детей с взрослыми. Так, например, вырастают дети, у которых полностью оборвалась связь с родителями, которые наотрез отказываются от сотрудничества со взрослыми, в том числе и наставниками. Санкт-петербургский психолог Евгений Кунин называет такой тип детей «беспризорниками»10. Решение, порой и не вполне осознанное, жить без участия родителей такой ребенок обычно принимает к 10—12 годам. Конечно, не все эти дети становятся беспризорниками в буквальном смысле этого слова. Внешне это может выражаться неявно. Ребенок не покидает семью, у него наблюдается контакт с родителями и даже некоторые общие интересы, но присутствует внутренний отказ от сыновства. По-настоящему свободно такой ребенок чувствует себя только в среде себе подобных, своей настоящей жизнью он живет вне дома, во дворе.
Другой результат неудовлетворенности семейных отношений — случай, когда ребенок не находит контакта с родителями, но не отрицает его возможности с другими взрослыми. Данный тип отношений Е. Кунин называет «сиротством» и отмечает, что здесь уже возникает возможность для воспитательной деятельности. Ребенок-«сирота» внутренне не склонен кому-либо доверять, но при возникновении сложных обстоятельств ищет совета и поддержки более опытных людей.
Идеалом же отношений взрослых и детей в семье Евгений Кунин называет отношения «сыновства», когда ребенок находится в доверительно-открытом отношении ко взрослым. «Такой ребенок,— пишет Е. Кунин, — обращается ко взрослому не потому, что столкнулся с решением какой-либо задачи, которая оказалась не под силу, но по устойчивому навыку к послушанию»11. Сыновственные отношения строятся на совете другого, но ни в коей мере не являются уходом от ответственности, а, наоборот, свидетельствуют о «деловой и духовной зрелости»12. И здесь мы опять возвращаемся к вопросу о свободе и воспитании, к вопросу о свободе внешней и внутренней. Тот, кто стремится к внешней свободе, как правило, попадает в зависимость от собственных прихотей и влечений. Тот же, кто ищет совета и наставничества, как правило, преодолевает свои несовершенства.
10 Церковь, дети и современный мир. С. 8.
11 Там же. С. 13.
12 Там же. С. 14.
Итак, жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: нравственными, социально-биологическими, хозяйственноэкономическими, психологическими. Но, к сожалению, не все они присутствуют в полной мере в современной семье, что дает основание говорить о ее кризисе. Однако именно этот кризис и диктует необходимость охарактеризовать правильное с точки зрения христианства устроение семьи. Несмотря на экономическую нестабильность и упадок духовных ценностей в обществе, современные российские семьи, члены которых исповедуют православное вероучение, вырабатывают некие механизмы разрешения внешних и внутренних проблем, создавая педагогически верную среду жизнедеятельности для своих детей. Эти семьи мы можем назвать нормально функционирующими, то есть ответственно выполняющими свои функции. Рассмотрим некоторые основополагающие моменты их существования.
Для находящихся в браке православных людей первичной ячейкой Вселенской Церкви является семья — малая Церковь; именно в ней совершается труд по стяжанию Царства Небесного. Чтобы стать домашней Церковью, она должна обладать некоторыми свойствами и признаками Церкви, а именно:
1) через таинство бракосочетания семья должна освящаться благодатью Святого Духа, как освящается этой благодатью все, входящее в Церковь;
2) семья постоянно должна созидаться на взаимной любви всех ее членов;
3) семье следует быть местом совместных молитв супругов и детей. Как Церковь не может существовать без совместной молитвы, так не может без молитвы существовать и семья как ячейка Христовой Церкви. Общая молитва предохраняет от ссор, заставляет поссорившихся мириться, помогает снять возникающие между людьми недоразумения;
4) необходимо ощущать свою связь с Поместной Церковью, а через нее и со Вселенской. Еще святитель Киприан, епископ Карфагенский (258 г., память 31 августа по ст. ст.), считал, что единство Церкви Вселенской должно проявляться в единстве семьи и выражаться в том, что все в семье совершается вместе, в едином духе, слове, деле;
5) семья должна быть местом просвещения своих членов Словом Божиим через чтение Евангелия и других книг Священного Писания, творений святых отцов;
6) семья в целом и каждый ее член должны воспитываться в предании себя воле Божией;
7) семья должна быть местом творения дел любви и милосердия каждым ее членом и всеми вместе.
Реализация семьей указанных свойств способствует созданию благоприятного душевного и духовного климата в семье — главного фактора ее благополучия. В таких семьях достаточно успешно реализуются все основные функции семьи. Например, если отношения в подобных семьях строятся на любви, уважении, взаимопомощи, доверии, общности интересов и ценностных ориентаций, члены семьи высоко ценят друг друга, а семья в полной мере выполняет такие свои функции, как супружеская, социальная, семейного общения, формирования духовно-нравственной области в жизни ребенка. Возникающие разногласия разрешаются в такой семье в результате совместного обсуждения спорных вопросов, поэтому конфликтов как острых столкновений противоположных позиций супругов здесь не бывает. Родители ответственно относятся к воспитанию, реализуя педагогическую функцию семьи.
Незамыкаясьнаматериально-экономическом факторе, но ориентируясь на добросовестное выполнение каждым членом семьи своих обязанностей, православная семья создает такой уровень жизни, который, как правило, позволяет удовлетворять необходимый минимум потребностей каждого члена семьи в пище, одежде, развитии и т. п. Это позволяет семье успешно реализовывать экономическую, репродуктивную функции, а также функцию организации быта. В православных семьях обеспечено стабильное состояние духовного, душевного и физического здоровья взрослых и детей, развита социальная активность и возможность адаптации к жизни в любых условиях.
Приведем здесь слова святого апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сора-дуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор 13. 1—7).
Семья рождается на чувстве любви мужа и жены. В дальнейшем на чувствах любви и согласия зиждется все семейное здание. Любовь — это постоянная готовность отдать себя другому, заботиться о нем, оберегать его; радоваться его радостям как своим и печалиться его горем как собственным. В браке радость и горе становятся общими; человек переносит центр интересов, мироощущения из себя в другого, избавляется от эгоцентризма, в какой-то мере начинает видеть
мир глазами двоих. Человек устроен так, что любит не того, кто его любит, а того, о ком он сам заботится. Поэтому любовь внутри семьи возрастает на взаимной заботе.
Согласно православному учению отношения мужа и жены тро-ичны: телесны, душевны и духовны, что делает их постоянными и нерасторжимыми. Всякое отношение к женщине или мужчине (в браке или вне его) лишь как к источнику только плотского наслаждения с христианской точки зрения есть грех, ибо предполагает расчленение триединого человеческого существа. Брак должен охватывать все три стороны человеческого существа: тело, душу и дух. Только в этом случае любовь супругов помогает им возрастать духовно, только в этом случае она не замкнута на себе, а распространяется на детей и согревает окружающих.
Всем известны слова: «Жена да убоится мужа своего» (Еф 5. 33).
У нецерковных людей они часто вызывают недоумение и возражение. Но в них имеется в виду не та боязнь, которая возникает от ненависти и ужаса, а та, которая продиктована любовью и уважением. Здесь имеется в виду та благодатная боязнь потери любви, которая должна жить в сердцах супругов, боязнь огорчить, обидеть другого. Это тот страх, который сохраняет брак.
Дети должны видеть уважительное отношение родителей между собой. Взаимное уважение супругов порождает уважение детей к родителям. Труд жены должен цениться мужем, а сама она — быть хозяйкой дома и воспитательницей детей. С уст мужа не может слетать ни одного грубого слова в адрес жены, равно как и жена не устраивает истерик и сцен мужу. Нежность отношений отца и матери накладывает отпечаток, прежде всего, на психику ребенка. И.А. Ильин по этому поводу писал, что ребенку необходим поток мужественной, братски-товарищеской любви от отца и женственно-ласковой, религиозно-совестной от матери13.
Особого разговора требует тема о роли отца. Священник Олег Че-банов пишет: «Как глава семьи, отец одновременно и господин для своих близких, но и слуга для них. Поэтому отношение отца и детей всегда должны быть иерархичны. Подлинная иерархичность благодатна и исполнена не только любви, но и определенной строгости. Ибо у хорошего отца всегда есть задача подготовить сына к трудностям земного бытия. Наказанный сын всегда мистически осознает, что он любим отцом.
В здоровой христианской семье ребенок должен понимать, что авторитет отца вовсе не призван подавлять его, пренебрегать его
13 Цит. по: Шестун Евгений, прот. Православная педагогика. М., 2001. С. 420.
внутренней свободой и ломать характер. Напротив, он призван воспитывать его к внутренней свободе»14.
В сердце же самого ребенка должна навсегда расцвести почтительная и нежная благодарность к родителям, пробуждающая его сердце и укрепляющая его духовность. Любовь, как и вера, «без дел мертва» (Иак 2. 20). Поэтому детей надо приучать любить родителей и заботиться о них с самого раннего возраста. Когда родители все отдают ребенку как своему кумиру, не научая его отдавать, и не заботятся друг о друге, они растят эгоиста с потребительской психологией.
Любовь, как и вера, достигает совершенства делами. Надо устанавливать для детей сначала крохотные, потом маленькие, а затем все возрастающие обязанности по отношению к родителям и друг другу. Общность рождения, воспитания и воспоминаний об отчем доме имеют огромное значение для дружбы и любви на всю жизнь. Поэтому весьма полезны совместные бытовые и хозяйственные дела, в которых участвуют все члены семьи. Это могут быть посещение святынь, музеев, походы, поездки за город, беседы на религиозные темы, совместные чтения, детские игры и т. п.
Итак, с точки зрения православной педагогической мысли ведущим фактором становления и развития ребенка считается не материальное благополучие, а нравственная атмосфера семьи, желание и умение родителей заниматься воспитанием детей, проявление ими нежности, заботы, понимания и уважения по отношению к личности ребенка. В слове «К верующему отцу» святитель Иоанн Златоуст говорит, что «нерадение о детях больше всех грехов»15. Ревностно проповедовал он обязанности родителей: «Для того Бог и вложил в родителей любовь к нам, чтобы в них мы имели наставников в добродетели. Не одно рождение делает отцов, но хорошее образование, и не ношение во чреве делает материю — но доброе воспитание»16.
Какие же средства воспитания и, прежде всего, воспитания духовно-нравственного, предлагают православные представители педагогической мысли? И.А. Ильин основное внимание воспитателей и родителей обращал на первые часы жизни ребенка, считая, что как только начнутся проблески сознания, необходимо позаботиться о том, чтобы они исходили от духа и будили в младенческой душе духовные состояния. Педагогически важно, отмечал он, чтобы духовность инстинкта была пробуждена до неизбежных потрясений. При этом нельзя забы-
14 Чебанов Олег, свящ. Указ. соч. С. 38—39.
15 Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. М., 1995. Т. 1. Кн. 1. С. 82.
16 Там же.
вать о том, что ребенок — это суверенное существо, что он так же, как и взрослые, почтен Богом даром свободы. Поэтому главное в обретении веры ребенком должно быть не столько религиозное обучение как таковое (хотя, безусловно, оно необходимо для верующего человека), сколько «общесемейная атмосфера благоговения перед Святыней, уважительное отношение отца и матери друг к другу, ощущение живой связи с Церковью. непрестанная молитва родителей за детей»17.
Основой духовно-нравственного воспитания детей в семье является напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, которую дети чувствуют и в которой они, по мере своего возраста, будут участвовать. Основная задача такого воспитания в свете православной педагогики — вложить в сердца детей начатки Христовой веры, раскрыть ее как радостную полноту жизни и подготовить детей к тому, чтобы они, придя в возраст, на любом жизненном поприще ощущали себя, прежде всего, членами Церкви.
Начальные стадии воспитания ложатся в основном на плечи матери. Еще во время беременности ей должны сопутствовать молитва и духовное бодрствование. Святитель Феофан Затворник в своем творении «Путь ко спасению» дает ценные практические указания о том, как следует вести ребенка после его рождения по пути православного воспитания. Наиважнейшим и первым шагом религиозного воспитания ребенка в семье, по словам святителя, является крещение младенца. Очень часто приходится сталкиваться здесь с возражениями, ар гумен ти рован ны ми тем, что младе нец не по ни мает вели кой тай ны крещения, и потому оно им не усваивается и не является «залогом» для дальнейшего духовного роста человека.
Это не так. Таинство крещения, как и все остальные Таинства Церкви, безусловно, необходимы для ребенка. Через Таинство крещения младенцу даруется благодать Божия. В дальнейшем эту благодать родителям необходимо всячески укреплять и приумножать в ребенке.
Не в том состоит религиозное воспитание, чтобы ребенок усвоил религиозную жизнь интеллектуально, для этого будет свое время. Истинный христианский путь открывается в сердце. И лучи Божии, идущие к нам через Таинство, проникают не в наше сознание, а в глубину сердца.
Обязательным средством в укреплении благодати крещения является научение ребенка первым молитвам. Но делать это нужно не путем заучивания, а в процессе живой молитвы, молясь вместе с ним. Постепенно в ребенке будет возрастать сознание бытия Божия, Его
17 Церковь, дети и современный мир. С. 35.
56
всемогущества, любви и потребность в молитве. Молитвы должны идти от сознания и чувства, поэтому смысл их необходимо детям разъяснять, но на должном духовном уровне. И здесь необходимо помнить, что нельзя дать ребенку больше, чем имеешь сам.
В то же время, как указывал протоиерей В.В. Зеньковский, важны не столько слова молитвы, как «стояние перед Господом», то есть соответствующая установка души18. В этом смысле большое педагогическое значение имеют иконы. Полезно рассказывать ребенку об иконах, но не перегружать его информацией. Душа ребенка, его религиозные чувства нуждаются в насыщении религиозными образами, а так как дети не могут еще выразить их иначе, чем в чем-либо внешнем, то обраще ние к свя тым образам по может им.
Духовно-нравственное воспитание в опыте православной педагогической культуры немыслимо без посещения храма. При этом необходимо помнить и знать, что посещение храма должно быть радостным праздником, но не редким событием. Оно не должно быть и обременительным, поэтому рекомендуется на первых порах отстаивать с ребенком только часть службы. И, конечно, необходимо чаще причащать детей во укрепление души и тела.
Важным качеством в процессе духовно-нравственного воспитания должно стать чувство ответственности за свои поступки и чувство долга. Чувство ответственности до определенного возраста воспитывается не только беседой и назиданием, но, если потребуется, и наказанием. Чувство долга — прежде всего примером родителей. В детях, как и в родителях, должна жить боязнь греха, способность к покаянию. Это начинается с простого «прости» за мелкие проступки. У детей воспитывается чувство стыда за дурные слова, поступки, чувства. Внедрение в сознание ребенка понятия греха требует большого такта и мудрости родителей, тем более что современное общество во многом потеряло это понятие.
Православное воспитание говорит о необходимости становления личности, имеющей волю, склонную кдобру. В каждом случае интуиция и рассуждения, диктуемые любовью и поддерживаемые Божией помощью, должны подсказывать родителям меру свободы и меру разумного принуждения и надзора. Там, где этой меры нет, последствия могут быть самыми печальными. В семье должна царить разумная дисциплина в сочетании с атмосферой взаимной любви. Главное же, на чем должно основываться духовно-нравственное воспитание в семье с точки зрения православной педагогики, — это общая со своими родителями религиозная жизнь. Религиозная активность ребенка долж-
18 Зеньковский Василий, прот. Указ. соч. С. 71.
57
на проявляться в той же мере, что и религиозная активность семьи, быть ее отражением.
Итак, в своей наивысшей полноте духовно-нравственное воспитание способно реализоваться только в семье. И если семья нацелена на духовное и нравственное становление детей, то свои усилия ей необходимо объединять с системой дополнительного и обязательного общего образования. Образовательные учреждения, в свою очередь, должны идти навстречу семье в решении этих проблем, оказывая там, где необходимо, посильную педагогическую помощь. Система образования может расширять и развивать воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролируя и направляя семейное воспитание. Но для этого нужна целенаправленная и систематическая работа, которая складывается годами путем отбора ее рациональных форм и методов. При этом необходимо помнить, что нет работы с родителями вообще, а есть конкретные насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям.
Традиционно считается, что воспитывать детей может каждый, и специальных знаний для этого не требуется. Однако, как показывают реалии нашей жизни, данное мнение во многом ошибочно. Непонимание и незнание родителями азов педагогики и психологии приводят к многочисленным просчетам в семейном воспитании, что негативно отражается на духовном, душевном и физическом развитии детей. Ознакомление и осмысление родителями основ научных знаний о закономерностях развития личности, построении воспитательного процесса, условиях создания благоприятной воспитательной среды. поможет им добиться более высоких результатов в воспитании собственных детей.
В настоящее время существует достаточно богатый арсенал форм и методов работы с семьями учащихся, под которыми понимаются целенаправленные способы педагогического воздействия на членов семьи с целью создания единого воспитательного пространства в школе и дома, через формирование у них психолого-педагогических знаний и умений, духовно-нравственных качеств, коррекции отношений внутри и вне семьи. Выделяют коллективные и индивидуальные формы работы с семьей.
К коллективным формам работы относят педагогический лекторий, университет педагогических знаний, проведение семинаров, психолого-педагогических практикумов, организация круглых столов, вечеров вопросов и ответов, родительских клубов, дней открытых дверей и родительских дней, классных родительских собраний и т. п.
Однако ведущая роль в работе с родителями принадлежит индивидуальным формам. Самой распространенной, удобной и эффективной из них является педагогическая беседа с родителями. Другой важнейшей формой взаимодействия с семьей является индивидуальное педагогическое поручение. Многое в изучении ученика, мотивов его деятельности и поступков дает посещение семьи на дому.
VI
И, наконец, шестая позиция в построении эффективной системы воспитания в контексте православной педагогической мысли говорит о необходимости наличия духовно-нравственной окружающей среды. Это относится, прежде всего, к средствам массовой информации. Идеальным было бы изменение их содержательной сущности. Но поскольку такая задача в современных условиях вряд ли выполнима, то в рамках этой статьи имеет смысл говорить о защите детей от пагубного воздействия СМИ, с одной стороны, и создании программ альтернативного содержания в средствах массовой информации — с другой.
Итак, нами охарактеризованы основные факторы духовно-нравственного становления личности. «В психолого-педагогическом аспекте, — пишет В.М. Пустовалов, — понятие «фактор» имеет два значения: во-первых, это постоянно действующая сила; во-вторых, — первооснова, первопричина какого-либо педагогического или психологического явления (процесса)»19. В нашем случае факторы духовно-нравственного становления индивида реализуются через создание определенных педагогических условий, каковыми являются:
— опора духовно-нравственного воспитания на те абсолютные ценности, которые существуют в православном вероучении как культурообразующей религии Российского государства;
— ценностное наполнение образования и воспитания через создание и введение в общеобразовательные школы базового курса нравственного содержания и «вкрапления» в существующие учебные курсы нравственной компоненты;
— создание и развитие в общеобразовательной школе системы воспитания, основанной на приоритете духовно-нравственных ценностей;
— более широкое использование существующего опыта духовнонравственного воспитания в воскресных школах, духовно-просветительских центрах в системе дополнительного образования;
19 Пустовалов В.М. Духовно-нравственное становление личности будущего учителя: теория и практика: Дис. ... докт. пед. наук. Оренбург, 2002. С. 119.
— совместная работа государства, Церкви и школы по совершенствованию семейного воспитания;
— защита детей от пагубного воздействия СМИ;
— подготовка системы соответствующих педагогических кадров.
В заключение еще раз отметим: наличие всех перечисленных факторов зависит от возможностей и желания общества в их создании, и в этом смысле справедливы слова о том, что «духовно-нравственное становление личности происходит в определенном социокультурном образовательном пространстве, особое место в котором занимает духовно-нравственная деятельность, обеспечивающая накопление духовно-нравственного опыта, и именно она может стать условием духовно-нравственного становления»20.
Речь идет о деятельности как самого человека, так и других людей, которым небезразлична его судьба, его духовно-нравственное состояние. Ориентация человека на духовно-нравственные ценности выступает в качестве внутреннего регулятора поведения. В сфере духовности и нравственности эта регуляция может происходить только через механизм самооценки, поскольку духовно-нравственное поведение — это по веде ние, осно ван ное на самостоя тель но при ня том реше нии, а не под влиянием каких-либо внешних причин. Успешность процесса становления самооценочных способностей зависит от уровня сформи-рованности у ребенка навыков духовно-нравственной ориентировки, направленность которой обусловлена в первую очередь особенностями существующей системы духовно-нравственных ценностей.
С позиций православной педагогики о духовно-нравственном воспитании говорят как о возрождении человека по образу Того, Кто его сотворил. Поэтому главная цель здесь — обожение человека. И процесс этот осуществляется благодаря не только устремлениям самого человека или других людей, но и благодаря благодатному воздействию Бога. Поэтому целесообразно говорить, что процесс духовно-нравственного воспитания проходит в социокультурном образовательном и Богоблагодатном пространстве.
Для педагогической практики наибольший интерес здесь представляет духовно-нравственная деятельность человека как одно из условий его духовно-нравственного становления. Включение ребенка в деятельность, обеспечивающую накопление духовно-нравственного опыта, является важнейшим внешним педагогическим фактором его духовно-нравственного воспитания. Недаром в православной антропологии считается, что «не частью, но действием укоренен человек в Боге. Если его движение созвучно той любви, что движет солн-
20 Пустовалов В. М. Указ. соч. С. 134.
60
ца и светила, оно выявляет образ Божий в человеке, стремящемся к Богу. Если произошла девиация движения или остановка — начинается распад»21.
К внутренним факторам мы относим, во-первых, способность человека к рефлексии, направленной не просто на осознание самого себя, но, прежде всего, своих недостатков, грехов, порочных наклонностей, на покаяние в них, искреннее желание исправления. Во-вторых, благодатное воздействие Святого Духа. «В каждом твар-ном бытии, — пишет диакон Андрей Кураев, — действительно заложен Божий «логос», и его назначение — влечь свою “среду” к соединению с Богом. Если индивидуальная воля расходится с влечением логоса, разнобой векторных движений приводит к появлению трещины, распаду и смерти. Именно внутренний разлом влечет к смерти человеческой целостности»22. Вне благодати и вне союза любви человек просто теряет себя. Предоставленный самому себе, он по ги бает.
Таким образом, можно выделить ряд средств духовно-нравственного воспитания, необходимых в контексте православной педагогической парадигмы для эффективной реализации всех намеченных выше условий духовного и нравственного становления индивида и рекомендуемых для выполнения тем или иным институтом воспитания23.
Рекомендуемое средство духовнонравственного воспитания Институт воспитания, использующий средство
1. Развитие эмоциональной сферы ребенка как умения познавать чувствами. Семья, Церковь, школа.
2. Воспитание чувства любви к Богу как основе нравственного воспитания. Поскольку сила и устойчивость того или иного чувства зависят от правильного представления о предмете любви, то необходимо параллельно формировать истинное и полное понятие о Боге и святы не. Семья, Церковь.
21 Кураев А.В. Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения: Дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. М., 1994. С. 87.
22 Там же. С. 88.
23 Использованы материалы кн.: Духовно-нравственное воспитание в начальной школе.
3. Воспитание собственным благочестивым примером, поскольку дети склонны к подражанию и не способны отделить отвлеченное нравственное понятие от конкретной личности. Школа, Церковь, семья. Родители должны помнить о том, что дети перенимают от них не только интеллектуальные способности, наклонность к той или иной деятельности, но и предрасположенность чувствовать таким же образом, как и они.
4. Обращение к образам святых, использование жи тий ной ли те ратуры с тем, чтобы у детей сложился достаточно полный и живой нравственный идеал. Семья, Церковь, школа.
5. Подкрепление словесных образов, на которых воспитывается ребенок, музыкальными, живописными, архитектурными и т. д. образами и образцами святости. Усиление за счет этого эмоционального поля приводит к повышению эффективности воспитательного воздействия. Семья, Церковь, школа.
6. Воспитание любви во всех ее проявления (любви к животным, к природе и т. д.) для поддержания «огня сердца» в детях. Семья, Церковь, школа.
7. Развитие молитвенности в детях, поскольку молитва ограждает от дурных мыслей, учит собранности, сосредоточенности, наставляет на доброе. Семья, Церковь.
8. Воспитание почитания святынь. Семья, Церковь, школа.
9. Доброделание как выполнение дел милосердия. Семья, Церковь, школа.
10. Воспитание воздержания ксобствен-ным потребностям. Семья, Церковь, школа.
Итак, мы пришли к определенному выводу: духовно-нравственное воспитание в общей структуре содержания образования может быть реализовано различными институтами воспитания в зависимости от конкретно поставленных задач.
Role of moral and spiritual education
IN WHOLE EDUCATIONAL STRUCTURE
Divnogortseva S.Y
The author of the article further develops the theme of researching the main aspects of moral and spiritual educational system. While in the first part of the research there were analysed such aspects as children’s religiously-valued orientation through including the moral and spiritual component in all the compulsory subjects and the interconnection with the basic course as well as the interconnection with other school activities; in the second part the author touches upon the problems of family work, the existence of the moral and spiritual environment; the interconnection with the additional education system.